21 июня того же года Николаевская ц. в Очакове была передана под дворец пионеров с переводом общины в др. помещение. К 1 янв. 1950 г. количество церквей и молитвенных домов в Николаевской обл. составляло 69, из них 6 находились в городах, 2 - в поселках, 61 - в селах (42 прихода имели типовые церковные здания, 27 приходов - молитвенные дома). В городах служили 10 священников и 2 диакона, в поселках - 2 священника и 2 диакона, в селах - 54 священника и 2 диакона. В Николаеве наиболее посещаемыми в 1946-1949 гг. были кладбищенская и Касперовская церкви (70-150 чел. в рабочие дни, 150-200 чел. в воскресные дни и 3-4 тыс. чел. в праздники). В Вознесенске в храме присутствовали 40-50 чел. по праздничным и воскресным дням, в сельских церквах молились по неск. человек преклонного возраста. Главными проблемами церковной жизни на территории Николаевской обл. в это время были кадровый голод, материальные трудности и отсутствие связи духовенства с епархиальным центром. В связи с нехваткой священников служба не совершалась в храмах сел Калуга, Висунск, Любомировка (Березнеговатский р-н), Ст. Богдановка (Варваровский р-н), Покровка (Веселиновский р-н), Александровка (Вознесенский р-н), Новоалександровка, Явкино (Баштанский р-н), Матвеевка (Жовтневый р-н), Антоновка (Привольнянский р-н), Комиссаровка (Березанский р-н). Отсутствие священников давало местным властям повод снимать с регистрации общины и закрывать церкви. Неудовлетворительно трудились местные благочинные. Единственным деятельным работником оказался благочинный Баштанского р-на прот. Малицкий, к-рый не только объехал все приходы благочиния, но и поддерживал в них надлежащий уровень дисциплины. Кировоградский и Чигиринский еп. Михаил (Рубинский) (в 1945-1946 возглавлял Херсонско-Николаевскую епархию) никаких шагов по разрешению проблем не предпринимал, большинство духовенства было им недовольно из-за бездеятельности, грубости и поборов за рукоположение. 25 марта 1947 г. приходы в Николаевской обл. перешли в подчинение Херсонского и Одесского еп.

http://pravenc.ru/text/2565622.html

Из уважения к прописанным обстоятельствам покорнейше прошу посредства Вашего Сиятельства, чтобы священникам прописанных в приложенной ведомости церквей назначено было экстренное пособие, при церквах шестого класса по восьмидесяти, а седьмого по сту рублей серебром: но с тем вместе обязать священников сих не требовать уже ничего от своих прихожан за обработку земли. Эта обработка в Литовской епархии, судя по местности, оценена от пятидесяти до шестидесяти рублей серебром, и Ваше Сиятельство признаете, что действительное пособие тем священникам не столько значительно количеством, сколько важно влиянием на прихожан. Надеюсь, что начальство не откажет в этой необходимой по местным обстоятельствам сумме, простирающейся до 1660 рублей серебром. Она вполне вознаградится не только большим попечением о Православной пастве и влиянием Православного духовенства, в тех местах весьма важными, но и действительным приращением самой Православной паствы. Со времени назначения городских штатных причтов по Ковенской губернии, по моему представлению 1840 года, число тамошних Православных удвоилось и утроилось. Ведомость церквам Литовской епархии, коих священникам необходимо экстренное пособие. Наименование церквей Число Прихожан обоего пола Расстояние от ближайших церквей Нынешнее штатное священническое жалованье Вёрсты Руб. сер. Ковенской губернии Андреевская, в м. Кейданах, Ковенского уезда……………………... Николаевская, в с. Подубисе, Шавельского уезда…………………… Николаевская, в м. Брацлаве, Новоалександровского уезда………… Благовещенская, в с. Весолове, того же уезда……………………………… Виленской губернии. Крестовоздвиженская, в м. Меречи, Трокского уезда……………………… Покровская, в с. Высоком-Дворе, того же уезда……………………………… Ильинская, в с. Кердзеевцах, Виленского уезда……………………... Богородичная, в с. Казачизне, Свенцянского уезда………………… Преображенская, в с. Суткове, Ошмянского уезда…………………… Покровская, в с. Жижме, Лидского уезда…………………………………… Покровская, в с. Мыте, того же уезда Гродненской губернии Воздвиженская, в м. Кузнице, Сокольского уезда……………………

