Как у нас часто бывает – вроде бы хорошая идея, но не до конца продуманная в плане реализации, приводит к совсем неожиданным результатам. Так получилось и с Указом «о веротерпимости». Указ дозволял всем желающим свободно переходить в любую религию. Однако никто не предполагал, что переходить будут не только желающие. Церковь в честь Холмской иконы Божией Матери при подворье Радочницкого Свято-Антониева монастыря Холмской епархии 17 апреля 1905 года был издан Указ, и эффект его издания был подобен взрыву бомбы. На землях, которые теперь являются территориями Беларуси и Украины, началось небывалое давление на православных. Ксендзы, доселе сдерживаемые законом, начали вести агрессивную пропаганду, особенно в смешанных семьях. Вот что пишет игумения Афанасия (Громеко), настоятельница Радочницкого Свято-Антониева монастыря Холмской епархии, в своем обращении к министру МВД Александру Григорьевичу Булыгину: «Великий акт дарования религиозной свободы – без надлежащей подготовки, без должного разъяснения темной массе неграмотного народа – привел здесь, в нашем краю Холмская Русь, к целому ряду прискорбных явлений. «Во имя свободы совершаются самые вопиющие насилия» Во имя свободы совершаются самые вопиющие насилия. Я знаю случаи, когда от матерей силой отнимали детей, чтобы отнести их в костёл. Кольями и палками не пускали православных идти в церковь. Ломали плуги у православных, которые осмеливались работать в польский праздник. Раздирающую душу картину представляли многие православные церкви в последнее воскресение. Православные, оставшиеся в меньшинстве, пришли проститься со своей родной церковью. ...Кто защитит нас? Ксендзы проклинают, соседи-поляки грозят поджечь, паны гонят со службы – мы погибли, Царь бросил нас» . В своей агитации ксендзы не гнушались открытой ложью, что якобы в католичество уже перешли и сам Царь, и даже святой праведный Иоанн Кронштадтский . Назвать это беззаконие «миссионерством» не поворачивается язык Но и это еще не предел низости. Католические священнослужители настраивали своих прихожан – неженатых парней, чтобы они соблазняли православных девушек, а когда те забеременеют – никуда уже не денутся, придут в костел и примут католичество, чтобы выйти замуж. Вот уж поистине наигнуснейшее ноу-хау в миссионерстве. Хотя назвать это беззаконие «миссионерством» не поворачивается язык.

http://pravoslavie.ru/116827.html

В связи с этим в письменных свидетельствах современников понятие Русь все более начинает приобретать религиозный характер. Так, когда польский король Сигизмунд I отобрал ряд имений у Холмского православного епископа и передал их Холмской латинской кафедре, епископ Холмский Иона (Сосновский) (1540-1543 гг.) объявил действия короля незаконными. Характерно, что в этом документе латинская церковь выступает как « римская », а православная названа « русской В Густынской Летописи под 1582 г. рассказывается о насильстве католиков над русскими по причине нежелания последних принять новый католический календарь папы Григория XIII. « И начата великиия насилия творити Руси, хотяще, дабы з ними их свята [праздники] Русь святили [праздновали] . Но потом на ждання [ожидания] Руси, Стефан корол привилиями своими возбрани Ляхом, да не творят пакости и насилия Руси о свята [праздниках] , а Руси даде волю ведлуг [согласно] старого календару свои свята святити [праздники Брестская уния 1596 г., стремящаяся объединить Православную Церковь с « католическим костелом », особенно обострила религиозные противоречия в Речи Посполитой. Теперь защита православной веры и борьба с унией в полемических сочинениях православных апологетов начали носить характер борьбы Руси за свои права, где русскость определяется исключительно через призму православного вероисповедания. Это особенно видно в сочинениях афонского монаха западнорусского происхождения из Зографского монастыря преподобного Иоанна Вишенского, которые он написал вскоре после Брестской Унии в 1597-1601 гг. К ушедшему из православия он обращается: « русин бывший , благочестивый христианин прежде и целомудрец Малое Русии, мовлю с ляхи живущий При этом униатов прп. Иоанн Вишенский никак из латинян не выделяет. Уния для него это только переход из христианства в идолопоклонство Папе Русские славятся чистотой своей веры православной, поэтому всякий отступник из русских будет Господом искоренен, подобно ересям, искорененным из Тела Церковного: « Терпит Бог латину, тое таемници не знаеш, але Руси не терпит, але зменников руских искореняет ...

http://ruskline.ru/opp/2017/iyul/27/russ...

