Скончался схимонах Николай 24 апреля/7 мая 1947 г. и был погребен на братском кладбище Ново- Валаамской обители. Старец «своим кротким обликом остался памятным как один из столпов великих валаамцев». Впоследствии подвижник благочестия иеросхимонах Михаил (Питкевич) так оценивал личность схимонаха Николая: «Он правильный монах, сильный духом, настоящий отшельник, по-детски простой, чистое сердце». Господь ближе к нам, чем дыхание наше Схиигумен Харитон (Дунаев) (1872–1947) Жизнь дана мне для служения Создателю и для приготовления к вечной жизни в Боге, начало которой должно быть положено еще здесь, на земле, как залог для вечности. Материалом для жизнеописания схиигумена Харитона послужили прежде всего некоторые биографические документы, а также письма и дневниковые записи. Отрывки из дневника схиигумена Харитона были опубликованы в Валаамском патерике, в более полном виде – в «Русском паломнике»; оттуда взяты лишь самые необходимые сведения для всестороннего освещения темы. Краткие жизнеописания схиигумена имеются в трудах: «Валаамский монастырь и его подвижники», «Старый Валаам», Валаамский патерик, но имеют некоторые неточности. Здесь мы попытаемся наиболее точно воссоздать биографию старца и познакомиться с его духовным наследием. Хрисанф Николаевич Дунаев, будущий схиигумен Харитон, родился 15 марта 1872 г. в деревне Горчакове Солигаличского уезда Костромской губернии в крестьянской семье. С раннего детства Хрисанф имел особую любовь к Божиему храму, молитве и чтению духовных книг. «У меня со временем, – вспоминал старец о своем детстве, – образовалась своя библиотека». Читая духовную литературу, Хрисанф не только укреплялся в вере, но и развивал интеллектуальные способности, так что, обучаясь в народном училище, он был одним из лучших учеников. 6 мая 1894 г. Хрисанф прибыл на Валаам; 3 апреля 1897 г. определен в послушники; 5 марта 1905 г. пострижен в монашество; 18 февраля 1908 г. рукоположен во иеродиакона; 28 июня 1910 г. посвящен во иеромонаха. С февраля 1909 г. иеродиакон Харитон исполнял обязанности эконома Валаамской обители, 8 июня 1917 г. был утвержден в должности эконома с зачислением в состав старшей соборной братии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

схиигумен Харитон (Дунаев) (15.03.1872–27.10.1947) схиигумен Харитон (Дунаев) Основатель и первый настоятель Ново-Валаамского монастыря в Финляндии. Биография В миру Дунаев Хрисанф Николаевич, родился 15 марта 1872 в деревне Горчакова, Солигалического уезда, Костромской губернии в многодетной крестьянской семье. Окончил курс народного училища. Его детство было малорадостным. Мальчик испытал голод и холод, тяжкие побои от любившего выпить дяди, к которому он был вынужден приехать из родной деревни. В мае 1894 года поступил в Валаамский монастырь. В 1897 определен в послушники. Выполнял разные послушания, помогал в гончарной мастерской, производил малярные работы. 5 марта 1905 года был пострижен в монашество с именем Харитон. 18 февраля 1908 года рукоположен в сан иеродиакона. В 1909 году его назначили экономом монастыря. 28 июня 1910 года был рукоположен в сан иеромонаха. В 1918-1920-х годах молодые трудоспособные послушники были взяты на войну. Вся тяжесть огромного монастырского хозяйства легла на плечи оставшихся 500 монахов, многие из которых уже были в престарелом возрасте. Многочисленные вопросы, связанные с хозяйственной деятельностью монастыря, его жизнеобеспечением, тяжким бременем легли на плечи отца Харитона. С 1920 - благочинный Коневского монастыря в Финляндии. В 1927 году был выбран братией наместником Валаамского монастыря. В 1932 назначен благочинным монастырей Финляндии. В том же году был освобожден от должности по прошению и состоял на покое, проживая в Предтеченском скиту. В 1933 на выборах большинством голосов избран в настоятели Валаамского монастыря и утвержден в должности с правом ношения палицы и митры. Пребывал настоятелем монастыря до своей кончины. В том же году принял сан игумена. По подписанному 12 марта 1940 года мирному договору к Советскому Союзу отходила вся территория Карельского перешейка, северное Приладожье и Валаамский архипелаг. Тогда же в марте, в очень короткий срок, по уже тающему льду Ладожского озера, братия во главе с игуменом Харитоном на машинах и лошадях эвакуировалась в глубь Финляндии, где в местечке Паппиниеме, на берегу озера был основан монастырь, названный впоследствии Новым Валаамом. В 1947 году пострижен в схиму. Скончался 27 октября 1947 года. Погребен в Финляндии на кладбище Ново-Валаамского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Hariton_Dunaev...

