Дискос служит для положения на нем особым образом вырезанной из просфоры средней ее части с печатью наверху. Эта четырехугольная кубовидная сердцевина просфоры, надрезанная с нижней стороны крестообразно до самой печати, называется агнцем – освященный хлеб, приуготовленный для последующего претворения его в истинное Тело Христово, что происходит на том же дискосе. Приготовление агнца и положение его на дискос совершаются во время проскомидии на жертвеннике. В это же время на дискос слева от агнца полагается частица, вынутая из второй богослужебной просфоры, в честь Матери Божией. Справа от агнца полагаются вынутые из третьей просфоры девять частиц в честь Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, целителей, праведных Иоакима и Анны и празднуемых в данный день святых, наконец, в честь литургистов – святых Иоанна Златоуста или Василия Великого . С западной стороны агнца в первом ряду полагаются частицы, вынутые из четвертой служебной просфоры, о здравии высших иерархов Церкви, всех тех, кого должен или хочет помянуть о здравии священник, и всех православных христиан, то есть всей земной Церкви. Во втором ряду, западнее, полагаются частицы из пятой просфоры, вынутые в память усопших православных христиан, от высших иерархов до всех тех, кого считает нужным помянуть персонально служащий священник, и всех от века почивших праотцев, отцов и братий наших с прошением даровать им всем Царство Небесное. В этих же двух рядах к западу от агнца полагаются частицы, вынутые о здравии и о упокоении из просфор, которые покупаются верующими и подаются вместе с записанными именами тех, за кого они поданы в алтарь. Таким образом, близ агнца, стоящего в центре дискоса, собираются частицы, представляющие собою всех членов Церкви Христовой, Небесной и земной, начиная от ветхозаветных святых и Матери Божией и кончая прихожанами данного храма. Таинственно это означает, что на дискосе каждый раз близ Христа Спасителя оказывается собранной вся Вселенская Апостольская Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Закрыть Епископ Савватий об освящении ОМУ: нужно прислушиваться к народу Сергей Стефанов   Епископ Бронницкий Савватий (Загребельный)   13:29 06.05.2021 1436 Время на чтение 11 минут Накануне Дня Победы новый глава Синодального отдела по взаимодействию церкви с вооруженными силами и правоохранительными органами епископ Савватий (Загребельный) рассказал РИА Новости о развитии капелланского служения в РПЦ и помощи беженцам с Донбасса , о том, нужно ли освящать оружие массового уничтожения и отменять обязательную воинскую повинность, и поделился воспоминаниями о том, как ковали победу в Великую Отечественную войну в Сибири. Беседовал Сергей Стефанов. – Владыка Савватий, известно, что до принятия священного сана вы были военным человеком, офицером. Почему решили все же полностью посвятить себя церкви и избрать монашество? – Я любил армию, не хотел увольняться. Восемь месяцев был офицером и священником одновременно, но когда командование предложило сделать выбор, я выбрал небесное воинство. Есть жизнь временная, есть жизнь вечная, и когда человек это осознает, тогда он начинает жить в двух пространствах уже здесь, на земле, но вечное важнее временного настолько, насколько бесконечность больше любого числа. В 1995 году владыка Феодосий послал меня на самый север Омской области , в деревню Вятка в 500 километрах от областного центра и 50 километрах от райцентра, в которой были два дома местных жителей и замечательная деревянная семикупольная церковь, построенная во времена столыпинской реформы в честь святого Василия Блаженного, Московского чудотворца. Там-то и началась моя церковная служба… На самом деле, когда человек думает, куда ему пойти учиться: в аграрный университет или же в военное училище – и то, и другое свято. На Руси, вообще, три святых профессии: хлеб растить, Богу служить и Родину защищать… Но если человек идет в военное училище – значит, он готовится быть готовым бежать на пулемет и умереть, когда прикажут. И даже если поступающий не имеет сознательной веры, он начинает жить в категориях не земной жизни, а в категориях ценностей, которые выше и дороже жизни человеческой.

http://ruskline.ru/opp/2021/05/06/episko...

