Савельев А. А. На заре освободительного движения. 1914. О кризисе 1900–1903 гг. Саблер В. К. Какой взгляд мамоны//Прибавления к Церковным ведомостям. 22.VII.1912; 29.IX.1912. О столкновении Церкви с Думой. Самарин Ф. Д. Несколько писем Ф. Д. Самарина к свящ. П. Флоренскому . Сообщил П. Флоренский//Богословский вестник. 1917. Т. 1. Апрель–май. С. 464–477. Письма 1912–1914 гг. Северный вестник. 1897. 12. С. 70–82. Отд. Журналистика. По поводу проекта воссоединения Православной и Старокатолической Церквей, обсуждавшегося на страницах «Нового Времени» 7792) и «Биржевых ведомостей» 305). Северцов-Полилов Г. Т. В Новом Афоне. Из моих скитаний//Исторический вестник. 1912. Декабрь. С. 1207–1241. Семенюта 77. И. Первая Государственная Дума, ее жизнь и смерть. СПб., 1907. Смирнов А. Как прошли выборы во II Государственную Думу. СПб., 1907. Смирнов Е. Национализм в III Думе//Современный мир. 1912. 10. С. 196–220. Смолич И.К. История Русской Церкви 1700–1917 гг. М., 1997. Т. VIII. Ч. 2. Смородинов В. Годы службы моей в Варшавском учебном округе и эпизоды учебного быта. Воспоминания педагога//Русская старина. 1913. Июнь. С. 552–570; июль. С. 157–196; август. С. 297–302; сентябрь. С. 464–491; октябрь. С. 181–196; 1914. Август. С. 352–371; сентябрь. С. 488–553; октябрь. С. 109–128. Период 1866–1903 гг. Автор – инспектор, затем директор гимназии. СмородиновВ. Попечитель Варшавского учебного округа Александр Львович Апухтин. Из воспоминаний педагога//Русская старина. 1912. Апрель. С. 73–83. Сенатор А. Л. Апухтин. Период 1879–1895 гт. Соболевский А. И. Холмская Русь в этнографическом отношении. Харьков, 1910. Собрание определений и постановлений. Священный Собор Православной Российской Церкви. Вып. 1–4 . М., 1918. Соколов Н. Из поездки в Литву//Этнографическое обозрение. 1902. С. 21–30. Соколов С. Холмская Русь. М., 1885. Соневщкий И. Холмщина. Очерки прошлого. СПб., 1912. «Союз 17 октября». Фракция «Союза 17 октября» в IV Государственной Думе (обзор деятельности). Сессия 1-я, 15 ноября 1912 г. – 25 июня 1913 г. СПб., 1914.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

