Видимо, тогда же в храме был установлен резной пятиярусный иконостас с орнаментом из цветочных гирлянд и виноградной лозы и резные Царские врата, декорированные стилизованным цветущим подсолнечником. Несколько нарядных, богато отделанных, красно-зелёных с золотом икон местного ряда были написаны известным изографом второй половины XVII в. Семёном Спиридоновым Холмогорцем. О внутреннем убранстве храма тех лет сведений не сохранилось, только известно, что фресковая роспись интерьеров была проведена в 1732–1733 г.г. артелью ярославских мастеров под руководством талантливого изографа-знаменщика Алексея Ивановича Соплякова, жителя Коровницкой слободы. Масштабную реставрацию фресок храма провели во второй половине XIX столетия. Тогда их промыли и поновили в клеевой технике, а следующие работы по сохранению уникальных фресковых картин были проведены уже в 60-х г.г. минувшего века бригадой ярославских мастеров под руководством художника-реставратора монументальной живописи Виктора Ивановича Васина. С самого первого дня своего существования Златоустовский храм был приходским, оставаясь таким до самого закрытия в 1935 г. После упразднения прихода представители новой власти все ценности из церкви вывезли, а в освободившемся здании разместили склады, которые и находились в нём практически до передачи храма в ведение Ярославско-Костромской епархии Русской Православной Старообрядческой Церкви в 1992 г. В настоящее время богослужения в храме не совершаются, в нём ведутся ремонтно-реставрационные работы. Златоустовская церковь, выстроенная в лучших традициях ярославской школы зодчества, стала не только украшением Коровницкой слободы, но и одним из самых красивых культовых строений города. Невысокий, поставленный на фундамент основной четверик церкви с восточной стороны неизвестный зодчий оформил пятью полукруглыми апсидами, с трёх сторон опоясал открытой галереей в виде аркады с кувшинообразными столбами-опорами и крыльцами с каждой стороны. К углам апсид примкнули два двусветных (в виде четвериков с покоящимися на них восьмериками) придела, увенчанные шатрами с небольшими луковичными главками. Увенчали храм пятью луковичными главами, поставленными на высокие массивные барабаны. Интересно, что высота центральной главы до подкрестного яблочка превосходит размерами высоту стен самой церкви, но этот архитектурный приём не внёс диссонанс в общий вид строения, а наоборот, дополнил его, сделав храм пропорциональным и очень гармоничным.

http://sobory.ru/article/?object=10886

В приходе имеется 21 дом раскольников-поморцев. Между тем в библиотеке этот отчет совершенно незаметен. Христианская настроенность прихожан оставляет желать много лучшего. По исповедным записям, не бывших у исповеди и Святого Причастия имеется 145 человек. По окончании литургии владыка совершил молебное пение о даровании победы и перед прикладыванием ко святому кресту произнес назидательное слово о кресте как необходимом условии следования за Иисусом Христом. Сыростанским храмом окончился обзор церквей, указанных в пути следования его преосвященства, и через Златоуст владыка отбыл в г. Челябинск. 1915 г. июня 21 дня Протоиерей Петр Холмогорцев 27 Дневник поездки преосвященного Сильвестра, епископа Челябинского, для обозрения церквей и приходов Челябинского уезда 28 Второго июня в 1 час 15 минут дня его преосвященство отбыл из Челябинска для обозрения церквей уезда. Выезд был назначен на 12 часов дня. Опоздание произошло вследствие того, что после литургии владыка был приглашен совершить молебствие перед началом занятий на курсах, устраиваемых земством для учителей земских школ. Его преосвященство прибыл в помещение курсов. Из курсистов и курсисток был организован хор, который запел «Достойно». Пока пелось «Достойно», владыка облачился и в сослужении четырех священников начал молебствие. Умилительно было ему слушать импровизированный хор. Все учителя и учительницы (числом около 250) принимали участие в пении. Из глубины сердца несся могучий вопль собравшихся о даровании Духа премудрости и разума, о сохранении здоровья и трудоспособности в предстоящем великом и важном труде. По окончании молебного пения его преосвященство обратился к руководителям детского образования с горячим призывом при стремлении научить ребенка не забывать детского сердца, но воспитывать его в страхе и послушании Церкви Христовой, сохранять и укреплять исконную и христианскую черту русского народа – православие. Речь его преосвященства продолжалась около получаса. Глубокое знание предлагаемого вопроса, умелое и красноречивое изложение его захватило внимание всех присутствующих: и лекторов, и слушателей, и почетных гостей.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

