Никанор. Ук. соч. С. 122 и др. Иннокентий (Беляев), архим. О пострижении в монашество (1899); Иннокентий Беляев (1862–1913) сделал очень быструю карьеру: в 1903 г. он был уже епископом Тамбовским, в 1909 г. назначен архиепископом и экзархом Грузии, став преемником убитого 25 мая 1908 г. архиепископа Никона (Софийского), но в 1913 г. скончался. Под влиянием Антония постриг приняли: талантливый студент Михаил Грибановский, епископ Таврический (1856–1898); Иоанн Алексеев, епископ Пермский (1902–1905); Сергий Страгородский († 1946) (в действительности † 1944.— Прим. пер.), который был студентом последнего семестра, когда Антоний Храповицкий начал преподавать в Петербургской Духовной Академии; а также Дионисий Валединский, митрополит Польской Православной Церкви (и сейчас, в 1947 г.). Сергий известен также своим участием в так называемых «религиозно-философских собраниях» (1902/03) петербургской интеллигенции; впоследствии, будучи архиепископом Финляндским, Сергий был одним из самых деятельных членов Предсоборного Присутствия (1906); после 1918 г. он играл важную роль в церковной жизни России, став местоблюстителем патриаршего престола (1925–1943) (в действительности 1936–1943; до 1936 г.— заместитель местоблюстителя.— Прим. пер.); скончался в 1946 (в 1944.— Прим. пер.) патриархом Московским и всея Руси. В 1862 г. обер-прокурор Синода Ахматов даже поставил перед духовными академиями вопрос о том, действительно ли необходимо монашество для хиротонии во епископы, что было весьма характерно для тогдашних взглядов на епископат и его отношение к монашеству. Архимандрит Иоанн Соколов написал труд «О монашестве епископов» (в: Прав. соб. 1863), который получил одобрение со стороны митрополита Филарета Дроздова. Савва. Хроника. 2. С. 731; 4. С. 487. Иоанн Соколов, впоследствии епископ Смоленский († 1868), несколько раз упоминался здесь, ср. примеч. 1228. О старчестве см. ниже библиографию, где, как нам кажется, приведены почти все работы, посвященные этому явлению в истории монашеского аскетизма Восточной Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/436705/

После оккупации нацистами в сентябре 1939 г. Польши часть ее территории была включена в состав Третьего рейха. Находившиеся на ней православные приходы вошли в Германскую епархию Русской Православной Церкви Заграницей. По архивным документам известно, что некоторые священники таких приходов, например протоиерей Михаил Борецкий, настоятель церкви в г. Лодзе (окончивший в 1928 г. Православное отделение богословского факультета Варшавского университета), крестили евреев, спасая их. Владыка Серафим (Ляде) до сентября 1940 г. управлял и Православной Церковью на территории генерал-губернаторства, образованного из другой части Польши, но затем был вынужден оставить этот пост из-за враждебности генерал-губернатора Франка и украинских националистов (во главе Церкви генерал-губернаторства был поставлен прежний Первоиерарх Польской Православной Церкви митрополит Дионисий). Нацисты всячески стремились разжигать национальную рознь и в этой связи иногда передавали закрытые синагоги украинцам под православные храмы. В частности, в декабре 1941 г. подобный акт передачи произошел в Кракове . К несчастью, такая политика порой приносила свои ядовитые плоды. Но помощь православным со стороны властей генерал-губернаторства осуществлялась лишь по временным тактическим соображениям и была частным эпизодом. Как уже говорилось, к Православной Церкви, как и другим христианским конфессиям, руководство нацистской Германии относилось негативно и в перспективе планировало ее ликвидацию. Антоний (Храповицкий Алексей Павлович), митрополит. Родился 17 марта 1863 г. В 1885 г. окончил Петербургскую Духовную академию. 7 сентября 1897 г. хиротонисан во епископа Чебоксарского. В 1906 г. возведен в сан архиепископа Волынского и Житомирского. 17 мая 1918 г., будучи председателем Украинского церковного собора, был избран митрополитом Киевским и Галицким. В 1919 г. эмигрировал в Югославию, с 1922 по 1936 г. председатель Архиерейского Синода РПЦЗ (в 1927 г. отделившейся от Московской Патриархии). Скончался 10 августа 1936 г., погребен в Белграде.