Успехи в Галиче дополнялись воссоединением Волыни под рукой сыновей Романа: в 1234 г. был занят Белз (где до этого княжил Александр Всеволодович, двоюродный брат Даниила и Василька), в 1238 г.- Дорогичин на крайнем северо-западе Волыни, к-рый польск. кн. Конрад Мазовецкий в 1237 г. передал рыцарям Добжиньского ордена. Вскоре после 1241 г. Даниил построил в Дорогичине «церковь прекрасну святое Богородици» (Там же. Стб. 788). Окончательный мир с Венгрией был оформлен браком Льва Даниловича , сына Даниила Галицкого, с дочерью Белы IV (1247 или несколько позднее). Единое Галицко-Волынское княжество было восстановлено, хотя и оказалось снова поделено между Даниилом, севшим на княжение в Галиче, и всегда пребывавшим в его тени младшим братом Васильком, к-рому досталась Волынь, но без забужских волостей Белза, Червена и Холма, отошедших Галичу. К 30-м гг. XIII в. относится активная градостроительная деятельность Даниила, в частности основание им Холма в междуречье Зап. Буга и Вепша, ставшего излюбенной резиденцией князя и одним из важнейших военно-адм. центров Галицко-Волынского княжества, князь приглашал в город «немцев, и русь иноязычникы, и ляхы», в Холм также приходили бежавшие из монголо-татар. плена рус. ремесленники (Там же. Стб. 873). Т. о., Галицко-Волынское княжество стало последним в ряду крупных земель-княжений, сложившихся на территории ранее единого Древнерусского гос-ва. Княжество охватывало земли от Сев.-Вост. Карпат (Перемышльская вол.) на западе до Погорины (область по течению р. Горыни) на востоке (за исключением Дубровицкой вол. в низовьях Горыни) и от Берестейской вол. по среднему течению Зап. Буга на севере до Ср. Поднестровья на юге, причем политическое и экономическое влияние Галицко-Волынского княжества к западу от Днестра распространялось на неопределенное расстояние вплоть до Черноморского побережья и устья Дуная. На территории княжества существовало 5 епископских кафедр: во Владимире-Волынском (основана в посл. четв. XI в., возможно в кон. X в., см. Владимиро-Волынская епархия ), в Галиче, в Угровске (основана в 30-х гг. XIII в., до 1238, или ок. 1219/20, ок. 1240 переведена в Холм, см. Холмская и Люблинская епархия ), в Перемышле (основана или возобновлена ок. 1219/20 или ок. 1117-1128, см. Перемышльская епархия ), в Луцке (основана ранее 1288, вероятно в 20-30-х гг. XIII в., см. Луцкая и Волынская епархия ). Летопись особо отмечает участие кн. Даниила в строении и украшении храмов в Холме, где попечением правителя был воздвигнут и богато украшен собор во имя ап. Иоанна Богослова.

