На Поместном Соборе 1988 г. в отличие от двух предшествующих Соборов (1945 и 1971 гг.) обсуждение некоторых тем приобретало острый, полемический характер. В этом отношении особое внимание привлекла к себе речь архиепископа Иркутского Хризостома (Мартишкина). Он говорил, в частности, об отсутствии согласованности в действиях епархиальных архиереев по отношению к священнослужителям, нарушающим свои пастырские обязанности:    «Мне стоило громадного труда,— сказал он,— избавиться от нескольких клириков. Они очень недостойно вели себя, они, может быть не столько порочны, сколько бравировали своими недостатками, они сознательно разлагали церковное общество. Я говорил, что нельзя их назначать настоятелями в приходы, они должны служить под наблюдением в надежде на их исправление. Они получили хорошие места. Один из них здесь даже представляет епархию. Это печально, мы сознательно сами разлагаем Церковь».    Архиепископ Хризостом высказался также против того, чтобы настоятели вернулись к административному руководству в приходах и распоряжению приходскими средствами:    «Помню 40-е гг., с 1943 по 1954 г., у нас тоже было возрождение, даже более мощное, чем сейчас: открывались храмы тысячами. Священнослужители имели возможность и административной и пастырской деятельности. С чего они начинали и чем они кончили, я думаю, все, кто жил в это время, знают. Начинали с того, что покупали себе роскошные дома на самом видном месте, красили заборы в зеленый цвет. Приезжай в любое место: лучший дом с зеленым забором и злой собакой — дом священника, и к нему не подберешься. А машины — не просто «Волги», а ЗИЛы. Я думаю, что великим благом, Промыслительным действием Божиим было то, что в 1961 г. отказались от административной деятельности. Это промыслительно потому, что последующие годы были трудные, но если бы священники были бы у власти, то их бы всех пересажали на законном основании. В эти годы управляли административной деятельностью, были у ящика, у денег — светские люди. Да, они, может быть, нечестно поступали, но они светские. По крайней мере, у нас не было возможности так широко пользоваться церковным карманом, мы часто путаем его со своим».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Апостол Павел писал: если бы он перестал искать Божия благословения и стремился только людям угождать, то не был бы христианским служителем». Так весьма тонко, умно и в то же время открыто и недвусмысленно,— комментирует Фуров слова архипастыря,— митрополит Никодим стремится увести молодежь от решения современных и весьма острых политических социальных задач». По степени лояльности архиереев советской власти Фуров условно разделяет их на 3 группы. Первая из них характеризуется таким образом: «Правящие архиереи, которые и на словах и на деле подтверждают не только лояльность, но и патриотичность к социалистическому обществу, строго соблюдая законы о культах и в том же духе воспитывают приходское духовенство, верующих». Вторая — это «правящие архиереи, которые стоят на лояльных позициях к государству, правильно относятся к законам о культах и соблюдают их, но в своей повседневной административной и идеологической деятельности стремятся к активизации служителей культа и церковного актива, выступают за повышение роли Церкви в личной, семейной и общественной жизни с помощью модернизированных или традиционных концепций, взглядов, подбирают на священнические должности молодежь, ретивых ревнителей православного благочестия». Наибольшие опасения у автора доклада вызывает третья группа, о которой он пишет так: «Это та часть епископата, у которой в разное время проявлялись и проявляются попытки обойти законы о культах, некоторые из них религиозно консервативны, другие способны на фальсификацию положения в епархиях и сложившихся отношений к ним органов власти, у третьих — замечены попытки подкупа уполномоченных и клеветы на них и на должностных лиц местных органов власти». В первую группу включено 17 епископов, во вторую — 23 и в третью — 17 архиереев. В третью, наиболее опасную с точки зрения Совета по делам религий, группу архиереев, своего рода «черный список», попали митрополит Львовский Николай (Юрик), архиепископы Иркутский Владимир (Котляров), Чебоксарский Вениамин (Новицкий), Житомирский Палладий (Каминский), Архангельский Никон (Фомичев), Калужский Донат (Щеголев), Горьковский Флавиан (Дмитриюк), Уфимский Феодосий (Погорский), Владимирский Николай (Кутепов), епископы Астраханский Михаил (Мудьюгин), Саратовский Пимен (Хмелевский), Кировоградский Дамаскин (Бодрый), Курский Хризостом (Мартишкин), Ростовский Иоасаф (Овсянников), Куйбышевский Иоанн (Снычев).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

