компартимент юж. стены, напротив сев. входа), тождеством образов царя Соломона (композиция «Сошествие во ад») и царицы св. Тамары, направленным на Багратиони жестом ангела у гроба Господня (композиция «Жены-мироносицы у гроба Господня»), который трактуют как намек на включение Багратиони в совершающееся чудо спасения, и т. д. Считается, что редкие сцены «Древо Иессеево» и «Три отрока в пещи огненной» (центральная часть зап. стены, над входом на галерею), выражающие догмат о Христе как о Богочеловеке, придали росписи антимонофизитскую направленность. Царица Тамара. Фрагмент ктиторской композиции из кафоликона во имя свт. Николая Чудотворца. Нач. XIII в. Царица Тамара. Фрагмент ктиторской композиции из кафоликона во имя свт. Николая Чудотворца. Нач. XIII в. На юж. стене с моделью храма в руках изображен ктитор, еп. Чкондидский Антон (Глонистависдзе), предстоящий поясному образу свт. Николая, к-рого первый везир особо почитал. Считается, что он принял непосредственное участие в посвящении кафоликона святителю. Объяснение этому находят в биографии мцигнобартухуцеси: когда еп. Антон подвергся несправедливому притеснению со стороны католикоса-патриарха всей Грузии Михаила IV (Мирианисдзе) (1178-1187), был созван церковный Собор, на к-рый из Иерусалима был приглашен бывш. католикос-патриарх Грузии Николай I (Гулаберисдзе) (50-е гг. XII в.) (его небесный покровитель - свт. Николай), и благодаря его авторитету еп. Антон был оправдан. Церковь обильно украшена орнаментом. На всех арках, сводах, в проемах окон находятся помещенные в медальоны изображения процветших крестов, размер к-рых увеличивается по мере приближения к центральной композиции в скуфье купола «Слава креста». Общее решение пространства храма отвечает стилю высокого монументализма грузинской живописи кон. X - нач. XII в. (крупные композиции и фигуры, лаконичность, репрезентативность, центрическое построение сцен). В то же время росписи присущи такие новые черты, как динамичность рисунка, утонченная моделировка форм, удлиненные пропорции фигур, летящие складки одежд и т. д. Представлены как мощные и монументальные образы, так и изящные и нежные, очерченные каллиграфически упругой тонкой линией; лики прозрачные, как бы вплавленные притенениями и высветлениями, выражают лиричность, нежность и печаль или строгость и созерцательность. В непрерывном динамичном движении рисунок объединяет фигуры, композиции и настенные циклы. Совмещение нежности и силы, монументальности и рафинированности - характерная черта росписи кафоликона свт. Николая. Ангел. Фрагмент сцены «Жены-мироносицы у гроба Господня» в кафоликоне во имя свт. Николая Чудотворца. Нач. XIII в.

http://pravenc.ru/text/1684674.html

Боровск. Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенский собор Карта и ближайшие объекты Благовещенский собор (XVII-XIX вв.). Благовещенский собор был построен в 1715 г. на месте деревянного храма Николая Чудотворца. В течение столетий собор несколько раз подвергался перестройкам, в результате чего утратил свой древний облик. В 1819 г. к нему были пристроены приделы Казанской иконы Божией Матери, Николая Чудотворца и колокольня. К началу XIX в. относится иконостас основного храма выполненный в строгих формах архитектуры русского классицизма. В настоящее время храм остается городским соборным. В нём хранится резная деревянная скульптура Николая Чудотворца (местные легенды связывают ее появление с XIV в.), резная деревянная скульптура Параскевы Пятницы и икона преподобного Пафнутия Боровского Чудотворца. Благовещенский собор всегда оставался действующим храмом, не считая его закрытия на непродолжительное время в начале 1940-х гг. Благовещенский собор является одним из древнейших на калужской земле. По архитектуре его можно отнести к памятникам XVII в. Собор пятиглавый, каменный, с двумя приделами, устроенными в 1819 г. Иконы древние, греческого письма. Особенно замечательна икона св. Николая - резная в рост человека. Святитель изображен с моделью храма в одной руке и мечом в другой. Эта икона особо почиталась прихожанами и украшена была ими серебряной ризой, по преданию она относится к XIV в. Происхождение иконы свт. Николая относят ко времени Димитрия Донского. До 1812 г. она находилась в деревянном храме, который сгорел во время нашествия французов, а потом была найдена во рву. Соборный Благовещенский храм - каменный. Архитектор и время создания неизвестны. По данным 1654 г., церковь Николая Чудотворца с приделом пророка Илии стояла на посаде на площади. По преданию, древний деревянный собор был на городище приблизительно на месте современного корпуса присутственных мест (районная администрация). В 1715 г. из-за ветхости был перестроен и освящен в Благовещенский с приделами в честь Николая Чудотворца и “Казанской” иконы Божией Матери. В 1738 г. храм уже значится как соборный Благовещенский. В 1865 г. упоминается придел мученика Никиты. Нынешний вид собора сложился к середине XIX в.