С 1925 г. – в обновленческом расколе. В 1932–1943 гг. – на Новочеркасской (григорианской) кафедре. В 1943 г. принес покаяние, епископ Кубанский и Краснодарский. В 1944–1945 гг. – епископ Херсонский и Николаевский. С 1945 г. – архиепископ Орловский и Брянский. В 1945 гг. совершил поездку в Австрию и Чехословакию для ознакомления с положением местных церковных дел. С 1947 г. – архиепископ Херсонский и Одесский. В 1948 г. назначен архиепископом Виленским и Литовским с несением должности Экзарха Западной Европы. В декабре 1951 г. переведен на Львовскую кафедру. Франк Ханс (1900–1946), рейхсляйтер, генерал-губернатор оккупированной Польши. Харитон (Дунаев Хрисанф Николаевич (1872–1947), схиигумен. Окончил курс народного училища. Поступил в Валаамский монастырь (1894). Определен в послушники (1897). Пострижен в монашество (1908). Иеродиакон (1908). Иеромонах (1910). Эконом Валаамского монастыря (1917). Благочинный Коневского монастыря в Финляндии (1920). Наместник Валаамского монастыря (1927). Благочинный монастырей Финляндии (1932). В 1932 г. освобожден от должности по прошению и состоял на покое, проживая в Предтеченском скиту. На выборах большинством голосов избран в настоятели Валаамского монастыря (1933) и пребывал настоятелем монастыря до своей кончины. Игумен (1933). В связи с тем, что по подписанному 12 марта 1940 года мирному договору с Финляндией к Советскому Союзу отходил Валаамский архипелаг, вместе с братией монастыря по тающему льду Ладожского озера эвакуировался в Финляндию, где в местечке Паппиниеме, на берегу озера основал монастырь, названный впоследствии Новым Валаамом. Пострижен в схиму (1947). Хауз Фрэнсис Хэрри (1908–2004), англиканский священник. В годы между двумя мировыми войнами много путешествовал, исполняя обязанности секретаря сначала Студенческого христианского движения, а затем Всемирной студенческой христианской федерации. В 1943 году входил в состав делегации Церкви Англии, прибывшей в Советский Союз на переговоры с иерархами Русской Православной Церкви. По окончании войны работал в одной из благотворительных организаций в Греции, а затем возглавил отдел по делам молодежи только что созданного Всемирного Совета Церквей (ВСЦ). Позже занял пост директора отдела религиозного вещания Британской вещательной корпорации (Би-Би-Си). Эту должность занимал в 1947–1955 гг., после чего вернулся в Женеву, где стал заместителем генерального секретаря ВСЦ по экуменическим вопросам. В 1962 году вернулся в Англию, где стал простым приходским священником. Христофор II (Даниилидис) (1876–1967), патриарх Александрийский и всея Африки (1939–1967).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

