Скачать epub pdf 26. День празднования Казанской иконы Божией Матери (Лк. 10:38–42; 11:27–28). Рабы Господни «Се раба Господня» ( Лк. 1:38 ). В дни Богородичных праздников, благочестивые слушатели, обычно читается за Божественной Литургией евангельское зачало о посещении Спасителем двух сестёр Лазаря – Марфы и Марии. Все мы знаем, как сестры приняли в своём доме высокого Гостя. Знаем, что Мария, расположившись у ног Его, целиком отдала себя слушанию, глаголов жизни вечной из уст Божественного Учителя. Марфа же с головой ушла в хлопоты и заботы о приготовлении для Него наилучшего угощения. Знаем, также, что заботливость Марфы о достойном приёме в их доме Господа была так же велика, что она хотела, чтобы и Мария приняла участие в её хлопотах по этому приёму. Она упрекнула даже Спасителя, сказав. Ему: Господи! Или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы помогла мне ( Лк. 10:40 ). Чем объяснить такое поведение Марфы? Почему она упрекнула Господа? Почему не только не стала и сама слушать Его, но вознамерилась отвлечь от этого и Марию? Это произошло потому, что движимая любовью к Господу и заботой о Нём, она выпустила из вида другое, не учла главное. А главное заключалось в том, что Христос пришёл в мир, чтобы просвещать, духовно питать народ и всех, кого Он посещал или кто искал встречи с Ним. Так было при встрече у колодца с самарянкой ( Ин. 4:5–42 ), так было при ночном посещении Его тайным учеником – Никодимом ( Ин. 3:1–21 ), так было в доме начальника мытарей – Закхея ( Лк. 19:5–9 ), так произошло и при посещении семьи Лазаря. Нужны ли были усиленные заботы и хлопоты Марфы об угощении Того, Кто Сам пришёл в дом Лазаря, чтобы духовно питать её и Марию и Кто не раз говорил, что не единым, хлебом будет жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих ( Мф. 4:4 ; Ин. 6:27 ), разумея под Словом Божиим духовный хлеб: Хлеб жизни... Хлеб Божий... хлеб с небес, дающий жизнь миру ( Ин. 6:33 ). О необходимости питания этим духовным хлебом Христос говорил не только отдельным лицам, но всему народу после, например, насыщения его в пустыне пятью хлебами и двумя рыбами. И вот с этим хлебом Небесным Он пришёл и к сёстрам, поэтому и сказал Марфе! Марфа, Марфа! Ты заботишься и суетишься много. А одно только нужно. Нужно слышать Слово Божие и хранить его ( Лк. 11:28 ), и Мария, поступающая так, избрала благую часть ( Лк. 10:42 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Содержание Вера Церкви в реальность Евхаристии    Церковь со времени апостольского верила и учила, что в Евхаристии христиане причащаются не обычного хлеба и вина, но Тела и Крови Христа. «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?» — писал апостол Павел к коринфянам (1 Кор. 10:16). Поэтому же апостол предупреждал: «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11:27—30). Если бы апостол не придавал евхаристическим хлебу и чаше значения Тела и Крови Христовых и понимал само причащение не более, как благочестивое подражание Тайной вечере, то его слова «Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» были бы неуместными.     Через всю святоотеческую письменность красной нитью проходит мысль, утверждающая, что евхаристические хлеб и вино являются Плотью и Кровью Иисуса Христа. Об этом неоднократно пишет св. Игнатий Богоносец. «Нет для меня сладости в пище тленной, ни в удовольствиях этой жизни. Хлеба Божия желаю, хлеба небесного, хлеба жизни, который есть Плоть Иисуса Христа, Сына Божия, родившегося в последнее время от семени Давида, и пития желаю — Крови Его, которая есть любовь нетленная», — писал он к римским христианам. В письме к филадельфийцам он говорит: «Старайтесь иметь одну Евхаристию. Ибо одна Плоть Господа нашего Иисуса Христа и одна чаша в соединении с Кровью Его». Смирнянам он пишет, что еретики «удаляются от Евхаристии и молитвы, потому что не веруют, что Евхаристия есть Плоть Спасителя нашего Иисуса Христа».     Св. Иустин Мученик писал: «Ибо мы принимаем это не как обыкновенный хлеб или обыкновенное питье, но как воплотившийся во славу Божию Иисус Христос, Спаситель наш, имел и плоть и кровь для спасения нашего, так, по нашему учению, и эта евхаристическая пища, от которой чрез превращение питается наша кровь и плоть, по силе молитвенных слов, Им изреченных, есть Плоть и Кровь Того воплотившегося Иисуса».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Хлеб Небесный. Проповеди о Божественной Литургии «Хлеб Небесный» — запись проповедей Серафима (Звездинского), посвященные толкованию Божественной Литургии. «Если вас спросят, други мои, кто вы такие, как вы ответите? Отвечайте: христиане. Да, христиане – вот почетное имя. За это имя не жалели жизни своей первые христиане, за это имя мученики принимали жестокие муки, даже смерть. Что же отличает звание христианина от всякого другого? Чаша животворящая. Христианин – один из людей всего мира – воспринимает от Божественного естества Христа Спасителя. Причащается христианин за Божественной литургией, вот почему нужно так дорожить Литургией. Опять повторяю вам: считайте потерянным день, в который вам не удалось побывать за этой Божественной службой. Это Божия лампада, зажженная Христом Спасителем, это – бриллиант, купленный Его Кровию.»Проповеди епископа Серафима (Звездинского), произнесенные в храме Дивеевского монастыря, были записаны Татьяной Александровной Арцыбушевой (скончалась в 1942 году) и дошли до нас в самиздатовской машинописи. Запись проповедей, сделанная, вероятно, со слуха, содержит неизбежные неточности. В тексте сохранены все особенности авторского стиля, определяемые спецификой живой, эмоциональной устной речи. Хлеб Небесный. Проповеди о Божественной литургии Священномученик Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский   Сегодня я побеседую с вами, как обещал, о Божественной литургии.   Христос говорит: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое...» И дальше: «Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета...» Много на небе светлых звезд, этих искорок ризы Божией, но всех их краше, светлее, ярче солнышко. Много душистых цветов на пажитях и нивах, но всех их лучше, прекраснее, благоуханнее роза. Много рек, ручьев, озер, речек бегут по лицу земли, и все они сходятся, сливаются в безбрежном, огромном, безмерном океане. Много прекрасных ярких камней хранится в недрах земли; там есть сапфиры, изумруды, яхонты, но всех прекраснее, чище, ярче сверкает бриллиант.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