http://bogoslov.ru/article/6024224

Фудель С. И. Собрание сочинений в трех томах. М., 2001. Том 1. Кузнецов А. И. Фаддей, архиепископ Астраханский. 1965. Машинопись. Теплов В. В. О владыке Фаддее/Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии «Православное Поволжье» Архимандрит Антоний (Храповицкий; 1863–1936). В 1881 году окончил 5-ю санкт-петербургскую гимназию, в 1885-м – Санкт-Петербургскую духовную академию, в том же году принял монашеский постриг и был рукоположен в сан иеромонаха. В 1890 году возведен в сан архимандрита и назначен ректором Санкт-Петербургской духовной академии, в 1891-м – ректором Московской духовной академии, в 1895-м – ректором Казанской духовной академии. В 1897 году хиротонисан во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии. В 1900 году он был назначен епископом Уфимским и Мензелинским, в 1902-м – епископом Волынским и Житомирским. В 1906 году был возведен в сан архиепископа. В 1912 году он был назначен членом Святейшего Синода. В 1914 году назначен архиепископом Харьковским и Ахтырским. На Поместном Соборе Российской Православной Церкви 1917–1918 года был избран кандидатом на Патриарший престол. В 1917 году был возведен в сан митрополита и назначен на Харьковскую кафедру, в 1918-м – митрополитом Киевским и Галицким. В 1920 году эмигрировал. До 1936 года митрополит Антоний возглавлял Русскую Православную Церковь заграницей. Схиигумен Герман (Гомзин; 1844–1923), преподобный, местночтимый святой Владимирской митрополии, устроитель Смоленской Зосимовой пустыни. «Боже, в помощь мою вонми: Господи, помощи ми потщися. Да постыдятся и посрамятся ищущии душу мою, да возвратятся вспять и постыдятся хотящии ми злая: Да возвратятся абие стыдящееся глаголющии ми: благоже, благоже. Да возрадуются и возвеселятся о Тебе вси ищущии Тебе, Боже: и да глаголют выну, да возвеличится Господь, любящии спасение Твое. Аз же нищь есмь и убог, Боже, помози ми: помощник мой и избавитель мой еси Ты, Господи, не закосни». Это был первый визит отца Иоанна Кронштадтского в Нижний Новгород – 25 июня 1894 года. В местной газете так писали об этом: «Когда мы подъезжали к „Отважному“, отец Иоанн сидел на верхнем мостике парохода и читал Евангелие. Одет он был очень просто – в суконной рясе и соломенной шляпе. На вид отец Иоанн довольно бодр, но кажется утомленным. Палуба „Отважного“ имела совершенно оригинальный вид. У рубки I kлacca, задняя стена которой покрыта полотном, стоит аналой, на нем лежат крест и святое Евангелие. На стене рубки находятся 5–6 икон, перед которыми горит лампада. Здесь, как объяснили нам, отец Иоанн служит во время пути молебны и всенощные бдения».

