Разделы портала «Азбука веры» Митрополит Игнатий (Пологрудов) " decoding="" title="" Митрополит Игнатий (Пологрудов): «Я хотел быть просто монахом» Митрополит Игнатий (Пологрудов) В Избранное Диплом физического факультета Иркутского госуниверситета, опыт службы в Вооруженных силах, познания в философии, психологии, увлечение живописью, классической музыкой с таким багажом заведующий лабораторией медицинской кибернетики Всесоюзного научного центра хирургии Сергей Пологрудов будущий Митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий подошел к решающему повороту в своей жизни, к встрече с архиепископом Хризостомом (Мартишкиным). Вслед за ним он уехал из Сибири в Вильнюсский Свято-Духов монастырь , а всего после девяти лет монашеской жизни вернулся на родину, чтобы начать архиерейское служение на Дальнем Востоке. Архиерей, который прыгает с парашютом, ходит в походы, вместе с моряками-подводниками совершает переход подо льдами Северного Ледовитого океана, служит Литургию на Северном полюсе. Будучи уже митрополитом, продолжает учиться: окончил факультет теологии Свято-Тихоновского университета и аспирантуру Московского городского психолого-педагогического университета. Первым из архиереев открывает и ведет в Интернете свой личный блог. Не совсем обычный архиерей… О своем приходе к вере , о наставнике, архимандрите Иоанне (Крестьянкине) , о служении на Дальнем Востоке и общении с людьми в самых разных условиях владыка Игнатий рассказал журналу «Православие и современность». От атеизма к вере Для Вас наставником, взрастившим Вас, был владыка Хризостом (Мартишкин), за которым Вы поехали в Вильнюс, в монастырь? Владыка замечательный человек и замечательный иерарх, но он не был моим духовным отцом и всегда это подчеркивал: «Я не старец и не пастырь; я администратор, поэтому Вам (т. е. мне) скажу сразу не смогу руководить Вашей духовной жизнью. И еще скажу: любой священник , и духовник в том числе, это столб, на котором висит табличка: “ Бог там”. Он должен указать направление, в лучшем случае помочь в этом направлении идти, но все остальное каждый должен делать сам». Прав владыка или нет в оценке своих пастырских способностей не знаю. Но то, что он был и проницательным, и мудрым, и хорошим психологом, это точно. Таким остается и поныне. С глубоким уважением отношусь к нему.

http://azbyka.ru/way/mitropolit-habarovs...

Вадим, митрополит Ярославский и Ростовский (Лазебный Владимир Анатольевич) Дата рождения: 14 октября 1954 г. Дата хиротонии: 4 февраля 1990 г. Дата пострига: 1979 г. День ангела: 22 апреля Страна: Россия Биография: Родился 14 октября 1954 г. в г. Губкине Белгородской области в семье рабочего. В 1972-77 гг. учился в Одесской духовной семинарии. В 1974-1976 гг. служил в Советской армии. В 1977-81 гг. учился в Московской духовной академии , окончил со степенью кандидата богословия за сочинение «Реформа духовного образования в Римско-Католической Церкви в свете решений II Ватиканского Собора». В 1978 г. архиепископом Курским и Белгородским Хризостомом (Мартишкиным) рукоположен в сан диакона. В 1979 г. ректором МДА архиепископом Владимиром (Сабоданом) пострижен в монашество. В 1980 г. архиепископом Курским и Белгородским Хризостомом (Мартишкиным) рукоположен во иеромонаха. С мая 1978 по октябрь 1981 г. — референт, затем заведующий канцелярией ОВЦС. В 1981 г. направлен в распоряжение архиепископа Курского и Белгородского Хризостома (Мартишкина). С октября 1981 г. по август 1984 г. — клирик Всехсвятского храма г. Курска. В августе 1984 г. назначен настоятелем Александро-Невского храма г. Старый Оскол Белгородской области и благочинным храмов Староосколького округа. С февраля по октябрь 1985 г. — секретарь Иркутского епархиального управления (перешел вслед за архиепископом Хризостомом (Мартишкиным)). С ноября 1985 г. по июль 1988 г. — настоятель Никольского храма г. Владивостока благочинный храмов Приморского округа. Возведен в сан игумена в 1987 г., в сан архимандрита — в 1988 г. С июля 1988 г. по январь 1990 г. — настоятель Крестовоздвиженского храма г. Иркутска, секретарь Иркутского епархиального управления и благочинный храмов Иркутского округа. Определением Священного Синода от 25 января 1990 г. избран епископом Иркутским и Читинским. Хиротония состоялась 4 февраля 1990 г. в Богоявленском кафедральном соборе в Москве. С 29 января по 25 мая 1991 г. — временно управляющий вновь образованной Магаданской епархией . С 31 января по 27 декабря 1991 г. — временно управляющий Хабаровской епархией .

