М.И. Вострышев Холмская Русь В ненастный весенний день 1892 года поезд подъезжал к уездному городу Холму Люблинской губернии Царства Польского 5 . Около окна стоял молодой иеромонах Тихон, назначенный определением Святейшего Синода от 17 марта 1892 года инспектором Холмской духовной семинарии. Холмская земля в древности называлась Червонной Русью (по городу Нервен, уничтоженному иноземными захватчиками), и ее границы простирались в глубину польских губерний – Радомской, Петроковской, Келецкой, Плоцкой. Здесь жили славянские народы – бужане, волыняне, дулебы, хорваты. Еще в 907 году они предприняли с русским князем Олегом поход на Царьград. Со времен равноапостольного князя Владимира эти земли становятся уделом князей его рода. Особенно заботился о духовном окормлении и благосостоянии Холмской Руси владимиро – волынский князь Даниил Романович. Он и учредил в 1235 году особую Холмскую епархию. Но далекую западную окраину, прижавшуюся тонкой полоской к реке Бугу, зачастую забывали даже почесть за русский край. Холмщина, никем не понятая и не поддержанная, изнемогла в неравной борьбе с воинственными соседями и, наконец, была полностью покорена поляками. Лишь к 1795 году (третьему разделу Польши) Россия вернула себе Западный край. A 11 мая 1875 года было провозглашено воссоединение холмских греко – униатов с Православной Церковью . ...Туман надежно спрятал от взора молодого иеромонаха древнерусский город. И вдруг сквозь тучи прорвался луч света, озарил Холм с его дивной святою горою, на которой возвышался кафедральный собор. Здесь, в иконостасе над Царскими вратами, сияла величайшая святыня края – чудотворная Холмская икона Божией Матери, написанная, по преданию, евангелистом Лукой. Позади осталась Псковская земля, родители, товарищи. Впереди – чужой город, чужие люди. Но внезапный луч света помог справиться с унынием, навеянным воспоминаниями о покинутой родине, ощутить радость от предстоящей встречи с многотрудной работой во славу Господа. – Под Твою милость прибегаю, Богородице Дево.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАКАРИЙ (Оксиюк Михаил Федорович; 17.09.1884, дер. Луковиско, ныне Бяльского повята Люблинского воеводства, Польша - 2.03. 1961, Одесса), митр. Варшавский и всея Польши, церковно-общественный деятель, богослов. Период до 1917 г. Род. на Холмщине в семье зажиточных крестьян-украинцев; был старшим из 4 детей. Обучался в Варшавском ДУ (1897-1901) и Холмской ДС (1901-1907). В числе его преподавателей в ДС был Дионисий (Валединский ; впосл. митрополит Варшавский и всея Польши). В 1911 г. М. Ф. Оксиюк окончил КДА со степенью кандидата богословия. В период обучения в академии некоторое время проживал на квартире философа проф. П. П. Кудрявцева , с которым впосл. сохранял дружбу. Как один из лучших выпускников, Оксиюк был оставлен при академии стипендиатом для подготовки к получению профессорского звания. В «Отчете о занятиях в 1911-1912 акад. г. профессорского стипендиата Михаила Оксиюка» (К., 1912) содержится подробный аналитический обзор вост. и зап. церковной письменности V-VIII вв., в частности разбор сочинений представителей монашеской лит-ры V в. Палладия , еп. Еленопольского, и прп. Марка Пустынника . В трудах последнего Оксиюк отмечает влияние сочинений, приписываемых прп. Макарию Великому . Особо Оксиюк выделяет блж. Августина , школой к-рого «стало в известном смысле все западное богословие». В 1912-1915 гг. в журналах «Холмская церковная жизнь» и «Холмская Русь» Оксиюк опубликовал ряд статей и заметок о церковной жизни Холмщины в XVII-XVIII вв. В «Трудах Киевской Духовной Академии» с 1911 г. и до окончания издания в 1917 г. печатались его проповеди, произнесенные в соборе Киево-Братского в честь Богоявления мужского монастыря в Великий пост. В 1912 г. Совет КДА избрал М. Ф. Оксиюка на должность и. о. доцента кафедры древнехрист. лит-ры. Этому избранию содействовало прекрасное знание Оксиюком древних языков - греческого и латинского; из новых языков кроме русского и украинского он владел польским и немецким.