150 Название написано на верхнем листе рукописи от руки и в более позднее время, повторяет оригинальное. 153 Митрополит Григорий (Чуков Николай Кириллович; 1870–1955) родился в г. Петрозаводске Олонецкой губ. Окончил Олонецкую семинарию (1889), Санкт-Петербургскую Духовную академию (1895). Иерей (1897). Ректор Олонецкой Духовной семинарии (1911–1918). Настоятель Казанского собора и ректор Петроградского Богословского института (1920). В 1922 г. арестован по делу “О сопротивлении изъятию церковных ценностей” и приговорён к расстрелу, но приговор заменили тюремным заключением. Амнистирован. В 1935 г. выслан из Ленинграда в Саратов. Овдовел. Принял постриг в монашество, хиротонисан во епископа Саратовского (1942). Возглавлял Астраханскую, Псковскую, Олонецкую епархии. Митрополит Ленинградский и Новгородский (1945). Неоднократно возглавлял церковные делегации за рубеж. 154 Монах Иувиан (Краснопёров Иван Петрович; 1880–1957) в 1899 г. поступил в Валаамский монастырь, в 1907 г. был определён послушником, в 1910 г. пострижен в монашество. Проходил послушание в монастырской канцелярии (1900–1925). В 1920 г. был утверждён в должности секретаря Монашеского совета. В 1925 г. после осуждения на церковном суде за верность старому календарному стилю был сослан по предписанию Финляндского Церковного управления на островной Тихвинский скит. В 1931 г. ему было разрешено вернуться на проживание в монастырь. Заведовал метеорологической станцией. Его письма опубликованы в 2(58) журнала за 2010 г. 155 Схиигумен Харитон (Дунаев Хрисанф Николаевич; 1872–1947) родился в Костромской губернии. В 1894 г. поступил в Валаамский монастырь, зачислен послушником в 1897 г., пострижен в монашество в 1905 г., рукоположен во иеродиакона в 1908 г., во иеромонаха — в 1910 г. В 1909 г. назначен экономом монастыря, в 1917 г. утверждён в должности и зачислен в состав старшей братии. Назначен и. о. наместника Валаамского монастыря с сохранением должности эконома (1925). В 1933 г. избран настоятелем Валаамского монастыря и утверждён в должности, посвящён в сан игумена. Избран председателем Монашеского совета ФПЦ (1933–1941). Состоял членом Комитета по сохранению монастырей ФПЦ. В 1927 г. опубликовал свой труд “Введение нового стиля в Финляндской Православной Церкви и причины нестроений в монастырях”; в 1936 г. совместно с протоиереем Сергием Четвериковым издал книгу “Умное делание. О молитве Иисусовой”, в 1943 г. — книгу “Аскетизм и монашество”. Незадолго до кончины принял схиму. Награды: набедренник (1912), золотой наперсный крест от Святейшего Синода (1917), палица (1932), Командорский крест Святого Агнца II ст. от Финляндского Церковного управления (1937).

http://pravmir.ru/pisma-novogo-valaama/

Схиигум. Иоанн (Алексеев). Фотография. 30-е гг. XX в. Схиигумен Харитон (Дунаев), настоятель монастыря с 1933 по 1947 г., род. в Костромской губ. в 1873 г. в крестьянской семье, крещен с именем Хрисанф. Поступил в Валаамский мон-рь в 1894 г., принял постриг в 1905 г., рукоположен во диакона в 1908 г. и год спустя назначен казначеем обители. В 1910 г. рукоположен во иерея, в 1917 г. зачислен в состав старшей братии мон-ря. С 1920 г. благочинный Коневского мон-ря. В 1925 г. назначен и в 1927 г. избран братией наместником монастыря, в 1932 г. назначен благочинным мон-рей Финляндии. В том же году подал прошение и был освобожден от должностей наместника и благочинного, поселился в Иоанно-Предтеченском скиту и сосредоточился на молитвенном делании и изучении писаний св. отцов и учителей Церкви. Позже составил антологию «Умное делание. О молитве Иисусовой», которую совместно с прот. Сергием Четвериковым издал в мон-ре на рус. языке в 1936 г. (впосл. переведена и издана на финском и английском языках). 20 сент. 1938 г. получил 6-месячное освобождение от должности настоятеля. В 1943 г. вышел его труд «Аскетизм и монашество». В 1933 г. братия избрала его настоятелем Н. м., был утвержден архиеп. Карельским и всей Финляндии Германом, к-рый возвел его в сан игумена. В кон. 1946 г. здоровье игум. Харитона начало слабеть; 25 сент. 1947 г. его постригли в великую схиму. Преставился 27 окт. 1947 г. Награжден набедренником (1912), золотым наперсным крестом (1917), палицей (1932), наградой ФПЦ - командорским крестом ордена Св. Агнца 2-й степени (1937). Иеросхимонах Ефрем (Хробостов, в миру Григорий Иванович), ближайший сподвижник игум. Харитона, имел крестьянское происхождение и род. в 1871 г. на окраине С.-Петербурга в семье работника Придворной конюшенной конторы Мин-ва имп. двора. В 12-летнем возрасте принят в Валаамский мон-рь, нес послушания в слесарной и резной мастерских и в б-ке. В 1891 г. посвящен в стихарь и назначен псаломщиком в Абиссинскую духовную миссию. В 1894 г. зачислен послушником в Валаамский мон-рь. Принял постриг в 1895 г. с именем Георгий, в 1897 г. рукоположен во диакона, в 1899 г.- во иерея. Три года прожил на строящемся Московском подворье Валаамского мон-ря. Исполнял обязанности священника в Салминском и Шустаймском приходах Великого княжества Финляндского. В 1907-1911, 1912-1914 гг. настоятель Никольского храма Имп. Православного Палестинского об-ва в С.-Петербурге. С этого времени начал совершать литургию каждый день и сохранил этот порядок до своей смерти. Духовник мн. августейших особ, его чада финансировали строительство Смоленского скита Валаамского мон-ря, где иером. Георгий служил после возвращения из С.-Петербурга. Во время первой мировой войны находился в ставке вел. кн. Николая Николаевича. Пострижен в великую схиму в 1919 г. с именем Ефрем и жил в Смоленском скиту (был единственным насельником). Назначен в 1925 г., избран в 1927 г. духовником братии, оставался им до кончины 26 марта 1947 г.

