– Число богослужений на литовском языке постепенно увеличивается. Это делается и для литовцев, и для людей из смешанных браков, которые родились и выросли в Литве и почти или совсем не знают русского языка. Службы полностью на литовском совершаются в храме Параскевы Пятницы в Вильнюсе и в часовне святого Елевферия в Кретинге. Есть храмы, в которых богослужение проводится полностью на церковнославянском языке, но установлены отдельные дни, когда служба совершается на литовском. Например, в Каунасе. Община православных литовцев хоть и немногочисленна, но она существует. Мы подготовили новые издания молитвослова на литовском языке, создали образовательные ресурсы специально для литовцев. Мы подготовили издания молитвослова на литовском, создали образовательные ресурсы специально для литовцев Основная языковая трудность заключается в том, что литовский народ не принадлежит к славянам. Людям трудно участвовать в службе на церковнославянском. Если сравнить его с русским, украинским или белорусским – общее происхождение, много похожих слов. А среди молодежи у литовцев сегодня довольно мало знатоков славянских языков. В 1887 году Священным Синодом впервые была издана Литургия на литовском языке, начали совершаться богослужения. В советское время, с 1946 года, Комиссия по делам религий службы на литовском запретила. И совсем недавно, в 2005-м, по благословению митрополита Виленского и Литовского Хризостома (Мартишкина) эта забытая практика была возобновлена. – Нет ли дискриминации русскоязычного населения по национальному и языковому признаку? И если да, то как это отражается на литовцах – прихожанах Русской Церкви, которая неизбежно ассоциируется с Россией? – Мне кажется, что у Православной Церкви в Литве самые лучшие условия для деятельности и существования во всей Прибалтике. У нас нет никаких расколов, нет «альтернативных церковных сборищ», в общеобразовательных школах для детей из верующих семей преподаются так называемые «уроки веры» или курс «Религия», в рамках которых ребята изучают свою веру (православные – православный Закон Божий). В аттестате, вручаемом выпускникам школ, есть отметка о посещении этих уроков. У нас есть и русские школы, где большинство учеников изучают именно Православие. Но даже если католиков в школе большинство, все равно для православных организуют отдельный курс уроков. В Литве даже есть система подготовки педагогов по этому предмету. Осуществляется она в Институте православного образования и воспитания.

http://pravoslavie.ru/133467.html

В 1982 г. был восстановлен и освящен придел ап. Иоанна Богослова Свято-Духовской ц., расширена нижняя пещерная церковь. Увенчанная резной сенью рака с мощами Виленских мучеников была поставлена в центре собора. В июле 1997 г., когда отмечалось 400-летие В. м. и 650-летие со времени кончины Виленских мучеников, Виленскую епархию посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II . 25-26 июля 1997 г. в Свято-Духовском храме Предстоятель совершил всенощное бдение и литургию в сослужении 9 архиереев и местного духовенства. В дар обители Патриарх передал евхаристические сосуды. В наст. время в В. м. располагаются резиденция архиеп. Виленского Хризостома (Мартишкина), к-рый является священноархимандритом мон-ря, и епархиальная канцелярия. К нач. 2004 г. в обители жили 4 архимандрита, игумен, 3 иеромонаха и иеродиакон. В мон-ре действует общедоступная б-ка (открыта в 1993), в к-рой по воскресеньям проходят встречи священнослужителей с мирянами. Устроена небольшая гостиница для паломников, с нач. 90-х гг. мон-рь ежедневно предоставляет бесплатные обеды 30 нуждающимся. C 1960 г. на территории В. м. также располагается вильнюсский во имя св. равноап. Марии Магдалины жен. мон-рь . В Свято-Духовском храме погребены мн. Виленские архиереи - священноархимандриты В. м. В пещерной церкви покоятся останки архиепископов Иосифа (Семашко), Александра (Добрынина) и Алексия (Лаврова-Платонова). Основной некрополь находится у сев. стены Свято-Духовского собора, напротив придела равноапостольных Константина и Елены. Арх.: Летопись церк. жизни Литовской епархии/Вильнюс. епарх. упр. Вильнюс, 1963. Ркп. Ист.: Устав Виленского правосл. Св.-Духовского братства. Вильна, 1909. Лит.: Смирнов Ф. К. Виленский Св.-Духов мон-рь. Вильна, 1888; Извеков Н. , свящ. Ист. очерк состояния правосл. Церкви в Литовской епархии за время 1839-1889 гг. М., 1889; Виленский Св.-Духовский мон-рь. Вильна, 1897; Виноградов А. А. Путеводитель по г. Вильне. Вильна, 1908; Š apoka D. A. Lietuvos istorija. Kaunas, 1936; Афанасий (Мартос), архиеп. Беларусь в ист., гос. и церк. жизни. Буэнос-Айрес, 1966. Минск, 2000п; Правосл. Церковь на Украине и в Польше в ХХ ст. М., 1997; Арефьева И. С. «Отсюда, от Литвы, вошел он в славу…»//Ежег. Богосл. конф. ПСТБИ. М., 1998; она же. Сподвижники св. Патриарха Тихона на Литовской земле//Там же. М., 1999; Голиков А. , свящ. , Фомин С. Кровью убеленные. М., 1999; Laukaityt R. : Staiatikiu banyia Lietuvoje, 1944-1990. Vilnius, 2000; eadem. Lietuvos staiatikiu banyia, 1918-1940. Vilnius, 2001; Беднов В. А. Правосл. Церковь в Польше и Литве. Минск, 2002; Шлевис Г. П. Православные святыни Вильнюса. Вильнюс, 2003. С. 5-33.

