Иисус и прежде не скрывал, что Он Бог. … Не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны? Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма, — отвечал Он фарисеям, обвинявшим Его учеников в нарушении заповеди о субботнем покое. — … Ибо Сын Человеческий есть господин и субботы (Мф 12:5–8). … Вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город, — упрекал Христос фарисеев в другой раз (Мф 23:34). Притчу о Страшном суде Он тоже начал весьма знаменательно: Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,и соберутся пред Ним все народы… (Мф 25:31–32). А спорщикам из числа иерусалимских иудеев, упиравшим на то, что они потомки Авраама, Спаситель выставил весомый контраргумент: … прежде нежели был Авраам, Я есмь В дословном переводе с греческого: «Прежде, чем Авраам появился на свет, Я есмь». Характерно, что Спаситель употребляет здесь глагол «быть» в форме настоящего времени: это означает Его вечное, вневременное (в отличие от Авраама и всех прочих людей) бытие. Похожим образом — используя смыслообразующую форму «Я есть» — Господь открывался еще в ветхозаветные времена Моисею (Исх 3:14), ими говорил о Себе через пророка Исаию (Ис 41:4, 43:10–13) и т. д. (Ин 8:58). Отрок Иисус в храме. Генрих Гофман, 1884 Удивительно, но впервые истину о Своем единстве с Богом Отцом Господь открыл даже не апостолам, а иерусалимским иудеям-ревнителям, допытывавшимся у Него, кто же Он. Я и Отец — одно (Ин 10:30), — об этом Христос ясно заявил им еще за несколько месяцев до Голгофы! Но окончился тот разговор (как и многие предшествовавшие) попыткой схватить Его, тогда безуспешной. Почти никто из иудейской религиозной знати не был готов уверовать во Христа как в Сына Божия в прямом смысле этого слова. А теперь… Считанные часы остаются до ареста, до унизительного допроса, до позорной казни на Кресте. И прежде, чем апостолы увидят Его слабым и униженным, они должны наконец узнать, Кто же Он.

http://foma.ru/chto-hristos-otkryl-uchen...

Нас не должно удивлять то, что один из диаконов мог оказаться родоначальником ереси. Если из двенадцати апостолов, избранных Самим Господом, нашелся один предатель, то почему же из семи диаконов, которые были избраны даже не апостолами, а народом, не найтись родоначальнику ереси? Все были избраны, все удостоились доверия верующих, но кто-то отличился не только своей правильной деятельностью при раздаче милостыни, но и проповедью и мученичеством, а кто-то ниспал в разряд ересеначальников, ересиархов, что, конечно, страшно, потому что он не только сам погиб, но и других увлек за собой в погибель. Вернемся к повествованию Деяний апостольских: «Их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки. И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере» (ст. 6–7). Конечно, речь идет о ветхозаветных священниках из колена Левиина — из тех, кто служил в храме Соломоновом. Мы не знаем, имели ли они священный сан в христианской Церкви, — может быть, они были рядовыми верующими, однако в то же самое время они совершали служение в храме иудейском по той причине, что тогда еще не была полностью разорвана связь между иудеями и христианами и первые христиане участвовали в храмовых богослужениях. Итак, повседневные обязанности не мешают людям преуспевать в духовном отношении, если они сами того желают. Когда побивали камнями святого апостола Стефана, он увидел небо разверстым и Сына Человеческого, Господа Иисуса Христа, сидящего одесную славы Божией, то есть одесную Бога Отца (см. Деян.7:55–56 ), — немногие сподобились такого видения. Он молился о своих убийцах: «Господи! не вмени им греха сего» ( Деян.7:60 ). А его обыкновенным занятием были хозяйственные дела, подсчет и раздача продуктов. Помешали они ему преуспеть? Не помешали. Помешало ли святым женам-мироносицам то, что они служили Господу своим имением, покупали, может быть, продукты, готовили пищу, заботились об иных нуждах? Вероятно, мои слова покажутся вам приземленными, не соответствующими возвышенному духу Евангелия, но ведь в нем не рассказывается обо всем, не рассказывается о быте, который имеет место всегда, во все времена. И во времена Спасителя одежду нужно было приводить в должный порядок — она нуждалась в чистке и стирке, как и современная. Может быть, всем этим занимались жены-мироносицы. Стоя у Креста (и тем проявив свою преданность и верность Христу), они также имели практическую цель: наблюдали, где похоронят Спасителя, чтобы потом прийти и довершить обряд по полному чину, то есть помазать тело благовониями (см. Лк.23:55–56 ). Эти люди — хозяйственные, практичные, заботящиеся как будто бы о телесном — оказались первыми свидетелями Воскресения.

