Святейший Синод поручил рассмотреть данный вопрос экзарху Грузии архиеп. Карталинскому и Кахетинскому Евсевию (Ильинскому) . Выбор пал на преподавателя Тифлисского ДУ иером. Антония, к-рый 11 июня 1864 г. вместе с псаломщиком Михаилом Яковлевским совершил 1-е богослужение в посольском храме. В 1865 г. Святейшим Синодом посольская церковь и причт были подчинены Грузино-Имеретинской синодальной конторе. В 1864 г. при Генеральном консульстве в г. Тебризе, столице Иранского Азербайджана, была устроена небольшая церковь, которую освятил во имя свт. Тихона Задонского свящ. Евстафий Ахрамеев по благословению экзарха Грузии 13 авг. 1864 г. Настоятель посольской ц. свт. Николая Чудотворца в Тегеране архим. Амвросий с певчими у входа. Фотография. 1913 г. Настоятель посольской ц. свт. Николая Чудотворца в Тегеране архим. Амвросий с певчими у входа. Фотография. 1913 г. Первое каменное храмовое здание было построено в 1886 г. при посланнике России в И. А. А. Мельникове в пригороде Тегерана - Зергенде, где располагалась загородная резиденция Российской миссии. Храм был посвящен св. блгв. кн. Александру Невскому в честь почившего имп. Александра II. Материал, из к-рого строилась церковь, доставляли из России морским путем. Во 2-й пол. XIX в. численность рус. колонии в Тегеране увеличилась, что объяснялось укреплением торговых связей между странами. В 1894 г. при настоятеле посольской церкви архим. Харалампии был приобретен участок земли в Дулабе (ныне в черте Тегерана), где и было устроено рус. правосл. кладбище на средства от частных пожертвований. На территории Российской Императорской миссии (ныне Торговое представительство РФ на ул. Паминар) в 1895 г. был построен каменный храм, к-рый был освящен во имя свт. Николая Чудотворца. В нояб. 1904 г. в Казвине была построена ц. во имя свт. Николая Чудотворца. Российское консульство в Реште, к-рое возобновило свою деятельность, было открыто с нояб. по март, а на остальное время переселялось на побережье Каспийского м. в г. Энзели. При строительстве нового здания консульства сотрудники решили одну большую комнату превратить в постоянную домовую церковь. Церковь была устроена в ознаменование рождения наследника престола цесаревича Алексия Николаевича и была освящена во имя свт. Алексия , митр. Московского, 13 нояб. 1905 г. В окт. 1906 г. Святейший Синод принял решение о постройке храма на кладбище в Тегеране. В 1908 г. храм был освящен во имя Св. Троицы. Это единственный сохранившийся храм из правосл. церквей, открытых в Персии до 1917 г.

