– Три книги: Начертание, – Письма, – Сборник – новыя по именам, – добавляет с обычной скромностью, и в шутливом тоне преосв. Феофан, – а по содержанию… Помните поговорку: горох жареный, горох пареный... и прочие горохи до 12... Впрочем есть прибавки... в начале Начертания, – и порядочныя. – Все отослано Афонцам, кои теперь издают мои книги... и продают 476 . И все эти книги изданы были Афонцами, под следующими полными заглавиями: а) Письма о христианской жизни (Выпуски первый и второй, – без приложения втораго выпуска, которое издается особою книжкою). Епископа Феофана. Москва, 1891. 8°. Стр. 253†II, причем каждому письму дано особое заглавие, напр. «о труде и самопринуждении», «о слезахъ», «о предании себя в волю Божию», и т.д. 477 Затем, из приложения bmopjro выпуска «Писем», составились: б) Сборник аскетических писаний, извеченных из патериков обители св. Саввы Освященнаго, что близ Иерусалима. (Взят из втораго выпуска писем о христианской жизни, где он составяет особое прибавление к ним). Москва, 1891. 8°. Стр. 166. – Наконец в) Начертание христианскаго нравоучения. (Это то же, что письма о христианской жизни, выпуски третий и четвертый, с небольшими переделками и несколькими прибавлениями, каких потребовала система нравоучения). Москва, 1891. 8°. Стр. II†506†III. Прибавления, о которых говорится и в приведенном письме преосв. Феофана к О.С. Бурачек и в самом заголовке Начертания, по сравнению с 3 и 4 выпусками «Писем о христианской жизни», заключаются в первой части «Начертания» и изложены под заглавием: «Основы христианской жизни». – Историю первоначального составления «Писем о христианской жизни», вошедших в состав «Начертания», уже отчасти известную нам из прежнего, преосв. Феофан дополняет следующими словами того же письма к О.С. Бурачек от 21 августа 1890 года: «Начертание было составлено еще в 46–7 годах. Степан Онисимович 478 прочитав его, восхитился, – и воодушевил меня на преподавание. Это мои академические уроки, как и Путь ко спасению». И от 19 февраля 1891 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Для этого необходимо возможное одухотворение человека. В человеке Ориген находил три части: тело, душу и дух. Тело привязывает нас к Земле, – этой юдоли греха, плача и страданий; а духом, высшею частью нашего существа, мы непосредственно соприкасаемся с миром Божественного. Задача наша в течение жизни нашей победить страсти и влечения низшей части нашего существа и для того давать больше простора требованиям и стремлениям духа. Постепенное восхождение от плоти к духу – вот сокращенное изложение того нравоучения, которое читается и излагается в его беседах. Борьба с плотяным человеком – необходимый подвиг, предписанный христианину. Самые душевные движения наши, не отягченные грубостью плоти, по возможности должны быть утончаемы и возвышаемы веянием духа: иначе они повлекут нас к низу и сольются с требованиями плоти. Искупление, благодатные силы, нам данные, закон христианский – все это чрезвычайные пособия к возвращению человеком того блаженства, которое предощущает и к которому стремится дух его. К такому направлению нравоучения, требующему подавления плоти и освобождения от неё духа, приводило Оригена его несколько своеобразное воззрение на настоящую жизнь нашу. Он полагал, что наши души согрешили и пали еще в надзвездном мире, еще до явления их на нашей Земле. В тела они заключаются, как в темницы, для наказания, и Земля для них место изгнания и ссылки. День рождения для них не день радости, как день явления нового существа, а день плача и сетования, как день изгнания из блаженного дома в страну лишений и страданий. Не только жена родившая, читаем мы в беседе Оригена об Очищении жены родильницы по предписанию закона Моисеева 163 , но и тот, кто рождается, мужеского ли пола или женского, по слову Писания, не чист от скверны, хотя бы и один день был жития его ( Иов.14:4 ). В том заключается некоторая великая тайна, – такая, которая не выходила из мысли ни у кого из святых. Потому из всех святых не найдется ни одного, кто бы праздновал день рождения или устраивал великое пиршество в день своего рождения, не найдется ни одного, кто бы радовался в день рождения сына иди дочери своей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

