Анастасий (Грибановский Александр Алексеевич , 1873–1965), архиепископ Кишинёвский и Хотинский; впоследствии епископ Русской Православной Церкви заграницей (РПЦЗ), митрополит Восточноамериканский и Нью-Йоркский, второй (с 1936 года.), после митрополита, председатель Архиерейского Синода РПЦЗ, до 1944 г. проживал в Югославии, затем в Мюнхене, с 1951 г. – в США. Антоний (Храповицкий Алексей Павлович, 1863–1936), митрополит Русской Православной Церкви, богослов, философ, с 30 мая 1918 митрополит Киевский и Галицкий; впоследствии первый по времени председатель Архиерейского синода Русской Православной Церкви заграницей, покинул Россию из Новороссийска в марте 1920 года, прибыв в Афины, затем на Афон, где планировал остаться, но пробыл около 5 месяцев. В сентябре 1920 года был вызван П.Н. Врангелем в Крым, откуда 6/19 ноября 1920 года эвакуировался в Константинополь. В феврале 1921 года переехал в Сербию, где в ноябре-декабре того же года провёл 1-й Заграничный (Карловацкий) Собор, до своей кончины возглавлял РПЦЗ. Аристоклий Афонский (Амвросиев Алексей Алексеевич, 1846–1918), преподобный (местночтимый святой Московской епархии, день памяти 6 сентября) в Пантелеимоновском монастыре на Афоне подвизался с 1876 года, в 1880 году пострижен в мантию, в 1884 году рукоположен в иеродиакона и вскоре в иеромонаха, в 1886 году принял схиму, в 1891–1894 и 1909–1919 годах – настоятель московского подворья, был настоятелем часовни святого великомученика и целителя Пантелеимона. Старец обладал даром исцеления и прозорливости и принимал ежедневно сотни людей, нуждающихся в помощи. Многочисленные пожертвования верующих старец раздавал нуждающимся. Венизелос Элефтериос Кириаку (1864–1936), греческий политик, несколько раз занимавший должность премьер-министра с 1910 по 1933 год. Гермоген (Максимов Григорий Иванович,1861 – 1945), митрополит, окончил Киевскую духовную академию (1886), епископ Аксайский, викарий Донской епархии (1910), затем Екатеринославский и Новомосковский. С 1919 года в эмиграции, был управляющим русскими православными приходами в Греции, на о. Кипр и в Египте. Позднее в сане архиепископа проживал в Югославии на покое в монастыре Хопово. Один из основателей Братства русской правды, в 1942 г. согласился возглавить так называемую Хорватскую Православную Церковь , находившуюся в расколе с Сербской Православной Церковью , был возведен в сан митрополита патриархом румынским Никодимом, был осужден архиерейским судом РПЗЦ как нарушающий права Сербской патриархии и исключен из состава Архиерейского Синода РПЦЗ, в июле 1945 г. погиб от рук югославских партизан (или, по другим сведениям, был арестован после освобождения Загреба и приговорен к расстрелу).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Антоний (Пельвецкий Антон Андреевич) (1897–1957), архиепископ. Родился в селе Нагирянка Чертковского района Тернопольской области в бедной крестьянской семье. Окончил народную школу и в 1908 году поступил в гимназию в г. Выжнице на Буковине. Завершив среднее образование по окончании войны, поступил в католический монастырь в г. Крехов, однако по состоянию здоровья пробыл там только шесть месяцев. В 1921 году выехал для получения богословского образования в Рим, откуда через два года возвратился на родину, где в г. Станиславе закончил католическую духовную семинарию. Священник (целибат) Греко-Католической Церкви (1925). Преподаватель Закона Божия в г. Надворина, а потом в г. Печенижин Станиславской области. Настоятель церкви в селе Петликовцы (1930), затем церкви в селе Пробижна Тернопольской области (1935). Настоятель церкви в г. Копычинцы и благочинный Гусятинского округа (1938). Активный участник Львовского Собора по воссоединению греко-католического духовенства с Русской Православной Церковью (1946). После Собора перешел в православие и был принят под омофор Московского Патриархата. Администратор Станиславской епархии. Епископ Станиславский и Коломыйский (1946). Архиепископ (1954). С 1955 г. временно управлял Самборско-Драгобычской епархией. Антоний (Романовский Василий Антонович) (1886–1962), митрополит. Окончил Киевскую духовную академию (1913). С 1913 по 1924 гг. служил в Грузии. Управлял Сухумской епархией (1924–1927). Епископ Донской (1929–1930), Сталинградский (1936). Архиепископ Ставропольский и Пятигорский (1943–1945). Временно управляющий Херсонской епархией (1944–1945). Архиепископ Ставропольский и Бакинский (1945–1962). Митрополит Ставропольский и Бакинский (1962). Неоднократно арестовывался, в целом провел в заключении 15 лет. Антоний (Храповицкий Алексей Павлович) (1863–1936), митрополит Киевский и Галицкий. Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей. В эмиграции с 1920 года. С 1922 г. – председатель Зарубежного Архиерейского Синода. Антонин (Грановский Александр Андреевич) (1863–1927), обновленческий епископ. Глава обновленческой группировки «Союз церковного возрождения».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С каждым десятилетием их труды приносили все более богатые плоды. Работы профессора М. М. Тареева (1866–1934) о сущности христианства – «Искупление Богочеловека», «Основы христианства» (1908–1910), «Философия жизни» (1916); профессора В. И. Несмелова (1863–1920) о природе человека – «Наука о человеке» (1896–1903); архиепископа Никанора (Бровковича) († 1890); митрополита Антония (Храповицкого) (1863–1936) – «Православное учение о спасении» (1896); священника Павла Флоренского (род. 1882) – «Столп и утверждение истины» (1914) и, наконец, протоиерея Сергия Булгакова (1871–1945), издавшего уже во Франции ряд больших трудов по православной догматике – «Агнец Божий» (1933), «Утешитель» (1936), «Невеста Агнца» (1945), «Апокалипсис Иоанна» (1948) – являются крупными и оригинальными вкладами в сокровищницу мировой христианской мысли. Они показывают, что русское православие имеет силы и дарования для служения не только своему родному народу, но и всему человечеству. Православие и народное просвещение Лучшие представители Русской Церкви не были, однако, погружены лишь в глубины научной работы. Их занимало не одно богословие, но и задачи просвещения широких масс русского народа светом Христовой истины. Несмотря на препятствия, которые стояли на этом пути, члены Православной Церкви пытались основывать всевозможные просветительные и благотворительные братства и общества. Они боролись с пьянством, невежеством и пороками, и их особенно занимала огромная задача распространения грамотности в народе. Так, например, с 1859 до 1865 г. было открыто 21.400 новых приходских школ по почину духовенства. Это движение встретило несочувствие в правительственных и общественных кругах и было остановлено. Однако, оно возобновилось снова при Победоносцеве, и в конце столетия число приходских школ достигло внушительной цифры 42.000. Замечательный опыт подлинно православной школы был проделан гениальным русским педагогом Сергеем Александровичем Рачинским (род. 1833 г.), автором книги «Сельская школа» (Москва, 1891).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

2. Учение о молитве вообще и о молитве Иисусовой в частности должно рассматриваться с привлечением данных психологии. 3. Молитва есть смена субъективных состояний человека, обусловленных теми или иными психологическими факторами. 4. Учение о. Иоанна Кронштадтского о том, что»имя Божие есть Сам Бог»является следствием недостаточной точности его богословской мысли; даже святым было свойственно ошибаться, тем более ошибаться мог о. Иоанн Кронштадтский (который на тот момент еще не был канонизирован). 5. В имени Божием Бог не присутствует ни Своим существом, ни Своей благодатной силой. 6. Имя Божие отделимо от Бога. Все эти положения нашли отражение в докладах, сделанных в Святейшем Синоде весной 1913 года архиепископами Антонием и Никоном, а также С. В. Троицким. Перейдем к рассмотрению этих докладов. Архиепископ Антоний (Храповицкий) Первым докладчиком был архиепископ Антоний (Храповицкий). Прежде чем излагать основные положения его выступления, приведем его краткую биографию   . Он родился в 1863 году в дворянской семье. Учился в гимназии, затем в Санкт–Петербургской духовной академии, по окончании которой в 1885 году принял монашество и священный сан. В 1889 году стал архимандритом и ректором Санкт–Петербургской духовной семинарии; через несколько месяцев назначен ректором Московской духовной академии, которую возглавлял в течение пяти лет. В 1895 году переведен ректором в Казанскую духовную академию. В 1897 году рукоположен в епископа Чигиринского, викария Казанской