– Число богослужений на литовском языке постепенно увеличивается. Это делается и для литовцев, и для людей из смешанных браков, которые родились и выросли в Литве и почти или совсем не знают русского языка. Службы полностью на литовском совершаются в храме Параскевы Пятницы в Вильнюсе и в часовне святого Елевферия в Кретинге. Есть храмы, в которых богослужение проводится полностью на церковнославянском языке, но установлены отдельные дни, когда служба совершается на литовском. Например, в Каунасе. Община православных литовцев хоть и немногочисленна, но она существует. Мы подготовили новые издания молитвослова на литовском языке, создали образовательные ресурсы специально для литовцев. Мы подготовили издания молитвослова на литовском, создали образовательные ресурсы специально для литовцев Основная языковая трудность заключается в том, что литовский народ не принадлежит к славянам. Людям трудно участвовать в службе на церковнославянском. Если сравнить его с русским, украинским или белорусским – общее происхождение, много похожих слов. А среди молодежи у литовцев сегодня довольно мало знатоков славянских языков. В 1887 году Священным Синодом впервые была издана Литургия на литовском языке, начали совершаться богослужения. В советское время, с 1946 года, Комиссия по делам религий службы на литовском запретила. И совсем недавно, в 2005-м, по благословению митрополита Виленского и Литовского Хризостома (Мартишкина) эта забытая практика была возобновлена. – Нет ли дискриминации русскоязычного населения по национальному и языковому признаку? И если да, то как это отражается на литовцах – прихожанах Русской Церкви, которая неизбежно ассоциируется с Россией? – Мне кажется, что у Православной Церкви в Литве самые лучшие условия для деятельности и существования во всей Прибалтике. У нас нет никаких расколов, нет «альтернативных церковных сборищ», в общеобразовательных школах для детей из верующих семей преподаются так называемые «уроки веры» или курс «Религия», в рамках которых ребята изучают свою веру (православные – православный Закон Божий). В аттестате, вручаемом выпускникам школ, есть отметка о посещении этих уроков. У нас есть и русские школы, где большинство учеников изучают именно Православие. Но даже если католиков в школе большинство, все равно для православных организуют отдельный курс уроков. В Литве даже есть система подготовки педагогов по этому предмету. Осуществляется она в Институте православного образования и воспитания.

http://pravoslavie.ru/133467.html

Следует ожидать, что впоследствии печальное предсказание Преподобного будет находить для себя еще большее оправдание в событиях церковных» (с. 82). (В своей книге о преп. Серафиме, активно распространяемой в храмах нынешних неообновленцев (см. о ней прим. 133), «русский католик» прот. Всеволод Рошко приводит весьма характерный факт: «Один мой корреспондент писал мне: «Если можно, пришлите какие-нибудь свидетельства о характере отношений преподобного с епископами. Это очень важно, поскольку до наших дней ссылаются (на эти апокрифы). Один православный епископ признался мне, что сомневается в святости преподобного, потому что, как говорят, он выражал мнения, враждебные епископату». В примечании составитель этой книги (С. Бычков) уточняет: «Во время работы над житием мы часто переписывались с о. Всеволодом. Я делился его открытиями и мыслями с окружающими. Как-то мы беседовали о работе о. Всеволода с архиепископом Курским и Белгородским [ныне Виленским и Литовским] Хризостомом (Мартишкиным). Он высказал удивление, почему преп. Серафим негативно относился к русскому епископату. Часть этого разговора я привел в своем письме к о. Всеволоду. В своей работе он приводит цитату из моего письма» (Прот. Всеволод Рошко. Преподобный Серафим: Саров и Дивеево. Исследования и материалы. М. 1994. С. 114–115). – С. Ф.) Церковные нестроения революционного и послереволюционного времени М. А. Новоселов непосредственно выводил из «глубочайшего отступления от православного мудрования», выразившегося в так называемом «имяборчестве» (с. 314). Как бы то ни было, а вывоз множества русских монахов с Афона («разгром древнейшего оплота Православия в «Уделе Богоматери " – по Эрну; с. 9) накануне германской войны, революции, цареубийства, гонения на Церковь и гражданской войны – вряд ли события между собою мистически не связанные. 1-й Балканской войны Греция оккупировала Афон, что не признала Россия, считавшая, что Св. Гора должна находиться под протекторатом тех стран, где православное население составляет большинство.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Успешная деятельность духовных академий позволяла Русской Православной Церкви безболезненно обновлять архиерейские кадры. Место умерших или ушедших на покой по старости архипастырей занимали молодые епископы. При Патриархе Пимене в епископский сан рукоположены были многие такие известные иерархи, как Симон (Новиков), Хризостом (Мартишкин), Антоний (Завгородний), Платон (Удовенко),  Иов (Тывонюк), Агафангел (Саввин), Кирилл (Гундяев), Климент (Капалин) , Александр (Тимофеев), Сергий (Фомин) и другие. Число монастырей, принадлежавших Русской Православной Церкви, в 70-х годах оставалось неизменным, но в крайне стесненном состоянии оставалась Успенская Почаевская лавра. В середине 70-х годов над ней вновь нависла угроза закрытия. Патриарху Пимену и руководству Русской Православной Церкви удалось отстоять Лавру. 15 сентября 1980 года открылся завод Художественно-производственного предприятия «Софрино» в Московской области, построенный на территории, выделенной правительством в 1972 году по просьбе Патриарха Пимена. Расширилась деятельность Издательского отдела Московской Патриархии, который бессменно возглавлял владыка Питирим (Нечаев). Увеличилось издание церковной литературы. Большим событием церковной жизни 70-х годов явилась совершенная 6 октября 1977 года канонизация просветителя Америки, Сибири и Дальнего Востока митрополита Московского Иннокентия (Вениаминова). Канонизация стала возможной, потому что с просьбой о ней обратился Священный Синод Американской Православной Церкви. По благословению Святейшего Патриарха Пимена к лику общерусских святых был причислен святитель Харьковский Мелетий (Леонтович). Начиная с конца 70-х годов, в жизнь нашей Церкви вошло такое явление, как включение в богослужебный календарь дней памяти местных соборов святых. По благословению Патриарха Пимена установлено было празднование соборов святых: Тверских, Новгородских, Радонежских, Владимирских, Смоленских, Белорусских, Сибирских, Костромских, Рязанских и Крымских. Святейший Патриарх Пимен до середины 80-х годов часто выезжал за границу, посещая Поместные Православные Церкви и даже Древние Церкви Востока (нехалкидонсике).