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Само собою разумеется, что на покрытие расходов по означенному выше штату для девяти городских церквей Виленской губернии должны быть обращены и оклады, назначенные Св. Синодом для причтов, определённых уже к некоторым из тех церквей; но об окладах сих я не имею ещё точных сведений, по не доставлению из Полоцкой консистории дел, к тем церквам относящихся, а между тем в канцелярии Св. Синода должны по сему предмету находиться полные сведения. Что касается духовенства, долженствующего быть назначенным к помянутым девяти церквам, то я, с Божиею помощью, надеюсь приискать людей соответствующих своему назначению по вверенной мне Литовской епархии, как скоро разрешён будет отпуск окладов, по прописанному выше предположению. 56. Список с предложения, данного Литовской консистории, от 4 августа 1840 года за 1001, о приступлении к назначению Православных причтов в уездные города Виленской губернии Его Императорское Величество, по всеподданнейшему докладу г-на синодального обер-прокурора, в 20-й день истекшего июля, Высочайше утвердить соизволил определение Св. Синода, коим, согласно с моим представлением, предположено приступить ныне к следующим распоряжениям по предмету обеспечения уездных городов Виленской губернии церковными причтами: 1) Во все уездные города Виленской губернии определить Православные причты в следующем составе: а) к находящемуся уже в городе Ковно священнику с причтом назначить ещё одного священника, диакона и просвирню; б) к строящейся в Новоалександровске церкви определить, сверх существующего штата, пономаря и просвирню; в) в Вилкомир определить двух священников, двух причётников и просвирню; г) в шести прочих городах: Ошмяне, Свенцянах, Россиенах, Поневеже, Тельшах и Шавлях, состоять по одному священнику, по два причётника и по одной просвирне. 2) Им на содержание положить следующие оклады: 9-ти священникам по 300 руб. сер., вторым священникам в Ковне и Вилкомире по 250 руб. сер., диакону Ковенской церкви 180 руб. сер., 9-ти дьячкам по 100 руб. сер., пономарям по 80 руб. сер. и просвирням по 50 руб. сер. Сверх того, назначить на церковные потребы по 25 руб. сер. ежегодно, на каждый из упомянутых городов.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

По сим уважениям, в наступающий 13-й день июня, я предположил отслужить предписанное Св. Синодом молебствие только в одном Жировицком кафедральном соборе и о том предложил ныне же преосвященному Михаилу, викарию Литовской епархии. По последствиям оного и по объяснениям с благочинными, я буду в состоянии представить начальству мнение своё: полезно ли отправлять помянутое молебствие в воссоединённых церквах на грядущие времена, или нет. Препровождая при сем рапорт мой в Св. Синод по означенному выше указу, имею честь быть. 55. Список с рапорта Святейшему Синоду, от 10 июня 1840 г. за 647, с мнением насчёт учреждения Православных причтов по уездным городам Виленской губернии Указом Его Императорского Величества из Св. Синода, от 22 истекшего мая за 5869, предписано мне сообразиться и представить Св. Синоду мнение, насчёт учреждения причтов Православных по губернии Виленской. Из прописанной справки в сем уже самом указе видно, что, за назначением Православных священников в разные места Виленской губернии, число Православных людей оказалось всюду гораздо более, иногда в несколько крат, противу того, как показываемо было прежде. Сие разбросанное по всей губернии Православное стадо, по благости Всевышнего, час от часу умножается присоединяющимися к Православию лицами Римского и Протестантского исповеданий, а также раскольниками. Сих последних считается по губернии Виленской до двадцати пяти тысяч, и нельзя терять надежды на их обращение к Православной Церкви. Сверх того, стадо Православное в сей губернии должно увеличиваться людьми воссоединённого из бывшей Унии народа, коих помещики часто сюда переводят из своих имений по другим губерниям. Между тем, кроме города Вильна, Ковна и Новоалександровска, ни в одном уездном городе Виленской губернии не имеется ныне Православного священника, потому что из вызванных из других епархий священников в города Ошмяну, Вилкомир и Свенцяны, первый преставился, а два последние по истечение годового срока возвратились на прежнее местожительство. Засим, состоящие по всем городам Православные чиновники и разбросанный повсюду Православный народ остаются не только без богослужения, но даже без удовлетворения самым необходимым духовным требам, и должны подвергаться – одни тягостнейшей душевной скорби, а другие религиозному равнодушию или даже совращению к иным вероисповеданиям. Сверх того, обильная предстоящая жатва на пользу Православной Церкви не только остаётся без движения, но и новообращённые к оной чада лишены дальнейшего утверждения и духовного призрения. С другой стороны, по возникшим часто делам из столкновения с другими исповеданиями, весьма затруднительно, а иногда и невозможно назначить духовных депутатов; а даже для строящихся ныне в Россиенах, Вилкомире, Свенцянах и Ошмяне, и имеющихся строить в других городах Православных церквей нет священников, коим бы можно было поручить надзор за работами.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

