Рыбницы. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Спасская церковь Карта и ближайшие объекты Храм построен в 1792 г. на пожертвования прихожан и крестьянина Кирилла Михайловича Кускова. Ранее на этом месте тщанием генерал-поручика барона Карла Сиверса была построена деревянная церковь, просуществовавшая с 1759 по 1789 гг. Храм расписан в 1878 и 1884 гг. На мысу у впадения реки Рыбницы, давшей название селу, в Волгу, высится величественная Спасская церковь. Церковь построена на месте деревянного храма в 1791 году. Ровесница Троицкой церкви в Диевом Городище, она внешне повторяет тип «корабля». Однако в облике ее гораздо ярче отразились художественные каноны ярославской школы зодчества XVII века, причудливо переплетенные с мотивами барокко и раннего классицизма. Совершенно " по-ярославски " решено пятиглавие: поднятые на высоких барабанах огромные шарообразные главы собраны в тесную группу. Зрительно пятиглавие почти вдвое увеличивает высоту памятника. С местными традициями связано и выполненное из оцинкованного железа чешуйчатое покрытие глав, имитирующее лемех и черепицу. Об устойчивости традиций XVII века говорят и некоторые элементы фасадного декора – широкие плоские лопатки на углах четверика, фриз из мелких кокошников, поставленных на узкий карниз, состоящий из тонкой полоски поребрика. В интерьере храма сохранилась живопись конца XIX – начала XX века. Единое художественное целое с самим храмом составляют высокая колокольня в стиле классицизма и ограда, северные ворота, которые украшены пышной позднеклассической лепниной. Западные ворота ограды переделаны в 1867 году. На кладбище, недалеко от алтарной части церкви можно увидеть небольшую надгробную плиту «Скульптор академик Александр Михайлович Опекушин» - автор известного памятника Пушкину в Москве родился в семье крепостного крестьянина в деревне недалеко от Рыбниц. По книге Борисова Н.С. «Окресности Ярославля. Диево Гордище-Красное-Некрасовское-Карабиха-«Великое Село»-Филиппово». Когда-то земли, где сейчас находится село Рыбницы и окрестные деревни, принадлежали Ксении Ивановне Шестовой (инокине Марфе), матери первого царя из династии Романовых - Михаила Федоровича Романова.

http://sobory.ru/article/?object=03075

В церкви сохранились старинные деревянные иконы, которые стоят в отдельных резных киотах, например, «Не рыдай по мне мати», «Никола», относящиеся к 17 столетию. Особенно интересна икона «Псалтирь», написанная на латинском языке на пергаментной бумаге – считается, что оно принадлежало Иоанну Милостивому. В 1702 году «Псалтирь» был заново переплетен и положен в гроб блаженного. Толгская церковь является единственной в Ростове, которая не была ликвидирована в годы советской власти, по причине чего смогла сохранить свои интерьер. Адрес: Россия, Ярославская область, Ростов, улица Декабристов, 10 Телефон: +7 (905) 634-52-54 , настоятель Подробнее... Церковь Спаса Всемилостивого на Торгу [ править править код ] Против Успенского собора с востока возвышается церковь Спаса на Торгу, или Спас Ружная. Она " вписана " в план Гостиного двора и называется так потому, что находилась среди торговых рядов, многие годы не имела прихожан, а источником её существования была " руга " - особый сбор, пожертвования. Впервые была построена из дерева в 1206 г. (по одним источникам) или в 1216 г. (по другим). Во время польско-литовского нашествия разграблена и сожжена до основания. Около 40 лет это место пустовало. В 1654 году в июле в Ростове началась " моровая язва " , такая сильная, что много людей умирало, и живые не успевали хоронить мёртвых. Не зная, как бороться с эпидемией, ростовцы на денежные сборы построили на этом месте деревянный храм, в сильный пожар 1671 года опять сгоревший до основания, поэтому он был выстроен ростовцами практически заново. Время возведения храма совпало с годами строительства Архиерейского дома, поэтому заметно влияние архитектуры его храмов, в особенности церкви Григория Богослова. Благодаря этому церковь хорошо гармонирует с соседним ансамблем кремля. Адрес: Ярославская область, Ростовский район, г. Ростов Великий, пер. Советский, 6 Подробнее... Проезд из Москвы [ править править код ] С Центрального автовокзала на г. Ростов курсирует 8 рейсов. Среднее время в пути – 5 ч. Также с автовокзала «Северные Ворота» регулярно отправляются автобусы на Ростов.

