В 1764 г., после указа Екатерины II о секуляризации монастырских земель, Воскресенский монастырь был упразднен, и храмы стали приходскими, а монахини переселились в Троицкий монастырь. При храмах было обширное городское кладбище, уничтоженное в советское время. В 1930-х гг. храмы были закрыты и отданы под склады, а кладбище уничтожено. В 1950-х гг. на месте кладбища было устроено футбольное поле, а в 1970-х гг. в самих храмах разместились отделения спортивной секции и спортзал. 20 ноября 1998 г. Воскресенский женский монастырь официально передан Русской Православной Церкви и был приписан к Свято-Троицкому женскому монастырю. 7 марта 2000 г. Священный Синод утвердил монастырь как самостоятельный. http://meparhia.ru/eparh/31/34 Свято-Воскресенский женский епархиальный монастырь расположился на высоком живописном холме реки Оки – северной окраине города Мурома. История основания обители является одной из самых загадочных и малоизученных и теряется в глубине веков. 1. Предания На страницы летописей информация об окраинных монастырях попадала редко, поэтому достоверно определить начало существования Воскресенского монастыря на данном этапе не представляется возможным. Историки, однако, полагают, что этот монастырь был первой женской обителью в Муроме и единственным муромским монастырем, расположенным за укрепленными стенами города: «По географическому положению, монастырь стал как бы надвратным храмом на северных и восточных воротах города на Оке. Покидая город, путник мог помолиться перед дальней дорогой, прибывший же - находил приют на монастырском постоялом дворе, а в случае надобности – и помощь в монастырской больничной палате». Скорее всего, монастырь существовал уже в XII в.: «… Известно, что в сентябре 1198 г. в Муроме была учреждена епископская кафедра, и поставлен первый епископ Муромский и Рязанский Арсений. Это дает основание полагать, что в Муроме был не только мужской Спаса что на бору монастырь, но, по определению, имела место женская обитель, на которую возлагались определенные важные функции: распространение православия среди местного населения, жившего по законам матриархата». Этой версии не противоречит предание, вошедшее в «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая Еразма, об обретении князем Петром Агрикова меча: «Имел Петр обыкновение ходить по церквам, уединяясь. Во время одной из поездок, за городом, в женском монастыре Петр обратился к Богу: как спасти брата и сокрушить Змея? К нему подошел отрок: «Князь, хочешь, я покажу тебе Агриков меч?» Петр, не раздумывая, ответил: «Да! Где он?» «Следуй за мной», - позвал отрок и «показал ему во алтарной стене между керемидами скважню, в ней же меч лежаше».

http://sobory.ru/article/?object=00631

Кроме того в Казакове за речкой Кутрой была ещё одна деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы. А в той церкви Божьей милосердия: образ Живоначальной Троицы с венцом серебряным позолоченым, подсвечник медный литой с блюдечком. Образ Пресвятой Богородицы Одигитрии на золоте,  Образ Одигитрии Пресвятой Богородицы на охре, свеча поставная деревянная на красках - приклад Никольского попа Василия из села Казакова; двери царские, сень и столицы на охре. Двери северные, на них благоразумный разбойник. В алтаре за престолом образ Пресвятой Богородицы Одигитрии. Да на престоле Евангелие письменное. В приделе св. великомучеников Фрола и Лавра образ местной Фрола и Лавра, двери царские, в алтаре за престолом образ Пресвятой Богородицы Одигитрии на охре. На хоругви – образ Живоначальной Троицы да св. мучеников Фрола и Лавра, паникадило медное о 6 шандалах, образ Вседержителя Спаса -  страшный суд на золоте, кадило медное – приклад крестьянина д. Михалева. На колокольне два небольших колокола. Строена та церковь в 138 (1630) году на средства черного попа Устина из села Казакова. Около церкви имелась ограда, покрытая пластинами, а в ограде большие створчатые двери дубовые, крытые тесом. На них образ Вседержителя, Пресвятой Богородицы и Иоанна Предтечи, были ещё ворота проезжие. Всего в селе Казакове 48 дворов крестьянских, в которых проживало - 148 человек, захребетников - два и один двор бобыльский, в котором проживал один человек. Таким образом, в Казакове во второй половине XVII века было две отдельных церкви: первая была приходская, а вторая была монастырскою. Что действительно Троицкая церковь была монастырскою, это подтверждается окладными книгами Рязанской Епархии за 1676 год. В коих отмечено следующее: «вблизи села Казакова монастырь, а в нем церковь во имя Живоначальной Троицы. Монастырь по писцовой выписке и по рассказу старца Иоанна имел церковной земли - 7,5 десятины, да сенных покосов на 35 копен. Кроме этой краткой заметки никаких других сведений об этом монастыре не имеется. Неизвестно ни время его основания, ни время его упразднения. Память о нем сохранилась только в народном предании. На месте Троицкой церкви находилась часовня, куда ежегодно в Троицын день после утрени совершался крестный ход. В часовне перед иконами по усердию благочестивых людей почти неугасимо горела лампада.