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244932...

Революция предрешила судьбу иноков и их обителей. Летом-осенью 1923 года распоряжением советской власти почти повсеместно монастыри были закрыты. Перед Великой Отечественной войной в Курской и Обоянской епархии существовало всего три прихода. С началом войны началось возрождение епархии. В 1942-43 гг. Курской епархией управлял епископ Панкратий (Гладков) с титулом Белгородский и Грайворонский. В 1943 году после оккупации на кафедру был назначен епископ Питирим (Свиридов) с титулом Курский и Белгородский. К 1945 году действовало 318 церквей и молитвенных домов, из них храмов – 249 и 69 молитвенных домов. В самом Курске - 11 приходов. Существовал только один монастырь – женский Троицкий в г. Курске. В различные годы ее возглавляли архиепископ Алексий (Сергеев) (1947-48гг), епископ Нестор (Сидорук) (1948-1951), архиепископ Иннокентий (Зельницкий) (1951 - 1958 ), епископ Роман (Танг) (1958 - 1959 ), епископ Леонид (Поляков) (1959 - 1962 ), архиепископ Серафим (Никитин) (1962 - 1971 ), епископ Николай (Бычковский) (1971 - 1974 ), архиепископ Хризостом (Мартишкин) (1974 - 1984 ), митрополит Ювеналий (Тарасов) (1984 - 2004 ). В 1991 году открыта Курская духовная семинария, а в 1994 году православная гимназия во имя преподобного Феодосия Печерского. С февраля 1993 года епархия носит название Курская. С 17 августа 2004 года епархию возглавляет архиепископ Курский и Рыльский Герман (Моралин). Решением Священного Синода от 26 июля 2012 г. (журнал 62) он назначен главой новообразованной Курской митрополии и временным управляющим Щигровской епархией и 1 августа 2012 г. возведен в сан митрополита. Имея богатую историю просветительской деятельности, в настоящее время Курская епархия активно занимается миссионерской, социальной и духовно-просветительской работой. Подробнее... Населённые пункты [ править править код ] Курск Святыни Курской области [ править править код ] Подробно Коренная пустынь и Коренная икона Знамения Божьей Матери Икону обнаружили охотники в корнях дерева на берегу Тускари. Как только они подняли образ с земли, в этом месте забил источник.

http://azbyka.ru/palomnik/Курская_област...