http://azbyka.ru/palomnik/Ростов

Около 1700 г. на территории острога бригадой местных плотников во главе с Андреем Ховаровым была построена из лиственницы церковь Спаса Нерукотворного Образа. С 1783 по 1805 гг. Зашиверск был уездным городом, а затем оставлен за штатом в Верхоянском округе Якутской области. После эпидемий оспы прокатившихся по городу в 1812-1856 гг. почти все жители покинули город, и к кон. XIX в. он опустел полностью. Ныне урочище Зашиверск находится в Момском районе республики Саха (Якутия), в 115 км к северу от райцентра (с. Хонуу) и 3330 км к северо-востоку от музея СО РАН. На городище Зашиверск в 1969-1971 гг. работала научная экспедиция ИИФиФ СО АН СССР под руководством А.П. Окладникова. По итогам экспедиции в 1971 г. Спасская церковь и отдельно стоящая надвратная колокольня были перевезены в создаваемый историко-архитектурный музей СО АН СССР. Проект реставрации храма выполнен с учётом материалов известных исследователей деревянного зодчества А.В. Ополовникова и Е.А. Ащепкова. Спасская церковь, рубленная " в обло " , принадлежит к шатровым храмам типа " восьмерик на четверике " и состоит из основного объёма, пятигранной апсиды, крытой бочкой с главкой, и трапезной под двускатной крышей. При реставрации восстановлены крытая висячая галерея, идущая только по северной стене храма, и западное крыльцо. Надвратная отдельно стоящая шатровая колокольня рублена " в обло " . Прирубы, расположенные симметрично относительно композиционной оси, перекрыты двускатной кровлей на самцах. В кон. 1980 - нач. 1990-х гг. в урочище Соттинцы Усть-Алданского района республики Саха (Якутия) был создан Ленский историко-архитектурный музей - заповедник, где построили точную копию Спасской церкви и её отдельно стоящей колокольни, при этом сделана попытка воссоздать стены в виде тына и северные ворота Зашиверского острога, утраченные к моменту начала работы экспедиции ИИФиФ СО АН СССР на городище. Заброшенный город Зашиверск находится в Якутии, на территории Момского улуса. Название города переводится как " город за шиверами " (за порогами).

