10 августа 1936 г. скончался митрополит Антоний. Это был, несомненно, один из самых крупных, талантливых и влиятельных архипастырей Русской Церкви XX столетия. Его мирское имя – Алексей Павлович Храповицкий. Он родился в 1863 г. в селе Ватагино Новгородской губернии в семье помещика из старинного дворянского рода. Детство его прошло в родном селе и в Петербурге, где он окончил классическую гимназию. Пылкая религиозность, интенсивное чтение отцов Церкви, житий святых уже в отроческие годы, увлечение идеями религиозного славянофильства определили его жизненный путь после гимназии, которую он окончил с золотой медалью. В 18 лет он вопреки желанию отца поступил в Петербургскую Духовную Академию. По окончании академии, в 1885 г., он принял постриг, был рукоположен в иеромонаха и назначен субинспектором академии. Так началось его церковное административно-педагогическое служение. На этом поприще он служил в Холмской семинарии, потом снова в родной академии. В 1889 г. его назначили ректором Санкт-Петербургской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита, и в том же году состоялся его перевод на должность ректора Московской Духовной Академии. В истории русской духовной школы это был уникальный случай – впервые ректором академии назначался молодой человек в возрасте 27 лет. Митрополит Антоний был необычайно любим студентами, и любовь эта была взаимной. Один из его учеников, протоиерей Сергий Четвериков , вспоминал о своем ректоре и учителе: «Владыка Антоний был сердцем нашего академического мира... Двери его покоев во всякое время были открыты для студентов. Сам он часто приходил на нашу вечернюю молитву в академическую церковь и после молитвы о чем-нибудь беседовал. Он умел подойти к каждому из нас, и из наших отношений с ним был устранен дух формализма и официальности. Мы жили, согретые его любовью и лаской. И вместе с тем эти отношения были чужды всякой фамильярности. Мы чувствовали его неизмеримое превосходство...» 831 Одной из главных забот ректора было привлечение своих студентов к монашескому постригу.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

1188  Иеросхимонах Антоний (Булатович) (1870–1919), в прошлом гусарский офицер, трижды бывал в Африке с дипломатическими поручениями. В 1906 г. после пострига поселился на Афоне. В 1914–1917 годы – полковой священник в действующей Армии. По официальной версии, убит грабителями в с. Луцыковка Харьк. губ. Автор ряда работ в защиту имяславия. 1189  Архиеп. Антоний (Храповицкий) (1863–1936). С 1902 г.  архиепископ Волынский и Житомирский. С 1906 г. – член Гос. Совета. В 1914 г. переведён на Харьковскую и Ахтырскую кафедру, а затем в 1918 г. – на Киевскую. В 1920 г. эмигрировал сначала в Грецию, где основал Высшее Церковное Управление за границей, опекавшее более чем трёхмиллионную русскую эмиграцию. В 1920 г. уехал в Сербию, где возглавлял Зарубежный Синод. Погребён в Белграде. 1190  Лосев А. Ф. «Имя». СПб., 1997, стр. 11. Кроме этого, в РГИА, в личном фонде Яцкевича В. И., директора Канцелярии Обер-Прокурора Св. Синода, хранится дело под названием «Записка Афонских иноков исповедников», в котором содержится следующий документ: «Лет десять тому назад жила в России некая прельщённая женщина Наталия, воображавшая, будто она ежедневно, когда только захочет, видит Божию Матерь, с Которой свободно, о чём ей вздумается, беседует. Её рассказам поверили некоторые должностные святогорцы: игумены, эпитропы, духовники и прочие, которые «для назидания к великой святой» ездили на пароход, когда та проезжала мимо Афона в Иерусалим и обратно, а также сами сопровождали её и проч. 1195  Как указывает архиеп. Василий (Кривошеин) , «различие между недоступной и непостижимой сущностью и несозданными энергиями Божества, могущими быть причастными человеку, является традиционным в восточной патристике. Эта установка позволила св. Григорию Паламе «богословски основать и утверждать действительность единения с Богом и «обожения» по благодати без впадения в какое бы то ни было пантеистическое смешение тварного с Творцом» (см.: Архиеп. Василий (Кривошеин) . Богословские труды. Н. Новгород. 1996, стр. 53). Там же, стр. 55, 56, 59, 67, 85.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