Зиновий, митрополит Саранский и Мордовский (Корзинкин Анатолий Алексеевич) Дата рождения: 19 июня 1948 г. Дата хиротонии: 3 апреля 2011 г. Дата пострига: 22 февраля 1984 г. День ангела: 12 ноября Страна: Россия Биография: Родился 19 июня 1948 г. в г. Славянске Донецкой обл. в семье художника-реставратора. После окончания общеобразовательной школы и Донецкого музыкального училища в 1967-1972 гг. обучался по классу скрипки в Донецком государственном музыкально-педагогическом институте и параллельно стажировался в Московской государственной консерватории, по окончании которых был направлен Министерством культуры УССР на работу преподавателем в музыкальное училище г. Запорожья. В 1972-1973 гг. служил в рядах Советской армии. В 1978 г. переехал в Курск с переходом на работу в Сергиево-Казанский кафедральный собор. 29 апреля 1978 г. архиепископом Хризостомом (Мартишкиным) рукоположен во диакона с направлением на служение в Покровский храм г. Рыльска Курской обл. 25 октября 1978 г. рукоположен во пресвитера с назначением клириком Успенского храма п. Касторное Курской обл. 22 февраля 1984 г. пострижен в монашество с именем Зиновий в честь сщмч. Зиновия, епископа Егейского. 24 декабря 1984 г. назначен благочинным Касторенского округа Курской епархии . 19 мая 1987 г. назначен настоятелем Троицкого храма г. Щигры Курской обл. и благочинным Щигровского церковного округа. 4 ноября 1988 г. возведен в сан игумена. В 1999 г. возведен в сан архимандрита. С сентября 1998 г. — декан факультета теологии и религиоведения Курского государственного университета. Старший научный сотрудник лаборатории русской школы при Курском университете. Участник разработки целевых региональных программ «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в Курской области 2006-2010 гг.» и «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в Курской области 2011-2013 гг.». В составе авторского коллектива участвовал в разработке комплекта учебно-методических пособий по ОПК от дошкольных образовательных учреждений до вузов. Учебники были отмечены дипломами и грамотами в ЦФО.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1435206...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАРАЙСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Московской епархии, названо по г. Зарайску Московской обл. Учреждено постановлением Патриарха Московского и всея Руси Алексия I и Свящ. Синода от 25 нояб. 1965 г. 26 дек. того же года состоялась хиротония во епископа Зарайского Иувеналия (Пояркова) с оставлением в должности зам. председателя Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС). В 1968 г. еп. Иувеналий в качестве представителя РПЦ присутствовал на IV Ассамблее Всемирного Совета Церквей (ВСЦ) (Уппсала), принимал участие в работе проходившего в Праге III Всемирного общехрист. конгресса в защиту мира, в 1968-1983 гг. являлся членом Центрального комитета ВСЦ. 20 марта 1969 г. архиерей был переведен на Тульскую и Белёвскую кафедру. Постановлением Синода от 21 марта 1972 г. епископом Зарайским, викарием Московской епархии и зам. председателя ОВЦС определено быть архим. Хризостому (Мартишкину) . Хиротония состоялась 23 апр. 1972 г. В сане епископа Зарайского пребывал до назначения 3 сент. 1974 г. на Курскую и Белгородскую кафедру. 3 янв. 1975 г. во епископа Зарайского был хиротонисан архим. Иов (Тывонюк) с поручением управлять Патриаршими приходами РПЦ в Канаде и временно в США. 19 июля 1976 г. архиерей был освобожден от управления Патриаршими приходами в Канаде и в США, назначен зам. председателя ОВЦС; 30 нояб. 1988 г. в сане архиепископа возглавил Костромскую и Галичскую кафедру. Постановлением Свящ. Синода от 30 нояб. 1988 г. епископом Зарайским определено быть наместнику Троице-Сергиевой лавры архим. Алексию (Кутепову) , председателю Хозяйственного управления Московской Патриархии. 1 дек. архим. Алексий был хиротонисан во епископа Зарайского, 30 дек. возведен в сан архиепископа. 20 июля 1990 г. архиеп. Алексий был переведен в Алма-Атинскую и Семипалатинскую епархию. Постановлением Свящ. Синода от 19 февр. 1992 г. епископом Зарайским определено быть наместнику Псково-Печерского мон-ря архим. Павлу (Пономарёву) с возложением на него управления Патриаршими приходами в США и временно в Канаде. Хиротония состоялась 22 марта 1992 г. Определением Свящ. Синода от 29 дек. 1999 г. еп. Павел был переведен в Венскую и Австрийскую епархию, епископом Зарайским, управляющим Патриаршими приходами в США назначен игум. Меркурий (Иванов) . 9 янв. 2000 г. игум. Меркурий был возведен в сан архимандрита, 6 февр. хиротонисан во епископа Зарайского.

