В.С. Березин, В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 5. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1898 г. В писцовых книгах 1628-1230 гг. впервые упоминается деревянная церковь во имя свт Иоанна Милостивого, " другая церковь Иоанна Милостиваго древяна вверхъ " . В писцовой книге за 1630 год Михаила Трусова и дьяка Фёдора Витовта сообщается, что за детьми князя Григория Петровича Ромодановского " написано... отца их старинная родовая вотчина погост Богоявленская слободка на реке Мстёре да на погосте церковь Богоявления Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа каменная да другая церковь Ивана Милостивого древяна вверх а в церквах образы, книги и ризы... " В сер XVII в. при церкви был устроен женский монастырь. Когда точно и кем была основана обитель, сведений не сохранилось. Возможно, что это был домовой монастырь княгинь Ромодановских, из которых в синодике некоторые из них значатся схимонахинями. Из раздельной описи слободы Мстёры за 1710 год можно узнать, что при церкви Иоанна Милостивого с приделом в честь Казанской иконы Божией матери был женский монастырь. Здесь же было сказано, что в этом монастыре " ... ещё церковь во имя Филиппа Митрополита, древяна " . Стоит отметить, что именно в этом монастыре зародилась знаменитая Мстёрская вышивка гладью. В 1764 году оба монастыря во Мстёре были упразднены по указу Екатерины II. Церковь свт. Иоанна Милостивого стала приходской. В конце XVIII века ансамбль бывшего женского монастыря состоял из деревянных церквей во имя свт. Иоанна Милостивого с приделами Казанским и Филиппа Митрополита, шатровой колокольни с главным входом, каменной ограды и небольшой часовни. В 1809 году деревянная церковь Иоанна Милостивого была разобрана и на её месте выстроен однопрестольный каменный храм с одной главкой на невысоком барабане. Четверик храма был перекрыт купольным сводом, с запада к нему примыкал притвор, с востока полукруглый алтарь, к углам которых были пристроены невысокие башенки. Храм был сооружён на средства И.В. Тутолмина в модном тогда стиле классицизма. В 1860-е гг. на средства Вязниковского купца 1-й гильдии Осипа Осиповича Сенькова, уроженца Мстёры, в храме был сделан чугунный пол и выполнена настенная роспись. Равписывала храм бригада мастеров из Палеха под руководством В.А. Салабанова. В 1867 году вместо шатровой колокольни построили новую по проекту Владимирского епархиального архитектора Н.А. Артлебена. Деньги на постройку колокольни пожертвовал всё тот же купец Сеньков. Главной храмовой иконой был образ свт Иоанна Милостивого " древняго письма: кругомъ угодника изображены свв муч. Каллистратъ, Димитрий, Онисифоръ, Александръ, Параскева и глава Иоанна Предтечи; изображение св. Иоанна украшено жемчужной ризой, а изображения другихъ святыхъ - серебряной вызолоченной ризой " . В годы гонений на Церковь храм свт Иоанна Милостивого был опечатан, а кресты и колокола сброшены под покровом ночи 30 марта 1929 года.

