У верующего православного христианина, который участвует в богослужении правильно и с чувством, который причащается, как положено, Пречистых Таин, который раскаивается и плачет, вся жизнь и в храме и вне храма освящается и преображается в богочеловеческую жизнь. То благословение, которое он получает, он передает, Благодатью, которую имеет, он делится, и делает свою жизнь вне храма, жизнью литургической. Итак, после того как священник окадил Святую Чашу, провозгласив трижды «Вознесися на Небеса, Боже…», и закончено торжественное песнопение «Видехом свет истинный…», он снова берет в руки Святую Чашу, тайно произносит «Благословен Бог наш», обращается к народу и, подняв ее, громко провозглашает: «Всегда, ныне и присно, и во веки веков». В этом месте на Святой Горе монахи поют: «Аминь, аминь, аминь. Во оставление грехов и в жизнь вечную». И затем: «Да исполнятся уста наша хваления Твоего Господи, яко да поем славу Твою, яко сподобил еси нас причаститися Святым Твоим, Божественным, безсмертным и животворящим Тайнам, соблюди нас во Твоей святыни весь день поучатися правде Твоей. Аллилуйа, аллилуйа, аллилуйа». «Благословен Бог наш» священник произносит тайно, а последующее возглашение громогласно, указывая на Святую Чашу: «ВСЕГДА, НЫНЕ И ПРИСНО И ВО ВЕКИ ВЕКОВ». О чем нам говорит это возглашение? «Всегда, ныне и присно» – это продолжение слов Господа, сказанных Его ученикам в вечер Великого Четверга, когда он принес и передал им освященную чашу, говоря: «отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» 766 . То есть Христос заверяет Своих учеников, что не будет пить вина из земного винограда до того дня, после Его Второго Пришествия, когда, радуясь, он будет пить с ними вечно новое и гораздо более приятное вино в Царстве Его Отца. Что же это значит? Все крещенные православные христиане составляют Тело Церкви Господней. Следовательно, все они в сегодняшней жизни объединяются с Ним в Таинстве Божественного Причастия. Однако после Его Второго Пришествия мы соединимся с Господом нашим Иисусом Христом, глядя Ему в Лицо и радостно чувствуя соединение с Ним в одном Теле, в одном Причастии!

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Церковь называет Христа «Царем»  и с другим особенным значением. Что это за особое значение? Ответ таков: Христос не только безграничный и совершенный Бог, одно из всесовершенных Лиц благословенной Святой Троицы, но одновременно и совершенный человек. Он Мессия и Спаситель людей, Сын Бога, который стал сыном Человека (Сыном Девы). Священное Писание наделяет царским достоинством вочеловечившегося Сына и Слова Бога, то есть называет Его Царем, не только как Бога, но и как человека. Об этом свидетельствуют нижеприведенные места из Священного Писания: Архангел Гавриил сказал Деве Марии: Сын, Которого ты родишь от Святого Духа, будет наречен Сыном Всевышнего и даст Ему Бог престол Давида, отца Его. Он будет царствовать как бессмертный и вечный Царь в новой духовной семье Иакова. «И Царству Его не будет конца» 319 Волхвы, которые пришли из Персии, ведомые Божественным откровением, хотели поклониться «родившемуся царю». «Где родившийся Царь?» 320 Сам Христос «начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» 321 . Своим ученикам Христос часто говорил, что в качестве вознаграждения за их преданность Он их одарит царством: «и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство» 322 . Когда Христос как Триумфатор вошел в Вербное Воскресенье в Иерусалим. Его приняли как славного Царя в Святом Граде. Апостол Павел проповедовал, что Христос – Царь, Которого Бог и Отец превознес и возвел на престол «посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства», то есть «все покорил под ноги Его» 323 . И Ему даровал Бог и Отец Имя, несравненно более высокое, чем любое имя на земле и на небе, назвал Его Царем и Господом, «дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» 324 . Следовательно, как мы сказали, Иисус Христос как Сын Бога, равный Отцу и Святому Духу, был издавна Царем и Правителем всего творения, видимого и невидимого, вечный и незыблемый Царь всех. Однако, когда Он стал человеком и принес великую Жертву, Он явил Своей Кровью на Кресте Свое вечное Царство, которое получило свое начало и основание на земле и продлится во веки веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Это творите…» То, что делал