http://sobory.ru/article/?object=03588

Описание ограды и башен монастыря конца XIX в.  «Со всех сторон монастырь окружен каменною высокою оградою. В ограде сделаны трои ворота: северныя, южныя или водяныя и восточный, называемыя святыми, под колокольнею, с калиткою и сторожкою. По всей ограде устроен ход. По углам ограды и над воротами южными и северными сооружены башни, которыя в 1808 году были все переделаны и устроены круглыми с венецианскими окнами, из них впоследствии лучше всех отстроена северо-западная. В ней сделано 2 этажа и в каждом по комнате. Вид из этой башни на заозерное местоположение восхитительный. Из верхняго этажа проложена лестница на площадку самой крыши. С площадки в ясный день можно видеть простым глазом до 30 церквей, стоящих вокруг озера и близ московской дороги». Из книги: Титов А.А. Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь в городе Ростове, Ярославской губ. М., 1900. С. 16-17 На западной окраине Ростова, на выступающем в озеро Неро мысу, стоит Яковлевский монастырь. Он играет особенно важную роль в панораме города, первым встречая подъезжающих от Москвы. Спасо-Яковлевский Дмитриевский монастырь образовался из двух монастырей: Спасского и Яковлевского. Спасский или Княгинин монастырь был основан в XIII в. княгиней Марией, вдовой ростовского князя Василька Константиновича, убитого татарами в битве на Сити (1238 г.). Княгиня Мария провела последние дни в монастыре и там же похоронена в 1271 г. От древнего монастыря сохранилась лишь церковь Спаса на Песках, построенная в камне в 1603 г., во второй половине XVII в. храм был сильно перестроен. По указу Екатерины II в 1764 г. Спасский монастырь был упразднен и приписан к Яковлевскому, после чего образовался единый Спасо-Яковлевский монастырь. Яковлевский монастырь основан в конце XIV в. Ростовским епископом Иаковом. В 1686 г. по повелению Ионы Сысоевича построили первую каменную Троицкую соборную церковь, в 1754 г. переименованную во имя Зачатия св. Анны. В ней под спудом находятся мощи основателя монастыря. Пятиглавая, квадратная в плане она не отличается особой изысканностью, однако славится интерьер храма.

