Среди других изображений киприотов наиболее выделяется портрет св. Иоанна Лампадиста на юго-зап. лопатке зап. стены с уточняющим место его происхождения эпитетом - « μαραθετις», т. е. житель долины Маратаса. Он представлен молодым, безбородым, с длинными волосами и гуменцом на макушке главы, в хитоне и стихаре. На юж. столбе, у входа в наос, помещен образ Христа Милостивого (Елеимон), Его хитон и гиматий имеют золотистую разделку, по иконографии и стилю изображение повторяет фигуру Спасителя в росписях ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари (1105/06). Единственное датированное изображение в наосе - образы апостолов Петра и Павла на южном подкупольном столбе, находящемся на одной линии с иконостасом: к ногам ап. Петра припадает миниатюрная фигурка донатора, инока Филофея, рядом дата - 1633 г. Расположение в этой части храма на столь почетном месте изображения апостолов указывает на чрезвычайные обстоятельства создания этой фрески, поскольку традиционно здесь должны находиться образы Христа и Богоматери. У левой ноги ап. Петра оставил надпись Григорович-Барский, посетивший храм 30 июля 1735 г. Великомученики Феодор Стратилат и Георгий Победоносец. Роспись ц. свт. Николая «тис Стегис». 2-я пол. XIV в. Великомученики Феодор Стратилат и Георгий Победоносец. Роспись ц. свт. Николая «тис Стегис». 2-я пол. XIV в. Наиболее известный памятник иконописи, происходящий из храма,- больших размеров (ок. 2 м в высоту) икона свт. Николая Чудотворца с житием (находилась в нартексе), одна из наиболее ранних в житийной иконографии святого (2-я пол. XIII в., ныне в Византийском музее культурного центра им. архиеп. Макариоса, Никосия). Над головой святого в центре надпись, именующая святого тем же эпитетом, к-рый носит и церковь - « τς Στγης». Икона, созданная для правосл. храма, уникальна помимо прочего наличием портрета ее заказчика, рыцаря-феодала, латинянина по происхождению. Его портрет по зап. традиции размещен у ног святого, напротив ктитора изображены его супруга и наследник, за его спиной в нижнем левом клейме - конь рыцаря.

http://pravenc.ru/text/2566148.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Загаецкая " В ночь на 23 января 2006 года Загаецкая икона была похищена во время вооруженного ограбления монастыря. Место ее пребывания неизвестно. На 2019 год икону вернуть не удалось. В настоящее время в монастыре имеется старинный список иконы. Описания иконы Описание иконы Пресвятой Богородицы Загаецкая Местночтимый чудотворный образ, связанный с историей свт. Иоанна Милостивого мужского монастыря в с. М. Загайцы Шумского района Тернопольской области (Тернопольская и Кременецкая епархия УПЦ). Монастырь основала во 2-й четверти XVII века вдова полковника Речи Посполитой Константина Ярмолинского Ирина по благословению православного митрополита Киевского и Галицкого Иова (Борецкого; 1620-1631) в своем имении Загайцы Кременецкого повета Волынского воеводства. Монастырю были пожертвованы земли, в обитель были сделаны богатые вклады на сооружение храма и келий. В начале XVIII века потомки Ярмолинской отступили от православной веры. С 1709 года монастырь принуждался к переходу в унию, в 1721 году он стал униатским. В 1749 году владелец Шумска Стефан Ярмолинский подарил монастырю икону Божией Матери с Младенцем, которая стала называться «Загаецкая». Согласно преданию, икона была обретена в лесу близ Загайцев во времена прп. Иова Почаевского (1550-1651). В 1794 году монастырь возвращен в лоно [...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: Загаецкая. (Богоматерь. Полное иллюстрированное описание Ея земной жизни и посвященных Ея имени чудотворных икон/Под редакцией [и с предисловием] Е.Поселянина. С.-Петербург: книгоиздательство П.П.Сойкина, Кн. 4. С.778: Загаецкая. Находится она в Загаецком св. Иоанна Милостивого мужском монастыре, расположенном в Волынской епархии, в 20 верстах от Кременца и в 40 вер. от известной Почаевской лавры.) Файл 31588.jpg:   Размер: 695x999, 0.69 MPix, 344 Kb. Дата: 2018-04-02, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (93) , (2) .