Царь, презрев все страхи и опасения окружающих, приехал во Львов, чтобы встретиться со своим народом, и архиепископ Холмский Евлогий говорил удивительные слова о том, что русский державный двуглавый орел теперь вьет гнездо на Карпатских горах. Архиепископ Холмский Евлогий, впоследствии управляющий приходами РПЦ за границей, по благословению святого Патриарха Тихона во время визита царя-страстотерпца Николая II во Львов в 1915 году во всеуслышание напомнил об одном случае, о чем впоследствии написал в своих воспоминаниях: «По окончании молебствия я поднес Государю Почаевскую икону Божией Матери со словами – „Пусть эта святая икона напомнит Вам о посещении Вами Юго-Западного края вместе с Вашим покойным Родителем, еще в бытность Вашу Наследником-Цесаревичем, когда множество галичан прорвали пограничный кордон, чтобы видеть Русского Царя. Покойный Государь заметил их и обратился к ним с такими знаменательными словами: „Я знаю вас, я помню вас, я не забуду вас“. Эти слова, – сказал я, – теперь находят свое осуществление в лице Вашего Величества“» (см.: Путь моей жизни. Воспоминания Митрополита Евлогия (Георгиевского), изложенные по его рассказам Т. Манухиной. М. 1994. С. 249). Золотой крест русский царь назначил в награду преподобному Алексию за великий подвиг русина-исповедника. Велико было счастье народа, увидевшего воочию своего русского царя, – слезы счастья заливали лица многих, и никто не хотел думать, что царская Россия может уйти с многострадальной коренной земли Руси, и уж никто не мог предположить, что православная Россия вскоре будет растоптана грязными сапогами дезертиров. Сотни тысяч, а потом и миллионы русских солдат и офицеров положат свои жизни за православных русинов и сербов, но и сами русины клали свои жизни за величие России, за Святую Русь. В Западной Галичине был схвачен и расстрелян православный священник Максим Сандович – русин из карпатского племени Лемков. После первого залпа священномученик продолжал стоять невредимым. После второго залпа святой простер руку и, истово осенив всех и себя широким крестом, произнес громким, звучным голосом: «Пусть вовеки живет Святое Православие, пусть вовеки живет русский народ!» Взбешенный ротмистр подскочил к святому и, крикнув не своим голосом: «Сгинь, собака!», выстрелил ему трижды в лицо из револьвера.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАКАРИЙ (Оксиюк Михаил Федорович; 17.09.1884, дер. Луковиско, ныне Бяльского повята Люблинского воеводства, Польша - 2.03. 1961, Одесса), митр. Варшавский и всея Польши, церковно-общественный деятель, богослов. Период до 1917 г. Род. на Холмщине в семье зажиточных крестьян-украинцев; был старшим из 4 детей. Обучался в Варшавском ДУ (1897-1901) и Холмской ДС (1901-1907). В числе его преподавателей в ДС был Дионисий (Валединский ; впосл. митрополит Варшавский и всея Польши). В 1911 г. М. Ф. Оксиюк окончил КДА со степенью кандидата богословия. В период обучения в академии некоторое время проживал на квартире философа проф. П. П. Кудрявцева , с которым впосл. сохранял дружбу. Как один из лучших выпускников, Оксиюк был оставлен при академии стипендиатом для подготовки к получению профессорского звания. В «Отчете о занятиях в 1911-1912 акад. г. профессорского стипендиата Михаила Оксиюка» (К., 1912) содержится подробный аналитический обзор вост. и зап. церковной письменности V-VIII вв., в частности разбор сочинений представителей монашеской лит-ры V в. Палладия , еп. Еленопольского, и прп. Марка Пустынника . В трудах последнего Оксиюк отмечает влияние сочинений, приписываемых прп. Макарию Великому . Особо Оксиюк выделяет блж. Августина , школой к-рого «стало в известном смысле все западное богословие». В 1912-1915 гг. в журналах «Холмская церковная жизнь» и «Холмская Русь» Оксиюк опубликовал ряд статей и заметок о церковной жизни Холмщины в XVII-XVIII вв. В «Трудах Киевской Духовной Академии» с 1911 г. и до окончания издания в 1917 г. печатались его проповеди, произнесенные в соборе Киево-Братского в честь Богоявления мужского монастыря в Великий пост. В 1912 г. Совет КДА избрал М. Ф. Оксиюка на должность и. о. доцента кафедры древнехрист. лит-ры. Этому избранию содействовало прекрасное знание Оксиюком древних языков - греческого и латинского; из новых языков кроме русского и украинского он владел польским и немецким.

