За Божественной литургией Святейшему Патриарху Кириллу и Святейшему Патриарху Неофиту сослужили:  митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий , Местоблюститель Киевской митрополичьей кафедры;  митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий ;  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии;  митрополит Минский и Слуцкий Павел , Патриарший экзарх всея Беларуси;  митрополит Волоколамский Иларион , председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата;  митрополит Хризостом (Мартишкин) ;  митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь ;  митрополит Калужский и Боровский Климент , председатель  Издательского Совета  Русской Православной Церкви;  митрополит Самарский и Сызранский Сергий ;  митрополит Истринский Арсений , первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве;  митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл ;  митрополит Челябинский и Златоустовский Феофан ;  митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий ;  митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий ;  митрополит Саранский и Мордовский Зиновий ;  архиепископ Можайский Григорий ;  архиепископ Орловский и Ливенский Антоний ;  архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий ;  архиепископ Пинский и Лунинецкий Стефан ;  архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан ;  архиепископ Верейский Евгений , председатель  Учебного комитета  Русской Православной Церкви;  архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , председатель  Синодального отдела по монастырям и монашеству ;  архиепископ Егорьевский Марк , руководитель  Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям ;  архиепископ Петергофский Амвросий ;  архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт ;  епископ Видновский Тихон ;  епископ Красногорский Иринарх , председатель  Синодального отдела по тюремному служению ;  епископ Дмитровский Феофилакт ;  епископ Серпуховской Роман ;  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии;  епископ Иероним (Чернышов) ;  епископ Подольский Тихон , председатель  Финансово-хозяйственного управления  Московского Патриархата;  епископ Краснослободский и Темниковский Климент ;  епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон , председатель  Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению ;  епископ Якутский и Ленский Роман ;  епископ Воскресенский Савва ;  епископ Магаданский и Синегорский Иоанн ;  епископ Ардатовский и Атяшевский Вениамин ;  епископ Арсеньевский и Дальнегорский Гурий ;  епископ Балашихинский Николай ;  епископ Муромский и Вязниковский Нил ;  епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав ;  епископ Зарайский Константин ;  епископ Гатчинский и Лужский Митрофан ;  епископ Лысковский и Лукояновский Силуан .

http://patriarchia.ru/db/text/3659575.ht...

Разделы портала «Азбука веры» Митрополит Игнатий (Пологрудов) " decoding="" title="" Митрополит Игнатий (Пологрудов): «Я хотел быть просто монахом» Митрополит Игнатий (Пологрудов) В Избранное Диплом физического факультета Иркутского госуниверситета, опыт службы в Вооруженных силах, познания в философии, психологии, увлечение живописью, классической музыкой с таким багажом заведующий лабораторией медицинской кибернетики Всесоюзного научного центра хирургии Сергей Пологрудов будущий Митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий подошел к решающему повороту в своей жизни, к встрече с архиепископом Хризостомом (Мартишкиным). Вслед за ним он уехал из Сибири в Вильнюсский Свято-Духов монастырь , а всего после девяти лет монашеской жизни вернулся на родину, чтобы начать архиерейское служение на Дальнем Востоке. Архиерей, который прыгает с парашютом, ходит в походы, вместе с моряками-подводниками совершает переход подо льдами Северного Ледовитого океана, служит Литургию на Северном полюсе. Будучи уже митрополитом, продолжает учиться: окончил факультет теологии Свято-Тихоновского университета и аспирантуру Московского городского психолого-педагогического университета. Первым из архиереев открывает и ведет в Интернете свой личный блог. Не совсем обычный архиерей… О своем приходе к вере , о наставнике, архимандрите Иоанне (Крестьянкине) , о служении на Дальнем Востоке и общении с людьми в самых разных условиях владыка Игнатий рассказал журналу «Православие и современность». От атеизма к вере Для Вас наставником, взрастившим Вас, был владыка Хризостом (Мартишкин), за которым Вы поехали в Вильнюс, в монастырь? Владыка замечательный человек и замечательный иерарх, но он не был моим духовным отцом и всегда это подчеркивал: «Я не старец и не пастырь; я администратор, поэтому Вам (т. е. мне) скажу сразу не смогу руководить Вашей духовной жизнью. И еще скажу: любой священник , и духовник в том числе, это столб, на котором висит табличка: “ Бог там”. Он должен указать направление, в лучшем случае помочь в этом направлении идти, но все остальное каждый должен делать сам». Прав владыка или нет в оценке своих пастырских способностей не знаю. Но то, что он был и проницательным, и мудрым, и хорошим психологом, это точно. Таким остается и поныне. С глубоким уважением отношусь к нему.