http://pravicon.com/icon-658

Наставники и воспитанники монастырской школы. Фотография. 20-е гг. ХХ в. (Архив Загаецкого мон-ря) Наставники и воспитанники монастырской школы. Фотография. 20-е гг. ХХ в. (Архив Загаецкого мон-ря) В 1819-1853 гг. при И. М. м. находилось Загаецкое уездное ДУ для детей духовенства Кременецкого у., впосл. переведенное в Кременец. В 1829 г. на территории обители был похоронен греч. митр. Даниил Никонисавский, к-рый отправился из Греции в Россию, спасаясь от тур. гонений, но по дороге заболел и скончался в таможенном г. Радзивилове (ныне Радивилов Ровненской обл., Украина). По распоряжению архим. Иерофея (Лобачевского) останки митр. Даниила были захоронены в храме свт. Иоанна Милостивого, на паперти с юж. стороны. В 1842 г. И. М. м. из заштатного был возведен в третьеклассный с положенным штатом, состоящем из игумена, 2 иеромонахов, 2 иеродиаконов, пономаря и послушника. Также распоряжением Синода от 20 марта 1842 г. все «недвижимое населенное имение» (133 муж. и 160 жен. пола крестьян) вместе с постройками перешло в ведение казны. За обителью, кроме церкви, келейного корпуса и сада, ничего не осталось. Чтобы поддержать разорявшийся мон-рь, 9 окт. 1848 г. гр. А. А. Орлова-Чесменская завещала обители 5 тыс. р. серебром. В 1865-1873 гг. к И. М. м. был приписан кременецкий Богоявленский мон-рь, и именно в нем проживали архимандриты И. М. м. В 90-х гг. XIX в. были построены деревянный 2-этажный братский корпус, дом для паломников, а также каменная ограда с 2 арками. Часть зданий в 1899-1900 гг. была повреждена пожарами, из-за чего настоятели обители обращались с воззваниями о пожертвованиях. Согласно актам ревизии 1892 г., в б-ке мон-ря хранилось неск. рукописей XVI-XVII вв. (в т. ч. рукописный сб. «История Загаецкого монастыря», к-рый в 1914 ген.-майор Н. М. Путилов вместе с частью архива обители по благословению Волынского и Житомирского архиеп. Антония (Храповицкого) отослал в Киев, и на этом следы рукописи теряются; см.: Гpuropiй Крик та європ. пластика сер. XX ст. К., 1995. С. 202). В кон. XIX в. в обители хранилось до 70 томов униат. книг, печатных и рукописных, на польск., лат. и др. языках. Также было неск. правосл. изданий, среди них - Острожская Библия 1581 г. Во время первой мировой войны небольшая часть книг и документов оказались в архивах и б-ках Львова, где с ними в 10-20-х гг. XX вв. работал укр. историк и публицист В. К. Липинский, исследовавший историю рода Ярмолинских в контексте украинско-польск. отношений ( Cмoлiй, Ричка. 1992. С. 141-143).

