Священник. Выходит, схимник, вырвав апостольские слова из контекста, придал им нужный ему смысл?! Духовник. Собственно, это сделал не он, а свят. Филарет, митр. Московский. Автор «Рассказов странника» просто вложил в уста схимнику слова Московского Митрополита, добавив от себя лишь ту мысль, что молитва должна быть частая. 38 Священник. И как же это возможно? Духовник. Эти слова легко могли попасть на страницы книги, если учесть тот факт, что проповедь была сказана Московским Святителем в Успенском Соборе 15 сентября 1823 года, а затем напечатана в «Христианском Чтении» 1840 года и в собраниях его сочинений 1844 и 1848 годов. Священник. Простите, но мой вопрос был не о том, как мог автор «Рассказов странника» заимствовать слова московского святителя, а о том, насколько возможна вероятность искажения смысла апостольского наставления таким богомудрым пастырем, как свят. Филарет?! Духовник. В данном случае мы оперируем фактами, а не благочестивыми настроениями. И кстати, это не единственный пример буквального искажения апостольских слов в святоотеческом предании. Священник. Я не верю своим ушам! Такое утверждение я мог услышать от кого угодно, но только не от вас... И вы можете это доказать?! Духовник. Ты сам можешь это сделать. Священник. Каким образом? Духовник. А вот объясни мне, что имел в виду Апостол, говоря: «В церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим» ( 1Кор. 14;19 ). Священник. Ну, очевидно же, что он имел в виду внимательную молитву, ибо лучше пять слов произнести со вниманием, нежели тысячи с рассеянностью. Духовник. Аналогичное объяснение присутствует в «Рассказах странника», кстати сказать, его там озвучивает тоже священник, говоря, что «Бог требует не слов, а внимательного ума». И при этом Апостола цитируется им в таком виде: «Хощу пять словес умом моим глаголати, нежели тьмы словес языком». 39 Священник. И в чем подвох? Духовник. Никакого подвоха нет. Просто данный фрагмент так же, как и предыдущий – подогнан под желаемую мысль. Вот как выглядят его слова, что называется, по буквам: «В церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке» ( 1Кор. 14;19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

В данном случае уместен такой перифраз: Господи! ведь это ученик, которого Ты любил, которому принадлежало в ту незабвенную ночь и место рядом с Тобою, «на персях Твоих», ведь, он один только мог дерзнуть, по просьбе этого самого Петра, вопросить Тебя о предателе, и вот об этом самом возлюбленном ученике Петр спрашивает теперь, не то из дружественного любопытства, просто обрадовавшись своему прощению и восстановлению и тотчас же отдаваясь обычной своей, не всегда умеющей соблюдать меру, экспансивности, а может быть и, опираясь на это свое старейшинство среди апостолов, которому надо знать все, касающееся апостолов, в частности ранее относительно апостола Иуды, а теперь даже и возлюбленного ученика: подвластен ли ему, подлежит ли его «попечению» этот ученик? Вот вопрос, который неслышно раздается, шепотом произносится – не в тексте, но над текстом разбираемого рассказа, и прямым ответом на этот вопрос являются дальнейшие слова Господа, и притом ответом, надо это прямо и решительно сказать, отрицательным. «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока прииду, что тебе по того? τ πρς σε; ты по Мне гряди. И пронеслось слово сие между братиями, что ученик сей не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока прииду, что тебе (до того)? (Ио. 21,21–23). Это прямая ссылка на слово, уже пронесшееся между братьями, подтверждает ту мысль, что евангелист отвечает здесь на вопросы послеапостольского века, и это второе, как будто ненужное и совершенно дословное повторение ответа, данного Петру, означает его особую важность, своеобразно подчеркивает его значительность. Что же содержит этот ответ? Он гласит: какова бы ни была судьба Иоанна, Петру нет до нее дела, – Иоанн Петру не подвластен: что к тебе? Достаточно с тебя заботы о себе самом: ты по мне гряди. В примате Иоанна граница примата Петрова: не один, но два примата, два первоапостола, или, вернее, это – один примат, но двуединый, сложный. Свою малоазийскую паству Иоанн успокаивает в ее опасениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрёт. Но Иисус не сказал ему, что не умрёт, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? 