Причастники Божественных Тайн! Познайте, как вы преискренне приобщаетесь Господу, если достойно причащаетесь! Какое дерзновение вы имеете к Господу и Богородице! Какую чистоту должны иметь! Какую кротость, смирение, незлобие! Какое безпристрастие к земному! Какое горячее желание небесных, чистейших, вечных наслаждений (7)! То удивительного, что тебе предлагает в пищу и питье Тело и Кровь Свою Господь? Кто дал тебе в пищу плоть созданных Им животных, дал, наконец, в пищу и питье Самого Себя, Кто питал тебя сосцами матери, Тот, наконец, Сам взялся питать тебя Своею Плотью и Кровью, чтобы, подобно тому как с молоком матерним ты всосал в себя известные свойства матери, дух ее, так с Телом и Кровью Бога Спасителя всосал бы в себя Его дух и жизнь. Или, как прежде, в младенчестве, ты питался матерью и жил ею, ее молоком, так теперь, выросши и став греховным человеком, ты питаешься Кровью своего Жизнодавца, дабы через то был жив и возрастал духовно в человека Божия, святого; короче, чтобы как тогда ты был сыном матери, так теперь был бы чадом Божиим, воспитанным, вскормленным Его Плотью и Кровью, паче же Духом Его, ибо Плоть и Кровь Его «суть дух и жизнь» ( Ин. 6:63 ), и сделался наследником Царствия Небесного, для которого ты и сотворен, для которого и живешь (7). «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» ( Ин. 6:51 ). Я привел вам, дорогие сестры, эти слова Господа нашего Иисуса Христа, который говорил, что Он Сам есть хлеб, сходящий с небес, хлеб такой, что ядущий его не умрет, но будет жить вовек, хлеб такой, который нужно есть, чтобы жить и жить вечно. Слова чудные, полные бесконечной любви и благости, показывающие бесконечное могущество Того, Кто говорит эти слова. Что же это за хлеб? Что именно нужно есть? «Хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира», – говорит Христос. Итак, по слову Христову, небесная пища есть Плоть Его, которую нужно есть; небесное питье – Кровь Его, которую нужно пить. Господь, как Творец Всемогущий, благоволил Сам создать Свою Плоть и Свою Кровь в утробе Девы, сделаться совершенным человеком, не переставая быть Богом, и доныне благоволит претворять всемогущим действием Святого Духа пшеничный хлеб в истинное Тело Свое и вино – в истинную Кровь Свою. Божия сила чего не может сделать? Божия премудрость в чем не может открыть источник спасения? И мы это чувствуем, так как после принятия Святых Тайн получаем подкрепление, утешение, очищение, освящение, обновление, мир душевный, радость, сердечный простор, дерзновение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Продолжая молитву, мы произносим следующее прошение: «хлеб наш насущный дай нам на сей день». Это можно понимать как в духовном, так и в простом смысле, потому что и тот и другой, по божественному дарованию, равно благоприятствует спасению. Христос есть хлеб жизни, и этот хлеб не всех, но только наш. Как говорим мы: «Отче наш», потому что Бог есть Отец познающих Его и верующих, так и Христа называем нашим хлебом, потому что Он и есть хлеб тех, которые прикасаются Телу Его. Просим же мы ежедневно, да дастся нам этот хлеб, чтобы мы, пребывающие во Христе и ежедневно принимающие Евхаристию в пищу спасения, будучи по какому-либо тяжкому греху отлучены от приобщения и лишены небесного хлеба, не отделились от Тела Христова, как Господь говорит в наставление наше: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин.6:51). Когда Он говорит, что ядущий от хлеба Его жив будет во веки, то этим показывает, что живут те, которые прикасаются, Его Телу и по праву приобщения принимают Евхаристию. Итак, должно бояться и молиться, да не отделится кто-либо от Тела Христова, подвергшись запрещению, и не удалится от спасения, как угрожает Господь, говоря: «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин.6:53). Потому-то мы и просим ежедневно, да дастся нам хлеб наш, чтобы нам, пребывающим и живущим во Христе, не удалиться от освящения и от Тела Его.     Можно это понимать и так: отрекшись от века сего и по вере духовной благодати отказавшись от его богатств и почестей, памятуя наставление Господа, Который говорит: «кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (Лк.14:33), мы просим одной только пищи и пропитания. Кто сделался учеником Христовым, тот, по слову Учителя, отказываясь от всего, и должен просить только дневного пропитания и в молитве не простирать далее своих желаний, имея в виду заповедь Господа, сказавшего: не «не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своём: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф.6:34).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2923...