http://azbyka.ru/way/mitropolit-habarovs...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление От составителей Жизненный путь протоиерея Александра Геронимуса (1945–2007) нельзя назвать обычным даже для человека, дерзнувшего принять на себя крест священства во времена так называемого «застоя». Это был путь, который Христос предлагал богатому юноше. Отвергнув ценности и стереотипы своего социального слоя и окружения, отец Александр последовал за Христом, увлекая многих за собой. Александр Юрьевич Геронимус родился в семье потомственных московских математиков, преподавателей вузов. Александр тоже проявлял незаурядные математические способности: успешно участвовал в математических олимпиадах, поступил на механико-математический факультет, а затем в аспирантуру МГУ. В 1971 г. он защитил кандидатскую диссертацию и поступил на работу в Институт экономики АН СССР. Его женой стала его одноклассница и сокурсница Лидия Гончарова. От своих родных Саша воспринял интеллигентность, душевную щедрость, ответственное и серьезное отношение к жизни, однако среди друзей и близких молодых супругов не было верующих людей, что было обычно для того времени и той среды. И сами они долго не были верующими, хотя и не считали себя атеистами, находили и читали труднодоступную в те времена духовную литературу. Перелом наступил, когда они познакомились с православным христианином, через которого Господь и привел их в Церковь . Они крестились 24 октября 1969 г. в храме Илии Обыденного в Москве. Крестил Сашу и Лиду протоиерей Владимир Иванович Смирнов († 1981), ставший их духовным отцом. После крещения жизнь Александра обрела новое содержание. Помимо математики, он занялся изучением Священного Писания, много молился. У него в доме часто собирались верующие, в основном прихожане храма Илии Обыденного. Под влиянием Саши и Лиды обратились некоторые из их друзей. Постепенно у Александра, при поддержке духовного отца, вызревало решение о принятии священства. Многое препятствовало этому: как государственная политика того времени, так и происхождение и образование Александра. В семье тогда было уже трое детей, но он при согласии и одобрении жены уволился из Института экономики и стал ночным сторожем в храме Илии Обыденного. Наконец, в 1979 г., он был рукоположен в священство владыкой Хризостомом (Мартишкиным), тогда архиепископом Курским и Белгородским.