http://sobory.ru/article/?object=01894

По проекту архитектора И. Е. Старова была возведена основная часть зданий ансамбля. Но отделку и дальнейшее строительство из-за войны с Турцией в 1789 году пришлось приостановить. После смерти Екатерины II вступивший на престол Павел I указом 1796 года приказал дворец разобрать. А строительный материал был доставлен в Санкт-Петербург и использован для строительства Михайловского замка и Манежа, гавани перед Таврическим дворцом, Казанского собора. Храм в 1801 году был переведен в ведение Святейшего Правительствующего Синода. Прихожанами храма были отставные офицеры (в селе квартировала бригада лейб-гвардии Конной артиллерии), солдаты, купцы, мещане, приказные, мастеровые и крестьяне. Деревянный храм обветшал, и в 1802 году благочинный протоиерей Александр Пантовский объявил о необходимости перестройки храма. Нашлись жертвователи. На средства, собранные от прихожан, доброхотных дателей и двух Санкт-Петербургских купцов Петра Сергеевича Рубцова (избранного попечителем храма) и Ивана Ивановича Куликова, к 1817 году был возведен каменный храм Свт. Иоанна Милостивого по проекту архитектора Беретти. Беретти В. И. (1781–1842) – крупный архитектор начала XIX века, итальянец по происхождению, с отличием окончил Санкт-Петербургскую Академию художеств. 12 лет возглавлял Комитет городских строений. Профессор Академии художеств. Работал в стиле классицизма. В этом же стиле была построена церковь Свт. Иоанна Милостивого. Для возведения каменного здания церкви была использована часть строительного материала, оставшегося от разобранного Пеллинского дворца. 19 августа 1817 года благочинным протоиереем Александром Пантовским храм был освящен. Он стоял на берегу Невы, там, где Шлиссельбургский тракт (ныне улица Победы) делал поворот от Невы в сторону Никольской дороги. Впоследствии за храмом была еще построена часовня, строения обнесены оградой с каменными столбами и металлической решеткой и воротами. За храмом образовалось городское кладбище. В 1917 году торжественно праздновалось 100-летие каменного храма. На пожертвования прихожан и стараниями настоятеля протоиерея Александра Флерова церковь была отремонтирована, позолочены богослужебные сосуды, св. Евангелие и кресты. В день торжества ранним утром из окрестных сел и деревень к храму стеклись местные жители и дачники. Юбилейное богослужение возглавил епископ Нарвский Геннадий. После встречи «со славою» епископа и по прочтении часов, на площади перед храмом была отслужена панихида по священно- и церковнослужителям, и благотворителям храма. По окончании Божественной Литургии вокруг храма был совершен крестный ход.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_святителя...

После революции храм содержался «двадцаткой» верующих. Богослужения не прекращались, несмотря на всевозможные притеснения. В 1922 году храм, как и многие другие, подвергся разграблению во время компании по изъятию церковных ценностей. В 1937 году настоятель храма протоиерей Александр Флеров был арестован, а в 1938 году расстрелян. В 1940 году вышло распоряжение храм закрыть, а здание отдать под клуб. Но сделать из церкви клуб не удалось, в селе было много верующих людей. Сделали склад. Во время Великой Отечественной войны в августе 1942 года наши войска вели упорные ожесточенные бои, пытаясь прорвать кольцо блокады. Особенно активные военные действия проходили недалеко от храма. Этот плацдарм получил название «Ивановский пятачок». В результате храм был разрушен, а в конце 60-х – начале 70-х годов на месте храма и кладбища были построены бетонные гаражи. Часть захоронений была перенесена в одну общую могилу на кладбище на 9-й линии, где тоже раньше был храм. С возрождением прихода в городе Отрадное здесь теперь совершается поминовение усопших в Троицкую родительскую субботу и на Радоницу. 57 лет в Отрадном не было храма. По усердным молитвам верующих и их стараниями в 1997 году был освящен временный, домовый храм Свт. Иоанна Милостивого в крыле старой поликлиники, где раньше была детская консультация. Настоятелем храма был назначен проректор Духовной академии и семинарии, заслуженный профессор протоиерей Василий Стойков. Снова стали совершаться богослужения, исполняться все требы. Открылась новая страница в истории Отрадного. Началось духовное возрождение города. А в 1998 году под храм было передано здание бывшего клуба, требовавшее серьезного ремонта, который и был сделан руками самих прихожан. 4 апреля 1999 года в праздник Входа Господня в Иерусалим была отслужена последняя Божественная Литургия во временном храме. После Литургии все присутствовавшие за службой крестным ходом направились в новый храм. Священнослужители на своих плечах несли Святой престол, а прихожане шествовали с храмовыми иконами.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_святителя...

