послушницы Антонины (Новиковой; 1880 — 20 марта 1938), послушницы Надежды (Кругловой; 1887 — 20 марта 1938), послушницы Евдокии (Архиповой; 1886 — 14 марта 1938), послушницы Ольги (Жильцовой; 1887 — 14 марта 1937), Иоанна (Чернова; 1880 — 10 апреля 1939), Иоанна (Васильева; 1869 — 6 декабря 1932), Василия (Архипова; 1876 — 14 марта 1938), Пелагии (Балакиревой; 1901 — 30 июня 1943); от Мурманской епархии: иеромонаха Моисея (Кожина; 1868 — 7 сентября 1931), послушника Федора (Абросимова; 1897 — 14 октября 1940); от Нижегородской епархии: священника Иакова (Гусева; 1887 — 26 декабря 1937); от Псковской епархии: священника Пантелеймона (Богоявленского; 1881 - 1918), священника Александра (Гривского; 1874 - 11 (24) октября 1918), священника Василия (Триумфова; 1848 - 26 февраля 1919), священника Гавриила (Преображенского; 1878 - 26 февраля 1919), священника Василия (Розанова; 1872 – 27 ноября 1937); от Санкт-Петербургской епархии: протоиерея Григория (Поспелова; 1877 — 1921), протоиерея Григория (Сербаринова; 1881 — 8 января 1938); от Саранской епархии: священника Виктора (Европейцева; 1885 — 30 января 1931); от Тамбовской епархии: протоиерея Сергия (Лаврова; 1872 — 18 января 1934). 3). Сообщить имена этих святых Предстоятелям братских Поместных Православных Церквей для включения их в святцы. ЖУРНАЛ 32: СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Сопредседателя подготовительного комитета по подготовке и проведению Дней славянской письменности и культуры, о проведении в этом году в г. Воронеже Дней славянской письменности и культуры в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. ПОСТАНОВИЛИ: 1). Доклад принять к сведению. 2). Выразить удовлетворение проведением в Воронеже Дней славянской письменности и культуры в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. 3). Сердечно благодарить руководство Воронежской области, государственные и общественные организации и Преосвященных архипастырей, принявших участие в этом празднике, за труды и содействие в его проведении.