http://sobory.ru/article/?object=00911

С. Елагина в 1702 и др.). После освящения в 1710 г. соборного храма обители в 1713 г. указом царя Петра I был установлен ежегодный крестный ход в 1-й четверг после праздника Троицы (Пятидесятницы) из О. Н. м. в Карачев ( Красовский. 1872. С. 47-48). По преданию, установление этого крестного хода было связано с избавлением жителей Карачева от моровой язвы в правление царя Алексея Михайловича (1645-1676) после принесения в город образа свт. Николая Чудотворца из О. Н. м. (Краткое описание. 1895. С. 40). В 1767 г. проведение крестного хода было подтверждено новым указом, специально было упомянуто о совершении должной встречи иконы (Житие и чудеса. 1994. С. 391-392). Во время эпидемии холеры 1848 г. в О. Н. м. «спасались и лечили одною только молитвой и, несмотря на многолюдное стечение народа и отсутствие всяких предохранительных мер, здесь не только никто не заболел, но и те, кои приходили сюда с признаками припадков этой ужасной болезни, возвращались домой здоровыми» (Краткое описание. 1895. С. 44). В XIX в. фиксировались и другие чудеса от образа свт. Николая Чудотворца ( Красовский. 1872. С. 46-47). В апр. 1868 г. жиздринский купец 2-й гильдии Н. Ф. Желоховцев вложил в О. Н. м. ризу для образа свт. Николая Чудотворца (серебряная, чеканная по золоту, с драгоценными камнями в митре; в Евангелие ризы был вложен золотой ковчежец с частицей мощей святителя). В янв. 1891 г. было получено разрешение на проведение ежегодного крестного хода с образом свт. Николая Чудотворца в собор арх. Михаила в Карачеве 26 авг. (Житие и чудеса. 1994. С. 393-394). Этот крестный ход был установлен по случаю избавления от засухи в Карачевском у. в 1890 г. В ночь на 12 окт. 1917 г. чудотворный образ свт. Николая Чудотворца был похищен (Святотатство. 1917), одновременно сорван и украден серебряный вызолоченный венец с украшениями с чудотворного образа Божией Матери «Утоли моя печали». Вероятно, вскоре образ свт. Николая Чудотворца был найден, т. к. после закрытия О. Н. м. в 1924 г., по сообщению зав.