Толкование Евангелия на каждый день года. Пятница 3-й седмицы по Пасхе Ин., 23-е зач., 6: 48–54 Сказал Господь ко пришедшим к Нему иудеям: я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть плоть Свою? Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.   Господь – хлеб, прообразом и символом которого была манна. Манны было достаточно для всех. Так и у Христа достаточно благодати для всех верующих в Него. Кто собрал много манны, не имеет лишнего – для употребления ее в своем служении. Кто собрал мало, узнает, что не имеет недостатка, когда достигнет славы небес. Дух Святой открывает нам здесь и за каждой Божественной литургией пасхальный пир веры, непостижимое единство с Богом, таинственнейшее и теснейшее, не сравнимое ни с чем, что может быть на земле. Господь отдает Свою плоть и кровь за жизнь мира. Его плоть и кровь – искупление мира от греха. И предложение вечной жизни всему миру. Потому плоть и кровь Сына Человеческого являет Христа и Христа распятого. Дар Его искупления. В ней – обетование Нового Завета и вечной жизни. Вечная жизнь куплена для нас дорогою ценою – Его телом ломимым и Его кровью проливаемой – во оставление грехов. Это – пища и питие для нас. До этого Господь сравнивает Себя с хлебом – с тем, что питает человека. Его плоть – не видимость и не тени, которыми мир прельщает прилепляющихся к нему. Это истинная пища и истинное питие. «Наше учение согласно с Евхаристией. И Евхаристия в свою очередь подтверждает наше учение», – говорит святой Ириней Лионский. Принятие плоти и крови Христовой неотделимо от принятия верою всего, что говорит и делает Христос. Это духовное вкушение начинается с алкания и жаждания Христа и правды Его. «Дайте мне испить из этого источника, или я умру» – таково состояние души, истинно ищущей Бога. Недостаточно изобразить истину – надо дать силу жить по ней. Нарисованный хлеб не может никого напитать. Христос – истинный хлеб, но и на такой хлеб недостаточно только смотреть – надо вкушать его. Чтобы узнать, как сладка жизнь, как благ Господь. Он питает нас и через обычную пищу. Но здесь тайну нашего ядения и пития Он делает таинством. Духовное возрастание и крепость нового человека зависят от принятия этой небесной пищи.

http://pravoslavie.ru/3228.html

Ядущий Мою Плоть и пиюший Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие» ( Ин. 6, 47–55 ). Слышал, что Причащение Божественных и Пречистых Тайн есть Жизнь Вечная и что тех, кто имеет в себе эту Жизнь Вечную, Господь воскресит в Последний День? Не так это, чтобы другие остались в гробах, но так, что имеющие в себе жизнь воскреснут для Вечной Жизни, а прочие воскреснут для вечных мучений. И чтобы тебе понять, что это истинно, слушай, что далее следует: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною» ( Ин. 6, 56–57 ). Видишь, что говорит? Слышишь, как ясно-ясно взывает Сын Божий, что через Причащение Пречистых Таин такое же имеем мы единение и жизнь со Христом, какое единение и жизнь имеет Он Сам с Отцом? Ибо как Он един с Богом и Отцом Своим но естеству, гак, говорит, и мы бываем с Ним по благодати, когда вкушаем Плоть Его и пием Кровь Его. И чтобы мы не думали, что все это совершает видимый хлеб. Он говорил: «Я есмь хлеб, сходящий с небес». Не сказал только: «сошедший» (ибо это означало бы, что Он только один раз сошел), но что говорит? «сходящий с небес», то есть Я всегда схожу и прихожу к тем, которые причащаются достойно. При этом, желая отвлечь наш ум от видимого, или, лучше сказать, желая возвести нас посредством видимого к созерцанию невидимой славы ипостасного Божества Своего, Христос Господь говорил: «Я есмь хлеб жизни» и еще: «Отец Мой дает вам истинный хлеб» не от земли, а с небес. Говоря:, «хлеб истинный с небес», показал тем, что хлеб, который от земли, не есть истинный, как не приносящий достаточной пользы. И чтобы яснее это показать, говорит: «хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру». Снова говорит: «сходит» и снова: «дает жизнь». Для чего? Для того, чтобы ты не подумал, что Он говорит о чем-либо телесном, и причащаясь, не представлял что-либо земное, но эту самую малую частичку, которой причащаешься, умными очами души своей созерцал обоженной, сделавшейся совершенно подобной Хлебу, сходящему с Небес, который есть Бог истинный хлеб и питие бессмертной Жизни; чтобы не остаться тебе в неверии, с одним хлебом, который видишь чувствами своими, и таким образом не вкушать хлеб лишь земной, а не небесный, и не лишаться за то жизни, как не вкусившему духовно Небесного Хлеба, как говорит Сам Христос: «Дух животворит; плоть не пользует нимало» Ин. 6, 63 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

