Харитон — представитель народного, простосердечного сословия, которое, как только началась война, знало: «Отвоюемся, тогда все по родным дворам разойдемся — кто к матери, кто к жене с ребятишками, а кто один был — тот семейство себе заведет». Слова, которые произносит герой написанной в 1942 году в Уфе пьесы «Без вести пропавший, или Избушка возле фронта», с их ясной, но при этом идеальной, сказочной и неизбежно возвышенной картиной мира (и этим опережающим углом зрения отличаются обе платоновские военные пьесы), подвергаются в «Возвращении» испытанию «низшим», и Харитон выдерживает его с той мерой чести и находчивости, которую ценит в нем автор: «Пойди у него спроси, он все говорит и смеется, я сам слышал. У него жена Анюта, она на шофера выучилась ездить, хлеб развозит теперь, а сама добрая, хлеб не ворует. Она тоже дружила и в гости ходила, ее угощали там. Этот знакомый ее с орденом был, он без руки и главным служит в магазине, где по единичкам промтовар выбрасывают… Этот без руки сдружился с Анютой, стало им хорошо житься. А Харитон на войне жил. Потом Харитон приехал и стал ругаться с Анютой. Весь день ругается, а ночью вино пьет и закуску ест, а Анюта плачет, не ест ничего. Ругался-ругался, потом уморился, не стал Анюту мучить и сказал ей: „Чего у тебя один безрукий был, ты дура-баба, вот у меня без тебя и Глашка была, и Апроська была, и Маруська была, и тезка твоя, Нюшка, была, и еще надобавок Магдалинка была“. А сам смеется, и тетя Анюта смеется, потом она сама хвалилась — Харитон еще хороший, лучше нигде нету, он фашистов убивал, и от разных женщин ему отбоя нету. Дядя Харитон все нам в лавке рассказывает, когда хлеб поштучно принимает. А теперь они живут смирно, по-хорошему. А дядя Харитон опять смеется, он говорит: „Обманул я свою Анюту, никого у меня не было — ни Глашки не было, ни Нюшки, ни Апроськи не было, и Магдалинки надобавок не было, солдат — сын отечества, ему некогда жить по-дурацки, его сердце против неприятеля лежит. Это я нарочно Анюту напугал…“».

http://azbyka.ru/fiction/andrej-platonov...

Митрополит Харитон был отправлен в Москву и 10 декабря, по указу государя, он был расспрашиваем в Посольском приказе: кто его ставил в митрополиты и когда, есть ли у него ставленная грамота и грамоты свидетельствованные о нем, не был ли он у Римского папы, и отчего нет на нем митрополичьей панагии? Харитон сказал: ставил его в митрополиты в городе Ахриде архиепископ Афанасий в город Дуррахион, тому уже лет семнадцать, и настольная грамота у него есть, а с собою ее не привез, ибо по причине морового поветрия оставил ее и все свое платье в Швеции. Шведский король дал ему милостыню на окуп тринадцать бочек меди, и он ту медь оставил с человеком своим в свеях, а в Московское государство приехал только бить челом государю и отцу его о милостыне. У папы Римского он бывал на пути, когда выехал из Царьграда, был и в разных государствах: во Французской, и в Английской, и в Датской, и в Свейской земле, и королей тех государств грамоты у него для свидетельства есть; есть у него и грамота Царе-градского патриарха Кирилла за его патриаршею рукою и руками митрополитов. Харитон подал в приказе шесть грамот: одну от патриарха Цареградского Кирилла, что он отпущен во всю вселенную для милостыни, за подписью трех митрополитов, две грамоты английских королей: Иакова и сына его Карла, грамоту датского короля Христиана, грамоту шведского короля Густава Адольфа и грамоту французского Людовика – все о проезде через их государства Харитона и о милостыне ему. Панагии же нет, да и не было у него потому, что греческие митрополиты панагий не носят. В Посольском приказе переведена была грамота английского короля «Якубуса», данная им Харитону. В ней между прочим написано было от лица короля: «Мы из некоторых грамот разных князей и государей выразумели, что сей честнейший отец Харитон Салвиус, греческого закона и земли, митрополит Дюрахиенский, и своей митрополии всегда искал, но всяких мерах, Спаса нашего Иисуса Христа славы и многих христиан, которые туда ездили по своим делам, навещал и всяческим помогал.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Алагира Харитон Ильич Габуев встретил в поверженном Берлине. С восторженной радостью о Дне Победы он писал своей матери Годзама в Алагир: «Поздравляю тебя с праздником Победы! Как видишь, я остался жив. Пережила тяжелые дни и ты. Как я хотел видеть тебя в эти дни радости и торжества! Побереги себя до нашей встречи. Велико сознание того, что мы отплатили немцам с избытком за все страдания нашего народа. В веках они будут пугаться от одной мысли об этой войне… Еще недавно немецкие горе-руководители кричали и пугали нас партизанской войной в Германии. Ничего из этого не вышло. Наши народы в районах, оккупированных немцами, в свое время не покорились захватчикам, но немцы покорены окончательно, партизанская война им и не снится!» Харитон Ильич пользовался безграничным авторитетом и доверием у своих подчиненных и сослуживцев. Для молодых солдат он был словно родным заботливым отцом. В одном из военных писем жене он пишет: «Недавно отправлял в военное училище своего любимого ординарца. И вот он мне на прощание сказал: Харитон Ильич, я вас прошу только об одном – берегите себя! Не идите хотя бы туда, где ваше присутствие не вызывается необходимостью”. Я его успокоил…». О заботливости и человечности Харитона Ильича по отношению к подчиненным, сослуживцам свидетельствует характерный фронтовой случай. После изнурительных боев Харитон попросил солдатских поваров испечь для подчиненных ему солдат пироги с капустой по рецепту его матери Годзама, какие она пекла для него в родной Осетии. Радости солдат не было предела, когда они досыта наелись заказанными их командиром любимыми лакомствами его детства. После окончания войны Габуев еще оставался некоторое время на командирской работе в поверженной Германии. Об этом он пишет так: «На днях прибыл на новое место. Видимо, здесь будем жить долго. Сменили американцев. Немцы очень рады нашему приезду. На наших союзников сильно жалуются. Видимо, насолили им порядком. Делают вид, как будто бы понесли незаслуженную кару. Быстро забыли свои проделки.