http://sobory.ru/article/?object=18889

Адрес: 214000, город Смоленск, Соборный двор, дом 9 Телефон: +7(4812)38-28-62 , +7(905)163-52-12 Подробнее... Одигитриевская церковь (Смоленск) [ править править код ] На месте храма с конца XVI века стояла каменная Фроловская башня с воротами. На ней в нише с 1602 года, по окончании строительства крепости, находился образ Божией Матери «Одигитрии», присланный в Смоленск царем Борисом Федоровичем Годуновым. В начале XVIII века, пришедшая в ветхое состояние башня, была разобрана. В 1727 году над воротами крепостной стены поставлен и в 1728 году освящен епископом Гедеоном (Вишневским), деревянный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В него была перенесена чудотворная икона Божией Матери. При епископе Парфении (Сопковском) в 1793 году на месте деревянного храма был построен каменный. В 1800 году он был освящен. Епископ Серафим (Глаголевский) благословил в 1811 году его перестроить. В храме устроили два престола: южный – во имя Всемилостивейшего Спаса, северный в честь Смоленской иконы Божией Матери. Адрес: 214000, город Смоленск, улица Соболева, дом 1 Телефон: +7(4812)27-05-22 Подробнее... Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» (Смоленск) [ править править код ] Храм построен на кладбище города Смоленска (так называемый 7-й километр) на пожертвования трудами настоятеля храма протоиерея Георгия Свитцова при активной поддержке ктиторов. Храм «Всех скорбящих Радосте» — каменный, одноапсидный, крестообразный в плане, однокупольный. Центральный купол имеет шлемовидную форму, в завершении смонтирован крест. Фасады храма выполнены в облицовочном кирпиче, не оштукатурены. Так же на фасадах имеется декоративное оформление в виде: пилястр, карниза, оконных наличников, арочные порталы входов. Адрес: 214000, город Смоленск, 7 км (Новое кладбище) Телефон: +7(910)788-37-37 Подробнее... Храм преподобного Сергия Радонежского (Смоленск) [ править править код ] В 2015 году в микрорайоне Соловьиная Роща города Смоленска на участке по улице Генерала Трошева был освящен Крест на будущем месте строительства храма в честь преподобного Сергия Радонежского. Этот храм — один из десяти, возведение которых в Смоленске было благословлено Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

http://azbyka.ru/palomnik/Смоленск_(храм...

К 1654 году в Троицкой обители вырос новый соборный храм и в том же году расписан: прежний хотя и уцелел в перипетиях начала столетия, но сильно обветшал и уже не соответствовал тому значению, которое приобрёл монастырь. Собор, помимо основного престола во имя Троицы Живоначальной, имел два придела - Спаса Нерукотворного (южный) и Рождества Богородицы (северный). Мощный четверик венчали пять глав, центральная из которых сверкала золочёными звёздами. Всего монастырских храмов насчитывалось пять. То были, помимо Троицкого собора, Сретенская тёплая церковь (1530), надвратная церковь во имя прп. Макария Калязинского (1617), больничная Алексеевская церковь (1655) и Успенская церковь (1884). В центре монастырского двора высилась классицистическая колокольня высотой 29 сажень (около 62 метров)(1822 г.). По периметру монастырь был ограждён каменными стенами общей длиной 700 метров с угловыми башнями и воротами. В 1700 году для мощей прп. Макария была устроена новая серебряная рака, в ней угодник почивал вплоть до закрытия монастыря советской властью. Одним из немногих среди русских монастырей Макарьевский благополучно пережил секуляризационную реформу 1764 года, будучи причислен к первому классу. Все монастырские праздники - в особенности день обретения мощей прп. Макария - проходили при большом стечении богомольцев, и революционные события 1917 года мало что изменили в этом отношении. Народ всё так же шёл в обитель, к мощам преподобного, и это не могло не вызывать раздражения большевиков. 8 февраля 1919 года раку с мощами прп. Макария вскрыли, а в июне следующего года монастырь прекратил своё существование. В 1920 году в его зданиях разместилась экспозиция историко-краеведческого музея, созданного И. Ф. Никольским, затем - дом отдыха Московского электрозавода " Электрокомбинат " . Окончательная гибель ансамбля Калязинского монастыря связана со строительством Угличской ГЭС. Тогда, в конце 1930-х - начале 1940-х годов были затоплены многие памятники истории и архитектуры, оказавшиеся в зоне Угличского водохранилища. В 1939 году Калязинский Свято-Троицкий монастырь был взорван. Ансамбль допетровского зодчества, как и вся старая часть города Калязина, ушёл под воду созданного водохранилища. Спасти удалось только фрагменты фресок XVII века из Троицкого собора и некоторые другие " артефакты " - куски белокаменной резьбы - бусину портала, поливные и неполивные изразцы XVII века с рельефным орнаментом и фигурой всадника, металлический флюгер, снятый с одной из монастырских башен. Часть " вещей " были размещены в Калязинском краеведческом музее, часть в Музее архитектуры им. Щусева в Москве.