http://patriarchia.ru/db/text/1339330.ht...

Закрыть itemscope itemtype="" > Я хотел быть просто монахом 10.04.2014 576 Время на чтение 21 минут Диплом физического факультета Иркутского госуниверситета, опыт службы в Вооруженных силах, познания в философии, психологии, увлечение живописью, классической музыкой - с таким багажом заведующий лабораторией медицинской кибернетики Всесоюзного научного центра хирургии Сергей Пологрудов - будущий Митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий - подошел к решающему повороту в своей жизни, к встрече с архиепископом Хризостомом (Мартишкиным). Вслед за ним он уехал из Сибири в Вильнюсский Свято-Духов монастырь, а всего после девяти лет монашеской жизни вернулся на родину, чтобы начать архиерейское служение на Дальнем Востоке. Архиерей, который прыгает с парашютом, ходит в походы, вместе с моряками-подводниками совершает переход подо льдами Северного Ледовитого океана, служит Литургию на Северном полюсе. Будучи уже митрополитом, продолжает учиться: окончил факультет теологии Свято-Тихоновского университета и аспирантуру Московского городского психолого-педагогического университета. Первым из архиереев открывает и ведет в Интернете свой личный блог. Не совсем обычный архиерей... О своем приходе к вере, о наставнике, архимандрите Иоанне (Крестьянкине), о служении на Дальнем Востоке и общении с людьми в самых разных условиях владыка Игнатий рассказал журналу «Православие и современность». Даже за Златоустом - не прятаться - Владыка Игнатий, какова была реакция интернет-сообщества на появление в Сети Вашего личного дневника, ведь Вы здесь, кажется, были первым? - Я никогда не интересовался, первым я здесь был или нет, - просто отец Роман Никитин, руководитель нашей информслужбы, задался целью вовлечь меня в это дело. По его словам, очень важное и перспективное, и очень миссионерское. Я сопротивлялся, как мог, но он явил чудеса долготерпения и настойчивости. И победил, то есть убедил. Так мой блог и появился. Что же касается реакции интернет-сообщества... Помню, как только опубликовал свой первый пост, в этот же день около 1500 человек блог посетили. Оставили около ста комментариев... В основном положительные, ободряющие: кто желал успеха, кто - помощи Божией. Желали сил, терпения, предупреждали, сочувствовали. Соболезновали. А в одном комментарии прочитал такие слова: «Хорошо... Только если он не сведет все к цитированию Златоуста целыми страницами». Прочитал и подумал, что хоть и должен оставаться архиереем, но таким, какой есть. И не имею права прятаться даже за великим святителем.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Денис 28 августа 2020, 16:40 На Православие.Ru на днях опубликовали большое интервью православного клирика кафедрального собора Вильнюса http://pravoslavie.ru//133467.html Так он пишет " В 1887 году Священным Синодом впервые была издана Литургия на литовском языке, начали совершаться богослужения. В советское время, с 1946 года, Комиссия по делам религий службы на литовском запретила. И совсем недавно, в 2005-м, по благословению митрополита Виленского и Литовского Хризостома (Мартишкина) эта забытая практика была возобновлена " . Раз ещё при царях на сравнительно малый литовский язык нашли в достатке хороших переводчиков, значит ныне для перевода богослужения с ЦСЯ на русский язык переводчиков тем более предостаточно! Денис 28 августа 2020, 16:20 Игорь Ковалёв, для чего Христос основал на Земле Церковь свою? Ради спасения людского! Следовательно, когда молодые люди в своём большинстве растут страшно далёкими от православия и чем дальше, тем больше. Значит Церковь всё хуже исполняет своё основное предназначение, есть нужда в обновление того, что обветшало. Нужно обновлять устаревшие методы донесения вечной Истины ради спасения молодых людей! Вместо этого, к примеру, НН пишет " верующим, для которых Бог Один и Тот же и Православие одно и то же на все времена, дела нет до большинства таких молодых людей " . Страшный эгоизм губит православие изнутри! игорь ковалев 28 августа 2020, 15:12 Денис. " признаем ошибки с целью их исправления хотя бы касательно обрядовой стороны веры "/-А кто-нибудь из св.Отцов это считал ошибками?Ошибка-доверять своему уму,до очищения его от страстей,по учению св.Отцов.Если вы что-то не понимаете,надо попытаться понять,а не менять.,,Душевный человек не принимает того,что от Духа Божия,потому что он почитает это безумием " (1 Кор. 2:14).Принятие учения Церкви по всем вопросам без рассуждения-это и есть первый шаг в борьбе ,,с первопричиной(гордостью) " .Признать себя ничего не понимающим в духовных вопросах,а ум свой омраченным -это и есть первый шаг к смирению.