119 Антоний (Храповицкий ; 1863–1936), архиепископ Волынский, затем Харьковский (с 1914 по 1917 гг.), впоследствии митрополит Киевский и Галицкий. Окончил Петербургскую духовную академию, являлся ректором Московской, а после Казанской академии. Поддерживал ученое монашество и считал, что именно ему следует доверить управление Церковью во всех областях. Оказавшись под влиянием славянофильства Достоевского, встал на защиту сотрудничества между Церковью и государством, считая, что преимуществом должна обладать именно церковная власть. Выступал за восстановление патриаршества, за наделение патриарха широкими полномочиями. На Соборе 1917–1918 годов Антоний возглавил консервативную «партию»; был избран вице–председателем Собора. В 1920 году встал во главе признанного патриархом Тихоном Высшего церковного управления на территориях, находившихся под контролем Белой армии. В эмиграции был одним из инициаторов т. н. «Карловацкого раскола» и главой Русской Православной Церкви за границей. 125 Тревожный «слух»//Новое время. 20 марта. 1905. С. 3. (См. также: Преображенский И. В. Указ. соч. С. 15). 127 Цит. по: Bogolepov А. А. Указ. соч. С. 23. Сноска 22. А. А. Боголепов использует Журналы и протоколы заседаний Высочайше учрежденного Предсоборного Присутствия. (СПб., 1906. Т. 1. С. 9–10). 128 Цит. по: Bogolepov А. А. Указ. соч. С. 23–24. Сноска 23. А. А. Боголепов использует Журналы и протоколы заседаний Высочайше учрежденного Предсоборного Присутствия. (СПб., 1906. Т. 1. С. 14, 122, 123). 131 Цит. по: Bogolepov А. А. Указ. соч. Р. 25. Сноска 26. (См. также: Журналы и протоколы заседаний Высочайше учрежденного Предсоборного Присутствия. СПб., 1906. Т. 2. С. 466–467.) М. А. Остроумов был впоследствии избран делегатом на Собор от своей епархии. 133 Цит. по: Bogolepov А. А. Указ. соч. Р. 26. сноска 28, 29. (См. также: Журналы и протоколы заседаний Высочайше учрежденного Предсоборного Присутствия. СПб., 1906. Т. 2. С. 461,432–433.). 135 Цит. по: Bogolepov А. А. Указ. соч. Р. 32–34. Сноска 43. (См. также: Журналы и протоколы заседаний Высочайше учрежденного Предсоборного Присутствия. Т. 1. С. 18, 190).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

13 Фирсов С. Л. Время в судьбе. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский). О генезисе “сергианства” в русской церковной традиции ХХ века. СПб., 2005. С. 63. 14 Несмотря на всю остроту межконфессиональных отношений, любопытный документ под названием “Архипастырская челобитная” был опубликован в консервативной прессе. Архиепископ Рижский Агафангел (Преображенский) обратился к священникам своей епархии во время карательной экспедиции против крестьян с просьбой о “покровительстве невинным и о смягчении участи виновных” вне зависимости от вероисповедной принадлежности. См.: Колокол. 1906. 27 января. 15 Взыскующие града. Хроника частной жизни русских религиозных философов в письмах и дневниках. М., 1997. С. 201. 17 Архиепископ Никон (Рклицкий). Митрополит Антоний (Храповицкий) и его время. 1863–1936. Книга 2. Н.-Новгород, 2004. С. 349. 22 Страж Дома Господня. Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страго­родский). Жертвенный подвиг стояния в истине Православия. М., 2003. С. 72. 26 Соколов Е. Г. Спасенная революцией//Империя и религия. К 100-летию Петербургских религиозно-философских собраний 1901–1903 гг. СПб., 2006. С. 196. 30 “Подавляющее большинство представителей духовно-академической корпорации вышло из среды сельского духовенства. Его профессиональная деятельность и сословная замкнутость способствовали выработке и накапливанию определенных духовных свойств, сохраняемых и предаваемых по наследству. В этом своеобразие и отличие русской церковной интеллигенции от светской”. — Богданова Т. А. Духовно-академическая корпорация и подготовка церковной реформы в 1905–1906 гг.//Из истории русской интеллигенции. Сборник материалов и статей к 100-летию со дня рождения В. Р. Лейкиной-Свирской. СПб., 2003. С. 322. 32 Чего стоят размышления известного русского историка В. О. Ключевского, оставившего крайне резкие, несправедливые суждения о современном ему епископате, в частности, полагавшего, что “нигде высшую церковную иерархию не встречали в качестве преемников языческих волхвов с большим страхоговением, чем в России, и нигде она не разыгрывала себя в таких торжественных скоморохов, как там же У высшей иерархии больше власти, чем авторитета”. — Ключевский В. О. Афоризмы. Исторические портреты и этюды. Дневники. М., 1993. С. 403.