1Кор. 15:52 ; 1Сол. 4:17 . Ученик тот не умрёт: условно сказанное Господом понято было в среде некоторых верующих как сказанное положительно, что ученик тот действительно не умрёт. Долговременная жизнь Иоанна для некоторых, может быть, служила подтверждением этой молвы, и – вот престарелый апостол, при написании этого сказания в своём Евангелии, указывает неправильность этой молвы и, описывая событие, подавшее к ней повод, замечает, что Господь не так сказал, как гласит молва. Он не сказал, что ученик тот не умрёт, а сказал только, что Петру не нужно знать о последующей судьбе этого ученика, что в воле Господа сохранить его жизнь даже до второго пришествия Своего. Сила опровержения апостолом этой молвы – в указании, что Господь сказал о пребывании ученика до второго пришествия условно, если хочу, но не сказал именно, что хочет этого. 24. Ин. 21:24 . Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его. Ин. 15:27 ; Откр. 1:2, 19:35 ; 3Ин. 1:12 . Сей ученик и свидетельствует и пр.: это заключение относится не к рассказанному только в этой 21 главе, а ко всему Евангелию. Это видно из следующего стиха и из торжественности удостоверения, содержащегося в этом самом стихе. – Свидетельствует и пр.: см. прим. к 19:35. – Знаем: удостоверение в подлинности происхождения Евангелия именно от возлюбленного ученика Господа Иоанна и в истинности всего в нём описанного; удостоверение, высказанное Иоанном от лица всего сонма апостольского в том же смысле, в каком тот же Иоанн в начале своего Евангелия говорит: мы видели славу Его (1:14), и в первом послании своём: что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали, – возвещаем вам (1:1–2). 25. Ин. 21:25 . Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

В ответ на слова раскаяния сына отец велел принести сыну лучшую одежду и устроить пир, надеть ему перстень на палец и созвать друзей радоваться и веселиться о возвра­щении блудного сына. Нет ни одного из нас, к кому не относился бы смысл этой притчи, но каждый из нас должен сам найти, понять и почувствовать, что эта притча о блудном сыне значит для него. Что я получил от Бога? Чем я пренебрег? Как я отошел от Божьей любви? Что плохое я предпочел? Чувствую ли я, что плохое в моей жизни – действительно плохо и что я хочу от этого плохого отвернуться и хочу искать хорошего, Божьего? И эта притча от имени Самого Христа говорит нам, что Бог примет нас с радостью и любовью и простит нас. Ученье Иисуса Христа об отношении человека к чело­веку рассказано в другой притче. Уже в Ветхом Завете было сказано, что самый главный закон – это «любить Бога всем сердцем своим и ближнего своего, как самого себя». К Иисусу Христу обратился человек, который этот закон хорошо знал, и спросил: «А кто же мой ближний?» Христос ответил. Один человек шел из Иерусалима по дороге в Иерихон. На него напали разбойники, ограбили его, изранили, бро­сив его еле живым. Случайно по дороге той проходил свя­щенник и, увидев избитого, прошел мимо. Проходил то же место и чиновник-левит, подошел, посмотрел и прошел мимо. А один самарянин (самаряне были иностранцы, которых местные жители презирали), проезжая, нашел его и, увидев его, пожалел его. Самарянин подошел, перевязал избитому рану и, посадив на своего осла, привез избитого в гостиницу и позаботился о нем. А на другой день, уезжая, дал хозяину гостиницы денег и сказал ему: «Позаботься о больном, а если истратишь больше того, что я тебе дал, я, когда воз­вращусь, отдам тебе». И закончил этот рассказ Иисус Христос словами: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближним попавшемуся разбойникам?» Мы живем теперь в такое время, когда много говорят о социальной справедливости, о заботе государства о боль­ных, о престарелых, о детях. И это, конечно, хорошо и по­лезно, но для каждого христианина есть его личная, соб­ственная ответственность любви, сочувствия на каждую беду, участия в каждом несчастном, будь то бедном, больном или просто зашедшем к нам в гости одиноком человеке. С нас не требуется «спасти человечество», делать больше, чем можем сделать, но заметить беду, помочь другу, попро­сту, любовно, не смущаясь, что мы мало что можем сде­лать, – вот образ христианского отношения к людям. Один из апостолов, Павел, писал о любви как о самом драгоцен­ном качестве христианской жизни: «Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, не превозносится, не гордится, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит...»