http://pravenc.ru/text/158674.html

лишь 12 тыс. были верующими, число священников сократилось с 75 чел. в 1945 г. до 31-36 чел. в нач. 60-х - кон. 80-х гг. XX в. В наилучшем положении находились церкви крупных городов - Вильнюса, Каунаса, Клайпеды, Шяуляя, а также Таураге и Кибартая, граничивших с Калининградской обл. Перед правосл. Церковью, как и перед католической, остро стояла проблема снижения образовательного уровня духовенства. Хотя в ЛССР гонения на Церковь в 1958-1964 гг. не достигли таких масштабов, как в других республиках, политика властей по отношению к ней и здесь ужесточилась. О смене курса свидетельствовала замена в 1958 г. Гущина на посту уполномоченного Совета по делам РПЦ А. Ефремовым (он занимал должность до упразднения этого органа в 1966). Он рассчитывал ликвидировать «религиозные предрассудки» населения в течение 12-17 лет. Тем не менее за 1959-1965 гг. была закрыта лишь вильнюсская ц. вмц. Параскевы Пятницы и снят с регистрации мон-рь св. Марии Магдалины. В 1962 г. Московскому Патриархату было запрещено оказывать финансовую помощь приходам ЛССР, к-рые должны были существовать за счет пожертвований верующих. В результате в 1960-1965 гг. было снято с регистрации 13 церквей (в основном они являлись вторыми в приходе), но имели место и ликвидации приходов. Резко выросли пожертвования верующих, одним из центров материального обеспечения правосл. Церкви стал вильнюсский мон-рь Св. Духа: в 1965 г. ему было пожертвовано 98,5 тыс. р., в 1975 г.- 267,8 тыс. р., в 1984 г.- почти 384 тыс. р. В 1961 г. была предпринята попытка передать все дела по управлению приходами приходским комитетам (т. н. двадцаткам), однако властям так и не удалось снизить влияние священников в этих органах. После восстановления независимого Литовского гос-ва в 1990 г. важное значение в нормализации отношений между РПЦ и правительством республики имела позиция Виленского архиеп. Хризостома (Мартишкина ; с 2000 митрополит), к-рый высказался в защиту независимости Л. во время событий янв. 1991 г. Православие было признано одной из традиционных конфессий.

