Аудио   Введение Отдел I. О начале христианской жизни чрез святое крещение, с указанием – как сохранить сию благодать в период воспитания Как начинается в нас христианская жизнь? Как начинается жизнь христианская в таинстве крещения? Отдел II. О начале христианской жизни чрез покаяние или о покаянии и обращении грешника к Богу Как начинается христианская жизнь в таинстве покаяния? 1. Состояние грешника 2. Действие Божией благодати 3. Пробуждение грешника от греховного сна 4. Чрезвычайные действия благодати Божией в возбуждении грешников от сна греховного 5. Обыкновенный порядок стяжания дара возбудительной благодати 6. Восход до решимости оставить грех и посвятить себя богоугождению А. Восход до решимости оставить грех Б. Восход до обета посвятить себя Богу 7. Облечение силою свыше на дело богоугождения в таинствах покаяния и причащения А. Кающемуся изрекается всепрощение в Таинстве покаяния Б. Кающийся приступает к Таинству святого причащения Отдел III. О том, как совершается, зреет и крепнет в нас христианская жизнь, или то же о порядке богоугодной жизни Как совершается, зреет и крепнет в нас христианская жизнь 1. О хранении духа ревности по Богу А. Внутрь-пребывание Б. Зрение другого мира В. Стояние в чувствах, доведших до решимости 2. Указание упражнений, способствующих к утверждению в добре душевных и телесных сил человека А. Упражнения, способствующие к образованию душевных сил по духу христианской жизни Б. Держание тела по духу новой жизни В. Порядок внешней жизни по духу жизни новой Г. Благодатные средства воспитания и укрепления духовной жизни Д. Приближение к непрерывному говению 3. Правила брани со страстями, или начала самопротивления 4. Начатки восхождения к живому богообщению А. Восхождение к Богу Б. Живое богообщение совершается в состоянии безмолвия, приводящего к бесстрастию Святого отца нашего Иоанна Златоустого уроки о воспитании Приложение Тропарь святителю Феофану, глас 8 Кондак святителю Феофану, глас 4     Введение В «Начертании христианского нравоучения» изображены обязательные для нас чувства и расположения, но этим сказано далеко не все, потребное к устроению своего спасения. Главное дело у нас действительная жизнь в духе Христовом. А этого только коснись, сколько откроется недоумений и сколько, поэтому, потребно указаний, и притом почти на каждом шагу!

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Этот учебник, История Христианской Церкви, составлен по знаменитому учебнику Протоиерея Петра Смирнова, История Христианской Церкви, 1903 г. Наш учебник написан в 1989 г., для учеников " Русской Церковной Гимназии при Храме Всех Святых в Земле Российской Просиявших " в Бурлингейме, Калифорния. Книгой могут пользоваться и взрослые. Для них она будет конспектом по Истории Христианской Церкви. В конце книги помещен отдел библиографии, а также адреса откуда можно выписывать эти книги. Программа по Закону Божию в Бурлингейме, та же самая что и в " Русской Церковной Гимназии Св.Кирилла и Мефодия " при Скорбященском Соборе в Сан- Франциско и в приходской " Св. Покровской Школе " при Храме Покрова Пресвятой Богородицы в Пало-Алто. Все три школы находятся в районе Сан-Франциско. Программа, с небольшими изменениями, в основном, такая же самая какая была в русских школах до 1917 г., а за границей она сохранилась до сих пор: Класс School Возраст Гимн. Grade 8 1 2 Во всех 3-х пр.классах: 9 2 3 Молитвы, Двунадесятые праздники и 10 3 4 Заповеди Закона Божия 11 1 5 Ветхий Завет 12 2 6 Новый Завет 13 3 7 Богослужение 14 4 8 История Христианской Церкви 15 5 9 История Русской Церкви 16 6 10 Катихизис 17 7 11 Апологетика 18 8 12 Нравоучение пр. - Приготовительные классы) Таким образом История Христианской Церкви преподается в 4-ом классе гимназии; после Ветхого Завета, Нового Завета и Богослужения. Эта программа была составлена для русских школ в православной России, где вся страна, молилась, ходила в церковь и постила. Правда, последнее время до 1917 г., были отступления, но все таки в основном, это была православная страна. Жизнь в такой стране создавала русских людей с христианскими качествами характера, с православным мировозрением и по духу православными. Закон Божий который дети проходили в школе, была только теория того, что дети уже знали из своего личного опыта и из своей жизни. Сейчас же все совершенно другое. Русские за границей живут в странах которые не православные и в некоторых случаях даже не христианские, и в которых православные в меньшистве. Сама жизнь требует добавления к этой программе. Поэтому, во всех классах, паралельно с программой ведутся еще разговоры на следующие темы: (1) Церковный год, (2) Жития святых и (3) Современная жизнь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1884...