IV. Первые газетные статьи 16 Церковь и Мир Со своими маленькими, краткими, и горестными жизнями, мы входим в великую, бессмертную, блаженную жизнь Церкви. Бледнеют черты земли, вырисовываются очертания неземного города. Церковь есть Город, в котором Бог обитает с людьми; где люди – сердцами – обитают рядом друг с другом. Еще – Церковь есть Древо Жизни Вечной; корни её в земле, ствол меж небом и землей, плоды все на небе. Пришел на землю час, когда, за трапезою мира и любви, высокий царедворец Рима, полунищий еврей ремесленник, свободный мыслитель эллин, и раб варвар возлегли, как братья, рядом, и стали считать себя просто и только – людьми, детьми Небесного Отца, из земли взятыми, и в землю отойти предназначенными. Все они были, и почувствовали себя зернами одной пшеницы, вошедшими в Единый Хлеб, который они приносили Богу в жертву благодарения за мир. И, принося Хлеб этот, говорили: «Благодарим Тебя, Отец наш, за жизнь и ведение, которое Ты явил нам через Иисуса Отрока Твоего. Тебе слава во веки! Как сей преломляемый хлеб был рассеян по холмам, и, быв собран, стал единым, так да будет соединена Церковь Твоя, от концов земли, в Царство Твое, потому что Твоя есть слава и сила, через Иисуса Христа, во веки». Они любили Воплощенную Жизнь, они понимали Христово дело, входили в это дело, и оттого прибавили к словам Христовым о благословении проклинающих, и о молитве за врагов, еще свое блаженство: – пост за преследующих. Они приняли всех людей в ту славу, в которую их принял Бог-Отец. Благодарили эти люди, после Причащения, так: «Благодарим Тебя, Отец Святой, за святое имя Твое, которое Ты вселил в сердцах наших, и за ведение, и веру в бессмертие, которое Ты явил нам через Иисуса, Отрока Твоего. Тебе слава во веки! Ты, Владыка Вседержитель, сотворил все, ради имени Твоего, пищу же и питие Ты дал людям в наслаждение, чтобы они благодарили Тебя, а нам милостиво даруй духовную пищу, и питание, и жизнь вечную, через Отрока Твоего. Прежде всего, благодарим Тебя, потому что Ты всемогущ. Тебе слава во веки! Помяни Церковь Твою, избавь ее от всякого зла и усоверши ее в любви Твоей, и собери ее от четырех ветров, освященную в Царство Твое, которое Ты уготовал ей. Ибо Твоя есть сила и слава во веки! Да приидет благодать, и да прейдет мир сей! Осанна Сыну Давидову! Если кто свят, пусть приступит, а если нет, пусть покается. Маранафа! Аминь!»