http://pravenc.ru/text/673877.html

Архим. Макарий (Миролюбов) , ссылаясь на грамоту 1682 г., писал, что во время пожара 1677 г. в Л. м. сгорели церковь и архив с документами, подтверждающими его владельческие права. Исследователи полагали, что это была Никольская ц., но скорее всего от пожара пострадал трапезный Сергиевский храм. После сильного наводнения 1680 г., когда был затоплен соседний Троицкий Коломецкий монастырь, его приписали к Л. м. В 1681 г. на Липно перевезли строительный материал от разобранной каменной Троицкой ц. (АИ. Т. 5. С. 367-368). Тогда, вероятно, в обители и была построена каменная ц. во имя Св. Троицы с приделом прп. Сергия Радонежского и трапезной палатой, которая упоминается в документах кон. XVII-XVIII в. Нельзя исключать также перестройку прежнего трапезного храма прп. Сергия Радонежского (XVI в.). По-видимому, в этот период Л. м. получил самостоятельность. Но в 1686 г. он был вновь приписан к Дому Св. Софии. При описании владений, принадлежащих Дому в 1725 г., указаны рыбные ловли приписного Л. м.: «В Обонежской пятине… на реки Мсты до Антифоновского колишка из Рагозина озера да колище у Николая Чудотворца на Липке на реки Глушице промеж Мсты и Плотницы, на которых разливных водах ставили по сту мереж», а также упоминаются 2 фруктовых сада при обители (Новгородская епархия. 1896. С. 823-824). Опись мон-ря 1749 г. упоминает каменные Никольский храм, трапезную 2-престольную ц. во имя Св. Троицы и прп. Сергия Радонежского, деревянные кельи и амбар. В трапезном храме богослужение не совершалось. Мон-рю принадлежало сельцо Печерки (ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 699. 1749. Л. 1-6). При Никольской ц. имелась новая деревянная паперть с надстроенной над ней колокольней, на которой висело 5 колоколов. Храм украшал тябловый 4-ярусный иконостас. В местном ряду справа от резных царских врат находились иконы Воскресения Христова с пеленой «в исподе», свт. Николая Чудотворца «с басменными венцом и гривенкой», Божией Матери «Неопалимая Купина» и образ свт. Николая Чудотворца на круглой доске, написанный «красками и золотом». Слева от царских врат упоминается другой образ свт. Николая Чудотворца, «в чудесах». Над местным рядом располагались иконы деисусного, пророческого и праотеческого чинов. В 1743 г. новгородец посадский человек Елисей Кошкин для поминовения души вложил в храм образ свт. Николая Чудотворца в окладе. В 1749 г. мон-рем управлял строитель иером. Филарет. Судя по описи 1763 г., Троицкая ц. с приделом прп. Сергия Радонежского была возобновлена в 1755 г. Упоминание в описи каменных настоятельских келий позволяет датировать их постройку временем между 1749 и 1763 гг. (ИРИ. 1813. Ч. 5. С. 15).

