Участвовал в спасении казанских музейных ценностей, реликвий, архивов от разграбления и уничтожения, за что подвергался преследованию со стороны большевиков, в 1918 году он был условно приговорён к расстрелу. После ухода из Казани белочехов и Комучевцев и установления советской власти были приняты попытки урегулировать музейную и культурную жизнь региона, к работе были привлечены старые специалисты. В 1919 году был назначен членом созданного Казанского губернского подотдела по делам музеев и охраны памятников, а затем входил в Музейную комиссию при Академическом центре Татнаркомпроса. В 1919 году стал академиком Украинской Академии наук, и был внештатным сотрудником с 1920 по 1928 год. В 1921—1922 годах преподавал математику в Казанской военной школе и латынь — в фармацевтическом техникуме. Весной 1922 года его избрали председателем Общества археологии, истории и этнографии (ОАИЭ). Он представлял общество на первой Всероссийской конференции научных обществ по изучению местного края в Москве, стал членом-корреспондентом Центрального бюро краеведения при Академии наук. 1 февраля он стал учёным секретарём Центрального музея ТР, заведовал его научным архивом. В 1924 году начались репрессии против руководства и членов ОАИЭ. В мае 1924 года К. Харлампович был снят с должности председателя Музейной комиссии Татнаркомпроса. В сентябре 1924 года было начато официальное следствие Татотделом ОГПУ по делу Харламповича и группы учёных, входивших в Совет ОАИЭ — И. Сатрапинского, С. П. Шестакова, В. Ф. Смолина, С. И. Порфирьева, Н. В. Никольского и И. М. Покровского. Поводом для открытия дела стало поступление «сведений о группировке черносотенного элемента в Обществе археологии, истории и этнографии, противопоставляющей современным требованиям общественности именуемую ими „чистую науку“, в которой преобладали элементы рутины, отсталых идей, для чего использовались легальные возможности». 20 сентября 1924 года был арестован, а его квартира была подвергнута обыску (однако никаких улик найти не удалось). Тем не менее, его признали виновным по четырём статьям УК — 10, 69, 72 и 73, в том числе в «должностных преступлениях», «хранении и распространении контрреволюционной литературы» и в «дискредитировании Советской власти». Он был приговорён к административной высылке за пределы ТАССР на три года. За смягчение наказания ходатайствовали А. В. Луначарский, руководители Российской и Украинской академий наук, но для ОГПУ был важен этот показной процесс в целях устрашения научной общественности.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

Собственно работы Рункевича были последней попыткой систематического изложения истории всего синодального периода или достаточно больших его Здесь будет уместным назвать еще несколько больших монографий, в которых исследуются хотя и специальные вопросы истории синодального периода, зато на протяжении длительного времени. В этом отношении сохраняет свою ценность весьма полезная работа Н. П. Розанова (1809–1883). По окончании Московской семинарии он очень долго, с 1835 по 1863 г., был служащим, а потом секретарем Московской духовной консистории. Интересуясь исторической наукой, он имел возможность ознакомиться с делопроизводством консистории и ее архивом. В 1869–1871 гг. появилось его трехтомное (в 5 книгах) сочинение под названием «История Московского епархиального управления со времени учреждения Святейшего Синода: 1721–1821». В этой работе главное внимание уделено структуре управления и подробно представлены все его составляющие — консистория, городское и сельское духовенство и т. д. Ввиду того что методы управления в течение XVIII столетия были в сущности везде одни и те же, различаясь разве что в зависимости от личного характера и темперамента того или иного епископа, труд Розанова дает яркую картину положения дел почти во всех епархиях. Заслугой автора является и то, что он использовал такие источники, которые либо все еще погребены в недрах архивов, либо (что еще вероятнее) теперь вообще потеряны для К чрезвычайно важной проблеме истории Церкви и культуры обратился профессор Казанской Духовной Академии К. В. Харлампович († после 1922 г.), намереваясь посвятить ей пространное исследование. К сожалению, в свет вышел только 1-й том этого сочинения под заглавием «Малороссийское влияние на великорусскую церковную жизнь» (Казань, 1914, более 900 с.). На 1-ю половину XVIII в. приходится интенсивный приток в Москву и другие великорусские епархии монахов и епископов (реже — белого духовенства) с Украины, особенно выпускников Киевской коллегии (с 1701 г.— Киевской Духовной Академии). Петр I и его преемники (вплоть до Екатерины II), испытывая нужду в людях образованных, всячески способствовали росту их влияния. Харлампович подверг кропотливому изучению этот процесс, начиная с середины XVII в., тщательно рассмотрев все сферы деятельности названных лиц: школьное дело, управление монастырями, епархиальное управление, проповедничество, миссионерство, и попытался дать ответ на вопрос, каким образом, когда и в какой мере их деятельность оказывала отрицательное или положительное влияние на церковную жизнь. Эта книга может служить также справочником, потому что автор сумел по архивным данным проследить биографии всех этих людей. Она дает очень хорошее представление практически о всех сторонах церковной жизни до 1762 г. и особенно ценна для историка тем, что, будучи создана незадолго до 1917 г., являет собой последнее слово русской церковной науки, исправляя целый ряд прежних ошибочных суждений.