Закрыть Памяти Николая Чуксина (31.05.1948 – 12.11.2021) 15.11.2021 1090 Время на чтение 4 минуты Фото: Николая Ашурова, Фб Истины окружают нас – в том числе воплощаясь в ярких феноменах глобальной жизни; но сознание большинства, переполненной мусором суеты, как и взгляд на реальность, слишком застланный избытком соблазнов, мешают их видеть; и напоминание поэта вспыхивает ярким созвезием чистых, словно омытых живительною влагой строк: К ночи небо почистила Осень, ставшая поздней. Позабытою истиной Открываются звезды Над прощальными всхлипами И над встречами редкими, Над озябшими липами, Над застывшими реками. Была в поэзии Николая Чуксина особая сила детской непосредственности: та мера чистого восприятия яви, что диктуется только подлинностью стихов, рождающихся в самом сердце сердца… Он был военным пенсионером, журналистом, и он был – поэтом. Его поэтическая устремлённость ввысь, по световой вертикали естественна, как дыхание, вместе – вещественна, как хлеб, и полётна, как мудрая музыка; его концентрация на высоких темах достойна нежного детского удивления: О, Пречистая Дева-Невеста! Вот поля, и на них неспроста На Покров сыплешь снегом с небес Ты, Непорочна, близка и чиста. Там, внизу, вы ни словом не смейте Нарушать невесомость тиши. Первый снег. Первый день после смерти. Первый шаг к очищенью души. Вспыхивают серебряные алмазики снежинок, и – что лучше снега может символизировать чистоту? Тишь, тишина – состояние, из которого произрастают мысли, стихи, возможно открытия; тишь стоит воспеть, используя её же в качестве силы, дающей звук. У Чуксина много о – снеге, морозе, зиме… Он фиксировал состояния тонкие, вьющиеся в сознанье, или недрах души с той словесной чёткостью, которой сложно возразить: Не так легко найти Слова, когда увязаны Секунды нервный тик И мысли недосказанность. Минут неслышный бег - Хвалите их, браните их - Понятен лишь тебе И ангелу-хранителю. Ангел-хранитель, распростёрший крылья, словно роняет порой белые перья созвучий: надо слушать только, переводя небесное в земное.

http://ruskline.ru/analitika/2021/11/15/...

И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях ( Лк. 2:12 ). Поистине чудное знамение! Таинство странное и преславное! Небо – вертеп! Ясли – вместилище, в нем же возлежит Невместимый! Царь небесный, везде сый и вся исполняяй, полноту Божества Своего скрывает в малом и слабом теле младенческом; Вседержитель, одевшийся светом, как ризою, украсивший небо звездами тьмочисленными, укутывается убогими пеленами; Хлеб животный полагается в яслях. Придите, желающие вкусить радость Рождества Христова! Станем благоговейно при пороге Богоприемного вертепа и помолимся Божественному Младенцу, да распахнет Он сердца наши и научит нас, что должны мы чувствовать, взирая на этот вертеп, ныне славный, но прежде презренный, ныне осиянный светом божественным, но прежде бывший темным пристанищем бессловесных. Утеха грешников, св. Иоанн Златоуст , воспоминая о смиренном снисшествии Господа на землю, так молится к Нему: «якоже восприял еси в вертепе и в яслех безсловесных возлещи, сице восприими и в яслех безсловесныя моея души, и во оскверненное мое тело внити». Такие же чувствования должны возбуждаться и в нас, при воззрении на убогое место рождения Спасителя нашего. Бедная наша душа и тело, без вселения в нас Иисуса Христа, есть не иное что, как нечистый вертеп; и нам крайне нужно как можно чаще и глубже проникать в этот темный вертеп, чтобы вполне ощутить и познать нечистоту его и бедность. Без этого мы не войдем в радость Рождества Христа Спасителя. Сколь глубоко грешный человек пал, столь глубоко многомилостивый Господь преклонился к падшему, чтобы его восставить. Человек в своем падении приложился скотам несмысленным и уподобился им, и сам не знает своего столь жалкого унижения: потому и Господь, чтобы вразумить его, что сердце его есть вертеп нечистый, и вместе чтобы показать, что и в таком низком состоянии отпадшие сыны Отцу небесному еще любезны и жалки, и что Он охотно желает, где бы ни было, найти их и обращаться с ними, не возгнушался возлечь в жилище бессловесных. Не отчаивайся, не унывай, глубоко падший грешник! Сколь ни глубока греховная бездна, в которой ты утопаешь: но еще есть Рука, готовая извлечь тебя из нее; сколь ни дик тот скотоподобный образ, в который грубая чувственность облекла тебя; но еще есть сострадательный Врач, не отвращающийся от твоего безобразия и готовый исцелить тебя. Только ты сам перестань от Него отвращаться; сам не усиливайся закрыть от Него и от себя свою болезнь и безобразие. Вникни тщательно во внутренность души твоей, и посмотри, не есть ли она подлинно вертеп нечистый и мрачный?

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Golubins...