http://pravenc.ru/text/182617.html

В день памяти священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея России, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля 28 мая 2014 г. 12:59 25 мая 2014 года, в неделю 6-ю по Пасхе, о слепом, день памяти священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил утреню и Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. Его Высокопреосвященству сослужили митрополит Хризостом (Мартишкин) , архиепископ Можайский Григорий , епископы Илиан (Востряков) , Видновский Тихон , Серпуховской Роман , Балашихинский Николай , Зарайский Константин , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве протоиерей Владимир Диваков , а также благочинные и духовенство Московской епархии. За богослужением пел молодежный хор Георгиевского собора города Одинцово под управлением Павла Карпова. По окончании Литургии духовенство совершило славление священномученику Ермогену у раки с его честными мощами, а владыка митрополит прочитал ему молитву. В завершение праздничного богослужения митрополит Ювеналий обратился к молящимся с приветственным словом: «Возлюбленные братья архипастыри, всечестные отцы, матушки игумении, монашествующие, дорогие братья и сестры! Сегодня для нас великое утешение, что по благословению Святейшего Патриарха Кирилла мы совершили Божественную литургию собором епископов и священнослужителей в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. Мы отмечаем день канонизации, сто первую годовщину прославления святого священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца. Мы радуемся, что не умирает память о нашем святителе, ведь прошло более четырехсот лет со дня его кончины. Почитание его возрастало, и вот сегодня уже сто первая годовщина со дня его канонизации. Нам радостно, что в прошлом году исполнились чаяния нашего народа, потому что много лет назад была инициатива воздвигнуть памятник святому защитнику земли нашей, святителю Ермогену. Только лишь в прошлом году тщанием и усердием многих и многих благочестивых людей и христианских сообществ в Александровском саду Святейший Патриарх Кирилл вместе с Иерусалимским Патриархом Феофилом в присутствии архипастырей, пастырей и российских властей открыл памятник святому священномученику Ермогену. И этим подчеркнута наша надежда на помощь Божию через наших угодников и подчеркнута глубокая благодарность властей и Церкви, народа нашего защитнику Московской земли.

http://patriarchia.ru/db/text/3662043.ht...

Членами организованного в 1964 г. Об-ва дружбы «СССР-Кипр» стали в т. ч. и иерархи РПЦ. В составе групп представителей этого об-ва Кипр посетили в 1965 г. архиеп. Берлинский и Среднеевропейский Киприан (Зёрнов), в 1968 г.- еп. Дмитровский Филарет (Вахромеев), в 1971 г.- еп. Тульский и Белёвский Ювеналий (Поярков) и еп. Черниговский и Нежинский Владимир (Сабодан), в 1977 г.- еп. Виленский и Литовский Герман (Тимофеев). В 1967 и 1976 гг. по приглашению М. на Кипре побывали делегации РПЦ во главе с митр. Ленинградским и Ладожским Никодимом (Ротовым) и митр. Тульским и Белёвским Ювеналием. Кипр также посещали делегации Союза советских об-в дружбы, среди участников которых были еп. Ювеналий (Поярков) (1969), архиеп. Волоколамский Питирим (Нечаев) (1972), еп. Зарайский Хризостом (Мартишкин) (1973). Делегации Кипрской Православной Церкви присутствовали на празднованиях 50-летия архиерейского служения патриарха Алексия I (1963) и 50-летия восстановления Патриаршества в РПЦ (1968). 3 июня 1971 г. М. принял участие в торжествах, посвященных интронизации Московского патриарха и всея Руси Пимена. Делегаты Кипрской Православной Церкви во главе с митр. Китийским Хризостомом в 1977 г. были гостями РПЦ и участвовали в работе Всемирной конференции «Религиозные деятели за прочный мир, разоружение и справедливые отношения между народами». В годы архиепископства М. Кипрская Церковь активно развивала связи как с Православными, так и с инославными Церквами (см. в ст. Кипрская Православная Церковь , раздел «Кипрская Православная Церковь в независимой Республике Кипр. Совмещение высшей церковной и светской власти архиеп. Макарием III (1960-1977)»). Соч.: Απαντα Αρχιεπισκπου Κπρου Μακαρου Γ. Λευκωσα, 1991-2008. 18 τ. Лит.: Μιτσδης Α. Η ν Κπρ κκλησιαστικ κρση: Η ν Κπρ Μεζων κα Υπερτελς Σνοδος. Λευκωσα, 1973; Παυλδης Α. Μακριος. Λευκωσα, 1978-1980. 3 τ.; idem. Μακριος Γ//ΜΚΕ. 1988. Τ. 9. Σ. 253-270; Vanezis P. N. Makarios: Life and Leadership. L., 1979; Κρανιδιτης Ν. Δσκολα χρνια: Κπρος, 1950-1960. Αθναι, 1981; idem. Ανοχρωτη Πολιτεα: Κπρος, 1960-1974. Αθνα, 1985. 2 τ.; Αβροφ-Τοστσας Ε. Ιστορα χαμνων εκαιριν. Αθναι, 19822. 2 τ.; Скурат. ИППЦ. Т. 2. C. 18-31, 33-35, 47-53; Παπαγεωργου Σ. Μακριος πορεα δια πυρς και σιδρου: Ποιο και γιατ θλησαν να σκοτσουν τον Κπριο πρεδρο. Αθνα, 2002; Λμπρου Γ. Κ. Ιστορα του Κυπριακο: Τα χρνια μετ την ανεξαρτησα, 1960-2004. Λευκωσα, 2004; Θεοδολου Γ. Καταγωγ και εξλιξη των σχσεων Εκκλησας-Πολιτεας στην Κπρο: Με εμφνιση στη σγχρονη εποχ. Λευκωσα, 2011. Σ. 85-122, 128-130; Anagnostopoulou S. Makarios III, 1950-1977: Creating the Ethnarchic State//The Archbishops of Cyprus in the Modern Age: The Changing Role of the Archbishop-Ethnarch, their Identities and Politics/Ed. V. Andrekos, M. N. Michalis. Camb., 2013. P. 240-292.