Подводя краткие итоги тому, что главным образом было добыто отмеченными в настоящем параграфе 775 произведениями, видим следующее: отныне наиболее отчетливо выяснены особенности христианской «аскетики» (ей. Феофан, еп. Петр); замечательно хорошо выяснен «ход нравственной жизни человека» до его «обращения ко Христу» и после него, при чем изумительно ясно (насколько в подобных случаях может быть речь о ясности) раскрыто учение о божественной «благодати», помогающей человеку на пути его нравственной жизни, и об участии в последней человеческой нравственной «свободы» (еп. Феофан) 776 , предложен обширный анализ греховных обнаружений человека, весьма примечательный (о. Е. Попов ); сделана попытка свести всю христианскую жизнедеятельность к началу «любви» (о. Остроумов и другие) 777 ; выпукло выяснены и некоторые мелкие, незначительные вопросы, при чем особенно должны быть подчеркнуты вызванные различными новейшими философскими и богословскими течениями... (см. сочинения, указанные в пунктах – 3, 4 и др.); предложена серьезная попытка построить христианскую этику по новому, целесообразному по возможности, плану и внести в последнюю научный по возможности элемент, а отсюда подготовить почву для еще более плодотворных опытов построения системы Нравственного Богословия ( М. А. Олесницкий и отчасти другие)... Коротко сказать: как показывают отмеченные стороны дела, развитие рассматриваемой нами науки, как такой, сильно подвинулось вперед, благодаря названным, в настоящем (IX-м) параграфе нашего очерка трудам, что до известной степени облегчило работу дальнейшим труженикам. 756 Это – известный вышенский затворник (бывший владимирский еп.). Далее, впрочем, будем характеризовать не только опыт его аскетики. 759 „Письма о хр. ж.“ (1–4 ч. Спб. 1880 г.) и „Прибавления“ к ним представляют собою обширный том (около 800 страниц) дающий массу нравоучительного и вообще назидательного материала. 760 По недостатку места оставляя дальнейшую речь о данных произведениях святителя, по той-же причине ограничиваемся одним лишь упоминанием о некоторых других, тем более, что они не содержать в себе полной системы христианского нравоучения, хотя иногда и предлагают более или менее достаточный для этого материал.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

раскрыть его Божественное происхождение вопреки тем же вольнодумцам; 3) христианство понимается и содержится различно разными обществами и церквами: доказать, что правильно понимается и содержится оно только в церкви православной, которая потому и есть одна истинная; 4) в христианстве указывают на некоторые догматы, которые, будто бы, не согласны с новейшими открытиями науки: рассмотреть подробно эти догматы и показать способ примирения их с новейшею наукою и т.п. Равным образом и в нравственном богословии вместо того, чтобы подробно излагать наши обязанности к Богу, к ближним и к нам самим, достаточно 1) раскрыть обстоятельно отличительный характер христианского нравоучения и его превосходство пред всеми прочими нравоучениями, 2) выяснить нравственные истины, которые почему-либо подвергаются пререканиям, или ложно истолковываются в свете, напр., о поединках, самоубийстве и проч.; 3) показать влияние христианского нравоучения на усовершенствование и отдельных лиц и целых обществ. Также и в церковной истории достаточно ограничиться общим обзором событий и заботиться преимущественно о том, чтобы сообщить студентам правильный христианский взгляд на эти события, а с подробностью останавливаться только на важнейших эпохах, каковы: эпоха вселенских соборов, эпоха отпадения западной церкви от восточной, эпоха просвещения России христианством и проч. О церковном законоведении не говорим: там легко сделать выбор предметов и сократить сообразно с целью преподавания этой науки в университетах. Второе: дать в помощь профессору богословия в каждом университете по одному доценту из самых лучших магистров богословия. Это, по нашему мнению, могло бы иметь самые добрые последствия: 1) на долю профессора и доцента досталось бы тогда только по две науки для преподавания и, след., они имели бы полную возможность сами изучать эти науки со всею основательностью и подробностью, неопустительно следить за современным состоянием их в христианском мире и давать богословские лекции, достойные университетской кафедры; 2) профессор богословия в лице своего доцента постоянно видел бы совместника, который своими успехами естественно возбуждал бы в нем благородное соревнование и усердие к совершенствованию лекций; 3) в случае продолжительной болезни профессора богословия, богословские лекции отнюдь не прекращались бы в университете, как неизбежно бывало доселе: доцент временно мог бы понести долг и своего заболевшего товарища; 4) из числа этих доцентов могли бы со-временем выходить отличные профессоры богословия для университетов, тогда как доселе каждый раз, когда открывалась нужда выбрать нового законоучителя для того или другого университета, встречаемы были крайние затруднения.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