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

а) Хлеб и вино, освящаемые при Божественной литургии, претворяются: хлеб – в тело, а вино – в кровь Христову. Это чудо совершается силою небесной благодати. Тот же I. Христос, Который претворил некогда на браке в Кане галилейской воду в вино, Тот же Христос, всемогуществом Своим, и ныне таинственно претворяет на алтарях хлеб – в святое тело Свое, а вино – в пречистую кровь Свою. Тот Самый Младенец – Бог, Который лежал в яслях вифлеемских, Тот же Божественный Младенец и ныне возлежит на священных жертвенниках, под видом хлеба и вина. Некоторые святые. а именно: Василий Великий , Григорий Богослов и Иоанн Златоуст и другие видели эту великую тайну в настоящем ее виде. Видели, под покровом хлеба и вина, Предвечного Младенца, Господа I. Христа. Но не только святые, – и грешные, по Божию промыслу, видели эту тайну, без прикровения. Кто читал отеческие церковные книги, тот может привесть на память многие примеры, подтверждающие истину нами сказаннаго. Один жидовин, как пишется в житии Василия Великого , вошедши в храм при божественной литургии, совершаемой Василием Великим , увидел, что сей святитель держал в руках отроча, раздроблял его и потом раздавал народу приобщающемуся. Подошел к принятию святых таин и жидовин, взял часть от святых таин, по тогдашнему обычаю, в руку, принес в дом, и увидел, что принесенное им было истинное тело. Это жидовина поразило, и он соделался ревностным христианином. Еще, некоторый магометанин, житель Аравии, бывши в церкви христианской, увидел, что священник во время литургии заколол младенца, кровь его источил в чашу, и тело раздробил на блюде. Потом христиане предстоявшие тело младенца ели, а кровь пили. Неверный сарацин смотрел на сие, как на дело жестокое, и после литургии сильно поносил священника. Но когда священник со смирением и уважением к видевшему объяснил тайну, то магометанин, пораженный сею вещию, сделался последователем Евангелия и мучеником за Христа. Есть и другие примеры, подобные сим: но мы, для сокращения времени, оставляем их.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Вновь проезжая Дивеевым, она остановилась в нем на короткое время и, от усталости в дороге, села на бревнах, возле, в то время бывшей, приходской церкви святителя Николая и задремала. В этой краткой дремоте своей удостоилась она божественного откровения: видит подошедшую к ней Божию Матерь, Которая приказывает ей на этом самом месте воздвигнуть Ей, в честь иконы Ее Казанской, каменную церковь и потом остаться, и пребывать тут же. Удивленная этим видением, Агафия Семеновна, проснувшись, кругом оглянула всю местность и отправилась в Саров, который ей так нравился, что, будь он женской обителью, она непременно бы осталась в нем. Погостив в Сарове довольно времени, сделав туда большие вклады и отдав строителю Пахомию весь капитал свой, Агафья Семеновна, по совету его и казначея Исаии, возвратилась в с. Дивеево, дабы исполнить, что ей в видении приказывала Царица Небесная. Здесь познакомилась она с благоговейным тамошним священником о. Василием. Он был десятинник, по-нынешнему благочинный, Кадомской Десятины Рязанской епархии, человек одинокий, только с женой и дочерью, уже выданной замуж. Видя расположение Мельгуновой к Саровской пустыни и самому Дивееву, он пригласил ее на жительство в своем доме, доколе ей вздумается. Она же, приняв то с благодарностью, построила на дворе его для себя келлию и в ней прожила двадцать лет. Все это