http://pravenc.ru/text/577900.html

Святыни монастыря: две части Честного Креста: значительная часть Животворящего Древа Креста Господня с пробитой гвоздем скважиною и другая часть, меньшего размера. Стопа левой ноги св. Прокопия; кость руки прп. Авксентия; часть локтя св. Игнатия Богоносца; часть колена свт. Василия Великого; правая нога мч. Трифона: часть ноги свт. Григория, просветителя Армении; перст вмч. Меркурия; частица мощей свт. Андрея Критского; челюсть св. прпмч. Стефана Нового; челюсть св. Иоасафа, царевича Индийского; частица одного из десяти мучеников Критских; глава одного из чад св. Соломонии; частица мощей сщмч. Харалампия; вмц. Параскевы и св. Пантелеймона; св. Фотинии Самаряныни; св. Анастасии Александрийской; ап. Варфоломея; прп. Нила Мироточивого; свт. Григория Богослова; челюсть св. Парфения Лампсайского; десница мц. Христины; часть руки св. Иоанна Милостивого; глава прпмч. Николая Нового; глава прпмч. Авксентия Нового; часть одежды, облитой кровью и миро, вмч. Димитрия Солунского и части сорока св. мучеников. Мантия, подаренная Константином Багрянородным; архиерейский янтарный жезл. (обратно) 162 «…подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, нашед одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил ее» (Мф. 13,44–45) (обратно) 163 Базилика Св. вмч. Димитрия стоит на месте его первоначального погребения, и там же в наши дни покоятся его мощи. В ночь после мученической кончины Димитрия солунские христиане спрятали тело святого в находящемся неподалёку колодце, а затем похоронили их в заброшенной крипте (от греч. κρυπτη — «крытый подземный ход, тайник»), бывшей раньше частью бань. Вскоре от мощей стало истекать целебное миро. В 312 г. над гробницей установили маленькую церковь, которая стоит и сейчас. Через несколько лет знатный человек Леонтий, исцелившись у мощей святого от смертельного недуга, построил вместо маленького храма Святого Димитрия большой. Этот собор в 626 г. был уничтожен пожаром, но был сразу же отстроен заново и стал ещё просторнее.

http://isihazm.ru/?id=2079

Два пожара 1948 и 1973 годов нанесли ущерб обители, что, однако, не помешало её новому возрождению. В 1981 году монастырь вернулся к общежительному уставу. В Ксиропотаме пребывает самая крупная сохранившаяся часть Животворящего Креста Господня с отверстием от гвоздя. Здесь имеются частицы мощей ап. Варфоломея, персты свтт. Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова, вмч. Пантелеимона, сорока мчч. Севастийских, свт. Иоанна Милостивого, сщмчч. Игнатия Богоносца и Харалампия, вмч. Меркурия, мчч. Трифона и Прокопия, свт. Григория, просветителя Армении, прпп. Андрея Критского и Нила Мироточивого, мц. Параскевы, Христины и Фотинии Самаряныни, новомчч. Николая и Авксентия, часть облитой миром и кровью одежды вмч. Димитрия Солунского. Также в обители хранится уникальная икона вмч. Димитрия Солунского, вырезанная из зелёного мрамора и в прежнее время украшавшая великий храм Софии в Константинополе, а также драгоценное Панагирио, известное под названием «диск Пульхерии», с изображением Богородицы, ангелов и Христа. Во время Богородичных праздников его ставят на Святой престол и кладут на него просфоры. Вода, помещённая на ночь в «диск Пульхерии», к утру становится противоядием от укусов змеи. В Ксиропотаме семь параклисов на территории монастыря и ещё девять за его пределами. Это храмы Святых Архангелов, равноапп. Константины и Елены, Воздвижения Креста Господня, Иоанна Предтечи, Введения во храм Пресвятой Богородицы, св. Феодосия, вмч. Георгия и Всех Святых. http://agionoros.ru/docs/23.html Хотя на том месте, где сейчас стоит монастырь Ксиропотам, были и более ранние монашеские поселения, ранние монастырские предания называют основательницей монастыря святую императрицу Пульхерию (450-457), дочь императора Аркадия. Монастырь получил свое название от имени святого Павла Ксиропотама, человека царского происхождения, жившего здесь отшельником. По его ходатайству Император Роман восстановил монастырь Императрицы Пульхерии. Над дверью здешнего храма и поныне сохранилась надпись на греческом языке: «Царевна Пульхерия, дочь Аркадия, первая построила этот святой монастырь; вторым строителем был Роман вместе с иноками из Симонопетра».

