– Ей, несчастный, мир не рухнул. Это всего лишь хлеб и вино! Однако, Бог, который «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины», когда тот тяжело заболел, и его причащал другой священник, сделал так, чтобы он ел окровавленную ПЛОТЬ! Тот плюнул с ужасом и в ярости закричал: – Ты надо мной издеваешься?! Ты хочешь надо мной посмеяться? Священник нагнулся и ртом подобрал Частицу Честного Тела Господа. Съев Ее, он поднялся и с болью сказал ему: – Я молюсь, чтобы ты пришел в себя прежде, чем станет поздно для спасения твоей души. То, что я тебе дал, было из святой дарохранительницы Великой Пятницы. Истинное Тело и Кровь Иисуса Христа! И затем спросил: – Хочешь, чтобы я продолжил? – Нет, – ответил тот, – мучаясь от злобы. К сожалению, ночью он умер… и умер, не покаявшись! 407 Это – горький урок, братья и отцы, о ТОМ, ЧТО мы воспеваем и ЧЕГО мы причащаемся, когда совершаем пречистые Таинства. 121.  Однажды мой старец рассказал мне следующий случай, который произошел в одном скиту: Один священник со Святой Горы тяжело заболел. Его прислужник, видя, что с каждым днем ему становится хуже, спросил его как-то: – Может, ты хочешь, чтобы я привел к тебе духовника для Исповеди и Божественного Причащения? Тот взглянул на прислужника, повернулся на бок и плюнул вниз. Видя свой плевок на земле и убедившись, что еще жив, он ответил: – Нет!!! Прислужник, сказав «да, благослови» ушел, оставив дверь кельи старца открытой. Но не успел он выйти из Каливы и спуститься во двор, как услышал голос старца. Вбежав к нему, он услышал, как тот говорит, в страшной агонии: – Я не был достоин священства!! Не был достоин! И умер 408 . Еще один урок, равно печальный!.. Эти реальные истории являются ясным предупреждением для всех христиан, особенно для всех священнослужителей. Чтобы мы не теряли дерзновения перед святым престолом, когда служим, и чтобы кончина нашей жизни была «христианской, безболезненной, непостыдной, мирной…», чтобы иметь «добрый ответ», наше покаяние должно быть ежедневным и исповедь – частой. Злой дух пытается воспользоваться этими последними моментами жизни не только священников, но и простых христиан. Друзья и родственники, которые окружают кровать больного, часто вместо того, чтобы подготовить его к путешествию в вечность, к смерти и Божиему Суду, становятся орудиями дьявола, не позволяя священнику приблизиться для Исповеди и Божественного Причащения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

– Спасибо этим рукам, – сказал он, – потому что благодаря им я обрету сегодня Рай и вкушу радость Царствия Небесного. Спасибо тебе, спасибо тебе, спасибо тебе!!! И сказав это, умер!.. 654 «И НЕ ВВЕДИ НАС ВО ИСКУШЕНИЕ». Что означает «искушение»? Святой Григорий Нисский считает его действием дьявола и говорит нам следующее: «Господь, кажется мне, многообразно и различно именует злого по разности лукавых сил, называя его многими именами: дьяволом, веельзевулом, мамоной, князем мира, убийцей людей – «человекоубийца от начала» 655 – лукавым, отцом лжи и другими подобными именами. Поэтому, может быть, одно из разумеемых о нем имен есть и это: «искушение» 656 . И такую нашу догадку подтверждает сочетание слов в молитве Господней, ибо Господь после слов: «не введи нас во искушение», присовокупляет прошение об избавлении от лукавого, как будто тем и другим означается один и тот же. Если кто не входит во искушение, тот непременно вне власти лукавого, и кто в искушении, тот необходимо бывает во власти лукавого, следовательно, искушение и лукавый по значению одно и то же. Что же внушает нам такое учение молитвы? Стать вне усматриваемого в мире этом, как Господь говорит ученикам в другом месте, что «мир весь во зле лежит» 657 . Поэтому, кто желает стать вне власти лукавого, тот по необходимости переселяется из мира. Не введи нас во искушение, т. е. в бедствие настоящей жизни, но избави нас от лукаваго, приобретшего силу в этом мире. 658 Святой Варсануфий говорит нам, что существуют два вида искушения: есть искушение, которое мы вызываем сами и искушение, которое происходит по благоволению Бога 659 . То, что происходит от нас, стремится навредить душе. Поэтому апостол Иаков говорит: ни один искушаемый пусть не говорит, что искушается Богом, потому что Бог не знает зла, «сам не искушает никого» 660 . Однако искушение по благоволению стремится помочь душе, потому что случается для испытания человека, а испытание ведет человека к надежде, а надежда не стыдна, согласно Священному Писанию : испытание ведет к надежде, «а надежда не постыжает» 661 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