время, совершенно забыв свое высокое происхождение и нежное воспитание, она, по смирению своему, упражнялась лишь в самых черных трудах, ходя за скотиной хозяина и очищая хлевы его, или же, узнав, что у одиноких, детьми связанных, крестьян оставался несжатым хлеб в поле, она тихонько ночью хаживала на их полосы и выжинала его. Все это делала она потихоньку, дабы никто не знал и не видал, так что утром видят – хлеб сжат, а кто сжал его – неизвестно. Или, узнав еще, что в одиноких и нуждающихся крестьянских домах из-за летних работ (страды) часто хлеб не испечен, а лишь замешан только, а обед не приготовлен и печь не топлена за недосугом, а в беднейших еще избах все грязно на ребятах, – Агафия Семеновна, выбрав такое время, чтобы ее не заметили, недомешанные хлебы домесит и допечет, совсем уже готовые приготовит хозяевам, ровно, как истопит печь как следует, и обед изготовит, а с детей, сняв все грязное, и их самих, и все на них вымоет. Бедным невестам, готовившимся в замужество, Агафья Семеновна вышивала сама сороки (головной убор) и дарила их вышитыми же ее руками полотенцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

О сердце человека На первом рисунке фронтальный разрез сердца. Условные обозначения: 1 - правое предсердие; 2 - левое предсердие; 3 - фиброзное кольцо двустворчатого атриовентрикулярного клапана; 4 - левый желудочек; 5 - правый желудочек; 6 - фиброзное кольцо трехстворчатого атриовентрикулярного клапана. На втором рисунке Крест круглый «нахлебный». Когда-то давно, еще задолго до пришествия Христа, на Востоке был обычай надрезывать хлеб крестообразно. То было символическое действо, которое означало, что крест, разделяющий целое на части, соединяет тех, кто употребил эти части, исцеляет разделенность. По свидетельству Горация и Марциала, первохристиане надрезывали круглый хлеб крестообразно. В прямой связи с Таинством Причащения, на потирах, фелонях и других вещах, изображался хлеб как символ Тела Христова преломляемого за наши грехи. Такие круглые хлебы, разделенные на четыре части крестом, изображены в надписи Синтофиона. Круг же означает, по объяснению Климента Александрийского, что «Сам Сын Божий есть круг, в коем все силы сходятся». На третьем рисунке наложение «нахлебного» Креста на рисунок фронтального разреза сердца. Наружная стенка сердца представляет собой окружность. Межпредсердная и межжелудочковые перегородки вместе с фиброзными кольцами клапанов представляют собой крест. С детства нам знакомы эти строки стихотворения А.С. Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла…»: «И сердце вновь горит и любит – оттого,/Что не любить оно не может». Все большие поэты и писатели возвеличивали и воспевали сердце в своих произведениях, наделяя его различными эмоциями. Сердце радуется и плачет, горит и волнуется, бывает разбито или оживает. И непременно любит. А вот духовные стихи: Блажен, кто, путь свершая тесный, Кумирам тленным не служил, В чьем чистом сердце Царь Небесный Себе обитель сотворил .   В этом стихотворении преподобный Варсонофий Оптинский называет чистое сердце человека храмом Бога Живого. Но Священное Писание говорит нам о сердце гораздо больше: о нем речь идет чуть ли не на каждой странице Библии. Ведь сердце не только центральный орган чувств, но и орган мысли и восприятия духовных воздействий. И более того: сердце, по Священному Писанию, есть орган общения человека с Богом, а следовательно, оно есть орган высшего познания (святитель Лука (Войно-Ясенеций) .