http://pravenc.ru/text/2577805.html

Скачать epub pdf Схиигумен Харитон Игумен Харитон, в миру – Хрисанф Дунаев, родился 15 марта 1872 года в Костромской губернии в многодетной крестьянской семье. Его детство было малорадостным. Мальчик испытал голод и холод, тяжкие побои от любившего выпить дяди, к которому он был вынужден приехать из родной деревни. Но в душе его постоянно горел огонек веры в Бога, в Его небесное заступление. И Господь сохранял юную душу среди соблазнов столичного Петербурга. В мае 1894 года, после многих искушений, он поступил в Валаамский монастырь. Здесь он прошел все степени монашества – от простого послушника до игумена. Выполняя поначалу разные послушания, Хрисанф помогал в гончарной мастерской, производил малярные работы. 5 марта 1905 года он был пострижен в монашество с именем Харитон, а 18 февраля 1908 года рукоположен в сан иеродиакона. В 1909 году его назначили экономом монастыря. 28 июня 1910 года он был посвящен в иеромонаха. В 1912 году за труды на благо родной Валаамской обители отец Харитон был награжден набедренником и золотым крестом от Святейшего Синода выдаваемым. В 1918–1920-х годах молодые трудоспособные послушники были взяты на войну. Вся тяжесть огромного монастырского хозяйства легла на плечи оставшихся 500 монахов, многие из которых уже были в престарелом возрасте. Многочисленные вопросы, связанные с хозяйственной деятельностью монастыря, его жизнеобеспечением, тяжким бременем легли на плечи отца Харитона. В 1927 году иеромонах Харитон был выбран братией наместником монастыря, а в 1933-м утвержден в должности настоятеля с правом ношения палицы и митры. Вся монашеская жизнь игумена Харитона была жизнью деятельной. Этому способствовали и его многотрудные послушания, связанные с неизбежным общением с миром, житейской суетой, но душа его постоянно стремилась к уединению. Иногда зимой отец Харитон удалялся на несколько месяцев в Предтеченский скит. Здесь он всецело предавался молитве, чтению творений святых отцов. Еще в 1896 году, будучи новоначальным послушником, отец Харитон прочитал книгу епископа Феофана, Затворника Вышенского «Путь ко спасению». В молодом иноке возгорелось желание вести подвижническую жизнь, неразрывно связанную с непрестанным творением Иисусовой молитвы. «По вступлении моем в обитель, – писал в своем дневнике игумен Харитон, – я возревновал о завещании (наставлении. – Сост.) для иноков и был руководим своим старцем Агапием, который разрешал все мои недоумения, встречающиеся при молитве. По смерти же старца за разрешением недоумений я был вынужден прибегать к писаниям богомудрых отцов. Извлекая из них существенное о молитве Иисусовой, я записывал все это в тетрадь, и таким образом с течением времени у меня составился сборник о молитве». В 1936 году игумен Харитон совместно с протоиереем Сергием Четвериковым издал книгу «Умное делание. О молитве Иисусовой».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1.3.Евангелийские истины в произведении Н.В. Гоголя. Но выносит ли Гоголь своему герою суровый и беспощадный приговор? Нет, автор по-христиански сострадает этому несчастному, совершенно безобидному человеку и силою своего гения пробуждает наше сочувствие к нему. Что же лежит в основе такого сострадания? «Ключ ко всему, - пишет М. М. Дунаев, - в том знаменитом месте, о котором говорили слишком много, но слишком простой заключенной в нем истины, кажется, так и не обнаружили» 132]. Гоголь, повествуя об атмосфере совершенно бесчеловечного отношения чиновников, сослуживцев к Акакию Акакиевичу, упоминает об одном молодом человеке, который, по примеру других, позволил было посмеяться над ним, вдруг остановился, как будто пронзенный, и с тех пор все переменилось перед ним и показалось в другом виде. Какая-то неестественная сила оттолкнула его от товарищей, с которыми он познакомился, приняв их за приличных светских людей, и долго потом, среди самых веселых минут, представлялся ему низенький чиновник с лысиной на лбу, со своими пронизывающими словами: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» - и в этих проникающих словах звенели другие слова: «Я брат твой» 530]. Я брат твой... «Понятие братства», как пишет М. М. Дунаев, не имеет смысла без понятия об отцовстве. Речь идет о духовном родстве: «Акакий Акакиевич Башмачкин брат каждому из нас, поскольку у нас с ним единый Отец Небесный. Гоголь сострадает не жертве социального угнетения, но творению Божию, не сумевшему проявить в своей любви образ и подобие Отца, в нем, в творении, заключенного» 133]. Я брат твой... В этих знаменитых, ключевых словах, заключается не только мольба о снисхождении к слабому, беззащитному человеку, сострадании к его тяжкому положению, но и прямой призыв к помощи погибающему таланту. Свидетельством тому служит отношение самого автора к своему герою не как к безнадежному «идиоту» и «уроду», но как к «возможно полноценному и даже гениально одаренному 219]. Я брат твой... Здесь Гоголь опирается на Евангельские истины: «Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает. Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас. Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит? И мы имеем от него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин. 4: 11-12, 19-21).