http://fond.ru/kalendar/1533/faddey/

101 «...Настойчиво, добросовестно, без устали усмиряли бедную Россию, и вот, наконец, она присмирела до такой степени, что общественный дух в ней оскудел вовсе... Мы разумеем под этими словами живое сознание ответственного участия каждого гражданина в судьбе отечества» (Самарин Ю. Православие и народность. М., 2008. С. 297). 102 Толмачёв Иван Николаевич (1863 – после 1929) – генерал-лейтенант, генерал-губернатор и градоначальник Одессы с 1907 по 1911. Особенно преследовал евреев, признавался, что «всей душой черносотенец». Во время эпидемии чумы, начавшейся в мае 1910, пытался закрыть бактериологическую станцию и разогнать её сотрудников. 103 Малиновский Лев Александрович (1854–1915) – доктор медицины, профессор. Заболотный Даниил Кириллович (1866–1929) – бактериолог, профессор. 106 Краткостью заглавий работы диакона не отличались, ср.: «Отец Илиодор, его личность, жизнь, труды и экономическое значение для Царицына, и нечто о пещерах» (Царицын, 1911). 107 В итоге собравшиеся направили еп. Гермогену телеграмму, моля «ходатайствовать пред св. Синодом об изъятии из библиотек духовных и светских учебных заведений всех произведений графа Льва Толстого» (Саввинский В., диак. Указ. соч. С. 14–15). 108 «Иером. Илиодором в монастырском дворе со вчерашнего дня выставлен для публичного поругания большой портрет Толстого, весь испещрённый хулиганскими надписями. Портрет подвергается со стороны илиодоровских дикарей всевозможным издевательствам, вплоть до оплёвывания» (Речь. 1911. 17 ноября). «В галерее монастыря, по которой молящиеся проходили в церковь , был повешен портрет Льва Толстого. Илиодор... требовал, чтобы все проходившие плевали в лицо писателя – пена слюны целою лужею стекала с портрета на пол» (Стремоухов П. Указ. соч.). Всего через пару лет Труфанов начал проповедовать толстовство. Шалун... 109 Антоний (Храповицкий; 1863–1936), митр. – архиеп. Волынский и Житомирский с 1902 по 1914. Предлагал хоронить Толстого «процессией со священником и пением «Святый Боже» по образу допущенного Синодом чина погребения инославных». Несмотря на критические «Беседы о превосходстве православного понимания Евангелия сравнительно с учением Л. Толстого» (1888), Толстой считал «о. Антония» единственным правильно понявшим его учение.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Научный уровень академического богословия в эту эпоху был весьма высок. На рубеже столетий богословская мысль переживала расцвет, который, однако, таил в себе серьезную опасность отрыва от церковного Предания. Крупным ученым-библеистом был профессор Московской академии М. Д. Муретов , автор текстологического исследования о Четвероевангелии и работ о ветхозаветном храме, о Филоне Александрийском. Он написал блестящую апологетическую книгу против Ренана, которая из-за неразумного цензурного запрета (чтобы опровергать Ренана, автору пришлось изложить его доводы) опоздала на 15 лет. Профессор М. Д. Муретов занимался также переводами творений святых отцов на русский язык. Одним из самых выдающихся русских богословов был профессор Н. Н. Глубоковский (1863–1937). Выпускник Московской академии, он читал лекции в Петербургской академии. Еще на студенческой скамье Н. Н. Глубоковский написал двухтомное магистерское сочинение «Блаженный Феодорит , епископ Киррский», напечатанное в 1890 г. Этот труд принес молодому ученому мировую известность. Крупнейший труд Н. Н. Глубоковского по новозаветной экзегетике и исагогике озаглавлен «Благовестие апостола Павла по происхождению и существу» (1905–1912). Это исследование является примером блестящего применения историко-филологического метода для анализа новозаветного текста. Книга поражает энциклопедической эрудицией автора, глубиной и тонкостью его аналитической мысли. Событием в богословской науке стало издание в 1895 г. магистерской диссертации иеромонаха Сергия (Страгородского) , будущего патриарха, «Православное учение о спасении». Одним из самых талантливых духовных писателей рубежа веков был преосвященный Антоний (Храповицкий) , впоследствии митрополит (1863–1936). Его статьи и лекции по пастырскому богословию отличались свежестью взгляда и вдохновением. Пастырство для преосвященного Антония – это, прежде всего, дар деятельной, сострадательной любви, дар духовного единения пастыря с пасомыми. Учение преосвященного Антония о пастырстве органически связано с его пониманием догмата искупления.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