http://sedmitza.ru/lib/text/429520/

Председатель собрания архимандрит Иоанн Секретарь Виктор Леонтович 16 63 . Заявление Братства во имя святого равноапостольного князя Владимира в совет второго русского греко-православного прихода в Берлине – Борзигвальде Берлин, 9 ноября 1938 г. Принимая во внимание новый порядок русских православных церковных отношений в Германии (изменение основы договора), как и негативное отношение некоторых членов правления к стараниям по унифицированию, мы расторгаем арендный договор от 10 ноября 1932 г. со вторым русским греко-православным приходом в Берлин – Борзигвальде к 10 февраля 1939 г. Исполняющий обязанности председателя правления русский генерал-майор Н. Глобачев Секретарь барон А. Крюденер Струве 17 64 . Проект ответа приходского совета общины свв. Константина и Елены Братству св. кн. Владимира Берлин. 15 ноября 1938 г. На заявление Ваше от 9-го сего ноября о прекращении нашего арендного договора с 10 февраля 1939 года долг имеем разъяснить, что мы не можем признать это Ваше заявление законным. Доводы, приводимые Вами, не имеют никакой юридической силы. По пункту первому ясно, что никакие изменения существующего законодательства не могут явиться поводом к разрыву договора, ибо закон не имеет обратной силы. По пункту второму также совершенно ясно, что то или иное поведение членов нашего приходского совета есть внутреннее дело прихода, никак Вас не касающееся. Поводы к разрыву договора предусмотрены в самом договоре, и ни того, ни другого из указанных Вами пунктов там нет. Впредь до того момента, когда Вами будут указаны какие-нибудь конкретные с нашей стороны нарушения договора, мы считаем этот договор – с законными продлениями – действующим по 31.ХП.1943 года. 18 65 . Выписка из журнала заседания Епархиального совета Управления православных русских церквей в Европе в юрисдикции митр, Евлогия 66 Париж, 21 ноября 1938 г. Слушали: а) Донесение настоятеля Тегельского прихода священника С. Положенского от 24 ноября 1938 года, на имя Его Высокопреосвященства. б) Донесение Н. Ф. Васильева от 16 ноября 1938 года на имя Его Высокопреосвященства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2/15 февраля. Сретение Господа нашего Иисуса Христа. Служил литургию в храме Спаса Преображения на Спасской и всенощную в храме Николая Чудотворца на Смоленской площади («Никола Щепы»). 3/16 февраля. Служил литургию в храме Николая Чудотворца на Смоленской площади («Никола Щепы»). 5/18 февраля. Служил литургию в храме иконы Божией Матери «Взыскание погибших» в Палашах. 6/19 февраля. Патриарха Тихона вызывали в суд как свидетеля. 7/20 февраля. Служил литургию в храме Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище. 8/21 февраля. Служил литургию в храме Панкратия на Сретенке, близ Сухаревой башни. 9/22 февраля. День памяти преподобного Панкратия Печерского и священномученика Панкратия Тавроменийского. Служил литургию в храме Панкратия на Сретенке, близ Сухаревой башни. 11/24 февраля. Служил всенощную в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 12/25 февраля. Служил литургию в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 14/27 февраля. Служил литургию в храме Никиты мученика на Кузнецкой. 17/30 февраля. Служил литургию в храме Ермолая на Садовой («на Козьем болоте»). 21 февраля/6 марта. Служил литургию в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 25 февраля/10 марта. Служил литургию в храме Христа Спасителя. 28 февраля/13 марта. Прощеное воскресенье. Служил литургию в храме Василия Исповедника в Новой деревне и вечерню в храме Христа Спасителя. 3/16 марта. Служил литургию в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 5/18 марта. Служил литургию в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 7/20 марта. Торжество Православия. Служил литургию в храме Христа Спасителя. В этот день в храме Христа Спасителя побывал Н. П. Окунев и оставил следующую запись в своем дневнике: «Обедня и самый чин Православия продолжались от 10 ч. до 2 ч., служил сам Патриарх с большим сонмом духовенства. Из диаконов первенствовал Розов. Его необыкновенный голос и в этом огромном храме поражал всех своею мощью, не теряя красоты звука и музыкальности. Храм был переполнен; вся служба прошла чинно и благолепно, точно в старые времена. После службы я остался у восточных дверей храма посмотреть отъезд Патриарха. Читавший о пышном обиходе древних патриархов и еще не так давно видевший в той же Москве разъезды митрополитов в каретах, запряженных шестеркой лошадей, я опять поражен был жалкой обстановкой путешествия русского первосвятителя по Москве. Он сел вдвоем с Митрополитом Евсевием в старую извозчичью пролетку, запряженную старой дешевенькой лошадкой, да так и поехал на свое Троицкое подворье. Я долго следил за тихо идущими путешественниками, и не столько за ними, сколько за встречь едущими и идущими им. Первые, преимущественно в автомобилях, окатывали их грязью и, вероятно, насмешливыми (если не сказать худшего) взглядами; а вторые останавливались (не все, конечно) и снимали шапки. Последнее зрелище все – таки немного сглаживало горечь неподобающей сану Патриарха поездки. Сколько лучезарности в храме, и сколько убожества на улице!»