http://sobory.ru/article/?object=24771

Церковь Николая Чудотворца в Голутвине (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Святителя Николая в Голутвине — православный храм, принадлежащий к Москворецкому благочинию Московской епархии. С 7 февраля 2011 года храм является Китайским Патриаршим Подворьем. Церковь Николая Чудотворца в Голутвине является памятником архитектуры федерального значения. Содержание История [ править править код ] Храм был построен в 1686—1692 годах месте небольшого монастыря Рождества Пресвятой Богородицы на Голутвине в Колычёвой слободе. Монастырь этот упоминался ещё в 1504 году в завещании князя Ивана III. Храм в 1883 году В 1772 году в храме были частично переделаны в стиле барокко трапезная с южным приделом и апсида храма. В 1823 году к трапезной был пристроен северный придел в стиле ампир по проекту архитектора Ф. М. Шестаков. В этом же году перед входом западного фасада трапезной был сооружён небольшой притвор. В 1923 году храм был закрыт. В 1930-е годы была разрушена колокольня. В 1933 году иконостас, иконы Спаса Вседержителя и Иоанна Богослова работы Т. Филатьева, датируемые концом XVII века, были перенесены в Третьяковскую галерею. Икона Благовещения была отдана в музей «Новодевичий монастырь». В 1960—70-е годы были разобраны ограда с воротами и дом причта. В эти годы в храме размещалась кафедра геофизики МГРИ, а затем помещение храма было передано Третьяковской галерее. Богослужения в храме возобновились только в 1992 году. В 1993—1995 годы храм был отреставрирован за счёт городского бюджета. В настоящее время восстановлена разрушенная надвратная колокольня и Никольский придел. Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 7 февраля 2011 года на базе храма было учреждено Китайское Патриаршее Подворье, настоятелем которого назначен протоиерей Игорь Зуев. Храм знаменателен тем, что в нём ежедневно в течение всего года, кроме Пасхи и светлой седмицы, каноны на утрени совершаются по Уставу — с Библейскими песнями, а не с молебными запевами, как везде в большинстве приходских храмов.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Никола...

