Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Успения Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля 28 августа 2013 г. 20:50 28 августа 2013 года, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братия и сестры! Я всех вас сердечно приветствую с престольным праздником главного храма Русской Православной Церкви — Успенского собора Московского Кремля. Но одновременно сегодня во многих городах, во многих монастырях празднуют этот день как престольный праздник, потому что именно в честь Успения, в честь смертной славы Пресвятой Богородицы, названы многие главные храмы городов и обителей Святой Руси, потому что через этот праздник и через это событие явлена нам самая суть служения Пресвятой Богородицы.  Ведь о Ней мало что известно из Евангелия, Она будто была в тени. Ее слава начинается у Креста, когда Она вместе со Своим Сыном разделяет страдания. Ее слава возрастает тогда, когда Христос уже не на земле, и вокруг Нее как Матери Спасителя собираются первые христиане. И особенно ярким это почитание Богоматери было в день Ее кончины, когда святые апостолы собрались в Иерусалим и когда они праздновали, торжествовали этот день не как день смерти, но как день славы Пресвятой Богородицы. И с того мгновения, с того самого события и началось особое почитание Богоматери в Церкви христианской, которое передается из поколения в поколение. Чтобы понять смысл служения Богоматери, остававшейся, как я уже сказал, в тени, нужно обратить внимание на сегодняшнее апостольское чтение. Это Послание апостола Павла к Филиппийцам (Флп. 2:5-11). В этом чтении нет ни одного слова о Божией Матери, но неслучайно Церковь предлагает именно в связи с празднованием Богоматери услышать эти слова апостола.  О чем же эти слова? Говоря о Господе и Спасителе, апостол изрекает, что Он был равен Богу, но смирил Себя, будучи послушным даже до смерти, и смерти крестной. И Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы перед именем Иисуса преклонилась всякая тварь небесная, земная и преисподняя. И все народы прославили Господа и Спасителя, ибо на Нем явилась слава Божия. 

http://patriarchia.ru/db/text/3192774.ht...

Слышал я, что кое-кто не одобряет подобных действий, называя их православным язычеством. А зря. Так говорят, в основном, те, кто сам не имел подобного чудесного опыта. В Деяниях святых Апостолов рассказывается; «Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» ( Деян. 19:11-12 ). «Там же говорится, что иерусалимские жители выносили больных на улицы, «дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них» ( Деян. 5:15 ). Обращаясь за помощью к Господу, мы подсознательно хотим прикоснуться к Нему не только сознанием, но и телесным, чувственным образом. Через иконы, через святое масло, через мощи Его угодников, через их тень, платки, земельку с могилы, воду из благословлённых ими источников. Как евангельская кровоточивая женщина протянула руку в толпе, чтобы коснуться одежды Спасителя, «ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею» ( Мф. 9:21 ), так и мы тянемся взором, устами, рукою к святыне, в надежде получить исцеление. «Православный христианин обращается лицом к святым иконам — Спасителя, Божией Матери, ангелов и святых угодников Божиих — для того, чтобы наглядно показать свою веру в присутствие их, в близость их к себе; святые иконы реализуют, осуществляют веру нашу православную, а без святых икон мы как бы висели в воздухе, не зная, кому молимся». Замечательные слова святого праведного Иоанна Кронштадтского! Духовной жизни необходимы и образ и действие. Таким образом, иконой могут быть и святые храмы, монастыри, и места подвигов угодников Божиих. Множество паломников едут ежегодно, чтобы увидеть святыню, помолиться на святом месте. Бог, конечно, везде один, и угодникам Его молиться можно на всяком месте. Преподобному Серафиму Саровскому молятся и в Москве, и на Камчатке, и в Америке, и в Китае, и в Антарктиде, но с каким тёплым чувством вкушают сухарики, высушенные в котелке Преподобного, привезённые из Дивеева ! Они как личное благословение святого.

http://azbyka.ru/semya/sekrety-ljubvi-za...