http://pravenc.ru/text/2561394.html

Bhympiшhii стан Зaxiдho-Pycьkoi Церкви в Noльcko-Лumobcьkiй дepжabi в kih. XVI ст. та Yhiя//Грушевський М. С., Левицький О. Poзbiдku про цepkobhi biдhocuhu на Ykpaihu—Pycu XVI–XVIII вв./Руська исторична бiблiomeka. Льbib, 1900. Т. 8. С. 16–17). В 1543 г. в Холме для разбора дела о побоях, нанесенных диакону Холмского еп. Ионы, была создана комиссия из двух каноников Холмского католического епископа, двух православных священников и двух светских лиц — шляхтичей. Один из священников должен был принести присягу, что пострадавший поставлен в сан священника — тогда разбирательство будет производиться по «духовному праву»; если такая присяга принесена не будет, суд будет руководствоваться нормами польского права (Акты Виленской археографической комиссии. Т. 19. 126). Как уже указывалось в комм. митр. Иосиф не был членом знатного рода Солтанов. Ряд поправок в рассказ митр. Макария о смене архимандритов в Киево-Печерском монастыре в 1535–1551 гг. на основании найденных им новых документов внес С. Т. Голубев (Киевский митрополит Петр Могила. Т. 1. С. 248–251. Прил. 1–3; его же. Материалы для истории Западнорусской Церкви. Киев, 1891. Вып. 1. С. 1–12). Как отметил этот исследователь, попытки ввести в Киево-Печерском монастыре общежительный устав в XVI в. не увенчались успехом. «Общежитие» было введено в обители лишь в начале XVII в. при архим. Елисее Плетенецком (Голубев. Киевский митрополит Петр Могила. Т. 1. С. 267 и сл.). Сведения Полоцкой ревизии 1552 г. позволяют расширить перечень полоцких монастырей, существовавших в сер. XVI в. Помимо Спасо-Евфросиньева монастыря, о котором уже говорилось в комм. должны быть еще отмечены монастырь Космы и Дамиана «в месте» и монастырь св. Георгия «в поли за местом» (Полоцкая ревизия. С. 174–175). Источник включает в себя подробное описание владений епископского дома, кафедрального собора, монастырей и приходских церквей на территории Полоцкой земли. Перечень православных церквей во Львове к сер. XVI в. см.: Крип’якевич. Льbibcьka Русь.

http://sedmitza.ru/lib/text/436080/

Холмская духовная семинария, основанная 133 года назад как униатская, уже семнадцать лет жила по православным обычаям и третий год находилась в новом обширном здании с домовой церковью во имя святителя Леонтия, епископа Ростовского. Ко времени прибытия нового инспектора в ней получали знания и духовное окормление 115 воспитанников. Но, кажется, судьба ненадолго связала отца Тихона с Холмской Русью. Уже 24 июня 1892 года последовало определение Святейшего Синода о назначении его ректором Казанской духовной семинарии с возведением в городе Холме в сан архимандрита. Не успел новонареченный архимандрит свыкнуться с мыслью о новом назначении, как 15 июля Святейший Синод, в связи с переводом ректора Холмской семинарии архимандрита Климента на должность ректора Московской семинарии, перемещает отца Тихона на место ректора семинарии, в которой его многие уже оценили и полюбили. – Преблагий Господь судил мне, взятому от вас, возлюбленные братья, в далекую Казань, – говорил отец ректор преподавателям и воспитанникам 4 сентября 1892 года, – снова быть вместе с вами, молиться и трудиться вкупе и, как новому предстоятелю сего учебного заведения, открыть молитвою наши годичные занятия... Просто и доходчиво разъяснял отец ректор воспитанникам смысл их обучения: – Будущим пастырям Церкви необходимо самое тщательное и основательное знакомство с учением Церкви. Очень многие у нас склонны думать, что учение церковное есть что-то сухое, мертвое, отвлеченное, не имеющее никакого отношения к жизни. Поэтому и светские люди часто отвращаются от этой якобы схоластики, да и духовные изучают ее скорее по необходимости, чем по любви. Между тем такой взгляд на учение Церкви есть только одно печальное заблуждение, основывающееся на нежелании или неумении проникнуть в суть дела, понять его как следует. Церковное учение, будет ли то краткое наставление веры или целая богословская система, есть самое ближайшее выражение истинной жизни и истинных потребностей нашего духа, стремящегося к Богу, как источнику истины и любви...