«Иисус Христос. Жизнь и Учение». Избранные главы Из новой книги митрополита Илариона (Алфеева) «Нагорная проповедь» 29 июня, 2017 Из новой книги митрополита Илариона (Алфеева) «Нагорная проповедь» «Правмир» продолжает серию публикаций избранных глав из новой книги митрополита Илариона (Алфеева) «Нагорная проповедь», которая является второй в серии под общим названием «Иисус Христос. Жизнь и Учение». «Соль — добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою» (Мр. 9:50). У Луки то же изречение приводится в иной редакции: «Соль — добрая вещь; но если соль потеряет силу, чем исправить ее? ни в землю, ни в навоз не годится; вон выбрасывают ее» (Лк. 14:34–35). Здесь упоминается еще один способ употребления соли: в качестве удобрения. Однако и для этой цели нельзя использовать испорченную соль. Раннехристианские авторы толкуют изречение Иисуса как в буквальном, так и в переносном смысле. Ориген говорит о том, что, как соль предохраняет мясо от порчи и позволяет ему долго сохраняться, «так и ученики Христовы всячески поддерживают и сохраняют эту земную область, препятствуя зловонию, происходящему от грехов идолослужения и блуда» . По словам Иоанна Златоуста, Христос как бы обращался к ученикам: «Слово, которое вы слышите, относится не только к вашей жизни, но и ко всей вселенной. Я посылаю вас не в два, не в десять, не в двадцать городов, не к одному народу, как некогда пророков, но на сушу и море, во всю вселенную». Говоря «вы — соль земли», Христос «показал, что вся человеческая природа обезумела и прогнила от грехов. Поэтому Он требует от учеников таких добродетелей, которые были особенно необходимы и полезны для других» . Кирилл Александрийский считает, что солью Иисус называет рассудительность, которой исполнено апостольское слово, «ибо подобно тому, как без соли не съедобны ни хлеб, ни рыба, так и без апостольского разумения и научения всякая душа и безумна, и нездорова, и неугодна Богу» . Каков изначальный смысл слов Иисуса о соли земли? В этот образ заложен многоуровневый смысл. В самом широком смысле можно говорить о том, что христианство придает вкус человеческой жизни, делает ее содержательной, не пресной. Если Царство Небесное, принесенное людям Иисусом, является неким особым измерением человеческой жизни, то сравнение его с солью позволяет лучше понять его свойства и его ценность. Христиане, согласно Его учению, живут «в мире» (Ин. 16:33), но они «не от мира» (Ин. 15:19). Не смешиваясь с миром, они наполняют его жизнь смыслом, их присутствие в мире становится важным фактором человеческого благобытия.

http://pravmir.ru/iisus-hristos-zhizn-i-...

Иметь православную веру есть основание добрых дел. Посему от веры начнется слово.   Глава 1. Веруй во Отца и Сына и святого Духа, Троицу нераздельную и неслиянную, едино-божественную, – во Отца нерожденного, Сына рожденного, а не созданного. Духа Святого не рожденного, не созданного, но исходящего; в Троицу, имеющую единую волю, единую славу, единую честь, приемлющую единое поклонение от всей твари, от Ангелов и человеков, превечную и бесконечную, пребывающую во веки. 2. Веруй в Сына Божия, воплотившегося истинно и существенно, а не в призраке, соединяющего в Себе два естества: Божество и человечество, совершенного Бога по Божеству, и совершенного человека по вочеловечению. 3. Родившую Его Матерь именуй Богородицею. Она Дева и Матерь; веруй, что Она родила Христа и питала млеком. Дева же Она так, что всегда была и по рождестве пребывает Девою. 4. Кресту Христову покланяйся с верою: ибо на нем соделал Господь спасение всех человеков. 5. Иконе Христа и Пречистой Матери Его и всех Святых Его воздавай честь с верою: как бы к ним Самим с любовию говори в молитве. 6. Святых всех, угодивших Богу, моли, как помощников и заступников для притекающих к ним: ибо они получили дерзновение к Богу, как угодные рабы к своему Господину. 7. Мощи Святых целуй с верою, и воздавай им честь, как достойным чести: потому что они Христа ради пострадали. 8. Тайнам Божиим, телу и крови Христовой веруй, и причащайся со страхом, да будешь причастник небесного царствия Его. 9. Отвергай неверие, и не спрашивай: каким образом хлеб бывает телом и вино кровию? Но слыши, что сказано: для человеков иное не возможно, а для Бога все возможно. 10. Веруй в воскресение мертвых и жизнь будущего века, по неложному слову Господню, которое слышишь в Евангельском писании. 11. Помни суд, готовься к ответу, и ожидай воздаяния по делам, и веруй, что это будет, и будет непременно. 12. За тем возлюби Господа Бога твоего всею душою твоею и крепостию. Все твои действия и навыки направляй к тому, чтобы угодить Ему. 13. Еще – возлюби искреннего твоего, с которым ты в одной купели возродился, то есть всякого Христианина, или, лучше сказать, брата. Ибо Господь сказал: восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Shola...