http://pravenc.ru/text/2561422.html

На Поместном Соборе РПЦ 1988 г. особое внимание присутствующих привлекло к себе выступление архиепископа Иркутского Хризостома (Мартишкина), который высказался против того, чтобы настоятели вернулись к хозяйственному руководству в приходах и распоряжению церковными средствами: «Помню 40е гг., с 1943 по 1954 г., у нас тоже было возрождение, даже более мощное, чем сейчас: открывались храмы тысячами. Священнослужители имели возможность и административной, и пастырской деятельности. С чего они начинали и чем кончили, я думаю, все, кто жил в это время, знают. Начинали с того, что покупали себе роскошные дома на самом видном месте, красили заборы в зеленый цвет. Приезжай в любое место: лучший дом с зеленым забором и злой собакой – дом священника, и к нему не подберешься. А машины – не просто «Волги», а ЗИЛы. Я думаю, что великим благом, Промыслительным действием Божиим было то, что в 1961 г. отказались от административной деятельности… По крайней мере у нас не было возможности так широко пользоваться церковным карманом, мы часто путаем его со своим» (цит. по кн.: Цыпин В., прот. История Русской Церкви. 1917-1997… С. 469). Вместе с тем (и это главное), нужно обратить внимание на то, что советское руководство никогда не было монолитным. Среди высших сановников постоянно шла ожесточенная внутрипартийная борьба с переменным успехом между, условно говоря, «национал-большевиками», «русской партией» – с одной стороны и «большевиками-интернационалистами», «безродными космополитами» – с другой, и Сталин не мог не учитывать расстановку сил в своем окружении, ибо, вопреки распространенному мнению, он не был абсолютным тираном, и тезис «сталинские репрессии» не соответствует действительности. В конце 1940-х гг. стала побеждать группа, в годы Отечественной войны и непосредственно перед ней отодвинутая на второй план, и для которой Русская Церковь была препятствием на пути реализации далеко идущих замыслов, не отвечающим российским национальным интересам (см., напр.: Бранденбергер Д. Л. Национал-большевизм. Сталинская массовая культура и формирование русского национального самосознания (1931-1956). СПб., 2009; Жуков Ю. Н. Борьба за власть в руководстве СССР в 1945-1952 гг.//Вопросы истории. 1995. 1. С. 23-39; Он же. Гордиться, а не каяться! Правда о Сталинской эпохе. М., 2011; Иоанн (Снычев), митр. Самодержавие духа… С. 316-323; Платонов О. А. Терновый венец России. История Русского народа в XX веке. Т. 2. М., 1997. С. 278-293). Этим и можно объяснить постепенное свертывание положительной политики государственных органов в традиционном для России религиозно-историческом направлении.

http://ruskline.ru/analitika/2011/07/201...