http://pravoslavie.ru/42493.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 4  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 134. Препятствия ко причащению О неготовности к принятию Христа Пятница. Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Продолжаем обсуждать вопросы, связанные с причащением св. Христовых Таин. Как мы уже выяснили, со стороны церковных правил нет препятствий для частого причащения… было бы желание, а точнее жаждание Бога и чувство невозможности жить вне Христа, в Котором только и обретается успокоение и весь смысл существования. Данное состояние души и есть то, на что должны быть направлены духовные усилия готовящегося принять Христа. Соответствено неготовность к такому принятию служит прямым препятствием к причащению, выражающимся в следующих вещах: 1. Первое — Непонимание сути Таинства. По слову апостольскому, ест и пьет недостойно, в осуждение себе, тот, кто не рассуждает о Теле Господнем ( 1Кор.11:27-29 ), т.е. не понимает, что он принимает, не представляет величия предложенных (тайн), не думает о важности Дара. «Сами рассудите, — говорит ап. Павел, призывая именно к рассуждению, — Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?» ( 1 Кор. 10:15-17 ). Само понимание того, Кто предлежит пред тобой и кому Он предлагает Себя, и размышление об этом является причиной возникновения необходимого благоговения. А когда, кто приступает к Тайнам с целью получить земное благополучие, отдать дань традиции, «попить компотика» или просто поучаствовать в интересном театральном действии, то шансов причаститься без осуждения нет. 2. Далее — Пребывание вне Церкви также не позволяет приобщиться ко Христу. А к Церкви не принадлежат во-первых, те, кто не вступили в Нее через Крещение, во-вторых, представители иных конфессиональных организаций, не желающих иметь ничего общего с Церковью Христовой. Втретьих, отделяют себя от Церкви (как Тела Христова) образующие раскол и ересь. Вчетвертых, теряется возможность приобщиться Бога и в случае совершения смертных грехов, как это видно из слов свмч. Киприана Карфагенского относительно фразы Господа «Хлеб наш насущный дай нам на сей день» ( Мф. 6:11 ). «Мы просим ежедневно, - говорит он, - да дастся нам этот Хлеб, чтобы мы, пребывающие во Христе и ежедневно принимающие Евхаристию в снедь спасения, будучи, по какому-либо тяжкому греху, отлучены от приобщения и лишены небесного хлеба, не отделились от Тела Христова. ..».

http://azbyka.ru/video/134-prepjatstvija...