182. Нечто подобное, я слышал, говорили об отце Георгии Карслидисе, когда тот служил. Однажды в Пасху, после Освящения Святых Даров и после поминаний, говоря: «И да будут милости великаго Бога…», он повернулся к верующим, чтобы их благословить. Его лицо засияло словно солнце, а правая рука его излучала лучи Божественного Света и Божественное благословение. Одна женщина набралась храбрости и сказала ему: – Отче, неужели ты не знаешь, какое сияние тебя окружает! Ты сияешь как солнце! И старец Карслидис отвечал: – Чадо мое, достоин ли я, чтобы сиять? Присутствие Христа и святых на Божественной литургии было Божественным Светом. Сияние Его ударило в меня, как в зеркало и из зеркала отразилось на вас. Зеркало мутное и разбитое… вот кто я! 697 После «Един Свят, Един Господь…» певчие поют Причастен дня и читают третью часть последования Божественного Причастия. Что же происходит в святом алтаре? После возглашения «Вонмем. Святая святым» поднятый Агнец Божий раздробляется и разделяется на четыре части: IC–XC – NI – КА (каждая частица имеет по две буквы сверху), которые полагаются крестообразно на святом дискосе: IC NI KA XC В момент раздробления и разделения священник говорит с вниманием и страхом: «Раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и неразделяемый, всегда ядомый и никогдаже иждиваемый, но причащающыяся освящаяй». Это раздробление имеет и практический смысл – осуществляется Божественное Причастие священников и христиан. То же совершал и сам Иисус Христос на Тайной Вечере: «Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им» 698 , то есть Его ученикам. От одного и того же Агнца причащаемся мы все. Это животворная Пища. Начиная с Тайной Вечери Великого Четверга, когда Христос передал Своим ученикам великое Таинство Божественной Евхаристии, до окончания веков передается закланный Хлеб-Агнец как пища обожения и бессмертия всем крещенным верующим христианам «в отпущение грехов и жизнь вечную». Он должен сначала быть разделен на четыре части и потом на много маленьких частиц, чтобы причастились все. Поэтому в апостольские времена Божественная Евхаристия называлась «Преломление Хлеба».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В эти страшные моменты сердца священников трепещут не только от волнения и страха, но и от физической робости. Священники очень хорошо понимают, что, несмотря на их недостойность, произойдет нечто великое. Большее, чем Чудо творения всего мира. И этого следует добиваться, следует искать. Первое слово, которое входит в уста священника, – «еще». Я еще пытаюсь, Господи, Господи, просить, я недостойный… «И просим, – восклицает, – молим и мили ся деем…» Выражение его глаз, подергивание лица, волнение сердца, наклон головы, сгибание тела, дрожь в коленях, весь мир чувств и душа находятся в состоянии мольбы. После Освящения священник читает тайно: «Якоже быти причащающимся во трезвение души, во оставление грехов, в приобщение Святаго Твоего Духа, во исполнение Царствия Небеснаго, в дерзновение еже к Тебе, не в суд, или во осуждение. Еще приносим Ти словесную сию службу, о иже в вере почивших, праотцех, отцех, патриарсех, пророцех, апостолех, проповедницех, евангелистех, мученицех, исповедницех, воздержницех, и о всяком дусе праведнем в вере скончавшемся». Произошло Освящение! Почему? Для чего? Молитва говорит нам: Эти Святые Дары стали Телом и Кровью Христа, чтобы причастились причт и народ: во трезвение души, во оставление грехов, в приобщение Святаго Твоего Духа, во исполнение Царствия Небеснаго, в дерзновение еже к Тебе, не в суд, или во осуждение. «ВО ТРЕЗВЕНИЕ ДУШИ». «Трезвение» – это бодрствование и внимание: постоянное и неусыпное стремление к спасению нашей души. А также оно означает, что христианин может сломить гедонистическое отношение души к телу и чувствам. Это каждодневная борьба за то, чтобы ум не был совращен низкими желаниями, и тело и душа оставались чистыми, цельными и неизменными. Трезвению очень действенно помогает обращение к святому Имени Иисуса Христа и сосредоточение молитвы на словах «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». Особенно во время Божественной литургии ум должен быть чистым, непорочны, безупречным и, насколько возможно, совершенным. Без каких-либо мыслей. Совершенно один перед невидимым Присутствием Святого Бога. Блаженство Господа – «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» 564 – имеет непосредственную связь с трезвением.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