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

Некогда один законник вопросил Спасителя: «какая наибольшая заповедь в законе?» На это Господь ответил ему: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобна ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». Таким образом, все заповеди Закона Божия могут быть объединены в двух кратких заповедях о любви к Богу и любви к ближнему. Кто исполняет эти две заповеди, тот исполняет весь закон. Вот почему если мы теперь на жизни Спасителя покажем, что Он в совершенстве любил Бога и людей, то вместе с тем мы покажем также, что Он в совершенстве исполнил весь закон. Что Спаситель был совершенно послушен Своему Небесному Отцу, это видно из слов апостола о Нем, что Он «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной». Но если Спаситель был послушен Богу даже до смерти, то есть из-за послушания Богу предал Себя на смерть, то этим Он проявил совершеннейшее послушание, ибо более высокого послушания не может быть. Однако обратимся к самой святейшей жизни нашего Спасителя. Прежде всего мы остановимся на повествовании евангелиста Луки о посещении двенадцатилетним Отроком Иисусом Христом Иерусалимского храма. Уже это повествование показывает, что Иисус Христос был исполнен величайшей любви к Своему Отцу Небесному. Из него именно мы видим, что Иисус Христос даже по окончании праздника оставался в храме Божием и здесь слушал учителей и вопрошал их. Этим Он проявил Свою великую любовь к слову Божию. И сколь велики уже должны были быть познания Его в этом слове, если Он мог тогда уже вопрошать ученнейших учителей! Замечательны также слова, с которыми Он обратился тогда к Матери Своей после того, как Она нашла Его в храме и вопросила: «Чадо! Что Ты сделал с нами! Вот отец Твой и я с великою скорбью искали Тебя». Он сказал на это: «зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» Так, еще отроком Иисус Христос любил пребывать в доме Божием и был исполнен величайшей любовью к Своему Небесному Отцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Однажды, когда Спаситель молился в Храме, кто-то из апостолов восхищённо воскликнул: «Учитель! Посмотри, какие камни и какие здания»! Но Господь на это ответил: «Видишь сии великие здания? Всё это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне» ( Мк. 13:1-2 ). Так и случилось. Вскоре после распятия Господа Иисуса началось восстание евреев против власти Рима. А в 70 г. после Р.Х. римский военачальник Тит захватил Иерусалим и сжёг Храм, от прежнего здания осталась лишь одна стена, её называют Стеной плача. Еврейский народ потерял не только Храм, но и свою родину… К сожалению, произошло то, о чём Господь предупреждал царя Соломона после освящения Первого Храма: «Если же вы и сыновья ваши отступите от Меня и не будете соблюдать заповедей Моих и уставов Моих, которые Я дал вам, то Я истреблю Израиля с лица земли, которую Я дал ему, и Храм, который Я освятил имени Моему, отвергну от лица Моего И о Храме сем высоком всякий, проходящий мимо его, ужаснётся и свистнет, и скажет: «За что Господь поступил так с сею землёю и с сим Храмом?» И скажут: «За то, что они оставили Господа Бога своего» » (ЗЦар.9:6–9). Дополнительное чтение Из службы на Рождество Пресвятой Богородицы  Тропарь, глас 4: Рождество Твоё, Богородица Дева, радость возвестило всей вселенной, ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш; и, отменив проклятие, Он дал благословение и, упразднив смерть, даровал нам жизнь вечную . Кондак, глас 4: Иоаким и Анна от поношения за бездетность и Адам и Ева от тления смертного освободились святым Твоим рождеством, Пречистая. Его празднуют и люди Твои, от осуждения за грехи избавленные, восклицая Тебе: «Неплодная рождает Богородицу и Питательницу Жизни нашей!» Проповедь на Праздник Рождества Богородицы (в сокращении) Рождество Пресвятой Девы — начало домостроительства нашего спасения. Ещё не Сам Господь Спаситель мира рождается, а Его Пречистая Матерь, не самое Солнце мира восходит уже, а только занимается предрассветная заря, как бы утренний ветер разносит во все концы мира благую весть о скором появлении Солнца.

http://azbyka.ru/deti/zhizn-i-uchenie-go...