http://sobory.ru/article/?object=28094

водой. Считается, что руины здания над дорогой из Дафни в Карею являются остатками построенной имп. Пульхерией прибрежной башни. Впосл. она получила название «башня графини». Под ней в заливе расположен арсанас (пристань). К. принадлежат 4 келлии, к-рые находятся к востоку от мон-ря (Вознесения или Преображения Господня, Рождества св. Иоанна Предтечи, Успения Пресв. Богородицы и свт. Афанасия Великого), и конак-келлия вмч. Димитрия Солунского в Карее. Собственностью К. являются строения в Дафни (до потока Дондас) и 2 островка к северу от о-ва Амулиани (близ Урануполи). К. обладает подворьями на п-ове Халкидики (в Трипити, Гомати и Сикье), на островах Скопелос и Тасос. Мощи и другие святыни Главной святыней монастыря является крест с частицей Честного Древа Господня, по преданию подаренный имп. Романом I Лакапином. Крест помещен в золотой оклад с драгоценными камнями. Он содержит самую большую из сохранившихся частиц Честного Древа (длина - 31 см, ширина - 16 и 12 см). В К. хранятся честные главы новомучеников Николая (1672), Авксентия (1720) и Христоса Садовника (1748), частицы мощей Севастийских мучеников, вмч. Прокопия, св. Авксентия, сщмч. Игнатия Богоносца, сщмч. Григория, еп. Вел. Армении, вмч. Меркурия, прп. Андрея Критского, царевича Индийского Иоасафа, мц. Соломонии, сщмч. Харалампия, вмц. Параскевы, вмч. Пантелеимона, мц. Фотины Самаряныни, ап. Варфоломея, прп. Нила Мироточивого, мц. Христины, свт. Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского, святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого. С именем имп. Пульхерии связано неск. реликвий более позднего происхождения. Н. П. Кондаков датировал XII в. «золотой нагрудник царицы Пульхерии» - тройной складень-тельник из золота, украшенный по лицевым сторонам камнями и жемчугом, с резными изображениями великомучеников Георгия и Димитрия в рост; вместе с ним почитали крест, собранный из зерен ливана и смирны (даров, принесенных волхвами Младенцу), - вклад Мары, дочери серб. деспота Георгия (Джураджа) Бранковича. Панагиар («дискос Пульхерии»).

http://pravenc.ru/text/2462155.html

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Идея духовной победы в Откровении св. Иоанна Богослова: по текстам византийской христианской литературы В статье кандидата богословия, профессора Московской духовной академии игумена Дионисия (Шлёнова) рассматриваются все стихи двух частей священной книги Откровения св. Иоанна Богослова с упоминанием о победе при помощи поиска по ключевым словам νκη, νικω в толковании византийских экзегетов Апокалипсиса: Икумения, Андрея Кесарийского и Арефы Кесарийского. На примере толкования «победных» стихов Апокалипсиса подтверждается общеаскетическая схема православия о приближении к Богу и Его мистическим дарам через аскетические подвиги. Созерцательная экзегеза Апокалипсиса особенно актуальна в современную эпоху — для сосредоточения на идеале спасения в уповании на Бога. Статья Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына. 1 Ин. 2, 22 Стань подражателем Христа, а не антихриста; Бога, а не антибога; Владыки, а не беглеца; милостивого, а не немилостивого; человеколюбца, а не человеконенавистника; тех, кто относится к чертогу света, а не мрака . Свт. Василий Великий …несомненно истинен Христос и истина, но во дни антихриста, кто появится в конце веков, и ныне некоторым образом существует, и, как учат мудрые, был значительно раньше, надлежит, чтобы истинная вера претерпела военное нападение, как в апостольские и последующие времена, поскольку истина так сказала, никто из разумных не будет из-за беды, обрушившейся на нас от неверных, поносить нашу (веру) о Божественной славе . Свт. Геннадий Схоларий Введение Среди всех книг Нового Завета Апокалипсис — самая эсхатологичная и загадочная. В ней повествуется о грядущих судьбах человечества, которые в настоящее время начинают таинственно сбываться. По характеристике русского дореволюционного исследователя В. В. Четыркина, в Апокалипсисе дается эсхатологическое описание «откровения Царства Божия» и «осуществления завета Бога с людьми» , в котором исключительная роль отводится Христу Спасителю, Который достигнет этого через окончательную победу над антихристом, самым главным противником Христа и тела Христова — Церкви. «Христос — созидатель Царства Божия под видом закланного агнца» .