23–25. И заповеда облаком свыше, и двери небесе отверзе, и одожди им манну ясти, и хлеб небесный даде им. Хлеб ангельский яде человек, брашно посла им до сытости. Когда народ, находясь в пустыне, испытывал недостаток пищи или был недоволен ее однообразием и роптал, то Господь посылал ему пищу чрезвычайным образом. – И заповеда облаком свыше, или – Господь повелевал облакам и двери неба отверзал – открывал эти облака, как бы врата житниц: и одожди им манну ясти – посылал с облаков манну, в таком обилии как дождь, в пищу народу; и хлеб небесный даде им – посылал манну, как небесный хлеб, ибо ее не было на земле. Хлеб ангельский яде человек, – каждый человек – израильтянин ел манну, этот хлеб ангельский, ибо его Господь посылал с неба чрез ангелов. Брашно посла им до сытости, – эту пищу Господь посылал народу в великом изобилии, так что каждый ел до сытости. Так было сначала в пустыне Син, а потом в пустыне Фаран. – «И сказал Господь Моисею, говоря: Я услышал ропот сынов Израилевых; скажи им: поутру насытитесь хлебом, и узнаете, что Я Господь, Бог ваш... Поутру лежала роса около стана. Роса поднялась, и вот, на поверхности пустыни нечто мелкое, круповидное, мелкое, как иней на земле. И увидали сыны Израилевы, и говорили друг другу: что это? ибо не знали, что это. И Моисей сказал им: это хлеб, который Господь дал вам в пищу». ( Исх.16:11–15 ). Это была манна. Народ ходил и собирал ее, и молол в жерновах или толок в ступе, и варил в котле и делал из нее лепешки; вкус же ее подобен был вкусу лепешек с елеем. И когда роса сходила на стан ночью, тогда сходила на него и манна» ( Чис.11:8–9 ). 26–29. Воздвиже юг с небесе, и наведе силою Своею лива, и одожди на ня яко прах плоти, и яко песок морский птицы пернаты. И нападоша посреди стана их, окрест жилищ их. И ядоша и насытишася зело, и желание их принесе им. По желанию народа, Господь и в пустыне безводной и необитаемой посылал ему в изобилии разнообразную пищу – не только хлеб, но даже и мясо. – Господь воздвиг с неба юг, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Однако Он не стал Кормильцем народа, как Иосиф в Египте. Разгадав земные мотивы, привлекавшие к Нему людей, Он сразу же заметил: «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст Вам Сын Человеческий» (Иоанн, 6, 27). Людям надо было дать хлеба и утолить их голод. Но хлеб этот должен был быть восстановленным первобытным деревом жизни, ибо и эта жажда в своей основе была не чем иным, как жаждой божественной истины. Поэтому проблему хлеба Христос решил весьма своеобразно. Обещание кормить людей, дабы они не умерли, в Миссии Христа выражено с предельной ясностью, «Не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес; ибо хлеб Божий есть Тот, Который сходит с небес и дает жизнь миру» (Иоанн, 6, 32, 33). Люди были очарованы этим обещанием и говорили Христу: «Господи! подавай нам всегда такой хлеб» (Иоанн, 6, 34). И в этой просьбе они высказали глубочайшее устремление человеческой природы. И хотя их губами говорил земной голод и на губах был вкус хлеба земного и мысли их были обращены к некогда падавшей с неба манне в пустыне и к непуганным перепелкам, но в сущности они просили хлеба вечной жизни, без которого человек не может стать истинным и полноценным человеком. И Христос удовлетворил их просьбу. Он оставил историческому человечеству То, чем оно может удовлетворить свою глубочайшую жажду и чем может защититься от истинной смерти. Это и был хлеб небесный, о котором говорит инквизитор, не отвергая его, но считая его слишком возвышенным. Хлеб небесный стал утолителем голода в истории бедствующего и нищенствующего человечества. История после Христа уже не есть голод и жажда, как та история, которая была до Христа. Христос возвратил в человеческое существование райское дерево жизни, хотя и в другом облике. Однако, каким образом небесный хлеб, оставленный нам Христом, может насытить человека? Почему, вкушая его, он не будет голодать, как говорил об этом сам Христос? (ср. Иоанн, 6, 35). Мы уже упоминали, что первообразом человека является сам Бог.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=844...