http://pravenc.ru/text/2110524.html

О посещении еп. Игнатием Никольского храма г. Георгиевска в 1858 г. Николо-Бабаевский монастырь Костромской епархии (1861–1867) 592 . Праздник в Ярославле//Домаш. беседа. – 1865. – Вып. 46. – С. 1344–1347. Описание молебна, совершенного свт. Игнатием при встрече чудотворной иконы свт. Николая. Приведена речь владыки к гражданам г. Ярославля. 593 . Провождение чудотворной иконы святителя Николая//Ярослав. епарх. вед. – 1868. – 43. – С. 357–358. О панихиде по свт. Игнатию в Сергиевской церкви Николо-Бабаевского монастыря. 594 . Караяни П. Знамения чудесного Промышления Божия об одном из русских монастырей//Душеполез. чтение. – 1878. – Апр. – С. 478–488. – Подпись: П. К-и. О трудах свт. Игнатия по сооружению в монастыре собора в честь иконы Иверской Божией Матери. Отд. отт.: Μ., 1878. 595 . Соловьев А. Николаевский Бабаевский монастырь Костромской епархии: Ист.-стат. очерк. – Кострома: Губ. тип., 1895 (обл. 1896). – 111 с., 2 л. ил. Жизнеописание свт. Игнатия, в т. ч. подробные сведения об управлении Бабаевским монастырем, о строительстве Иверского собора – с. 58–74, 75, 76, 82:596. Соловьев А. Николаевский Бабаевский монастырь Костромской епархии: Ист.-стат. очерк//Костром. епарх. вед. – 1896. – 18, ч. неофиц. – Прил. – С. 57–64; 19. – С. 65–72. О свт. Игнатии – с. 58–72:597. Тюменев И. Ф. От Ярославля до Нижнего: (Путевые наброски)//Ист. вестн. – 1906. – Т. 105. – Авг. – С. 508–531: ил. Краткое жизнеописание свт. Игнатия, в т. ч. о его жизни в Николо-Бабаевском монастыре – с. 527–530. На ил.: Николо-Бабаевский монастырь. 598 . Константин, инок. Иноческие опыты: Честна пред Господем смерть преподобных Его//Рус. инок. – 1910. – 14. – С. 34–41. Описание смерти свт. Игнатия – с. 39. 599. Куров С. Монастырь, который стоял на Волге//Приволж. правда. – Некрасовское, 1988. – 1, 3 нояб. Из истории Николо-Бабаевского монастыря, в т. ч. о свт. Игнатии. 600. Воскресенский А. Николо-Бабаевский святитель – преосвященный епископ Игнатий (Брянчанинов) //Благовест. – Кострома, 1990. – 9. – С. 9:601. Николо-Бабаевский монастырь//Крещеный мир: Прил. к газ. «Репортер». – 1991. – 3. – С. 7: ил.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Киотные статуи свт. Николая в России были распространены до 1918 г. Наиболее известны: образ кон. XV - нач. XVI в. из Хотеновского храма Кирилловского у. Новгородской губ. (НГОМЗ); образ до 1534 г. из Вел. Новгорода (ПИАМ); образ сер. XVI в. из Вел. Новгорода (ГРМ); образ XVI в. из Перемышля (КХМ); образ свт. Николая в складне со створками XVI в. из Никольского храма дер. Петуховской (Волосово) Каргопольского р-на Архангельской обл. (АМИИ); Радовицкий образ сер. XVII в. из Николо-Радовицкого мон-ря Московской обл. (1-й образ был явлен в нач. XVI в. мон. Ионе из Акакиевой пуст., основанной мон. Пахомием и положившей начало Радовицкому монастырю); образ нач. XVII в. из Мамонтовой пуст. Тамбовской обл., в 1857 г. получил серебряный оклад и бархатную митру, ныне сохраняется позолоченный серебряный оклад 1911 г., украшенный чеканкой, эмалью по скани и драгоценными камнями, выполненный в мастерской Г. М. Сбитнева в Москве (ныне в Моршанском историко-художественном музее); образ сер. XVII в. из храма Николы Гостунского Московского Кремля (ГММК); Мценский образ кон. XVII в. (воссоздан в 2015, ныне в Петропавловском соборе г. Мценска; см.: Комова М. А. Рус. деревянная скульптура «Никола Мценский»: Сказание, иконография, стиль//Вестн. Новгородского гос. ун-та. 2017. 2(100). С. 88-90); образ кон. XVII - сер. XVIII в. (ПГХГ); Никола Можайский (Боровский) сер. XVI в. из Благовещенского собора в Боровске, в 1814 г. получил митру, в 1843 г.- серебряную чеканную ризу (не сохр.); образ свт. Николая (Волоколамский) XV-XVI вв. из Воскресенского собора в Волоколамске (не сохр.). Можайский образ свт. Николая также был распространен в иконописи, медно-литой пластике, плоской резьбе по дереву. Лит.: Виноградов Н., диак. О древней резной чудотв. иконе свт. Христова Николая, находящейся в соборном храме г. Можайска, Московской губ. М., 1900; Петров Н. И. Резные изображения св. Николая Можайского и ист. судьба их//Тр. XI Археол. съезда в Киеве, 1899. М., 1902. Т. 2. С. 137-145; Некрасов А. И. Древнерус. изобразительное искусство. М., 1937; Антонова В. И. Московская икона нач. XIV в. из Киева и «Повесть о Николе Зарайском»//ТОДРЛ. 1957. Т. 13. С. 375-392; Вагнер Г. К. От символа к реальности: Развитие пластического образа в рус. искусстве XIV-XV вв. М., 1980; Фёдорова О. В. и др. Можайск. М., 1981; Мокеев Г. Я. Можайск - священный город русских. Можайск, 1992; Дергачёв Б. А. К вопросу о возникновении скульптурного образа Николы Можайского//Скульптура. Прикладное искусство: Реставрация, исслед. М., 1993. С.158-170; Кызласова И. Л. Статуя Николы Можайского: Из творческого наследия А. И. Некрасова (до 1938 г.)//Древнерус. скульптура: Проблемы и атрибуции. М., 1993. Вып. 2. Ч. 2. С. 199-243;