http://pravenc.ru/text/2110567.html

Успешная деятельность духовных академий позволяла Русской Православной Церкви безболезненно обновлять архиерейские кадры. Место умерших или ушедших на покой по старости архипастырей занимали молодые епископы. При Патриархе Пимене в епископский сан рукоположены были многие такие известные иерархи, как Симон (Новиков), Хризостом (Мартишкин), Антоний (Завгородний), Платон (Удовенко),  Иов (Тывонюк), Агафангел (Саввин), Кирилл (Гундяев), Климент (Капалин) , Александр (Тимофеев), Сергий (Фомин) и другие. Число монастырей, принадлежавших Русской Православной Церкви, в 70-х годах оставалось неизменным, но в крайне стесненном состоянии оставалась Успенская Почаевская лавра. В середине 70-х годов над ней вновь нависла угроза закрытия. Патриарху Пимену и руководству Русской Православной Церкви удалось отстоять Лавру. 15 сентября 1980 года открылся завод Художественно-производственного предприятия «Софрино» в Московской области, построенный на территории, выделенной правительством в 1972 году по просьбе Патриарха Пимена. Расширилась деятельность Издательского отдела Московской Патриархии, который бессменно возглавлял владыка Питирим (Нечаев). Увеличилось издание церковной литературы. Большим событием церковной жизни 70-х годов явилась совершенная 6 октября 1977 года канонизация просветителя Америки, Сибири и Дальнего Востока митрополита Московского Иннокентия (Вениаминова). Канонизация стала возможной, потому что с просьбой о ней обратился Священный Синод Американской Православной Церкви. По благословению Святейшего Патриарха Пимена к лику общерусских святых был причислен святитель Харьковский Мелетий (Леонтович). Начиная с конца 70-х годов, в жизнь нашей Церкви вошло такое явление, как включение в богослужебный календарь дней памяти местных соборов святых. По благословению Патриарха Пимена установлено было празднование соборов святых: Тверских, Новгородских, Радонежских, Владимирских, Смоленских, Белорусских, Сибирских, Костромских, Рязанских и Крымских. Святейший Патриарх Пимен до середины 80-х годов часто выезжал за границу, посещая Поместные Православные Церкви и даже Древние Церкви Востока (нехалкидонсике).

http://patriarchia.ru/db/text/1339330.ht...

В 60-х гг. XX в. среди епархиального духовенства, как и прежде, преобладали пожилые люди. В 1965 г. священники старше 60 лет составляли 69%, священнослужители моложе 40 лет - 14% (16 чел.). Священники в сельских приходах были в большинстве малообразованные, неспособные к проповеди. Курский еп. Серафим (Никитин ; с 1968 архиепископ) стремился активно назначать на свободные приходы священников, приглашал клириков из др. епархий, добивался направления в Курскую и Белгородскую области молодых иереев, окончивших духовные семинарии и академии. В янв. 1968 г. из 105 священников 22 чел. были моложе 40 лет, старше 60 лет - 65 чел. Архиерей поддерживал активных пастырей, интересовался состоянием религиозности паствы, много проповедовал. Под давлением властей в Курской обл. продолжало сокращаться число правосл. церквей и молитвенных домов: в 1966-1982 гг. оно уменьшилось со 105 до 85. Одним из значимых в епархии был храм во имя праведных Иоакима и Анны в с. Долгом Золотухинского р-на, недалеко от Коренной пуст., на пути крестного хода. Церковь здесь не действовала с 1959 г. (под давлением уполномоченных архиереи не назначали туда священников), в апр. 1975 г. община была снята с регистрации, храм предполагалось переоборудовать под склад (однако к июлю 1980 церковь не была занята). В нояб. 1971 г. были запрещены службы в храме в с. Дерюгине Дмитриевского р-на из-за аварийного состояния здания; до 1983 г. продолжалась не имевшая результатов переписка общины с властями о ремонте храма, церковь была возобновлена только в 1989 г. 29 мая 1970 г. было принято решение о снятии с регистрации Введенской ц. в Курске, в 1973 г. постановили храм снести. Однако в результате активных действий верующих храм был признан памятником архитектуры. В 1974-1979 гг. Курский еп. Хризостом (Мартишкин ; с сент. 1977 архиепископ) рукоположил во священники 21 чел., в 7 раз возросло число священнослужителей с высшим образованием. Если в янв. 1973 г. на 91 правосл. религ. об-во приходилось 78 священников, то к 1981 г. в 85 приходах служили 94 священника. Из них 42 чел., т. е. почти половина, были моложе 40 лет, 42 - имели среднее светское образование, 32 чел.- среднее духовное, 11 чел.- высшее духовное образование, 10 священников были кандидатами богословия. Решение кадровой проблемы давалось архиерею нелегко. Стремясь заполнить пустующие приходы и активизировать деятельность церковных советов, он рукополагал в т. ч. людей, не имевших духовного образования. В 1978 г. в Курской обл. насчитывалось 85 приходов, в Белгородской обл.- 90 приходов. Это количество храмов сохранилось почти без изменений до 1988 г.