я, творите и вы, не один раз, но часто, всегда! Ибо я сказал вам: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» 533 . «Это творите…» Господь как бы говорит: Собирайтесь вокруг меня. И хотя вы меня не увидите своими телесными очами, я буду Присутствовать. Я буду Присутствовать Телом Моим и Кровью Моей всегда. Потому что «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную». И продолжает: Вы увидите хлеб и вино…вы увидите священника. Но он только мое орудие. Я одалживаю его руки, его голос. Священник существует, чтобы осуществилось Мое невидимое Присутствие и Мое непостижимое Действие! И Святой Дух, Утешитель, «Которого Я пошлю вам от Отца» 534 , совершит Божественное Преложение: хлеба в Тело Мое и вина в Кровь Мою. 145.  Это великое Чудо из Чудес святого Возношения видел удивительным образом отец Аверкий в Новом скиту, о котором мы рассказывали выше… Ночами отец Аверкий не спал, молясь по четкам. На рассвете он часто видел, как с небес спускалось светящееся лучезарное облако и наполняло кельи, где служили отцы, когда приближалось Святое Возношение. Оно проникало во все маленькие и простые храмы и удивительным образом оседало на них. И тогда отец Аверкий погружался еще больше в свои горячие молитвы!.. 535 Особенное внимание мы должны уделить двум моментам святого Возношения: Первый момент – это то, что освящение и передача Чаши произошло после вечерней трапезы. «Когда они ели» и «после вечери» говорят нам евангелисты и апостол Павел, и мы повторяем вслед за ними перед возглашением: «пийте от нея вси…» И второй момент, на который мы должны обратить внимание, это то, что священник отдельно освящает Хлеб, который находится на святом дискосе и отдельно Вино, которое находится в Святой Чаше, и никогда вместе. Это ясно из двух отдельных фраз, которые говорит Господь. О святом Хлебе Он говорит: «сие есть тело Мое, которое за вас предается», а о святом Вине: «сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» 536 (Матфей пишет «за многих изливаемая» 537 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Архиереи Константинопольской Церкви, проживающие вне Турции, активно продолжают принимать турецкое гражданство 14.04.2011 Премьер Турции Реджеп Тайип Эрдоган спас будущее Константинопольской Православной Церкви , разрешив в 2009 г. её архиереям получить турецкое гражданство. Так считает пресс-секретарь Константинопольской Патриархии свящ. Досифей Анагностопулос, сообщивший об этом в интервью турецкому изданию «Star daily», которое опубликовано на портале «Today’s Zaman». Пресс-секретарь Патриархии также сообщил, что гражданство Турции уже получили 13 архиереев Константинопольской Церкви. В целом 27 из 35 архиереев, проживающих вне страны, обратились к турецким властям с соответствующими прошениями. «В Духовный совет Патриархии входили 12 епископов, большинство из которых преклонного возраста. Турецкое гражданство является обязательным для членства в Совете. Мы недоумевали, кто станет наследником Патриарха, когда он отойдет из этого мира. Ни один из членов Совета не в состоянии занять его пост в силу своего возраста. Сегодня, однако, дела обстоят иначе», — сообщил Досифей Анагностопулос, добавив, что решение Эрдогана он расценил как один из самых положительных моментов. Досифей Анагностопулос напомнил, что Эрдоган поддерживает идею возобновления деятельности православной семинарии на о. Халки, которая была закрыта в 1971 г. в соответствиями с требованиями закона (все религиозные и военные образовательные учреждения должны находится под контролем государства). Он уверяет, что возобновлении семинарии на о. Халки не противоречит Лозанскому договору и не приведет к возрождению «византийского духа». «Некоторые в Турции считают, что обучение клириков не является необходимым, так как православное греческое население насчитывает едва 2500 человек, и нет смысла в существовании училища по подготовке кадров для столь малого числа людей. Этим людям следует понять, что Константинопольская Патриархия — самая старшая среди всех Православных Церквей. Поэтому она и носит титул «Вселенская». Наши последователи есть и в других городах, кроме Стамбула, — в Северной и Южной Америке, в Европе, Гонконге, Австралии и Новой Зеландии. Священники и архиепископы назначаются туда нашим Патриархом, и чтобы получить такое назначение они должны окончить семинарию», — сказал о. Досифей.