старообрядцев-беспоповцев, преимущественно федосеевцев . Почти все они жили в Бобруйском и Борисовском уездах, ок. 100 чел.- в Речицком и Минском уездах. В 1897 г. в Минской губ. насчитывалось ок. 12 тыс. старообрядцев, из них 8 тыс. чел. в Бобруйском у., 3 тыс. чел. в Борисовском у., 1 тыс. в Игуменском у. С 1905 г. число учтенных властями старообрядцев в губернии стало расти и в 1913 г. составило 20 641 чел., большинство проживали в Бобруйском, Борисовском и Минском уездах. Среди поморских (см. Поморцы ) наставников, участвовавших в съезде старообрядцев Северо-Западного, Привислинского и Прибалтийского краев 25-27 янв. 1906 г. в Вильне, были представители по меньшей мере 10 общин Минской губ.: Петр Шестобаев из с. Капустина Слобода Бобруйского у., Авксентий Щербаков из дер. Богушевка Бобруйского у., Еремий Якимов из фольварка Тростень Борисовского у., Михаил Лифанов из дер. Новоалександровка Бобруйского у., Лаврентий Мигнёнок из фольварка Марциановка Игуменского у. (ныне дер. Мартияновка Березинского р-на), Михаил Новоснок из урочища Красное Борисовского у., Павел Петров из дер. Солотино Бобруйского у., Феодосий Трофимович из дер. Заречье Бобруйского у., Афанасий Красавин - от общин г. Игумен (ныне Червень) и хутора Вышка (Труды Съезда старообрядцев всего Северо-Западного, Привислянского и Прибалтийского краев и других городов Российской империи, состоявшегося в г. Вильна 25-27 янв. 1906 г. Вильна, 1906). Все указанные общины прекратили свою деятельность в 20-30-х гг. XX в. В период немецко-фашистской оккупации число действующих старообрядческих общин в Белоруссии возросло до 73, из них 15 - в Минской обл., 13 - в Бобруйской обл., 12 - в Полоцкой обл., 15 - в Витебской обл., 12 - в Гомельской обл. и 6 - в Молодечненской (последние 6 общин до 1939 относились к Польше и не прекращали деятельности). Большая часть возрожденных в военные годы старообрядческих общин не получила регистрации после освобождения республики и постепенно была упразднена. В Минской обл. открыли молитвенные дома 15 общин поморского согласия.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