9 мая, в день отъезда, владыка, совершив позднюю Божественную литургию в местном кафедральном соборе 26 , звон к каковой по случаю престольного праздника начался ровно в 6 часов утра, к 10 часам утра прибыл уже на вокзал железной дороги, где в особом вагоне, высланном управлением Троицкой железной дороги, ожидал отхода поезда, запоздавшего в тот день ровно до 11½ часа. Проводить владыку собрались на вокзале: игуменья монастыря, начальница женской гимназии, начальница епархиального женского училища, смотритель духовного училища, представители власти и городского управления. В половине 12-го часа поезд отбыл со станции. В поездку с владыкой выехал местный благочинный протоиерей П. Холмогорцев и иподиакон кафедрального собора И. Тарасов. На станции Полетаеве вагон был отцеплен от поезда и после получасового ожидания прицеплен к поезду, идущему на Троицк. На последней перед городом станции Нижне-Увельской к преосвященному присоединились отец благочинный Троицка протоиерей И. Ильин , а также полицмейстер троицкого уездного исправника. В Троицк поезд прибыл около 6 часов вечера. На вокзале встретить владыку собралось всё городское духовенство, а также представители военного, казачьего и городского управления. Здесь были и начальник троицкого гарнизона, и атаман отдела, и два жандармских ротмистра (городской и станционный), и городской голова, и директор гимназии, и настоятельница женского монастыря, и множество людей, желавших принять святительское благословение от своего архипастыря. Преподав всем благословение, владыка в особом экипаже проследовал в женский монастырь, где в храме был встречен причтом и сестрами монастыря и после обычной молитвенной встречи, благословив всех находящихся в храме, прошел в покои игуменьи, отведенные для приема архипастыря на всё время пребывания его в городе Троицке. Город Троицк населен наполовину магометанами, есть и евреи. Православного населения в городских приходах, по духовным росписям за 1914 год, числится 16 750 душ обоего пола, хотя в действительности оно, несомненно, превышает эту цифру; сверх сего, раскольников и сектантов 219 человек. В городе три приходские церкви, две приписные к собору (кладбищенская и тюремная), две домовые (при гимназии и богадельне) и женский монастырь, к которому принадлежит еще монастырский хутор (на расстоянии 15 верст от города), имеющий тоже церковь . Кроме того, в городе шесть мечетей и одна еврейская молельня.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

стало складываться еще при его жизни. После кончины Н. начали совершаться чудеса у его гробницы. Через неск. лет по его преставлении на остров приходили иноки из различных обителей, в т. ч. насельник новгородского мон-ря игум. Антоний, вместе с к-рым в течение 3 лет на Столбном прожил пришедший из Николаевского Рожковского мон-ря инок Герман (буд. прп. Герман Столобенский). Точных сведений о времени канонизации Н. нет. Возможно, его прославление произошло в 60-90-х гг. XVI в., поскольку 1-й иконный образ (Н. изображен на иконе Спасителя вместе с Тверскими святыми - преподобными Макарием Калязинским, Ефремом Новоторжским и Параскевой Ржевской) известен со времени правления царя Иоанна IV Васильевича Грозного. В 1591-1594 гг. на острове вокруг построенного Германом с помощью холмогорца Б. Козьмина и др. паломников деревянного храма в честь Богоявления Господня сложилась монашеская община, в 1594 г. основана Нилова Столобенская в честь Богоявления мужская пустынь. В 1595 г. иноками-инокописцами Иовом и Нифонтом из Оршина мон-ря в честь Вознесения Господня (см. Оршин в честь Вознесения Господня женский монастырь ) для надгробной часовни Н. были выполнены 3 образа святого (в полный рост, на фоне строений обители и в житии). Прп. Нил Столобенский. Икона. Кон. XVIII — нач. XIX в. (собрание А. И. Буркина) Прп. Нил Столобенский. Икона. Кон. XVIII — нач. XIX в. (собрание А. И. Буркина) 27 мая 1667 г. при рытье рва под фундамент каменного Богоявленского собора были обретены нетленные мощи Н. Этому событию предшествовали чудесные знамения: 10 днями ранее рыбаки ночью видели большой огненный столп над монастырем, опустившийся на землю; за 2 дня 2 рыбака видели горящую свечу над гробницей Н., а в самый день обретения иером. Александру во время дневного сна явился Н., повелевший ему воспрянуть ото сна. Грамотой новгородского митр. Питирима (впосл. патриарх Московский и всея Руси) от 10 июня 1667 г. (ТГОМ. КОФ 1843/8) был установлен день обретения св. мощей Н., ставший одним из самых почитаемых церковных праздников в Верхневолжье.

