Покрова Пресвятой Богородицы, что в Левшине. Пречистенка, Левшинский переулок. Главная церковь построена в 1712 году полковником Левшиным, трапезная – в 1748. Приделы: 1) Преподобного Сергия, 2) Димитрия Ростовского . Благовещения Божией Матери, в Златоустовском монастыре. Построена в 1713 году адмиралом Ф. М. Апраксиным. Покрова Пресвятой Богородицы, что в Кудрине. Главная церковь , построена в 1704–1714 годах, нынешняя трапезная и колокольня – в 1800–1819 годах. Приделы: 1) Николая Чудотворца, 2) Алексея, Человека Божия. 212. Тихвинской Божией Матери, в Донском монастыре, над северными воротами. Построена в 1714 году на средства Царицы Прасковьи Феодоровны и Царевны Екатерины Иоанновны. 213. Архангела Михаила, в Донском монастыре. Построена в 1714 году стольником И. И. Дурново, и была освящена во имя Евфимия Великого. В 1806–1809 году переделана и получила свое нынешнее имя. 214. Николая Чудотворца, что в Дербентском. Близ Сретенского бульвара, между Стрелецким и Уланским переулками. Главная церковь построена в 1715 году, колокольня – в 1791, трапезная перестраивалась в 1878 и 1895 годах. Приделы: 1) Преподобного Сергия, 2) Всех Скорбящих Радости. Петра и Павла, что на Новой Басманной. Построена в 1714–1719 годах. Внизу престолы: 1) Владимирской Божией Матери, 2) Утоли .моя печали, 3) Николая Чудотворца. V. Время Синодального управления Непосредственное Святейшего Синода заведывание Патриаршею областью Спаса Преображения, что на Болвановке (Новой). Между Пятницкой и Кузнецкой улицами в Спасоболвановском переулке. Главная церковь построена в 1722 году, трапезная и колокольня – в XIX веке. Приделы: 1) Татианы Мученицы, 2) Евдокии Мученицы. Благовещения Божией Матери, что на Тверской. Главная церковь построена в 1722 году, колокольня – позднее, трапезная – в 1868 году. Приделы: 1) Николая Чудотворца, 2) 3осимы и Савватия. Успения Пресвятой Богородицы, что в Кожевниках, близ Новоспасскаго моста. Главная церковь построена в 1724 году, колокольня – в 1795. Трапезная заново выстроена в 190З году по проекту П. В. Воейкова. Приделы: 1) Георгия Великомученика, 2) Николая Чудотворца, З) Священномученика Харла.мпия.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

Масляная настенная живопись в нижнем этаже храма, исполненная в позднеакадемической манере, относится к нач. 20 в. В своде алтаря написана Троица в иконографии «Отечество», а на стенах – «Распятие» и «Положение во гроб». На треугольных клеймах в северной части свода храма помещены композиции, посвященные Илье Пророку, а в южной – житию Богоматери. На боковых гранях столба в арочных клеймах и в сводах арок представлены образа избранных святых в медальонах; на западной стене к северу от входа – композиция «Воскресения Христово». В основании сводов в гризайльной манере написан профилированный карниз. Рамы сюжетных клейм на сводах увенчаны кокошниками с херувимами. Два одноярусных иконостаса в первом этаже храма, соответствующих двум приделам, поставлены встык. Они исполнены в недавнее время с использованием конструктивной основы и элементов сер. 19 в., видимо, сохранившихся от ранее существовавших иконостасов. Северный, с гладкоствольными колоннами, фланкирующими царские врата, оформлен в стиле позднего классицизма, южный – в формах псевдобарокко. Его царские врата с размещенными по сторонам витыми колоннами, украшенными цветочными гирляндами, помещены в скругленном ризалите, а фриз в антаблементе декорирован рельефом с цветочными гирляндами, резанным по левкасу. Ограда с воротами, 1898 г. Ограда, характерная для времени эклектики, имеет вид металлической сетки с диагональными квадратными ячейками, укрепленной в четырехгранных кирпичных оштукатуренных столбах, понизу связанных невысоким цоколем и завершенных четырехскатными кровельками. Ворота представляют собой кирпичную оштукатуренную арку, переброшенную между двумя прямоугольными в сечении пилонами, которые прорезаны проемами калиток с лучковыми перемычками. Единственным украшением ворот служит несложный венчающий карниз. Полотнища металлических створок ворот и калитки, увенчанных крестами, также выполнены в виде диагональной решетки, дополненной внизу широкой каймой из волютообразных прутьев. http://svodokn.ru/object/101513659?open=true