Ключ от царства небесного. Поучение о молитве Господней Поучение 1-е. О происхождении и употреблении молитвы Господней, во все времена христианской церкви Господи, научи ны молитися. Так просили Господа ученики Его, чтобы Он научил их молиться! И Господь дал им молитву, когда сказал: егда молитеся, глаголите: Отче наш , иже на небесех и проч. ( Лк.11:1 ). В другой раз, Господь, вопреки ошибочному мнению некоторых, яко во многоглаголании своем услышани будут, дал наставление, как должно молиться Богу благоугодно, кратко и успешно. В известной нагорной беседе Он, к бесчисленному собранию окружавшего Его народа, воззвал снова: Сице убо молитеся вы: Отче наш, иже еси на небесех, да святится имя Твое, да приидет царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь: и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Яко Твое есть царство, и сила, и слава во веки, аминь. ( Мф.6:9–13 ). Итак, мы знаем из Евангелия, что святая молитва Господня: Отче наш дважды произнесена была устами Самого Господа нашего Иисуса Христа. После сего было бы излишне говорить о том, в каком употреблении молитва сия была и долженствовала быть у апостолов, когда они, по собственному их прошению, приняли оную от Самого Господа. Не обинуяся можно сказать, что св. апостолы непрестанно молились сею молитвою, и других научали молиться именно сею молитвою. Потому, без всякого сомнения, она была главнейшею и всегдашнею молитвою и во всей первенствующей церкви Христовой. Это особенно ясно видно из того, что все первенствующие христиане, кроме примера и наставления апостолов, сами слышали на горе блаженства как молитву, так и наставление о сей молитве из уст Самого Господа, и потому несомненно возглашали ее не только дома, но даже на общественном торжественном Богослужении, как об этом свидетельствует Божественная литургия св. ап. Иакова, брата Господня и первого епископа Иерусалимского. Во 2 веке, молитву Господню называли «молитвою, которой научены мы от Самого Господа; на которой должны основываться, и которою должны запечатлеваться все другие наши молитвы», – называли «сущностию всего Евангелия, и – сокращением всего учения Христова». ( Тертуллиан ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