Монастырский комплекс сложился гораздо раньше образования обители. О времени создания Благовещенского собора, будущего главного храма М. В. м., нет точных сведений. Одни исследователи относят его строительство к 1620 г. (Е. А. Болховитинов), другие - к 1585-1586 гг., периоду основания крепости Воронеж (Н. И. Поликарпов). Первая церковь города была деревянной и построена «на посаде, подле города, в остроге». В ней имелось 2 престола - в честь Благовещения Пресв. Богородицы и во имя свт. Николая Чудотворца. Вероятно, завершение строительства крепости совпало с праздником Благовещения, к-рый стал для жителей главным. В 1590 г., во время набега «черкас», церковь была сожжена, впосл. восстановлена, неск. раз горела и отстраивалась. В 80-х гг. XVII в. свт. Митрофан организовал строительство каменного кафедрального 5-главого Благовещенского собора (ок. 1692), к-рый запечатлен на рисунке (1703) голландца К. де Бруина. Однако еще при жизни свт. Митрофана «оказалось, что каменное здание собора непрочно, и открылись местами трещины». По инициативе митр. Воронежского Пахомия (Шпаковского) новый собор был заложен на др. месте и освящен 9 нояб. 1735 г. Строительство возглавлял, по мнению историка архитектуры В. А. Митина, каменных дел мастер Андрей Клюка, выходец из Украины. Впосл. в соборе были устроены 3 придела: во имя св. Иоанна Милостивого, в честь Успения Пресв. Богородицы и во имя вмч. Феодора Стратилата. В 80-х гг. XVIII в. при еп. Воронежском и Елецком Тихоне (Малинине) в процессе расширения храма были ликвидированы приделы, установлен новый иконостас, над к-рым работал живописец из г. Бирюча И. М. Вейделев, стены расписаны «наилучшей итальянской живописью». 18 окт. 1786 г., после ремонта, храм был вновь освящен. В последний раз перед открытием мон-ря перестройки в соборе были осуществлены в нач. 30-х гг. XIX в. при архиеп. Воронежском и Задонском свт. Антонии (Смирницком): устроили новую кровлю, позолотили главы. В связи с подготовкой к открытию мощей и прославлению свт. Митрофана начались масштабные работы по благоукрашению собора. В его интерьере появились живописные рельефные изображения по эскизам архит. О. И. Бове . В кон. 1833 г. был освящен придел во имя свт. Митрофана.

http://pravenc.ru/text/2563456.html

Иерусалимская церковь в Бронницах, построенная гораздо позже собора Архангела Михаила, представляет собой типичный пример классицизма, успешно адаптированного в XIX в. православной храмовой архитектурой, хотя некоторые исследователи находят в ее облике черты ампира. Церковь шестистолпная, увенчанная одним куполом. Основной престол храма посвящен повсеместно почитаемой жителями Иерусалимской иконы Божьей Матери, чудесным образом спасшей людей во время страшной вспышки чумы. Имеются два придела – Никольский и Иоанна Милостивого . В конце XIX в. в храме появилась роспись, принадлежащая руке известного художника Розанова. Построенная в 60-е гг. XIX в., колокольня соборного комплекса Михаила Архангела относится сейчас к числу памятников федерального значения и является самой высокой в Подмосковье. Внешне напоминает колокольни Новодевичьего и Новопетровского монастырей. http://www.bankgorodov.ru/sight/index.php?sid=753 К концу XVII столетия город Бронницы (тогда богатое село и крупный центр дворцового коннозаводства) уже имел деревянный храм, освященный Архистратигу Михаилу. В начале XVIII столетия деревянный храм обветшал, и было решено возвести новый, каменный собор. Работы по его строительству были закончены в 1705 году и в том же году освящен. Иконостас и иконы для храма были заказаны лучшим мастерам Оружейной палаты, царским мастерам-иконописцам Тихону Ивановичу Филатьеву и Кириллу Ивановичу Уланову. Оба мастера подписывали свои работы, поэтому в соборе известны две подписные иконы Тихона Филатьева: Спаса Вседержителя и Смоленская икона Божией Матери (датированные 1703 годом). Кирилл Уланов написал для собора икону Богоматери «Живоносный Источник» (1703), Владимирскую икону Божией Матери, храмовый образ Архангела Михаила (1704), а также икону свт. Иоанна Милостивого (1705). Храм представляет собою высокий, квадратный в плане четверик, завершенный величественным пятиглавием. Алтарная апсида собора трехчастная. Такая постройка была традиционной для русской церковной архитектуры того времени. По декоративным своим элементам собор принадлежит эпохе московского барокко: внутреннее пространство богато украшено лепными украшениями – картушами (виньетками). Благолепие храма подчеркивается и высоким резным вызолоченным шестиярусным иконостасом, который являлся великолепным украшением собора; богатством же самого иконостаса были иконы, написанные кистью царских иконописцев.