То есть я весь был не просто горящим углем и не просто огнем, но в то же самое время я был и чистым огнем, исходящим от раскаленных углей, и пылающим огненным пламенем, которое наполняло меня радостью, весельем и небесной прохладой. Огонь, который дарил прохладу! (Тогда, вознесясь духом, я понял, каково было трем отрокам в печи истинного огня, где пламя их не коснулось. Были в пламени и не сгорели. Ни один волос с их головы не сгорел!) В таком состоянии этот неизвестный, но святой Иерей совершил с большим трудом великий вход. Он духовно и физически пережил то, чем говорит священный пророк: «Творяй Ангелы Своя духи, и слуги Своя пламень огненный». – Тогда я понял, – говорит неизвестный исихаст, – что достойные служители Господни, в душе являются пламенем огненным, светочем духовным 346 . Если во время великого входа наши духовные очи откроются – пусть даже на одно мгновение – и увидят величие Бога, тогда наши телесные очи ослепнут от множества слез, которые потекут от великого умиления по нашему лицу. И из стесненной груди нашей вырвутся крики, вторя словам неизвестного исихаста: «Прими, Господи, смиренные мои слезы, теперь, когда Ты проходишь передо мной, неся Крест, как миро жен-мироносиц, которым они окропили со слезами Пречистое Тело Твое… Прими, Господи, сиротские мои слезы, как чистое и благоухающее миро, которым тебя умастила грешница и потом вытерла Пречистые Твои ноги своими волосами… Да услышит моя грешная душа, как говорит Голос Твой: «Прощаются грехи твои многие за то, что ты возлюбила много… что ты возлюбила много!» Прими, Господи, горестные стенания моего сердца вместе со слезами, как ты принял две лепты от той вдовы, которую ты ублажил, потому что она отдала все свое имение и за две лепты купила Твое Царство… Прими, Господи, мои слезы покаяния, как возглас разбойника на кресте, и сделай меня обитателем и наследником Твоего Царства… Пусть, Господь и Спаситель мой, бедные мои слезы, которые текут из глубины моего потрясенного сердца, станут духовным обручением будущему Царству» 347

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

С этого момента и до «Отче наш» следуют несколько прошений и одна молитва, которые повторяют то, о чем мы уже сказали до этого. Так мы просим Господа Бога, чтобы освященные Святые Дары передали нам освящение, которое они получили. И чтобы Бог, который принял эти Божественные Дары на Своем пренебесным и мысленном жертвеннике, послал нам в ответ Божественную Благодать и дар Святого Духа. Последующей молитвой мы просим Бога удостоить нас причаститься с чистой совестью, во отпущение грехов, чтобы с общением Святого Духа мы унаследовали Царство Небесное. Затем поется молитва «Отче наш», которая называется «молитвой Господней». «Отче наш» мы поем все вместе, потому что это – молитва каждого из нас в отдельности. Священник по окончании пения Господней молитвы, обратившись лицом к народу, благословляет его и призывает склонить головы, говоря: «Мир всем… Главы наша Господеви приклоним». Этот возглас «Мир всем» напоминает «мир вам» Воскресшего Иисуса Христа, обращенный к испуганным апостолам и ученикам. Он означает, что необходимо, чтобы в наших сердцах воцарился мир, чтобы не было никакого волнения в мыслях и чувствах. Далее следует молитва главопреклоненная с возглашением: «Благодатию, и щедротами…» Настает второй страшный момент, когда священник, «претерпевая» Божественное, осуществляет сверхъестественный прыжок и приходит к пренебесному жертвеннику, где молится, склонив голову, и дрожащим голосом тихо читает: «Вонми, Господи Иисусе Христе Боже наш, от святаго жилища Твоего, и от престола славы Царствия Твоего, и прииди во еже освятити нас, иже горе со Отцем седяй, и зде нам невидимо спребываяй. И сподоби державною Твоею рукою преподати нам Пречистое Тело Твое и Честную Кровь, и нам и всем людем». Эта молитва перед Возношением – третья, которую священник читает, обращаясь прямо к Христу, а не к Небесному Отцу. (Первая – молитва Евангелия, вторая – молитва Херувимской песни и третья, сейчас, называемая «молитвой перед Возношением».) Эта молитва напоминает нам, что предлежащие Святые Дары – те же самые, которые нам передал Господь в вечер Великого Четверга. Благодаря вере Господь здесь, перед нами! Эта молитва говорит нам что-то очень важное: Великий и Вечный Первосвященник Иисус Христос Сам причащает священников и руками священников причащает народ. (Следовательно, наши руки мы вверяем Христу!) Священник – орудие Божие и слуга народа. Мы, священники, – «рабы рабов».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