http://sedmitza.ru/lib/text/439965/

При входе там высечена такая надпись: православие или смерть.  Прошло столько лет, но это самое актуальное выражение. Многие наши люди не понимают этого, однако наши образованные враги понимают очень хорошо. Когда распался СССР, было сказано, после гибели страны главным врагом осталось русское православие. Защита веры нашей – важнейший фактор нашей жизни сегодня и в будущем. Тютчев писал: Блажен, кто посетил сей мир В его минуты роковые! Его призвали всеблагие Как собеседника на пир. Мы сейчас переживаем такой пред апокалиптический момент нашего жития. Мы являемся свидетелями грандиозных событий, которые мы не все в состоянии осмыслить. Будем же стойки в вере, в уверенности в победе, будем помогать тем, кто сражается за нашу веру и духовную свободу, и мыслью, и чувством, всем что можно. Н. Карташева: - Спасибо за реплику! А теперь спрошу Артура Викторовича. Вы заканчиваете семинарию. Как Вы видите свое будущее? Почему Вы выбрали именно священнический путь? А. Харламов: - Хотелось бы послужить Богу, людям. Я пришел к вере лет же 20 назад. Мы встретились с отцом Виталием еще до СВО. Так вышло, что мы исповедовались друг другу и подружились. Стали общаться, помогали друг другу. А. Харламов: - Нет. Но отец рассказывал, что прадед у меня был казачок на Дону. Казачья принадлежность есть, но спустя столько поколений. Казак он был по духу, служил прежде всего Богу. Всё его имение – конь и чистое поле. Принадлежность казака всегда принадлежность к Господу Нашему. Я сам из Малороссии. Сейчас там осталось довольно много родственников. С теми, которые вынуждены были уйти на ту сторону, мы общаемся сдержанно, просто поздравляем друг друга с праздниками, понимаем, что живы и здоровы. Те, что на нашей территории, с ними мы часто видимся. Я сам езжу туда очень часто и надолго. Под Рождество у нас была очень большая поездка. Я не батюшка, но я был очень рад возможности поехать. Расскажу один случай. Приехали ребята-штурмовики прямо с передовой. Крепкие, сильные, молодые, экипированные, суровые – они почти не разговаривали.

http://radonezh.ru/2024/02/08/pravoslavn...