http://pravenc.ru/text/2566196.html

монашеской общиной под рук. иером. Моисея. Был воздвигнут новый просторный храм во имя сщмч. Игнатия Богоносца, а старый переосвящен в честь Рождества Пресв. Богородицы. Расположенная к северо-востоку от К. келлия свт. Николая Чудотворца (Белозёрка), по преданию, была подарена протом свт. Савве Сербскому, к-рый любил в ней уединяться. Восстановлена пострижеником Кириллова Белозерского монастыря иеросхим. Антонием, учеником Хаджи-Георгия, который приобрел ее в 1882 г. Под ц. свт. Николая Чудотворца расположен храм Покрова Пресв. Богородицы. Здесь подвизался старец Тихон (Голенков ; 1884-1968). В 1967-1979 гг. в келлии размещалось братство старца Иосифа Исихаста , ныне - иконописное братство (ок. 12 насельников) во главе с игум. Арсением. По своим размерам келлия сопоставима с небольшими афонскими мон-рями. Братство рус. келлии св. Иоанна Предтечи, расположенной рядом с келлией Барберас, возглавлял иером. Иннокентий. Келлия Успения Пресв. Богородицы (Моливоклисья) Келлия Успения Пресв. Богородицы (Моливоклисья) Внутри К. Хиландару принадлежат келлии: вмч. Георгия Победоносца (рядом с Протатом, с зап. стороны) с храмом 1785 г., которая до 60-х гг. XVI в. была самостоятельным монастырем, в 1831-1870 гг. здесь действовала мастерская граверов по меди мон. Хаджи-Панкратия из Мадита и его ученика иером. Даниила; ап. Фомы (рядом), построенная в кон. XIX в. духовником Серафимом, в к-рой в нач. ХХ в. иером. Стефаном была открыта фотомастерская, а после второй мировой войны размещался конак, ныне пустует; свт. Николая Чудотворца (Врахниоти, το Βραχνιτη), отреставрирована в нач. ХХ в.; Рождества Пресв. Богородицы (Фласка, το Θλασκ), от к-рой осталась переданная келлии Врахниоти церковь с фресками и иконами, выполненными ок. 1526 г. анонимным художником, расписавшим парекклисион св. Иоанна Предтечи над нартексом храма Протата; свт. Николая Чудотворца (Барберас, Μπαρμπερς, ранее Кохлиара, το Κοχλιαρ, или Хухлий, τ Χουχλον, на северо-восток от скита ап. Андрея Первозванного, рядом с Патерицей), существовавшая в 1316 г. и служившая конаком Дохиара до обмена на хиландарскую келлию Всех святых; св. Архангелов, где жил старец Аверкий Карейский († 1943); и также несохранившиеся келлии Успения Пресв. Богородицы около Протата и вмч. Димитрия Солунского (между келлией Врахниоти и представительством Зографа) с фресками, куда после пожара 1924 г. был переведен конак из келлии свт. Николая Чудотворца, а после второй мировой войны из-за разрушения этой келлии (сохр. остатки визант. башни) - в келлию ап. Фомы.