200.  Знаю и верю, что я – ничтожный и недостойный священник. Несмотря на это, я видел много лет назад настоящего человека Божьего, достойного Священнослужителя, который после Божественной литургии, предложив нам в своем скромном архондарике простое угощение, начал говорить слова утешения. Когда он заговорил, из его уст начал исходить Божественный огонь. Божественное сияние окружало его всего, и словно лучи Божественного света устремились к присутствующим. Свидетелями этого необъяснимого события были четыре мужа, шестилетнее дитя и я, несчастный. Следовательно, речь не идет об обмане чувств и фантазиях, ведь наше душевно-телесное состояние изменилось невероятным образом, мы обрели мир и духовное спокойствие. Таких достойных и одаренных священников, слава Богу, немало в нашей Церкви, но они остаются незаметными из-за своей исключительной скромности 799 . В конце этой удивительной истории я хотел бы отметить следующее: «… Ах, как бы я хотел быть похожим на этого смиренного служителя Божия усердием в молитве и прочих добродетелях… Потому что сначала ты встречаешь Бога «втайне» и претерпев Божественное, «приняв Божественное», служишь. Бесконечен Бог, бесконечны и дары Его!..» Когда заканчивается Божественное Причащение, священник поднимает Святую Чашу и возглашает: «Спаси, Боже, люди Твоя, и благослови достояние Твое»,  и тут же певчие величественно поют: «Видехом свет истинный, прияхом Духа Небеснаго, обретохом веру истинную, нераздельней Троице покланяемся, Та бо нас спасла есть». С этим торжественным славословием священник возвращается в святой алтарь, поставляет Святую Чашу на святой престол и, взяв кадило в руку, кадит Святую Чашу и с большим благоговением трижды повторяет: «Вознесися на Небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя». «Видехом свет истинный» показывает Вознесение Господа, об этом говорится еще раз: «Вознесися на Небеса, Боже». Священник словно говорит Господу: «Вознесись, Боже, и вернись на трон Своей Славы, откуда ты спустился ради нашего спасения». Слова «прияхом Духа Небеснаго» относятся к святой Пятидесятнице.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Стефанос Анагностопулос Скачать epub pdf Содержание От редакции Предисловие моего старца Архим. о. Ефрема Вступительное слово Общее введение в божественную литургию Часть первая: Литургия оглашенных 1. «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святого Духа…» 2. Великая ектения «Миром Господу помолимся» 3. Антифоны 4. Малый вход 5. Трисвятая песнь 6. Чтение апостола 7. Чтение евангелия 8. Сугубая ектения 9. Чины оглашенных и кающихся Часть вторая: Литургия верных 1. Молитвы верных 2. Херувимская песнь 3. Великий вход 4. Просительная ектения 5. Молитва приношения 6. Лобзание любви 7. Символ веры 8. Святое возношение 9. Просительная ектения 10. Божественное причастие 11. Молитвы после Святого Причащения и Благодарственная молитва 12. Заамвонная молитва 13. Отпуст и антидор Часть третья Заключение Боголюбивая критика Сокращения Библиография     В основу настоящей книги легли 52 проповеди на тему толкования Божественной литургии, прочитанные в 90-х годах ХХ века отцом Стефаносом Анагностопулосом прихожанам храма святой Варвары в Керацини (Пирей). Опираясь на Священное Писание  и труды святых отцов, а также на свой многолетний священнический опыт, о. Стефанос просто и доступно разъясняет современным христианам основы литургической жизни Церкви. В своих проповедях он не только подробным образом разбирает духовное содержание молитв, песнопений, богослужебных изречений и действий, входящих в состав Божественной литургии, но сопровождает свое толкование рассказами о чудесном духовном опыте, пережитом святыми, монахами, священниками и простыми, исполненными глубокой веры прихожанами во время богослужения. Эти откровения и составляют главную отличительную особенность книги, которая будет полезна священнослужителям как руководство для объяснения литургии, и, несомненно, заинтересует широкий круг читателей, стремящихся приобщиться к духовному опыту христианства. Посвящается с признательностью честному моему старцу, Арх. о. Ефрему Филофейскому, нежно любимому отцу, строгому наставнику, чуткому исповеднику, доброму пастырю, красноречивому учителю, неутомимому искателю духа, Последователю Христа и здравомыслящему христианину.