Общественность Южно-Сахалинска обсуждает целесообразность строительства Дальневосточного центра мусульман 3 апреля 2007 г. 18:04 За круглым столом в столице Сахалина собрались представители мусульманской диаспоры и инициаторы открытого письма, в котором группа южносахалинцев возражает против идеи строительства в городе Дальневосточного центра мусульман. «Мы не против строительства обыкновенной мечети, — высказал свое мнение главный идеолог обращения, предприниматель Алексей Ким. — В нашем многонациональном государстве каждый имеет право исповедовать ту религию, которая ему близка. Но строительство в Южно-Сахалинске столь масштабного сооружения, каким будет являться Дальневосточный мусульманский центр, мы считаем неоправданным». Еще один аргумент «против», который озвучила библиотекарь из Новоалександровска Любовь Бондарева, касался влияния исламской религии на неокрепшие умы и души сахалинских детей. Если взрослый человек может дозировать поступающую информацию, то ребенок впитывает ее как губка. И каковы будут последствия «промывки мозгов», как высказался учитель истории Максим Крупнов, даже предположить сложно. К тому же вызывает нарекания предполагаемое место строительства мечети — район санатория «Аралия». Земля под застройку была выделена Сахалинскому региональному общественному фонду «Мусульманин» в августе 2004 года. Особенно беспокоит общественность то, что мусульманские молитвы сопровождаются громкой музыкой, которая будет нарушать покой жителей. Муфтий Регионального духовного управления мусульман Дальнего Востока Мавлемзан Сибгатуллин уверил южносахалинцев, что строительство соборной мечети ни в коей мере не символизирует собой какое-либо нашествие: «Моя миссия — объединить всех мусульман региона и вести диалог с представителями разных конфессий». При поддержке муфтия мусульманская община намерена организовать для всех желающих учебу по основам исламской религии и арабской графики. Также муфтий рассказал о своей встрече с епископом Южно-Сахалинским и Курильским Даниилом , о достигнутом взаимопонимании по многим вопросам православной и мусульманской культур. Что касается масштабности предполагаемого строительства и азан к молитве с минарета, Мавлемзан Сибгатуллин заверил, что размер мечети достаточно скромный — 24 х 24 метра, а призыв к молитве не выйдет за пределы здания. Муфтий поблагодарил участников и организаторов круглого стола за предоставленную возможность диалога. Представители общественности Южно-Сахалинска, в свою очередь, благодаря проведенной встрече смогли получить необходимую им информацию. Тем не менее, вопрос строительства мусульманской мечети в Южно-Сахалинске по-прежнему остается открытым. Он будет решен только после проведения общественных слушаний, которые запланированы на 12 мая 2007 года. Sakhalin.info /Патриархия.ru Календарь ← 8 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/224166.htm...

Викарий Святейшего Патриарха поздравил победителей конкурса и призвал их, творя добрые дела, не забывать о молитве. «Областью добра должно стать сердце каждого человека, — подчеркнул епископ Пантелеимон. — Тогда добро будет проецироваться на все, что этого человека окружает, на других людей. Очень важно не забывать обращаться за помощью к Богу, тогда совершать добрые дела будет легче». В.И. Матвиенко в своем приветствии обратила внимание на важные церковные инициативы, которые получили высокую оценку представителей государственной власти, в том числе на появление должности социального работника в приходах. В.И. Матвиенко напомнила, что при Совете Федерации создан Совет по межнациональным отношениям и взаимодействию с религиозными объединениями, и его предложения и рекомендации стараются учитывать в законодательной деятельности. «Наша общая задача на ближнюю и дальнюю перспективу — сделать так, чтобы " область добра " росла и крепла и в итоге превратилась в огромный " материк добра " , охватывающий всю нашу великую Родину», — сказала Валентина Ивановна. Председатель Синодального отдела вручил награду представительнице Орловской области, победившей в номинации «Поддержка и развитие культуры и искусства». Экспертная комиссия отметила работу региона по созданию системы поддержки литераторов и издательской деятельности. Тульскую область отметили за организацию образовательного форума для инвалидов и родителей с детьми-инвалидами «Твой мир — 2016». Награду в специальной номинации «Вовлечение людей с ограниченными возможностями в социокультурное пространство» представителям региона вручила заслуженная артистка России Диана Гурцкая. Лучший муниципальный проект конкурсная комиссия выявила в Ставропольском крае — в Новоалександровске разработали эффективную систему внебюджетного финансирования для центра социального обслуживания населения. Гран-при конкурса получил Ямало-Ненецкий автономный округ. Регион представил на конкурс 10 проектов, 4 из которых получили высокую оценку конкурсной комиссии. Награду представителю ЯНАО вручила председатель Совета Федерации.

http://patriarchia.ru/db/text/4806461.ht...