http://ruskline.ru/analitika/2013/03/08/...

35 Триодь постная, в среду сырную утра, на стиховне самогласен, глас 1. 36 Триодь постная, в понедельник первыя седмицы утра, трипеснец кир Иосифа, глас 2, песнь 9-я, иный, тропарь 1. 37 Триодь постная, во вторник сырный на утрени трипеснец кир Иосифа, песнь 8-я, иный, глас 2, тропарь 2. 38 «Христос смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной»: 39 Макарий Египетский, преподобный. Духовные слова и послания: Собрание типа I (Vatic. graec. 694) Изд. подг. А.Г. Дунаев. М., 2002, 8, 3, 1; ср.: 8, 1, 1. 40 Триодь постная, в неделю сырную утра, на Хвалитех стихира самогласна 2-я, глас 5. 41 См.: тропарь Входу Господню во Иерусалим, глас 1. 42 «Плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут»: 43 Последование погребения мирских человек, стихиры подобны на целование, Слава, глас 6. 44 Каллист Катафигиот, преподобный. 20, 90/Добротолюбие, или словеса и главизны священного трезвения, собранныя от писаний святых и богодухновенных отец, в немже нравственным но деянию, и умозрению любомудрием ум очищается, просвещается и совершен бывает. В 2 т.: Т. 2. М., 2000. С. 495, 568 (далее цитируем как Добротолюбие славянское). 45 «Вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет»: 46 Как говорит (в 7-м абзаце от начала) «Известие учительное» в Служебнике, для совершения литургии прежде всего необходимо «намерение и волю священнику имети крепко к совершению тайны Тела и Крове Господни» (см.: Известие учительное, како долженствует иерею и диакону служение в церкви совершати и приуготовлятися к священнодейству, наипаче же к Божественней литургии, и каковии бывают бедственнии и недоуменнии в скорости случаи, како в том исправлятися, предложися вкратце/Служебник. М., 1995. С. 381; также: Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. Православно-догматическое богословие. 4-е изд. Т. 2. Тутаев, 1999; репринт. изд.: СПб., 1883. С. 514).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