http://pravenc.ru/text/1681041.html

С 1849 г. в пермском кафедральном Преображенском соборе хранился посох свт. Стефана Пермского - деревянная трость, обрамленная резными костяными кольцами, на которых изображены сцены из Жития свт. Стефана и события из истории Вычегодской Перми. После кончины свт. Стефана посох находился в Москве, в 1612 г. был увезен в Супрасльский в честь Благовещения Пресвятой Богородицы монастырь , ныне посох хранится в Пермском краеведческом музее. В Прикамье издревле почитались иконы свт. Николая Чудотворца. Трехчастный складень с образом свт. Николая (ныне в Соликамском краеведческом музее), по преданию, был передан Усолью Камскому (ныне Соликамск) царем Иоанном IV Васильевичем Грозным после присоединения к Русскому гос-ву Казанского ханства. На подворье пермского Успенского жен. мон-ря почитается Кольцовский («Пещерный») образ свт. Николая, написанный на пожертвование крестьянина Ильи Кольцова в благодарность за найденную в лесу потерявшуюся лошадь; предположительно икона создана в жен. Верхнечусовской обители. Впосл. икона исчезла и была вновь обретена в пещере близ с. Кольцова (ныне Пермского р-на), от новообретенного образа произошло исцеление. Кыласовский образ свт. Николая был явлен близ с. Кыласова (ныне Кунгурского р-на) во 2-й пол. XVII в. При попытке перенести образ в Спасский мон-рь (на месте совр. с. Курашим) на местных жителей напали татары; по преданию, одна из стрел попала в лик святителя, потекла кровь, лучники, стрелявшие в икону, были поражены слепотой. Кровавое пятно долгое время оставалось на иконе. Образ доставили в Спасский мон-рь, затем перенесли в каменный храм, построенный в 1767-1779 гг. на месте обретения иконы. После закрытия храма в 1935 г. икона хранилась в правосл. семье, в годы Великой Отечественной войны была перенесена в храм в с. Курашим, в 1993 г. образ вернулся в храм в Кыласове, переданный Церкви. В 2018 г. в Пермь была возвращена почитавшаяся в Прикамье в XIX в. Черниговская икона Божией Матери, к-рая неск. десятилетий находилась в ризнице Гефсиманского скита Троице-Сергиевой лавры. Образ поместили в храм во имя свт. Митрофана Воронежского.

http://pravenc.ru/text/2580028.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОРОХОЙ Неизвестный святой. Роспись ц. свт. Николая Чудотворца в Дорохое. 1522-1525 гг. Неизвестный святой. Роспись ц. свт. Николая Чудотворца в Дорохое. 1522-1525 гг. [румын. Dorohoi], г. на крайнем северо-востоке Румынии, в жудеце Ботошани, где находятся церкви молдав. архитектуры: свт. Николая Чудотворца (1495) и Успения (1779). Впервые упомянутый в 1407 г., Д. достиг расцвета во время правления молдав. господаря св. Стефана Великого благодаря своему положению на торговом пути и находившейся здесь в кон. XV в. резиденции ворника Верхней страны (Цара-де-Сус). Как сообщает настенная надпись на церковнослав. языке, 18 окт. 1495 г. «благочестивый и возлюбленный о Христе Стефан воевода» завершил строительство храма свт. Николая. Храм - одноглавый триконх с обширным нартексом; барабан покоится на высоком 2-ярусном основании. Композиции фасадов строятся на сочетании необработанных поверхностей камня, поясов плоских аркатур (т. н. окниц) и глазурованной керамики. Керамические плитки желтого, синего и зеленого цветов образуют 2-ярусный фриз под куполом на барабане и 3-ярусный - под карнизом храма. Стены храма ниже керамического пояса украшены 2 рядами арочных ниш. Барабан и его основание оформлены сходным образом, но ниши здесь неск. глубже. Нижние части стен храма облицованы камнем, причем на конхи наложены плоские арки. На уровне середины оконных проемов проходит еще один керамический пояс. Дверные проемы украшены перспективными порталами. Архитектура храма характерна для Молдавского княжества кон. XV в. и напоминает архитектуру церквей свт. Николая Чудотворца в Яссах (1491-1492) и вмч. Георгия в Хырлэу (1492). Первоначальная роспись (сохр. частично) относится к 1522-1525 гг., времени правления господаря Штефана V Молодого, и является связующим звеном между 2 эпохами в развитии молдав. искусства - Стефана Великого и Петру Рареша. Наряду с уверенной и свободной линией рисунка роспись тяготеет к декоративности. В алтаре различимы Тайная вечеря, Богородица с Младенцем, агнец Божий. Вотивная композиция в наосе на зап. стене, представляющая св. Стефана Великого, его супругу Марию, Богдана, Штефана Молодого и его брата Петра, имеет продолжение на юж. стене, где изображен Христос. Эта композиция - единственная в церквах Молдовы. В цикле росписей Страстей Христовых, занимающих 3 стены наоса, отличающихся драматизмом и экспрессией, проявляются черты, присущие искусству итал. Возрождения.

