И: Но ведь существует и телеграмма, которую уральцы послали в Кремль, - формальный запрос о возможности расстрела? Соловьев: В Кремль телеграфный запрос направили уже тогда, когда все было подготовлено к казни. У следствия нет никаких доказательств того, что Ленин и Свердлов получили эту телеграмму до казни и дали санкцию на расстрел. И: Значит ли это, что их вины в расстреле нет? Соловьев: Я считаю: безусловно, она есть. 18 июля 1918 года, узнав, что убита вся семья, они официально одобрили расстрел, ни один из организаторов и участников расстрела не понес никакого наказания. Следователь СК РФ Владимир Соловьев (фото: ИТАР-ТАСС) И: В кругах русской эмиграции до сих пор популярна версия о том, что убийство царской семьи - не просто убийство, а " ритуальное " , совершенное некими " тайными силами " . Нашла ли она хоть какое-то подтверждение? Соловьев: Начиная с Киевской Руси, в России никогда не существовало понятия " ритуальное убийство " . Но подобная идея витала в определенных кругах. Известен процесс 1895 года по обвинению в ритуальном убийстве крестьян-вотяков (удмуртов), которых в результате оправдали. Незадолго до революции в Киеве проходил процесс о якобы " ритуальном убийстве " евреями мальчика Ющинского. Но суд присяжных вынес оправдательный приговор, тем же закончилась и дискуссия специалистов-историков и этнографов. И: Однако в комнате, где была расстреляна царская семья, нашли некие " знаки Каббалы " ... Соловьев: Да, на стене нашли надпись с измененной цитатой из Генриха Гейне, смысл которой сводился к тому, что слуги убили библейского царя Валтасара. На подоконнике следователь Соколов также обнаружил некие знаки и цифры, написанные чернилами. Никто не смог доказать, что эти знаки представляют собой осмысленную надпись, а не " пробу пера " , но шума вокруг них много. Однако гебраисты (специалисты в области древнееврейского языка и письменности. - " Известия " ) убедительно доказали, что эти знаки не представляют собой осмысленной надписи. А стихотворение Гейне, крещеного еврея, явно не могло и по смыслу служить " ритуальной " надписью. Нет никаких данных о том, что кто-либо из организаторов или участников расстрела принадлежал к каким-то религиозным направлениям или сектам. Версия о " ритуальном " убийстве следствием полностью отвергнута.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Алексия и службу ему, и после соборного одобрения последней было установлено ему двукратное в году празднование – 12 Февраля, в день преставления, и 20 Мая, в день обретения мощей 1009 . Памятниками церковно-правительственных забот св. Ионы служат сохранившиеся до настоящего времени его учительные грамоты, которых известно в печати: две на Вятку, две в Новгород и одна в Псков. Вятка, новгородская колония в земле Вотяков, основанная во второй половине XII века, до тридцатых годов XV века представляла собой маленькую республиканскую общину, которая была совершенно ни от кого не зависима, в том числе и от своей метрополии – Новгорода. Перед 1434 годом, по неизвестным причинам, Вятчане признали над собой большее или меньшее сюзеренство галичского князя Юрия Дмитриевича, которому они помогали в его борьбе с великим князем московским Василием Васильевичем 1010 . В 1458–59 году посылал на них свои войска этот последний и они признали себя до некоторой степени данниками Москвы 1011 . В отношении церковном Вятка представляет собой то чрезвычайно любопытное явление, что в смысле административном она находилась так сказать вне русской церкви: вольная община имела у себя священников, которых получала и доставала из соседней Руси, но не состояла под властью никакого русского епископа. Такое исключительное церковное положение имело своим следствием то, что Вятчане были христианами более по имени, чем на деле. В то время священники в своём огромном большинстве были очень плохими пастырями даже и там, где они находились под надзором епископов, тем более они долженствовали быть крайне плохими пастырями на Вятке, где не было над ними никакого надзора и где они были совершенно сами о себе. И это тем более, что самый состав священства, как необходимо думать, был здесь крайне недоброкачественный, – что вместе со священниками законными приходили сюда из России священники запрещённые и даже священники – самозванцы 1012 . Крайне плохая христианская жизнь Вятчан и была поводом, по которому Иона писал свои грамоты на Вятку, сохранившиеся до настоящего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Например, в одном училище давались такие темы; характер и деятельность Казанских татар; наружность, характер, образ жизни и занятия калмыков; природа и естественные богатства Венгрии; индусы; естественные богатства южной Африки. В другом училище: торговое значение Лейпцига; описание священного индийского города Бенареса. В том же училище на тему о природе и промышленности Сербии ученики писали два года подряд, хотя об этом едва ли следовало давать письменные работы и один раз. О Финляндии и Скандинавском полуострове ученики писали почему-то ежегодно, изучая их то в одном, то в другом отношениях. И в ином еще училище ученики пишут о той же Финляндии на такую тему: «Финляндия, – природа страны, население, его характер, религия, быт, нравы, обычаи, главные занятия, замечательные города». Иногда темы даются не только не подходящего содержания, но и по 20–30 тем на класс, т.е. в количестве не только излишнем, но даже небезвредном, напрасно развлекающем мысль учащихся и возбуждающем у них раздумье и колебания, на какую тему писать сочинение. По содержанию же темы были, например, следующие: остяки; киргизы; тунгусы; мордва; чуваши; осетины; ламы; флора Австрии; животные Азии; провинция Франции Шампань; Вест-Индия; Сиам; Бразилия; Монголия; Абиссиния; Патагония; Тибет; Сандвичевы острова; остров Мадагаскар; остров Гренландия; Алжир; Тунис и т.п. Все эти обильные вопросы едва ли подходят для письменных работ учащихся как по ценности, так и по качеству своего содержания, которое должно быть сообразовано с дидактическими задачами. Темы подобного рода встречаются и в женских училищах. Вот, например, темы в одном из них (из одного полугодия): жизнь арабов; занятия индусов (для III класса); занятия андалузцев; праздничные развлечения итальянцев (для IV класса); быт вотяков; жизнь самоедов (для V класса). В таком же училище воспитанницы писали об образе жизни и занятиях сартов, киргизов, лопарей и проч. Могут сказать, что иначе по географии трудно и темы найти, если исключить все вышеуказанное.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Tihomi...