http://bogoslov.ru/article/6174255

В 1897 году для Златоустовской келлии Хиландарского монастыря наступили трудные времена. Приходилось опасаться за самое свое существование. Отец Кирилл обратился в МИД и жаловался на притеснения келлии свт. Иоанна Златоуста. Но справедливости ради надо сказать, что имелись и другие проблемы. На Афоне существовало две русские келлии свт. Иоанна Златоуста: Хиландарского монастыря о. Кирилла и Иверского монастыря о. Константина (Семерникова), ставшего очень известным после Японской войны. Это приводило к различным недоразумениям. Обеим этим келлиям приходили пожертвования из России. Были пожертвования, в которых ясно не указывалось какой именно келлии они адресовались. Этого, вероятно, не знали и сами отправители. Как делить такие средства? Ясно, что старцы заботились не о себе лично, а чувствовали себя ответственными перед братией за распределение средств. Действительно, милостиво уступить их другому лишить братию необходимых средств на строительство и ремонт келлии, на украшение храма, облачения, да и на поддержание братии. И это значит проявить в какой-то мере безразличие к своим близким. Святейший Синод, узнав об этой проблеме, решил все просто: разделить пополам и все. Но не таково было мнение иеросхимонаха Кирилла. Об этом сообщает в письме в Константинополь от 20 октября 1902 г. наместник келлии о. Варсонофий. Схимонах Константин добивался именно такого раздела как более выгодного для своей братии, его келья в ту пору была менее известна, чем келлия о. Кирилла. Поэтому, по мнению о. Варсонофия, безадресные пожертвования следует делить между Хиландарской и Иверской келлией в отношении 2:1. Именно потому, что келлия о. Кирилла была более известна в России и имела больше деловых отношений с Россией. Делиться надо при посредничестве антипросопа Пантелеймонова монастыря, дабы не было никаких споров. О. Варсонофий приводит статистику прошедшего лета (1902 года): о. Кирилл получил через Хозяйственное управление Синода 420 пакетов, а о. Константин только – 8. Без указания точного адреса пришло 92 пакета на сумму 937 рублей.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=6&iid=1661

4 окт. 1984 г. еп. Иоанн скончался. После его смерти К-польский Патриархат попытался лишить К. п. е. А. самоуправляемого статуса. Архим. Николай (Смишко), вероятный преемник еп. Иоанна, 13 марта 1983 г. был хиротонисан во епископа Амисосского, викария Евкарпийской митрополии, к-рой руководил глава Украинской епархии в США митр. Андрей (Кущак). Речь шла об объединении Украинского и Карпаторусского диоцезов. Лишь 20 марта 1985 г., через полгода после смерти еп. Иоанна, Синод К-польской Церкви назначил Амисосского еп. Николая (Смишко) главой К. п. е. А. В 1998 г. еп. Николай был возведен в сан митрополита, скончался в 2011 г. 30 авг. 2012 г. Синод К-польской Церкви утвердил его преемником греч. архим. Григория (Тациса) с титулом «епископ Нисский», наречение во епископа состоялось 31 окт. 2012 г. В 70-90-х гг. XX в. в К. п. е. А. существовали 2 муж. мон-ря: Благовещенский в Таксидо-Парке (шт. Нью-Йорк), основанный в 1978 г. и закрытый в 1992 г. из-за недостатка монашествующих, и Крестовоздвиженский в Билсвилле (шт. Мэриленд), основанный в 1971 г. и в 1997 г. перешедший в униатство. Наряду с утратами в 90-х гг. XX в. у К. п. е. А. были и приобретения. В начале десятилетия к епархии присоединились белорус. общины, отделившиеся от раскольнической Белорусской автокефальной правосл. церкви (см. в ст. Беларусь ): прп. Евфросинии Полоцкой в г. Саут-Ривер (шт. Нью-Йорк), свт. Кирилла Туровского в квартале Ричмонд-Хилл в Нью-Йорке, прп. Евфросинии Полоцкой в Торонто (Канада). В 90-х гг. епархия организовала миссионерские центры в США и Канаде: Св. Креста в Колумбусе (шт. Огайо), св. Жен-мироносиц в Мойоке (шт. Сев. Каролина), свт. Николая в Мерфи (шт. Сев. Каролина), св. Алексия в Лафейетте (шт. Индиана), Преображенскую миссию в Крофордсвилле (шт. Индиана), миссии св. Елисаветы в Атланте (шт. Джорджия), свт. Нектария в Лейкленде (шт. Флорида), св. Иоанна Милостивого и прп. Силуана Афонского в Торонто (Канада), миссию Христа Спасителя в Оттаве (Канада). Отдельные миссии в своей деятельности руководствуются уставами мон-рей.