http://pravenc.ru/text/161541.html

20–22 февраля 1901 года подписал постановление Св. Синода об отлучении Л.Толстого от Русской Православной Церкви. Скончался 29 сентября 1902 гола б С.-Петербурге и погребен в Исидоровской церкви Александро-Невской Лавры. В 1932 году перенесен на общее Никольское кладбище. Духовный писатель. Напечатал несколько учебно-богословских сочинений, обнаруживших его преданность греко-восточному обряду. Труды: «Немира» (трагедия). Напечатана в газ. «Зоря Галицкая». «Нравственное богословие». Львов , 1857. «Литургика». Львов, 1862 и 1863 гг. «Сто образков» (сто примеров из природы для чтения юношества). 1865. Около 60-ти слов, речей и бесед помещены в «Подольских Епархиальных Ведомостях» за 1880, 1881 и 1882 гг. Речь при наречении его во епископа Люблинского. «Прав. Обозрен.» 1875, июнь, стр.316. Литература: «Церк. Вед.» 1891, 20, стр.166, 171. -«- 1896, 19–20, стр.162. «Приб. к «ЦВ» 1900, 51, стр.2111–2117. -»- 1903, 40, стр.1546–1548. «Русск. Паломн.» 1889, 7, стр.87. «Церк. и жизнь» 1922, 3, стр.6 (обнов.). «Подол. Еп. Вед.» 1879, 1880, 1882. «Подол. Еп. Вед.» 1889, -«- 1900, и 9. «Изв. Каз. Еп.» 1882, 8, стр.162. «Русск. Старина» 1885, апр., стр.205. «Церк. Вестн.» 1891, 50, стр.795. «Мис. Обозр.” 1901, март, стр.297. «Труды К. Д. А.” 1877, янв.-март, стр.654. -»- 1879, том II, стр.276. -«- 1886, янв.-апр., стр.291. -»- 1888, янв.-апр, стр.516. «Состав Св. Прав. Всер. Син. Рос. Церк. Иерархии на 1903 г.», стр.218–219. «Списки архиереев Иерархии Всеросс.» СПБ, 1896, 439 стр.64. «Подольские архипастыри». Каменец-Подольск, 1875. «Дело архива Св. Синода о воссоед· униатов 1257, 1875 г. «Холмский месяцеслов 1872, XXXIV». ПБ Некр. m.IV, стр.737. НЭС т. ХХУ, стр.742. Батюшков, «Холмская Русь». Батюшков, «Памятники русской стари». Bыn.VII. Мишин. «Краткий истор. отчет воссоед. униатов в Литве и Польше», Попов. «Судьбы унии в Русск. Холмской епархии». Булгаков, стр.1408, 1409. БЭС m.II, стб.1823–1824, 1836–1837. E. Przekop, Verlauf der Auflösung der kirchlichen Union in der Diözese Chelm (1875), in: Ostkirchliche Studien (Würzburg) 31(1982)160–175.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

31. С. 1050-1060; 32. С. 1082-1092; Левицкий О. И. Афанасий Филиппович, игумен брест-литовский, и его деятельность в защиту Православия против унии//Унив. изв. 1878. Май. С. 433-462; Маркевич А. Афанасий Филиппович, игумен брестский: (Ист.-биогр. очерк)//Холмско-Варшавский епарх. вестн. Варшава, 1879. 22. С. 372-378; 23. С. 411-418; 1880. 2. С. 33-36; 6. С. 88-92 (отд. изд: Варшава, 1880); Барсуков. Источники агиографии. Стб. 64; Станкевич А. Игумен Афанасий Филиппович и шляхтич Ян Луба//Памятники русской старины (Холмская Русь). СПб., 1885. Вып. 8. С. 400-449; Филарет (Гумилевский). РСв. Сент. С. 7-13 ; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 219, 272; Голубинский. Канонизация святых. С. 217-218; ЖСв. Кн. доп. 1. С. 1-29; Махновець Л. Е. Ykpaïhcьki письменники: Бio-бiблiorp. словник. К., 1960. Т. 1. С. 591; Коршунов А. Ф. Афанасий Филиппович. Минск, 1965; Исаевич Я. Д. Новые данные об укр. и белорус. книгопечатниках 1-й пол. XVII в.//Книга: Исслед. и мат-лы. М., 1977. Т. 34. С. 149-154; Мельников А. А. Путь непечален: Ист. свидетельства о святости Белой Руси. Минск, 1992. С. 205-217; Россия. Православие. Культура: Кат. выст. Нояб. 2000 - февр. 2001/РПЦ, МК РФ, ГИМ. М., 2000. С. 254, 606. И. Г. Мороз Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ (Егоров Алексей Егорович; 1884-1937), игумен, прмч. (пам. 7 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРЛААМ (до 1035 - до 1067/74), игумен киево-печерский, прп. (пам. 19 нояб., в Соборе Волынских святых, в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ЕВТИХИЙ (Качур Евфимий Викторович; 1891-1937), игум., прмч. (пам. 20 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИУЛИАНИЯ (между 1500 и 1540?), прав. (пам. 6 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих), Киево-Печерская, кнж.