Завет ru Zavetru ru Zavet ru mail@pavland.ru mail@pavland.ru Завет ru http://www.zavet.ru/a/i/rss.png Основа христианского учения По учебнику Протоиерея Аполлония Темномерова, Священная История Новаго Завета, Петроград, 1915 г. Основа христианского учения находится в жизни, чудесах, притчах и учении Господа Иисуса Христа. Все молитвы, богослужения в течение целого года, праздники, история Церкви, нравоучение, учение о жизни, все, все в христианстве исходит оттуда. Содержание: 1. Введение 1 – Десять Заповедей Ветхого Завета. (Исход 20:2-17; Второзаконие 5:6-21). Десять Заповедей были даны еще в Ветхом Завете (1615 лет до Рождества Христова), пророку Моисею на горе Синай, на пятидесятый день Исхода евреев из Египта. Вся проповедь Иисуса Христа основывается на Ветхом Завете и углубляет его. Когда древние евреи Его обвинили что Он учит что-то другое, то Он им ответил: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон и пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мат. 5:17). Таким образом евреи разделились и одна группа пошла за Иисусом Христом, а другая нет. 10 заповедей из Ветхого Завета и Заповеди Блаженства из Нового Завета (Евангелия), в течение почти 2000 лет, являются основой всех цивилизованных обществ. Наши гражданские законы основываются на этих заповедях. Соблюдение заповедей создает благополучие в нашей жизни на земле, а также и вечное спасение. (Последнее время наблюдается постепенное отступление от них). Внизу они даются в сокращенном виде. 1. Я Господь Бог твой, (Исход) да не будет у тебя других богов, (20:2,3) 2. Не делай себе идолов и не служи им, (20:4) 3. Не говори имя Господа Бога если не нужно, (20:7) 4. Шесть дней работай, а седьмой день отдавай Господу Богу, (20:8) 5. Почитай отца и мать твоих, (20:12) 6. Не убивай (20:13) 7. Не прелюбодействуй, (20:14) 8. Не кради (20:15) 9. Не говори неправду про других, (20:16) 10. Не желай ничего чужого; не завидуй. (20:17) 1.1 Толкование Десяти Заповедей Завета По учению Иисуса Христа, эти заповеди толкуются широко. Грех не только нарушать их, но грех тоже и любой поступок который ведет к нарушению заповеди. В этом и есть основная разница между Ветхим Заветом и Новым Заветом и людьми которые придерживаются первого или второго. Внизу даны более подробные объяснения:

http://zavet.ru/a/rss_1284695913.html

Скачать epub pdf 4. Грех, его свойство и виды Грех, также как и добродетель, можно рассматривать в трех видах проявления: как грешное дело, как греховное расположение или страсть и как общее греховное состояние души. Также грешная жизнь человека имеет свои возрасты, подобно как и добродетельная. Что такое грех? Грех есть преступление (нарушение) заповеди Божией или по выражению апостола: «грех есть беззаконие» ( 1Ин. 3:4 ), т.е. неисполнение воли Божией. Св. Иоанн Златоуст говорит: «грех есть ни что иное как действие против воли Божией» (св. Иоанн Златоуст . Творения, т.6, кн. I; СПб. 1900, с.184). Слово Божие открывает нам, что грех возник вследствие злоупотребления со стороны первых людей дарованною им свободою, что он не был необходим, что первые люди могли не согрешить. Они могли пережить грех только в уме или представлении, могли только представить себя нарушителями заповеди Божией, но не было никакой необходимости, чтобы это представление из области возможного перешло в область действительного. «Начало греха, – говорит св. Иоанн Златоуст , – не в природе, но в душевном расположении и в свободной воле» (его же. Творения, т. IV, кн. I, СПб, 1898, стр. 312), в сознательном противлении воле Божией. «Прародителей наших хотя искушал ко греху диавол, но он не связывал их свободы, а только обольщал; поэтому они, когда преступили заповедь, согрешили свободно, сами собой», – говорит еп. Феофан (еп. Феофан. Начертание христианского нравоучения, с. 146). Чтобы согрешить, от нас для этого не требуется так много усилий, как от наших прародителей. Это потому, конечно, что каждый из вас, потомков Адама, уже от природы носит в себе наклонность ко греху в виде греховного пожелания или «похоти» – по выражению ап. Павла. Эта врожденная человеку похоть есть самый глубокий и первый источник искушения, с которого начинается всякий грех . «Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью» ( Иак. 1:14 ), – говорит ап. Иаков. Другим источником искушений людей на грех и грехопадение является диавол. Он наводит на душу помрачение и, содержа ее как бы в каком опьянении, доводит до того, что она впадает в грех, сначала в себе, а потом и во вне. Однако это не извиняет человека в грехе, в его свободе противостоять греховному искушению. Развитие греха от мысли к делу