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЕВСТАФИЙ ПЛАКИДА Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Вмч. Евстафий Плакида. Фреска (1546 г.) церкви свт. Николая, монастырь Ставроникита, Афон Евстафий Плакида (+ ок. 118 ), военачальник, великомученик Память 20 сентября Святой великомученик Евстафий до крещения носил имя Плакида. Он был военачальником при императорах Тите (79 - 81) и Траяне (98 - 117). Еще не познав Христа, Плакида творил дела милосердия, помогая всем бедствующим и страждущим. Господь не оставил добродетельного язычника во мраке идолопоклонства. Однажды на охоте он преследовал на быстром коне оленя, который остановился, взбежав на высокую гору, и Плакида вдруг увидел между его рогами сияющий Крест, а на нем - распятого Сына Божия. Пораженный Плакида услышал глас: " Зачем ты гонишь Меня, Плакида? " " Кто Ты, Господи, говорящий со мною? " - в страхе спросил Плакида. И услышал в ответ: " Я - Иисус Христос, Бог, воплотившийся ради спасения людей и претерпевший вольные страдания и Крестную смерть. Ты Меня, не зная, почитаешь, ибо твои добрые дела и обильные милостыни дошли до Меня. Явился Я здесь, чтобы обратить и присоединить тебя к верным рабам Моим. Ибо не хочу Я, чтобы человек, творящий праведные дела, погиб в сетях вражиих " . Плакида воскликнул: " Господи, я верую, что Ты - Бог Неба и земли, Творец всех тварей. Молю Тебя, Господи, научи меня, что мне делать " . И вновь прозвучал Божественный глас: " Иди к священику христианскому, приими от него крещение, и он наставит тебя ко спасению " . С радостью Плакида вернулся домой, все рассказал жене; та, в свою очередь, поведала ему о том, как накануне ей в таинственном сновидении Кто-то сказал: " Ты, твой муж и твои сыновья завтра придете ко Мне и познаете Меня - Иисуса Христа, Истинного Бога, посылающего спасение любящим Меня " . Супруги поступили, как им было велено. Они обратились к христианскому пресвитеру, который крестил все их семейство и всех причастил Святых Таин.

http://drevo-info.ru/articles/7196.html

«Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением, но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» ( 2Петр. 3:9 ). Не может быть большего оскорбления Бога, большей вины пред Ним, как отпадение от Его святой Церкви, за которую Христос – Сын Божий претерпел поношения, унижения, тяжкие страдания и позорную смерть на кресте. Только в основанной Христом святой Церкви, только в неразрывном единении с нею, в послушании ей и участии в принятии благодатных её таинств возможно единение со Христом и наследие вечной жизни; вне Церкви для всех отделившихся – вечная гибель: если кто не слушает, т.е. не повинуется Церкви, сказал Христос, «да будет он тебе как язычник и мытарь» ( Мф. 18:17 ). К большой скорби, многие из членов Церкви, забыв о великом счастье принадлежать к ней, отпадают от нее и идут по путям заблуждений в различные сектантские общества: одних манит к себе широкий путь жизни в сектантствах, без всяких ограничений, без нравственных обязанностей, налагаемых на верующих Церковью , других удаляет от нее дух неповиновения, дух «гордости житейской» ( Ин. 2:16 ) и самомнения. Всех их, умирающих вне Церкви без покаяния, ожидает одна участь – вечные муки. Но милосердие Божие неизмеримо больше грехов человеческих и долготерпение Божие беспредельно: своею благодатью Господь касается сердец даже самых закоренелых сектантов и всех их зовет к спасению: «Се стою у двери, – говорит Он, – и стучу. Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним и он со Мной» ( Откр. 3:20 ). Он всех отпадших зовет к Своей спасающей Церкви: одних зовет через чтение слова Божия, других чрез увещания пастырей и миссионеров, иных через посылаемые для их вразумления бедствия и болезни, через угрызения после отпадения всегда мятущейся, неспокойной их совести и многими другими путями. Можно было бы указать немало случаев обращения в лоно Церкви таких сектантов, о которых можно было думать, что они навсегда погибли для спасения, но я хочу рассказать о двух недавних случаях присоединений из сектантства в православие, в которых наглядно проявилась особенная любовь Божия к человеку-грешнику, особенное долготерпение Божие к упорству заблудших и отпавших от Церкви сектантов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Тихое святотатство 21.05.2020 15:10:35 Роман Илющенко Хочу в связи с этим поделиться одной поучительной историей, рассказанной мне знакомым церковным сторожем, которая произошла с ним в разгар вышеописанной кампании. Предупрежденный