http://pravmir.ru/patriarh-sergiy-strago...

15 . Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по Ведомству православного исповедания за 1908–1909 годы. – СПб., 1911. – С. 167–169. 16 . Всеподданнейший отчет обер-прокурора Свящ. Синода по Ведомству православного исповедания за 1914 г. – СПб.: Синод, тип., 1916. – С. 118–132. – Прил. 17 . Всероссийское миссионерское общество для борьбы с расколосектантством//Прибавления к Церковным ведомостям. – 1906. – 26. – С. 2117–2122. 18 . Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. – М., 1994. – С. 188. 19 . Журнал 18 VI и VII отделов. 1, 2, 5 мая 1906 года//Прибавления к Церковным ведомостям. – 1906. – 22. – С. 1582–1583. 20 . Журнал 19 VI отдела 3 мая 1906 года//Прибавления к Церковным ведомостям. – 1906. – 22. – С. 1585–1586. 21 . Задачи пастырского служения, как они представляются по требованию настоящего времени, способы их осуществления//Вера и разум. – 1905. – Кн. 1. – 3; Февр. – С. 105–116. 22 . Из суждений предсоборного присутствия//Православный благовестник. – 1914. – 1 [О магометанстве и язычестве]. – С. 295–313. – 2 [Об отношении православной Церкви к инославным исповеданиям]. – С. 335–341. 23 . К оживлению приходской миссии//Московские церковные ведомости. – 1911. – 4. – С. 88–95; – 5. – С. 113–118; – 6. – С. 139–148. 24 . Мероприятия Св. Синода по делам миссии//Миссионерское обозрение. – 1912. – 1–6. – С. 282. 25 .  Никон (Рклицкий) , архиеп. Митрополит Антоний (Храповицкий) и его время: 1863.1936. – Нижний Новгород, 2004. – Кн. 2. 26 . Обзор деятельности Ведомства православного исповедания за время царствования императора Александра III. – СПб.: Синод, тип., 1901. – 727 с. 27 . О мерах и способах духовно-просветительного действования миссии в борьбе с расколо-сектантством//Миссионерское обозрение. 1897. Кн. 1. – С. 864. 28 . Определение Св. Синода от 25 мая 1888 г. 1116. 29 . Определение Св. Синода от 13–16 февраля 1908 г. 782. 30 . Определение Св. Синода от 27 января 1909 г. 547 31 . Определение Св. Синода от 23 февраля – 9 апреля 1909 г. за 1377.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

15 . Деяния Пятого Всероссийского Миссионерского Съезда/Под ред. И. Г. Айвазова. – М., 1917. 16 . Диаконисы: между монастырем и миром//Нескучный сад. – 2004. – 2(9). – С. 78–81. 17 . Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни: Воспоминания митр. Евлогия (Георгиевского), изложенные по его рассказам Т. Манухиной. – М.: Моск. рабочий, 1994. 18 .  Иоанн (Маслов) , схиархим. Глинская пустынь: История обители и ее духовно-просветительская деятельность в XVI-XX веках. – М.: Издат. отд. Моск. Патриархата, 1994. 19 . К открытию в Москве Богословско-Педагогического Миссионерского Института. Проект представления Св. Синоду//Православный благовестник. – 1915. – 2. – С. 106–110. 20 . Карпычева Л. А. Исторический и богословский опыт. Сестры милосердия. История в свете современности//Информационный бюллетень. – 2006. – Май. 21 . Козлов В. Ф. Монастыри в России в первые годы после революции//ЖМП. – 1993. – 4. – С. 26–33. 22 . Козлов В. Ф. Москва миссионерская//Московский журнал. – 1997. – 8/9. – С. 37–45. 23 . Курские епархиальные ведомости. – 1914. – 36. 24 . Кузнецов Н. Д. Общественное значение монастырей. – СПб., 1908. 25 . Материалы к Житию преподобномученицы Великой княгини Елизаветы: Письма, дневники, воспоминания, документы. – М.: Отчий дом, 1995. 