епархии, с сохранением должности ректора, в 1900 стал епископом Уфимским, а в 1902 — Волынским и Житомирским. В 1906–1907 годах был членом Государственного Совета, с 1909 года заседал в Святейшем Синоде. В 1914 году, накануне Второй мировой войны, назначен на Харьковскую кафедру. В 1917–1918 годах принимал активное участие в работе Поместного Собора Российской Церкви; был первым по числу голосов из трех кандидатов на Патриарший престол, избранных Собором. В 1918 году избран митрополитом Киевским и Галицким. С 1919 года связал свою судьбу с Белым движением; с декабря 1919 года возглавил Высшее Церковное Управление Юга России. С 1920 года митрополит Антоний проживал в Сербии. В 1922 году возглавляемое митрополитом Антонием Высшее Церковное Управление было упразднено Святейшим Патриархом Тихоном. Не подчинившись указу Патриарха, митрополит Антоний продолжал оставаться во главе так называемого Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей с титулом Блаженнейшего митрополита Киевского и Галицкого. В окружных посланиях Антоний называл себя»преемником Киевских и всея Руси митрополитов св. Петра, Алексия, Ионы, Фотия и Киприана»   . В 1934 году был запрещен в священнослужении Местоблюстителем Патриаршего престола митрополитом Сергием (Страгородским), однако законным запрещение не признал. Умер в 1936 году вне канонического общения с Московским Патриархатом.

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

Высшие духовные школы тоже испытали на себе воздействие духа времени. Для 60-х гг. характерно сокращение числа пострижений в монахи среди студентов и преподавателей. В прежние времена, когда ректорами Петербургской Академии были митрополит Филарет Дроздов или архимандрит Григорий Постников (митрополит Петербургский в 1856–1860 гг.), они являлись главными вдохновителями постригов в студенческой среде. Теперь же со стороны ректоров и профессоров делалось очень мало для поощрения ученого монашества. Число доцентов и профессоров, принадлежащих к этой группе, заметно сократилось. Возникли даже трудности с подбором подходящих кандидатов для замещения архиерейских кафедр. В 70–80-е гг. этот недостаток восполнялся тем, что иноческий постриг могли принимать овдовевшие священники, они становились иеромонахами, потом архимандритами и весьма скоро хиротонисались во епископы. Число архиереев из вдовых священников было весьма велико в конце XIX и начале XX в. Вдовые священники и раньше могли получать архиерейскую хиротонию, но это случалось редко. Теперь же едва ли не половина епископов начинали свое служение приходскими священниками. Это придавало епископату некоторые новые черты — не в смысле церковных взглядов, ибо архиереи, вышедшие из приходского духовенства, были еще более преданы синодальной системе, чем архиереи из монахов,— а главным образом в области управления епархиями. Хорошо зная жизнь приходского духовенства, они уделяли ему больше внимания и больше заботились о его нуждах. Последствия этого обстоятельства были вполне положительными, и историку, вероятно, имеет смысл посвятить этой теме специальное исследование . Во 2-й половине 80-х гг. выступил новый ревнитель ученого монашества. Это был молодой, талантливый, умный и энергичный архимандрит Антоний Храповицкий (1863–1936) [ 1231] . Человек, который в течение полувека интенсивно влиял на жизнь Русской Церкви, часто положительно, но порой негативно; с одной стороны, он стоял в оппозиции к синодальной системе, а с другой — поддерживал эту систему; почитатель монашества, он, однако, считал, что монашество не должно посвящать себя созерцательной жизни, а призвано активно и действенно влиять на церковно-политическую жизнь России. Он был приверженцем самовластия епископата, возглавить который должен могущественный патриарх. Недаром любимым его героем в истории Русской Церкви был патриарх Никон . Заветной мыслью Антония было восстановление патриаршего престола; он говорил, что патриаршество должно стать главной опорой монархии в России . В единодушии царя и патриарха Антоний Храповицкий видел единственно возможный для России и Русской Церкви государственно- и церковно-политический путь. Так, знакомясь с его взглядами, мы видим, как вновь оживает идея «Москва — третий Рим» вместе с мечтаниями о «новом Никоне».