http://sobory.ru/article/?object=03118

В дальнейшем, с расширением торговой деятельности села, ансамбль его центра продолжает развиваться и пополняться новыми сооружениями. В 1-й. четв. 19 в. расширяется Преображенская церковь, а в 1848-49 гг. весь комплекс обносят единой оградой с железной решеткой (утр.), на ее углах ставят позднеклассицистические павильоны - часовни с колоколообразными куполами и небольшими главками. Две из этих часовен принадлежали приходу Успенской церкви, а две - Преображенской. Помимо главного входа со Святыми воротами, в западной стороне ограды на территорию комплекса вели северные и южные ворота. Все они, за исключением северных, выстроены уже в поздних массивных формах русского стиля кон. 19 в. с многочисленными поясками, ширинками и главками на шатрах. В 1930-х гг. закрыли церкви, а снятые с колоколен колокола вывезли в Иваново. Тем не менее, несмотря на разрушения ограды храмового комплекса, утраты ряда сооружений в рядовой застройке и обезличивающие ремонты торговых рядов, село до сих пор привлекает к себе внимание хорошо запоминающейся панорамой, свидетельствующей о богатстве древнего села и предпринимательской славе его жителей. Беляев, 1863, с. 207, 211; Семенов, 1873, т. IV, с. 188; Списки населенных мест.., 1877, с. 377; Костромская старина, 1890, с. 8-10; Список населенных мест.., 1907, с. 303; Костромской календарь, 1908, с. 128; Краткие статистические.., 1911, с. 242-243; Зутиков, 1968. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М, Наука, 2000, с. 645-647 В 20-ти километрах от Луха находится старинное село Порздни, примечательное двумя выдающимися колокольнями, видимыми издалека, задолго до въезда в само село. Можно предположить, что две церкви как бы " соревнующиеся " своими колокольнями - это продукт соперничества местных купцов, стремившихся выяснить, " кто краше построит " . Такое часто бывало, например в Ярославле... Да только в Порзднях всё было не так. Две церкви - это храмовый комплекс, зимний и летний храмы, и именно таким он и задумывался изначально.

http://sobory.ru/article/?object=06043

Отличается выразительностью несколько наивно трактованных форм. Центральная мощная прямоугольная стена, включающая крупный арочный въезд, увенчана фронтоном, двумя ступенями аттика за ним и поздней металлической главкой на пирамидальном основании. По сторонам к ней примыкают пониженные и более узкие стенки, прорезанные также арочными проходами калиток. Устои украшены трехчетвертными укороченными тосканскими колоннами на постаментах, крайние из них заканчиваются вогнутой кровлей и вазой. Средний проезд подчеркнут архивольтом с замковым камнем. Северные ворота - оригинальный пример архитектуры малых форм в духе эклектики. Четыре массивных квадратных пилона ограничивают центральный широкий проезд и два боковых прохода с калитками (сохранилась решетка восточной). Между более высокими средними пилонами перекинута широкая лучковая перемычка, на которую водружен тяжелый постамент, несущий невысокую тумбу, равную в сечении пилонам. Тумба, как и устои ворот, заканчивается крупным трехступенчатым карнизом и вместе со всеми пилонами формирует общий пирамидальный силуэт ворот. Крайние опоры завершены шпилями на четырехскатных кровлях, средние и тумба - высокими восьмигранными пирамидками с главками (сохранились фрагментарно). Со стороны улицы устои украшены выложенными в кирпиче рустом, нишками, крестами и киотами. Часовня вне границ церковного участка поставлена к юго-востоку от него, на одной (красной) линии с южной стороной ограды. Является важным элементом панорамы храмового комплекса. Характерный для рубежа 19-20 вв. пример архитектуры малых форм, выдержанный в духе эклектики. Компактное квадратное сооружение под четырехскатной кровлей увенчано железным восьмигранным барабаном, скругляющимся в верхней части, с граненой вазой и миниатюрной главкой. Стены покрыты выложенным в кирпиче рельефным декором. Главный фасад обращен к торговой улице села. Прорезанный в нем дверной проем имеет профилированное обрамление с арочным верхом. Этот фасад акцентирован также центральным треугольным щипцом, на котором возведен кирпичный крест.