Первый за 100 лет служитель Церкви в ранге член-корреспондента РАН дал интервью «МК» Наталья Веденеева Источник: МК Событие из разряда невероятных произошло на днях в Кольском научном центре РАН. Очередным руководителем здесь избран... диакон санкт-петербургской церкви Великомученика Пантелеймона Сергей Кривовичев, он же заведующий кафедрой кристаллографии Института наук о Земле СПбГУ. Кто-то сразу скептически ухмыльнется: «Священник — руководитель научного центра?! Так вот до чего докатилась наша наука вместе с ФАНО!» Но подождите злорадствовать... Как рассказали мне люди из Академии наук, знающие Сергея Владимировича, «этот священник — тот, какой надо священник». «МК» решил познакомиться с ним поближе. Сергей Кривовичев с рентгеновским дифрактометром. Фото Мадины Астаховой      Это, пожалуй, редчайший случай удивительного объединения религии с наукой. За плечами 44-летнего православного ученого — геологический факультет СПбГУ, стажировка в США и Германии, Австрии и Швейцарии, Франции, защита докторской диссертации, создание более 400 типов синтетических материалов. В 2010 году мой собеседник был приглашенным профессором в Лилльском университете (Франция). В настоящее время он имеет пять патентов на технологические разработки, 670 научных публикаций тоже связаны с его именем, в конце концов индекс Хирша (публикаций и цитируемости) у него высочайший — 34! Таким может похвастаться не каждый академик. Кстати, Сергей Владимирович осенью прошлого года был выдвинут своим институтом в члены-корреспонденты РАН, его кандидатуру поддержали несколько академиков из отделения наук о Земле РАН: Николай Соболев, Сергей Вотяков, Асхаб Асхабов. Не иначе как Бог помогает ему все успевать: служа в церкви по праздничным дням, Кривовичев успевает заведовать кафедрой в университете, а также работать главным сотрудником в Центре наноматериаловедения Кольского научного центра РАН. К тому же он — член Национального комитета кристаллографов России, член Совета по грантам Президента РФ, вице-президент Российского минералогического общества и только в прошлом году сложил свои полномочия в качестве президента Международной минералогической ассоциации, которую он возглавлял два года подряд. «Да на все это жизни не хватит! — скажут многие. — Наверное, у него в личном плане пробел?» И ошибутся, потому что у избранного руководителя КНЦ РАН дом полная чаша и семеро здоровых и талантливых отпрысков.