http://sedmitza.ru/lib/text/436672/

Итак: А) В  период 1906–1907 гг. епископ Андрей (Ухтомский), например, говорил такое: «С падением патриаршества и учреждением Св. Синода появился в Церкви цезарепапизм, который тем более давал себя чувствовать, чем более государственная власть старалась подчинить Церковь государственной политике…Глухая оппозиция, и общая, и частная, долгое время ни к чему не могла привести, пока не созрело в настоящее время сознание ненормальности такого положения дел и необходимости его изменения» (ГАРФ. Ф. 550. Оп. 1. Д. 196. Л. 22). Он же, летом 1917 г. (из статьи " Цезарепапизм наизнанку " ): " О вреде цезарепапизма написаны целые горы бумаги. Его разрушающее влияние на Церковь, как общество, не подлежит никакому сомнению; все, кто мог ещё колебаться в решении этого вопроса, ныне наблюдая церковную жизнь, могут удостовериться, что цезарепапизм поставил церковную жизнь в её общественном проявлении — на край гибели. […] Цезарепапизм боролся вообще с общественностью, поэтому сам цезарь погиб в неравной борьбе и погубил церковную общественность и изуродовал всю нашу социальную жизнь. […] Цезарепапизм тем был опасен в церковной жизни, что он вмешивался в область, лежащую совершенно вне его компетенции " (Церковно-общественная мысль. Киев, 1917. 5. С. 3–5). Б) Владыка Антоний (Храповицкий) именовал обер-прокурора же Св. синода К.П. Победоносцева «главным представителем цезарепапизма нашего» (цит. по: Никон (Рклицкий), архиепископ. Митрополит Антоний (Храповицкий) и его время (1863–1936). В 2 кн. Н.-Новгород: Изд. Братства во имя св. кн. Александра Невского, 2004. Кн. 2. С. 51). В) Епископ Переславский Иннокентий (Фигуровский) 24 марта 1917 г. в «Открытом письме епископам Российской Церкви» говорил: «Церковь Христова в свободной Державе Российской ныне освободилась от векового рабства и для неё занялась заря апостольской жизни в свободной стране. С свержением монархии Церковь избавилась от позора, от участия в навязанном ей грехе цезарепапизма» (Китайский благовестник. Пекин, 1917. Вып. 1-2. С. 17–18; ГАРФ. Ф. 550. Оп. 1. Д. 95. Л. 1).

http://bogoslov.ru/article/1108065

М., 1995. С. 217–219). Следы неуступчивой позиции патриарха по всем этим требованиям видны в “следственной сводке 1” СО ГПУ – см. 25–5. [ 2 ] О “мягкости” Президиума ВЦИК по отношению к священникам, осужденным по шуйскому делу, см. 24–1 – 24–3, 24–5. [ 3 ] Нетрудно заметить, что вторая половина этого документа является краткой директивой не только авторам газетных статей, но и авторам судебных обвинительных заключений и выступлений по делу митрополита Вениамина, патриарха Тихона и др. Директива эта была 04.05 1922 г. официально утверждена Политбюро – см. 24–4. [ 4 ] См. П-87. [ 5 ] Митрополит Киевский и Галицкий Антоний (Храповицкий Алексей Павлович, 17.03.1863 – 10.08.1936) – выдающийся церковный деятель русского православия в стране и за рубежом. В 1917–1918 гг. – активный участник Поместного Собора РПЦ, один из трех кандидатов на патриарший престол. С 03.05.1918 – митрополит Киевский и Галицкий. Высшее Временное Церковное управление было создано на Юго-Восточном церковном соборе, состоявшемся в мае 1919 г. в Ставрополе. Его председателем стал сначала архиепископ Донской Митрофан (Симашкевич), а затем вернувшийся из галицкого плена митрополит Антоний (Храповицкий) . 15 октября 1920 г. в Симферополе Высшее Церковное Управление на Юге России назначило управляющим православными русскими церквами в Западной Европе архиепископа Волынского Евлогия (Георгиевского). Первое за пределами России заседание Высшего Церковного Управления на Юге России состоялось 19.11 1920 г. в порту Константинополя на борту парохода “Великий князь Александр Михайлович ” под председательством митрополита Антония. На этом заседании было подтверждено симферопольское решение об архиепископе Евлогии как управляющем русскими православными приходами в странах Западной Европы, включая Болгарию и Румынию, но за ВЦУ Юга России оставлено управление русскими приходами в Югославии, Греции и Турции. 08.04 1921 г. указом патриарха Тихона и Священного Синода все православные русские церкви в Западной Европе были временно подчинены архиепископу Евлогию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