http://sobory.ru/article/?object=00226

Колычево. Церковь Воскресения Словущего. Воскресенская церковь Карта и ближайшие объекты Село Колычево получило свое название от фамилии боярского рода Колычевых, ведущих свою родословную с конца 14 века и владевших окрестными землями вплоть до конца 16 века, когда село было передано московскому Богоявленскому монастырю по завещанию Г.И. Колычева. При Екатерине Великой селу был пожалован статус города, и оно стало называться Никитск. Однако в 1802 г. город вновь стал селом Колычевым. Изначально на этом месте на высоком берегу Пахры стояла деревянная Воскресенская церковь, которую в 1692 году сменила нынешняя кирпичная пятиглавая. В конце 18 века был перестроен верх четверика. В 1833-34 гг. была пристроена теплая трапезная в двумя приделами - северным во имя Архистратига Михаила и южным во имя Всемилостивого Спаса. 29 августа 1871 г. была заложена, а в 1873 г. закончена постройкой колокольня во имя Казанской Иконы Божией Матери. С конца XIX века при храме работала школа в специально построенном здании. В 1934 г. церковь закрыли, и она стала использоваться для хозяйственных нужд, в частности колокольня некоторое время служила водонапорной башней. Передача церкви РПЦ состоялась в 1992 г., а регулярные богослужения возобновились в 1996 г. Церковь активно реставрируется. Восстановлено внешнее убранство, росписи маслом на библейские темы в трапезной. Судя по табличке на воротах, каноническое название - церковь Воскресения Словущего. Проект новой колокольни в псевдорусском стиле разработан выпускником Московского дворцового архитектурного училища Владиславом Францевичем Сикорским. Под его наблюдением она и строилась на средства, пожертвованные С.Т. Сорокиным и бывшим крестьянином д. Киселиха Дмитрием Федоровичем Баклышовым. Первые ее два яруса в плане имели форму квадрата и выложены были из кирпича, проложенного для прочности белой лещадью. Верхний ярус имел вид правильного восьмигранника, здесь разместили 8 колоколов, самый большой из которых весил 258 пудов, второй — 90 и третий, «вседневный» более 50 пудов.

http://sobory.ru/article/?object=02599

Своё название монастырь получил по имени инока Симона, в миру боярина Стефана Васильевича Ховрина, пожертвовавшего землю для монастыря. На этих землях - к югу от Москвы, в десяти верстах от Кремля - и был заложен монастырь. Первоначально Симонов монастырь располагался несколько ниже по Москве-реке, у большой дороги в Москву, и Фёдор, стремясь найти уединение, выбрал для монастыря другое место, неподалёку от старого. В 1379 году монастырь был перенесён на его нынешнее место. На старом месте осталась только приходская церковь Рождества в Старом Симонове, под колокольней которой во второй половине 18 века были обнаружены могилы героев Куликовой битвы Александра Пересвета (ум. 1380) и Родиона Осляби (ум. 1380 или после 1389). Пережившая страшные разрушения, долгое время служившая компрессионной станцией завода " Динамо " , ныне эта церковь снова действующая. Преподобный Сергий Радонежский считал Симонов монастырь " отраслью " своей Троицкой обители и всегда останавливался в нём, когда приезжал в златоглавую. Из стен Симонова монастыря вышла целая плеяда выдающихся подвижников и церковных деятелей: св. Кирилл Белозерский (Козьма), св. Иона, митрополит Московский, патриарх Иосиф (Владимир), митрополит Геронтий, архиепископ Ростовский Иоанн (ум.1525), знаменитый деятель нестяжательства Вассиан, в миру князь Василий Иванович Косой-Патрикеев. Симонов монастырь особенно любил посещать царь Фёдор Алексеевич Романов (1661-1682), для него здесь были устроены кельи. В 1771 году, при Екатерине II (1729-1796), монастырь был упразднён и по случаю распространившейся в ту пору эпидемии чумы превращён в чумной карантин. В 1795 году по ходатайству графа Василия Васильевича Мусина-Пушкина обитель была восстановлена. Башни и стены монастыря строились в 16 веке. Их возводил " государев мастер " Фёдор Савельевич Конь, выдающийся русский зодчий - строитель Смоленского Кремля. Укреплённый при Борисе Фёдоровиче Годунове, монастырь отразил набег крымских татар Казы-Гирея. Новые стены монастыря и часть башен были сооружены в 1630 году, при этом в состав новой крепости вошли части старой крепости. Окружность монастырских стен составляла 825 м, высота около 7 м. Из сохранившихся башен выделяется угловая башня " Дуло " , увенчанная высоким шатром с двухярусной дозорной башенкой. Две другие уцелевшие башни пятигранная Кузнечная и круглая Солевая - построены в 1640-е годы, когда велась перестройка оборонительных сооружений монастыря, пострадавших в Смутное время. В монастырь вели трое ворот: восточные, западные и северные. В память об отражении нападения крымцев в 1591 году была сооружена надвратная церковь Всемилостивого Спаса. Над восточными воротами в 1834 году были возведены надвратная церковь св. Николая Чудотворца.