http://pravenc.ru/text/2561394.html

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ДИМИТРИЙ ДОНСКОЙ, СВЯТОЙ ВОЕНАЧАЛЬНИК 1 июня празднуется день памяти святого благоверного князя Димитрия Донского. Князь, знаменитый своей победой в Куликовской битве, был прославлен в лике святых в 1988 году, в год празднования тысячелетия Крещения Руси. Предлагаем вам отрывок из книги, которая готовится в издательстве Сретенского монастыря в серии, посвященной святым князьям-воинам и героическим страницам истории Древней Руси. См. также: Церковный год > > люди > > Димитрий Донской СТЕКАЮТСЯ РАТИ День и ночь стекаются к Москве рати великие. Стоит князь Дмитрий на стене кремлевской, смотрит. Идут полки коломенские, владимирские, юрьевские, костромские, переяславские, димитровские, можайские, звенигородские, белозерские. Из Серпухова полки, из Мурома, из Ростова. Идет рать из Твери. Ведет ее племянник князя Иван Холмский. Конные рати, пешие. Едут на сытых конях - гнедых, соловых, буланых - опытные дружинники. Сверкает на их доспехах яркое августовское солнце. На дружинниках - кольчатые брони, кованные опытными кузнецами, стальные панцири из блях, шлемы с остроконечными верхушками. Скользит по таким шлемам в бою татарская сабля. Приторочены к седлам длинные щиты, окрашенные в красный цвет, тугие луки и колчаны со стрелами. Везут они острые копья, кривые булатные сабли, тяжелые обоюдострые мечи. Развеваются над их рядами знамена и стяги на высоких древках. Много дружинников, да простых людей куда больше. Сильна Русь воинством народным - ополчением. Идут кузнецы могучие, плотники, каменщики, идут крестьяне землепашные. Хорошо если один их трех доспех имеет, да и то простой доспех, из бляшек железных состеганный. У остальных щиты деревянные, копья да мечи. Надеются они на свою силу, а больше на Бога уповают. Давно уже собирал князь Дмитрий ополчение, с самой весны скакали по городам и селам глашатаи, читали княжеский указ, скликали " всяких человеков постоять на Русь " . Идут ратники, переговариваются. - Ты откуда, дядя? - спрашивает плечистый парень Митька.

http://zavet.ru/kalendar/ludi/dimitr-don...

Митр. Ираклий (Лисовский). Гравюра из кн.: Батюшков П. Н. Холмская Русь. 1885 г. Ираклий (мирское имя Иосиф; 1734, мест. Ушачи Полоцкого воеводства, Речь Посполитая (ныне поселок Витебской обл., Белоруссия) - 30.08.1809, г. Орша Могилёвской губ. (ныне Витебская обл., Белоруссия)), униат. архиеп. Полоцкий (с 1784), униат. митр. Киевский и Галицкий (с 1806). Род. в обедневшей семье белорус. шляхтичей, принадлежавших к дворянскому роду Одровонж-Лисовских. Был крещен в католич. Церкви по лат. обряду, но с детства посещал униат. церковь в родном городе, которую окормляли монахи ордена василиан . По окончании начальной школы в Ушачах принял решение вступить в братию василианского монастыря при Софийском соборе в Полоцке; в монастырской школе изучал философию и богословие. Там Л. был пострижен в монашество с наречением имени Ираклий. Вскоре по рукоположении в сан пресвитера стал игуменом полоцкого Софийского мон-ря, затем настоятелем василианского Покровского мон-ря в Орше, с 1778 г. был архимандритом Онуфриевского мон-ря в с. Онуфриеве (Онуфрево) Могилёвской губ. (ныне дер. Селец Могилёвской обл., Белоруссия). В 1780 г. после избрания Полоцкого архиеп. Иасона Смогоржевского униат. митрополитом Киевским Л. вошел в состав консистории Полоцкого униатского архиепископства, стал управляющим делами архиепископства. С 1782 г. исполнял обязанности протоигумена Белорусской провинции василиан, включавшей ок. 20 монастырей. В 1784 г. с одобрения имп. Екатерины II Алексеевны митр. И. Смогоржевский назначил Л. на Полоцкую кафедру. 7 апр. того же года униат. Пинский еп. Гедеон Горбацкий в сослужении католич. Могилёвского архиеп. Станислава Богуша-Сестренцевича совершил епископское рукоположение Л. В 1785 г. Л. подчинил своей юрисдикции василианские мон-ри в епархии. Управляя Полоцким архиеп-ством, Л. стремился очистить греко-католич. богослужение от элементов латинизации, которая активно проводилась в униат. Церкви после Замойского Собора, состоявшегося в 1720 г. при митр. Льве Кишке . Л. приветствовал восстановление в храмах иконостасов, использование за богослужением правосл. книг, ношение облачений византийского, а не лат. обряда, а также разрешал униат. духовенству отпускать бороды.