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Мы не можем оставаться простыми зрителями этого Божественного Света; каждый из нас должен либо принять Его в святилище своей души, либо отвергнуть Его. Каждый имеет свое отношение к Господу Спасителю, Который смотрит на всех сынов человеческих… Светильник веры, горящий в нашей душе, борется с тайной тьмой, которая силится поглотить его в себе. Долг наш состоит в том, чтобы испытывать себя непрестанно, стоять на страже своего сердца день и ночь и не быть беспечно равнодушными к тому, что совершается в потаенной храмине нашего сердца». Праздник Сретения Господня является истинно благоприятным временем для такого испытания нашего сердца, потому что в этот день Свет благодати Христовой прост нам, хотя ввести в храм Свой (канон предпразднства Сретения, тропарь 8-й песни). Христос Спаситель ожидает от нас обновления нашего завета с ним, посвящения Ему нашего сердца. Только при этом условии можем мы пройти с Ним путь Его земного странствования и сподобиться поклониться дню Светлого Христова Воскресения. Только при этом условии сможем мы завершить при помощи Божией и путь нашего земного странствования и, достигнув предела его, воскликнуть вместе с праведным Симеоном: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром. 1959 год. Из книги: Сретенье Господне. Слова. Поучения. Проповеди. Издательство Московской Патриархии. 1998г. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 14 февраля, 2019 15 февраля, 2018 15 февраля, 2022 14 февраля, 2022 15 февраля, 2021 15 февраля, 2020 15 февраля, 2020 15 февраля, 2019 15 февраля, 2019 14 февраля, 2019 15 февраля, 2018 15 февраля, 2022 14 февраля, 2022 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/sretenie-gospodne-rass...

Из первой книги трактат первый под заглавием; «Обращение Савла и «Евангелие» св. Апостола Павла» был составлен первоначально в качестве актовой речи, которая и прочитана на годичном акте С.-Петербургской Духовной Академии 17 февраля 1896 г., в субботу 2-й седмицы великого поста (см. о сем «Церковный Вестник» 8 за 22-е февраля 1896 г., стлб. 248–251; «Прибавления к Церковным Ведомостям» 9 за 2-е марта 1896 г., стр. 336б–338а и ср. стр. 342б; «С.-Петербургский Духовный Вестник» 8 за 23-е февраля 1896 г., стр. 144б–146б; «С.-Петербургския Ведомости» 47 за 18-е февраля 1896 г.; «Правительственный Вестник» 39,за 18-е февраля 1896 г.; «Новое Время» 7.175 за 19-е февраля 1896 г.; «Новости» 48 за 18-е февраля 1896 г.; «Петербургская Газета» 47 за 18-е февраля 1896 г.; «Петербургский Листок» 47 за 18-е февраля 1896 г.; «Московския Ведомости» 51 за 21-е февраля 1896 г.; «Русское Слово» 48 за 20-е февраля 1896 г. и ср. 50 за 21-е февраля), а напечатана (с некоторыми стилистическими «корректурами», сделанными без ведома автора цензором – ректором Академии, епископом Иоанном Кратировым, † 11 февраля 1909 г.: см. о нем «Христ. Чтение» 1909 г., 3, стр. 421–440) в сборнике «Годичный акт в С.-Петербургской Духовной Академии в 1896 году (17 февраля, Спб. 1896, стр. 1–150, и в «Христ. Чтении» 1896 г., вып. II, стр. 241–388.. Отсюда было 150 отдельных оттисков в обложках под этим же заглавием, но с прибавлением: «библейско-богословское изследование» (Спб. 1896, стр. 3–150; на стр. 1–«содержание настоящего изследования»), а о нем см. отзывы Л. Т. (т. е. Льва Александровича Тихомирова ) в «Московских Ведомостях» 300 за 31 октября 1896 г. и у L’abbe Fr. Grivec в «Öasopis katolického duchovenstva» 1905 (Pragae Bohemorum) XLVI (LXXI), 1, p. 86–87 (почешски) и 88–90 (полатыни); 2, р. 197–199 и 200–201 (полатыни все вместе в особой перепечатке отсюда «Slavorum litterae theologicae» I, p. 21–24), при чем проф. Η. И. Барсов († 1903 г., III, 30) находил в «Страннике» 1896 г., 11–12 («К учению о сущности или природе христианской литургийной проповеди »), стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