http://sobory.ru/article/?object=23692

Недалеко от Лавры находится небольшая церковь в честь свв. бессребреников Космы и Дамиана, основанная прп. Афанасием по указанию Самой Матери Божией для избавления от козней диавола, силившегося воспрепятствовать святому строить монастырь. Лаврский собор Благовещения Пресвятой Богородицы был заложен преподобным Афанасием в 963 году, а расписан в XVI веке известным изографом Феофаном Критским – одним из величайших живописцев в истории мирового искусства. В Лавре сохранились и росписи другого выдающегося мастера Эмануила Панселиноса (предположительно, учителя Феофана). Храм, ставший прообразом особого «афонского стиля», был построен таким образом, чтобы наибольшей степени соответствовать нуждам и богослужебным особенностям святогорского Устава. Собор имеет два придела: Святителя Николая и Сорока Мучеников. В последнем находится рака с честными мощами прп. Афанасия и замечательная икона Спасителя XII века. Также в параклисе стоят древнейшие подсвечники на Святой Горе. Они относятся к X веку. Среди многих святынь в обители хранятся крест и жезл прп. Афанасия (находятся в келье Святого), чудотворные иконы Богородицы «Экономисса» (написана в память явления Божией Матери основателю Лавры, обещавшей стать «экономиссой» обители. С тех пор в Лавре не избирается эконом) и «Кукузелиса», находящаяся в Введенском параклисе (прибыла в Лавру чудесным образом), а также части Животворящего Креста Господня в драгоценных оправах (дар императора Никифора Фоки), честная глава св. Иоанна Златоуста, частицы мощей свв. апп. Луки, Андрея, Варнавы, Тита, Прохора, первомч. архидиак. Стефана, равноап. Константина и Елены, свт. Михаила, епископа Синадского (из-за своего особого заступничества и многократной помощи Лавре этот Святой считается вторым ктитором обители), свтт. Игнатия Богоносца и Иоанна Милостивого, вмч. Пантелеимона, вмчч. Артемия и Меркурия, сщмчч. Ермолая, Антипы и Григория, епископа, прмч. и исп. Стефана Нового, мчч. Кирика, Никиты, Аникиты, Акиндина и Мины, мц. Иулиты, свт. Василия Великого, свт. Иакова Персянина, прпп. Даниила Столпника, Пахомия, Фоки, Ефрема Сирина, Феодора Студита, Евстратия, Луки Елладского, Нила Мироточивого и Иоанна Кукузеля, Сампсона Страноприимца и Феодора Освященного, св. Прокопия, свв. бессрр. Космы и Дамиана, вмц. Марины, прмц. Феклы, мцц. Пелагии, Параскевы и Минодоры и других святых.