http://pravenc.ru/text/2110558.html

Письмо первое к M.M. Евреинову Вот уже несколько недель, как я нахожусь в Старой Русе и занимаюсь обозрением священной ее старины. Руса, – один из старших пригородов Великого Новгорода. Начало ее теряется во мраке времен, как видно из стародавних легенд (Зеркало российских государей Малыгина, стр. 14 и 15). Город Старая Руса, по сказанию одного письменного безымянного летописца, назвался Русой по имени своего основателя Руса, который был правнук Иафета, сына Ноева. Этот Рус основал будто бы город Русу 3113 года от сотворения мира, до Рождества Христова за 2395 лет. В последствии, город пришел в запустение, а потом опять возобновлен под именем Старой Русы. Местное предание говорит, что одну из двух рек орошающих Русу, Рус назвал Полистью, по имени дочери своей Полисты, а другую Порусью, по имени жены своей. Конечно, мы не можем верить этим баснословным сказаниям, но летописи удостоверяют, что жители Русы просвещены крещением в одно время с Новгородцами при равноапостольном Владимире. В XII веке Руса была уже городом укрепленным, впрочем, не на нынешнем месте, но гораздо выше, по р. Порусью, что доказывается развалинами соборного храма св. князей Бориса и Глеба, близ Никольского моста; в ней были церкви и даже был устроен монастырь, в зависимости от кафедры Новгородской. Около того же времени, Руса стала важным проездным пунктом, лежавшим на прежнем пути из Новгорода на Русь и из Руси в Новгород. Под именем Руси Новгородцы разумели Киев и другие южные удельные области. В XIII веке Руса была разоряема от Литовцев, а в XV веке потерпела опустошение моровой язвы. Во время завоевания Новгорода Иоанном III, Старая Руса терпела от литовской дружины с воеводой князем Михаилом Олельковичем и от русских воинов князя Даниила Холмского. Она была сожжена польскими ратниками в 1581 году, во время войны Uoahha IV с Стефаном Баторием. Ее посещали голод и моровая язва в период междуцарствия. Это страшное время было особенно памятно для Старой Русы, как период вражеских смятений, нападений и разорений.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

ПРИЛОЖЕНИЯ [даны в переводе с греческого А. С. Павлова . Русская историческая библиотека, VI. СПб, 1880] Хрисовул императора Иоанна Кантакузина о восстановлении единства митрополии Киевской и всея Руси. (август 1347 года) 802 С того времени, как русский народ, по благодати Христовой, получил богопознание. святейшие епископии Малой Руси, находящиеся в местности, называемой Волынью: галицкая, владимирская, холмская, перемышльская, луцкая и туровская, также как и святейшие епископии Великой Руси, принадлежали к киевской митрополии, которою в настоящее время управляет преосвященный митрополит, гипертимос и экзарх всея Руси, кир Феогност. Но в недавнее время смут, 803 благоприятное для всяких беспорядков, правящие делами государства и недостойно предстоятельствовавший в церкви, не помышляя ни о чем другом, как только об исполнении своих прихотей 804 (благодаря которым они привели в беспорядок дела общественные и церковные, почти всюду внесли расстройство и смуту и причинили всяческий вред и зло христианским душам и телам), – ввели и ту новизну, что отторгли от сей святейшей митрополии киевской поименованные епископии Малой Руси и подчинили их галицкому архиерею, возведя его из епископов в митрополиты, что не только учинено в нарушение обычаев, издревле установившихся во всей Руси, но и оказалось тягостным и ненавистным для всех тамошних христиан, которые не терпят быть паствою двух митрополитов, желают, чтобы оставался непоколебимым и неизменным обычай, издревле, как сказано, у них существовавший, и всячески стремятся к уничтожению такой новизны. Так точно и в прежние времена, когда тоже была замышляема такая новость, она падала и разрушалась в самом начале – потому именно, что тамошние христиане, как сказано, не терпят отмены и нарушения своего обычая. Вот и теперь об этом деле доносит моему царскому величеству благороднейший великий князь Руси, любезный сродник моего царского величества, кир Симеон и, вместе с другими тамошними князьями, просит, чтобы моим царским хрисовулом те епископии снова подчинены были упомянутой святейшей митрополии киевской, как было и прежде.