http://sobory.ru/article/?object=03108

Новая трапезная Симонова монастыря стала одним из самых значительных сооружений конца XVII века. Пышно украшенное здание было ярко раскрашено " в шахмат " - стиль росписи, имитирующий каменную ограненую кладку. Церковь Сошествия Св. Духа при трапезной построена в 1700 году на средства царевны Марии Алексеевны, сестрой Петра I. В XIX веке к ней были пристроены два придела. В 1771 году, при Екатерине II, монастырь был упразднен и по случаю распространившейся в ту пору эпидемии чумы превращен в чумной карантин. В 1795 году по ходатайству графа Мусина-Пушкина обитель была восстановлена. Вид Симонова монастыря По выражению летописца, Симонов монастырь неоднократно служил " щитом Москвы против врагов " . За долгие годы своего существования Симонов монастырь не раз принимал на себя натиск вражеских полчищ, подвергался татарским набегам, в Смутное время был разорен и разрушен едва не до основания. Башни и стены монастыря строились в XVI веке. Как считают, их возводил " государев мастер " Федор Савельевич Конь - строитель Смоленского кремля. Укрепленный при Борисе Годунове, монастырь отразил в 1591 году набег крымского хана Казы-Гирея . Новые стены монастыря и часть башен были сооружены в 1630 году, при этом в состав новой крепости вошли фрагменты старой крепости, построенной Федором Конем. Окружность монастырских стен составляла 825 метров, высота 7 метров. Из сохранившихся башен особенно выделяется угловая башня " Дуло " , увенчанная высоким шатром с двухъярусной дозорной башенкой. Две другие уцелевшие башни - пятигранная Кузнечная и круглая Солевая - построены в 1640-е годы, когда велась перестройка оборонительных сооружений монастыря, пострадавших в Смутное время. В монастырь вели трое ворот: восточные, западные и северные. В память об отражении нападения крымского хана Казы-Гирея в 1591 году была сооружена надвратная церковь Всемилостивого Спаса. Над восточными воротами в 1834 году была возведена надвратная церковь Св. Николая Чудотворца. в 1812 году подвергся разорению от французов.

http://drevo-info.ru/articles/15861.html

Алексий Московский, святитель, чудотворец - 25 февраля Алексий, человек Божий, преподобный - 30 марта Киприан, священномученик и Иустина, мученица - 15 октября Икона Пресвятой Богородицы " Казанская " - 21 июля, 4 ноября Икона Пресвятой Богородицы " Неопалимая Купина " - 17 сентября Димитрий Солунский, великомученик - 8 ноября Икона Пресвятой Богородицы " Помощница в родах " - 8 января Иулиания Вяземская, благоверная княгиня — 3 января, 15 июня Иулиания и Евпраксия, преподобные — 16 мая Собор всех преподобных отцов, в подвиге просиявших — переходящая дата Как добраться [ править править код ] Адрес: Россия, г. Москва, 2-й Зачатьевский переулок, дом 2 Проезд: К Зачатьевскому монастырю можно пройти от станций метро " Парк Культуры " или " Кропоткинская " На станции " Парк Культуры " – кольцевая один выход. На станции " Парк Культуры " – радиальная Сокольнической линии два выхода. Выход со станции " Парк Культуры " – кольцевая объединен с одним из выходов станции " Парк Культуры " – радиальная. Выйдя со станции " Парк Культуры " – кольцевая или со станции " Парк Культуры " – радиальная с указателем " Выход на Крымскую площадь, Зубовский бульвар, Комсомольский проспект, к Парку культуры и отдыха и к переходу на Кольцевую линию " , нужно по подземному переходу Зубовский бульвар (Садовое кольцо) и далее идти по ул. Остоженка до монастыря. Однако удобнее всего выходить со станции " Парк Культуры " – радиальная по указателю " Выход на ул. Остоженка, Новокрымский проезд, Центральному дому художника, музею Москвы " . Выйдя из метро, далее пройти по ул. Остоженка в направлении Храма Христа Спасителя до дома 25, затем свернуть направо в небольшой проезд - в конце проезда будет видна стена монастыря. Дойти до конца, повернуть налево и вдоль монастырской стены и пройти к главному входу в монастырь. Вход в Зачатьевский монастырь осуществляется через северные монастырские ворота с надвратной церковью Спаса Нерукотворного Образа. Телефон: (495) 695-1694 , 695-1692, 695-1691, 695-1690