Спаси Господи, отец Андрей! Ничего не хочется писать, хочется просто верить Господу и стараться быть с Ним всеми силами немощной души. Лариса Ром 14 марта 2017, 21:45 А кто мы, чтобы судить всех заблудших? Только Господь Бог знает, насколько сильна их вера. В больших городах проблем с прихожанами нет, а в маленьких и селах всем ,поди, рады. Меня как-то приостановил батюшка, у которого я спросила, почему так мало прихожан? Знаете, что он сказал? Грех осуждать своих братьев по вере. Мне стало стыдно, думаю, что навсегда. раба Божия Тамара 14 марта 2017, 19:52 А у меня статья, почему-то, вызвала тревожное чувство...очень уж часто повторяется: " ...лучшие времена...лучшие времена...нет угрозы - нет корысти... " Это как солнышко весной - играет, блестит..а уж рядом черная туча грозовая...На ум приходят строчки из Евангелия от Матфея (гл.24) :- " 38 ибо, ка " к во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, 39 и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, ... " Не дай Бог, конечно...открыто храм посещать - это самое лучшее, что есть в жизни, и храм есть - хоть и далеко, но православный. На все воля Божья, Спаси нас Господь!! Татьяна 14 марта 2017, 14:21 Слава БОГУ за всё!Спаси, Господи, храмы наши Православные,нашего Патриарха Кирилла, вас, отец Андрей, и всех служителей наших церквей,соборов и монастырей.Благодарю тебя, Господи, за то, что мы, грешные, можем сейчас открыто и свободно говорить о вере в Тебя и совместно молиться Тебе, Господи, и Пресвятой нашей Богородице и всем Твоим Святым в наших Православных храмах. Ольга 14 марта 2017, 12:30 Для тех, кто уверен, что до 1917 г. было лучше, рекомендую послушать лекцию проф. Осипова А.И. " Духовные причины трагических событий ХХ века " (можно найти в Интернете). Иоанна_ 14 марта 2017, 11:36 По поводу крещения мусульманки: не берите на себя такую огромную ответственность, это вопрос не для вас и не для ваших знакомых, а посоветуйте этой женщине САМОЙ обратиться в храм, к священнику.

http://pravoslavie.ru/101794.html

Суббота Мф. 15:32–39 Рим. 14:6–9 Сегодня нашему вниманию предложены такие слова из послания к Римлянам: «Кто различает дни, для Господа различает; кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога. И кто не ест, для Господа не ест и благодарит Бога…» Господь один, а у каждого человека свой темперамент, свой строй души, свой подход к жизни. Иной в одном цветке увидел всю премудрость Божию и навеки преклонил колена пред Творцом. А другой с умилением ходит по полям и лугам, открывая всё новые оттенки этой бесконечной премудрости. Один посещает свой храм, и для него достаточно, чтобы быть с Богом. А другой любит ходить и в другие храмы, на престольные праздники, любит ездить по монастырям, по святым местам; для него надо видеть богатство церковной жизни, созерцать всё многообразие человеческой святости. Один «различает дни», старается как можно полнее переживать годовые священные воспоминания земной жизни Господа, Богородицы и прочих святых. А для кого-то всё – один день Господень: для него и в каждой литургии во всей полноте – и Рождество Христово, и Крест, и Воскресение, и слава святых. Один «ест», помня при этом, что еду посылает Бог, что возможность насытиться всякий раз – такое же чудо, как и когда Господь несколькими хлебами насытил несколько тысяч человек. И он ест, как на вечери Господней, как перед Его очами, благоговейно, тихо и, конечно, благодарит Бога. А другой «не ест», ради подвига воздержания. Он понимает, что воздержаться ради Господа – это ещё больший дар, чем возможность пользоваться Божьими дарами. Он понимает, что дар подвига никогда не дастся гордому, превозносящемуся перед другими; и вот он «благодарит Бога» за то, что «не ест». Так, чтобы человек ни избрал, самое главное – чтобы это непременно не «для себя», а для Господа. Тут легко проверить себя. Делающий поистине для Господа, выбрав одно, испытывает при этом искреннее уважение и сочувствие к тому, кто выбрал другое. Например, он ни чужую воздержанность не будет осуждать, ни к чужому воздержанию не будет придираться. Ему одинаково не придёт в голову хвалиться не тем, что он «ест», ни тем что он – «не ест». В общем, во Христе всем найдётся место. Уж настолько живой чужд мёртвому, а Христос Своей любовью смог объять и тех, и других – ведь «Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мёртвыми, и над живыми». Он Своей любовью, подобно молнии, прошёл сквозь всё: сквозь преисподню, сквозь землю и сквозь небо, и теперь во всём, как в наэлектризованном пространстве, след Его присутствия. Всё приобрело новый смысл, всё получило спасительную силу, и никто из нас «не живёт для себя, и никто не умирает для себя, а живём ли – для Господа живём, умираем ли – для Господа умираем. И поэтому, живём ли, умираем ли, – всегда Господни». О узнавании друг друга