http://pravenc.ru/text/2577609.html

С 2002 года в церкви вновь проводятся службы. Богоявленская церковь построена в 1684-1693 гг. на городском посаде. Средства на строительство пожертвовал ярославский купец гостиной сотни Алексей Зубчанинов. Прежде на том месте, где она расположена, стояли посадские дворы; по разным источникам, первая деревянная церковь Богоявления была построена здесь либо в XVI веке, когда эта территория отошла к Спасскому монастырю, либо еще в домонгольское время. В XVI веке здесь поселились «монастырские люди», а местность стала называться Богоявленской слободкой. Богоявленская церковь − замечательный образец синтеза двух архитектурных направлений – московского и ярославского. Основной объем храма сделан на московский манер: без подклета, бесстолпный, перекрытый сомкнутым сводом, и его интерьер необычайно просторен, светел и высок. Храм хорошо освещается благодаря большим и высоким окнам. Традиции ярославского зодчества выразились в окружении основного четверика галереями с трех сторон; в северо-западном углу галереи поставлена шатровая колокольня. Но самое примечательное в Богоявленском храме − даже не его архитектурная композиция. Больше всего поразили ярославцев того времени своей новизной и красотой необыкновенные полихромные изразцы, украсившие стены храма. Рисунки на изразцовых плитках – это растительный орнамент двух видов: повторяющийся − для карнизов, лент и прочих продолжительных цветных композиций, − и центрический, на изразцах, расположенных по отдельности. Необычайно хороши также и росписи интерьеров храма, сохранившиеся с 1693 года. Предполагается, что храм был расписан артелью мастеров Дмитрия Плеханова и Федора Игнатьева − лучших изографов своего времени. Есть даже предположение, что в росписи сводов участвовал знаменитый Гурий Никитин. В цветах росписей преобладают золотой, красный и голубой, отчего при правильном освещении храм кажется еще красивее и богаче. Картины, покрывающие стены храма, сюжетны и многообразны; на них изображены в деталях евангельские события. Дополняет убранство роскошный резной иконостас в стиле барокко, выполненный в конце XVII века. Скорее всего, он был заказан к открытию храма и с тех пор не менялся. Некоторые источники относят его к работе резчиков круга знаменитого мастера Семена Спиридонова Холмогорца.