3).    Епископ Феофан. Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни. М., 1892 , стр. 221.    Епископ Феофан. Начертание христианского нравоучения, М. 1895, стр. 32.    Johann Arnd’s sechs Bücher vom wahren Christentum. Stuttgart, 1930. 4. Buch, S. 629.    «Von der Anfangsgründen des christliches Lebens, die in dem „Chrismus für uns“ bestehen, führte Arndt weiter zu dem „Christus in uns“, zu dem Wandel im Geiste». Johann Arndt. Vom gottseligen Leben. Wuppertal, 1984. Einleitung von Dr. Gertrud Wasserzug, S. 23.   Епископ Феофан. Начертание христианского нравоучения, М. 1895, стр. 27.    Собрание писем святителя Феофана. Выпуск первый, М., 1898, стр. 74.   Епископ Феофан. Путь ко спасению. М., 1899 , стр. 21.   Johann Arnd’s sechs Bücher vom wahren Christentum. Basel, o. J. (die zweite Hälfte des 19. Jahrhunderts). 5. Buch, S. 722-723.    Ibidem, S. 712 ff.   Цит. по: Johann Arndt. Vom gottseligen Leben. Wuppertal 1984, S. 25. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 16 июня, 2021 31 мая, 2021 20 мая, 2021 27 апреля, 2021 14 апреля, 2021 12 апреля, 2021 3 апреля, 2021 26 марта, 2021 22 марта, 2021 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/arndt-i-pravoslavie/

Скачать epub pdf ХРИСТИАНСКОЕ НРАВОУЧЕНИЕ, ИЛИ БОГОСЛОВИЕ ДЕЯТЕЛЬНОЕ ПОДЛЕЖАТЕЛЬНОЕ Части богословия деятельного Поскольку в поврежденном состоянии рода человеческого облечению во внутреннего человека должно предшествовать совлечение человека внешнего, то само собой разумеется, что в нравоучении прежде всего необходимо обратить внимание на человека внешнего, без сокровенного сердца человека, и именно раскрыть: его природу и силы, посредством которых ниспадает он во глубину зол, его бессилие поставить себя в состояние духовное и, наконец, постепенное ниспадение в глубину зол. Затем, раскрыв природу человека внутреннего, нужно рассмотреть бессилие по отношению к нему плоти и его духовную силу, и постепенное возрастание в жизни духовной в меру совершенного возраста Христова. Поэтому христианское нравоучение можно разделить на следующие части: 1. Природа человека внешнего, без сокровенного сердца человека. 2. Сила над ним плоти. 3. Бессилие его духовное. 4. Возрасты его, или постепенное ниспадение во глубину зол. 5. Зачатие и рождение сокровенного сердца человека. 6. Внутренняя его природа и качества. 7. Сила его духовная. 8. Бессилие по отношению к нему плоти. 9. Постепенное его возрастание. 10. Средства, способствующие его зачатию, рождению, сохранению и совершенствованию. Начало поврежденности внешнего человека В этих изображениях нравственной поврежденности показано и самое ее начало. Что древний змий присоветовал и дал, то прародитель человеков принял устами и сердцем и, как прирожденную болезнь, сообщил всему человеческому роду 26 , так что каждый человек и зачинается, и рождается уже во грехе 27 . Таким образом, корень греха лежит в самом внутреннем основании человеческой природы. Распространение поврежденности Эта поврежденность от первого человека переходит и ко всем прочим. Нет человека, рожденного естественным образом, который был бы чист от этой скверны 28 . Начинаясь с первой минуты его бытия и действуя в нем в каждое мгновение его жизни 29 , она перейдет с ним и в самую вечность 30 , если он не возвратит своей чистоты и непорочности. Обнаружение поврежденности