http://pravoslavie.ru/132016.html

А «геронда» не может понять: за що? Это называется синдром западной Украины. Да и фамилия - Усенко. Р.б. Игорь 2019/06/09, 00:29:45 Я знаю афонские реалии. Для меня удивительно, что вора поймали с украденным и с ножом. Это сделать крайне сложно! Тем более поймать матерого уголовника с поличным. Для меня это свидетельство того, что Бог не даст надругаться над Своими священниками, как Отец не даст детей в обиду, и как царь не даст своих близких на поругание. Это большое утешение. Велик Бог наш! И верен Своему слову! Иерей Сергий 2019/06/04, 11:06:53 Старец Харитон, живущий на Каруле, рассказывал нам историю, как он на крик вышел во двор и увидел, что Афанасий избивает своего послушника. Сначала бил его наотмашь в лицо, потом повалил и стал пинать ногами. Тот похоже потерял сознание. Но «геронда» пинал его даже не замечая этого. Старец Харитон в ужасе стал кричать Афанасию. Но тот не обращал внимания. Тогда о. Харитон стал бросать в него камни, лишь тогда тот остановился. Между прочим, сам о. Харитон был полицейским до Афона. Дионисий 2019/06/01, 01:24:43 ....В рай первым вошел разбойник Будьте добры ссылку. А то начнешь разбойничать, а потом окажется, что пускают не первым, а скажем, третьим...))) Николай 2019/05/31, 21:04:11 Мы все больные, и нам всем нужен Бог. Многие разбойники делались святыми, и из них не думаю что все были просветленные. Они молились чтоб Господь простил их. Мы ищем все Бога и Откровений Его, и поэтому в интернете ищем друзей, наставников, очевидцев, монахов и священников. Думаю что Афанасий один из нас. В состоянии прелести человек попадает по допущению Господа, но и дает силы выйти из него. Никто не сможет подняться если не упадет. Спасибо за комментарии, ибо полезные ссылки сам ищу. Пусть Господь благословит нас на спасение души, познание добра и зла. С уважением ко всем, Владимир. Владимир 2019/05/31, 11:04:40 В рай первым вошел разбойник р.Б. Марина 2019/05/30, 23:06:54 (О. Афанасий не причащался 10 лет.) Вот как! Не даром в своих видео он и не скрывает непонимание ( можно сказать иначе ) и таинства Евхаристии, и благодати Святого Духа. Надо за него молиться. Что-то все это очень серьезно.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=304...