http://sobory.ru/article/?object=00580

Необычна и храмовая икона «Прор. Илия в пустыне», появившаяся после пожара 1658 г. Это житийный образ нового для рус. культуры направления. В центре на фоне пещеры со сложными дробными краями сидит И., опираясь на посох. В правую руку ворон кладет ему хлеб, а чуть выше - ворон несет мясо. Необычна постановка фигуры пророка. В отличие от традиционной иконографии, когда сгорбленный И., повернувшись, смотрит наверх, здесь он восседает торжественно и величественно. Вокруг него в разном масштабе на фоне горок и в архитектурном обрамлении представлены житийные композиции. Вверху в небесном сегменте «Отечество». Эта икона оказала сильное влияние на житийные композиции И. и имеет повторения (икона из Успенского собора в Ярославле, кон. XVII в. (ГТГ)). В 1672 г. Федором Зубовым для Илиинской ц. была написана еще одна икона той же иконографии (ЯХМ): вместо пустыни райские кущи, И. сидит на фоне пещеры, утопающей в разнообразной растительности, вверху изображено «Огненное восхождение». Эта иконография воспроизводилась и в XVIII в. (ярославская икона «Прор. Илия в пустыне, с житием», кон. XVIII в., собрание Елизаветина). Небольшие по размеру житийные иконы И. предназначались для аналоя либо для домашней молитвы. Нек-рые из них имели индивидуальный подбор клейм, включающих редкие сюжеты (икона «Илия Пророк в пустыне, с житием», кон. XVII в., собрание Набокова-Алексеева,- в последнем клейме изображено побиение прор. Елисея камнями). Для ярославской ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Мокрого) Семеном Спиридоновым Холмогорцем была написана икона «Прор. Илия, с житием в 26 клеймах» (1678, ЯХМ). И. изображен в рост, со свитком в руке, в молении к Господу, в небесном сегменте слева, со сферой в руках, сидящим на херувимах. Композиция средника заключена в арку на фоне изысканных трав. Архитектура и пейзаж в клеймах необычайно сложны и разнообразны. В XVII в. расширился круг святых, вместе с к-рыми изображался И.: напр., на иконе из Александрова Куштского мон-ря И. представлен вместе с мучениками Флором и Лавром, со сщмч. Власием, предстоящими в молении Христу Еммануилу (2-я пол. XVII в., ВГИАХМЗ), или с рус. святыми, канонизированными в XVI в., или с местночтимыми (икона из Борисоглебского мон-ря на Устье «Святые Зосима и Савватий Соловецкие, Иоанн Большой Колпак и прор. Илия в молении Богоматери «Знамение»», 1-я пол. XVII в., ГТГ) и др.

http://pravenc.ru/text/389301.html

Общее число григорьевских приходов по стране составляло, согласно оценкам исследователей, всего лишь около 5% от числа приходов Патриаршей Церкви, при этом подчинявшийся ВВЦС епископат уступал по численности епархиальным архиереям, признававшим главенство митр. Сергия, только в три раза (на начало 1929). Такое соотношение иерархов и прихожан придавало расколу «архиерейский» характер. При значительном епископате григорьевские приходы существовали только в отдельных городах и районах в центральной и южной части европейской территории РСФСР, на Урале и в Западной Сибири. Раскол также проник на Украину ( Днепропетровская епархия ) и на Дальний Восток ( Владивостокская епархия ). Большинство григорьевских епархий не превышали по числу приходов размеров обычного благочиния или носили номинальный характер. Реальное значение раскол приобрел лишь в епархиях, которыми руководили влиятельные григорьевские епископы. В наибольшей степени раскол проявился на Среднем Урале, в Среднем Поволжье, в Западной Сибири и в Подонье. В Ульяновской епархии григорианство поддерживало около половины приходов и большинство монашества; больше половины приходов приняли сторону григорьевцев в Томской и Донской епархиях; в Свердловске за архиеп. Григорием пошла большая часть православных общин. Упадок и окончание раскола Усиление с конца 1920-х годов в СССР антирелигиозной борьбы затронуло и григорианство. В начале 1930-х гг. скончались носившие в расколе звание митрополитов Димитрий (Беликов) , Борис (Рукин) и Григорий (Яцковский) ; принесли покаяние и вернулись в лоно РПЦ епископы Тихон (Русинов) и Митрофан (Русинов) . Лишившись наиболее влиятельных архиереев и поддержки государственных властей, раскол быстро пришел в упадок, чему способствовали и внутренние раздоры. Имеются свидетельства, что весной 1932 года, незадолго до смерти, Григорий (Яцковский) подготовил и послал на пленум ВВЦС доклад о необходимости лишить сана митрополита Виссариона (Зорнина) ; доклад, однако, не был оглашен. В 1933 году Виссарион (Зорнин) был отстранен от председательства в ВВЦС и управления епархией. По другим сведениям, Виссарион (Зорнин) сохранил за собой пост главы ВВЦС, а архиепископ Петр (Холмогорцев) только временно замещал его в 1934 году. Многие григорьевские епархии в это время, вероятно, превратились в самоуправлявшиеся.