http://azbyka.ru/palomnik/Зачатьевский_м...

Верхний ряд иконостаса представляет собой портретные иконы Ветхозаветных пророков, которые полностью или на 2/3 обращены к верующим. На третьем ярусе расположены ростовые фигуры групп Апостолов, Иоанна Предтечи, Божьей Матери с женами мироносицами, а также поясные иконы свт. Пантелеимона, свт. Николая Мерликийского, свт. Иоанна Златауста и «Глава Предтечи Ионна Крестителя на блюде». Второй ряд состоит сюжетных картин двунадесятых праздников. Над Царскими вратами икона «Тайное вечере». На створках Царских врат портретные иконы Евангелистов. Справой стороны от Царских врат первого яруса расположена ростовая икона Иисуса Христа, за ней архангела Михаила, за ней храмовая икона преп. Симеона Столпника, далее иконы святителей и преподобных. С левой стороны Царских врат расположены иконы: Богоматери с взыгравшим Младенцем, Архангела Гавриила, святителей и преподобных. На солеях стоят хоругви в окладе с изображением Нерукотворного Образа Спасителя и Владимирской иконы Божьей матери, а внизу, расположены киоты ростовых икон: свт. Николая Мерликийского; Казанской иконы Божьей матери; Покрова Богородицы; свт. Веры, Надежды, Любови и их матери Софии. В самом храме у всех стен располагаются многочисленные иконы в окладах и киотах. Среди которых иконы с мощами святого великомученика и целителя Пантелеимона (с мощами) и свт. Феодосия Кавказского (с мощами) Еще одна особенность храма- это монументальные фрески, выполненные в конце 20 века в традициях русской иконописи и по библейским сюжетам русских живописцев (в основном с картин Васнецова). Над северными воротами сюжет о Крещении Руси, напротив –фреска отображающая крещение свт. Владимира. Напротив алтаря на фронтоне и парусах – ростовые иконы мучеников и преподобных. В центральной части храма на правом парусе изображена встреча свт. Иоанна Крестителя с Иисусом Христом, на левом- Благовещение Пресвятой Девы. В центре Нерукотворным Убрус с Ликом Спаса . Алтарь с престолом святого великомученика и Целителя Пантелеимона с левой стороны ограничен от центральной части храма перегородкой, на которой расположены ростовые иконы: «Пресвятой Богородицы, всех скорбящим в радости», равноап. кн. Ольги, прп. Антония Печерского, равноап. Марии Магдалины и свт. Иоанна Златоуста.

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_преподоб...