А если таков дом, то что же должно думать о хозяине его? Каким исступлением ( βακχε ας) не исполнилась бы естественно душа, пристально, насколько возможно, на него взирающая? Посему же и утверждает священный Павел, что «наше жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя Господа нашего Иисуса " 1788 , не мысля притом о земном 1789 , но о небесном, во Христе Иисусе. И заповедует Он нам помышлять о горнем 1790 , «где Христос сидит одесную Бога» 1791 , и возвышает мысль слушающих, говоря: »Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Бога, держит все словом уст Своих« 1792 , и еще: »Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари, ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальствали, власти ли, – все Им и для Него создано, и Он есть прежде всего, и все Им стоит, и Он есть глава тела Церкви " 1793 , – и другое подобное излагает [Апостол], указывая на то, что видимое временно, а невидимое вечно, и предуготовляет всё для убеждения слушающего, чтобы тот стремился к незримому, и представлял себе его подобающе, и устремлялся к нему со всем рвением, и навечно к нему пригвождался. 11. Благо, истекающее от созерцания Бога Блаженный Давид обещает некую божественную жизнь, как видно, полностью в душе таинственно зарождающуюся, а поскольку сам пророк первым испытал этот опыт, то говорит он созерцающим Бога: «Ищите Господа, и оживет душа ваша« 1794 , что совершенно сходно со сказанным Господом: »Сия есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» 1795 , – и продолжает об этом, говоря подлинно внемлющим: «Я и Отец – одно« 1796 , затем: »Пребудьте во Мне, а Я в вас« 1797 , и, указывая на, так сказать, плодотворность духовной жизни, что она есть божественное ведение, говорит так: »Ибо Я живу, и вы будете жить. В тот день, – ясно, что [речь ид ёт о] духовной жизни, – узнаете вы, что Я в Отце Моём, и вы во Мне, и Я в вас» 1798 . Далее же, приоткрывая, сколь велико [дарование] созерцать и познавать Бога, насколько возможно, говорит: «Духа Святого, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет« 1799 . И еще: »Отче праведный! И мир Тебя не познал, а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня. И Я открыл им имя Твоё и открою« 1800 . Для чего? »Да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них» 1801 . И взывает за нас самих к Отцу, говоря: «Отче! Которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которою Ты дал Мне " 1802 . И ничуть не напрасно так просит Он об этом Отца, поскольку Он есть Бог и Слово Божье, истинное само по себе и познающее и указующее то, что действительно является истиной, а именно, что из Духа исходит божественная премирная жизнь, из нее – ведение Бога и осияние, а из них – обитание [в нас] Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

А то, что мы, преследуемые тобой, говорили о подчиненном, иначе говоря низшем, и высшем по причине и следствию, а не по тварности и нетварности 1075 , точнее же, когда говорил Варлаам, мы не сочли нужным возражать на его слова, но предоставили это благочестивому разуму, – свидетель ты сам, выступающий против наших слов о нетварном. Следовательно, и ты 1076 – достойный веры и неоспоримый свидетель и для себя, и для нас: для нас, что мы, говоря так, благочестивы; для себя, что считаешь всё каким бы то ни было образом подчинённое у Бога тварным. Новый Арий, появившийся в наше время, затем облачившийся в лисью шкуру 1077 и овчину лицемерия, ты стремишься незаметно пожрать Христовых овец и чванишься, что уже проглотил и насильно удерживаешь неповеривших, не зная, что [люди] Христовы на самом деле сильны немощью и, если даже «страдают, как злодеи, вплоть до уз " 1078 , однако не стыдятся свидетельства истины, зная, в Кого уверовали, и уверенные, что верен [Обещавший] сохранить их в оный день 1079 . Ведь «и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут» несомненно «гонимы» ныне 1080 , »злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь« 1081 , »и слово их», хотя и отступившее от истины 1082 , «как рак, будет распространяться» 1083 , а не придерживающиеся »здравого учения» «по своим прихотям будут избирать таковых учителей, которые льстили бы слуху» 1084 . Глава 10. Свидетельства святых, что божественная природа есть источник божественных энергий; здесь же ясное доказательство, что Акиндин является арианином Что сущность есть источник и причина энергии, показывает говорящий: «Все причастно промыслу, источаемому из всепричинного божества« 1085 . Ярчайший же светоч Ниссы [говорит]: «Какое слово могло бы выразить божественную энергию, а лучше, силу, от которой энергия, точнее же, природу, от которой сила» 1086 . А Златоустый отец в писании «О непостижимом» говорит: «Пророки не только оказываются не знающими, что есть Бог по природе, но и о самой премудрости находятся в затруднении, сколь велика она, хотя не сущность из премудрости, но премудрость из сущности.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010