3 (15) февраля 1882. Среда. Масленица Сегодня состоялась покупка земли и строений Оохара, для школы, священника и проч., за 7 тысяч ен; Илье за хлопоты дал 50 ен; еще 50 обещал, когда он передаст покупку о. о. Сато и Ниццума и Хорие, если только можно будет это сделать (неизвестно еще, может ли покупка быть совершена на имя многих лиц). Слава Богу! Теперь будет не тесно со школой. Семинаристов нужно будет переселить туда, авось будет меньше больных; мо-жет быть, и правда, что заболевают головой отчасти от непривычного помещения в иностранном доме. Дня через два, когда выберется оттуда Санкан, пойду, чтобы распорядиться насчет необходимых приспособлений; баню для учеников также нужно будет там устроить, авось меньше будет чесотки. Каталог библиотеки сегодня совсем кончил, отчего и ложусь в 4-м часу.     1551 838 2056 1821 Научному Иностранному     4486 Итого:     Библиотека, как оказывается, довольно почтенная. Кроме того, запасная библиотека очень обильна. По обычаю, сегодня за- кончили классы, чтобы дать ученикам остальные два дня Масленицы и воскресенье погулять и отдохнуть. 7 (19) февраля 1882. Воскресенье. Заговенье пред Великим Постом Нехорошо сказал проповедь в церкви. Бесцветно проведенный день, да и погода была дрянная. Вечером прочитал Достоевского — «Униженные и Оскорбленные». 8 (20) февраля 1882. Понедельник 1-й недели Великого Поста В первый раз осматривал место и здания, купленные у Оохара на имя Илии за 7 тыс. ен. Внутри места главное здание — новое и огромное; можно поместить все Айайся с Хорие и всеми переводчиками; для о. П. Сато также есть помещение — отдельный небольшой дом; для семейства о. П. Савабе — тоже; но где предположено поместить учеников, нрзб.] старое здание, придется заново переделывать. Вечером переводил прокимны и проч. для переложения на ноты Тихаем и о. дьяконом. 13 (25) февраля 1882. Суббота 1-й недели Великого Поста Плотники принялись за переделку большого дома, чтобы приспособить к школе. В нагая одно помещение отдал Никанору — повару. Опасно, как бы не подожгли из ненависти, пока дома будут пустые.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

16/29 марта 1938 года слушали: ходатайство атамана Семёнова от 14 февраля 1938 года за 198 о возведении архиепископа Нестора в сан Митрополита. Постановили: Ходатайство атамана Семёнова о возведении архиепископа Нестора в сан Митрополита доложить Архиерейскому Собору, для чего передать его в Соборную Канцелярию при выписке из сего определения. [Подписи. ] 16/29 апреля 1938 г. 377. Из статьи в газете «Царский вестник» «В обществе памяти Императора Николая II» [...] В Музей памяти Императора Николая II продолжают поступать в дар предметы, главным образом фотографии [...] Издан каталог музея (по 1 июля 1937 г.) на русском языке и продаётся по себестоимости [...] Между прочим, в музей поступили следующие предметы: 1) От архиепископа Нестора: медаль с изображением Императора Николая II и Короля Александра I, и альбом с видами храма-памятника в Харбине, посвященного памяти умученных Императора и Короля. Письмо епископа Нестора Священному Синоду Русской Православной Церкви заграницей Священному Синоду Русской Православной Церкви заграницей. Представляю при сем своё заявление о наложении отлучения на клеветников, возводящих на Архипастырей Русской Православной Церкви Заграницей в моём лице безосновательное обвинение в принадлежности к масонству. Такое обвинение возводится не только на меня, но и на других наших Архипастырей. Пора положить конец этой недостойной клевете, приносящей огромный неисчислимый вред нашей Церкви. И как решительную меру в этом направлении я предлагаю настоящее моё заявление, которое усердно прошу Священный Синод поддержать своим высокоавторитетным словом и со своей стороны принять действенные меры против лиц, дерзающих клеветать на священнослужителей. Всепокорнейший слуга Священного Синода Архиепископ НЕСТОР. 1938 г. [Собственноручная резолюция митрополита Анастасия:] 1938. 15/28 июня. К докладу Синоду. М[итрополит] Анастасий. Указ из Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей 633. Преосвященному Нестору, архиепископу Камчатскому и Петропавловскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