После того, как народ приветствовал Христа криками: Осанна Сыну Давидову ( Мф.21:9 ), что означало Его веру в Мессианство, никто не решился препятствовать Ему очистить храм от того, что явно не соответствовало его величию и назначению. Первосвященники тоже не смогли ничего предпринять, хотя этого Ему не простили. Спаситель показал всем, Кто хозяин в храме: Дом Мой домом молитвы наречется ( Мк.11:17 ). Считая себя хозяевами храма, первосвященники старались изо всего извлечь себе доход. А этот Иисус из Назарета посягнул на самое для них дорогое – прибыль от использования храмовых помещений. Им ясно, что надо торопиться как можно скорее убить этого Учителя из Назарета. А как же нам понимать то, что в православных храмах стоят кружки для пожертвований, во время богослужения проходят с тарелками (подносами) для сбора денег? За просфорки и поминальные записочки верующие дают деньги в церковную кассу. А как к этому относится Христос? Как Спаситель оценивает пожертвования на храм? Евангелист Марк сообщает, что Иисус Христос наблюдал, как люди совершают свои пожертвования в храме и давал Свою оценку их жертвоприношений: И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое ( Мк.12:41-44 ). Именно человек, отдавший все, что имел, на содержание Божиего храма, был высоко оценен Господом и поставлен всем в пример. Православные храмы существуют на пожертвования верующих. А жертва за свечи, просфоры, поминальные записочки, духовные книги и иконы – это не торговля предметами быта, а жертва Богу, у Которого мы сами постоянно просим милостей. Конечно, бывает, что духовно невоцерковленные люди собирают пожервования в церковных лавках и не соответствуют своему служению. Известно, что упадок нравственности и духовной культуры является следствием упадка веры в народе и отхода от церковной жизни.

http://azbyka.ru/katehizacija/na-kamne-i...

Самые явственные чудеса, самые очевидные знамения не помогут обратиться тем, кто, погрузившись в грех и земную суету, не жаждет встречи с Богом. Евангелист Матфей повествует о великом чуде изгнания бесов, совершенном Спасителем в стране Гергесинской. Что же сделали жители этой страны? Обратились ли ко Господу, последовали ли за Ним? Нет, но весь город вышел навстречу Иисусу, и, увидевши Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их ( Мф.8:34 ). Испугавшись за свой земной покой, эти люди отвергли вечное спасение. Вот так и мы, отягощенные приверженностью к мирским благам и развлечениям, порою пугаемся при встрече с Господом и словно говорим своему Спасителю: «Отойди от пределов наших ». Но, может быть, кто-то скажет: «Всей душою жажду увидеть Господа, на всех дорогах ищу – и не нахожу. Как мне встретиться с Ним?» Пусть откроет такой человек Святое Евангелие, и услышит слова Самого Спасителя, и узнает о путях, ведущих к Нему. В доме Божием, во храме Иерусалимском встречал праведный Симеон Младенца Христа. В домах Божиих, во храмах православных открыты двери для всех, кто нелицемерно желает встретиться с Господом. Основанная Самим Спасителем, нерушимо хранит Святая Церковь заветы Его, и пребывает Господь среди верных Своих по обетованию: Кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам ( Ин.14:21 ). Где легче встретиться с Господом, как не в доме Его? Здесь Лик Спасителя смотрит на нас со святых икон. Невидимо, но зримо для духовного взора верующих присутствует Господь во храме во время богослужения. В доме Божием совершается великое Таинство Евхаристии и мы, братья и сестры, можем не только встретиться с Господом, но и таинственно соединиться с Ним, достойно причастившись Тела и Крови Христовых, во исцеление душ и тел наших и в жизнь вечную. Дорогие во Христе братья и сестры! Мы живем в искупленном мире, и выкуплены мы из рабства греху дорогою ценою. За нас, за каждого из нас страдал, проливал кровь Свою и умирал на кресте безгрешный Иисус. В час Сретения Господня праведный Симеон предрек Деве Марии: Тебе Самой оружие пройдет душу ( Лк.2:35 ). Как толкует блаженный Феофилакт Болгарский, в этих словах, обращенных к Божией Матери, «оружием называет Симеон… скорбь, бывшую при страдании» Сына Своего.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