http://pravenc.ru/text/180303.html

Керчь. Церковь Николая Чудотворца при Керченской Александровской мужской гимназии. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Николая Чудотворца Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:Между 1871 и 1895. Год утраты:приблизительно 1990 Адрес: респ. Крым, г. Керчь, ул. Советская, 40 Координаты: 45.354525, 36.475705 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Керченская Александровская гимназия. В 1871-1896 годах в ней была устроена св.-Николаевская церковь. Храм был устроен в 1871 г. в основном за счет почетного попечителя гимназии П.И. Канунникова. В его алтарной части находилась большая запрестольная икона Распятие Спасителя в деревянной позолоченной раме, у жертвенника был киот с иконой Спасителя, молящегося в Гефсиманском саду. В небольшом позолоченном иконостасе храма располагались писанные на жести масляными краскам иконы местного живописца. На царских вратах были иконы Благовещение и четырёх евангелистов, местные иконы: справа - Спасителя, Архангела Михаила и свт. Николая; слева-Божией Матери, Архангела Гавриила и св. блгв. вл. кн. Александра Невского. В нефе было пять аналогий, семь металлических посеребренных ставников и большое посеребренное паникадило. В притворе храма на стене была помещена большая икона свт. Николая. Там же находилось малое посеребренное паникадило. Напрестольная утварь, одежды, хоругви, паникадила и другие принадлежности были новыми, изящными. Над входной дверью в церковь находилась икона свт. Николая в раме под стеклом, в сребропозлащенном окладе, написанная на дереве масляными красками. Вечером, накануне дня освящения в присутствии градоначальника, директора гимназии, гимназического совета, посторонних посетителей и гимназистов была отслужена всенощная, на которой пел хор гимназических певчих. К 10 часам 9 мая 1871 г. (в день освящения) украшенная цветами церковь была переполнена многочисленными посетителями (в том числе команда солдат), и гимназистам пришлось смотреть на торжество в окна и двери. Освящение гимназической церкви во имя свт. Николая Чудотворца было совершено соборно, при участии хора Св.-Троицкого собора. На Литургии пел гимназический хор. В конце Богослужения законоучитель гимназии прот. А.Ф. Бершадский произнёс проповедь на один текст из слов пророка Исайи.

http://sobory.ru/article/?object=40283

588. Гедеон (Докукин). Пастырь добрый: По кн. высокопреосв. митр. Гедеона «История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России»//Ставропольский благовест: Спец. вып., посвящ. проведению I Международ. Свято-Игнатиев. чтений, г. Ставрополь, 11–15 мая 1999 г. — Ставрополь, 1999. — С. 2. 589. Моздор М. Епископское служение святителя Игнатия//Ставропольский благовест: Спец. вып., посвящ. проведению I Международ. Свято-Игнатиев. чтений, г. Ставрополь, 11–15 мая 1999 г. — Ставрополь, 1999. — С. 4–5: ил. На ил.: икона свт. Игнатия. 590. Самойленко П. Из истории Ставропольской (Кавказской) Духовной семинарии//Ставропольский благовест: Спец. вып., посвящ. проведению I Международ. Свято-Игнатиев. чтений, г. Ставрополь, 11–15 мая 1999 г. — Ставрополь, 1999. — С. 6: ил. Об участии свт. Игнатия в деятельности семинарии. На ил.: внутренний вид семинарского храма в честь святителя Игнатия. 591. Киреев С. Храм моего крещения//Ставроп. благовестник. — 2000. — С. 5. О посещении еп. Игнатием Никольского храма г. Георгиевска в 1858 г.   Николо-Бабаевский монастырь Костромской епархии (1861–1867) 592. Праздник в Ярославле//Домаш. беседа. — 1865. — Вып. 46. — С. 1344–1347. Описание молебна, совершенного свт. Игнатием при встрече чудотворной иконы свт. Николая. Приведена речь владыки к гражданам г. Ярославля. 593. Провождение чудотворной иконы святителя Николая//Ярослав. епарх. вед. — 1868. — С. 357–358. О панихиде по свт. Игнатию в Сергиевской церкви Николо-Бабаевского монастыря. 594. Караяни П. Знамения чудесного Промышления Божия об одном из русских монастырей//Душеполез. чтение. — 1878. — Апр. — С. 478–488. — Подпись: П. К-и. О трудах свт. Игнатия по сооружению в монастыре собора в честь иконы Иверской Божией Матери. Отд. отт.: Μ., 1878. 595. Соловьев А. Николаевский Бабаевский монастырь Костромской епархии: Ист.-стат. очерк. — Кострома: Губ. тип., 1895 (обл. 1896). — 111 с., 2 л. ил. Жизнеописание свт. Игнатия, в т. ч. подробные сведения об управлении Бабаевским монастырем, о строительстве Иверского собора — с. 58–74, 75, 76, 82.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