http://azbyka.ru/besedy-na-velikij-post

Русская Православная Церковь ХХ век 1 апреля Митрополит Кирилл (Смирнов) 1918 год – Святейший Патриарх Тихон назначил архиепископа Кирилла (Смирнова) митрополитом Тифлисским и Бакинским, экзархом Кавказским. Об этом было объявлено 8 апреля на Поместном Соборе, на котором присутствовал и сам владыка Кирилл. Секретарь огласил выписки из постановлений Святейшего Патриарха и Священного Синода от 19 марта (1 апреля по новому стилю) и 23 марта (5 апреля по новому стилю) за 185, 210 о «бытии архиепископу Тамбовскому и Шацкому митрополитом Тифлисским и Бакинским, экзархом Кавказским и о предоставлении ему права ношения белого клобука и митры с крестами». Само назначение владыки Кирилла на Тифлисскую кафедру было мерой, в некоторой степени, вынужденной: митрополит Платон (Рождественский), будущий первоиерарх Американской Православной Церкви, не был в состоянии справиться с тяжелой закавказской ситуацией. 1992 год – Архиерейский Собор обсуждал ходатайство епископата Украинской Православной Церкви о предоставлении ей автокефалии (1–4 апреля). После доклада митрополита Филарета (Денисенко) началась дискуссия, в которой участвовало большинство архиереев. На обсуждение вопроса о статусе Украинской Православной Церкви не могли не повлиять многочисленные делегации верующих из разных епархий Украины, протестовавших против автокефалии. Первым выступил архиепископ Виленский и Литовский Хризостом (Мартишкин). Он поддержал принципиальную необходимость предоставления Украинской Православной Церкви автокефалии, но счел нецелесообразным делать это в настоящий момент, так как своими необдуманными действиями митрополит Филарет внес разлад в церковную жизнь Украины. Значительное число архиереев, выступая на Соборе, говорили о несвоевременности автокефалии Украинской Церкви – главным образом из-за того, что при полной самостоятельности Православная Церковь на Украине окажется один на один с униатской агрессией, а раскольники все равно не прекратят своей разрушительной деятельности. Некоторые из выступавших напоминали, что все прошлые попытки автокефалии Украинской Православной Церкви приносили Церкви беду.

http://pravoslavie.ru/5404.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАДИМ (Лазебный Владимир Анатольевич; род. 14.10.1954, г. Губкин Белгородской обл.), митр. Ярославский и Ростовский. Из семьи рабочего. В 1972 г. поступил в Одесскую ДС, к-рую окончил в 1977 г. В 1974-1977 гг. служил в Советской Армии. В 1981 г. окончил МДА со степенью канд. богословия за соч. «Реформа духовного образования в Римско-католической Церкви в свете решений II Ватиканского Собора». В 1978 г. архиеп. Курским и Белгородским Хризостомом (Мартишкиным) рукоположен во диакона, через год ректором МДА и ДС архиеп. Владимиром (Сабоданом) пострижен в монашество с именем Вадим, в 1980 г. архиеп. Хризостомом рукоположен во иеромонаха. С мая 1978 г. состоял референтом, затем зав. канцелярией ОВЦС. В окт. 1981 г. зачислен в клир Всехсвятского храма в Курске. В авг. 1984 г. назначен настоятелем Александро-Невского храма в г. Ст. Оскол и благочинным храмов Старооскольского округа. С февр. по окт. 1985 г. исполнял обязанности секретаря Иркутского епархиального управления. С нояб. 1985 г. являлся настоятелем Никольского храма во Владивостоке и благочинным храмов Приморского округа. В 1987 г. возведен в сан игумена, в 1988 г.- в сан архимандрита. В июле 1988 г. назначен настоятелем Крестовоздвиженского храма в Иркутске, благочинным храмов Иркутского округа и исполняющим обязанности секретаря Иркутского епархиального управления. 25 янв. 1990 г. определен к хиротонии во епископа Иркутского и Читинского; хиротония, к-рую возглавил митр. Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков) , состоялась 4 февр. 1990 г. в Богоявленском соборе в Москве. С 26 янв. по 18 авг. 1990 г. В. одновременно управлял также Новосибирской и Барнаульской епархией, благословил начало строительства храма Всех святых, в земле Российской просиявших, в Академгородке Новосибирска. С 31 янв. по 25 мая 1991 г. временно управлял также новообразованной Магаданской и Камчатской епархией, с 31 янв. по 27 дек. 1991 г.- Хабаровской и Благовещенской епархией. Решением Свящ. Синода РПЦ от 21 апр. 1994 г. в связи с образованием Читинской и Забайкальской епархии В. определено носить титул «Иркутский и Ангарский». 25 февр. 2000 г. В. был возведен в сан архиепископа.