http://drevo-info.ru/news/10568.html

Эти улитки живут в основном в скалах и на обрывистых склонах горных ущелий. Молодой еще тогда отец Порфирий, чтобы порадовать своего Старца, доверху наполнил свой мешок улитками, для чего ему пришлось вскарабкаться наверх по одному очень опасному, скалистому, почти неприступному склону. На обратном пути в скит он пересек русло реки, к которой спускалась каменистая осыпь. Когда отец Порфирий немного поднялся вверх по склону, камни у него под ногами неожиданно стали осыпаться и уже грозили увлечь его за собой. Находясь в таком безвыходном положении, к тому же начало смеркаться, он воскликнул: «Пресвятая Дева!» «И я не понял, что в тот момент произошло, — рассказывал нам Старец, — но какаято сила выхватила меня из этой осыпи и в мгновение ока перенесла на противоположный берег ущелья. Придя в себя, я увидел, что стою на высокой скале, рядом с которой проходит тропинка, ведущая в скит»». «Об отце Порфирии мы впервые услышали от тогда еще мирянина и аспиранта Фракийского университета, а теперь уже священника и преподавателя физики того же университета, отца Георгия Анагностопулоса. Четвертого октября 1980 года мы приехали к Старцу в Оропос, где он жил в очень скромной келье из бетонных блоков. Я и моя жена разговаривали с ним около часа. Нас поразило следующее: прежде чем мы успевали рассказать отцу Порфирию о какойлибо из наших трудностей, он уже приводил нам примеры точно таких же случаев из жизни других людей. Таким образом, он разрешил все наши недоумения, хотя мы практически ни о чем его не спрашивали. Когда мы поднялись, чтобы уходить, святой Старец с тихой, радостной, ласковой отеческой улыбкой взял моего мужа за руку точно в том месте, где она болела, хотя мы ни слова не говорили ему о болезни. Да и не собирались говорить, поскольку курс лечения проходил под наблюдением нашего доктора. У мужа было воспаление локтевого сустава. Ему кололи кортизон, и он принимал сильные противовоспалительные препараты. Когда отец Порфирий взял его за локоть, на какието секунды мой муж почувствовал некую теплоту, пронизывающую все его тело, кроме того, его стало немного мутить, как от морской болезни, но очень скоро все это прошло, и он почувствовал, что боли в руке неожиданно совсем прекратились.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2417...

– ПОМОГИТЕ! ПОМОГИТЕ! Священники, помогите. Православные христиане, помогите!.. Литургий, молитв, поминаний, Трисвятого… Помогите, христиане!!! Напуганный, вижу: и моя мать кричит: – ПОМОГИ, сын мой! Помоги, теперь, когда ты священник, помоги всем нам, помоги!!!.. И набросилась на меня, содрогаясь от отчаянных криков, прося о помощи для своей души. Тут я пришел в себя… Еще больше стемнело… Я бросился бежать… Порвал свою рясу… и от ужаса всю ночь не спал. Утром следующего дня я сказал своему пресвитеру: – Послушай! Я три года буду служить каждый день, и в пост, о моей матери, обо всех усопших, о тех, чьи имена записаны на кладбище, и обо всех умерших, чьи имена мне будут давать отовсюду. Я совершил 1100 литургий подряд, без перерыва! Тысяча сто поминаний с коливом, Трисвятым, с тем, что подобает, каждый день! Часто во сне я видел, как души мне говорили «спасибо», одни, потому что утолили жажду, другие, потому что приободрились, третьи, потому что насытились, четвертые, потому что согрелись! «Спасибо, я согрелся, батюшка», – говорили мне, – «мне было холодно, согрелся, спасибо». Одни меня благодарили, потому что увидели немного света, а другие, потому что держали немного хлеба в руках…» 239 Подумайте-ка… кричат души ПОМОГИТЕ! Моя мама, мой отец, твоя мама, твой отец, твой брат, твоя бабушка, твой дедушка… просят о помощи! Что мы можем сделать для них? Посещение храма часто нас заставляет вспоминать наших дорогих усопших. «О ПРЕЖДЕ ПОЧИВШИХ ОТЦЕХ И БРАТИЯХ НАШИХ…» Есть тело, есть и душа. Есть жизнь, есть и смерть. Есть смерть телесная и смерть духовная. То тело, которое у нас есть сейчас, скрывает страшный микроб, микроб разрушения и смерти. Смерть – это следствие грехопадения прародителей, Адама и Евы. Тело после смерти, разлуки с душой, разрушается, но не уничтожается. «Земля еси, в землю отъидеши». Оно разлагается на материальные элементы, из которых оно состоит. И как бы они не были рассеяны в природе, придет день, когда снова по завету Всесильного Бога соединятся все элементы и образуют новые тела, нетленные, духовные, неуязвимые больше для смерти. Тела, которые будут очень сильно отличаться от сегодняшних, тела ангельские. Велик замысел Бога воскресить мертвые тела.