В июле 1946 года мощи виленских мучеников были возвращены Церкви по ходатайству патриарха Алексия I . Неск. дней они находились в Патриаршем Богоявленском соборе, 26 июля святые мощи были доставлены самолетом из Москвы в Вильнюс, в этот день празднуется новое обретение мощей Виленских мучеников. До середины 1997 года мощи находились в пещерной церкви во имя Виленских мучеников Свято-Духовского храма, затем по благословению митр. Виленского и Литовского Хризостома (Мартишкина) были перенесены в сам храм. В 1998 году над мощами Антония, Иоанна и Евстафия соорудили новую раку. Молитвы Тропарь, глас 4 Иже земных чести и славы отвергшеся доблии и честнии страдальцы, веры ради крепко и мужественно муки претерпесте, на смерть себе вдавше за Живот всех Владыку. Темже и Христос преславно, столпом облачным с небесе вас озари и, почестьми и венцы от Престола Славы венча, со Ангелы Тому предстояще, молите спастися душам нашим. Кондак, глас 3 Отеческую прелесть оставльше святии, приведостеся Христови, всем души усердием стасте мужемудренно до смерти, темже и взясте, победы почесть воистинну, о всех Владыку нашего непрестанно моляще. Источники Существуют проложное и пространное жития мучеников, служба (автор - некий Димитрий) и похвальное Слово (автор - ритор Великой церкви Михаил Вальсамон; греч. текст сохранился в рукописи XV в. Ватопедского монастыря на Афоне), написанные первоначально на греч. языке в связи с канонизацией мучеников в 1374 г. Греч. оригиналы проложного и пространного житий неизвестны, славянский переводы (в списках начиная с XV в.) сохранились в двух редакциях: южнославянской, более близкой к греч. оригиналу и восточнославянской, переработанной и сокращенной. Служба известна только в славянском переводе в двух редакциях - краткой (в списках XV в.) и пространной (в списках XVI-XVII вв. и в печатных Минеях). Наиболее ранний список славянского текста пространного жития (в южнославянской редакции) и службы - БАН Литвы. Ф. 19. 174. Житие мучеников в списке нач. XVI в. из Супрасльского монастыря (БАН Литвы. Ф. 19. 98) предварено синаксарными стихами. Известен также славянский перевод похвального Слова Вальсамона в двух молдавских рукописях: БАН Румынии. Слав. 164, 1438 г. и Библиотека Святейшего Синода (БСС) Румынии. III. 26, XVI в.

http://drevo-info.ru/articles/3746.html

Архиепископ Ювеналий управлял епархией чуть больше двух лет. 26 декабря 1984 г. он был переведен на Курскую кафедру, а в Иркутск был переведен архиепископ Хризостом (Мартишкин) (род. 1934 г., на кафедре 1984-1990, ныне митрополит Виленский и Литовский). Вскоре за ним в епархию прибыл его помощник и будущий преемник по кафедре игумен Вадим (Лазебный). Начиная со второй половины 1970-х гг. отчеты уполномоченных и комиссий содействия по Иркутской области стали отмечать уменьшение посещаемости храмов (в т.ч. за счет смерти старшего поколения, отсутствия существенного количества молодежи). По наблюдениям членов комиссий содействия, посещаемость храмов в обычные дни в 1970 г. составляла 30-40 человек, а в большие праздники около 500-800 человек (т.е. еще достаточно существенная), причем в праздники в храмах отмечалась и заметная часть молодежи . В сведениях о максимальном количестве верующих в действующих религиозных объединениях на 01.01.1973. В. Коростелев указывает следующие данные. Иркутск: Крестовоздвиженская церковь – 900 человек, Знаменская – 800, Михайло-Архангельская – 700. Иркутская область: пос. Тельма – 600, г. Черемхово – 500, остальные храмы – 200-400 человек. В отчете за 1971 г. указано, что в трех иркутских и черемховском храме служба совершалась 6 раз в неделю, в остальных церквях – по праздникам. Относительно возрастных категорий прихожан данные в отчетах разрозненны. Например, в Нижнеудинске молодежь до 30 лет составляла 4-5% от всех прихожан, в пос. Тельма – ок. 60% людей пожилого возраста . Но уже во второй половине 70-х гг. максимальное количество прихожан на праздники в храмах Иркутска, Зимы, Тулуна, Бирюсинска оценивается всего лишь в 100-150 человек. Большие данные указаны лишь комиссиями Черемхово (1980 г. – 300-350 чел.) и Слюдянки (1976 г. – 200-250 чел., около 15 из них – мужчины). В начале 80-х гг. в большие праздники максимальная посещаемость в только что открытой Падунской церкви (Братск) составляла 300 человек, в Черемхово, обеих церквах Тулуна – 200 человек (в данных отмечено, что в числе тулунских прихожан из «работающих на производстве» – около 5%, мужчин – 2-3%, молодежи – 1-2 человека), в пос. Тельма – 150 человек. Относительно кафедрального собора: по воскресным дням в 1980 г. в нем бывало лишь 70-100 человек, и даже в праздник Рождества Христова 1985 г. при архиерейском служении на бдении в кафедральном соборе было всего 150 человек, на литургии – всего 60.

http://pravoslavie.ru/44165.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010