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Скачать epub pdf Жизнеописание святейшего патриарха Московского и всея Руси Тихона 599 Будущий патриарх, Василий Иванович Белавин, родился 19 января 1865 года в семье сельского священника Торопецкого уезда Псковской епархии. Детские и юношеские годы прошли в русской деревне. После окончания церковноприходской школы в 1878 году он поступил в Псковскую семинарию. Среди товарищей пользовался уважением и любовью. Высокого роста, белокурый, всегда спокойный, уравновешенный, среди товарищей он выделялся своими успехами в учебе и полным отсутствием юношеского тщеславия. Обычно отличники держатся особняком – семинарист Белавин, напротив, всегда стремился помочь своим товарищам. Он рад был объяснить и помочь в приготовлении уроков. Причем часто сопровождал свои объяснения шуткой. Уже в семинарии за ним установилось шутливое прозвище «архиерей». После окончания Псковской семинарии в 1883 году он поступает в Петербургскую духовную академию. После окончания Петербургской академии в 1888 году назначается преподавателем в Псковскую семинарию. В течение трех лет преподает в семинарии. За это время его полюбили не только семинаристы, но и жители Пскова. Жил он в мезонине деревянного дома близ храма Николы Соусохи. В этот же период принимает решение об избрании монашеского пути, а в 1891 году принимает монашеский постриг. Учитывая всегдашнюю кротость, при постриге ему дают имя Тихон, в честь святителя Тихона Задонского , также отличавшегося кротостью. Вскоре после пострига иеромонаха Тихона переводят инспектором в Холмскую духовную семинарию. Холм – скромный уездный городок бывшей Люблинской губернии, с польско-еврейским населением, с налетом польской культуры даже на русских горожанах. Основное население – украинцы. Среди постоянных жителей немало униатов. Митрополит Евлогий (Георгиевский), ставший ректором Холмской семинарии сразу после архимандрита Тихона, так описывал жизнь Холмщины: «Религиозная и народная жизнь Холмщины была сложная. В ней скрещивались и переплетались разнородные религиозные течения, воздействия разных культурных наслоений, обусловленные всем историческим прошлым этого края: Русь и православие – как исторический фундамент; Польша и католичество в виде унии – как дальнейшее наслоение...» 600 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Роман, митрополит Литовский и Галицкий Родился около 1305 года. Происходил из русского княжеского рода. В 1352 году (по другим сведениям, в 1353 году) по смерти митрополита Феогноста (память 14/27 марта) освободилась митрополичья кафедра в Киеве, и тверской инок Роман, движимый честолюбием, предложил себя князю Литовскому Ольгерду в качестве исполнителя политических замыслов последнего. Снабженный Ольгердом достаточным количеством подарков, грамотами и просьбой к патриарху назначить своего избранника митрополитом Киевским, Роман явился в Царьград, но опоздал. Митрополитом Киевским был уже посвящен архиепископ Владимирский Алексий (Бяконт, † 1378; память 12/25 февраля, 20 мая/2 июня, 5/18 октября). В 1354 году, считаясь с желанием Ольгерда, Константинопольский патриарх посвятил Романа в митрополита Литовского. Литовский князь Ольгерд, враждовавший с Москвой, хотел через своего ставленника влиять на всю Россию. Митрополиту Роману были определены кроме двух Литовских епархий (Полоцкой и Туровской) и епархии Малой Руси, т. е. Владимирская, Холмская, Галицкая, Перемышльская и Луцкая. Таким назначением митрополит Роман остался недоволен, так как вместе с Ольгердом добивался Киевской митрополии. В 1356 году он снова отправился в Царьград «искать себе Киева», но патриарший Синод подтвердил ему свое прежнее постановление «быти митрополитом Малой Руси». Это нисколько не смутило митрополита Романа, и он в конце того же 1356 года приехал в Киев, который в политическом отношении принадлежал Ольгерду, а в церковном подчинялся Москве, и, объявив себя единственным митрополитом Киевским, совершал литургии, рукоположения. Это вызвало недовольство и столкновения, т. к. Роман выказывал притязания и на Тверскую епархию. В 1361 году для прекращения притязаний Романа и для разрешения недоразумений митрополита Романа с митрополитом Алексием Константинопольский патриарший Синод под председательством самого императора вновь подтвердил свое первоначальное распределение епархий между митрополитами Романом и Алексием. Для разбора дела на Русь были отправлены патриарший апокрисиарии 17 с заготовленной особой грамотой. Но разбор дела не был закончен, т. к. вскоре после приезда апокрисиариев в Россию, в конце 1361 года или в начале 1362-го, митрополит Роман скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Речь преосвященного Анастасия, епископа холмского и люблинского, сказанная при встрече Его Императорского Величества Государя Императора 26 октября 1914 г. в Холмском кафедральном соборе Источник Благочестивейший Государь! С благоговейным трепетом сретает Тебя Твоя верная Холмская Русь. Она счастлива открыть пред Тобою, как Своим любящим Отцом, свое сердце, доныне еще сочащееся кровью. Тебе ведом ея страдальческий жребий в века минувшие. Но Промыслу угодно было, чтобы и это новое, великое испытание, ниспосланное нам свыше, на нее именно пало своими первыми ударами. Человеческое слово не может изобразить всех бедствий, которыя Господь судил пережить Холмщине в эти недавние страдные дни. «Земля ея нередко пуста, грады ея сожжены огнем» ( Ис. 1, 7 ). Многие из ея сынов, которые не имели в своих руках иных орудий, кроме мирного серпа и плуга, восприняли мученическую кончину от руки неприятеля. Одни из них были сожжены огнем, другие заживо погребены в земле, иные прострелены были вражиими стрелами или умерли от острия меча, смесив свою кровь с кровью Твоих доблестных воинов, которою обильно напоена Холмская земля. Но не сожалеет Холмская Русь об этих жертвах, а радуется, что могла принести их на алтарь Отечества и что с помощию Божиею могла пребыть верной Тебе даже до смерти. Переживши недавно как бы муки рождения, она явила миру новых Сусаниных, достойных безсмертной памяти потомства. История не забудет крестьянина Ивана Каравана, который шестнадцать раз подвергался пыткам за то, что громко говорил пред лицом врагов: «За Государя своего Николая Александровича готов умереть. Не изменю своему Русскому Царю!» Да будет незабвенным и подвиг другого холмского православного крестьянина, который, умерщвляемый врагами, воскликнул: «С радостию готов умереть за Русь Святую, в надежде, что Русский Царь сотрет Своих врагов!» Этот пример истинной доблести потряс даже жестокое сердце его мучителей. «Так учитесь умирать за Отечество», сказал после этого австрийский военачальник своим солдатам.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Grib...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Хрисовул императора Иоанна Кантакузина о восстановлении единства митрополии Киевской и всея Руси. (август 1347 Приводится по изданию: Протоиерей Иоанн Мейендорф. Византия и Московская Русь. Очерк по истории церковных и культурных связей в XIV веке. YMCA-PRESS 11, rue de la Montagne-Ste-Genevieve. Paris, 1990 С того времени, как русский народ, по благодати Христовой, получил богопознание. святейшие епископии Малой Руси, находящиеся в местности, называемой Волынью: галицкая, владимирская, холмская, перемышльская, луцкая и туровская, также как и святейшие епископии Великой Руси, принадлежали к киевской митрополии, которою в настоящее время управляет преосвященный митрополит, гипертимос и экзарх всея Руси, кир Феогност. Но в недавнее время смут, благоприятное для всяких беспорядков, правящие делами государства и недостойно предстоятельствовавший в церкви, не помышляя ни о чем другом, как только об исполнении своих прихотей (благодаря которым они привели в беспорядок дела общественные и церковные, почти всюду внесли расстройство и смуту и причинили всяческий вред и зло христианским душам и телам), — ввели и ту новизну, что отторгли от сей святейшей митрополии киевской поименованные епископии Малой Руси и подчинили их галицкому архиерею, возведя его из епископов в митрополиты, что не только учинено в нарушение обычаев, издревле установившихся во всей Руси, но и оказалось тягостным и ненавистным для всех тамошних христиан, которые не терпят быть паствою двух митрополитов, желают, чтобы оставался непоколебимым и неизменным обычай, издревле, как сказано, у них существовавший, и всячески стремятся к уничтожению такой новизны. Так точно и в прежние времена, когда тоже была замышляема такая новость, она падала и разрушалась в самом начале — потому именно, что тамошние христиане, как сказано, не терпят отмены и нарушения своего обычая. Вот и теперь об этом деле доносит моему царскому величеству благороднейший великий князь Руси, любезный сродник моего царского величества, кир Симеон и, вместе с другими тамошними князьями, просит, чтобы моим царским хрисовулом те епископии снова подчинены были упомянутой святейшей митрополии киевской, как было и прежде.

http://sedmitza.ru/lib/text/438231/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010