О священнике о. Василии Светлове владыка Вениамин рассказывает подробно в книге " Божьи люди " , упоминает его и в других своих произведениях — Сост. 12 Святитель Феофан, Затворник Вышенский (+1894) — в миру Георгий Говоров — выпускник Киевской Духовной Академии, был в Святой земле, на Афоне, в Константинополе. В 1859 году хиротонисан во епископа Тамбовского и Шацкого, с 1863 по 1866 год занимал Владимирскую кафедру. В 1867 году удалился на покой и жил в затворе в Вышенской пустыни, проводя время в молитве и составлении Трудов религиозно-нравственного содержания. Основные труды его: " Письма о христианской жизни " , " Толкование апостольских посланий " , " Начертание христианского вероучения " . Св. Феофан Затворник причислен к лику святых Русской Православной Церкви на Поместном Соборе 1988 года. Обитель, где подвизался святитель Феофан, именовалась официально Успенской Вышенской пустынью и находилась в Шацком уезде Тамбовской губернии. То, что митрополит Вениамин именует ее Казанской, объясняется, вероятно, тем, что в обители существовал Казанский собор, в котором находилась чудотворная Казанская Вышенская икона Божией Матери, давшая, по-видимому, второе название монастырю — Сост. 13 Александр, епископ Тамбовский и Шацкий, в миру Александр Васильевич Богданов (1830–1898), занимал Тамбовскую кафедру с 1892 по 1898 год — Сост. 14 Димитрий, архиепископ Херсонский и Одесский, в миру Михаил Георгиевич Ковальницкий (1839–1913), в 1902–1903 гг. в сане епископа проходил свое служение на Тамбовской кафедре — Сост. 15 День святых равноапостольных Кирилла и Мефодия по новому стилю отмечается 24 мая. — Сост. 16 Иподиаконы — младшие клирики, церковнослужители, прислуживающие архиерею во время богослужения — Сост. 17 Вот загремели позвонки серебряные… — серебряные позвонки на облачении архиерея призваны напоминать ему о необходимости постоянного проповедования Слова Божия своей пастве — Сост. 18 Митрополит Антоний, в миру Алексей Павлович Храповицкий (1863–1936), — выдающийся иерарх Русской Церкви рубежа столетий, яркий проповедник. Владыка Антоний (сначала в сане епископа, а затем — архиепископа) управлял Волынской епархией с 1902 года и почти до начала мировой войны. На поместном соборе 1917–1918 гг. был одним из кандидатов на патриарший престол, во время гражданской войны участвовал в Белом движении. С 1920 года — беженец. Один из главных инициаторов так называемою " карловацкого раскола "  — Сост. 19

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

См.: Шмелев И. С. В Сибирь за освобожденными//Русские ведомости. 1917. No 73—76, 78, 81, 86, 96. 369 “Два письма” — рассказ И. С. Шмелева в сборнике “Въезд в Париж” (Белград, 1929). 370 …предчувствовал с семнадцатого—восемнадцатого годов… — в эти годы И. С. Шмелев работал над повестью “Неупиваемая чаша”, где впервые обращается к теме вечно-женственного.  Ед. хр. 63. Л. 37, 38. Письмо, рук. 371 …митрополита Антония… — Антоний (Храповицкий , 1863— 1936), в 1895—1900 гг. был ректором Казанской духовной академии (в это время там учился А. А. Субботин); с 1900 г. епископ Уфимский, с 1902 г. епископ Волынский, с 1914 г. архиепископ Харьковский, с 1917 г. митрополит Киевский, участник Всероссийского Поместного Собора Русской Православной Церкви в 1917—1918 гг. и один из трех претендентов на Патриарший престол, в 1920 г. эмигрировал, с 1922 г. глава Русской Православной Церкви за границей, богослов и духовный писатель (см.: Никон (Рклицкий), архиеп. Жизнеописание блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого. Нью-Йорк, 1953— 1965. Т. 1—10). К сноске внизу страницы: Серафим Парижский — Серафим (Лукьянов, 1879—1959), выпускник Казанской духовной академии (1904), митрополит Русской Православной Церкви за границей (с 1938), возглавлял Западноевропейскую епархию с центром в Париже, в 1945 г. воссоединился с Русской Православной Церковью (Московский Патриархат), с 1946 г. экзарх Западной Европы, с 1949 г. на покое, в 1954 г. вернулся в Россию. 372 Казанский Родионовский институт. — Родионовский институт благородных девиц, закрытое учебно-воспитательное заведение для девочек из дворянских семей (позже принимались дети купечества и духовенства), основан в 1841 г. меценаткой А. Н. Родионовой, готовил домашних учительниц, в 1917 г. закрыт. 373 Один был… хороший… — лицо не установлено. 374 …Верочка! — Вера Александровна Овчинникова (ум. 1921), дочь А. А. Овчинникова от первого брака. 375 …ордер на арест профессора — т.е. А. А. Овчинникова, отчима О. А. Бредиус-Субботиной. 376 …в Костромскую губернию к бабушке… — вероятно, в с. Баран, где служил протоиереем дед О. А. Бредиус-Субботиной по материнской линии Александр Михайлович Груздев. 377 …Иван Семенович… — И. С. Морев (1863/64—?), хормейстер, в 1910х гг. руководитель известного казанского хора. 378 …русский дом при кладбище. — Русский дом в Тегеле (в западной части современного Берлина), создан для русских эмигрантов рядом с православным храмом и кладбищем. 379 …Русский институт. — Русский научный институт в Берлине, одно из высших учебных заведений русской эмиграции, основан в феврале 1923 г., закрыт в 1933 г., в институте преподавали И. А. Ильин, С. Л. Франк (последний директор института с 1932 г.), отчим О. А. Бредиус-Субботиной А. А. Овчинников и др. 