http://pravenc.ru/text/76850.html

Powstanie organizacyi kocioa aciskiego na Rusi. Lwów, 1904. T. 1; Грушевський М. С. Icmopiя Украïни-Руси. Льbib, 19052. Т. 2-3; Присёлков М. Д. Очерки по церк.-полит. истории Киевской Руси X-XII вв. СПб., 1913. С. 374, 384, 390. М., 20032. С. 206, 211, 214; Altaner B. Die Dominikanermissionen des 13. Jh. Habelschwerdt, 1924. S. 214-225; Татищев В. Н. История российская. М., 1964. Т. 3 (по указ.); Poppe A. Pastwo i koció na Rusi w XI w. Warsz., 1968. S. 155-157; idem. L " organisation diocésaine de la Russie aux XIe-XIIe siècles//Byz. 1971. T. 40 (1970) (перепеч.: idem. The Rise of Christian Russia. L., 1982. 8); Воробьёва Е. В. , Тиц А. А. Анализ и реставрация собора XII в. в Галиче//Сов. Арх. 1983. 1. С. 213-230; Щапов Я. Н. Гос-во и церковь Др. Руси X-XIII вв. М., 1989. С. 40-42, 50-51; Иоаннисян О. М. Зодчество Юго-Зап. и Сев.-Вост. Руси и романская архитектура: к проблеме междунар. связей в древнерус. искусстве XII-XIII вв.//Др. Русь: новые исслед. СПб., 1995. С. 125-142; Макарий. История РЦ. Кн. 2, 3; Флоря Б. Н. У истоков религ. раскола слав. мира (XIII в.). СПб., 2004. А. В. Назаренко XIV - нач. XVI в. К 1303-1304 гг. относятся первые сведения о Галицкой митрополии, когда она упоминается в «Notitia episcopatuum», составленных при имп. Андронике II Палеологе и патриархе Афанасии I . Инициатором учреждения митрополии стал кн. Юрий Львович, правитель Галицко-Волынской Руси, стремившийся создать на территории своих владений церковную орг-цию, независимую от Киевского митрополита, жившего в Сев.-Вост. Руси. Границы Галицкой митрополии соответствовали границам владений кн. Юрия: в ее состав вошли Галицкая, Владимиро-Волынская, Луцкая, Холмская, Перемышльская и Туровская епархии. 1-м Галицким митрополитом был Нифонт . Его преемником должен был стать свт. Петр , игум. Ратского мон-ря на Волыни, отправившийся в 1305-1306 гг. для поставления в К-поль. Однако в июне 1308 г. патриарх Афанасий совершил хиротонию Петра на Киевскую митрополичью кафедру. Как Галицкий митрополит позднее упоминается Гавриил, о деятельности к-рого нет никаких сведений.

http://pravenc.ru/text/161539.html

К 8 сентября (1913 г.) к Холмскому нашему празднику приурочили официальное открытие Холмской губернии. Я пригласил митрополита Флавиана и несколько епископов; Волжин послал приглашение Министру Внутренних дел Маклакову и некоторым варшавским сановникам. В день торжества был обед, и с Волжиным вновь возникло осложнение из–за места. Ключарь мне доложил, что губернатор требует, чтобы его посадили ближе к Министру или митрополиту, а главное — выше меня. Справили мы торжество, проводили гостей, пьем вечером чай в подрясниках, и вдруг — телеграмма… Извещение о смерти Экзарха Грузии Иннокентия… Митрополит Флавиан посмотрел на меня и говорит: «Не придется ли вам ехать на Кавказ?..» Я ответил, что слишком молод для этого высокого положения. Впоследствии я узнал, что, действительно, был одним из кандидатов на пост Экзарха Грузии, но Кавказский наместник граф Воронцов–Дашков, давший обо мне в общем благоприятный отзыв, счел меня для Кавказа все же неприемлемым, слишком националистически настроенным архиереем. Вскоре я получил другое предложение от бывшего тогда в Синоде архиепископа Волынского Антония — занять освободившуюся кафедру в Воронеже. Епархия эта была большая, почетная, связанная со славными именами св.Митрофана и Тихона Задонского — однако по собственному желанию оставить Холмщину я не мог, особенно в этот важный период ее новой жизни, и потому отказался. Осень 1913 года я посвятил развитию холмской просветительной жизни. Мы устроили при Холмском Братстве свою типографию и стали издавать еженедельник «Холмская Русь»; основали культурно–просветительное общество учителей, сельскохозяйственное общество и общество взаимного кредита. Во всех этих начинаниях я принимал самое живое участие: выписывал породистый скот, сельскохозяйственные орудия… Губернатор в работе мало участвовал и ограничивался официальным представительством в тех случаях, когда это требовалось. Весной 1914 года на Пасхальной неделе (с четверга на пятницу) среди ночи меня разбудил набат… Мои слуги, не желая меня тревожить, сказали мне, что пожар где–то далеко. Но правда сейчас же выяснилась: ко мне прискакал губернатор и сообщил, что горит духовная семинария . Я бросился на пожар. Половина здания сгорела, сильно пострадала церковь. Лишь к утру удалось пожарным справиться с огнем. Я протелеграфировал в Синод о несчастии.