настоятелем, что на время Божественной Литургии ( в переводе с греческого языка обозначает " общественное служение " ) ворота на территорию храма должны быть закрыты, он впускал только священника и тех, чье присутствие в храме необходимо для поддержания его деятельности. Однако, позже была сделана оговорка, что пустить всё таки будет можно тех, за кого ходатайствует служащий клирик. Это достаточно смелое решение, поскольку, по мнению знакомого Патриархия мониторит ситуацию и священники нарушители строго наказываются. Итак, в пустом храме, что становиться пугающе привычной картиной, начинается Богослужение. В обязанности сторожа входит не только протирание ручек входных дверей спиртовых раствором, но и контроль за тем, чтобы все сотрудники храма, измерив предварительно температуру, были в масках. Всё это сделать нетрудно, но энтузиазма у него не вызывало от понимания абсурдности происходящего. Зачем и ради чего это, если храмы итак пусты, а Тело и Кровь Христовы, предназначенные для Вкушения православным христианам в утешение и оздоровление души и тела (в чём они сейчас, как никогда особенно нуждаются), делаются для абсолютного большинства из них, недоступными. Сам Спаситель говорит об этом совершенно открыто: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить во век; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира… Истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будите иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пьющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём» (Евангелие от Иоанна, гл. 6 ст. 51-56). И «Частое причащение жизни, - вторит Ему святитель Василий Великий – один из столпов Церкви, - что иное, как не частое оживление». В подтверждении важности Святого Причастия, приводил мой знакомый и мнение Русского Святого - праведного Иоанна Кронштадтского : «…в нас нет истинной жизни без источника жизни – Иисуса Христа. Литургия есть сокровищница, источник истинной жизни, потому что в ней Сам Господь. Владыка жизни преподает Себя Самого в пищу и питие верующим в Него и в избытке дает жизнь причастникам Своим… Наша Божественная Литургия, и в особенности Евхаристия, есть величайшее и постоянное откровение нам любви Божией».

http://radonezh.ru/2020/05/21/tihoe-svya...

Скачать epub pdf Беседа 28 2. Бесплодная смоковница (Мк.11,12–14; Мф 21,18–22). 12 На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал; 13 и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв. 14 И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то ученики Его. Эти три стиха относятся к самым трудным и самым спорным во всем Евангелии от Марка, потому что они сообщают о поведении Иисуса Христа, которое не было для Него характерно. Проклятие как-то не вяжется с привычным образом Иисуса. Неизбежно возникает вопрос: какой смысл было так злиться на смоковницу? Разве не бессмысленно искать на ней плоды в то время, когда их время еще не пришло? Поскольку эти вопросы действительно трудные, в научной экзегезе мы находим разные объяснения этого евангельского текста. 1. Символическое толкование. По убеждению многих экзегетов, в этой истории речь идет не о реальном происшествии в жизни Иисуса Христа, но о рассказе, который возник на основе пророческих текстов и с самого начала символически относился к Израилю. В пользу такого понимания может свидетельствовать несколько странный факт: Иисус – и только Он – «взалкал», то есть уже утром почувствовал голод, хотя в Вифании Он остановился на ночлег в гостеприимном доме, о чем говорится в других евангельских местах (обед в Вифании ( Мк 14,3 ); жители Вифании – друзья Иисуса ( Ин 11,1–2 )). Но прежде всего в пользу символического понимания рассказа говорит то, что Израиль в своем плодоношении и неплодоношении действительно часто сравнивался со смоковницей или ее плодами. Так, например, пророк Михей жалуется: «Горе мне! ибо со мною теперь – как по собрании летних плодов,как по уборке винограда:ни одной ягоды для еды,ни спелого плода смоковницы,которого желает душа моя.Не стало милосердых на земле,нет правдивых между людьми...» ( Мих 7,1–2 ). Похожее мы читаем у пророка Иеремии: «Хочу собрать у них урожай, говорит Господь,– нет ни одной виноградины на лозе,– ни смоквы на смоковнице,и лист ее увял.