Но когда приходит время сбора плодовых культур, человек видит, что земля не слушается голоса человека и не даёт ему столько, сколько он хочет. Тогда человек злится, ругается, и хулит Бога и землю, и измышляет новые средства насилия над землёю, новые методы её обессиливания... Не подумает бедный человек, почему земля перестаёт ему давать хлеб. Не потому ли, что человек страшно сквернит грехами свою матушку-землю? Ругает её, хулит, хотя внешне и украшает её новыми садами, парками, разными видами цветов и пр. Тайну земного плодоношения открывает старичок. Дедо Харитон – Тах-то тах, – говорит дедо Харитон собравшимся парням, – машины – хорошее дело, но, ребятки, здесь ещё не хватает чего-то важного. – Хорошего удобрения! – торопится разгадать загадку веснушчатый молодой бригадир. – Да нет, Илюша, не то, – хитро щурится старик. – Опытных агрономов, – вставляет другой парень. – И то нет, Серёга. У нас, кажется, агрономы учёные. – Так чего же, дед, скажи? – нетерпеливо спрашивают сразу несколько голосов. Старик не сразу отвечает. Он сначала почесал свой затылок. Потом вынул махорки, закурил. Также не торопясь зажёг спичку, прикурил. Все следили за его действиями, как за секундной стрелкой. Нетерпение росло, напрягалось. – Ну, дедо Харион? Ну? – торопили его. Дедо Харитон же, как на зло, не спешил. Он заговорил, кажется, совсем о другом, постороннем. Он будто боялся сказать ребятам прямо. «Не поймут плуты, – думал он. – А то и засмеют». Так он их постепенно, как бы из засады берет. – Давно это было, – неторопливо начал он, и все легко вздохнули. Ладно, хоть дед Харитон заговорил. Пусть и издалека начал – и то легче, чем молчать. – Да, давненько это было, – повторил он, – во всем нашем округе была смертельная засуха. Матушка-земличка вся потрескалась, вся обгорела. Скотинушка стала вся подыхать, зверюги лесные, волки и всякая плотоядность нагинули на село, чуют, знать, запах трупный. Ох, горюшко было какое, – вздохнул старик, – несколько сел больших по окружности нас начисто повымерли от голода да болезни. Пошёл я тогда к голове сельскому да и говорю ему: «Слушай-ка, Семён Терентьич, ведь гибнем. Давайте что-нибудь делать. Как собаки все подохнем». – «А что же делать? Попа разве съездить в волость да привезти?» – «Хоть попа, – говорю, – хоть кузнеца, только надо что-то делать».

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПОПОВ ХАРИТОН ИВАНОВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Х.И. Попов (портретная ретушь), около 1884 г. Семья Харитона Ивановича Попова. Осень 1893 года В 1854 году венчался с Надеждой Васильевной Калининой (+ 1862). В браке родилась дочь Екатерина. Повторно женился на дочери священника Троицкой церкви станицы Мигулинской Александре Петровне Поповой. Будучи многодетным семьянином, Харитон Иванович помогал родственникам и нуждающимся семьям. Дети : В начале 1860-х годов он начинает публицистическую деятельность. Писал в местных газетах статьи, освещавшие злободневные вопросы казачьей жизни. Однако затем он все больше обращался к историческим темам, публиковал материалы по археологии и краеведению. Одной из первых была помещена в «Донских войсковых ведомостях» его статья «Находка древностей в юрте станицы Мигулинской на Дону». Потом последовала серия публикаций, озаглавленных «Материалы для истории Войска Донского», в которых были приведены акты, запрещающие принимать на Дону вольных людей, начиная с 1698 года. Для написания статьи «Исторические статистические сведения о Кумылженской станице» ему потребовалось обратиться к станичным архивам Хопёрского округа. Статья стала своего рода вехой в краеведческой деятельности Попова: она была представлена в Областной Статистический комитет, и принесла автору диплом действительного члена этого комитета. Причем, комитет не замедлил командировать его в Хопёрский округ для разбора документов окружного архива и для знакомства со станичными архивами. Побывал он в 1866 году и в архивах Усть-Медведицкого округа, где также обнаружил и привез в Новочеркасск немало интереснейших актов казачьей истории, которые впоследствии послужили основанием архива музея. Печатался в «Памятных книжках» Донского статистического комитета, «Донских областных ведомостях», «Донской газете», «Казачьем вестнике», «Донском поле», «Донской речи» и других периодических изданиях Дона. Был редактором «Донской газеты».

http://drevo-info.ru/articles/13676525.h...