Разделы портала «Азбука веры» ( 8  голосов:  4.5 из  5) Уникальное явление у православных христиан, известное под названием «Крестная Слава», существует только у сербов. Этот многовековой обычай ярко отражает самосознание всего сербского народа и много говорит об особенностях национальной традиции сербов с присущим ей принципом органичного двуединства «веры и крови», духовного и национального. Крестная Слава – это важнейший семейный праздник каждого православного серба, небесного покровителя всей семьи и целого рода. Он отмечается раз в году, в день памяти святого, которому посвящена Крестная Слава. Праздник начинается с освящения славского хлеба, который напоминает по виду русский кулич, но выпекается по постному рецепту. Этот особый хлеб, как правило, изготовляется в форме большой просфоры с надписью: «ИС ХС NIKA». На столе рядом со славским хлебом размещается икона святого или святой покровительницы, славская свеча, ладан, красное вино и жито – перемолотая пшеница с добавлением сухофруктов. Во время обряда священник читает молитвы из требника и освящает вином хлеб и жито и поет положенные тропари, а в момент пения песнопения «Исаие, ликуй!» хозяин этого дома вместе со священником крутит славский хлеб по кругу и затем переламывает на две части со словами: «Христос посреди нас. – Есть и будет». После освящения славского хлеба, которое происходит в храме до Литургии или накануне самого праздника, или в самом доме хозяина Славы (в зависимости от загруженности священнослужителей), и начинается праздничная трапеза. Отмечая Крестную Славу, семья в течение целого дня принимает гостей и делит трапезу с родными, друзьями и кумовьями. Особенность этого праздника в том, что никто из гостей специально не приглашается, потому что это само собой разумеющееся. Все люди, с которыми эта семья общается, но не празднуют ту же Славу, уже приглашены и могут прийти в любое время дня. Нередко случается, что большие семьи отмечают свою Славу и в течение трех дней. В некоторых балканских государствах, где живут сербы ( Сербия , Черногория , Республика Сербская – Сербская автономия в Боснии и Герцеговине ), каждый православный христианин по закону имеет право на выходной день, чтобы отметить свою Крестную Славу. 

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/krestnaj...

Разделы портала «Азбука веры» Развернуть таблицу Изречение Источник Сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Блаженнее давать, нежели получать. Жена да не разлучается с мужем, и муж да не оставляет жены. Солнце да не зайдет во гневе вашем. Не воздавайте злом за зло. Любовь покрывает множество грехов. Приидет же день Господень, как тать ночью. В тот же день, увидев некоего (человека), работающего в субботу, сказал ему о, человек, блажен ты, если знаешь, что делаешь;если же не знаешь, – то ты проклят и нарушитель закона. Вы же старайтесь возрастать из малого, а из большего делаться меньшим. Евангелие от Луки (согласно кодексу Безы, а также древнелатинским переводам (Itala, Codex, Purpureus Beratinus, Versio anglosaxonica)). Возьмите, осяжите Меня и увидите, что Я не бестелесный дух. Господь же, отдав плащ слуге первосвященника, пошел к Иакову и явился ему. Ибо Иаков поклялся, что не будет есть хлеба с того часа, как он пил чашу Господа, пока не увидит Его восставшим из спящих (мертвых). (И снова, через некоторое время). «Принесите, — сказал Господь, — стол и хлеб». (И тотчас добавлено): Взял хлеб, и благословил, и преломил, и дал Иакову Праведному и сказал ему: «Брат Мой, ешь хлеб свой, ибо восстал Сын Человеческий из спящих». И сказал ему Господь: “Как ты говоришь «я соблюл закон и пророков», ибо написано в законе: «Люби ближнего твоего как самого себя», а вот многие из братьев твоих, детей Авраама, покрыты грязью, умирают от голода, а дом твой полон многим добром, и ничего им из него не достается”. И, обратившись, сказал Симону, ученику Своему, сидящему около Него: Симон, сын Ионин, легче верблюду войти сквозь игольные уши, чем богатому в царство небесное. И будьте в радости только тогда, когда видите брата вашего [пребывающим] в любви. Апокрифическое евангелие евреев, слова приводятся св. Иеронимом Стридонским (Толкование на послание к Ефесянам, V, 4) Кто огорчает дух брата своего, повинен в величайшем грехе. Слова передаются св. Иеронимом Стридонским (Толкование на книгу пророка Иезекииля, XVIII, 7)

http://azbyka.ru/shemy/agrafy.shtml

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010