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Удивительная стоит в нынешнем году осень! Вот уже и 25 октября, а тепло все еще держится, и октябрь похож скорее на апрель, а осень на весну. Вечером вчера, гуляя за монастырской оградой в чудном оптинском лесу, я слышал майского жука, близко прогудевшего около моего уха. Это что-то как будто похоже на изменение стихий, предвозвещенное святыми Отцами Церкви на конец времен как знамение его приближения… Шли мы с женой из лесу, с Железенки, направляясь к своему дому от востока к западу. Лес стал редеть. Вечерняя заря горела над монастырем, как расплавленное с серебром золото. Небо казалось стеклянным и залитым жидкой, сквозящей огнем позолотой. Тихо, не шелохнет; ни звука в лесу; безмолвно в монастыре, ни души не видно — все замерло, точно притаило дыхание, чего-то как будто ожидает… Четко, как вырезанная в золотом небе, высится и тянется к нему Оптинская колокольня и храмы, монастырские корпуса, белокаменные стены. Глядишь на всю эту Божью красу сквозь редкие на опушке, стройные стволы могучих сосен — не налюбуешься… И вдруг откуда-то мысль, как молния, и с ней пророческие Спасителевы Слова: Видишь эти великие здания? Все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне… Жутко мне стало на душе. Неужели мне суждено дожить до ужаса видеть разрушение Святынь родной моей земли? И кто же осмелится их коснуться? Чья дерзновенно-святотатственная рука подымется на такое злодеяние, худшее из всех душегубств?.. И голос сердца ответил скорбным вздохом… Ош красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя па землю, пред царями отдам тебя на позор. Множеством беззаконий твоих в неправедной торговле твоей ты осквернил святилища твои и Я извлеку из среды тебя огонь, который и пожрет тебя: и Я превращу тебя в пепел на земли пред глазами всех, видящих тебя. Все, знавшие тебя среди народов, изумятся о тебе ( Иез. 28:17-19 ). «И Я извлеку из среды тебя огонь, который и пожрет тебя!» Этими словами и вздохнуло мое смятенное сердце; не отвне, не от руки чужеземца, а от руки сынов твоей Родины, вскормленных и вспоенных святыней веры отцов их, падут эти великие здания за то, что «неправедной торговлей» мы осквернили святилище наше, ибо, по слову Божию, мир есть торжище, жизнь наша — купля…

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

Фото Юлии Маковейчук Скульптура стояла на немецком кладбище в Москве, в Лефортове, на могиле барона А. Л. Кнопа. В послевоенные годы священников было мало — одни сидели в тюрьме, другие были убиты, многие храмы так и не открыли. Но люди не теряли веру и шли к скульптуре Спасителя, которая уже тогда считалась чудотворной. Люди приносили записки, в которых просили вернуть с войны своих мужей и сыновей, которые пропали без вести. Советские власти не оставили без внимания большое скопление верующих и закрыли кладбище в Лефортове, а в 1946 году скульптуру заколотили в ящик и тайно вывезли в Донской монастырь, который в советское время был превращен в филиал научно-исследовательского музея архитектуры имени А. В. Щусева. Помимо прочего, там хранились барельефы со взорванного Храма Христа Спасителя и фрагменты разобранной Триумфальной арки. Директор музея В. И. Балдин был верующим человеком и спас скульптуру: он сумел доказать, что она не представляет собой никакой исторической, культурной или материальной ценности для музея и предложил отдать ее Русской Православной Церкви в обмен на макеты Троицкого собора с Никоновским приделом, а также при условии изготовления за счет Патриархии макета Соловецкого монастыря. В 1975 году скульптуру Христа передали Русской Православной Церкви. Часть древа Закхея Святейший Патриарх Кирилл передал ЦАКу 13 экспонатов. Среди них — часть дерева Закхея из города Иерихон (Палестина), которая была подарена Святейшему председателем Императорского Православного Палестинского общества С. В. Степашиным. Фото Юлии Маковейчук С этой реликвией связано событие, о котором рассказывается в Евангелии от Луки: Потом [Иисус] вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу , чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее (Лк 19 :1–10).

http://foma.ru/12-chudes-glavnogo-tserko...