По вопросу о ризнице кафедрального собора последовало сообщение Б. Ф. Адлера, что в Центре отнеслись отрицательно к передаче ее Подотделом – собору, но примирились с фактом ввиду сохранения Подотделом за собой права наблюдения за вещами и научного изучения их.   19 Особо ценные церковные предметы казанских храмов и монастырей, взятые на учет Казанским музейным подотделом   1) Сосуды Маркелловские (чаша, дискос, звездица, блюдце). 2) Сосуды Адриановские. 3) Крест Маркелловский. 4) Крест Тихоновский. 5) Крест Луки Конашевича 6) Евангелие 1700 года. 7) Панагия Вениаминовская 8) Панагия Спас Нерукотворный. 9) Крест наперсный Господь Саваоф. 10) Кадило в стиле barocco. 11) Кадило 1803 г. 12) Сосуд для освящения хлебов 1810 г. 13) Саккос коронационный. 14) Воздухи белый глазет. 15) Воздухи бело-розов[ая] парча. 16) Наперсные кресты.   20 10 марта 1922 г. – Протокол 93 заседания Коллегии Казанского отдела по делам музеев и охраны памятников искусства, старины и природы   Присутствовали: Харлампович К. В. (пред[седатель]), Миронов А. М., Сокол В. П., Воробьев Н. И… [Слушали]: «7. К. В. Харламповичем прочитано: Постановление ВЦИ Комитета от 23 февраля и Инструкция о порядке изъятия церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих. Постановили: Ввиду того, что Инструкцией предполагается участие в оценке художественных и исторических древностей губернского отдела по делам музеев, делегировать А. М. Миронова и В. П. Сокола в состав комиссии по изъятию церковных ценностей при Тат[арском] исполкоме». Председатель К. Харлампович, Н. Воробьев, Вл. Сокол [n].   21 10 апреля 1922 г.– Приложение к протоколу 97 заседания Коллегии Казанского отдела по делам музеев и охраны памятников искусства, старины и природы   [Присутствовали: Миронов А. М., Сокол В. П., Воробьев Н. И.] В отдел охраны памятников старины и искусства. Вл. П. Сокол. При проверке описи предметов, намеченных к изъятию из кафедрального собора в Казани, на месте оказалось следующее: Опись составлена весьма поверхностно, бегло и весьма суммарно.

http://sedmitza.ru/lib/text/4510989/

В ноябре 1918 г. когда Казанская духовная академия еще существовала (официально ее закрыли после 1921 г.), но уже не финансировалась, И. М. Покровский был вынужден поступить на службу преподавателем арифметики на 1-е Казанские красноармейские командные курсы и состоял в этой должности до эвакуации их в Киев в 1919 г. В это же время, еще до учреждения Казанского губархива, Покровский начал охрану казанских архивов. Вместе с профессорами Казанского университета Н. Ф. KamahobымII, К. В. Харламповичем III и И. А. CmpamohobымIV он непосредственно участвовал в спасении и сохранении бесценных документальных бoramcmbV. В начале 1919 г. из Москвы в Казань для организации Казанского губархива прибыл представитель Главного управления архивным делом Львов. Он предложил профессору И. М. Покровскому , известному в Москве по его работам в столичных архивах, занять должность управляющего вновь утверждаемого Казанского губархива. Однако Иван Михайлович, не имея склонности к административной работе, отказался от этой должности, но с удовольствием согласился быть непосредственным работником по архивному делу, поскольку историко-археологическими и архивными работами он увлекся еще со студенческой скамьи. 6 февраля 1919 г. профессор И. А. Стратонов по предложению Главного управления архивным делом принял на себя обязанности уполномоченного Главархива в пределах Казанской губернии. Работа распределялась по четырем отделениям, одно из которых (бывшая библиотека Казанской духовной академии), позже переименованное в секцию культуры и быта, возглавил И. М. Покровский . К. В. Харлампович с супругой Верой. 1899 г. Из личного архива И. М. Покровского . При уполномоченном Главархива была создана Комиссия по охране казанских архивов (позднее – Совет по охране архивов), составленная из представителей учреждений, заинтересованных в сохранении архивов губернии, в которую вошли профессора И. М. Покровский , К. В. Харлампович , Н. Ф. Катанов и др. Ее председателем был назначен И. М. Покровский . При Губархиве также была создана разборочная комиссия, состоявшая из профессоров-специалистов и представителей ученых организаций по определению дел, не представляющих исторической ценности и утративших злободневно-житейское значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