В Лавре путь, ведущий от святых ворот к Троицкому собору, был усыпан песком и положено красное сукно, а сверху оно было устлано зеленью и цветами из монастырских оранжереи. По обоим сторонам пути были выстроены рядами студенты Академии, ученики гимназии и других учебных посадских заведений. Здесь же находилась масса публики, впущенной по особым билетам. В северном притворе собора собрались профессора Академии. В первом часу раздался торжественный звон в «царь-колокол», и крестный ход направился к Святым воротам 957 навстречу Царю и Царице. В ходе принимала участие вся монастырская братия, расположенная в порядке старшинства; заключал ход я и Владыка митрополит; все в золотых облачениях. Торжественная процессия медленно проследовала по проспекту и остановилась на площади перед Святыми вратами Лавры. Чудный вид представляла площадь, усеянная тысячами народа из Посада и из окрестных сел. В час дня громовое «ура» возвестило о прибытии Их Величеств. Из-за угла показался чудный экипаж с великолепными конями, на котором восседали Царь с Царицею. Это – один из торжественных моментов. Сердце точно замирало. Как будто не верилось, что вот-вот увидим Царя, о чем миллионы только мечтают и так и умирают, не видя его. А тут видеть лицом к лицу… Слава Богу! Владыка митрополит осенил Их Величества святым крестом, золотым, украшенным драгоценными камнями, пожалованным к мощам преподобного Сергия в Бозе почившим Императором Александром Николаевичем. Их Величества приложились ко кресту, приняли окропление святою водою и, предшествуемые духовенством, певчими и митрополитом, направились по устланному красным сукном пути в Троицкий собор. За Их Величествами и Их Высочествами следовали Их свита и лица, прибывшие в Императорском поезде. Громкие крики «ура» оглашали воздух, и Их Величества изволили милостиво кланяться. На колокольне раздавался торжественный звон во все колокола. В час и пять минут дня Их Величества вступили в северную паперть Троицкого собора. Колокольный звон прекратился, и Владыка митрополит обратился к Их Величествам с краткой речью, после которой Их Величества чрез северные двери вступили в Троицкий собор и изволили стать у южного столба, близ правого клироса, возле иконы Спаса Нерукотворенного.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Церковь Успения Пресвятой Богородицы Второй по времени возведения сохранившейся постройкой Даниловой пустыни является церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Она была построена в 1740 г. над северными вратами обители. Храм принадлежит к распространённому в то время типу «восьмерик на четверике». С востока к его основному объёму примыкает гранёная апсида, с запада – трапезная с воротами под ней. Над восьмериком возвышается купол, увенчанный небольшой главкой на гранёном барабане. Четверик храма прорезан с севера и юга двумя рядами полуциркульных окон, украшенных прямоугольными наличниками. Каждая грань восьмерика имеет по одному окну, обведённому наличниками в виде колонок с килевидными завершениями. Углы объемов храма отмечены пилястрами. Колокольня Колокольня является доминантой монастырского архитектурного ансамбля. Расположена в середине западной части стены, окружающей пустынь. Колокольня сооружена под влиянием русско-византийского стиля. На четверике, в котором расположены главные ворота монастыря, поставлен восьмерик; на нём – цилиндрический ярус звона; ещё выше – увенчанный массивной главой небольшой барабан с часами на четыре стороны света. Фасады украшены декоративными наличниками, нитками с филенками, кокошниками. Историками подмечено, что второй – восьмигранный – ярус колокольни имитирует ярус звона, характерный для древних колоколен, однако остаётся неясным, выполняет ли он исключительно декоративные функции или предназначен для размещения в нём колоколов по проекту. Ныне существующая колокольня построена в XIX в. Источник: " Вознесенская Давидова пустынь. История. Храмы. Святыни. Житие преподобного Давида " . Путеводитель. Вознесенская Давидова пустынь находится в восьмидесяти пяти километрах от Москвы и в двадцати четырех километрах от Серпухова, недалеко от города Чехова. Она расположена в красивой местности на берегу реки Лопасни, впадающей в Оку, на высокой полугоре, изобилующей белым камнем. Основана обитель была 31 мая 1515 года преподобным Давидом, игуменом Вознесенским, Серпуховским чудотворцем, который пришел на это место с иконою Знамения Богоматери с двумя монахами и двумя послушниками. Поселившись здесь, он поставил кельи, возвел первые деревянные храмы в честь боголепного Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа с приделом в честь Успения Пресвятой Богородицы и Святителя и чудотворца Николая с трапезою. Около своей пустыни Преподобный насадил липовую рощу.