Храм Божий во все времена — это всегда вечность, в нем живет и пребывает все, что было от начала, от сотворения мира, и что еще будет до самого второго и славного пришествия Господня. В Храме Божием все и всегда живо — и прошедшее, и настоящее, и будущее. И нет в жизни таин, которых бы не знал Храм Божий — Святая Церковь. Но почему же живущие не знают этих тайн, почему даже те, кто пребывает в храме, остаются и глухи, и слепы к ним, почему зрячих и слышащих так мало? Почему погиб первый Иерусалимский храм вместе с великой своей святыней — Ковчегом Ветхого Завета? Почему великая святыня второго Иерусалимского храма, освященная пребыванием в нем Ковчега Нового Завета — Пресвятой Богоотроковицы — и явлением в нем Спасителя и Бога — Христа, оставила нам в воспоминание о себе лишь Стену плача? Почему  «Новый Израиль » — Великая Россия, — в течение девяти столетий созидавшая в себе Дом Божий, должна была, подобно ветхозаветному Израилю, пережить семидесятилетнее пленение у своих и мерзость запустения на святом месте — многие и многие разрушенные храмы Божии и монастыри? Ответ на все наши горькие «почему?» опять же надо искать нам в Храме и в Святом Писании, которое хранит Храм. Он хранит святыни, он хранит истины, но горе нам, живущим, ибо эти открытые хранилища, эти исполнившиеся до нас пророчества, оказываются для нас из-за нашего нерадения, ожесточения и неверия тайной за семью печатями. Вот что сказал Господь Саваоф в то время, когда первый ветхозаветный храм еще только освящался и ликовал святыней. Вслушайтесь в слова эти, дорогие мои, они были сказаны Господом всему человечеству как предостережение: «Если же вы и сыновья ваши отступите от Меня и не будете соблюдать заповедей Моих и уставов Моих, которые Я дал вам, и пойдете и станете служить иным богам и поклоняться им, то Я истреблю Израиля с лица земли, которую Я дал ему, и храм, который Я освятил имени Моему, отвергну от лица Моего... И о храме сем высоком всякий, проходящий мимо его, ужаснется и скажет: « за что Господь поступил так с сею землею и с сим храмом ?» И скажут: « за то, что они оставили Господа Бога своего... и приняли других богов, и поклонились им, и служили им, — за это навел на них Господь все сие бедствие » (3 Цар. 9:6—9).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Что ныне считается дикостью и варварством, снова станет модной современностью. Давно забытое выйдет из бездны и с силой овладеет умами людей. Уничтоженное христианством снова явится из бездны, и люди восплещут руками. Предшествующие этому явления мы уже видим сейчас. Многие современные явления – это как дым из кладезя бездны, предваряющей высвобождение самого сатаны с его нечистой силой (9,2–3). Например, спортивные олимпиады и массовые зрелища. Они были распространены в языческом мире древней Греции и Рима и были побеждены и отменены христианством как зрелища малополезные, нечестивые и греховные. Взор людей поднялся к небу, и их ноги поспешили не на Олимп и в Колизей, а в монастыри и пустынные места, переводящие с земли на небо. Теперь же снова возродилось языческое нечестие, и миллионы (если не миллиарды) людей с удивлением устремили свои взоры на «исцелевшую рану». Чуть ли не весь мир замирает у экранов, следя за очередными международными играми или за новой звездой эстрады, кино, театра. Или другой пример. Язычник Навуходоносор, «расхаживая по царским чертогам в Вавилоне, сказал: это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства силою моего могущества и в славу моего величия!» ( Дан. 4:26–27 ). Когда победило христианство, то стало славить и величить не себя, но Бога. Если люди, не исполнившиеся евангельского духа, и продолжали стремиться к собственному величию, то Церковь славила Бога. И величественнейшие свои постройки христиане строили не в свою славу, но Божию, не себе посвящали, а Пресвятой Троице, Спасителю, Богородице, святым. Все должно было устремлять ум к небесам и им воздавать славу, честь и поклонение. Теперь же все более и более снова начинают строиться не храмы, а башни вавилонские. Не Богу славу возвещают, а себе, своим кумирам, своим достижениям. ...Потихоньку заживает «смертельная рана», приближается открытие кладези бездны! Но всему этому удивятся не все, а только те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Это было особое время для Церкви Христовой в России и во всем мире. Вопрос о вере и верности Богу встал перед каждым православным человеком как вопрос жизни и смерти. И другой вопрос – о том, что Божие и что кесарево, – самым решительным образом требовал ответа, в первую очередь от тех христиан – иерархов и священников, – на которых Господь в эти страшные годы возложил ответственность не только за управление, но и за сохранение Поместной Русской Церкви. Несомненно, что наряду с очевидной внешней несвободой Православной Церкви в России у каждого человека оставалась, как и всегда в истории, полная свобода духовная. И важнейший вопрос ХХ века: где проходит граница между Божиим и кесаревым, каждый – от патриарха до мирянина – решал сам перед своей совестью, исходя из тех обстоятельств, в которые был поставлен Промыслом Божиим. Мерой истины оставалась, как и в прошедшие века, безоглядная жертвенность и верность Христу и Его Церкви. Начало и конец века – времена относительного внешнего покоя и подъема церковной жизни. Строятся храмы и монастыри, совершается прославление святых подвижников в начале века и мучеников – в конце столетия. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке, – пишет святой апостол Павел (Флп. 4, 12). Но внутри каждого сравнительно мирного периода, за который мы должны благодарить Бога, всегда зреют будущие испытания, как это наглядно показала история России ХХ в. Работа над книгой началась пять лет назад, и вот сейчас мы представляем на суд Церкви многолетний труд большого коллектива авторов, редакторов, рецензентов, сотрудников издательства Сретенского монастыря. Мы осознаем, что некоторые факты остались за пределами этой книги, и будем благодарны за ваши уточнения, дополнения и критические замечания, которые постараемся обязательно учесть при переизданиях. Наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов) Рецензия Коллективный труд, над составлением которого работали ведущие современные специалисты в области церковной истории новейшего периода, представляет собой развернутую летопись важнейших событий истории Русской Православной Церкви в XX веке. Построенный по хронологическому принципу, он дает достаточно полное представление о сложных перипетиях российской церковной истории минувшего столетия.