К.В. Харлампович Казань, 8 ноября 1901 г. 3 «История российская, через тридцать лет собранная и описанная», была издана после смерти Татищева: три первые книги в 1764–1774 гг., четвертая в 1784 г. и пятая – уже М. II. Погодиным. – В этих книгах сделан свод летописных данных и выписок из иностранных писателей с 860 г. до царя Федора Ивановича. Остались в рукописи записки Татищева о времени от Федора до Алексея Михайловича включительно. Из прочих сочинений Татищева напечатаны: 1) «Духовная» (1773; 1885 – в IV томе «Известий казанского общества истории, археологии и этнографии»; 1896 – в XXII вып. «Русской классной библиотеки»); 2) «Увещание умирающего отца к сыну» – в «Журн. Мин. Нар. Просв.», 1886, апр., и в XXII вып. «Рус. клас. библиотеки»; 3) «Разговор двух приятелей о пользе науки и училищ» – в «Чтениях в общ. ист. и древн. росс», 1887, I; 4 и 5) «Предложение о сочинении истории и географии российской» и «Рассуждение о ревизии поголовной (1742 г.) » – в книге А. Н. Попова «Татищев и его время» (1861, Москва), прилож. нр. 13 и 16; 6) «Напомнение на присланное росписание высоких и нижних государственных и земских правительств» – в сборнике Погодина «Утро» (1859); 7) Татищеву же принадлежит «Произвольное и согласное рассуждение и мнение собравшегося шляхетства русского о правлении государственном» (1780), поданное Верховному Тайному Совету при воцарении Анны Иоанновны (изд.. в «Утре» же). 4 Д. Корсаков: В.Н. Татищев («Рус. Стар», 1887, II); Иос. Сенигов: Историко-критические исследования о новгородских летописях о Российской истории В. Н. Татищева («Чтения в Моск. общ. ист. и др. росс», 1887, IV). 6 Кстати заметим, что мы видим недостаток 2-го издания «Истории» Голубинского в игнорировании многих возражений, какие были сделаны ему по поводу первого издания, и на докторском диспуте, в рецензиях на книгу. В числе их были вполне серьезные, заслуживающие внимания... Затем, при просмотре 2-го издания кажется иногда, что автор не следил аккуратно за тем, что писалось после 1880 г. по вопросам, составляющим содержание его книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

Киев 1884. Профессор Воронов в статье – «Очерк развития малороссийской штунды», помещенной в «Русск. Вест.» за 1884 год, 3, затрагивает этот же вопрос. Означенного вопроса касались в своих исследованиях гг. Емельянов 2 , Старынкевич 3 , автор статьи «Русские рационалисты» 4 , Я. Абрамов 5 , Куплетский 6 , Харламов 7 и др.; но все они не отмечают сложности этого вопроса, они не говорят раздельно об условиях, создавших почву для штундизма и лежащих во внутренней жизни приходских общин и вне этой жизни, не говорят также о причинах, вызвавших штундизм к жизни. Причем г. Куплетский только намечает решение вопроса 8 ; слегка касается его и г. Абрамов. Г. Ушинский, сообщая об условиях, создавших почву для штундизма, говорит только об условиях внутренних, находящихся в самой жизни приходских общин, и не останавливается на условиях, лежащих вне этой жизни 9 . Г. Старынкевич средства для пропаганды штундизма – грамотность и перевод на русский язык Св. Писания – считает условиями, создавшими почву для него 10 . Г. Емельянов кроме грамотности, считает почвой штундизма взаимную помощь, искусную пропаганду, преследования и секты: молоканскую, духоборческую и хлыстовскую, находящиеся в период разложения 11 . Автор статьи «Русские рационалисты» и г. Харламов, устанавливая генетическую связь между штундизмом и предшествующими ему духоборчеством и молоканством 12 не приводят фактических данных, свидетельствующих о непосредственном влиянии духоборцев и молокан на образование штундизма. – Трудность решения вопроса о происхождении штундизма обуславливается отсутствием данных, на основании которых можно было бы составить, более или менее, полное представление об условиях, создавших для него почву. – Штундизм обнаружен был в начале 60-х годов. Очевидно, условия, создавшие для него почву, лежали в жизни приходских общин дореформенного периода. Не говоря уже об отсутствии исследований, имеющих своим предметом воспроизведение религиозной жизни дореформенных приходских общин, сырого материала для обработки этого предмета почти нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