http://azbyka.ru/fiction/put-moej-zhizni...

Кроме рокового августа 2020 года, был ведь и роковой август 1991 года. Жизнь Белой Руси последних 25 лет видится мне как попытка убежать от того, далёкого августа, но 2020 год словно замкнул круг. И вырваться из этого замкнутого круга можно, лишь обретя способность понимать, что значит для жителя Москвы «стародавняя дедичная отчина Киев» (слова головы московских стрельцов Ивана Лопатина, середина XVII века), и почему Литовская Русь, по словам Ивана III, «от наших предков, из старины наша отчина» (1501-1503 гг.). В августе-декабре 1991 года порвалась жила, которую не смог перекусить Батый и отсечь шляхетской саблей Сигизмунд III. ...Я пишу эти строки в день, когда исполняется 400 лет со дня принятия решения о восстановлении западнорусской православной иерархии, уничтоженной путём измены большинства архиереев Киевской митрополии Св. Православной Вере в Бресте Литовском в 1596 году. Приведу прекрасное описание событий 1620 года. «Оживился древний Киев и закипел многолюдством. Народ православный стекался сюда со всех сторон. Наступал праздник Успения Божией Матери, а «в этот праздник множество людей нашей веры и богослужения, говорит Виленское братство, светских и духовных, по древнему благочестивому обычаю, посещает Киевский Печерский монастырь и Печерскую церковь Успения Божией Матери». Но теперь был здесь Патриарх [Феофан III Иерусалимский] и предстояло избрание православных епископов. Когда известно стало о прибытии Смотрицкого, общим избранием он назначен был на кафедру Полоцкую. Православные упросили Патриарха в этот столь чтимый праздник посвятить им Митрополита и епископов. ( После принятия принципиального решения – А.П.) были рукоположены Патриархом Иов Борецкий на Митрополию Киевскую и Галицкую, Иезекииль Курцевич на епископство Владимирское и Брестское, Исаакий Черчицкий на Луцкое и Острожское, Мелетий Смотрицкий на архиепископство Полоцкое, епископство Витебское и Мстиславское, Исайя Копинский на архиепископство Пршемышльское (Перемышльское) и Самборское, Паисий Ипполитович на Хелмское (Холмское) и Бельзское, Авраамий Стагонский, грек, на Пинское и Туровское. Все эти лица были поставлены без представления о них королю; до королевского утверждения они не могли жить в своих епархиях и содержались на счёт православных патронов – князей Острожских, Вишневецких, Корецких и других…» (1).

http://ruskline.ru/analitika/2020/09/02/...