http://pravenc.ru/text/153827.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАРАЙСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Московской епархии, названо по г. Зарайску Московской обл. Учреждено постановлением Патриарха Московского и всея Руси Алексия I и Свящ. Синода от 25 нояб. 1965 г. 26 дек. того же года состоялась хиротония во епископа Зарайского Иувеналия (Пояркова) с оставлением в должности зам. председателя Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС). В 1968 г. еп. Иувеналий в качестве представителя РПЦ присутствовал на IV Ассамблее Всемирного Совета Церквей (ВСЦ) (Уппсала), принимал участие в работе проходившего в Праге III Всемирного общехрист. конгресса в защиту мира, в 1968-1983 гг. являлся членом Центрального комитета ВСЦ. 20 марта 1969 г. архиерей был переведен на Тульскую и Белёвскую кафедру. Постановлением Синода от 21 марта 1972 г. епископом Зарайским, викарием Московской епархии и зам. председателя ОВЦС определено быть архим. Хризостому (Мартишкину) . Хиротония состоялась 23 апр. 1972 г. В сане епископа Зарайского пребывал до назначения 3 сент. 1974 г. на Курскую и Белгородскую кафедру. 3 янв. 1975 г. во епископа Зарайского был хиротонисан архим. Иов (Тывонюк) с поручением управлять Патриаршими приходами РПЦ в Канаде и временно в США. 19 июля 1976 г. архиерей был освобожден от управления Патриаршими приходами в Канаде и в США, назначен зам. председателя ОВЦС; 30 нояб. 1988 г. в сане архиепископа возглавил Костромскую и Галичскую кафедру. Постановлением Свящ. Синода от 30 нояб. 1988 г. епископом Зарайским определено быть наместнику Троице-Сергиевой лавры архим. Алексию (Кутепову) , председателю Хозяйственного управления Московской Патриархии. 1 дек. архим. Алексий был хиротонисан во епископа Зарайского, 30 дек. возведен в сан архиепископа. 20 июля 1990 г. архиеп. Алексий был переведен в Алма-Атинскую и Семипалатинскую епархию. Постановлением Свящ. Синода от 19 февр. 1992 г. епископом Зарайским определено быть наместнику Псково-Печерского мон-ря архим. Павлу (Пономарёву) с возложением на него управления Патриаршими приходами в США и временно в Канаде. Хиротония состоялась 22 марта 1992 г. Определением Свящ. Синода от 29 дек. 1999 г. еп. Павел был переведен в Венскую и Австрийскую епархию, епископом Зарайским, управляющим Патриаршими приходами в США назначен игум. Меркурий (Иванов) . 9 янв. 2000 г. игум. Меркурий был возведен в сан архимандрита, 6 февр. хиротонисан во епископа Зарайского.

http://pravenc.ru/text/182617.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иннокентий (Васильев), архиеп. Корсунский. Фотография. 2009 г. (Васильев Валерий Федорович; 9.10.1947, г. Ст. Русса Новгородской обл.), архиеп. Виленский и Литовский. В 1966 г. окончил среднюю школу. Служил в армии. В 1969-1974 гг. учился в Московском гос. ин-те международных отношений. Во время учебы принял крещение. Работал в объединении «Союззарубежгаз», затем в «Гостелерадио» СССР в отделе вещания на зарубежные страны, в Ин-те научной информации по общественным наукам АН СССР. С 1980 г. был иподиаконом в кафедральном соборе г. Курска. В мае 1981 г. рукоположен во диакона, затем в авг. того же года - во иерея Курским и Белгородским архиеп. Хризостомом (Мартишкиным ; впосл. митрополит). С 1981 г. служил в ц. во имя свт. Николая Чудотворца слободы Михайловка Курской обл. С мая 1982 по март 1985 г. заведовал канцелярией, а затем был секретарем Курского ЕУ. В 1985 г. после перевода архиеп. Хризостома на Иркутскую кафедру служил в Михаило-Архангельской ц. г. Иркутска. С дек. 1985 г. был клириком, затем с февр. 1986 г.- настоятелем Христорождественского храма г. Хабаровска и одновременно благочинным Хабаровского округа. В 1988 г. переведен настоятелем Воскресенского собора г. Читы и благочинным Читинского округа. В 1989 г. заочно окончил Московскую ДС. В 1990-1993 гг. преподавал в Одесской ДС. С сент. 1990 по март 1991 г. был исполняющим обязанности секретаря правления, с 19 марта 1991 г.- инспектора семинарии и зав. б-кой. В 1991 г. возведен в сан протоиерея. 26 дек. 1991 г. определен к епископской хиротонии. 15 янв. 1992 г. пострижен в монашество с именем Иннокентий в Троице-Сергиевой лавре . 19 янв. того же года возведен в сан архимандрита. 26 янв. 1992 г. в московском Богоявления соборе в Елохове хиротонисан во епископа Хабаровского и Благовещенского. Хиротонию возглавил Патриарх Алексий II . С 28 дек. 1993 по 21 апр. 1994 г. был временно управляющим Благовещенской и Тындинской епархией , выделенной из состава Хабаровской епархии. Тогда же получил титул «епископ Хабаровский и Приамурский». 17 июля 1995 г. назначен епископом Дмитровским, викарием Московской епархии, зам. председателя Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС) Московского Патриархата. 11 окт. 1996 г. назначен епископом Читинским и Забайкальским с освобождением от прежних должностей.