Мой рассказ о постановлении по привлечению к ответственности фальсификатора моего дела, содержащемся в моем деле, быть может, произвел бы на моих новых сокамерников впечатление наиболее сильного аргумента в пользу гипотезы о том, что нас тут собрали перед освобождением, если бы не еще более яркий и уж вообще не подлежащий иному истолкованию случай. Среди нас оказался инженер, сотрудник Политехнического института Кацман. Ленинградский городской суд приговорил его за антисоветскую агитацию к десяти годам исправительно-трудовых лагерей. Он подал кассационную жалобу в Верховный суд (не помню РСФСР или СССР). Верховный суд оправдал его, за недоказанностью обвинений. В тюрьме Кацману выдали копию решения Верховного суда, точность которой была заверена подписью начальника тюрьмы и круглой печатью. Эту бумагу Кацман держал в кармане пиджака. Каждый из нас перечитал ее по многу раз. Находившийся с нами опытнейший ленинградский юрист — Михаил Николаевич Лупанов — истолковал этот документ однозначно — «Пойдете на свободу!» Шутка сказать — человек оправдан Верховным судом!!! Жизнь наша в новой камере после следственных казематов казалась просто замечательной. Камера просторная, светлая. Воздух свежий. Окна, отворявшиеся внутрь, открыты целыми днями настежь. На дворе теплый и солнечный июль. В камере много книг. Сидя в следственных камерах, мы и не знали, что книги Маркса и Ленина (ну и тем более, если бы кто захотел, — Сталина), а также книги на иностранных языках, выдаются без ограничений. В этой камере разрешали играть не только в казенные комплекты шахмат и шашек, которые в следственные камеры выдавали редко и ненадолго — на всех желающих не хватало. Здесь разрешалось держать шахматы и шашки, слепленные из хлеба. Если к этому добавить, что с нами сидел чемпион РСФСР по шахматам Кронид Харламов, — станет ясно, с какой интенсивностью и интересом шла игра. Нередко Харламов ложился на свою койку спиной к нам, и мы играли против него на тринадцати досках (хорошо помню эту цифру). Разумеется, он почти никогда не проигрывал.

http://azbyka.ru/fiction/xorosho-posidel...