http://pravoslavie.ru/133302.html

Никодим, безусловно, был человек очень способный: знания впитывал как губка. Конечно, это была конъюнктура, но «ставить» на него было выгодно: у него все получалось. Человек он был с размахом, по-русски широкая натура, умел и любить, и ненавидеть. Нельзя отрицать и того, что работал он на износ, и в конце концов «сгорел» на работе. Любимым его занятием было писать службы. Рассказывает, бывало: «Начал писать - и никак не шло. А вчера сижу на Центральном комитете - и вдруг как нашло вдохновение!» При этом он нанес серьезный удар нашему традиционному благочестию. В поездках, например, он требовал, чтобы вся делегация непременно причащалась за каждой службой. А ведь ездили мы работать, работали днями и ночами, и нам было не до подготовки к причастию. Бывало, что и кофе пили за полночь... Смерть митрополита Никодима, наверное, не случайна: куда всю жизнь стремился, там ее и окончил. Хотя, конечно, никаким тайным католиком он не был. Чего же больше сделал для Церкви, хорошего или плохого - Господь будет судить... В опубликованных воспоминаниях архиепископа Брюссельского и Бельгийского Василия приводятся слова митрополита Никодима о Патриархе: «Патриарх Алексий - робкий и равнодушный человек. Он аристократ, барин. На церковь смотрит как на свою вотчину». Лучше бы он, конечно, не Никодима цитировал, а написал свои впечатления. Никодим Патриарха ненавидел лютой ненавистью и совершенно не понимал. Митр. Хризостом (Мартишкин) , был иподиаконом митр. Никодима: Он был прежде всего личностью, яркой, имел огромные достоинства и огромные недостатки, к которым я бы отнес авторитарность... Владыка был очень и очень вспыльчивым человеком, он приходил даже в ярость, но он терпеливо работал, шел на определенные компромиссы и ему удавалось их оправдать . Архиеп. Василий (Кривошеин) : Митрополит Никодим был природного исключительного ума, не лишенный образования, сравнительной начитанности и богословски умеренно-грамотный. Но подлинной, глубокой культуры у него не было . Протопресв. Виталий Боровой :