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-shmelev...

тип., 1865/протоиерея, проф. Василия Ивановича Добротворского (1822–1894); многие работы Виктора Дмитриевича Кудрявцева-Платонова (1828–1891), проф. Московской духовной академии («Религия, ее сущность и происхождение», «Чтения по философии религии», «Бессмертие души» и др.); «Умозрительная психология» протоиерея, профессора Московской духовной академии, Федора Александровича Голубинского (1797–1854)/посмертное изд.: М.: Унив. тип. Каткова, 1871/; психологией насквозь пронизан трехтомный труд епископа Никанора (Бровковича) (1826–1890) «Позитивная философия и сверхчувственное бытие»/СПб., 1875–1888/; «Учебник психологии» священника Александра Константиновича Гиляревского/Новочеркасск, 1883/; магистерская работа «Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности»/СПб., 1888/иеромонаха, впоследствии митрополита, Антония (Храповицкого) (1863–1936); «Грехи чувств»/М., 1888/протоиерея, впоследствии епископа, Виссариона (Нечаева) (1823–1905); «О невозможности чисто-физиологического объяснения душевной жизни человека»/Харьков, 1890; 2-е изд.: СПб., 1894/архимандрита Бориса (Плотникова) , ректора Киевской духовной семинарии; разнообразные работы протоиерея, проф. Университета св. Владимира Павла Яковлевича Светлова (1861–?); «Психология»/Харьков, 1893/и другие работы Вениамина Алексеевича Снегирева (1842–1889), профессора Казанской духовной академии; работы профессора С.-Петербургской духовной академии Виталия Серебренникова; «Наука о человеке» Виктора Ивановича Несмелова (1863–1937), профессора Казанской духовной академии; «Психология веры»/Сергиев Посад, 1899/профессора Московской духовной академии Алексея Ивановича Введенского (1861–1913). Начало XX века до Октябрьской революции было достаточно плодотворным с рассматриваемой нами точки зрения: именно в это время появилось много религиозно-психологических исследований, которые вдвойне интересны для современных психологов тем, что носят характер объективной и широкой критики материалистических и редукционистских (антипсихологических) тенденций, которые все больше набирают силу и в наше время.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