http://sobory.ru/article/?object=06043

Сложный декор в сочетании с белокаменной резьбой заполняет фасады храма. Основным мотивом служит виноградная лоза - символ Новозаветной церкви. В 1764-1767 г.г. мастером Петром Белавиным была выстроена каменная шатровая колокольня по аналогии с соборной. Окружающую Казанское кладбище каменную ограду соорудили уже в середине XIX в. В западной её части расположены высокие трехчастные ворота с иконой Спаса Нерукотворного. В интерьере Казанской церкви сохранилась фресковая роспись 1756-1757 г.г., созданная ярославскими мастерами. На арке прохода в северный придел сохранилась надпись об этом событии. В 1899 г. фрески были реставрированы художниками В.П. Китаевым, А.И. Кобыличным, С.Ф. Чуприненко. В основном росписи относятся к христологическому циклу с введением сюжетов притч, Деяний апостольских, богородичных сюжетов. Иконостасы главного храма и приделов относятся к более позднему времени. После 1917 г. храм оставался действующим, не считая кратковременных его закрытий в 1937 г. и в годы войны. В начале 70-х г.г. храм был капитально отремонтирован, а колокольня выпрямлена трудами протоиерея В.Ф. Рассказовского. Нынешнее состояние Казанской церкви внушает опасения. Из-за неправильно устроенной отмостки кирпичная кладка до сводов пропитана водой и засолена. Отпадает от стен левкас вместе с фресками, на которых к тому же выступает емчуга. Разрушается живопись иконостасов во всех приделах. Совершенно не оправдывает себя окраска стен и сводов Антипьевского придела масляной краской. Постоянно заливает площадку звона колокольни, а сама она вновь начала наклоняться. Пока ещё можно все исправить, но может оказаться и поздно. Нелишне помнить, что таких храмов в России всего пять! М.Ю. Хрусталев " Храмы Устюжины Железопольской. Устюжна " , Краеведческий альманах, вып. 2 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=00239

Использованная литература: Димитрий (Самбикин), архиепископ. Монастыри и приходские церкви Торжка и их достопримечательности. – Тверь, 1903. Илиодор. Историко-статистическое описание Новоторжского Борисоглебского монастыря. – Тверь, 1861. Колосов И. Новоторжский Борисоглебский монастырь. – СПб., 1890.Лопатина Н.А. Краеведческий альманах 4: Материалы по истории Новоторжского Борисоглебского монастыря. – Тверь, 2004. Петров О.В. Борисоглебский монастырь в XX веке. История в устных воспоминаниях//Сборник научных трудов ВИЭМ: Вып. 1. – Торжок, 1997. Церковь Спаса Нерукотворного Образа расположена на территории Борисоглебского мужского монастыря. Надвратная церковь Спаса Нерукотворного Образа возведена по проекту архитектора Н.А. Львова в 1804-1811 годах на средства монастыря и добродетелей на месте бывшей каменной обители Воздвижения Креста Господня 1684 года постройки. Объемная храмовая композиция выстроена в стиле классицизма, представляет собой двухсветный восьмигранный объем, над которым возвышаются три яруса колокольни, завершенные ротондой из 12 колонн коринфского ордера, поддерживающих купол с высоким шпилем. На нижнем этаже устроен арочный вход - Святые ворота, через которые проходили крестные ходы. Северные и южные фасады второго света церкви Спаса Нерукотворного Образа отмечены четырехколонными портиками тосканского ордера, а с востока к основному объему примыкает полукружие алтарной апсиды, с запада - такой же выступ, аналогично украшенный тосканскими колоннами и треугольным фронтоном. У основания колокольни по четырем углам установлены световые барабаны, завершенные шлемовидными куполами и декоративными главками. Храм закрыт в 1930 году. В настоящее время церковь Спаса Нерукотворного Образа не действует, является уникальным архитектурным сооружением монастырского комплекса, нуждается в срочной реставрации. http://www.voronezhgid.ru/architecture/ Архитектура второй колокольни Борисоглебского монастыря не претерпела существенных изменений, но сама по себе довольно необычна. В 1804 - 1811 г.г. над Святыми вратами монастыря на месте древней церкви во имя Воздвижения Честнаго Креста Господня (1684 г.) был построен храм во имя Нерукотворного Образа Спаса. Архитектора, проектировавшего ее, установить пока не удалось, хотя некоторые исследователи называют Николая Александровича Львова, много работавшего в Торжке и Валдае. Основным аргументом в пользу этого предположения является сходство Спасского храма с церковью св. Екатерины (1786-1790 г.г.) в усадьбе графов Воронцовых Мурино под Санкт-Петербургом. Строительством надвратного храма в Борисоглебском монастыре руководил городской архитектор Федор Ананьев, которого иногда называют «талантливый архитектор-самоучка» (недавно в публикациях почему-то появилась информация о братьях Ананьиных) и относят к школе М.Ф. Казакова. Над новым храмом и возвышалась колокольня, которая «своей красотой придавала величественный вид всей обители».