http://pravenc.ru/text/2462311.html

Денис 28 августа 2020, 16:40 На Православие.Ru на днях опубликовали большое интервью православного клирика кафедрального собора Вильнюса http://pravoslavie.ru//133467.html Так он пишет " В 1887 году Священным Синодом впервые была издана Литургия на литовском языке, начали совершаться богослужения. В советское время, с 1946 года, Комиссия по делам религий службы на литовском запретила. И совсем недавно, в 2005-м, по благословению митрополита Виленского и Литовского Хризостома (Мартишкина) эта забытая практика была возобновлена " . Раз ещё при царях на сравнительно малый литовский язык нашли в достатке хороших переводчиков, значит ныне для перевода богослужения с ЦСЯ на русский язык переводчиков тем более предостаточно! Денис 28 августа 2020, 16:20 Игорь Ковалёв, для чего Христос основал на Земле Церковь свою? Ради спасения людского! Следовательно, когда молодые люди в своём большинстве растут страшно далёкими от православия и чем дальше, тем больше. Значит Церковь всё хуже исполняет своё основное предназначение, есть нужда в обновление того, что обветшало. Нужно обновлять устаревшие методы донесения вечной Истины ради спасения молодых людей! Вместо этого, к примеру, НН пишет " верующим, для которых Бог Один и Тот же и Православие одно и то же на все времена, дела нет до большинства таких молодых людей " . Страшный эгоизм губит православие изнутри! игорь ковалев 28 августа 2020, 15:12 Денис. " признаем ошибки с целью их исправления хотя бы касательно обрядовой стороны веры "/-А кто-нибудь из св.Отцов это считал ошибками?Ошибка-доверять своему уму,до очищения его от страстей,по учению св.Отцов.Если вы что-то не понимаете,надо попытаться понять,а не менять.,,Душевный человек не принимает того,что от Духа Божия,потому что он почитает это безумием " (1 Кор. 2:14).Принятие учения Церкви по всем вопросам без рассуждения-это и есть первый шаг в борьбе ,,с первопричиной(гордостью) " .Признать себя ничего не понимающим в духовных вопросах,а ум свой омраченным -это и есть первый шаг к смирению.