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Послания Павла. Руководство к изучению Краткое базовое пособие, представляющее собой конспект дореволюционных учебников. Ценность – в опоре на святоотеческие толкования. Архиепископ Аверкий (Таушев, 1906–1976). Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Апостол, Часть 1-я     Важное значение этих Посланий и трудность их изучения Из всех новозаветных священных писателей более всего потрудился в письменном изъяснении христианского учения святой Апостол Павел, написавший целых четырнадцать посланий. По важности своего содержания, они справедливо именуются некоторыми «вторым Евангелием» и всегда привлекали к себе внимание, как Святых Отцов Церкви, так и врагов христианства. Сами Апостолы, как мы видели из соборного послания святого Апостола Петра, не оставляли без внимания этих назидательных творений своего «возлюбленного» собрата, младшего по времени обращения ко Христу, но равного им по духу учения и благодатным дарам 2 Пет 3:15–16 [ 1 ]). Многие Отцы и Учители Церкви занимались истолкованием посланий святого Апостола Павла. Составляя необходимое и важное дополнение к евангельскому учению, послания святого Апостола Павла должны быть предметом самого внимательного и усердного изучения всякого христианского богослова. При этом необходимо никогда не упускать из вида той высоты и глубины богословствующей мысли святого Апостола, и той своеобразности выражений, которая иногда доходила до неудобовразумительности и останавливала таких великих толкователей Священного Писания, как святого Иоанна Златоуста, блаженного Иеронима и блаженного Августина. В этих посланиях отразилась обширная ученость и знакомство святого Апостола Павла со Священным Писанием Ветхого Завета, а равно и глубина в раскрытии новозаветного Христова учения, плодом коего был целый ряд новых слов и изречений догматического свойства или нравоучительного характера, принадлежащих исключительно святому Апостолу Павлу, как например, «совоскреснуть» (Кол 2:12 [ 2 ]), «сораспяться Христу» (Гал 2:19 [ 3 ]), «облечься во Христа» (Гал 3:27 [ 4 ]) «совлечься ветхого человека» (Кол 3:9 [ 5 ]), «спастись банею возрождения» (Тит 3:5 [ 6 ]), «закон духа жизни» (Рим 8:2 [ 7 ]), «в членах моих … иной закон, противоборствующий закону ума» (Рим 7:23 [ 8 ]) и т. п. Каждое послание заключает в себе истины христианского вероучения и нравоучения, так как и само христианство есть не только известное верование  — признание умом известных истин, но непременно и самая жизнь по вере, согласная с этой верой. Связь учения святого Апостола Павла с его жизнью

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=737...

Девятнадцатый день. Препод. Макрина, сестра Василия Великого. (Основные правила христианского воспитания для неба себя и детей наших). I. Примером того, насколько доброе религиозно-нравственное воспитание благодетельно для дитяти, для семьи и вообще для всего общества, может служить жизнь воспоминаемой в нынешний день преп. матери нашей Макрины, сестры св. Василия Великого , жившей во 2-ой половине 4-го века. Внучка мучеников, старшая дочь Василия и Эмилии Каппадокийских, Макрина была воспитана родителями, как говорится в ее жизнеописании, «не в эллинских баснях и пиитических стихотворениях, как обыкновенно воспитывали тогда родители своих детей (как отчасти воспитывают и теперь детей у нас в школах), но от Премудростей Соломоновых и от псалмов Давидовых и от прочих книг Божественного писания, избирая изряднейшие стихи таковые, яже суть ово моления и славословления Божия, ово же доброго нравоучения. И пение молитвенное коемуждо времени приличествующе и частьми разделенное, от ложа встающи и коего дела емлютися, обедать седающи, и по обеде благодарящи: в полдень же и вечер не миноваше без псалмопения и на сон грядущий уставленное моление совершаемо ею бяше. Еще же и рукоделию, девицам подобающему, от матери учима бе и не попускашеся ей в праздности и в детских играниях иждивати время, но всегда ово в книжном чтении, ово же в ручных делех упразднение ее бяше». Вот в чем состояло воспитание юной Макрины. И что же вышло из такого, как иные могли бы сказать, одностороннего, узкого воспитания Макрины? Путем такого воспитания образовалась, не обинуясь скажем, удивительная женщина, по мнению всех знавших ее, даже и язычников, – вышла великая святая праведница, по свидетельству всей христианской церкви. Величие своего христианского духа Макрина показала еще в молодых летах тем, что, будучи раз обрученною избранному ею жениху, она не решилась обручиться с другим, когда первый ее жених, по воле Господа, преждевременно скончался. Она решилась после того навсегда остаться в девстве для блага своей не малочисленной семьи, несмотря на то, что, по ее красоте и ее высоким качествам, искали ее руки многие знатные юноши.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