http://pravenc.ru/text/2578223.html

национально-освободительного восстания 1821-1829 гг., отстроившими в 1888 г. комплекс зданий; св. Иоанна Предтечи (сразу за храмом Протата), известна с 1593 г. как келлия Касторийцев, в которой в 1-й пол. ХХ в. жил видный участник «борьбы за Македонию» капитан Г. Янглис (в монашестве Гавриил, † 1946), а затем - звонарь Дамаскин († 2004), подвизавшийся на Афоне в течение 85 лет с 8-летнего возраста; свт. Николая Чудотворца (в местности Адин на границе с Капсалой). Иногда к карейским келлиям причисляют другие иверские келлии, находящиеся к югу от К.: прав. Анны, где подвизается протопсалт иером. Антипа (Скандалакис), Преображения Господня (Мораитико), Св. Троицы, Рождества св. Иоанна Предтечи, свт. Николая Чудотворца (Типографов, τν Τυπογρφων) и св. Говделы. Хиландар - конак-келлия Благовещения Пресв. Богородицы и 22 келлии, из к-рых в наст. время заселено 11. Наибольшее историческое значение имеют основанные свт. Саввой Сербским келлии Типикарница (в центре К., к западу от Протата, названная так по написанному для этой келлии Типикону 1197 или 1199 г.; от укреплений серб. кор. Стефана Милутина кон. XIII в. сохранилась башня св. Саввы, существующее здание храма построено в 1775 г., нартекс расписан в 1806 г. мон. Макарием из Галатисты) и Патерица (к северо-востоку от скита ап. Андрея Первозванного, получила наименование по хранящейся в ней реликвии - посоху ( πατερτσα) прп. Саввы Освященного, привезенному из Палестины Саввой Сербским (в наст. время хранится в Типикарнице), церковь освящена в честь Преображения Господня, нартекс пристроен в 1745, фрески апсиды выполнены во 2-й пол. XVIII в.). В XIX - нач. ХХ в. Хиландару принадлежали 1 болг. (Введения во храм Пресв. Богородицы) и 8 рус. келлий (Благовещения Пресв. Богородицы, сщмч. Игнатия Богоносца, Св. Троицы, свт. Иоанна Златоуста, Трех святителей, свт. Николая Чудотворца (Белозёрка, Буразери), ап. Иоанна Богослова, Рождества св. Иоанна Предтечи). Возникновение большинства рус. келлий предание также связывает с именем свт.

http://pravenc.ru/text/1681041.html

К 1848 г. в К. м. находилось 4 церкви: 5-главый Корсунский собор (1803) с чтимой Корсунской иконой (слева от царских врат), принесенной, по преданию, архим. Иоасафом из Стародубья при основании обители; теплая ц. во имя прп. Михаила, исп. Синадского (1804; позднее к ней пристроены трапезная, келарня, братские кельи по образцу афонских мон-рей); ц. свт. Николая Чудотворца с приделом свт. Иоанна Златоуста в настоятельских кельях; ц. во имя вмч. Димитрия Солунского (1802); колокольня с часами и св. вратами. За монастырской оградой располагались гостиный, скотный и конюшенный дворы. В скиту, устроенном в 7 верстах от К. м. при рыбном заводе, имелась ц. во имя свт. Митрофана. В монастырской б-ке находилось несколько старопечатных книг, в т. ч. Острожская Библия (1581) ( Мурзакевич. 1848. С. 312). К кон. XIX в. на территории К. м. располагались трапезный храм во имя свт. Иннокентия Иркутского (1888; построен вместо обветшавшего храма еп. Михаила, исп. Синадского), домовый храм во имя свт. Николая Чудотворца, освященный 23 апр. 1889 г. еп. Таврическим Мартинианом (Муратовским), в архиерейских покоях нового 2-этажного настоятельского корпуса (1882), 3-ярусная колокольня (1891), 5 братских корпусов, за оградой - обширные гостиничные корпуса, на кладбище - храм Воскресения Христова, освященный в 1857 г. еп. Димитрием (Муретовым). К нач. XX в. у входа в собор был поставлен памятник «Сидящий Афанасий», изготовленный из воска, а рядом устроена касса, в которую прихожане и паломники бросали медные и серебряные монеты ( 1997. 27. С. 6). В 80-х гг. XIX в. соляной промысел для К. м. окончательно потерял значение ввиду отмены акциза на соль. В 1890 г. К. м. снова получил право на добычу соли в Перекопском у. на условиях платы по 16 р. за каждую добытую тысячу пудов соли. Однако уже в 1892 г. игум. Маркиан просил архиерея расторгнуть договор с казенным ведомством о добыче соли (ГА Респ. Крым. Ф. 118. Оп. 1. Д. 2172. С. 1-4 об.). К 1892 г. мон-рю принадлежал молитвенный дом во имя свт. Николая Чудотворца, построенный на соляных озерах в Перекопском у. В связи с окончательным отказом от добычи соли архим. Маркиан обратился к еп. Таврическому Мартиниану с прошением о безвозмездной передаче молитвенного дома к.-л. близлежащему, вновь образовавшемуся приходу (Там же. С. 4-5 об.). Но земля для выпаса скота и земледелия стала приобретать все большее значение: в 1901 г. К. м. ходатайствовал о возвращении земли Магдалиновской дачи, полученной еще в 1815 г. и якобы захваченной у мон-ря (Там же. Д. 2964).