Можайск. Собор Николая Чудотворца. Ново-Никольский собор Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Каменный Крестовоздвиженский храм на воротах можайской крепости был построен для хранения городской святыни - образа Николы Можайского - в 1541 г. В 1624-1626 г. башня была перестроена. На её основе в 1680-1684 гг. был выстроен новый Никольский городской собор. В нач. XIX в. он был расширен и капитально перестроен в стиле неоготики. Главный престол Никольский, северный придел Скорбященский. В ныне не существующей ротонде был устроен придел Спаса Нерукотворного. Закрыт в 1933 г., сильно пострадал в ходе боев в 1942 г., частично отреставрирован в 1960-х гг., занят трикотажной фабрикой. Возвращен верующим в 1994 г., ремонтируется. Приход Никольского собора в подмосковном Можайске, который в апреле оказался под угрозой разрушения из-за оползня, обеспокоен состоянием здания. " Руководители, разные министерства много лет спорят и перекидывают ответственность друг на друга, ничего не делая, жалея копейку на храм " , – заявили " Интерфакс-Религия " в четверг в приходе. Как отметил собеседник агентства, собор XIX века находится в ведении Минкультуры РФ, но ведомство " не занимается спасением памятника федерального значения " . В свою очередь замминистра культуры правительства Московской области Светлана Анохина в письме, копия которого поступила в " Интерфакс-Религия " , признала, что " имеется угроза причинения вреда Ново-Никольскому собору " . Она напомнила, что в апреле на южном склоне крепостного вала, на расстоянии семи метров от собора, в результате активизации оползневого процесса произошел сход массы грунта. После этого Минкультуры региона вместе с администрацией Можайска, ГУ МО " Мособлпожспасс " , специалистами по инженерной геологии и настоятелем храма провели выездное совещание. По его итогам было рекомендовано провести противоаварийные работы по стабилизации оползневого склона. По словам С.Анохиной, ее ведомство направило обращение в Федеральное агентство по управлению госимуществом о рассмотрении возможности проведения противоаварийных мероприятий либо решения вопроса о передаче прилегающей к собору территории в безвозмездное пользование приходу. Замминистра сообщила, что в настоящее время в министерстве культуры РФ рассматривается возможность финансирования из средств федерального бюджета работ по сохранению объектов культурного наследия, входящих в состав ансамбля Можайского кремля.

http://sobory.ru/article/?object=02335

В 1730 г. огонь еще раз коснулся своей беспощадной силой соборных стен: обгорела внутренность храма и все деревянные иконостасы; то и другое было исправлено архиепископом Георгием Дашковым, причем устроенный новый иконостас сохранился до настоящего времени. Ростовский Успенский собор стоит вблизи северной стены Кремля и обнесен кругом оградою; к собору ведут 4 входа: главный – через святые ворота с западной стороны: южный – через проход под сводами церкви Воскресения Христова; восточный – от церкви Спаса Всемилостивого, что на торгу, и северный – с торговой площади. Здание храма представляет из себя, правильный, почти кубической формы, прямоугольник, возвышающийся на 12 саж. 2 ), увенчанный пятью главами; крыша и главы покрыты белым листовым железом. С трех сторон к церкви примыкают паперти: с западной – главный вход в собор; с южной – тоже вход, открываемый, впрочем, очень редко, а северная паперть заложена и тут устроена печь для отопления храма. Внутреннее расположение поражает своей стройностью и вместе с тем простатою. Своды собора покоятся на четырех массивных столбах, невольно напоминающих собою четырех «столпов церкви»: Леонтия, Исаию, Игнатия и Феодора, святые мощи коих почиют в этом храме. Вокруг столбов устроены иконостасы, в которых установлены большие иконы двунадесятых праздников; в числе этих икон – обращает внимание картина «страшного суда» на правом столбе при входе. Направо же, у стены, под судом почивают мощи св. Феодора, архиепископа ростовского. Подвигаясь вперед по этой стороне, – в углу, на амвонной возвышенности, близ иконостаса, увидим раку с мощами св. Исаии, а на противоположной стороне, у северной стены, – такую же раку св. Игнатия, епископов ростовских. В отдельном Леонтьевском приделе почивают мощи первого ростовского епископа-мученика св. Леонтия. Налево от царских врат, в главном иконостасе, в первом ярусе находится чудотворная икона Владимирско-Ростовской Божией Матери. Остановимся несколько подробнее на сказаниях, какие сохранили нам ростовские летописи о только что поименованных святынях Успенского собора. Св. чудотворная икона Владимирско-Ростовской Божей Матери

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/r...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010