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

Ренан. Собр. Сочинений, т. 10-й: «Воспоминания детства и юности», изд. 1902 г. стр. 13–20, 40–43. 17 Еп. Феофан. Начертание христианского нравоучения, изд. 96 г., стр. 215. В этом отношении заслуживает внимание брошюра М. Новоселова : «Забытый путь опытного богопознания» (вып. 1-й религиозно-филос. библиотеки). 18 Рассудок – это формальная сила человеческого мышления, составляющая понятия, рассуждающая и умозаключающая, отличная от высшей познавательной силы – разума. См. еп. Феофан. Начертание хр. нравоучения, стр. 214–249. 21 Достоевский. Собр. сочинений, изд. Маркса 1895 г. т. 12-й, стр. 768–769. В этом отношении интересна статья о Достоевском у архиеп. Антония (Волынского). См. полное собр. соч. т. 3-й, стр. 299–347, изд. Казань 1900 г. 23 Желающим подробнее ознакомиться с вопросами религиозного познания отсылаем к вышеупомянутым сочинениям еп. Феофана, проф. Светлова, проф. Кудрявцева, проф. Несмелова ; также к курсам богословия, напр. еп. Сильвестра, митр. Макария, архиеп. Антония Волынского (собр. сочинений) 24 Сравнение с Шопенгауером не в пользу Ренана: первый, убедившись с своей точки зрения в обмане, перестал повиноваться великому эгоисту, что и честно, и последовательно; Ренан же видит обман и все-таки покоряется. 32 Здесь Ренан – не точен: дважды обрушивалось на него общество своим осуждением: в первый раз, когда он окончил семинарию, за снятие рясы (он готовился быть аббатом), и в другой раз – за «Жизнь Иисуса»; тот и другой удар были для него тяжелы. 33 Мы несколько не понимаем хорошего самочувствия Ренана. Под ним он, кажется, разумеет главным образом физическое самочувствие, т. е. безболезненное состояние организма, дающее и известное настроение; но это все таки не то, что полнота духовной жизни и благодатное настроение, свойственное верующему человеку. 36 «Жизнь Иисуса» Ренана мы имели в подлиннике, изд. Париж. 1864 г., и в немецком переводе, изд. Лейпциг, 1893 г. Из немецкого перевода мы воспользовались двумя научными предисловиями, где Ренан высказывает свой взгляд на Евангелия, и трактатом о 4-м Евангелии. И предисловия, и трактат появились лишь впоследствии и потому в изд. 63 г. не вошли. Вышеприведенную цитату мы заимствовали из Das Leben Iesu. Vorwort, S. 9–12. В самое последнее время видели мы и русский полный перевод «Жизни Иисуса», изд. Сытина, 1907 г., но уж большой услуги он нам не оказал. Мы только сочли нужным вести и по нему цитацию. См. эту цитату на 7­–10 стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

Окончим наше предисловие словами речи покойного о. протоиерея А. В. Горского: «Опасаемся несовершенства наших первых опытов. Но доколе же будет подавлять в нас всякую самодеятельность юношеская робость? Если бы ремесленник, не имея хороших орудий и достаточного навыка в труде, из опасения сделать несовершенное, ни за что не принимался, он умер бы с голоду» (см. Сборник, изданный по случаю празднования 50летия Московской духовной Академии. Мск. 1864 г. стр. 31). А мы в данном случае не только сами голодаем, но и других, грядущих к нам испить живой воды, томим жгучею духовною жаждою. Утвержденная Святейшим Синодом примерная программа Закона Божия для учеников VIII класса гимназии Министерства Народного Просвящения (Жур. Мин. Нар. Проев, за декабрь месяц 1890 г. отд. Прав. Распор., стр 71–73). Существенные черты православного нравоучения О законе Христовом; его необходимость при законе естественном и превосходство пред всяким положительным. О побуждениях к исполнению его. Вменение. Власть вменяющая; условия вменения; предмет его. Невменяемость. Свойства христианской добродетели; ее превосходство перед языческой. Благодать и свобода. Греховность, увлечение, слабость, порок. Всепрощение Божие под условием исправления со стороны грешника Кроме обязанностей наших к Богу, указанных в катехизисе и составляющих христианское богопочтение, обязательны для православных: 1)  Почитание в храме святынь, как то: креста, Евангелия, икон и мощей. Противоположность иконопочитания идолопоклонению. 2)  Благоприличное поведение в храме. 3)  Крестное знамение и поклоны земные, поясные. Почитание праздников. 4)  Праздничный покой и праздность. 5)  Соблюдение постов. Их значение. Между обязанностями, к самому себе: Самообразование в духе православия. Попечение о чистоте совести и сердца; Здоровье, как предмет заботы; поведете во время болезни; преступность самоубийства. Взгляд православного на благополучие внешнее и на удовольствия. Мужество в несчастьях. Доброе имя; предосторожность от любостяжания и честолюбия.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij-Bob...