http://sobory.ru/article/?object=15907

Вынужденный покинуть Сублак из-за козней пресвитера соседней церкви Флорентия В. Н. вместе с нек-рыми учениками перебрался в Кампанию. Здесь ок. 529 г. на землях, подаренных патрицием Тертуллом, отцом Плацида, близ бывшего рим. лагеря Кассин он основал общежительный мон-рь (киновию) и стал его настоятелем. Мон-рь был сооружен на горе, на месте языческого капища, где окрестные жители еще приносили жертвы Аполлону. В. Н. сокрушил идолов, храм Аполлона обратил в церковь в честь свт. Мартина Милостивого , еп. Турского, на месте языческого жертвенника построил храм (баптистерий) в честь прор. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня и постоянной проповедью призывал народ к вере (Ibid. II 8). Благочестие, подвижничество В. Н., чудеса, творимые по его молитвам, сделали его знаменитым во всей Центр. Италии. Известие о пророческом даре настоятеля кассинского мон-ря привлекло шедшего через Кампанию во время войны с византийцами (ок. 542) остготского кор. Тотилу, пожелавшего видеть В. Н. и беседовать с ним (Ibid. II 14). Ученики В. Н. по его благословению основали киновию, подобную кассинской, в г. Таррацине (совр. Террачина) (Ibid. II 22). В. Н. предсказал день своей смерти (Ibid. II 37). Кроме общепринятой датировки его кончины существует др. традиция, согласно к-рой В. Н. скончался спустя нек-рое время после смерти своей сестры св. Схоластики в 543 г. Он был погребен в построенном им монастырском храме во имя Иоанна Крестителя в одной могиле с сестрой (Ibid. II 34, 37). Уклад монашеской жизни Монте-Кассино получил отражение в написанном В. Н. монастырском Уставе (Regula Benedicti; бенедиктинский устав). Это единственное дошедшее творение преподобного, раскрывающее его аскетическое учение. «Все способы учительства» В. Н., пишет свт. Григорий Великий, можно найти «в этом начертании правил, потому что святой муж не мог учить иначе, нежели как сам жил» (Ibid. II 36). Рост числа мон-рей, подобных Монте-Кассино, способствовал широкому распространению Устава В. Н. по всей Зап. Европе и возникновению особой монашеской общности, буд. ордена бенедиктинцев . Устав

http://pravenc.ru/text/150223.html

В 20-х гг. XVIII в. вместо Власиевской ц. (вероятно, поставленной в 1-й пол. XVII в. ростовским купцом Гурьевым на месте старого храма, около к-рого был погребен И.) был построен храм в честь Собора св. Иоанна Предтечи с приделом во имя сщмч. Власия, и гробница И. оказалась внутри церкви. В 1762-1767 гг. на месте Предтеченской ц. была воздвигнута ц. в честь Толгской иконы Божией Матери с приделом во имя св. Иоанна Предтечи и сщмч. Власия. Гробница И. оказалась в главном храме у левого клироса. На гробнице святого находится рукописная лат. Псалтирь, написанная «готическим шрифтом». На вшитых в начале книги бумажных листах имеется запись: «От времени преставления блаженного Иоанна Власатого, прозываемого Милостивого, даже доселе бяше на гробе его книжица сия, зело ветха,- Псалтирь Давидова на латинском диалекте, юже той угодник, моляся Богу, чтяше». В записи также сообщалось о том, что свт. Димитрий (Савич (Туптало)) , занявший Ростовскую кафедру в 1702 г., повелел Псалтирь «вновь переплести и, обновив, паки на гробе блаженного Иоана положи, да лежит неотъемлемо в последняя лета» (см. описание кодекса и воспроизведение записи: Красноцветов. 1967. С. 22-23, 25). Сведения о Псалтири И. отразились и в Житии святого. В более поздней редакции текста (представленной, в частности, в ркп. РНБ. Тит. 43 и 2021) сообщается о лат. Псалтири, находившейся на гробе святого и заново переплетенной по распоряжению свт. Димитрия. В рукописи РГБ. Ф. 254. 93 эта Псалтирь описана как греческая: «Святая же его богодухновенная книга Псалтырь греческаго письма уставнаго, в полдесеть, и до днесь на гробе его… верность, яко Греческия земли бе, и по ней всегда и глаголаше, и молитвы Господеви творяше» (Л. 100 об.). Согласно описи Толгской ц. 1820 г., над местом погребения святого стояла сохранившаяся до наст. времени деревянная рака, украшенная медными чеканными пластинами с изображением 4 чудес И., с иконой святого. Рядом с ракой находились деревянный крест с медным распятием и Псалтирь, по преданию принадлежавшие И., напротив раки - житийная икона святого (ныне над ракой). В 1849 г. над надгробием была устроена резная сень. В 1967 г. на гробнице И. помимо лат. Псалтири и деревянного креста с медным распятием сохранялся яшмовый, оправленный в серебро крест, к-рый, как считалось, принадлежал святому.