http://pravenc.ru/text/389653.html

Протоиерей Анатолий Волгин 23 апреля 2021 г. 16:50 Протоиерей Анатолий Волгин 01.08.1946—10.01.2021 10 января 2021 года на 75-м году жизни от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией, отошел ко Господу протоиерей Анатолий Волгин, настоятель трех церквей в Тверской епархии. Протоиерей Анатолий Волгин родился 1 августа 1946 года, в день памяти преподобного Серафима Саровского, призывавшего всех возгласом: «Христос воскресе, радость моя!» И к этому состоянию радости отец Анатолий был всегда близок и всех призывал словами Евангелия: «Постоянно радуйтесь и за все благодарите!» Будущий священник вырос в семье честных советских тружеников, далеких от веры и Церкви. Но нравственные основы, заложенные родителями, корнями уходили в дореволюционное христианское прошлое предков. Его дедушку, церковного старосту, чудом не расстреляли в Шуе во время изъятия церковных ценностей. Мама же в детстве пела на клиросе, что, впрочем, не уберегло ее от «враждебных вихрей» атеизма. Только в старости, под влиянием своих детей, она вновь обрела детскую веру. Анатолий был одаренным художником и рано нашел профессиональный путь. А ищущая света душа пришла ко Христу в Церковь. Он осознанно крестился в 21 год, обратив к Богу всю свою семью: брата, сестер, молодую жену. В 1980 году Анатолия Волгина руко­положил в священнический сан архиепископ Курский и Белгородский Хризостом (Мартишкин) и направил служить в село Казачья Лисица Белгородской области, а через полгода перевел в городок Грайворон. Это было время если не гонений, то притеснений Церкви и торжества атеистической пропаганды. Властям не нравилась активность молодого священника. Он произносил горячие проповеди, принимал много приезжих гостей, ищущих истины и смысла в жизни, так же как и он совсем недавно. Ходил по улицам, как и положено священнику, в подряснике, иногда вызывая протесты и негодования отвык­ших от вида «попа в рясе» советских граждан. Протоиерей Анатолий Волгин был готов служить в любом месте, где поставит его Господь. И где бы Промыслом Божиим он ни оказывался, всё вокруг преображалось, храмы восстанавливались, украшались, церковные общины возникали и росли. Художественное призвание привело отца Анатолия к ­изучению традиции иконописи, и везде, где служил, он расписывал храмы, писал иконы. Написал большую работу по богословию иконы и обучению иконописи.

http://e-vestnik.ru/obituaries/protoiere...