26 . Мелъгунов С. П. Наши монастыри: К вопросу о секуляризации земель. – Пг., 1917. 27 . Миссионерский спутник/Под ред. В. М. Скворцова. – СПб., 1902. 28 . Никольский А., прот. Забайкальская духовная миссия (1681–1903): Очерк из истории православной миссии в Восточной Сибири. – М., 1904. 29 .  Никон (Рклицкий) , архиеп. Митрополит Антоний (Храповицкий) и его время, 1863–1936. – Нижний Новгород: Изд-во братства св. Александра Невского, 2004. – Кн. 2. 30 . Объявление об издании Глинских Богородицких книжек//Курские епархиальные ведомости. – 1893. – 23. 31 . Определение Священного Синода от 24 марта – 8 апреля 1910 г. за 2313. 32 . Определение Священного Собора Православной Российской Церкви о монастырях и монашествующих. 31 августа (13 сентября) 1918 г.//Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Вып. 1–4. – М., 1994. – Вып. 4. – С. 31–43.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

166 Речь идет об общественном деятеле Софье Михайловне Зерновой (1899–1972), которая была одним из основателей Русского студенческого христианского движения (РСХД) и секретарем движения в 1926–1931 гг. Окончила философский факультет Белградского университета. Создала Центр помощи русским беженцам в Париже, в 1948–1951 гг. была секретарем Международной организации помощи беженцам. Митрополит Вениамин был знаком с ее родным братом Николаем Михайловичем, также активным членом РСХД, позднее – профессором богословия в Оксфордском университете и руководителем Содружества святого Албания и преподобного Сергия. Через Н.М. Зернова владыка передал некоторые свои работы в YMCA-Press – издательство организации Young Men’s Christian Association. Н.М. Зернов читал цикл лекций в парижском Богословском институте, где владыка занимал должность инспектора в 1925–1930 гг. 167 Свято-Успенский Одесский патриарший мужской монастырь основан в 1824 г. митрополитом Киевским Гавриилом Банулеско-Бодони и молдавским дворянином Александром Теутулом. Вначале в обители была устроена деревянная Успенская церковь , затем – каменная. Позднее был построен храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». После революции 1917 г. имущество монастыря было конфисковано, Успенский храм взорван. В 1942 г. началось восстановление обители. Так как главный, Успенский, храм был разрушен, церковь «Живоносный Источник» при возрождении была освящена в честь Успения Божией Матери. С 1946 г. в монастыре была летняя резиденция Московских Патриархов, поэтому его стали называть патриаршим. В Успенском храме ныне покоятся мощи прп. Кукши Одесского († 1964; память – 16/29 сентября), который подвизался в этом монастыре. 168 Митрополит Антоний (в миру – Алексей Павлович Храповицкий; 1863–1936) происходил из дворянской семьи, жившей в Новгородской губернии. Окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию, в 1885 г. принял монашеский постриг. С 1887 г. – доцент, затем ректор Петербургской Академии. Позднее стал ректором Московской, затем Казанской Академий. В 1897 г. хиротонисан во епископа, с 1906 г. – архиепископ, с 1912 г. – член Святейшего Синода. В 1914 г. – архиепископ Харьковский и Ахтырский, в 1918 г. – митрополит Киевский и Галицкий. Владыка участвовал в Поместном Соборе Российской Православной Церкви 1917–1918 гг., был в числе трех кандидатов на Патриарший престол. Покинул Россию в 1920 г., был первоиерархом Русской Православной Церкви Заграницей. Выступил против Декларации митрополита Сергия (Страгородского) от 1927 г. о лояльном отношении к советской власти. В 1934 г. Московская Патриархия запретила митрополита Антония в священнослужении.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