http://sobory.ru/article/?object=05514

Москва. Зачатьевский монастырь. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Храм Нерукотворного Образа Спасителя над северными воротами Церковь. Действует.   Престолы: Спаса Нерукотворного Образа Архитектурный стиль: Нарышкинский Год постройки:1696. Адрес: Россия, город Москва, 2-й Зачатьевский переулок, дом 2, строение 19. Координаты: 55.74028, 37.59954 Проезд:Станция метро " Кропоткинская " . Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь Спаса Нерукотворного Образа на вратах Зачатьевского монастыря сооружена в 1696 году. Средства на строительство пожертвовал Андрей Леонтьевич Римский-Корсаков. Самая старая церковь обители. Незначительно пострадала от пожара 1812 года. В этом же году поновляется. Закрыта в 1925 году. В 1960 году проведены работы по внешней реставрации. Вновь освящёна в 1993 году. Под церковью в большом проходе размещена часовня в честь свт. Алексия Московского. Алексия, митрополита Московского, святителя в Зачатьевском монастыре часовня. Находится при входе в монастырь, под надвратным храмом Спаса Нерукотворного Образа, справа от ворот. Место ее на фасаде храма отмечено иконой святителя Алексия, митрополита Московского. Зачатьевский монастырь был основан святителем Алексием, митрополитом Московским в 1360 г. Его первыми насельницами были родные сестры святителя - игуменья Иулиания и монахиня Евпраксия. До закрытия монастыря в 1927 г. и разрушения монастырского собора Рождества Пресвятой Богородицы в нем существовал придел во имя святителя Алексия. Богослужения в монастыре были возобновлены в 1993 г. Часовня во имя святителя Алексия была устроена в 1999 г. Святые врата и своды часовни расписаны художником Александром Царенковым. Пройдите по древней улице Москвы, Остоженке, мимо шумной суеты городской жизни и поверните во 2-й Зачатьевский переулок - вашему взору предстанет Зачатьевский женский монастырь, где с середины XIV века бьет родник живительной воды - монашеской жизни, совершаемой в послушании, смирении, молитве, посте и самоотверженном труде. Пасхальной радостью светится нарядный Надвратный храм, словно страж, стоящий при входе во святую обитель. Образуя с монастырской оградой единое целое, он надежно охраняет монастырь от мирских бурь и первым встречает всех притекающих под своды обители. Построенный в конце XVII в., Надвратный храм ныне является старейшим храмом Зачатьевского монастыря, сохранившимся до нашего времени. Много важных исторических событий, чудесных явлений, удивительных человеческих судеб связано с ним.

http://sobory.ru/article/?object=02388

Ростовский кремль окружен крепостной стеной с 11 башнями. В комплекс кремля также входят: Успенский собор, Звонница Успенского собора, Святые ворота, церковь Воскресения, церковь Иоанна Богослова, церковь Спаса на Сенях, церковь Одигитрии, церковь Григория Богослова, Красная палата, «Дом на погребах», Самуилов корпус, Белая палата, пруд, Митрополичий сад. Успенский собор и Звонница Успенского собора находятся внутри кирпичной стены, однако они вынесены за основную крепостную стену Ростовского кремля. Рядом с ними находятся северные Святые ворота в кремль, над которыми стоит церковь Воскресения. Успенский собор — бывший кафедральный собор Ростово-Ярославской епархии. Он был построен на месте древнего храма приблизительно в 1508–1512 годах. При митрополите Ионе собор был перестроен и образовал единый архитектурный ансамбль вместе с Ростовским кремлем. Звонница Успенского собора вытянута корпусом с севера на юг и расположена рядом с Успенским собором. Она была построена по заказу митрополиты Ионы. Именно с нее началась знаменитая традиция ростовских колокольных звонов. Благодаря тому, что звонница расположена рядом с озером Неро, звучание колоколов слышно на расстоянии нескольких километров. Святые ворота ведут внутрь Ростовского кремля. Сейчас они используются как один из входов на территорию комплекса. Здесь можно купить билет на осмотр зданий ансамбля. Однако главный вход в музей расположен с западной стороны кремля. Там находится касса, где продаются билеты на осмотр росписей храмов и музейных экспозиций. В центре внутреннего двора Ростовского кремля расположен пруд, символизирующий, по замыслу митрополита Ионы, воды священной реки Иордан. Вокруг него, вдоль стен, располагаются (если двигаться взглядом против часовой стрелки): надвратная церковь Воскресения, расположенная над северными Святыми воротами и являющаяся входом в экспозицию «Переходы по стенам кремля» с осмотром интерьеров церквей; церковь Одигитрии; церковь Иоанна Богослова, расположенная над главным музейным входом; Красная палата; вход в Митрополичий сад; лестница, ведущая наверх, к церкви Спаса на Сенях и Белой палате; Самуилов корпус; вход в княжеские терема; Водяная башня со смотровой площадкой; Дом на погребах, где размещены гостиница и кафе.