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Стефанос Анагностопулос Скачать epub pdf Часть третья Заключение Каждый вечер в святых храмах совершается Вечерня. Это особенная служба, которая готовит нас к утрени и Божественной литургии следующего дня. Когда мы входим в пустую церковь , в ней царит тишина, мир и спокойствие. Пустой храм похож на мир до творения. Он совершенно пуст, есть только вечный Бог, живой Бог. Но со входом в храм священника начинается творение мира. «В начале сотворил Бог небо и землю…» 784 Итак, зажигаются свечи, лампады и фимиам. Храм постепенно оживает: происходит творение материального мира. Когда священник одевает епитрахиль и фелонь, он символически изображает сотворение человека с помощью первого боготканного одеяния святости, безгреховности, Благодати и божественной красоты. Поэтому, когда открыл глаза новосозданный человек, прародитель Адам, и увидел самого себя в безграничной купели безграничного храма вселенной, окруженного бесчисленными красотами, он воскликнул: «Благослови, душа моя, Господа…» Так и священник, начиная Вечерню, восклицает: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков». И тут же чтец читает Предначинательный псалом: «Благослови, душа моя, Господа. Господи, Боже мой! Ты дивно велик…» 785 . В этом псалме превозносится слава вечного Бога и творца вселенной, который «прикасается к горам, и дымятся», «призирает на землю, и она трясется». Почему же он делает это? Почему, когда он смотрит на землю, она дрожит? Потому что человек согрешил: прародитель ослушался Бога и Творца. Потому что Адам и Ева пали, и вместе с ними пало и стонет все творение. И стеная, павший человек просит Бога о милости. Поэтому в продолжение Вечерни звучит 140-й псалом: «Господи! к тебе взываю: поспеши ко мне… Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое…» 786 . Адам познал красоту райского мира, но с падением своим он познал страшную уродливость этого мира. Однако в падении родилась надежда: Бог обещал, что от жены родится Спаситель мира, Мессия (которого он называет «семенем жены») 787 . О Мессии, долгожданном Спасителе, тысячи лет говорят пророки… Часто в праздничных Вечернях пророки возвещают нам о приходе Спасителя: в мир тьмы и греха пришел Свет! Пришел Христос! Об этом поет Церковь :

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Стефанос Анагностопулос Скачать epub pdf Часть первая: Литургия оглашенных 1. «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святого Духа…» Это первое возглашение есть чудо! Это истина нашей православной веры. Оно отличается тремя составляющими: Первое: крестное знамение. Священник, говоря «Благословенно Царство…», совершает крестное знамение. Второе: возвещение догмата о Пресвятой Троице. И третье: провозглашение того, что это триединство Бога есть «благословенно(е) Царство Отца, и Сына, и Святого Духа…». Давайте разберем три составляющих этого возглашения. Первое: со словами: «Благословенно Царство…» мы поднимаем Евангелие вверх и начертаем им знак Честного Креста над престолом и, собственно, над сложенным антиминсом. Без антиминса мы не можем совершать Божественную литургию. Это один из богослужебных платов, который освящается вместе с храмом. Обычно в него мы зашиваем частицы тех же святых мощей, что помещаются в основание престола при его освящении. С возглашением: «благословенно Царство Отца, и Сына, и Святого Духа.» все мы низко склоняем головы и ждем, чтобы нас осенило, подобно светлому облаку, благословение Триединого Бога, Царство Которого мы благословляем в возглашении. 15.  Один священник рассказывал, что видел когда-то, как у его старца на Афоне, в момент, когда он поднимал Евангелие, чтобы сказать «Благословенно Царство…», лицо озарилось невыразимой красотой. Его глаза, ясные и сияющие, стали как два безбрежных голубых моря. Его лоб и уста излучали ангельский свет… 35 Так склонив головы, мы, верные христиане, совершаем единожды крестное знамение, одновременно благодаря Бога. Так же мы должны всегда совершать крестное знамение: – когда произносится триединое Имя Бога: «Отца, и Сына, и Святого Духа», или «Отцу, и Сыну, и святому Духу», – когда упоминается имя Пресвятой Богородицы: «Пресвятой и Пречистой Владычицы нашей Богородицы» и в другие священные моменты. Второе: с «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святого Духа…» нам возвещается догмат о триединстве Бога и дело Божественного Домостроительства. Это дело является основанием всей Божественной литургии. Оно есть единое дело, начало и царство трех Лиц Святой Троицы. «По благоволению Отца и содействием Святого Духа Слово стало плотью», – утверждают отцы Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010