60 Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской Духовной академии за 1897 год. – Казань: Типо-литография Казанского университета. 1897. – С. 132–137. 61 Известия по Казанской епархии, издаваемые при казанской Духовной академии за 1899 год. Казань: Типо-литография Казанского университета. 1899. – С. 26. 62 Архиепископ Казанский и Свияжский Палладий (Павел Иванович Раев), на кафедре с 1882 по 1887 г. Упокоился в 1894 году. Был почётным членом нескольких академий и университетов. 63 Архиепископ Казанский и Симбирский Амвросий (Протасов), на казанской кафедре с 1816 по 1826 г. Скончался в Твери во время холерной эпидемии 1 июля 1831 г. 64 Московский Высокопетровский мужской монастырь, или Петровский монастырь «на Высоком», впервые упоминается в летописи 1377 г. Отстроенный уже при Дмитрии Донском монастырь вплоть до XVII в. назывался ещё и Петропавловским. После 1917 г. Петровский монастырь приютил архиереев, изгнанных властями, а также вернувшихся из ссылки. В 1926 году монастырь был закрыт. Возвращён Русской Православной Церкви в 1994 году. См.: Монастыри Русской Православной церкви. Справочник-путеводитель. – М.: Изд-во Московской Патриархии. 2001. – С. 148–149. 65 Антоний (Алексей Павлович Храповицкий) (1863–1936), религиозный деятель, богослов. Ректор Московской (1890–1895) и Казанской (1895–1900) Духовных академий. С 1920 в эмиграции, руководитель Русской синодальной зарубежной церкви. (1921–1936). Труды по проблемам христианского мировоззрения. См.: Татарская энциклопедия. Казань, 2002. – С. 159. Татарский энциклопедический словарь.– Казань. 1999. – С. 36. 66 Архимандрит Симеон (Холмогоров). Един от древних. Схиархимандрит Гавриил, старец Спасо-Елеазаровой пустыни. Жизнеописание. Творения. Письма. – М.: Изд-во «Паломник». 2001. – С. 11. 67 Никанор (Никифор Тимофеевич Каменский) (1847–1910), религиозный деятель, богослов, историк-краевед. С 1870 года преподаватель Казанской учительской семинарии, с 1879 года ректор Казанской духовной семинарии. В 1889–1893 годах епископ Чебоксарский, одновременно руководил церковно­-учебными заведениями Казанской епархии. С 1908 года архиепископ Казанский и Свияжский. Труды по догматическому и нравственному богословию, истории Казани и Казанской губернии. Татарский энциклопедический словарь. К., 1999, с. 399. Упокоился 27 ноября 1910 г., погребен в Благовещенском Кафедральном соборе 2 декабря. См.: Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской Духовной академии за 1910 год.– Казань. 1910.– С. 1261, 1304.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

61. Иванов Н., кандидат богословия. Взаимоотношения РПЦ с церквами-сестрами за последнее сорокалетие. -//ЖМП, 1958, - с.60. 62. См.: Пимен, епископ Неврокопский. Христофор II, папа и патриарх Александрийский и всея Африки. -//ЖМП, 1959, - с.70. 63. Стаднюк М., протоиерей. Блаженнейший патриарх Александрийский и всея Африки Христофор II. -//ЖМП, 1967, - с.51. 64. Григорий/Чуков Н.К./, с 1942 г. архиепископ Саратовский, с 1944 г. Псковский и Порховский, с 1945 г. митрополит Ленинградский и Новгородский, (+1955 г.). 65. Письмо канцелярии Западно-Европейского Экзархата, 1947.7.7, 490. - ВХРМ. 66. Историческая записка - ВХРМ. 67. Вестник храма Воскресения, 1955, (апрель). - ВХРМ. 68. Антоний (Храповицкий А.