http://sobory.ru/article/?object=03271

Церковь Воскресения расположена над северными Святыми воротами в кремль. Она представляет собой пятиглавую надвратную церковь. В ее интерьере сохранились удивительные фрески XVII века. С нее начинается осмотр экспозиции «Переходы по стенам кремля». Церковь Иоанна Богослова расположена над западными воротами в кремль, где располагается главный музейный вход в комплекс. Стены церкви покрыты фресками XVII века. Церковь Спаса на Сенях — домовая церковь ростовских митрополитов, скрытая внутри комплекса за Самуиловым корпусом. Это главная церковь Ростовского кремля времен Митрополита Ионы. Западная стена в интерьере здания расписана фреской «Страшный суд» — шедевром средневековой живописи. Церковь Одигитрии построена в стиле нарышкинского барокко позже остальных зданий Ростовского кремля — в 1692–1693 годах, при митрополите Иоасафе. Сейчас внутри церкви расположена музейная экспозиция. Красная палата расположена в юго-западной части кремля. Она была возведена в 1670–1680 годах и выполняла функцию дворца для именитых гостей. Белая палата расположена в глубине комплекса, рядом с церковью Спаса на Сенях. Она предназначалась для торжественных приемов и собраний духовенства. Самуилов корпус расположен напротив северных ворот, с другой стороны пруда. Он был построен в XVIII веке при архиепископе Самуиле и выполнял функцию митрополичьих покоев. Сейчас внутри Самуилова корпуса помещена экспозиция «Древнерусское искусство», демонстрирующая иконы XIII-XVII вв., литье, резьбу по дереву и кости. Водяная башня расположена недалеко от Самуилова корпуса, в левом крыле кремля (если смотреть на озеро Неро). Ее завершает дозорная вышка, на которой расположена смотровая площадка — лучшее место для осмотра комплекса. Митрополичий сад примыкает к южной стене Ростовского комплекса. Он был разбит по приказу Митрополита Ионы и символизировал райский сад. По свидетельству 1971 года, в нем росли яблоки, груши и вишни. Современный сад реконструирован в 1990 году А.Г. Мельником. Он имеет крестовую планировку и составом своих насаждений соответствует Митрополичьему саду конца XVII века.

http://sobory.ru/article/?object=03271

Территория собора была обнесена оградой с угловыми башнями и воротами. В 1887 г. в юго-западном углу ограды построена часовня в честь святого князя Владимира. Часовня в северо-западном углу была поставлена в 1890-х г.г. в честь " чудесного спасения " императора Александра III. Дата постройки: Благовещенский собор (1560-1584, 1819-1826 г.г.), часовня-усыпальница Строгановых (1826 г.), ограда (вторая половина XIX в.), часовня святого князя Владимира (1887 г.). Расположен комплекс на высоком правом берегу реки Вычегды. К Вычегде он обращён южной стороной. С севера и запада вдоль границы участка проходит Музейный переулок. В нескольких метрах к востоку расположено небольшое озеро. Комплекс занимает небольшой участок, по конфигурации близкий к прямоугольной трапеции. Архитектурный комплекс включает разновременные постройки, выдержанные в различных стилях. Архитектурной доминантой комплекса является стоящий в центре монументальный пятиглавый трёхаспидный с галереями и приделами собор на подклете, выстроенный в характерных для второй половины XVI в. формах. К нему примыкает высокая трёхъярусная колокольня в стиле позднего классицизма. В нескольких метрах к северу от храма расположена часовня-усыпальница Строгановых в стиле позднего классицизма. Территория по всему периметру обнесена невысокой оградой. В настоящее время в комплекс Благовещенского собора входят: Благовещенский собор, часовня-усыпальница Строгановых , ограда с двумя часовнями (северо-западной и юго-западной), двумя башнями (северо-восточной и юго-восточной ), двумя воротами (северными и западными) и двумя калитками (южной и восточной), часовня святого князя Владимира . Благоустройство территории Благовещенского собора относится ко второй половине XIX в. В 1869 г. возведена деревянная набережная, укрепившая береговой обрыв Вычегды. Территория собора была обнесена оградой с угловыми башнями и воротами. В 1887 г. в юго-западном углу ограды (вероятно, на месте башни) построена часовня с двумя иконами на её фасадах - Спаса и Владимира, в память посещения собора в 1885 г.

http://sobory.ru/article/?object=06438

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010