http://pravenc.ru/text/469398.html

В дореволюционной России никто и представить себе не мог, что можно помешать священнику закончить священнодействие. Однако после 1917 года такое кощунство стало массовым. 4 декабря 1939 года, прямо во время праздничной Литургии в честь Введения Пресвятой Богородицы во храм, представители местной власти села Ивановское ворвались в церковное здание и попросили молящихся освободить помещение. Церковное имущество описали, все ценности изъяли, а сам храм закрыли на замок. Позже изъяли иконы и отправили их в печи сталелитейного цеха экспроприированной фабрики Медведевых. В поруганном здании разместили сельскую библиотеку и медпункт. В 1970-е гг. храм полностью забросили и оставили умирать ещё на десятилетия. Когда в самом начале XXI века в Ивановском начали возрождать приходскую жизнь, вид храма являл собой печальную картину: стены полуразрушены, в центральной части нет ни окон, ни полов, в некоторых местах вместо крыши - небо над головой. Кресты на куполах прострелены во многих местах и повреждены, крест на 30-метровой колокольне сохранился на куполе состоявшего из железного каркаса, без обшивки. Берёзы на кирпичной кладке разрослись так, что их корни прямо по сводам спускались до самой земли. Первая служба в возрождающемся приходе состоялась 10 июня 2001 года и совпала с престольным праздником. На тот момент удалось отремонтировать только одно маленькое помещение, в котором сейчас располагается класс воскресной школы. А ведь было время, когда Всехсвятский храм в Ивановском - с большим притвором и колокольней, которая просматривалась издалека, - соревновался по своим размахам с самыми величественными храмами Московской губернии! Стараниями лопасненских фабрикантов Медведевых храм начали строить в 1883 году на том месте, где прежде стояла небольшая деревянная церковь во имя свт. Иоанна Милостивого, Патриарха Александрийского в честь которого и было названо село. Новый храм стал лучшим творением архитектора Казимира Гриневского, уже имевшего опыт, хотя и не совсем удачный, строительства Всехсвятского храма в соседнем Серпухове в 60-е гг.

http://sobory.ru/article/?object=09647

20 ноября , в 17.00, в канун дня Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, Его Святейшество совершит Всенощное бдение в храме св. Архангела Михаила в Тропареве. 21 ноября , в день Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, Святейший Патриарх совершит Божественную литургию в Архангельском соборе Московского Кремля. Начало богослужения в 9.30. 22 ноября , в день иконы Божией Матери «Скоропослушница», Святейший Патриарх совершит Божественную литургию в крестовом храме в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» в Переделкино. Начало богослужения в 9.30. 26 ноября , в день памяти святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского, в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Алексий совершит Божественную литургию и хиротонию архимандрита Елисея (Ганабы) во епископа Богородского, викария Корсунской епархии. Начало богослужения в 9.30. 30 ноября по случаю дня памяти святителя Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского, Святейший Патриарх совершит Божественную литургию в храме свт. Григория Неокесарийского на Большой Полянке (Б. Полянка, 29-а). Декабрь: 1 декабря Святейший Патриарх совершит Всенощное бдение в храме Христа Спасителя. Начало богослужения в в 17.00,  2 декабря , в день памяти Свт. Филарета, митр. Московского Святейший Патриарх совершит Божественную литургию в Храме Христа Спасителя. Начало богослужения в 9.30. 3 декабря Святейший Патриарх совершит Всенощное бдение в храме Христа Спасителя. Начало богослужения в 17.00. 4 декабря , в 9.30, в праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Святейший Патриарх совершит Божественную Литургию в Успенском соборе Московского Кремля. 13 декабря , в  17.00, Святейший Патриарх совершит панихиду по митрополиту Николаю (Ярушевичу) в крипте Смоленской церкви Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В 18.00 Святейший Патриарх совершит Всенощное бдение в крестовом храме Патриарших покоев в честь св. прав. Филарета Милостивого в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

http://patriarchia.ru/db/text/154913.htm...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010