П.) (1863-1936 гг.), сын генерала, в детстве встречался со святым равноапостольным Николаем (Касаткиным), просветителем Японии, окончил Санкт-Петербургскую Духовную академию, преподавал, был ректором Казанской Духовной академии. С 1897 г. епископ Чебоксарский, с 1899 г. епископ Чистопольский, викарий Казанской епархии. В 1900-1902 гг. на Уфимской кафедре, с 1902 г. архиепископ Волынский и Житомирский, затем архиепископ Харьковский, в 1917 г. уволен на покой в Валаамский монастырь. С 1918 г. митрополит Киевский, в 1919 г. эмигрировал в Югославию, в 1927 г. отделился от Московской патриархии, с 1928 г. Председатель Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей. 69. Курдюмов М. Рим и православная церковь. - Париж, 1939. - с.71. 70. Де Мазьер П. Ук. Соч. 71. Пий XII (Евгений Пачелли), папа Римский. Будучи нунцием, в Мюнхене монсиньор Пачелли вел переговоры о выдаче в Ватикан Николая II с семьей. - См.: Юдин А. Факты и размышления по поводу одного безрадостного юбилея. -//Свет Евангелия, 1998, - с.5. 72. См.: Курдюмов М. Ук. Соч. - с.27-28. 73. См.: Роуз с.Ук. соч. - с.338-339. 74. См.: Нафанаил Л. Ук. соч. - с.204 -228. 75. Спасский Г. Ук. соч. - с.12. 76. Ростислав, игумен. Ук. соч. 77. Там же. 78. Евлогий Г. Ук. Соч. - с.505. 79. См.: Памятник кораблям в Бизерте. -//Морской журнал, 1936, - Прага. - с.20.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/403/...

Антоний (Храповицкий Алексей Павлович, 1863–1936), митрополит Киевский и Галицкий (1918), председатель Архиерейского Синода Русской Православной Церкви за границей (1922–1936). Окончил СПбДА (1885), принял монашеский постриг; магистр богословия (1888), доцент СПбДА; ректор СПбДС (1889) с возведением в сан архимандрита. Ректор МДА (1890–1895). Ректор КазДА (1895–1899). 7 сентября 1897 г. хиротонисан во епископа Чебоксарского. Епископ Чистопольский (1899), епископ Уфимский и Мензелинский (1900), епископ Волынский и Житомирский (1902, с 1906 г. – архиепископ). Член Государственного совета (1906), участник заседаний Прелсоборного присутствия (1906–1907), член Св. Синода (1912). Архиепископ Харьковский и Ахтырский (1914–1917). Член Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг., товарищ председателя Собора, член Соборного Совета, председатель Отдела о единоверии и старообрядчестве; первый из трех кандидатов на Патриарший престол, избран членом Священного Синода при св. патриархе Тихоне. 28.11(11.12).1917 г. возведен в сан митрополита. Митрополит Киевский и Галицкий (1918). Председатель Всеукраинского Церковного собора (1918). С декабря 1918 г, по лето 1919 г. – в заключении на территории Польши, освобожден при посредничестве стран Антанты. Почетный председатель Юго-Восточного Высшего временного церковного управления (ВВЦУ) в г. Новочеркасске (осень 1919 г). Временно управляющий Кубанской епархией (конец 1919 г.). В марте 1920 г. выехал в Грецию, в мае – сентябре проживал в Св.-Пантелеимоновом монастыре на Афоне, в сентябре по вызову П.Н. Врангеля прибыл в Севастополь. 19 октября 1920 г. эмигрировал в Константинополь. В декабре 1920 г. возглавил Высшее церковное управление за границей (ВЦУЗ). С начала 1921 г. проживал в г. Сремские Карловиы (Сербия), где в ноябре 1921 г был председателем Всезаграничного собора. 5 мая 1922 г. указом св. патриарха Тихона и соединенного присутствия Священного Синода и Высшего Церковного Совета возглавляемое митрополитом Антонием карловацкое ВЦУЗ было упразднено. По решению ряда архиереев, пребывающих вне пределов России, вместо упраздненного ВЦУЗ был создан новый орган Высшего церковного управления – Архиерейский Синод, бессменным председателем которого владыка Антоний оставался до своей кончины.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010