1930 г. – епископ Бугурусланский. 1930–1934 гг. – епископ Мамадышский. 1933 г., 23 марта-11 августа – временно управляющий Казанской епархией. 1934 г. – епископ Пензенский. 1935 г., 21 мая – архиепископ Куйбышевский. 1937 г. – расстрелян в г. Куйбышеве. ИУВЕНАЛИЙ (Масловский Евгений Александрович), архиепископ Рязанский и Шацкий. 1878 г., 15 января – родился в г. Ливны Орловской губ. 1903 г. – окончил Казанскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. 1901 г., 10 февраля – пострижен в монашество ректором Казанской Духовной Академии епископом Антонием [Храповицким]; иеромонах. 1903 г. – член Урмийской духовной миссии в Персии. 1904 г. – преподаватель Псковской семинарии. 1906 г., 4 октября – настоятель Спасо-Елеазарова монастыря Псковской епархии, возведён в сан игумена. 1910 г. – настоятель Новгородского Юрьевского монастыря, архимандрит. 1914 г., 24 августа – хиротонисан во епископа Каширского, викария Тульской епархии. Хиротония состоялась в Санкт-Петербурге. 1917–1918 гг. – участник Собора Российской Православной Церкви. 1917 г. – епископ Тульский и Веневский. 1920 г. – епископ Тульский и Одоевский. 1923 г., 17 октября – архиепископ Курский и Обоянский. 1925–1928 гг. – в ссылке на Соловках. 1925–1932 гг. – составил Архиерейский торжественник, который включал в себя 416 отдельных глав (утерян). 1928 г., 10 мая – архиепископ Рязанский и Шацкий. 1936 г., 22 января – арестован, приговорён к пяти годам лагерей. 1937 г., в ночь с 24 на 25 октября – расстрелян. КИРИЛЛ (Смирнов Константин Илларионович), митрополит Казанский и Свияжский. 1863 г., 26 апреля – родился в Санкт-Петербургской губ., в семье псаломщика. 1887 г. – окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. 1887 г., 21 ноября – рукоположен во священника. Настоятель Кронштадтской Свято-Троицкой кладбищенской церкви, законоучитель Елисаветпольской гимназии. 1894 г. – законоучитель 2-й гимназии в Санкт-Петербурге. 1900 г. – настоятель военной Троицкой церкви в Кронштадте.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

24 6 декабря по ст. ст. – церковная память святителя Николая Мирликийского, именины протоиерея Николая. 26 Поспехов Дмитрий Васильевич (1821–1899) – выпускник КДА (1845), магистр богословия; с 1845 г. бакалавр, с 1851 г. экстраординарный, с 1853 г. ординарный профессор КДА по кафедре философии; с 1874 г. доктор богословия. В сентябре 1895 г. праздновалось 50-летие духовно-учебной деятельности Д. В. Поспехова. 27 Фаворов Назарий Антонович (1820–1897), протоиерей – выпускник КДА (1845), магистр богословия; в 1845–1859 гг. преподавал в КДА Священное Писание , патристику, церковное красноречие. С 1859 г., по принятии священного сана, был назначен профессором богословия Киевского университета святого князя Владимира; с 1862 г. доктор богословия. В сентябре 1895 г. праздновалось 50-летие духовно-учебной деятельности протоиерея Назария. «Антониево приветствие» – от имени ректора КазДА архимандрита Антония (Храповицкого) . Антоний (Храповицкий Алексей Павлович; 1863–1936), архимандрит – выпускник СПбДА (1885), в том же году принял постриг; преподаватель гомилетики, литургики и каноники в Холмской ДС (1886), преподаватель (1887) и инспектор (1889) СПбДА, ректор Санкт-Петербургской ДС (1890), МДА (1891), КазДА (1895), с 1897 г. в сане епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии, с 1899 г. – епископа Чистопольского,викария той же епархии; с 1900 г. епископ Уфимский и Мензелинский. 