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Антонина Викторовна. Фото 1920 г. Главной святыней Холмского собора была очень древняя икона Божией Матери, память ее праздновалась в сентябре, в день Рождества Пресвятой Богородицы. В этот день в Холм стекалось множество народа из всех окрестных сел и деревень, и праздник всегда был поистине всенародным. Икона эта была удивительной. Сохранилось предание, что Холм основал князь Владимир, крестивший Русь. Однажды он был в тех лесах на охоте и заблудился. Ища выхода из леса, он набрел на место, которое ему так понравилось, что он решил основать город, построить церковь и подарить ей икону Божией Матери. Эта икона, написанная на холсте, наклеенном на доску, была привезена из Греции. В то время, когда жил князь Владимир, а может даже и раньше, это была настоящая святыня. Она пережила нашествие татар, завоеватели сорвали с нее золотую ризу и нанесли удар острым кинжалом, от которого на лике остался большой шрам. Неоднократно ее пытались украсть, и икону приходилось скрывать от похитителей, закапывая в землю. Димитрий любил приходить в собор до начала службы, чтобы постоять в тишине, помолиться перед древней святыней. Он смотрел на лик Богоматери, которая заботливо взирала на всех приходящих к Ней. Божия Матерь любила и жалела страждущий народ, который пел Ей свои простые, трогательные песнопения: «Пречистая Дево, Мати Холмского краю, яко на небе, так и на земле Тя я величаю». Глядя на нескончаемый поток людей, приходящих к Пресвятой Богородице, у Димтирия ещё больше разгоралось желание быть священником и молиться перед Господом Иисусом Христом и Его Пречистой Матерью за свой народ. В связи с началом Первой мировой войны Холмскую Духовную семинарию эвакуировали в Москву. С 1917 года был введен такой порядок: студентов, окончивших Духовные семинарии, светские средние и высшие учебные заведения по 1 и 2 разряду, принимали в Духовную академию без экзаменов. В 1917 году по окончании семинарии по первому разряду Димитрий продолжил учебу в Московской Духовной академии – в одном из крупнейших центров духовного образования России, оказавшей огромное влияние на развитие религиозной и философской мысли.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Закрыть itemscope itemtype="" > «И победила святая Русь!» 100 лет назад русские войска одержали победу над австрийцами в Галицийской битве 12.09.2014 711 Время на чтение 4 минуты Ровно 100 лет назад, 30 августа/12 сентября 1914 года, в день когда Русская Православная Церковь празднует перенесение в Санкт-Петербург мощей святого благоверного Великого князя Александра Невского, начался отход австро-венгерской армии за реку Сан, фактически означавший победу Русской армии в Галицийской битве. «В день св. Александра Невского, - первого русского вождя-витязя, победившего немцев, - пришла к нам радостная весть о победе наших войск над австро-германскими армиями, - писало " Новое время " . - Как мистически звучали в церквах вечером накануне этого праздника слова молитвы: " Блаженный Александр! Приди на помощь родному тебе народу и дай одоление над врагами нашими! " Может быть, в это самое время еще шел бой, - великая Галицийская битва продолжавшаяся 17 дней! Против русских войск выступили колоссальные силы - около миллиона человек и 2500 орудий. Мысль невольно цепенеет при этих страшных цифрах. 17 дней... миллионные полчища врагов... тысячи извергающих огонь и смерть орудий... И победила святая Русь!» Галицийская битва стала одним из крупнейших сражений Первой мировой войны. Противостояние русской и австро-венгерской армий в Галиции и Польше длилось с 5/18 августа по 8/21 сентября. На фронте протяженностью 400 км с обеих сторон участвовало около 2 млн человек и до 5 тыс. орудий. В задачу русского Юго-Западного фронта (главнокомандующий генерал Н.И.Иванов, начальник штаба генерал М.В.Алексеев) входило окружение и уничтожение основных австро-венгерских сил, австрийцы (главнокомандующий эрцгерцог Фридрих, начальник штаба фельдмаршал Ф. Конрад фон Хетцендорф), в свою очередь, рассчитывали разгромить правое крыло русского Юго-Западного фронта. Первоначальный успех сопутствовал австрийцам. Используя свое превосходство в силах, австрийцы вынудили 4-ю и 5-ю русские армии отойти. Но упорное сопротивление наших войск привело к большим потерям у противника и наступление австрийцев замедлилось. (Люблин-Холмская операция). Одновременно с этими событиями началась Галич-Львовская операция. 3-я армия под командованием генерала Н.В.Рузского и 8-я армия (генерал А.А.Брусилов) левого крыла Юго-Западного фронта начали наступление и разбили 3-ю австро-венгерскую армию на реке Золотая Липа. Попытка противника остановить русские войска успеха не имели. В сражении на реке Гнилая Липа 16/29 - 19 августа/1 сентября 3-я русская армия прорвала фронт противника у Перемышля, а 8-я армия отразила контрудар 2-й австро-венгерской армии. Правое крыло австро-венгерских войск начало отход, в результате чего русские войска 20 августа/2 сентября заняли Галич, а 21 августа/3 сентября - Львов .