105 В 1907 г. Ф. Д. Самарин участвовал в работе Особого совещания при Св. Синоде, подготовившего «Проект Положения о православном приходе», и приложил к журналу Совещания «Замечания на проект...» в виде своего особого мнения; позднее они были опубликованы под заголовком: Из прежних работ по вопросу о преобразовании приходских учреждений//Московские ведомости. 1911. 273, 274 от 29 и 30 ноября. 106 Высотский Алексей Лукич (1862–1917), выпускник МДА 1887 г., кандидат богословия, преподаватель Таврической духовной семинарии по кафедре истории и обличения раскола, редактор «Таврических епархиальных ведомостей», служащий Таврического миссионерского комитета по делам раскола и сектантства, автор брошюр по борьбе с расколом; некоторое время служил у Ф. Д. Самарина и даже жил в его доме; письма Высотского к Ф. Д. Самарину за 1888–1912 гг. см.: ОР РГБ, ф. 265, к. 184, ед. хр. 55. 107 «Колокол», ежедневная политическая, общественная и церковная газета; выходила с 24.12.1905 до нач. 1917 г., издатель – В. М. Скворцов. 108 Архиепископ Антоний. Нравственность черного и белого духовенства (Ответ М. О. Меньшикову)//Колокол. 1908. 8, 9 и 13 августа 737, 738 и 741); Он же. Отклики Русских людей на современные события. Ответ М. О. Меньшикову//Мирный труд. 1908. 9. С. 172–185. Антоний (Храповицкий ; 1863–1936), в 1908 г. – архиепископ Волынский и Житомирский; д-р богословия; в 1917 году на Всероссийском Поместном Соборе был одним из трех кандидатов в патриархи; в эмиграции – Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей, Председатель Архиерейского Собора и Синода. 109 Меньшиков М. О. Письма к ближним. Разложение//Новое время. 1908. 27 июля (9 августа). 11628. Меньшиков Михаил Осипович (1859–1918) – русский мыслитель, публицист и общественный деятель; ведущий публицист правого толка газеты «Неделя», а затем «Нового времени (1901–1917), выступал идеологом русского национализма; инициатор создания Всероссийского национального союза в 1908 г.; расстрелян сотрудниками ВЧК, реабилитирован в 1993 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novosel...

10 августа 1936 г. скончался митрополит Антоний. Это был, несомненно, один из самых крупных, талантливых и влиятельных архипастырей Русской Церкви 20 столетия. Его мирское имя – Алексей Павлович Храповицкий. Он родился в 1863 г. в селе Ватагине Новгородской губернии в семье помещика из старинного дворянского рода. Детство его прошло в родной усадьбе и в Петербурге, где он окончил классическую гимназию. Пылкая религиозность, интенсивное чтение отцов Церкви, житий святых уже в отроческие годы, увлечение идеями религиозного славянофильства определили его жизненный путь после гимназии, которую он окончил с золотой медалью. В 18 лет он, вопреки желанию отца, поступил в Петербургскую духовную академию. По окончании академии, в 1885 г., принял постриг, был рукоположен в иеромонаха и назначен субинспектором академии. Так началось его церковное административно-педагогическое служение. На этом поприще он служил в Холмской семинарии, потом снова в родной академии. В 1889 г. его назначили ректором Санкт-Петербургской семинарии с возведением в сан архимандрита, и в том же году состоялся его перевод на должность ректора Московской духовной академии. В истории русской духовной школы это был уникальный случай: впервые ректором академии назначался молодой человек в возрасте 27 лет. Юный ректор был необычайно любим студентами, и любовь эта была взаимной. Один из его учеников, протоиерей Сергий Четвериков , вспоминал о своем ректоре и учителе: «Владыка Антоний был сердцем нашего академического мира… Двери его покоев во всякое время были открыты для студентов. Сам он часто приходил на нашу вечернюю молитву в академическую церковь и после молитвы о чем-нибудь беседовал. Он умел подойти к каждому из нас, и из наших отношений с ним был устранен дух формализма и официальности. Мы жили согретые его любовью и лаской. И вместе с тем эти отношения были чужды всякой фамильярности. Мы чувствовали его неизмеримое превосходство…». Одной из главных забот ректора было привлечение своих студентов к монашескому постригу.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010