Содержание всех четырех выпусков следующее: Вып. 1 Письма о христианской жизни (числом 37, со страницы 1 по 131), с отдельными статьями: Об исправлении сердца (стр. 135–157), О борьбе со грехом (стр. 159–237) и О благодати всесвятаго Духа (стр. 239–281) 182 . – Вып. 2. Письма о христианской жизни (числом 62, стр. 5–161), с прибавлением а) нескольких проповедей преосв. Феофана (стр. 162–236) 183 и б) разных статей, извлеченных из отечников (стр. 239–558) 184 . Изд. 2-е. Спб. 1862. – Вып. 3. Письма о христианской жизни (числом 25), где объясняются общие основные понятия о христианской жизни и деятельности, именно: о лице, действующем по христиански; об отличительных чертах христианских действий; о добродетели христианской и грехе, с их последствиями (стр. 5–304) 185 , с прибавлениями: А) О начале христианской жизни (стр. 307–379) и Б) Подробное указание действий христиански-благодатной жизни и жизни греховной на все способности человека (стр. 381–609). Изд. 1-е. Спб. I860. – Вып 4. Письма о христианской жизни (числом 20), представляющие собой изображение в порядке обязательных для христианина чувств, расположений и дел (стр. 5–305), с прибавлением об обязанностях христиан относительных (семейственных, церковных и гражданских, стр. 309–372). Изд. 1-е. Спб. 1860. – Как уже из этого общего указания содержания Писем о христианской жизни видно, они заключают в себе целую систему христианского нравоучения, что особенно должно сказать о трех последних, к тому же и обширнейших по объему, выпусках их, так что гораздо позже их изданные, как особые, труды преосв. Феофана путь ко спасению (краткий очерк аскетики). 1-е изд. Спб. 1868–1869 и Начертание христианского нравоучения (Москва, 1891), представляют собою, – первый, – лишь прикладную или заключительную часть к сим «Письмам», а последний – сокращение и переделку их. Они суть как бы отголосок академической деятельности преосв. Феофана по кафедре нравственного и пастырского богословия, как мы о том и замечали в свое время. О происхождении их сам автор, в виду возбужденного ими в обществе интереса, со свойственной ему всегда скромностью говорит следующее: «Пишете, что Письма читаются не без охоты 186 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Кроме краткого вступления в котором излагается апостольское приветствие колосской Церкви ( Колос. 1 : 1, 2), в послании находятся три главные части: вероучение (1 : 3; 2 : 23), нравоучение (3 : 1; 4 : 6) и заключение (4 : 7–18). 1). В вероучительной части Апостол благодарит Бога призвавшего колоссян в царство веры и благодати; подтверждает истину преподанного Епафрасом учения; молит Бога о даровании им преуспеяния в мудрости и добродетели (1 : 3–11); описывает благодеяния Божии, оказанные христианам по отношению к виновнику сих благодеяний, сделавшему все нужное для спасения человеков, так что, кроме христианства, не должно изыскивать других средств для получения вечного спасения (1 : 12–20), и по отношению к самим колоссянам, получившим оные и таким образом совершенно примирившихся с Богом и достигшим полного возможного на земле человеческого блаженства (1 : 21–23); и наконец показывает причины, побудившие его напоминать об этом колоссянам, т, е, должность Апостола (1 : 24; 2 : 3) и опасность от лжеучителей, прельщающих словопрениями, философией, тщетной лестью и изволенным смиренномудрием (2 : 4–23). 2). В нравоучительной части Апостол излагает сперва общие начала христианского поведения (3 : 1–17), потом показывает частные обязанности супругов (3 : 18, 19), родителей и детей (3 : 20, 21), рабов и господ (3 : 22; 4 : 1) и наконец указывает общие всем христианам обязанности постоянного пребывания в молитве и благоразумного обхождения с язычниками (4 : 2–6). 3). В заключении послания Апостол говорит о цели посольства к ним Тихика и Онисима, как верных служителей и соработников, чтобы они узнали обстоятельства колоссян и утешили сердца их (4 : 7–9); посылает приветствия от находившихся при нем сотрудников и, между прочим, от Епафраса (4 : 10–15); повелевает распорядиться передачей сего послания лаодикийцам и прочитать написанное от лаодикийцев к Апостолу (4 : 16); повелевает Архиппу, как думают, преемнику Епафраса, блюсти принятое о Господе служение (4 : 17) и оканчивает послание обыкновенным приветствием (4 : 18). § 123. Время и место написания

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010