http://drevo-info.ru/articles/491.html

Представьте. Заходят две милые, приятные женщины: мама и дочка. Вошли, поздоровались. Я, не навязываясь, предложил им помощь. Ответили: «Спасибо, не нужно». Потом – походили, и чувствую, хотят о чем-то спросить, но стесняются. Подошел к ним сам. Разговорились. Рассказал о нашем списке Почаевской иконы Божьей Матери, о частице Креста Господня – главной святыне нашего храма. Помолились вместе. Минут 15-20 беседовали, а потом они захотели побыть наедине, поставить свечи. Через некоторое время направились к выходу, и вдруг дочка, девушка совсем молодая, лет 16, такая изящная, красивая, подошла ко мне, обняла крепко-крепко и дважды поцеловала. А затем – мама подошла. Вот так – искренне, от души поблагодарили, обняли, расцеловали и пошли! Какие мысли по этому поводу? Да никаких. Просто радостно, приятно, что люди так открыто, с такой благодарностью и искренностью тебя принимают. Ну и языковая практика… очень хорошая возможность совершенствовать свой практический испанский. Так что по пятницам я принимаю людей как управляющий епархией – так было и в Хабаровске, и на Камчатке. А понедельник – день моего дежурства именно в храме. «Я не боюсь показаться глупым» – Вы как-то говорили в интервью, что в первом встреченном вами владыке (это был архиепископ Хризостом (Мартишкин). – Ред.) – в 1988 или 1989 году – вас поразило то, что его не смущал никакой вопрос. А вас сегодня может какой-то вопрос приходящего человека смутить? – Нет. Меня не смущают никакие вопросы. Наверное, потому, что не боюсь показаться глупым. Если меня спросили, а я ответа не знаю, так и скажу: «Простите, сейчас ответить не могу. Но если хотите, подготовлюсь, а в следующий раз встретимся и отвечу вам; вот моя электронная почта, адрес моего блога, нашего сайта». – Я читала в вашем блоге, что вы стараетесь погружаться в испаноговорящую среду – самостоятельно ходить в магазины, заходить в кафе. Какие у вас были интересные, неожиданные встречи, разговоры вне храма? – Неожиданных, особых, экстремальных встреч пока не было. В основном встречаются люди доброжелательные. В магазине, парикмахерской, аптеке, кафе – они всегда приветливы, готовы поддержать беседу, всегда что-то ненавязчиво расскажут, покажут. С наркоманами и бандитами пока встреч не имел, хотя многие рассказывали мне о таковых, предупреждали об опасности.

http://pravmir.ru/creative/dezhurnyiy-po...

Обращение Папы Римского Иоанна к членам подготовительной комиссии Второго Ватиканского Собора В свою тайную дипломатию государство ввергло и Русскую Православную Церковь, навязав ей присутствие на католическом Соборе, не считаясь ни с догматическими расхождениями между Православием и католицизмом, ни с прозелитическими притязаниями Ватикана и ответными действиями православного мира. Русская Церковь сделала все возможное, чтобы устоять перед этим натиском. Пытаясь дать оценку тем событиям, полезно следовать мудрому совету святителя Иоанна Златоуста: «Не должно останавливаться на словах, а нужно обращаться к мыслям и узнавать цель говорящего, причину и время и, сообразив все это, находить таким образом заключающийся в них смысл». Первую реакцию Русской Православной Церкви на объявление о Соборе власть услышала из уст патриарха Алексия на приеме по случаю 110-летия создания Антиохийского подворья в Москве, устроенном его настоятелем епископом Василием (Самаха) 22 февраля 1959 г. Святейший Патриарх подчеркнул, что «Русская Православная Церковь не может участвовать на соборе католиков и не считает такой Собор Константинопольским». Его поддержал греческий посол, добавив, что и «греческая ортодоксальная Церковь так же смотрит на этот вопрос, полагая, что Ватикан на Соборе будет отстаивать свои интересы и догматы, не приемлемые для Православия». (Все увиденное и услышанное Г. Г. Карпов изложил в секретной записке в ЦК КПСС через три дня после приема.) 1990 год — Состоялось заседание Священного Синода. Синод произвел следующие назначения и перемещения: епископ Виленский и Литовский Антоний (Черемисов) переведен на Тюменско-Тобольскую кафедру; митрополит Новосибирский и Бердский Гедеон (Докукин) назначен митрополитом Ставропольским и Бакинским; архиепископ Иркутский и Читинский Хризостом (Мартишкин) назначен архиепископом Виленским и Литовским. 1991 год — На I съезде православной молодежи епископ Александр (Могилев) избран председателем Всецерковного православного молодежного движения.

http://pravoslavie.ru/5337.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010