преосвященного Афанасия, архиепископа Донского, от 3 декабря 1905 года На основании циркулярного указа Св. Синода от 27 июля 1905 года, имею долг благопокорнейше представить соображения по вопросам, предположенным к рассмотрению на Поместном Соборе Всероссийской Церкви. I. По вопросу о разделении России на церковные округа под управлением митрополитов Этот вопрос стоит в связи с учреждением областных соборов для решения дел церковных второстепенной важности. Введение соборного управления в российской Церкви желательно. Оно имеет для себя основание в практике древней Церкви и церковных канонах и могло бы выразиться в следующем: а) русская Церковь делится на округа; б) епископы епархий, входящих в состав округа, составляют соборы для обсуждения церковных вопросов; в) одному из епархиальных епископов присвояется преимущество чести и власти, и он председательствует на соборе. а) Разделение русской Церкви на округа, согласно указаниям практики древле-вселенской Церкви, должно обусловливаться или историческими и этнографическими особенностями обособляемых округов, или приспособлением к правительственным административным единицам империи. Основываясь на этих началах, можно разделить русскую Церковь на следующие округа: 1) Северно-Русский или Новгородско-Петербургский; 2) Средне-Русский или Великорусский-Московский; 3) Южно-Русский или Малорусский-Киевский; 4) Новороссийский-Одесский; 5) Западно-Русский или Белорусский и Литовский-Виленский; 6) Восточно-Русский – Казанский (епархии волжские и уральские); 7) Кавказский; 8) Томский; 9) Иркутский. Б) Областные Поместные Соборы состоят из всех епископов округа. Они назначаются не менее одного раза в год. К участию в соборных заседаниях допускаются пресвитеры и диаконы, а также миряне с правами совещательного голоса. На областных соборах обсуждаются вопросы по предметам христианского вероучения и нравоучения, христианского благочиния и богослужения, благотворительности, миссионерского дела, духовной школы, церковных имуществ. Не имея в отношении к этого рода делам права законодательных постановлений в тех случаях, когда требуются единообразные и, следовательно, общецерковные мероприятия, окружные соборы пользуются широким правом инициативы в возбуждении вопросов по означенным делам для представления их после предварительной разработки Поместному Собору Всероссийской Церкви, и в изыскании способов наиболее целесообразного применения к местных потребностям состоявшихся уже общих постановлений Всероссийского Поместного Собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

священник Тимофей Скачать epub pdf Содержание Предисловие Введение Глава 1. Христианское мировоззрение – основа нравоучения Религиозный характер любых нравственных установок Богооткровенность Священного Писания (Ветхий Завет) Свидетельства истинности Нового Завета Православная Церковь истинное Христианское сообщество Понятие о православной аскетике Глава 2. Православное учение о человеке Образ Божий и подобие Его в человеке Дух, душа и тело Три силы души Потребности духа, души и тела человека и их деятельность Соотношения между духом, душою и телом Понятие о страстях Свобода человека и его произволение О заповедях Божиих О врожденной греховной испорченности Без борьбы с грехом – смерть! Глава 3. Обращение ко Христу О сверхчувственном познании Бога Обращение блаженного Августина Обращение ко Христу – поворот духа А если обращения еще не было? Потерять веру – самое страшное Необходимые предостережения Самоощущение христианина Глава 4. Mip и удаление христианина от него Аскетическое понятие мира Библейское наставление об уклонении от мира (Ветхий Завет) Новозаветные наставления на ту же тему Святоотеческое наставление о мире и современность Мы в мире и мир в нас Удаление от мира, гордость и любовь к ближнему Мир преходит и похоть его (1 Ин.2:17) Mip и среда церковная Глава 5. Воздержание тела, души и чувств Воздержание. Эпикурейство и манихейство Воздержание тела Хранение ума Хранение сердца Хранение воли – послушание Глава 6. Греховные страсти Классификация страстей Краткий обзор главных страстей Борьба со страстями Глава 7. Аскеза пола Общее наставление о девстве и браке Режим целомудренной жизни Глава 8. Духовные делания христианина Божественная ревность, страх Божий и трезвение Память смертная и апокалиптическое сознание О молитве Покаяние, слезы и плач радостотворный Вместо заключения. Выбор жизненного пути     Предисловие Предлагаемая книга обращена в первую очередь к юношам, получившим православное воспитание в детстве, с тем, чтобы помочь им преодолеть трудный барьер юности, чреватый многими соблазнами и искушениями, и при этом не потерять свою веру, не запятнать свою совесть, но стать сознательными православными христианами.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