Удивительным образом это событие, которое никто не видел, в котором усомнились даже самые ближайшие ученики Спасителя (мы слышали в Евангелии от Матфея, когда Он призвал их на гору, и одни поклонились Ему, а иные усомнились), стало основой веры миллионов людей по всему миру. И эта вера продолжает расширяться, продолжает вдохновлять миллионы людей на жизнь на этой земле и открывать им путь в Царство Небесное. Всякий раз, когда в пасхальные дни мы собираемся в храме, и когда мы выходим за стены храма крестным ходом, и когда звучит древнее пасхальное приветствие: «Христос воскресе!», тысячеголосый хор людей, собравшихся в храм или вокруг храма, отвечает: «Воистину воскресе!», потому что действительно в этом событии теперь никто не сомневается. Все мы и каждый из нас на своем собственном опыте познали силу Воскресшего Христа, и силу той веры, которую Он нам дал. Мы уверовали и познали, что Господь Иисус Христос есть воистину Сын Божий, что Он открывает нам врата Царства Небесного, и это Царство Небесное не где-то далеко, а как Он Сам сказал: «Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:20-21). Мы ощущаем это Царство Небесное внутри нас, когда приходим в храм Божий в день Святой Пасхи, в воскресный день и в любой другой день, чтобы насладиться близостью Божией, принять участие в Божественной литургии и причаститься Святых Христовых Таин. Мы слышали сегодня слова святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, Сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1:18). Действительно, Бог невидим. И именно потому, что Он невидим, многие люди вообще сомневаются в Его существовании, а другие говорят: «Да, конечно, наверное, существует какая-то добрая сила на небесах, но в нашей жизни она не участвует. Мы строим свою жизнь самостоятельно». Господь Иисус Христос открыл людям лик невидимого Бога, и мы созерцаем Самого Бога через человеческий лик Господа Спасителя.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

   Пресвятая Дева Мария в доме Иосифа вела такую же скромную и уединенную жизнь, как и при храме. В свободное время от работы Она читала книги Священного Писания и молилась Богу.    ПРИМЕЧАНИЕ: Изложенные здесь краткие сведения о Рождестве Божией Матери и Ее детстве написаны на основании Священного Предания, свято сохраняемого Св. Православной Церковью. (О Св. Предании см. ч. IV «О вере и жизни христианской», в разделе: «О сверхестеств. Бож. откровении — о Свящ. Предании и Свящ. Писании»). Возвещение Ангела о рождении Предтечи    Бог, через пророка Малахию, предвозвестил, что перед самым пришествием в мир Христа-Спасителя явится Предтеча, то есть Предшественник Спасителя. Предтеча будет великим пророком, он возвестит людям о скором явлении Христа и будет приготовлять их к принятию Христа Спасителя.    Для рождения Предтечи Бог избрал благочестивых родителей, родственников Пресвятой Девы Марии, священника Захарию и жену его Елисавету. Они были уже стары, а детей не имели. Они усердно молили Бога избавить их от такого несчастия.    Однажды Захария совершал богослужение в храме иерусалимском. Когда он вошел в святилище для каждения, там ему явился Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного, то есть на котором курился фимиам (ладан). Захария смутился, и страх напал на него.    Ангел же сказал ему: «не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя: жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя Иоанн. Рождение его принесет радость многим. Он будет велик пред Господом, будет иметь дары Духа Святого от самого своего рождения и многих людей обратит к Господу Богу. Он предидет, то есть будет предшественником, пред Господом-Спасителем, по духу и силе, как Илия, и будет приготовлять людей к принятию Спасителя».    Захария не сразу поверил от радости и сказал: «а чем увериться мне, что это сбудется? Ведь, я и жена моя уже очень стары».    Ангел ответил ему: «я — Архангел Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою. За то, что ты не поверил моим словам, ты будешь нем и не сможешь говорить до того дня, пока это сбудется».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