http://drevo-info.ru/articles/27034.html

Следование принципам живоподобного письма, а также развитие академического искусства и знакомство с ним мастеров традиц. иконописи ведут к привнесению в изводы с фигурой благословляющего святого более реалистичных жестов правой руки с благословением: поднятой вверх, а не просто отведенной в сторону; Н. на таких иконах, в т. ч. традиц. изводов, как правило, изображается в митре и саккосе. К таким примерам относятся иконы с единоличным образом Н., напр. с образом святителя в рост, с т. н. Никейским чудом работы насельника Соловецкого мон-ря мон. Алипия (1782, РГИАХМЗ; Хохлова. 2005. Кат. 31. С. 94-95), с изображением Собора святых (напр., Ростовских чудотворцев на иконе 2-й пол. XVIII в., ГРМ) или иконы с образами избранных святых, представленных по образцу европ. жанровой картины (напр., на фамильной иконе семьи Н. и К. Тишининых письма В. И. Василевского «Свт. Николай Чудотворец и прп. Ксения со Христом Вседержителем» святитель представлен стоящим чуть выше преподобной и держащим ее за руку, Спаситель благословляет обоих, положив руку на плечо Н. (1755, РГИАХМЗ; Хохлова. 2005. Кат. 23. С. 74-76). Сохранение традиций иконописания эпохи Иоанна Грозного, а также строгановского миниатюрного письма в варианте ярославского иконописания 2-й пол. XVII в. было характерно для мастеров и в XVIII в. в старинных художественных центрах, напр. в Ярославле (по образцу икон работы С. Спиридонова Холмогорца была написана икона Н. в житийной раме с 36 клеймами для Успенского собора (1796, К. Мокроусов и Ф. Крашенинников, ГРМ)), но более всего для мастеров, работавших в старообрядческой среде. Там же с кон. XVIII в. получили развитие собственные изводы, напр. оглавный образ «Никола Отвратный» с нарочито подчеркнутым противопоставлением поворота головы и направления взгляда, с крупным размером головы по сравнению с благословляющей рукой и телом (иконы 1-й пол. XIX - нач. XX в., Музей палехского искусства, ЦМиАР, частные собрания). На иконах этого извода можно видеть наделение древнего оглавного типа портрета Н. чертами, свойственными для нек-рых оглавных икон Спасителя «Ярое Око» (напр., для иконы 1-й пол. XIV в. из московского Успенского собора и ряда ее повторений XVI - нач. XVII в.).

http://pravenc.ru/text/2565634.html

По своей архитектуре церковь Николы Мокрого – типичный посадский храм, каких в Ярославле в XVII столетии строилось достаточно много. Высокий четырёхстолпный четверик с трёх сторон опоясан полуоткрытой галереей с тремя крыльцами (не сохранились), арки которой на зимний период закрывались съёмными деревянными рамами, с восточной стороны к нему примкнули полукружья апсид, с западной стороны – высокая многоярусная шатровая колокольня, а с северной и южной сторон – небольшие приделы с шатровым навершием, богато украшенные цветной керамической плиткой. Фасады храма и колокольни неизвестный зодчий оформил пучковыми полуколонками и фигурным фризом, многоцветными изразцовыми вставками в виде орнаментов с повторяющимися рисунками, оконные проёмы - нарядными наличниками из поливных изразцов, основания шатров приделов декорировал ложными закомарами, а саму церковь увенчал пятью луковичными главами на тонких высоких световых барабанах. Освещался храм тремя большими медными паникадилами, его паперть была ограждена изящной кованой решёткой – шедевром декоративно-прикладного искусства XVII в., в главный деревянный пятиярусный резной иконостас храма, выполненный в стиле «рококо», как и в небольшие иконостасы приделов, были вставлены иконы, написанные известными изографами XVII в. Симоном Ушаковым, Семёном Холмогорцем и Фёдором Зубовым в византийском стиле. Изюминкой храма были моленные места – великолепные резные троны, предназначавшиеся, как считается, для царя Алексея Михайловича и патриарха Московского Никона, хотя многие исследователи предполагают, что эти места были выполнены для ктиторов храма – купцов ярославской гостиной сотни. В настоящее время эти моленные места находятся в другой ярославской церкви – Ильи Пророка. В 1686 г. рядом с Никольским храмом для совершения богослужений в зимнее время выстроили небольшую тёплую церковь в честь Тихвинской иконы Божьей Матери с приделом во имя Василия Великого, которая вместе с домом причта стала частью храмового ансамбля и хорошо сохранилась до наших дней.