(о дате смерти см.: Bieniak J. Wyganicie ksit halicko-wodzimierskich//Aetas media, aetas moderna: Studia ofiarowane prof. H. Samsonowiczowi w 70 rocznic urodzin. Wars., 2000. S. 392 ) , в к-рой, однако, О. лично не участвовал, а все действия координировал Кейстут. Имя О. как вел. князя упоминается в польско-литов. договоре 1352 г., по к-рому за Польшей закреплялись Люблинская и Львовская земли, а за ВКЛ - Владимирская, Луцкая, Белзская, Холмская и Берестейская земли; Кременецкая вол. под властью кн. Юрия Наримантовича оставалась нейтральной. Также О. участвовал в заключении польско-литов. «вечного мира» осенью 1366 г. Под верховную власть кор. Казимира III переходила Холмско-Белзская земля кн. Юрия Наримантовича, при этом король отказывался от владений Кейстута (Дорогичин, Берестье) и О. (Кобрин). Согласно заключенному примерно в то же время договору кор. Казимира III и кн. Любарта Гедиминовича, Польша получала Владимирскую землю без восточных волостей, а кн. Любарт - Луцкую землю без юго-зап. (кременецких) волостей. Меньше известно о распространении власти литов. князей на Киевскую землю и Подолье, отразившемся в известном требовании на переговорах с имп. Карлом IV в 1358 г. о крещении: «Вся Русь должна принадлежать литовцам» (SRP. 1861-1874. Bd. 2. S. 80). Киев находился под верховной властью ВКЛ уже к 1331 г. К 50-м гг. XIV в. было достигнуто определенное равновесие интересов литов. властей и населения Киева: если в 1354 г., когда туда прибыл поставленный Тырновским патриархом кандидат О. митрополит Литовский, «не приаша его киане» (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 61), то в 1359 г. О. удалось арестовать прибывшего в Киев митр. Алексия, а Роман пытался осуществлять там митрополичьи функции. Практика выделения княжеских столов в рус. землях сыновьям О. от 1-го брака подтверждает, что кн. Владимир Ольгердович вокняжился в Киеве в правление отца в ВКЛ, однако точная дата этого события неизвестна. На Подолье сыновья кн. Корьята (Михаила) Гедиминовича утвердились, по всей видимости, без помощи ВКЛ, по соглашению с Ордой, на что указывает документально зафиксированная практика выплаты дани татарам.

http://pravenc.ru/text/2578375.html

Основным препятствием для этого стал кн. Ростислав Михайлович, стремившийся вернуть Галич (временно это ему удалось осуществить весной 1242 при поддержке части галицкого боярства, но он не смог удержать город). Борьба за Галич окончилась 17 авг. 1245 г., когда в битве под г. Ярославом Д. Р. вместе с братом разгромил войска кн. Ростислава, которому помогали венгры и отряды из М. Польши. Во главе противников Д. Р. в Галицкой Руси стоял Галицкий еп. Артемий, покинувший в 1242 г. Галич вместе с кн. Ростиславом. Перемышльский епископ также поддерживал Ростислава (после захвата Перемышля отрядами Д. Р. слуги епископа были избиты и ограблены, а одного из придворных, певца Митусу, к-рый ранее не хотел служить Д. Р., в кандалах привели к князю). Действия архиереев, по-видимому, напрямую зависели от позиции галицкой знати (прежде всего большинства бояр), активно выступавшей против объединения Галицко-Волынской Руси под властью Романовичей и надеявшейся сохранить свою власть и привилегии при более слабых правителях. Возможно, оппозиция галицкого боярства и духовенства заставила Д. Р. в 30-х гг. XIII в. основать новую столицу - Холм и учредить новую епископскую кафедру (сначала в Угровске, в 40-х гг. XIII в. переведена в Холм, см. Холмская и Люблинская епархия ). Князю удалось сломить сопротивление галицкой знати, по-видимому, в 1241-1245 гг., чему в немалой степени способствовала гибель мн. галицких бояр во время нашествия Батыя. К 30-м гг. XIII в. относится активная градостроительная деятельность Д. Р., в частности по устройству новой столицы - Холма. При Д. Р. в городе были построены дворец, соборы во имя Богородицы и свт. Иоанна Златоуста, ц. Космы и Дамиана, башня. Летопись сообщает о постройке в Холме столпа высотой ок. 5,8 м с 2-главым орлом на вершине, что свидетельствует об обращении князя к визант. символике. Сохранилась сооруженная при Д. Р. башня в Столпье (ок. 10 км к западу от Холма), являвшаяся, по-видимому, частью ансамбля мон-ря, в к-ром жила мать князя. Правитель приглашал в Холм «немцев, и русь, иноязычникы, и ляхы» (ПСРЛ.

http://pravenc.ru/text/171312.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010