Об установлении Евхаристии мы находим яснейшие свидетельства в Евангелиях Матфея, Марка и Луки и у апостола Павла. Но еще раньше фактического установления Евхаристии Иисус Христос держал обстоятельную о ней беседу пред учениками и народом после чудесного насыщения пяти тысяч пятью хлебами. Чудесно насыщенный народ начал по утру искать Иисуса Христа на пустынном берегу и, не найдя Его там, переправился на лодках в Капернаум; встретив Его здесь, народ спрашивал Его, как Он мог оказаться тут, когда не было даже и лодки для переправы? Иисус Христос, не отвечая на этот вопрос, сказал: «Вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, а потому, что ели хлеб и насытились. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную: такую пищу даст вам Сын Человеческий, на котором положил Свою печать Отец-Бог». «Что же нам делать, чтобы творить дело Божие?» – спросили Его. Иисус Христос отвечал: «Вот дело Божие, чтобы веровали в Меня – в Того, Кого Он послал». На это сказали Ему: «Какое же Ты дашь знамение, чтобы мы поверили Тебе? Отцы наши ели манну в пустыне»... Иисус Христос отвечал: «Манна – хлеб не небесный: Кто питается небесным хлебом, тот не умирает, а отцы ваши ели манну и умерли». Превосходство такого хлеба пред манною было так понятно, что все сказали: «Господи! подавай нам всегда такой хлеб». Тогда Иисус Христос сказал: «Я Сам, Сын Божий, сшедший с неба, и есть тот хлеб жизни, которого вы просите; для того и послал Меня Отец Небесный, чтобы верующие в Меня имели жизнь вечную и Я воскресил бы их в последний день». Иудеи возроптали на Него за то, что Он сказал: «Я хлеб, сшедший с неба». Иисус Христос сказал им: «Истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную. Я – хлеб живой, сшедший с неба; ядущий этот хлеб будет жить во век. Хлеб же, который Я дам, есть плоть Моя, которую Я предам за жизнь Мира. Для вас это непонятно, потому вы и не верите моим словам. Но Я говорю и повторяю: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя – истинная пища и Кровь Моя – истинное питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне и Я в нем». – Такое учение показалось до того странно и неудобоприемлемо, что многие из учеников оставили Иисуса Христа. Даже и ближайшие, самые преданные Ему сказали: «Жестоко слово сие и кто может послушати е?» На этот ропот Иисус Христос отвечает: «Мои слова о питании Моею Плотию и Кровию соблазняют вас; вы этому не верите. А что же вы скажете, когда увидите Сына Человеческого восходящим туда, где Он был прежде? Разве это удобопонятнее и вероятнее? А это вы увидите. Дух животворит, плоть не пользует нимало. Слова, которые Я говорю, суть дух и жизнь» ( Ин.6:11–63 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Yastr...

А кто привлечен Отцем и приходит ко Мне, тому Я точно дам жизнь, – Я воскрешу Его в последний день (потому имею право называть Себя хлебом сшедшим с небеси, Хлебом Божиим). Впрочем не так это должно понимать, будто кто может почерпать свои наставления от Отца мимо Сына. Нет: никто не видел Отца, кроме Сына и только Сын может сообщать истинное познание об Отце. Слово, которым учит Отец чрез Сына, заключается в чудесах. После того Господь начинает снова раскрывать, что так как чрез Него только и можно войти в общение с Отцем, в причастие жизни вечной, то и следует, что Он и есть хлеб жизни вечной. Вкушавшие манну, говорил Он, все умирали. Но Я есмь хлеб живый, подающий жизнь вечную. И потому ядущий хлеб сей будет жив во век. Доселе Господь под именем хлеба разумел Свое учение, которое верующему доставляет жизнь вечную, как Он раскрывал прежде и в Иерусалиме ( Иоан. 5:24 ): слушаяй словесе Моего и веруяй пославшему Мя имать живот вечный. Теперь прибавляет еще нечто особенное, более соответствующее понятию о хлебе небесном: и хлеб, его же Аз дам, плоть Моя есть, юже Аз дам за живот мира. Это хлеб, который Сам Он готовится дать верующим, хлеб, принесенный Им – (кому? конечно – Отцу) за жизнь целого мира: тогда как о прежнем хлебе Он говорил: Отец мой дает вам хлеб истинный (ст. 32). Здесь с одной стороны Он представляет плоть Свою, человечество Свое, приносимое как жертву искупительную за мир: с другой – как пищу, дающую верующим живот вечный: подобно как в скинии и храме были хлебы предложения, которые приносились как жертва Богу и которые потом предоставлялись в пищу священникам. Иудеи вступают в спор между собой (не с Иисусом): как можно дать есть плоть свою людям? Господь еще определеннее выражает сказанное о Своей плоти. «Нечего в этом сомневаться и нечего перетолковывать. Это именно так, как Я сказал: хлеб жизни есть плоть