Слабость и коррумпированность правоохранительной системы, отсутствие реальной защиты населения от терроризма, религиозного экстремизма и просто " внеидеологического " криминала привели к напряжению, что не раз уже приводило к социальным взрывам. Не так давно с трудом удалось погасить волнения в Новоалександровске, связанные с убийством казачьего атамана Ханина. В девяностые годы массовые акции протеста проходили в Георгиевске и в районе Минвод. Причем во всех случаях причина была одна - правовой беспредел, преступность и произвол. Глубоко неправы те аналитики, которые считают нынешние события в Ставрополе случайным эксцессом или даже следствием " действий провокаторов " . Взрыв народного возмущения в Ставрополе есть просто отражение общей кризисной ситуации в Ставропольском крае и во всем северокавказском регионе в целом. Ставропольские события показали также глубокую серьезное напряжение существующее в отношениях русских и представителей кавказских народов. Сотни молодых кавказцев с криками " Алла Акбар " вступившие в рукопашную схватку с милицией - это явный отголосок перманентной Кавказской войны. В свое время, еще до начала " индейских войн " североамериканские индейцы ответили белым на предложение прекратить межплеменные войны: " Если мы не будем воевать друг с другом, как же мы узнаем, кто их нас лучший воин? " . Под этими словами могли бы подписаться и многие кавказцы. Они тоже испокон веков воюют друг с другом, хотя больше предпочитают воевать с Россией. Война, в широком понятии этого слова, на Кавказе всегда была средством поднятия общественного престижа, основой выстраивания социально-иерархических структур, а также мощнейшим культурообразущим фактором. Подчас доказать иному " гордому джигиту " необходимость жизни в мире, без грабежей, без захвата рабов, без самовозвеличивания себя за счет унижения живущих рядом " недочеловеков " , практически невозможно. Это просто будет разговор на разных языках. В современной Чечне недавно закончившаяся война с Россией стала одним из главных факторов современной духовной консолидации чеченской нации, эту войну (причем именно как часть изначальной " войны с Империей " ) воспевают в песнях и литературе. Шамиль Басаев для многих чеченцев стал культовой фигурой, став один ряд героями чеченской нации прежних эпох: Шейхом Мансуром, Байсангуром Беноевским, Зелимханом Харачоевским.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Сразу заметим, что скромный иеромонах, крестьянин родом, бывший кузнец и бывший солдат, вопреки картине, нарисованной митрополитом Вениамином, быстро стяжал уважение и почтение не только рядовых, но и блестящих гвардейских офицеров, еще не забывших смотры в Царском Селе, где в строй их полка становился маленький цесаревич Алексей Николаевич. Стяжал настолько, что четыре года спустя, уже после революции и в разгар кровавой смуты, один из офицеров специально просил младшего однополчанина «хорошенько запомнить» рассказ о пребывании отца Амвросия среди гвардейских стрелков, чтобы «сообщение это в свое время было внесено в историю полка». Сохранивший этот рассказ поручик А. Г. Чубаров вызвал капитана (в 1914-1915 годах поручика) А. П. Деревицкого на более подробные воспоминания о замечательном полковом священнике. Сличение текстов двух мемуаристов показывает, как обстоятельства служения отца Амвросия в полку становились легендой, едва ли не житием, в котором Нилова пустынь могла превратиться в более известную Оптину, монашеский аскетизм принимал едва ли не крайние формы («почти ничего, кроме хлеба, не ел»), а некоторые детали в разных изложениях оказывались противоречащими друг другу (поехал ли денщик, положенный полковому священнику, проводить его к новому месту службы, или же отец Амвросий отказал ему в этой просьбе, - оба источника сходятся лишь в том, что иеромонах предчувствовал свою скорую кончину). Легендарен и рассказ о последнем бое, в котором он участвовал («возглавил дрогнувших было солдат, восстановил положение и удерживал позицию три дня»), хотя и наградное представление к офицерскому ордену Святого Георгия 4й степени, написанное уже командиром 3го гренадерского Перновского полка, где отец Амвросий действительно успел прослужить лишь с 14 по 24 июня 1915 года, - документ, обычно скупой на эмоции, - рисует картину выдающегося мужества и подлинного подвига: «В бою 24 июня 1915 г. у д. д. Бобы и Хруслины [НовоАлександровского уезда Ковенской губернии], когда полку была дана задача выбить противника из занятого последним нашего участка позиции, пришлось действовать при особо исключительно трудной обстановке, по чрезвычайно изрытой местности и притом полку совсем незнакомой, при подавляющем численном превосходстве противника. Тут требовалось приложить все средства для подъема до большой черты (так в первоисточнике. - А. К. ) нравственных сил и устойчивости наступающих. И вот о[тец] Амвросий по собственному почину пошел в наступление, а затем на штурм впереди наступающих. Подбодряя, действуя личным примером и словом, с крестом в руке шел мужественный пастырь на святое дело, не обращая внимания, что черная одежда отличает его от остальных наступающих. Перед окопами противника во время атаки пал, сраженный пулей в голову. О[тец] Амвросий поднял дух наступающих до высоты, нужной для решения их задачи.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/d...