Протоиерей Геннадий Андриянов 23 июля 2021 г. 15:00 Протоиерей Геннадий Андриянов 04.11.1946–15.05.2021 15 мая 2021 года на 75-м году жизни отошел ко Господу почетный настоятель храма Живоначальной Троицы в Серебряниках г. Москвы протоиерей Геннадий Андриянов. Многолетние труды протоиерея Геннадия Ивановича Андриянова на благо Святой Христовой Церкви были отмечены богослужебными наградами вплоть до права служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами до Херувимской песни, а также общецерковными орденами и медалями. Протоиерей Геннадий Андриянов родился 4 ноября 1946 года в с. Дубовском Ростовской области в простой рабочей семье. Родители его в силу социального происхождения оказались подвергнуты репрессиям и всевозможным лишениям, поскольку его дед по отцовской линии был казачьим офицером, участвовал в антибольшевистском движении на Дону, а дед по матери — крупный землевладелец, церковный ктитор и благотворитель, на собственные средства построивший в родном селе колокольню. Особое влияние на формирование духовного мира будущего пастыря оказала глубокая вера матери, которая пела в церковном хоре близлежащего храма. Именно она своим примером с раннего детства заронила в душу сына горячее желание регулярно посещать церковные богослужения. До принятия священного сана отец Геннадий успел поработать плотником, бетонщиком, слесарем-сборщиком на Волгоградском тракторном заводе, корреспондентом в районной газете, прошел службу в рядах Вооруженных сил. В 1976 году окончил Московскую духовную семинарию, а в 1980 году Московскую духовную академию. 11 марта 1984 года, в день Торжества Православия, епископом Курским и Белгородским Хризостомом (Мартишкиным) был рукоположен в сан диакона, а 7 апреля, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, в сан пресвитера. Отец Геннадий нес свое пастырское служение в Никольском храме г. Валуйки и Троицком храме г. Старый Оскол Белгородской области, в Троицком храме г. Красноярска, в Петропавловском соборе г. Томска, в храме святых апостолов Петра и Павла у Яузских ворот в Москве.

http://e-vestnik.ru/obituaries/protoiere...

Статистика Инокентий Иркутский, свт. (в миру — Валерий Фёдорович Васильев; род. 9 октября 1947, Старая Русса, Новгородская область) — епископ Русской Православной Церкви; архиепископ Корсунский. Родился 9 октября 1947 в городе Старая Русса Новгородской области. Окончил МГИМО в 1974. Позднее вспоминал, что во время учёбы в институте разочаровался в официальной идеологии. Об этом стало известно, будущего архиерея «пригласили» для беседы в КГБ, и он не получил распределения по окончании обучения. Работал в объединении «Союззарубежгаз», затем в Центральном радиовещании на зарубежные страны Гостелерадио СССР и в Институте научной информации по общественным наукам (ИНИОН) АН СССР. С 1980 — иподиакон кафедрального собора в городе Курске. В 1981 рукоположен в диакона, затем в священника (архиепископом Курским и Белгородским Хризостомом (Мартишкиным), одним из немногих архиереев Русской православной церкви того времени, который часто рукополагал в священный сан лиц с высшим светским образованием). С 1981 служил в Никольском храме в посёлке Михайловка Курской области. В 1982—1985 — заведующий канцелярией, затем секретарь Курского епархиального управления. После перевода владыки Хризостома на Иркутскую кафедру, переехал вслед за ним в Сибирь. В 1985 — клирик Михаило-Архангельского храма в городе Иркутске. В 1985—1988 — клирик, затем настоятель Христорождественского храма в городе Хабаровске, благочинный Хабаровского округа. В 1988—1990 — настоятель Воскресенского храма в городе Чите, благочинный Читинского округа. В 1990—1991 — преподаватель, затем и. о. секретаря правления и и. о. инспектора Одесской духовной семинарии. В 1991 возведен в сан протоиерея. В январе 1992 пострижен в монашество. С 26 января 1992 — епископ Хабаровский и Благовещенский. В 1993—1995 — епископ Хабаровский и Приамурский, временно управляющий Благовещенской епархией. В 1995—1996 — епископ Дмитровский, викарий Московской епархии, заместитель председателя Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии. С октября 1996 по 1999 — епископ Читинский и Забайкальский.

http://lib.cerkov.ru/authors/727

  001     002    003    004    005    006    007    008