6. Благодарить Преосвященного митрополита Ювеналия за понесенные труды по возложенному на него послушанию Святейшего Патриарха Алексия II. ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЙ Члены Священного Синода: митрополит Киевский и всея Украины ВЛАДИМИР   митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский ВЛАДИМИР   митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх всея Беларуси ФИЛАРЕТ        митрополит Крутицкий и Коломенский ЮВЕНАЛИЙ     митрополит Смоленский и Калининградский, председатель Отдела внешних церковных связей КИРИЛЛ   митрополит Кишиневский и всея Молдовы ВЛАДИМИР митрополит Екатеринодарский и Кубанский ИСИДОР архиепископ Пинский и Лунинецкий СТЕФАН архиепископ Мурманский и Мончегорский СИМОН епископ Петропавловский и Камчатский ИГНАТИЙ епископ Нижегородский и Арзамасский ГЕОРГИЙ митрополит Калужский и Боровский, Управляющий делами Московской Патриархии КЛИМЕНТ ЖУРНАЛ 74 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, о материалах, поступивших в Комиссию, касающихся прославления новомучеников и исповедников Российских, пострадавших в различных епархиях Русской Православной Церкви. СПРАВКА: Архиерейский Юбилейный Собор 2000 года определил: «В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной Комиссией по канонизации святых» (пункт 14 Деяния о Соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия. 2. Включить в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века имена подвижников, материалы о которых представлены: от Брянской епархии: протоиерея Александра (Левицкого; 1868 — 7 декабря 1937), священника Алексия (Тютюнова; 1892 — 7 декабря 1937), священника Иоанна (Никольского; 1866 — 7 декабря 1937), священника Корнилия (Удиловича; 1877 — 7 декабря 1937), священника Митрофана (Корницкого; 1873 — 7 декабря 1937); от Московской епархии: священника Константина (Соколова; 1875 — 25 марта 1938), священника Алексия (Красновского; 1886 — 11 августа 1938), священника Павла (Никольского; 1896 — 22 января 1943), священника Петра (Успенского; 1876 — 12 марта 1938), священника Алексия (Троицкого; 1875 — 20 февраля 1942), иеромонаха  Андроника  (Сурикова;   1885  —  22   сентября   1938),   протодиакона Николая (Тохтуева; 1903 — 17 мая 1943), диакона Павла (Широкогорова; 1878 — 6 марта 1938), Ольги (Кошелевой; 1874 — 6 марта 1939); от Свято-Введенской Оптиной пустыни: игумена Пантелеймона (Аржаных; 1872 — 29 ноября 1937) и иеромонаха Евфимия (Любовичева; 1875 — 19 июля 1931).