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Он начал вертеться в кровати. Ужас, страх, паника. Он закрывал свое лицо руками, боялся, по-видимому: кто знает, что он увидел! Я постоянно молился. Страшное дело! Я попытался успокоить его, – напрасно. Он тянул меня за рясу и просил продлить ему жизнь. Это было очень печально. – Дай мне прожить хотя бы один день, один час… Я хотел его исповедовать, причастить, спасти его душу, однако он просил продлить его жизнь на один час. Почему? Почему он просил еще один час жизни? – … Чтобы насладиться жизнью. Помоги мне, отче, мне нужен один час, один час жизни, чтобы насладиться ею, насладиться… Он сжимал руки и кричал: Один час, один час… Страшно сказать, что такое! На крики прибежали его родственники и врачи. А я отошел в сторону и усердно молился. Он продолжал беспрерывно кричать… понемногу его голос слабел… Помоги… Помоги….. всего час, чтобы насладиться, чтобы насладиться… сгиньте… К сожалению, я не мог его причастить в таком состоянии, потому что он тряс головой вправо и влево, тряс ногами и руками, весь содрогался. Через некоторое время послышался его предсмертный хрип и, презрев Божественное Причащение, все повторяя «убери, убери», он умер, так и не получив отсрочки 265 . Понимаете? Он просил час жизни не для того, чтобы покаяться, но чтобы насладиться жизнью… Даже сказал: «убери это с глаз моих». Если бы он просил о покаянии, я свято верю, Человеколюбивый Бог подарил бы ему еще один день, о котором он так просил, но для покаяния. Чтобы он сказал всего пять слов: «Боже, прости меня, я грешен». Вот, что надо было сделать, чтобы причаститься Пречистых Тайн и отправиться на небеса. Еще я верю, что все, что происходило, стало для меня особенно, но и для всех нас, живой проповедью покаяния. Все мы, будучи христианами, должны научиться, устрашиться, в конце концов, и исправиться, до того как станет слишком поздно. Мы не научимся, после того как умрем! «Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» 266 . Покаяние должно совершаться каждый день и каждую минуту. Если мы откладываем его и проявляем безразличие, тогда в решающую минуту мы не сможем покаяться, ведь смерть может наступить внезапно. Совершенно невозможно представить, чтобы у нас не было ни желания, ни настроения покаяться, если только мы не зазнались и считаем самих себя святыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

9.  Этот святой совершил литургию только один раз в своей жизни. В первый день он стал диаконом, во второй – священником, в третий день совершил первую литургию. Когда он дошел до момента «прокалывания» святого Хлеба святым копием, он увидел, как сам он, словно воин с острым копьем пронзает Тело Господа и из Его ребра истекают кровь и вода. Кто знает, с каким страхом и ужасом он налил потом вино и воду в Святую Чашу! Его объял такой священный ужас, что после окончания этой Божественной литургии, он никогда более ее не совершал 24 . 10.  Нечто похожее произошло и в наш век с о. Иеронимом Эгинским, который жил в своем исихастирии до своей кончины, в 1966 году. За год до этого, в 1965 году, мы вместе с моим пресвитером посетили его, и, дав многочисленные наставления, он рассказал мне с глубоким волнением: как и почему отказался от священства. В 1923 году, когда он еще был диаконом и носил имя Василий, митрополит Каристийский Пантелеймон, в одной из своих поездок на Эгину, после многочисленных уговоров, убедил его и рукоположил в священники, определив приходским священником в эгинскую больницу. Однако имя Иероним он принял через год, уже отказавшись от священства, от святого старца Иеронима Симонопетрита при пострижении в великую схиму. Итак, на сороковой день после его рукоположения, во время Божественной литургии, после Освящения Честных Даров и когда пришло время причаститься, он так был взволнован молитвой и ликованием своего сердца, что увидел, как Святые Дары превратились в Святой Чаше в Плоть и Кровь, истинную плоть и истинную кровь. Потрясенный увиденным, он много часов молился, пролив немало жгучих слез. Затем, дрожа вошел в царские врата и совершил отпуст, не произнося ни слова. А после долго молился, прося Божьего позволения, чтобы Его пресвятое Тело и Кровь снова стали хлебом и вином. Что и произошло. В тот же вечер он подал прошение об отречении. С того времени он не чувствовал в своих руках силы, чтобы пронзать копьем Господа на проскомидии или разделять Его после Освящения. Однако он продолжил служить в больничном храме как певчий и проповедник. В конце своего рассказа он воскликнул: «Не мог я своими смертными и грешными руками коснуться Славы Господней». И при прощании он сказал мне: «Берегись, отче, ибо очень немногие священники спасаются». Другому священнослужителю он прямо сказал: «Если не видишь своего Ангела рядом со святым алтарем, не служи!» 25