http://pravenc.ru/text/1681135.html

м. честную главу Иоанна Предтечи в драгоценной раке. Глава была похищена пиратами в 1765 г., когда монахи везли ее на подворье на о-ве Айос-Эфстратиос для водосвятия, а затем оказалась в главной мечети Дамаска (Сирия), где и находится в наст. время. Это происшествие послужило поводом для строгого запрета на вывоз десницы Иоанна Предтечи за пределы Д. м. Собор Дионисиатских святых. Икона. 1930 г. Собор Дионисиатских святых. Икона. 1930 г. В Д. м. хранятся 3 больших креста с фрагментами Животворящего Древа, частями багряницы и ризы Христа, частью честного пояса Пресв. Богородицы, к-рая была получена в Ватопеде в обмен на палец Иоанна Предтечи, и частью ризы Богоматери. Из наиболее чтимых мощей в мон-ре находятся: главы св. Григория, еп. Акрагантского, имп. Феофано, мучениц Фомаиды Александрийской, Кириакии Неокесарийской, мч. Меркурия (часть), св. Петра, архиеп. Александрийского, и св. Филофея, игум. Дионисиатского (впосл. митрополит Трапезундский) (часть), ап. и евангелиста Луки, священномучеников Антипы, Власия, Елевферия, Модеста, святителей Иоанна Милостивого и Иоанна Колонийского, мч. Кирика Тарсийского, вмч. Пантелеимона, прп. Параскевы; фрагмент вериг ап. Петра; нога мч. Кирика и нога мч. Трифона; нижняя челюсть первомч. Стефана. Чтимой реликвией является небольшой золотой кивот, украшенный жемчугом и кораллами, в к-ром хранится восковая масса, где, по преданию, хранятся частицы честной главы св. Иоанна Предтечи. Все мощи находятся в серебряных, позолоченных и резных ковчежцах и выставляются для поклонения в день памяти того или иного святого 97 раз в году (более подробный перечень мощей см.: Γαβρι λ, ρχιμ. 1959. Σ. 72-73, 77-90). В Д. м. подвизались 11 святых, не считая основателя: прп. Дометий , преемник прп. Дионисия († 1405), св. Нифонт II, патриарх К-польский († 1508), ученики свт. Нифонта: преподобномученики Макарий (казнен турками в 1507) и Иоасаф (казнен турками в 1516), преподобные Леонтий Мироточивый († 1576), Филофей († 1610), церковный писатель прп. Никодим Святогорец (жил в Д. м. 2 года, † 1809), преподобномученики Геннадий и Христофор Адрианопольский (казнены турками в 1818), иконописец Иосиф, по преданию написавший икону архангелов в иконостасе кафоликона, и Павел Пелопоннесский (казнены турками в 1819). Описание святынь Д. м. наряду с описанием святынь др. святогорских обителей содержится в рассказе игумена Русского Пантелеимонова монастыря, записанном во время его пребывания в 1561 г. в Москве (см.: Ундольский В. М. Сказание о Святой горе Афонской, 1560 г.//ЧОИДР. 1846. Кн. 4. С. 15-32). Библиотека и архив

http://pravenc.ru/text/178494.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010