http://pravoslavie.ru/133302.html

9 июня члены Собора обсудили и приняли ряд новых документов: «Определения Поместного Собора», «Обращение ко всем христианам мира», «Заявление по насущным проблемам современности». В своих «Определениях» Поместный Собор, среди прочего, постановил одобрить деятельность Священного Синода во главе со Святейшим Патриархом в период после Поместного Собора 1971 г. Поместный Собор провозгласил чрезвычайную важность попечения о нравственной чистоте клира, монашествующих и всех чад церковных. Собор постановил также увеличить издание книг Священного Писания, творений святых отцов и молитвословов, а также издавать катехизическую, назидательную, богословскую и церковно-историческую литературу, необходимую для удовлетворения духовных нужд многомиллионной паствы, подчеркнул необходимость выпуска церковных изданий на языках народов, верующие которых являются членами Русской Православной Церкви. Собор отметил необходимость открытия новых духовных учебных заведений, организации подготовки псаломщиков в епархиях, а также совершенствования учебного и воспитательного процесса в духовных школах, развития научно-богословской мысли в духе лучших традиций отечественной богословской науки. Собор признал необходимым всемерное развитие традиционного для Православной Церкви служения в области милосердия и церковной благотворительности. На заключительном заседании Собора с докладом от Мандатной комиссии выступил митрополит Сурожский Антоний , сообщивший статистические сведения об участниках Собора. На Поместном Соборе 1988 г. в отличие от двух предшествующих Соборов (1945 и 1971 гг.) обсуждение некоторых тем приобретало острый, полемический характер. В этом отношении особое внимание привлекла к себе речь архиепископа Иркутского Хризостома (Мартишкина). Он говорил, в частности, об отсутствии согласованности в действиях епархиальных архиереев по отношению к священнослужителям, нарушающим свои пастырские обязанности. Он высказался также против того, чтобы настоятели вернулись к административному руководству в приходах и распоряжению приходскими средствами. Речь митрополита Львовского Никодима была проникнута тревогой в связи с обнаружившимися уже в конце 80-х гг. стремлениями сепаратистов возродить унию в Галиции при поддержке со стороны экспансионистски настроенных католических кругов. Архиепископ Смоленский Кирилл в своем выступлении говорил главным образом о проблемах, которые стоят перед духовными школами, особо обратив внимание на слабую подготовку их выпускников к практической церковной деятельности. Архиепископ Куйбышевский Иоанн (Снычев) в своем выступлении выразил озабоченность тем, что в среде не только студентов, но и преподавателей духовных школ встречаются неправославные богословские воззрения, предложил создать «своего рода цензуру, которая бы проверяла преподавателей и профессоров с точки зрения их православного направления». Протоиерей Илия Карлинов критиковал Издательский отдел Патриархии за то, что не печатаются книги на чувашском языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Архиепископ Ювеналий управлял епархией чуть больше двух лет. 26 декабря 1984 г. он был переведен на Курскую кафедру, а в Иркутск был переведен архиепископ Хризостом (Мартишкин) (род. 1934 г., на кафедре 1984-1990, ныне митрополит Виленский и Литовский). Вскоре за ним в епархию прибыл его помощник и будущий преемник по кафедре игумен Вадим (Лазебный). Начиная со второй половины 1970-х гг. отчеты уполномоченных и комиссий содействия по Иркутской области стали отмечать уменьшение посещаемости храмов (в т.ч. за счет смерти старшего поколения, отсутствия существенного количества молодежи). По наблюдениям членов комиссий содействия, посещаемость храмов в обычные дни в 1970 г. составляла 30-40 человек, а в большие праздники около 500-800 человек (т.е. еще достаточно существенная), причем в праздники в храмах отмечалась и заметная часть молодежи . В сведениях о максимальном количестве верующих в действующих религиозных объединениях на 01.01.1973. В. Коростелев указывает следующие данные. Иркутск: Крестовоздвиженская церковь – 900 человек, Знаменская – 800, Михайло-Архангельская – 700. Иркутская область: пос. Тельма – 600, г. Черемхово – 500, остальные храмы – 200-400 человек. В отчете за 1971 г. указано, что в трех иркутских и черемховском храме служба совершалась 6 раз в неделю, в остальных церквях – по праздникам. Относительно возрастных категорий прихожан данные в отчетах разрозненны. Например, в Нижнеудинске молодежь до 30 лет составляла 4-5% от всех прихожан, в пос. Тельма – ок. 60% людей пожилого возраста . Но уже во второй половине 70-х гг. максимальное количество прихожан на праздники в храмах Иркутска, Зимы, Тулуна, Бирюсинска оценивается всего лишь в 100-150 человек. Большие данные указаны лишь комиссиями Черемхово (1980 г. – 300-350 чел.) и Слюдянки (1976 г. – 200-250 чел., около 15 из них – мужчины). В начале 80-х гг. в большие праздники максимальная посещаемость в только что открытой Падунской церкви (Братск) составляла 300 человек, в Черемхово, обеих церквах Тулуна – 200 человек (в данных отмечено, что в числе тулунских прихожан из «работающих на производстве» – около 5%, мужчин – 2-3%, молодежи – 1-2 человека), в пос. Тельма – 150 человек. Относительно кафедрального собора: по воскресным дням в 1980 г. в нем бывало лишь 70-100 человек, и даже в праздник Рождества Христова 1985 г. при архиерейском служении на бдении в кафедральном соборе было всего 150 человек, на литургии – всего 60.