http://ruskline.ru/history/2014/09/12/i_...

Номинально он вплоть до самой своей смерти в 146 г. продолжал титуловаться " митрополитом всея Руси " . Вместо него на Русь Литовскую решено было отправить викария, посвятив его также с возведением в митрополичье достоинство. Таковым был избран ближайший ученик и протодиакон Исидора - Григорий Болгарин. Он был рукоположен униатским Константинопольским патриархом " в изгнании " Григорием Маммой, который жил в Риме. Вероятно, униаты формально разделили Русь на две митрополии. Одна - Московская - номинально числилась за Исидором. Другая - " Киевская, Литовская и всей нижней России " , как она официально именовалась, - за Григорием. Вся афера была окончательно утверждена преемником почившего в разгар реализации этой затеи Каллиста III - новым папой Пием II. Последний, имевший в миру имя Энео Сильвио Пикколомини, был весьма своеобразной личностью. Гуманист в ренессансном духе, он был знатоком и страстным почитателем античной литературы и философии, поэтом-эротоманом. Никаких подлинно христианских убеждений новый папа не проявлял. И то, что понтифик, маниакально приверженный языческой культуре, проявлял такое живейшее участие в деле насаждения Флорентийской унии в Западной Руси, лишний раз подтверждало подлинную сущность восточной политики католицизма - прибрать к рукам новые земли, новые народы, утвердить свою гегемонию над ними, лишь прикрываясь именем Христовым. Интересы Рима вполне совпадали с интересами Кракова, и Казимир IV признал митрополитом над своими русскими подданными униата Григория Болгарина. В юрисдикцию последнего вошли 9 епархий: Брянская (Черниговская), Смоленская, Перемышльская, Туровская, Луцкая, Владимиро-Волынская, Полоцкая, Холмская и Галицкая. Василий Темный пытался протестовать против этого шага Казимира. Великий князь Московский написал Польско-Литовскому государю: " Григория от Рима не принимай к себе на место общего нашего отца, митрополита Ионы, новизны не делай, старины нашей не нарушай. А старина наша - еще от прародителя нашего, великого князя Владимира, крестившего Русскую землю, и по этой старине взыскание и принятие митрополитов всегда зависело от великих князей русских, а не от князей литовских.