37. Собрание доказательств в пользу той истины, что необходимо и полезно поминовение усопших 1 . Доказательства, заимствованные из Св. Писания. 1) В книге Товита написано: хлеб твой при погребении праведного давай ( Тов. 4:17 ), т. е. «Раздавай хлеб твой при гробе праведных», усопших в надежде воскресения и жизни вечной. По общему толкованию учителей церкви, на этом месте Св. Писания утверждается обычай – поставлять, при погребении или поминовении усопшего, трапезу нищим и убогим, а также священникам, да молятся о душе его, – обычай, бывший в первенствующей церкви и до нас дошедший. Об этом обычае говорит св. Иоанн Златоуст в толкование на Евангелие от Мф., в нравоучении (XXXI, 2). 2) В книге Иисуса, сына Сирахова, написано: «Благодать даяния пред всяким живым [да будет], и над мертвецем не возбрани благодати» ( Сир. 7:36 ), т. е. «Милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умершего не лишай милости». Что на это скажут противники наши, которые не только сами не оказывают умершим никакой милости, но и делающим сие возбраняют? Скажут ли, что эта милость умершим оказывается в погребении их? Но разве это милость, когда погребаем, чтобы самим не заразиться от разлагающихся трупов, как это делают и все народы? Зачем слово Божие будет завещать такую творить милость умершему, которая и без завещания бывает по необходимости? Явно, что здесь речь не о теле, а о душе. Это второе доказательство. 3) В кн. пр. Иеремии ( Иер. 16:6–9 ) те, о которых после смерти не творится поминовение и при погребении которых не дается милостыни, представляются окаянными и отверженными от лица Божия. Если же те, которых по смерти не поминают и о которых не подаются милостыни убогим – окаянны и отверженны от лица Божия, то значит, что те, которым воздается противное сказанному, т. е. поминовение и милостыня, – блаженны. 4) Иисус, сын Сирахов, говорит: «В покои мертвеца упокой память его, и утешися о нем во исходе духа его» ( Сир. 38:23 ), т. е. – «С упокоением умершего упокой и память о нем, и утешься о нем по исходе души его».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В.Ф. Давыденко Значение психологических сведений по учению св. отцов церкви Обращаясь к источнику святоотеческой мудрости, как неисчерпаемой сокровищнице христианского знания, для исследования важнейшего вопроса о душе человеческой, мы с полным убеждением должны надеяться найти здесь такое основательное и точное решение, которое стоит на высоте исследования по этому предмету в самых прославленных новейших психологиях и нравоучениях философов. Если трудно указать хотя бы один вопрос, касающийся веры, знания и жизни, который бы был обойден святыми отцами церкви и не находил для себя надлежащего решения в апологетической и патристической литературе, то, в ряду всех этих вопросов, без сомнения, вопрос о душе всегда составлял для них предмет особенной важности и особенно внимательного исследования. «Нет ничего драгоценнее души, замечает св. Иоанн Златоуст , это не безызвестно и тем, которые дошли до крайнего безумия. Душе ничто не равноценно, повторяет он слова древнего мудреца 1 . И в самом деле, »кая польза человеку, аще приобрящет мир весь: от востока до запада и от севера до моря, и все, что в мире, и деньги, и имения, и удовольствия, душу свою отщетит» ( Мф. 16:26 ) 2 . Опытом целой жизни своей святые отцы Церкви показали, что действительно нет сокровища на земле выше богоподобной души и нет выше добродетели и счастья, как стремиться к бесконечному совершенству, каким обладает Отец наш Небесный. К сожалению, такой возвышенный взгляд на душу не проник в сознание всех людей, Блаженный Августин , этот глубокомысленный христианский писатель, с прискорбием замечает, что «род человеческий почитает очень важным знание вещей земных, между тем как гораздо более имеет цены знание нас самих». История первенствующей церкви христианской выступает пред нами красноречивейшею свидетельницею того, что не одни представители церкви и выдающиеся пастыри и учители христианские 3 , но целые сонмы рядовых христиан, жертвуя жизнью за спасение души своей, всему миру показали, насколько она выше мира и всего, что в нем 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010