Председатель К. Харлампович, член Отдела проф[ессор] А. Миронов.   35 10 декабря 1922 г.– Протокол (без заседания коллегии Казанского Губмузея   Присутствовали: К. В. Харлампович, А. М. Миронов… П[ункт] 2. Заслушано отношение [приходского] совета Петропавл[овского] собора с препровождением бланков, заполненных описями церковных предметов, взятых на учет Губмузеем. Постановили: Ввиду того, что на некоторых бланках описано по нескольку предметов, вернуть их для нового описания каждого предмета отдельно. П[ункт] 3. Заслушано отношение настоятеля Спасо-Преображенского монастыря о том, что все предметы художественного и исторического значения взяты комиссией по изъятию и хранятся в Наркомфине, но по смыслу инструкции экспертам они должны быть возвращены в монастырь. П[ункт] 4. Принято к сведению сообщение К. В. Харламповича, что по данным ответам из Варваринской и Грузинской церквей там тоже нет вещей, подлежащих описанию. Председатель Харлампович, член Губмузея проф[ессор] А. Миронов [cc].   36 31 декабря 1922 г.– Протокол (без заседания коллегии Казанского Губмузея   Присутствовали: К. В. Харлампович, А. М. Миронов... П[ункт] 2. Приняли к сведению отношение совета церк[овной] общины кафедр[ального] собора с представлением 70 заполненных бланков описаний памятников ц[ерковной] старины, взятых на учет Губмузеем… Заведывающий Харлампович, член отдела по делам музеев проф[ессор] А. Миронов [dd].   37 5 мая 1923 г.– Протокол (без заседания коллегии Казанского Губмузея   Присутствовали: К. В. Харлампович, А. М. Миронов, В. В. Егерев… П[ункт] 2. Приняли к сведению следующее сообщение заведующего: П. М. Дульский вторично передал ему, что в Центре настойчиво предлагают Казанскому отделу находящиеся на его учете вещи из ризницы кафедрального собора взять на сохранение себе и что к тому же вынуждают современные церковные события. Ввиду этого, а также уже имеющейся готовности коллегии Центрального музея [Казани] предоставить для этих предметов место в музее и принять меры к усилению охраны последнего, он, Харлампович, написал совету общины кафедрального собора требование сдать отделу все те предметы, которые находятся на учете Отдела как памятники историко-художественного значения. Принято к сведению отношение совета общины Покровской церкви с представлением описей церковных предметов, оставленных в храме по представлению Отдела...

http://sedmitza.ru/lib/text/4510989/

Десятый день. Св. священномученик Харлампий. (Обилие плодов земных есть дело благословения Божия). I. Священномученик Харлампий, память коего совершается ныне, был епископом города Магнезии (в Фессалии). Он жил и пострадал за имя Христово во 2-м веке по Р. Хр. в царствование римского императора-язычника, Септимия Севера. Как истинный пастырь стада Христова, св. Харлампий поддерживал в вере и твердости христ. упования своих духовных чад во время разразившегося тогда жестокого преследования христиан со стороны язычников. За это он был схвачен языческими властями и приведен на суд к начальнику области Лукиану. После решительного отказа св. Харлампия изменить христианской вере, судьи приказали снять с доблестного пастыря священные одежды и терзать тело его железными когтями. При этом железные когти разгибались, а тело праведника оставалось без вреда. Пораженные этим чудом, двое слуг – Порфирий и Ваптос уверовали во Христа и пред лицом правителя прославили всемогущую силу Христову, укрепляющую страдальцев за Его имя, за что оба они были усечены мечом. После этого многие из язычников приходили к святому епископу и принимали от него крещение, исповедуя пред ним свои грехи. Болевшие различными недугами получали от него исцеления. Начальник фессалийской области, Лукиан, не зная, как поступить, отправился к самому императору и рассказал ему о всем случившемся в Магнезии. Услыхав, что многие из язычников уверовали чрез Харлампия во Христа, безумный царь пришел в ярость и приказал послать в Магнезию триста самых лютых воинов, чтобы они схватили прославленного Господом епископа и привели его в Антиохию. Не будем рассказывать о зверских мучениях, каким был подвергнут св. священномученик Харлампий... Разгневанный царь решился наконец умертвить его мечом. Придя с веселием на место своей казни, Харлампий воспевал хвалебные песни Господу и испустил дух прежде, чем его коснулся губительный меч. Перед своею кончиною священномученик молился Господу: «Господи! дай славу Твоему имени: пусть в том месте, где будет похоронено мое тело и где будут меня поминать, не будет ни голода, ни мора, ни вредного воздуха, погубляющего плоды земные. Пусть будет в том месте мир, здравие телесам, спасение душам, изобилие пшеницы и вина. Господи Боже! Ты знаешь, что люди – плоть и кровь; оставь же им грехи, подай изобилие плодов земных, чтобы за труды свои они достаточно насыщались и прославляли Тебя, подателя всех благ. Пусть будет им исцелением сходящая от Тебя роса; излей на всех благодать Твою».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010