http://pravoslavie.ru/6135.html

Само слово культура происходит от слова культ. И если мы обратимся к истории, начиная с глубокой древности, то увидим, что культура народов мира тесно связана с их религиозной жизнью. Достаточно посмотреть на древние храмы любых вероисповеданий: на великолепные языческие храмы Греции и Рима, на храмы ацтеков или майя, на храмы древней Индии или египетские пирамиды, чтобы увидеть, что во всех этих сооружениях заложена идея красоты, идея гармонии. Что все эти храмы являются нераздельной и, как правило, определяющей составляющей культуры народа, объединяя в себе самые разные направления искусства. Конечно, нашему сознанию, пожалуй, ближе храмы христианской культуры: храмы Италии, Германии, Испании. Конечно, Руси и России. Многие из этих памятников храмовой архитектуры являются воплощением великого гения людей, которые были вдохновлены идеями гармонии, идеями Божественной красоты, идеями христианского вероучения. И в наши дни мы любуемся, мы восхищаемся, мы изучаем произведения знаменитых архитекторов, стараемся сохранить это достояние. Кстати, сегодня я с интересом ознакомился с работами выпускников МАРХИ, которые создали проект воссоздания утраченного ансамбля монастырей Московского Кремля: Чудова и Вознесенского монастырей. Это большой труд. В него вложено много сил, много таланта, много любви к нашей истории, культуре, к нашим традициям. Но как же живет христианская культура в XXI веке? И какой путь предстоит пройти людям, которые занимаются изучением христианской культуры в области архитектуры? Если брать современную Европу, то этот интерес носит по большей части археологический характер. Архитекторы-храмостроители в Европе — малочисленная группа профессионалов. Практики немного. Новые храмы практически не строятся. Да и участь исторических христианских храмов во многих странах, к сожалению, незавидная. Я вспоминаю, как несколько лет назад в прессе прозвучала информация о том, что за последнее время в Германии было выставлено на продажу более 800 христианских храмов!

http://patriarchia.ru/db/text/5375647.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010