http://sedmitza.ru/lib/text/436263/

Пред собравшимися в злобе на Константинополь Витовт высказал много горькой правды и, между прочим, то, что на Русь в митрополиты ставят на мзде и таких, которые бы вывозили казну из России в Грецию. Киевская церковь оскудела, в чем оратор винил Фотия. Собор еще раз попробовал обратиться в Константинополь и опять напрасно. Витовт решился обойтись без Константинополя. В 1416 г. собрался новый собор из епископов литовских областей и под сильным давлением Витовта 15 ноября самостоятельно поставил в Новгородце митрополитом киевским и литовским Григория Семивлака или Цамблака. В состав новой митрополии вошли епархии: Полоцкая, Черниговская, Луцкая, Владимирская, Смоленская, Холмская и Туровская. М. Фотий сделал было попытку предупредить разделение митрополии, приехал в Литву, но поздно. К довершению всех зол он поплатился своим имуществом, будучи ограблен в Смоленске. По приказанию Витовта все города и села Киевской митрополичьей кафедры в его областях были переписаны и розданы литовским панам, а фотиевы наместники выгнаны 27 . После Витовта (1431 г.) литовский престол занял брат польского короля Ягайлы Свидригайло Ольгердович. Вследствие непрекращавшейся борьбы поляков с литовцами братья вынуждены были вступить в ожесточенную борьбу, так как она шла, собственно, между национальностями. Свидригайло, расположенный к православным и ненавидевший католиков, в своей борьбе оперся на русских. Поляки, не будучи в состоянии справиться с Свидригайлом, а вместе и православными, сумели возбудить против него литовских вельмож – католиков и уговорить их принять к себе в короли брата Витовта – Сигизмунда. План удался. Сигизмунд в 1432 году занял литовский престол и с помощию вельмож – католиков выгнал Свидригайла из коренной Литвы. Старому королю остались верными только малая Русь, Смоленск и Витебск 30 . Свидригайло понимал собственное положение и силу православной партии, он старался еще усилить около себя православную партию, защитить ее от католиков учреждением митрополии. Для своих целей князь сумел воспользоваться московской медлительностью при замещении, освободившейся по смерти Фотия киевской митрополичьей кафедры.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

В связи с этим в письменных свидетельствах современников понятие Русь все более начинает приобретать религиозный характер. Так, когда польский король Сигизмунд I отобрал ряд имений у Холмского православного епископа и передал их Холмской латинской кафедре, епископ Холмский Иона (Сосновский) (1540-1543 гг.) объявил действия короля незаконными. Характерно, что в этом документе латинская церковь выступает как « римская », а православная названа « русской В Густынской Летописи под 1582 г. рассказывается о насильстве католиков над русскими по причине нежелания последних принять новый католический календарь папы Григория XIII. « И начата великиия насилия творити Руси, хотяще, дабы з ними их свята [праздники] Русь святили [праздновали] . Но потом на ждання [ожидания] Руси, Стефан корол привилиями своими возбрани Ляхом, да не творят пакости и насилия Руси о свята [праздниках] , а Руси даде волю ведлуг [согласно] старого календару свои свята святити [праздники Брестская уния 1596 г., стремящаяся объединить Православную Церковь с « католическим костелом », особенно обострила религиозные противоречия в Речи Посполитой. Теперь защита православной веры и борьба с унией в полемических сочинениях православных апологетов начали носить характер борьбы Руси за свои права, где русскость определяется исключительно через призму православного вероисповедания. Это особенно видно в сочинениях афонского монаха западнорусского происхождения из Зографского монастыря преподобного Иоанна Вишенского, которые он написал вскоре после Брестской Унии в 1597-1601 гг. К ушедшему из православия он обращается: « русин бывший , благочестивый христианин прежде и целомудрец Малое Русии, мовлю с ляхи живущий При этом униатов прп. Иоанн Вишенский никак из латинян не выделяет. Уния для него это только переход из христианства в идолопоклонство Папе Русские славятся чистотой своей веры православной, поэтому всякий отступник из русских будет Господом искоренен, подобно ересям, искорененным из Тела Церковного: « Терпит Бог латину, тое таемници не знаеш, але Руси не терпит, але зменников руских искореняет ...

http://ruskline.ru/opp/2017/iyul/27/russ...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010