http://pravoslavie.ru/105131.html

15 Русская гражданская история 16 Теория словесности и история иностранных литератур 17 Русский и церковно-славянский язык ( с палеографией) и история Русской литературы 18 Еврейский язык и библейская археология 19 Греческий язык и его словесность 20 Латинский язык и его словесность 21 Французский язык 22 Немецкий язык 23 Английский язык Итого: Сверх того В Казанской академии: Число преподавателей 1. История и обличение магометанства с этнографией татар, киргизов, башкир, чуваш, черемис, вотяков и мордвы, с историей распространения христианства между означенными инородческими племенами, арабский и татарский языки………………………. 2. История и обличение ламайства с этнографией монголов, бурят, калмыков и пр.. с историей распространения христианства между ними и монгольский язык с наречиями……………………………………………….. В том числе один практикант Приложение к статье 1745 – 1746 Расписание учебных предметов для семинарий, с показанием числа уроков по каждому из них Наименование предметов Число уроков в классах Итого уроков в семинарии Священное Писание Библейская история Русская словесность с историей литературы Греческий язык Латинский язык Математика Физика История всеобщая и Русская Логика Психология Начальные основания и краткая история философии Церковная история, история Российской церкви и обличение раскола Литургика Гомилетика Основное богословие Догматическое богословие Сравнительное богословие Нравственное богословие Практическое руководство для пастырей Дидактика Церковное пение Итого уроков в неделю: Примечание: Французский, немецкий и еврейский языки, иконопись и гимнастика полагаются вне классного времени. Существующие ныне и содержимые на местные средства кафедры обличения Русского раскола стаются на прежнем основании. Приложение к статье 1841 Расписание учебных предметов для училища, с показанием числа уроков по каждому из них. Наименование предметов Число уроков в классах Итого уроков в училище Св история Ветхого завета Св история Нового завета Катехизис Окончание катехизиса и изъяснение богослужения с церк уставом

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Татарская группа: история и критика ислама; этнография татар, киргизов, башкир, чувашей, черемисов, вотяков и мордвы; история распространения христианства среди названных народностей; арабский и татарский языки с общим филологическим обзором языков этих народностей. Монгольская группа: история и критика ламаизма; этнография монголов, бурят, калмыков, остяков, самоедов, якутов, тунгусов, маньчжур, коряков, гольдов, гиляков, корейцев и др.; история распространения христианства среди названных народностей; монгольский (бурятский и калмыцкий) язык; тибетский язык. Студенты Казанской Академии, выбравшие какую-то из этих групп, освобождались от изучения одного из следующих обязательных предметов: истории и критики раскола, истории и критики сектантства, истории философии и педагогики, систематической философии и логики, греческого или латинского языков (§ 132 и 133). Семинаристы, окончившие курс обучения с отличием, по рекомендации семинарского начальства принимались в академию без экзамена. Это же касалось и выпускников университетов или других высших школ, если они учились на собственные средства. Остальные должны были сдать устные экзамены по следующим предметам: Новый Завет, догматика и всеобщая церковная история, а также один из древних языков. Были еще и письменные экзамены по богословию и философии, а также сочинение проповеди. Женатые священники и диаконы с семинарским образованием допускались сперва только в Киевскую и Казанскую Академии, и лишь дополнительный указ от 18 июля 1911 г. разрешил им поступать также в Московскую Академию. «Изменения» 1911 г. давали выпускникам высших школ возможность учиться за государственный счет, но только в случае сдачи ими специального экзамена (§ 139–143). В течение первых трех лет обучения в академии студент должен был наряду с посещением практических семинаров представлять ежегодно три письменных работы и три проповеди. На последнем курсе писалась кандидатская диссертация на богословскую тему. Окончившие академию с отличием получали на основании диссертации без какого бы то ни было устного экзамена степень магистра богословия.