лет ежегодно в Ростове совершали крестный ход с участием этой иконы. В сер. XIX в. реликвия размещалась в резном деревянном киоте на постаменте на зап. стороне юго-зап. столба Зачатьевского собора, возле мощей свт. Димитрия; жемчужная риза, украшенная алмазами и драгоценными камнями, была пожертвована А. А. Орловой-Чесменской . В ярмарочные и праздничные дни, когда в Ростове было много богомольцев, желавших приложиться к образу Пресв. Богородицы, киот с иконой переносили к алтарю, близ юж. угла иконостаса; впосл. это место для Ватопедской иконы стало постоянным. В посл. четв. XIX в. образ поместили над царскими вратами Зачатьевского храма. По воскресным дням после вечерни икону спускали вниз и читали перед ней акафист. Со временем келейный образ свт. Димитрия наряду с его мощами и хранившимися под спудом мощами свт. Иакова Ростовского стал одной из главных святынь Спасо-Иаковлевской обители. В 1916 г. был освящен придел в честь Ватопедской иконы Божией Матери в монастырской ц. свт. Иакова Ростовского. В 1-й четв. XX в., согласно описи мон-ря (Архив ГМЗРК. А-1035), в обители было неск. икон этого извода. Чудотворная икона по-прежнему находилась над царскими вратами в Зачатьевском соборе. В этом храме было еще 2 списка: в местном ряду и позади настоятельского места. В ц. свт. Димитрия, куда с 1909 г. на лето переносили мощи святого, список Ватопедской иконы располагался над ракой святителя, в приделе свт. Николая он был написан на мраморной доске престола. Такое же изображение на доске престола было в ц. свт. Иакова Ростовского. На паперти Иаковлевского храма в киоте находилась большая икона (141×86 см; 2-я пол. XIX в. под записью нач. XX в.), к-рая в наст. время хранится в приделе во имя св. Иоанна Предтечи и сщмч. Власия Севастийского в ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове. Последнее упоминание о Ватопедской иконе встречается в документах 20-х гг. XX в.: архиеп. Ростовский Иосиф (Петровых) в 1925 и 1926 гг. обращался в милицию с просьбой разрешить крестные ходы по Ростовскому у. с этой иконой и с образом свт. Димитрия Ростовского. После закрытия Спасо-Иаковлевского монастыря, в 1928 г., судьба икон из храмов обители неизвестна. После передачи РПЦ в 1991 г. Спасо-Иаковлевского мон-ря и мощей свт. Димитрия начались поиски Ватопедской иконы. В 1997 г. она была возвращена в обитель: святыню передал в мон-рь митр. Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), к-рый получил ее от митр. Ленинградского и Ладожского Никодима (Ротова), возглавлявшего в 1960-1963 гг. Ярославскую кафедру. По сообщению В. Н. Сергеева (получено в 1964 во время экспедиции ЦМиАР в Угличский р-н), икона в 1963 г. была взята архиеп. Никодимом из закрытой ц. Св. Троицы в с. Дивная Гора (Угличский р-н Ярославской обл.). Икона реставрирована до передачи в мон-рь, но сведений об этих работах нет. По случаю возвращения образа в Спасо-Иаковлевской обители установлен праздник Сретения Ватопедской иконы Божией Матери (25 авг.).

http://pravenc.ru/text/2581723.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010