28 Миловидов Николай Константинович (1844–1896), протоиерей – выпускник Нижегородской ДС (1866) и КазДА (1870); с 1887 г. профессор богословия Казанского университета и священник университетской Крестовоздвиженской церкви. 29 Ловягин Евграф Иванович (1822–1909) – выпускник СПбДА (1847), в ней же бакалавр греческого языка (1847), экстраординарный (1853) и ординарный (1857) профессор математики, после 1869 г. – профессор греческого языка и его словесности; с 1894 г. на пенсии. Смирнов Петр Алексеевич (1831–1907), протоиерей – выпускник МДА (1854), в ней же бакалавр церковной археологии и еврейского языка (1854); священник церкви св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

317. Митрофанов, Георгий, прот. История Русской Православной Церкви (1900–1927). СПб.: Сатисъ, 2002. 443 с. 318. Михаил (Борей), иг. Храм преподобного Иоанна Лествичника Московской духовной семинарии: история, архитектура, святыни (опыт церковно-археологического исследования): Дипл. раб. СП, 2004. 79 с. (Машинопись). 319. Михайлюк Д. Журнал Московской Патриархии как источник по истории Московской духовной академии: дипломная работа. Б. м., 2008. 79 с. 320. Мордовцев Д.Л. О русских школьных книгах XVII века. М., 1862. 321. Московская духовная семинария: празднование 81 годовщины и обновления храма 29 октября 1895г. М., 1895. 27 с. 322. Н.В. Почетные члены Московской духовной академии за первое столетие ее существования (1814–1914 гг.)//БВ 1915. С. 868–892 (1-я пагин.). 323. Н.В. Благоразумов, [прот.]. К истории Московской духовной семинарии. Оттиск из: Русский архив 1908. 11. 324. Никольский Н. , свящ. О церковно-археологическом музее Московской духовной академии//ЖМП 1951. С. 53. 325. Никон (Рклицкий) , архиеп. Жизнеописание блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого. Нью-Йорк: Изд. Северо-Амер. и Канадской епархии, 1971, 1957. 716 с. Новое изд.: Митрополит Антоний (Храповицкий) и его время 1863–1936. Кн. 1, 2. Нижний Новгород: Изд. братства во имя св. князя Александра Невского, 2003, 2006. 326. Никон (Смирнов), игум. Полувековой путь возрождения Московских духовных школ: актовая речь, произнесенная 14 октября 1994г.//БВ 2. 1996. С. 42–57. 327. Обозрение предметов, назначаемых для открытого испытания студентов МДА... М. 1852. 328. О преподавании богословия в университетах 1866 г. СПб.: В тип. Импер. акад. наук (В. О., 9 линия, 1866. IV, 147 с. 329. Осипов А.И. Богословие и «Богословский вестник»//БВ 1. 1993. С. 7–20 (1-я пагин.). 330. Осипов А.И. Три века Московской духовной академии: Актовая речь на торжественном собрании в Московской духовной академии 29 декабря 1985г. По случаю ее 300-летнего юбилея//БВ 2. 1996. С. 4–18. 331. Остапов А., протоиер. Церковно-археологический кабинет МДА Московской духовной академии (к 20-летию со дня основания)//ЖМП 1970. С. 12–21.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010