http://pravenc.ru/text/2458759.html

Ч. 2. С. 71, 158), образ свт. Николая Чудотворца с др. святыми (традиционно он относился к 1500 г.; после раскрытия реставраторами датировка изменена на XIII в.; ныне в ГРМ: Смирнова Э. С. Живопись Вел. Новгорода: Сер. XIII - нач. XV в. М., 1976. Кат. 1), сребропозлащенный крест 1627 г. с частицами мощей свт. Николая Чудотворца, вмч. Димитрия Солунского и «трости» прп. Антония Римлянина (крест пожертвован игум. Леонидом), сребропозлащенный крест 1664 г. (вклад архим. Киприана), деревянный посох Новгородского свт. Моисея с железным наконечником. В соборе находились частицы мощей свт. Моисея (принесены в мон-рь 12 мая 1693, при архим. Никодиме) и вмц. Евфимии Всехвальной (принесены в обитель в апр. 1788 из Евфимиева мон-ря в Плотниках). Имелись колокола 1568, 1588 и 1589 гг. и 2 колокола 1678 г. ( Макарий (Миролюбов). 2003. Ч. 2. С. 282-283, 288-289). Известно также, что до 1917 г. в храме свт. Василия Великого в дер. Чернавино (ныне дер. Б. Чернавино Волховского р-на Ленинградской обл.) хранился серебряный вызолоченный напрестольный крест с частицами «трости» прп. Антония Римлянина и гроба прп. Александра Свирского. Согласно надписи на его лицевой стороне, крест был «сделан» 21 июня «лета 7172», т. е. в 1664 г., «в Ладогу, в Васильевской монастырь, повелением Духова монастыря архимандрита Киприана по своих родителех». По указу Новгородской духовной консистории в 1888 г. Свято-Духов собор был разобран и на его месте возведен одноименный храм (1892) - большая 2-этажная 4-столпная 3-нефная 3-апсидная постройка. На 2-м этаже имелись приделы в честь Рождества Христова и в честь Казанской иконы Божией Матери, на 1-м этаже - свт. Митрофана Воронежского и вмц. Евфимии Всехвальной. Собор был перекрыт многоскатной кровлей и увенчан 8-гранным световым барабаном со сферическим куполом. С зап. стороны к храму примыкал настоятельский корпус сер. XIX в. В 1910 г. к юж. фасаду трапезной Свято-Троицкого храма на пожертвования потомственного почетного гражданина В. Л. Морозова был пристроен трапезный корпус с приделом во имя св.

http://pravenc.ru/text/2577781.html

в рост (подпись: «   ( ) ») в паре со св. Филиппом (Колычевым), митр. Московским. У него окладистая темно-русая борода средней длины, облачен в зеленый саккос с красным исподом и со светлыми крестами, омофор, на голове архиерейская шапка; правой рукой благословляет, в левой держит закрытое Евангелие. По мнению Н. А. Маясовой, стиль лицевого шитья и технология изготовления пелены характерны для предметов, произведенных в великокняжеской мастерской. После общерус. прославления образ И. встречается на предметах, выполненных лучшими мастерами эпохи царя Иоанна IV Грозного, где он представлен новым покровителем столицы и гос-ва, образцом святительского служения. Развитие иконографии совпадает по времени с созданием в кругу книжников св. Макария, митр. Московского, 3-й редакции Жития И. Свт. Иона, митр. Киевский и всея Руси. Фрагмент титульного листа кн. «Иоанн Златоуст. Беседы на 14 посланий ап. Павла». Гравер И. Зубов. М., 1709 (РГБ) Свт. Иона, митр. Киевский и всея Руси. Фрагмент титульного листа кн. «Иоанн Златоуст. Беседы на 14 посланий ап. Павла». Гравер И. Зубов. М., 1709 (РГБ) Образ И. появился на серебряных золоченых дробницах, к-рыми украшались церковные одежды и предметы убранства храма. Такая дробница в форме квадрифолия сохранилась на саккосе, поднесенном царем Иоанном Грозным «в дом пресвятыя богородицы и великих чудотворцев петра, алексея, ионы» в период правления свт. Макария (саккос свт. Макария, 1549, ГММК; Вишневская И. И. Саккосы митр. Макария//Макарьевские чт. Можайск, 2001. Вып. 8: Рус. государи - покровители православия. С. 109-130; Вера и власть. 2007. С. 48-49. Кат. 8). Дробница с образом И. находилась на драгоценном окладе, изготовленном по царскому заказу для чудотворной Великорецкой иконы свт. Николая Чудотворца в 1555-1556 гг. во время пребывания вятской святыни в Москве (не сохр., известна по описаниям XIX в.- см.: Кашминский С., прот. О Великорецкой чудотворной иконе свт. Николая//Вятские ЕВ. 1875. 10. С. 323; Вознесенский А., Гусев Ф. Житие и чудеса св.