Когда Иоанн возвещал это и громко проповедовал о Господе, крепльшем, нежели он, то крестимые им противились Иоанну, говоря: „пророк, разве ты имеешь кого-либо, более крепкого, чем ты? Зачем ты клевещешь на самого себя? Ты – сын великого Захарии, ты и вожделен для людей, и страшен для диких зверей. Ужели ты имеешь кого-либо, более крепкого, чем ты? Что ты пустословишь? нет более крепкого, чем ты. Ты и родился согласно с обетованием, ты указан Гавриилом, ты явлен в алтаре, ты разрешил связанный Гавриилом язык родившего тебя, ты назван Иоанном, что обозначает благодать Божию. Итак, зачем ты клевещешь на самого себя? Ты не имеешь более крепкого, чем ты“. Иоанн же, как раб, свидетельствовавший в пользу Владыки, не допустив присвоения себе Божеского достоинства, громко отвечал противостоявшему народу, говоря: „вы говорите то, чего не знаете; я свидетельствую о том, что знаю. Идет креплий мене. Я – ради Того, Он – не ради меня; я – от неплодной, Он – от Девы; я – воин, Он – Царь; я – предтеча, Он – Небесный; я получил Духа заимообразно, Он доставляет жизнь всем людям; я – вестник покаяния, Он – Податель сыноположения; я крещу вас водою, предочищая вас, как сосуды, загрязненные грехами, – Он предложит миро благодати. Той вы крестит Духом Святым и огнем, не жгучим, но освятительным. Я привожу в движение язык увещания. Он несет лопату правосудия и снесет праведных, как спелый хлеб, в небесную житницу, а грешников и непокаявшихся предаст неугасимому огню, как мякину. Грядый же по мне креплий мене есть. Того ожидайте к себе, от Него примите совершенное крешение; я – светильник в некоторой части, а Он – Солнце повсюду. Грядый же по мне креплий мене есть. Когда Иоанн проповедовал это и подобное этому, крещенные им толпы народа ожидали, рассуждая друг с другом и говоря: „потерпим и посмотрим на имеющее прийти царство или блеск; Иоанн отягчил наши уши изумительными словами; он говорит, что явится креплий его, несущий лопату и огонь, и Духа». При этом, когда толпы народа нетерпеливо ожидали явления мирского царства, Иоанн увидел, что идет Господь всяческих и Бог; и вот, Господь в человеческом виде, один только, бедный, в одном хитоне, как один из всех людей, достигнув Иордана, наклонил голову пред Иоанном, желая получить Себе от него крещение.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Краткое объяснение всенощной, литургии или обедни, последований Таинств, погребения усопших, водоосвящения и молебнов Источник Предварительные понятия о принадлежностях церковных служб Что необходимо для совершения вообще церковных служб и в особенности литургии? Для совершения вообще церковных служб и в особенности литургии необходимы: во-первых, место для совершения их – так называемый храм или церковь ; во-вторых, лица, которые совершали бы их, – так называемые священно и церковнослужители , а для них – облачения , в которые они облачаются при совершении; в-третьих, сосуды , употребляемые преимущественно при совершении литургии; и в-четвертых, вещества для ее совершения : хлеб и вино  и др. О храме, или церкви Что такое храм или церковь ? Св. храм, или церковь , это – у нас особенное здание, в котором совершаются литургия и прочие церковные службы 1 . Что значит название: храм , или церковь ? Храм, от слова храмина, означает: здание. Название « церковь » греческое, оно значит: дом Божий. Почему храм называется церковью, т. е. домом Божьим? Потому что в храме, как и на небе, Бог присутствует особенным образом,– точно живет в своем доме 2 . Еще, почему дано храму название церковь ? Название церковь дано храму еще потому, что в него для молитвы собирается церковь , т. е. верующие, общество которых называется церковью. В каком виде обыкновенно строятся храмы? По большей части в виде корабля и креста; верх имеют круглый, который называется куполом; на куполе всегда ставится крест. Что значит, что храмы устраиваются в виде корабля или креста? Храмы строятся в виде корабля потому, что церковь , подобно кораблю, приводит христиан в пристанище, т. е. в Царство Небесное; в виде креста – потому, что благодать спасения в церкви приобретена нам крестными страданиями Иисуса Христа. Не напоминает ли нам о чем купол на храме? Он напоминает о небе, куда мы верующие стремимся. Почему на куполе ставится крест? Потому, что в храме постоянно прославляют распятого на кресте Господа Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Фото: Сергей Свешников Многим известен ныне покойный протоиерей Алексий Коровин, который долгие годы служил настоятелем храма Казанской иконы Божией Матери в Вырице. Среди его прихожан были люди совершенно разного воспитания, духовного настроения, профессиональной деятельности, и для всех протоиерей Алексий стал настоящим духовным отцом, близким и родным человеком. Сегодня мы хотим предложить читателям примечательный документ, обнаруженный на родине о. Алексия, в деревне Гольяны под Ижевском. Это небольшая школьная тетрадка в двенадцать страниц: «История жизни Алеши в детстве, составленная его матерью Коровиной Анастасией Харитоновной для памяти». Алеша родился 26 марта 1940 года по новому стилю в семье рабочих и служащих. Я, мать, осталась вдова, имела четырех детей: два сына и две дочери, из них самый маленький Алеша. Он не помнит отца, лишь по словам брата и сестер знал, какой был его отец. А отец его был кроткий, смиренный, любил прислуживать в церкви - пел и читал, замещал псаломщика, а поэтому и передалось все это в наследство маленькому Алеше. Алеша воспитывался в религиозной семье, где часто посещали храм и дома не оставляли праздники без молитвы - всей семьей любили попеть и почитать Священное Писание. У маленького Леши было желание петь с раннего возраста. К этому он стремился еще до школы, много знал церковных молитв, например, Отче наш, Богородице Дево, Достойно, Царю Небесный, Верую. Алеша хорошо запоминал и много знал стихотворений. Азбуку изучил всю и складывал слога, а потом перечислял свою семью по именам, одним словом, учиться был способен. Алеша пошел в школу семи лет, время было трудное, хлеба давали паек 150 грамм, да и то не каждый день удавалось его получить. Пища была скудная, одежда - тоже кое-как переменка. Часто Алеша завидовал своим товарищам сверстникам, говорил, мама, у ребят есть отцы и они носят с собой хлеб и кусок сахара, а мне завидно, они едят и меня подразнивают, а также и одеваются хорошо и тепло, а у меня нет хлеба и одеться не во что, я в школе мерзну, у меня шубка на рыбьем меху и шапка худая, а поэтому приходится надевать цветастую шаль, из школы выхожу - меня сдувает с дороги, на ногах - худые валенки, куда попадает снег, а часто приходится носить лапти с навертками.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/6/13...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010