http://patriarchia.ru/db/text/51765.html

Найдем ли мы, однако, такие черты? Для нас ускользает момент, когда и кем было названо впервые имя Хвостова в качестве заместителя Щербатова... Как мы видели, в письме А.Ф. 22 авг., в день отъезда Царя в Ставку, Хвостов фигурирует уже в качестве такого кандидата, при чем сама корреспондентка не делает нового кандидата своим особым протеже. В первых обличительных показаниях перед Чр. Сл. Ком. Хвостов, с относительной откровенностью передававший факты, которыми интересовалась Комиссия, утверждал, что о нем, как он «слышал» от «нескольких иностранцев» и, как ему передавала «одна старая дама великосветского кружка», «говорили у английского посла». И тогда Царь в дни недовольства вспомнил, что Хвостов был давний кандидат на пост министра вн. д. – еще при жизни Столыпина. Тогда к нему относился «в высшей степени благосклонно» сам Император – близкие люди и причастные к иностранным посольствам говорили Хвостову, что о нем «постоянно ведется разговор на охоте». За неделю до убийства Столыпина в Ниж.-Новгород, где губернаторствовал Хвостов, приезжал «от... Государя» Распутин, чтобы «посмотреть... душу» Хвостова и предложить ему новый ответственный пост. Хвостов, не придавая серьезного значения этому разговору, поговорил с ним привычным «шутовским образом». Когда через месяц Хвостов попал в Петербург, то был принят Царем «в высшей степени неприязненно», что после предшествовавших приемов Хвостову показалось «не особенно приятно». Это послужило основанием для его ухода «из губернии» – он попал в Государственную Думу от Орловской губ. Темна история, но, несомненно, мысль о назначении Хв. министром вн. д. после Столыпина была. Об этом факте, правда, с чужих слов, говорит и Витте в воспоминаниях, причем, по его словам, уговорил не вводить в правительство «одного из самых больших безобразников» Коковцев, считавший, что назначить Хвостова министром равносильно «броситься... в обрыв». Хвостов имел придворные связи – между прочим, его свояком был близкий одно время Царю флигель-адъютант ф. Дрептельн, с которым впоследствии Хвостов разошелся на почве прохождения своего министерского стажа через Распутина.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

В данном случае Хвостов в Чр. Сл. Ком. опроверг осведомленность Белецкого. Перемещение произошло по инициативе Штюрмера, как последний сам сообщил Хвостову. Неподготовленный к таким обязанностям, Хвостов вознегодовал: «Как же вы смели поднести мне такую пакость, не сказавши ни одного слова». «Я сказал ему – продолжал Хвостов – что хорошо понимаю, что он хочет выжить меня из состава кабинета, чего он и достиг, потому что я не приму это место... В тот же вечер я написал Е.В., что ... " я умоляю... сжалиться надо мной... и не налагать бремени выше моих сил и способностей». Хвостову все же пришлось уступить. Царь ему сказал, что не может его «оставить на прежнем посту». Как homo novus в ведомстве вн. дел, Хвостов ухватился за авторитет спеца в делах департамента полиции Климовича, считая его «человеком порядочным и знающим». Между тем Штюрмер требовал «убрать Климовича» (путем назначения в Сенат) еще в бытность Хвостова дяди министром юстиции. Вследствие тогдашнего доклада Хвостова «выгнать Климовича» Штюрмеру «не удалось». Враждебное отношение к Климовичу, (довольно прославленному деятелю политического сыска с очень «плохой репутацией» – по отзыву в Чр: Сл. Ком. московского городского головы Челнокова – Климовича, б. моск. градоначальник Рейнбот обвинял в соучастии в убийстве депутата первой Думы Иолоса, и это обвинение настойчиво поддерживал Бурцев) объясняется тем, что Штюрмер знал, конечно, подкладку, почему его предшественник Хвостов-племянник выдвинул Климовича. С откровенностью в Чр. Сл. Ком. «толстый» Хвостов показывал: «Мне нужен был человек, который бы был враждебен Штюрмеру... Мне нужно было подобрать такую компанию... Таким путем мне удастся и со Штюрмером кончить» («он останется один, без департамента полиции, без помощи»). При назначении Хвостова, уже старшего, министром вн. дел, Штюрмер более решительно потребовал перевода Климовича в Сенат, на что Хвостов отвечал: «Я ни за что на это не соглашусь» – «с этого все и началось». «У вас есть вернейший способ убрать Климовича...

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010