http://pravenc.ru/text/578250.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИМИРСКИЙ АЛЕКСИЕВСКИЙ (НОВОАЛЕКСИЕВСКИЙ) В ЧЕСТЬ БОГОЛЮБСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья ВЛАДИМИРСКИЙ АЛЕКСИЕВСКИЙ (НОВОАЛЕКСИЕВСКИЙ) В ЧЕСТЬ БОГОЛЮБСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Алексиевский мон-рь. Фотография. 2004 г. Алексиевский мон-рь. Фотография. 2004 г. (Владимирской и Суздальской епархии), основан решением Свящ. Синода РПЦ 7 мая 2003 г. при храме во имя равноапостольных Константина и Елены во Владимире (до 1994 ц. во имя свт. Николая Чудотворца). На месте В. А. м. в XIII-XVIII вв. существовал муж. мон-рь во имя равноапостольных Константина и Елены, а также находившийся во владении обители приходский храм во имя свт. Николая Чудотворца в с. Добром. Возможно, Константино-Еленинский мон-рь был основан при блгв. кн. Андрее Юрьевиче Боголюбском, об этом косвенно свидетельствует топографическое положение обители - у дороги из Владимира в Боголюбово, в плотно заселенной местности, археологические находки на к-рой датируются XI-XIII вв. Близ обители, на противоположной стороне дороги, в Яриловой долине, находился мон-рь во имя вмч. Феодора Стратилата, основанный не позднее XII в. В 1276 г. игум. Константино-Еленинского мон-ря св. Феодор был хиротонисан во епископа Владимирского и Суздальского. Церковь во имя равноапостольных Константина и Елены (бывш. Никольская). Кон. XVIII — нач. XIX в. Фотография. 2004 г. Церковь во имя равноапостольных Константина и Елены (бывш. Никольская). Кон. XVIII — нач. XIX в. Фотография. 2004 г. Запустевший в XIV в. Константино-Еленинский мон-рь ок. 1370 г. был возобновлен свт. Алексием , митр. Киевским и всея Руси. Возможно, тогда мон-рь стал домовым митрополичьим (позднее Патриарший, с 1753 синодальный). Во 2-й четв. XV в. в мон-ре была учреждена архимандрития, до 90-х гг. XV в. его настоятели были одновременно архимандритами митрополичьего нижегородского в честь Благовещения Пресв. Богородицы муж. мон-ря . На короткое время после пожара в 1725 г. обитель была приписана к боголюбскому в честь Боголюбской иконы Божией Матери (Рождества Богородицы) мон-рю . В 1764 г., уже самостоятельный, Константино-Еленинский мон-рь был причислен к второклассным обителям. 11 апр. 1775 г. указ Синода предписывал упразднить обитель из-за ветхости единственного каменного храма и др. строений, настоятеля с братией перевести в Волосов во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь . Все монастырское имущество было передано в Никольскую ц. в с. Добром. Оставшийся без надзора Константино-Еленинский храм с приделами в честь Благовещения Пресв. Богородицы и свт. Алексия Московского, по-видимому, вскоре разрушился или был разобран.