http://sobory.ru/article/?object=02624

В 1620 г. показана, как теплый деревянный храм. Придел Илии пророка известен с 1647 г., когда сюда 3 августа был выход государя. Того же года 11 октября освящена каменная Введенская церковь. Придел Лонгина Сотника известен с 1651 г., когда сюда 16 октября был выход государя. Св. Лонгин был в особом почитании у царского семейства с 1415 г. При церкви были государевы хоромы. В 1668 г. построен каменный Лонгиновский придел, на него шла руга из приказа Большого Дворца отдельно от Введенской церкви. С 1688 г. при помощи от приказа Поместного строился нынешний трехпрестольный храм. Лонгиновский придел освящен 15 октября 1698 г., а главная церковь 23 ноября 1701 г. Храм был обновлен в 1869 г. Александровский М.И. «Указатель древних церквей в местности Ивановского сорока». Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, дом 14, 1917 г. В XVII в. здесь находилась слобода, в которой жили царские шатерники – слуги, возившие во время военных походов за царем и его свитой шатры (бараши). Первая каменная Введенская церковь была построена в 1647–1653 гг. на повороте дороги, идущей от Покровки к Земляному валу, позднее названной Барашевским переулком. В 1688–1701 гг. на ее месте был построен большой одноглавый храм с престолом Введения во храм Пресвятой Богородицы, обширная двухстолпная трапезная с двумя приделами: северным во имя пророка Илии и южным во имя мученика Лонгина сотника. Церковь является примечательным памятником московского («нарышкинского» барокко). Окна храма украшены наличниками с колонками и замысловатыми гребнями, стены завершаются наличниками, восьмигранный барабан единственной главы – граненой главкой. Существующую четырехъярусную колокольню построили в 1740-х годах, и она прекрасно завершила композицию храма. В 1815 г. храм обновлялся при участии архитектора М.М. Казакова, сына великого мастера классицизма. Ограда и ворота были построены в начале XIX в. В 1823–1824 гг. снаружи в декоративных кокошниках были сделаны росписи. Иконостас главного храма в начала XIX века выкрасили голубой краской, а в 1851 г. весь вызолотили. В храме хранилась чтимая икона «Богоматерь – умягчение злых сердец», написанная в 1713 г. известным иконописцем Василием Улановым, переданная в филиал Исторического музея Новодевичий монастырь. Также в церкви находился образ Спаса Нерукотворного, который был подарен царю Ивану Грозному послом императора Священной Римской империи Рудольфа II Габсбурга.

http://sobory.ru/article/?object=02009

Одигитриевская церковь (Смоленск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Надвратная Одигитриевская церковь в городе Смоленск сильно пострадала во время войны 1812 года от неприятеля и была восстановлена в 1814 году по проекту архитектора М. Н. Слепнева. Во второй половине 19 века мастером Леонтьевым был написан иконостас. Содержание История и описание [ править править код ] Надвратная церковь 1910-е годы На месте храма с конца XVI века стояла каменная Фроловская башня с воротами. На ней в нише с 1602 года, по окончании строительства крепости, находился образ Божией Матери «Одигитрии», присланный в Смоленск царем Борисом Федоровичем Годуновым. В начале XVIII века, пришедшая в ветхое состояние башня, была разобрана. В 1727 году над воротами крепостной стены поставлен и в 1728 году освящен епископом Гедеоном (Вишневским), деревянный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В него была перенесена чудотворная икона Божией Матери. При епископе Парфении (Сопковском) в 1793 году на месте деревянного храма был построен каменный. В 1800 году он был освящен. Епископ Серафим (Глаголевский) благословил в 1811 году его перестроить. В храме устроили два престола: южный – во имя Всемилостивейшего Спаса, северный в честь Смоленской иконы Божией Матери. Смоленская чудотворная икона с 6 августа до 5 ноября 1812 года находилась в действующей армии. Этой иконе молилась русская армия во главе с главнокомандующим М. И. Кутузовым на молебне накануне Бородинской битвы. Во время оккупации Смоленска французскими войсками в здании располагался хлебный магазин. Храм пострадал от неприятеля и восстановлен в 1814 году по проекту архитектора М. Н. Слепнева. Во второй половине 19 века мастером Леонтьевым был написан иконостас. В 1909 году при храме была открыта Смоленская публичная православная библиотека и читальня. В советский период храм несколько десятилетий использовался под учреждения культуры. После революции, в 30-е годы XX века в здании надвратной церкви Одигитрии был рабочий клуб. В годы Великой Отечественной войны верхний ярус ворот был уничтожен, после войны он был восстановлен, однако, проезд через ворота был закрыт (так как мост, ведущий к ним, был уничтожен), а уровень улицы Соболева был поднят выше цоколя ворот.

http://azbyka.ru/palomnik/Одигитриевская...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010