http://pravoslavie.ru/44165.html

Ультиматум влади щодо лаври жахливим на за безбожжя. Як в той час, влада закон, не кажучи вже про повагу до прав Роботи з пошуку порушень у монастиря мали непрозорий характер. репресивна мета — повне вигнання лаври. Ця мета не приховувалась державними чиновниками та представниками перебувають впливом влади. жаль той факт, що при державним до демократичних норм, шляху розвитку, дотримання прав свобод людини права свободи зневажаються у кричущий Прошу докласти можливих зусиль, щоб примусовому закриттю монастиря, яке призведе до порушення прав на свободу гарантованих а також такими документами, як Статут ООН, Загальна прав людини, про форм та на чи переконань, багатьма актами значення. Дуже що слова будуть Прес-служба Московського , , грецька Звернення Кирила у зв " язку навколо лаври за темою До Бундестагу передано про порушення прав Церкви Кирил виступив зверненнями у зв " язку з кричущими прикладами тиску на Православну Церкву закордонна Церкви засудила Церкви режимом Заява Церкви з у зв " язку затриманням лаври митрополита [Документи] Сочинська направила допомогу жителям та зведення про допомогу 27 2024 року) [Стаття] Ярославська одяг мешканцям зведення про допомогу 26 2024 року) [Стаття] У екзархату пройшов курс з Патриаршая проповедь в день памяти святителя Петра после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля : У з Руською Православною Церквою [Ihmepb " ю] У пройшла IV науково-практична читання» з ключовими словами Порушення прав Церкви – Православна Церква – icmopuчha Церкви   Патриаршее поздравление епископу Галичскому Алексию с 55-летием со дня рождения Патриаршее поздравление митрополиту Хризостому (Мартишкину) с 90-летием со дня рождения Патриаршее поздравление митрополиту Воскресенскому Григорию с 15-летием монашеского пострига Кирила губернатору Ненецького автономного округу Ю.В. Бездудному з дня народження Слово Кирила при жезла Преосвященному Серафиму Кирила директору сходознавства РАН А.К. з дня народження Кирила генеральному директору агентства " " Д.К.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6010432...

Пользуясь возможностью, хотел бы выразить вам признательность за вашу верность призванию и любовь к Церкви. Знаю, что и в отдаленных приходах, и в столичных храмах нередко регенты и певчие получают скромное вознаграждение. Поэтому хотел бы призвать настоятелей и ктиторов с должным вниманием относиться к труженикам клироса, значимость служения которых трудно переоценить. Одна из главных целей всякого подобного собрания заключается в том, чтобы через обмен мнениями, опытом и знаниями в еще большей степени почувствовать личную ответственность, которая ныне лежит на каждом из нас. Пусть же ваше служение и впредь будет вдохновенным, исполненным любовью и творческим попечением о том важном деле, к которому вы призваны. Божие благословение да пребывает со всеми вами. +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ за темою «От благородных планов будем спешить к конкретным делам». Интервью митрополита Астанайского и Казахстанского Александра к 25-летию учреждения Астанайской и Алма-Атинской епархии [Ihmepb " ю] Голова ради з розвитку руського церковного взяв участь у слуханнях «Роль хорового у у У VII хоровий фестиваль Царским путем: об отношении архимандрита Матфея (Мормыля) к древним распевам [Стаття] з ключовими словами регентська справа   Патриаршее поздравление епископу Галичскому Алексию с 55-летием со дня рождения Патриаршее поздравление митрополиту Хризостому (Мартишкину) с 90-летием со дня рождения Патриаршее поздравление митрополиту Воскресенскому Григорию с 15-летием монашеского пострига Кирила губернатору Ненецького автономного округу Ю.В. Бездудному з дня народження Слово Кирила при жезла Преосвященному Серафиму Кирила директору сходознавства РАН А.К. з дня народження Кирила генеральному директору агентства " " Д.К. Кисельову з дня народження Тульчинському з Кирила учасникам «Партнерство держави та у виховання особи на духовно-моральних з дня народження   Календарь ← → Богослужебные указания 28 2024 р. У свято Входу Господнього до Предстоятель Церкви звершив у Христа Спасителя 16 2023 р. телезвернення Московського Кирила Актуально Перенесено проведення Собору Церкви Священний Синод констатував з Хризостомом 20 листопада на Священного Синоду Церкви були поминання Предстоятелем Церкви структури, що в Заява Церкви щодо в Документи Бюро друку Церкви розповсюдило заяву, в що Церквою, яку Сербський в Православна Церква на з митрополитом Вторгнення Константинопольського на Церкви в як Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з посяганням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на Священного Синоду Церкви 15 жовтня 2018 року в Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з незаконним вторгненням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на позачерговому Священного Синоду Церкви 14 вересня 2018 року. На Церкви переклади мовою низки важливих церковних Ihmepb " ю © Patriarchia.ru , 2005 – 2024

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6067436...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010