http://sobory.ru/article/?object=06021

В 1-й пол. XVI в. писали отдельные иконы «Перенесение мощей Иоанна Златоуста», одна из них упомянута в числе пядниц в деревянной трапезной ц. Успения Пресв. Богородицы Соловецкого мон-ря (Описи Соловецкого мон-ря XVI в. СПб., 2003. С. 43). Наиболее ранние иконы И. З. с житийными клеймами, сер. XVI в., возможно из Александровой слободы (ГИМ) и из Феодоровского собора одноименного мон-ря в Переславле-Залесском (ПЗИХМЗ), возникли, вероятно, под влиянием ВМЧ митр. Макария. Они исполнены по сходной программе, близки по составу, последовательности, композициям клейм. Образцом для изображения И. З. в среднике послужили иконы Московских святителей и чудотворцев Петра и Алексия работы Дионисия (кон. XV в.) из местного ряда иконостаса Успенского собора Московского Кремля - И. З. в крещатом саккосе (на иконе из ПЗИХМЗ - в белом; на иконе из ГИМ - в фиолетовом), в омофоре, на левой, покровенной платом руке - Евангелие, правая отведена в сторону в жесте благословения. Житийный цикл на обеих иконах включает эпизоды от крещения до успения и перенесения мощей. Помимо традиц. событий, в т. ч. сцены пострижения и поставления в степени сана, в клеймах обеих икон воспроизведены сюжеты жития, повествующие о противостоянии И. З. неправедной власти, об исцелении бесноватого (на иконе из Переславля-Залесского), о чудесных явлениях И. З. апостолов Петра и Павла (до призвания И. З. на престол епископа К-поля), ап. Павла (во время написания им произведений), апостолов Петра и Иоанна Богослова (во время ссылки), мч. Василиска (незадолго до смерти И. З.). «Свт. Иоанн Златоуст. Перенесение мощей святителя». Икона. XVIII в. (Византийский музей, Афины) «Свт. Иоанн Златоуст. Перенесение мощей святителя». Икона. XVIII в. (Византийский музей, Афины) В XVII в. в житийных иконах И. З. количество клейм увеличилось, иллюстрирование текста стало более подробным, что привело к изменению соотношения образа в среднике и клейм. На иконе И. З. с житием в 52 клеймах из Троице-Варницкого мон-ря в окрестностях Ростова (1-я пол. XVII в., ЯХМ) в среднике воспроизведен иконографический извод, близкий к иконам сер. XVI в. В традиц. цикл введены сцены крещения родителей И. З. и обращенных им учителей, еретиков, детей, женщин; явления небесных посланников людям, причастным к жизни И. З.; встреч И. З. с императором и императрицей; церковных Соборов. Житийная икона И. З. из ц. во имя И. З. в Коровницкой слободе (?) в Ярославле (80-е гг. XVII в., работа мастера круга Семена Спиридонова Холмогорца, ЯХМ) из-за вытянутого по вертикали формата напоминает надгробный покров. Центральный образ святителя, облаченного в испещренный золотым узором саккос, на небесном фоне в окружении барочных картушей и широкой, орнаментированной золотом рамы, монументален, в то время как 40 клейм вокруг него воспринимаются как драгоценные миниатюры. Фонами клейм служат изображения многоглавых зданий с башнями и со шпилями, морских видов, заимствованных из европ. гравюр и книжных иллюстраций.

http://pravenc.ru/text/541598.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010