http://sedmitza.ru/lib/text/439980/

е. к занятию низших ступеней церковной иерархии, в то время как в Уставе 1814 г. ставилась цель дать образование молодежи из духовного В новые учебные программы были внесены существенные изменения, направленные в основном против специализации. Распределение дисциплин по трем отделениям отменялось. Отныне имелись общеобязательные предметы и тематически сгруппированные предметы на выбор. Студенты уже не выбирали себе специальности как основы для будущей научной деятельности, а готовились к преподаванию в семинариях. Программа была рассчитана на четыре года, причем четвертый курс не имел прежних особых задач. Количество семестровых работ было увеличено с шести до девяти. Кандидатская диссертация на четвертом курсе писалась параллельно с обычной курсовой работой. Обязательными дисциплинами являлись: 1) введение в богословие (вместо прежних основ, но с сохранением приблизительно того же содержания); 2) Священное Писание и библейская история; 3) догматика; 4) нравственное богословие; 5) гомилетика и история проповеди; 6) пастырское богословие и педагогика, ранее входившая в число специальных предметов; 7) церковное право; 8) история Вселенской Церкви до разделения Церквей вместо прежней всеобщей церковной истории, история православной Восточной Церкви и Русской Церкви; 9) патристика; 10) церковная археология и литургика; 11) философия: а) логика, психология, метафизика, б) история философии. Сравнительное богословие из учебного плана было изъято. Из предметов по выбору к первой группе относились: 1) теория языка и история зарубежных литератур; 2) русский и церковнославянский языки с палеографией и история русской литературы; 3) древнееврейский язык и библейская археология; 4) один древний и один новый язык. Во вторую группу входили: 1) история и анализ западных исповеданий (вместо прежнего сравнительного богословия, однако с бóльшим упором на критику); 2) история и критика русского раскола; 3) всеобщая светская история; 4) история России; 5) один древний и один новый язык. В Казанской Академии была еще группа миссионерских дисциплин с татарским и монгольским отделениями. Студенты, избиравшие эту группу, освобождались от изучения предметов одной из двух названных выше групп по выбору, за исключением одного древнего и одного нового языка. На татарском отделении преподавались: 1) история и критика ислама; 2) этнография татар, киргизов, башкир, чувашей, черемисов, вотяков и мордвы; 3) история распространения христианства среди этих инородцев; 4) арабский и татарский языки с общим филологическим обзором языков и наречий названных народов. В программу монгольского отделения входили: 1) история и критика ламаизма; 2) этнография монголов, бурят, маньчжур, корейцев, гольдов, гиляков и др.; 3) история распространения христианства среди названных народов; 4) монгольский язык с диалектами и общий филологический обзор языков и диалектов перечисленных народов. Эти установления способствовали существенному прогрессу в миссионерской деятельности.

http://sedmitza.ru/lib/text/439980/

На противоязыческом (черемисско-чувашском) отд-нии (в 1854 записалось 12 чел.) прот. В. П. Вишневский преподавал вероучение, этнографию и языки чувашский, черемисский (мари), вотяков (удмуртов) и соответствующую часть миссионерской педагогики. В 1858 г. ректор архим. Иоанн (Соколов), считавший, что миссионерские предметы мешают развитию преподавания более «солидных» наук, начал реорганизацию миссионерских отделений, направленную фактически на их упразднение. На каждом из миссионерских отд-ний был оставлен один наставник, совмещавший преподавание языков с др. дисциплинами (напр., Ильминский преподавал еще и математику). Преподаватели, к-рые вели практические занятия разговорных языков, были уволены. Несмотря на то что в нояб. 1858 г. Синод восстановил Ильминского на кафедре опровержения ислама и преподавания арабского языка, разногласия с ректором заставили его покинуть КазДА. В 1862 г. из КазДА ушел и Саблуков. В 1863 г. по предложению обер-прокурора Синода А. П. Ахматова Ильминский был определен преподавателем араб. и турецко-татар. языков в КазДА (с правом одновременно оставаться на университетской службе), Малов - бакалавром кафедры истории ислама и противомухаммеданской полемики, кряшен В. Т. Тимофеев - практикантом татар. языка. Тогда же поселившийся при академии Тимофеев набрал группу из 3 детей старокрещеных татар, положив начало созданию Центральной крещенотатар. школы в Казани. В сент. 1864 г. за протест против решения правления КазДА (по инициативе ректора архим. Иннокентия) о соединении изучения ислама с изучением араб. языка с оставлением одного преподавателя (вместо 2) и практиканта Ильминский вновь был уволен из КазДА. Однако уже в июне 1865 г. последовало решение Синода о восстановлении 3 миссионерских отделений в КазДА в прежнем виде с оставлением при отд-ниях преподавателей Ильминского, Малова и практиканта Тимофеева. Устав духовных академий 1869 г. отменил миссионерские отд-ния в КазДА. Вместо этого в июне 1870 г. Синод разрешил, «оставив неприкосновенным указанное академическим уставом распределение преподавательских кафедр, допустить в Казанской академии, при преобразовании оной, преподавание миссионерских предметов - противомусульманского и противобуддийского с относящимися к оным языками».