http://pravenc.ru/text/154977.html

Русский дом с ц. свт. Николая Чудотворца в Мерано. Фотография. Нач. ХХ в. Русский дом с ц. свт. Николая Чудотворца в Мерано. Фотография. Нач. ХХ в. Со 2-й пол. XIX в. совершаются паломничества в г. Бари, к гробнице свт. Николая Чудотворца. 22 мая 1913 г. состоялась закладка русского подворья в Бари (проект архит. А. В. Щусева). В 20-30-х гг. XX в. подворье стало объектом тяжб между претендовавшими на него властями СССР и рус. эмигрантами, после чего подворье перешло под контроль муниципалитета Бари, в нем были устроены сиротский приют и детский сад. Приход сохранился, но во 2-й пол. XX в. неоднократно менял юрисдикцию. В 1998 г. муниципалитет Бари заключил договор с РПЦ МП, и через год подворье получило статус патриаршего, туда был командирован постоянный священник. В 2009 г. решением итал. правительства здание подворья было передано РФ. К кон. XIX в. увеличилось число русских, находившихся в И. на лечении. В Мерано (в то время территория Австро-Венгрии) в 1875 г. было учреждено Благотворительное об-во рус. жителей Мерано (Русский комитет) для оказания помощи больным и нуждавшимся соотечественникам, желавшим пройти курс лечения в Юж. Тироле. 21(9) дек. 1884 г. в Мерано по благословению митр. Исидора (Никольского) была освящена ц. во имя свт. Николая Чудотворца, сперва размещенная в арендованном помещении на вилле Стефани. Почетная попечительница церкви вел. кнг. Екатерина Михайловна внесла крупное пожертвование. По инициативе свящ. Феофила Кардасевича и врача М. фон Мессинга на средства, полученные в 1889 г. по завещанию московской купчихи Н. Бородиной, началась подготовка к строительству пансионата по проекту архит. Т. Бреннера. Никольская церковь, находившаяся в здании Русского дома им. Бородиной (построен в 1895-1897), была освящена 15(3) дек. 1897 г. по благословению С.-Петербургского митр. Палладия (Раева) прот. Александром Николаевским, настоятелем посольского храма в Вене. В зимний сезон в храме служили иеромонахи из Александро-Невской лавры. После первой мировой войны г. Мерано вошел в состав И., при церкви действовал небольшой приход из рус. эмигрантов. В 70-х гг. XX в. Русский дом с храмом был передан муниципалитету, но богослужения не прерывались.

http://pravenc.ru/text/2033697.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА СВЯТИТЕЛЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Церковь во имя свт. Николая Чудотворца. 1886–1887 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. Церковь во имя свт. Николая Чудотворца. 1886–1887 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. (Покровской епархии Саратовской митрополии), находится в пос. Монастырском Пугачёвского р-на Саратовской обл. Первоначально мужской. Основан, вероятно, во 2-й пол. XVIII в. как старообрядческий скит в излучине р. Б. Иргиз выходцем с Ветки (совр. Белоруссия) священноиноком Пахомием (подробнее см. Иргизские монастыри ). Наиболее достоверным годом устроения обители исследователи считали 1764-й ( Добротворский. 1857. 2. С. 384; Попов. 1866. С. 51) или 1762-й ( Соколов. 1888. С. 37). В обители, первоначально называвшейся Пахомиевым Средним скитом, была сооружена деревянная часовня во имя свт. Николая Чудотворца. После возведения при настоятеле Антонии одноименного деревянного 19-главого храма с колокольней (1788-1790) скит стал называться Средненикольским. К 1800 г. были построены также деревянные теплая ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы (1798-1799) и 40 келий; территорию обители с 3 сторон окружала деревянная ограда с 4 воротами, имелись монастырский хутор и пчельник ( Соколов. 1888. С. 89-90; Наумлюк. 2009. С. 44). Согласно статистическому описанию 1827-1828 гг., на территории мон-ря (486 саж.) находились 58 деревянных келий, крытых тесом и драньем, одна братская, келарня, пекарня, кладовая, 2 хлебных амбара, 3 сарая, 2 конюшни и колодец. Поблизости располагался монастырский хутор с 2 кельями и 4 сараями. В одной версте от мон-ря находился пчельник с кельей, омшаником и 60 ульями пчел. При Н. Ч. м. имелись также кирпичная кузница с одним горном и мельница. В хозяйстве насчитывалось 20 волов, 17 дойных коров, лошади. По генеральному межеванию 1801 г. монастырь получил «в вечное владение» 1653 дес. земли, в т. ч. 410 дес. 1668 кв. саж. пашни, 166 дес. 1660 кв. саж. сенокоса, 437 дес. 61 кв. саж. леса ( Лебедев. 1911. С. 5-7). К кон. 1833 г. в обители проживало более 250 чел.

http://pravenc.ru/text/2566164.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010