Лобовые карнизные доски украшены незатейливой резьбой. Объем небольшой трапезной прорезан двумя оконными проемами на южном фасаде и двумя - на северном. Двухсветный храмовый четверик решен в три оси, завершен шатром на широком барабане-восьмерике и увенчан пятью луковичными главами на глухих барабанах. Центральная ось четверика подчеркнута широким дверным проемом со сдвоенным окном второго света над ним. Грани храмового четверика завершены шатровой крышей с трапециевидными щипцами. Грани восьмерика, опирающиеся на шатер четверика и ориентированные на восток-запад, север-юг, прорезаны небольшими оконцами с трапециевидным завершением и акцентированы треугольными щипцами. Углы шатра храмового четверика, имеют луковичные главы на восьмигранных глухих барабанах. Шатер храмового восьмерика увенчан луковичной главой на высоком восьмигранном глухом барабане, опоясан подшивным профилированным карнизом небольшого выноса, опирающегося на резные кронштейны упрощенных форм на углах восьмерика. Лобовая карнизная доска украшена незатейливой резьбой. Междуярусное членение храмового четверика и трапезной выполнено подшивными профилированными карнизами небольшого выноса с плоскими фризами. Здание храма имеет естественный цвет некрашеных бревенчатых стен, с декором (наличники, карнизы, фриз), окрашенным в охристый цвет. Оконные проемы нижнего яруса прямые, декорированы наличниками с невысокой, гладкой лобанью и прямым, профилированным сандриком. Сохранились исторические оконные переплеты, металлические кованые решетки кубоватого рисунка на окнах нижнего яруса и на окнах второго света храмового четверика. Фундамент бутовый. Цоколь из кирпича (29х14х8 см), облицован тесаными гранитными блоками. Полы деревянные. Длина здания около 22 метров. Ширина храмовой части около 8,5 метров. Кровля металлическая. Все помещения церкви подшиты плоскими потолками. Стены и потолок окрашены масляной краской. В интерьере переход к храмовому восьмерику обозначен треугольными парусами, приёмом, заимствованным из каменной культовой архитектуры. Сохранилась солея с ограждением клиросов, имеющих вид филёнчатых панелей, окрашенных в белый цвет. Иконостас не сохранился, однако остался след его контура на восточной стене, позволяющий предположить его ступенчатую форму завершения. На западной стене храма сохранены следы балкона - хоров, протянутого между северной и южной стенами. Потолки здания и восточная стена храма выше иконостаса были выкрашены в голубой цвет. Первоначально здание отапливалось тремя печами: две у западной стены трапезной и одна в южной части алтаря. Расположение печей было типичным для культовых построек того времени.

http://sobory.ru/article/?object=33669

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010