http://pravenc.ru/text/1319800.html

А чего делать с этим, каждый изобретает сам. История литературы нам дает несколько хороших примеров. Не бояться говорить что думаешь, даже если это некомильфо. Помнить о добрых нравах литературы и ее гуманистических традициях. Помнить, что Наталья Николаевна Гончарова хлопотала о сосланном Салтыкове-Щедрине, а Алексей Константинович Толстой – о Чернышевском, совсем ему не близком по духу; что Короленко спасал Бейлиса и вотяков, что Чехов ездил на Сахалин – рассказать о жизни каторжан, что Фрида Вигдорова записывала процесс над Бродским. Не бояться встать во весь рост и сказать, как Алиса: да ведь вы только карты. Как Добычин на собрании, где разбирали его персональное дело: с тем, что здесь говорилось, я не согласен. Как Солженицын в письме съезду: «Литература не может развиваться в категориях «пропустят — не пропустят», «об этом можно — об этом нельзя». Не подписывать писем с требованием посадить или расстрелять, а подписывать письма с просьбой освободить или помиловать. Милость к падшим призывать. Истину царям говорить, можно даже без улыбки. Помойки опорожнять и дезинфицировать, а гробы хоронить, а не окрашивать. Открывать двери стучащему, а не закрывать. Надеяться, а не отчаиваться, потому что за зимой всегда бывает весна. И еще. Когда хочется плеваться огненным ядом, тем более что поводы не переводятся,  – помнить, что вокруг люди. И что людям обычно от нас нужна совсем не порция огненного яда. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 8 июня, 2022 19 мая, 2022 23 февраля, 2024 7 декабря, 2023 20 ноября, 2023 30 мая, 2023 9 января, 2023 18 октября, 2022 11 сентября, 2022 8 июня, 2022 19 мая, 2022 23 февраля, 2024 7 декабря, 2023

http://pravmir.ru/groby-povaplennye-1/

Припоминаю характерный рассказ профессора И. Ф. Κ., как один казанец рекомендовал себя: «отпадший татарин из крещеных черемис». «Это значит, что черемисы-христиане, если принимают магометанство, то сейчас же становятся уже «отпадшими татарами», всецело забывая о своей национальности. Совершенно такой же процесс совершается и среди всяких других приволжских инородцев, и таким образом уже десятки деревень, бывших христианскими ныне именуют себя татарами. А это явление очень важно для всех пан-тюрских вожделений и, разумеется, вовсе не в интересах России! Но заметьте, что четыре миллиона магометан, ярых пропагандистов ислама и фанатичных националистов, действуют одушевленно, энергично и неуклонно на разрозненную и разъединенную, неспособную к борьбе инородческую массу черемис, вотяков, крещеных татар, башкир, киргиз, чуваш и др. и не имеют в этой массе никакого противодействия. Борются с морем ислама только десятки батюшек-миссионеров и оказываются вполне бессильными в этой борьбе. В то время как всякий магометанин является фанатичным проповедником своей веры, в то время как магометанская община является превосходной защитой всего татарского быта, – русские не имеют у себя решительно ничего подобного. Мало того, русские купцы или мелкие торговцы, попадая в татарскую среду, перестают говорить по-русски даже в своей семьё, и дети этих русских не знают уже простого народного языка! При таком положении дела, да еще при полном непонимании петербургскими вершителями судеб инородческой жизни и при нежелании их оказать помощь провинциальным деятелям, – совершенно опускаются руки! Приходится работать, видя, как сделанное немедленно разрушается какою-либо случайностью, каким-либо нелепым распоряжением мундира другого ведомства, какой-нибудь неосторожностью случайного чиновника... Все это совершенно случайно выяснилось в Киевском Миссионерском съезде на совершенно случайной (у нас еще все случайно!) противомагометанской комиссии. Все члены этой комиссии единогласно указывали, что у них нет ни руководителей, ни общих руководственных указаний, что они решительно не знают, за что взяться, какому направленно следовать.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Uhtomsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010