града и храма, и именно за отвержение Христа. Правда, евреи хорошо знают о случившемся со св. градом и храмом; они с плачем воспоминают день разрушения храма и ежегодно творят память этому печальному дню (он бывает 9-го Июля): снимают церковные завесы, строго постятся, молятся до полуночи и, сидя на полу в храме, читают со слезами книгу – плач Иеремии. Но никак не могут согласиться, что дело разрушения храма, последовало за отвержение Христа, а приписывают это собственным грехам и, как говорят они, за пролитие крови пророков вообще, и за Захария в особенности, но никак не за пролитие крови Иисуса Христа. Между тем израильтянам хорошо известно, что отцы их за избиение пророков были уже наказаны Вавилонским пленом и по раскаянии были помилованы Богом: соорудили, согласно предсказанию Даниила, град св. и храм, в котором приносили по прежнему жертвы. Храм блистал во время Спасителя, он составлял удивление Римлян; даже ученики Господа обращали внимание Спасителя на величественное здание храма ( Мф.24:1 ). Ни один камень не был еще тронут, когда Спаситель был на земле. Иерусалим был многолюдною столицею и величаво выглядывал, когда Господь входил в него. И кто мог тогда предвещать печальную судьбу его – разрушение и опустошение? Однако Господь говорил об этом и в каких грустных выражениях: о если бы ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но сие сокрыто ныне от глаз твоих. Ибо прийдут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами, и окружат тебя, и стеснят тебя отвсюду. И разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне, за то что ты не узнал времени посещения твоего ( Лк.19:42–45 ). Что ж, разве не сбылось это? Около того самого времени, когда Христос на 12 году своего возраста, в первый раз публично явился в храме, для совершения дела своего отца, царь Архелай был свержен с престола и изгнан; Капоний был назначен прокуратором, а царство Иудейское, последний остаток величия израильского, было до того унижено, что вошло в состав Сирской провинции 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

Евангелист Матфей пишет, что в Палестину Иосиф с Марией вернулись, когда в Иудее вместо Ирода царствовал его сын Архелай. Последний правил до 6 года по Р. Х. Таким образом, возвращение Святого семейства произошло не позже этой даты, а, вероятнее всего, гораздо раньше, поскольку свой путь обратно оно начало вскоре после смерти Ирода, т. е. ближе к началу, а не к концу царствования Архелая. Все свое детство и юность Иисус провел в Назарете, где Святое семейство поселилось после возвращения из Египта. Последний раз перед выходом Христа на проповедь уже в тридцатилетнем возрасте  мы видим Его во время паломничества в Иерусалим на Пасху, куда, как пишет евангелист Лука, Его родители — и, скорее всего, Он вместе с ними — ходили каждый год. На обратном пути Иосиф и Мария обнаружили, что Мальчика с ними нет. Они вернулись обратно и нашли Его в храме, беседовавшим с раввинами, которые дивились разуму и ответам Его  (Лк 2:47). В ответ на упрек Марии, что Он заставил их с Иосифом волноваться, Иисус впервые исповедовал Себя Сыном Божьим. Зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?  — спросил Он (Лк 2:49). Но, как пишет евангелист, родители не поняли сказанных Им слов  (Лк 2:50). После этого Иисус до Своего выхода на проповедь оставался в доме Иосифа и Марии, где находился в повиновении у них  и преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков  (Лк 2:51–52). Отрок Иисус в храме. Генрих Гофман, 1884 Описанные выше факты из детства Спасителя — всё, что достоверно известно. Все остальные сведения, которые можно найти в так называемых апокрифах  — текстах, возникших в христианской или сектантской среде и не вошедших в состав Нового Завета, — были отвергнуты Церковью как не соответствующие евангельской истине. Например, существует так называемое «Евангелие детства», приписываемое апостолу Фоме. Сюжет этого произведения довольно прост: в каждой главе рассказывается о каком-нибудь чуде, которое якобы совершил маленький Иисус. Среди «чудес» есть и умерщвление сверстников, смеявшихся над Ним, и другие диковинные и довольно странные небылицы, которые, помимо того что они абсолютно бессмысленны, никак не согласуются с образом Иисуса Христа из четырех канонических Евангелий. Последние порой незначительно расходятся в мелочах, но едины в главном. Остальные «благовествования» рисуют собственные, несовместимые друг с другом картины. В них, как правило, можно четко проследить идеологическую или богословскую схему, чуждую христианству и коррелирующую с тем или другим еретическим учением.

http://foma.ru/gde-pochitat-pravdu-o-det...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010