Моя. Следовательно, кто хочет иметь жизнь вечную, тот должен вкусить от плоти Моей и от крови Моей. Ежели не будет есть плоти Сына человеческого и пить крови Его, то не будет иметь в себе жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Истолковывая четвертое прошение Молитвы Господней, блаж. Феофилакт присовокупляет: «…И тело Христово есть насущный хлеб, о неосужденном причащении которого нам должно молиться». Сын Божий Сам свидетельствовал о Себе, что Он есть Хлеб Жизни. Он учил: «Я хлеб живой, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» ( Ин. 6:51 ). Святые Отцы учат, что Святое Причастие будет совершаться даже в тяжелые дни царства антихриста. Тела и Крови Христовой при антихристе не будет только у тех, которые ему последуют, приняв его печати, а у святых, которые от него (антихриста) укроются, непрестанно будет сие Таинство. О непрерывном совершении Таинства Святого причастия ап. Павел изрек: «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» ( 1Кор. 11:26 ). В Кириловой книге сказано: «…И сие есть жертва, которую церковь христианская приносит во всем мире Господу Богу и до скончания века приносити имать тело и кровь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в память смерти Его и сие пророчество поистине ко уверению, понеже сильно и непобедимо есть». Смысл этих слов велик. Если мы молимся: «хлеб наш насущный дай нам на сей день», – имея в виду под хлебом насущным и Святое Причастие, то мы, таким образом, просим Бога, чтобы во все, даже самые тяжелые дни нашей жизни Он сподобил бы нас пребывать в литургическом общении с истинной Церковью Христовой. Как мы видим, четвертое прошение Молитвы Господней касается и вопросов, связанных с нашей литургической жизнью, социальными потребностями, с необходимостью непрестанно изучать Божественное Откровение (Библию). Такая многоплановость свидетельствует об уникальности человеческой природы, которая соединяет в себе небесное и земное, плотское и духовное, человеческое и Божественное. Во всех аспектах нашей жизни, как связанных с жизнью нашего тела, так и нашей души, мы должны стремиться к чистоте. Чистота в литургической жизни человека раскрывается в его особом серьезном отношении к Таинству Святого Причастия. Сказано: «Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» ( 1Кор. 11:27–30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Кто от благословенных Иисусом хлебов ел и насытился, тот чувствует в себе сильнейшее желание ближе узнать Сына Божия и спешит к Нему. Оттого дает Он превосходную заповедь в словах: Старайтесь не о преходящей пище, а о пище остающейся для жизни вечной, которую дает вам Сын человеческий ( Ин 6,27 ). А когда затем слушатели, спрашивая Христа, говорили: Что нам делать, чтобы творить дела Божии (т.е. дела Богу угодные), то Иисус сказал им в ответ: Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал ( Ин 6,28–29 ) 175 . Но послал Бог, как написано в псалме, Свое Слово и их исцелил ( Пс 56,20 ), т.е. больных; и те, кто верит этому Слову, те творят дела Божии, представляющие собой пищу 176 , остающуюся для вечной жизни ( Ин 6,27 ). И истинный хлеб небесный (который должен быть различаем от манны, бывшей лишь прообразом действительного небесного хлеба), говорит Он, дает вам Мой Отец, ибо хлеб Божий есть Тот, Который сходит с небес и даст жизнь миру. ( Ин 6,32–33 ). Но этот истинный хлеб есть тот, которым питается истинный, созданный по образу Божию, человек ( Кол 3,10 ; т.е. главнейшая составная часть человеческого существа, Созданная по образу Божию, душа); питающийся этим хлебом становится подобен Творцу 177 . А если так, то чему приличнее быть душевной пищей, как не слову Божьему? Или для разума того, кто постигает Божественную мудрость, что может быть драгоценнее ее? И что иное, как не истина, более соответствует духовной природе? А если кто-нибудь возразит против этого и скажет, что Он (Христос) не учит ведь молитве о ежедневном хлебе, как о чем-то (от Него Самого) отличном 178 , тот пусть выслушает, как Он и в Евангелии по Иоанну говорит о сем хлебе то как о чем-то от Него Самого отличном, то так, что Он-то и есть этот самый хлеб. Как о чем-то (от Него Самого) отличном говорит Он о сем хлебе в словах: Не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес ( Ин 6,34 ) 179 . А к тем, кто Ему отвечал: Подавай нам такой хлеб всегда ( Ин 6,34 ), говорит Он о сем хлебе, отождествляя оный с Самим собой: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда ( Ин 6,35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/o-molit...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010