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Измученный, он задрожал и начал кричать, но на крики его отвечала только бездна. Ему казалось, что вот-вот его страдания закончатся и с минуты на минуту придет Ангел, но этого не происходило. Наконец, потеряв всякую надежду увидеть когда-нибудь Рай, он начал стонать и плакать, но никто не обращал на него внимания. Непокаявшиеся грешники в преисподней думали только о себе: о своих мучениях и непереносимой боли. Те, кто «радовались», были демоны… Но вот заветное сияние Ангела показалось во тьме. С райской улыбкой он встал над бездной и спросил его: – Как ты, человече? – Я не думал, что среди ангелов может быть обманщик! – прошептал слабым голосом страдалец. – Почему ты так говоришь? – спросил Ангел. – Как почему? – продолжал несчастный. – Ты обещал забрать меня отсюда через три часа, а уже прошла тысяча лет, мне кажется, что целые века я провел в невыносимых муках. Ты меня ничуть не пожалел… Ты солгал мне… – Несчастный, какие года, какие века? – сказал пораженный Ангел. – Только один час прошел, как я тебя оставил, и ты должен оставаться здесь еще два часа. Разве не ты это выбрал? – Как?! Два часа? Нет! Я больше не выдержу… Хватит! Больше не могу… Прошу тебя, умоляю, забери меня отсюда…Тысячи раз я претерплю эти муки и еще, и еще, не только один год, но все время, что мне отведено. Забери меня отсюда, из этой ужасной преисподней… пожалей меня… только не два часа! – возопил страдалец, протягивая к Ангелу руки. – Хорошо, – ответил Ангел. – Всеблагий Бог, Человеколюбивый, Милосердный, Нежно Любящий, тебя помилует. Славь человеколюбие Бога и никогда больше не жалуйся. И с этими словами Ангел его схватил, и через минуту он очутился в своей кровати, славя и благодаря Бога за свои болезни и страдания до дня своей смерти 420 . «МИР ВСЕМ» На протяжении всего богослужения священник часто взывает о мире Божьем: Перед чтением Евангелия: «Мир всем». Когда говорит: «Мир всем». Когда благословляет: «Мир всем». Когда нас призывает к лобзанию любви: «Мир всем». Когда совершается Жертва, и снова: «Мир всем».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На другой день действительно совершилась литургия Преждеосвященных Даров. Во время большого входа диакону дали держать и перенести в молчании святой дискос с Пресвятым Телом Господа. Все это совершил чужеземный Архидиакон, но сильно дрожа. Чуть не потеряв равновесие, он совершил перенесение. С большим трудом, со священном страхом и трепетом он вошел в святой алтарь. Это заметили все. И епископ, и священник, и толпа христиан видели и чувствовали, что страх Архидиакона не был простым страхом. Такое необычное и загадочное поведение продолжалось и во время Божественного Причащения. После окончания литургии епископ спросил архидиакона, не заболел ли он, и нет ли у него какой-нибудь необычной слабости. Архидиакон ответил: – Действительно, владыка святый, я одержим слабостью, которую никто не может излечить. Каждый раз, когда я прислуживаю на Божественных и страшных Таинствах и беру в руки Честное и Пресвятое Тело Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, чувствую, что мне не хватает сил для такой большой тяжести, поэтому я не могу ходить свободно и прямо, то есть не дрожа от страха. И прибавил, буквально, следующее: – Как кто-нибудь может, владыка святый, из тех, кто знает суть Божественного Таинства, держать в руках своих «не постижимое для всех»? Снисхождение Господа нашего Иисуса Христа, – продолжал архидиакон, – укрепляющее нашу слабость, делает тяжелое легким, а бессильное сильным. Блажен, владыка святый, удостоенный чести служить в этом великом Таинстве, в котором небесные Ангелы и все Силы небесной славы служат со страхом и трепетом. Сказав это, святой диакон задрожал. Весь святой алтарь засиял небесным светом. Засиял и Архидиакон и изменившимся, небесным голосом сказал: – Я один из духов-служителей, посылаемых «на служение для тех, которые имеют наследовать спасение». Я Ангел, посланный к сотнику Корнилию, благочестивому и почитающему Бога со всей его семьей, который просил Бога, всегда совершая многочисленные подаяния народу. Я Ангел из Ангельского воинства, которое приносит молитвы «желающих спастись» на небесный престол Спасителя Христа. Когда непрерывно молился крестьянин, которого я привел к вам, чтобы вы крестили его самого и семью его, он просил у Бога, чтобы ему была указана истинная вера, чтобы поклониться сознательно Богу. Я был тем, кто донес молитву до Бога. Господь меня послал направить его на путь истинный, и, исполнив послание, я снова ухожу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010