Потому отдам ее опустошителю» ( Иер 8,13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Истинная дружба 17 (30) марта (Из слова от старчества) К некоторым людям мы иногда чувствуем особенную любовь и заключаем с ними союз дружбы. Дружба не нарушает заповеди о любви ко всем без изъятия. Сам Господь Иисус особенною любовью любил Иоанна, Петра, Иакова и Лазаря; и св. Петр также особенно любил св. Марка; апостол Павел – свв. Тимофея и Феклу. Григорий Назианзин был другом св. Василия Великого . Нам нужно только быть осторожными в выборе друзей и уметь различать истинную дружбу от вредной. Союз дружбы истинной должен состоять во взаимном поощрении к преуспеянию в вере, благочестии, любви к Богу и ближним. Друзья-христиане в этом случае должны быть подобны путешественникам, которые, идя вместе по дороге трудной и скользкой, держатся обыкновенно друг за друга для взаимной помощи и большей безопасности. Истинный друг в таком случае есть незаменимое сокровище, которого не стоят все сокровища мира. В монастыре св. Феодосия, монашеского общежития начальника, были два инока, которые настолько любили друг друга, что дали взаимный обет не разлучаться между собою ни в сей жизни, ни в будущей, и сначала, по своей добродетельной жизни, служили примером для всех братий. Но вот на одного из них бес напал с такою силою, что инок не устоял, решился идти в мир и стал говорить своему сотоварищу, чтобы тот отпустил его. Сей, сколько ни уговаривал падающего друга, однако ничего не мог сделать и, помня завет дружбы, пошел с ним в мир. Падший брат начал предаваться всевозможным порокам, а друг не переставал умолять его, чтобы он бросил худые дела и возвратился в монастырь. Но увещания не помогали, и дело шло чем дальше, тем хуже. Между тем в городе, где они пребывали, преп. Авраамий строил монастырь, и оба брата нанялись работать при постройке обители. После дневного труда падший не переставал предаваться скотским удовольствиям, а друг его проводил время в молчании, слезах, посте и молитве. Молва о его добродетелях дошла и до преп. Авраамия. Он позвал инока к себе и спросил: «Откуда ты, брат, и что за причина твоего пребывания здесь?» Сей по порядку рассказал о себе, о своем друге, о своем желании спасти его и о своей скорби за его поведение. Тогда Преподобный, исполненный Духа Святого, воскликнул: «Ступай, Бог даровал тебе душу брата твоего!» Не успел после сего выйти инок от Преподобного, как подходит к нему падший сотоварищ его и говорит: «Брат любимый, возьми меня в пустыню, я хочу спастись!» Кто может изъяснить радость св. подвижника! Он тотчас же взял своего образумившегося друга, ушел с ним в пустыню и затем, оба проведши в ней некоторое время в покаянии, посте и молитве и «много по Бозе преуспевши», один за другим мирно отошли в мир горний.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии Путин пообещал помощь всех уровней власти в решении проблем российских буддистов 11.04.2013 Президент Владимир Путин пообещал стопроцентную поддержку российским буддистам . Во время беседы с ламами буддийской традиционной сангхи России глава государства поблагодарил за приглашение посетить Иволгинский дацан. " Буддизм играет в России заметную роль. Вы помогаете людям и в горе, и в радости. Это было во все времена. Хорошо известно, как буддисты помогали во время первой и второй мировых войн " , - отметил президент. В.Путин констатировал, что в годы СССР буддисты пострадали так же, как и верующие других религий, но при этом всегда оставались с народом. " Я посмотрел сегодня ваши главные святыни, вы к ним очень бережно относитесь, восстанавливаете " , - сказал он. Президент назвал буддизм " добрым, гуманистичным учением, основанным на любви друг к другу, на любви к собственной стране " . " У нас добрые отношения, и я хочу подчеркнуть: и я, и правительство, и региональные власти всегда в вашем распоряжении и готовы оказать поддержку " , - отметил В.Путин. В свою очередь глава Буддийской традиционной сангхи Дамба Аюшеев поблагодарил президента за визит, назвав его неслучайным. " С буддийской точки зрения, случайностей не бывает. Вы всегда для нас будете в истории " , - сказал он. Д.Аюшеев рассказал президенту, как буддисты получают образование, и обозначил ряд проблем в данной области. Так, по его словам, буддийские университеты сталкиваются с тем, что у них нет госаккредитации, а студентов забирают в армию. " А если сделать так, как предлагают в Москве руководители некоторых вузов, - в ходе учебы призывать студентов на несколько месяцев? " - предложил В.Путин. " Это для нас более приемлемо " , - сказал Д.Аюшеев. " Поддержка будет стопроцентная. Нужно конкретно обсудить, чем мы можем вам помочь " , - подчеркнул глава государства.

http://drevo-info.ru/news/15003.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010