Отец Харитон был также известным делателем Иисусовой молитвы и имел желание удалиться в «пустыню», отшельничать, но подчинился велению обстоятельств и исполнял свое служение в самой гуще событий своего времени. В 1936 году совместно с протоиереем Сергием Четвериковым игумен Харитон написал книгу «Умное делание. О молитве Иисусовой», а в 1943 году – книгу «Аскетизм и монашество»: «Комитетом по сохранению монастырей, где и я состою членом, было поручено мне составить статью об идеале монашества, но так как у меня для этой работы нет ни ценза образования, ни особой способности, то я отнекивался от такой работы, однако за послушание согласился что-либо написать из книг и написал “Доклад об Идеале монашества и об Аскетизме”». Игумен Харитон в докладе глубоко и подробно рассматривает и анализирует смысл и цели православного монашества, пытается объяснить принципы и основы духовной жизни православного инока именно в условиях монастыря. После выхода в свет в 1943 году книга еще не переиздавалась. Представляем вниманию читателей фрагмент этого труда. Духовное наследие последнего игумена Старого Валаама, несомненно, представляет ценность и для современного монашества. Умственное размышление о Боге не есть подлинное религиозное восприятие (три рода просвещения) В настоящее время не редко приходится слышать и даже читать в печати мнение, по которому наши православные монастыри будто бы уже отжили свое время. Некогда, говорят, они были полезны и даже необходимы как единственные центры просвещения, как распространители высшей культуры в народе, а теперь потеряли это значение. Просветительными центрами вместо них стали школы, в культурном отношении монастыри уже не идут впереди, а позади окружающего их общества. Итак, говорят, зачем теперь нам нужны монастыри. Они представляют из себя лишь какой-то исторический пережиток, потерявший живое значение. Если их хотят оживить, если хотят, чтобы они снова имели значение в общественной жизни, нужно изменить их характер, нужно дать им другое назначение, нужно сделать их учреждениями благотворительными. Они большею частью расположены в здоровых и живописных местах, нужно устраивать при них санатории, приюты, богадельни, школы и тому подобное. Тогда наши монастыри снова получат смысл и будут полезны народу.

http://pravoslavie.ru/98575.html

Эти письма стали источником вдохновения для многих поэтов и песенников в годы войны: «Жди меня!», «Землянка», «Темная ночь» и многие, многие другие стихи и песни появились тогда и стали любимыми произведениями на фронте и в тылу. И сейчас, в мирное время, фронтовые письма оживают под пером современных поэтов. В них, во фронтовых письмах и послевоенных записках, отразилось все: и горечь первых поражений, и боль человеческих потерь, и ужас ожесточенных боев, и возможность выразить любовь к близким и к любимой, и радость от совершившихся побед. Письма с фронта – это прозаический нерв Великой Войны, не позволяющий стереть память о ее героях. Перед нами несколько листков пожелтевшей от времени бумаги, на которых Х. И. Габуев писал с фронтов своей жене Фене и матери Годзама – грамотно, красивым почерком. Имеются также и послевоенные воспоминания журналиста Х.И. Габуева, составленные рукописным и машинописным текстом. Письма с фронта – это прозаический нерв Великой Войны, не позволяющий стереть память о ее героях Что мы узнаем из них? Что с 22 июня 1941 года Харитон Габуев – в первых рядах соединений 5-й армии Юго-Западного фронта, в боях с немецко-фашистскими ордами. Юго-Западный Фронт одним из первых принял страшнейший удар гитлеровцев. Бои были настолько страшными и ожесточенными, что в боях погиб весь штаб фронта во главе с командующим генерал-полковником Кирпоносом, о котором Харитон Ильич очень тепло отзывается в своих послевоенных воспоминаниях. Город Мациев, в котором дислоцировалось его подразделение и в котором у него за год до начала войны родилась дочь, по воспоминаниям Х. Габуева, был стерт врагом с лица земли. Гражданское население этого польского города было вырезано почти дочиста. В направлении Любань-Ковель-Сарны-Чернигов вело страшные ожесточенные бои с врагом соединение 5-й ударной армии, в котором служил Х. Габуев. 19 сентября 1941 года, в жесточайших боях за переправу у села Городище Пирятинского района, Харитон Габуев был тяжело ранен в правое плечо. Каким страшным был этот бой для молодого офицера Х. Габуева, свидетельствуют его строки из послевоенного письма редактору газеты «Правда»:

http://pravoslavie.ru/132016.html

Прошло немного времени и богоборствующий император был по справедливости наказан Богом за то зло, с которым дерзнул пойти на христиан: всезлобный Аврелиан умер страшной смертью . Заступивший после него на царство Тацит был вразумлен примером своего предшественника и, боясь, что тоже будет наказан, приказал прекратить преследования христиан во всех областях своего царства. Так, по устроению Божию, божественный Харитон не был предан смерти. И многие получили большую пользу от долгой земной жизни Харитона Исповедника, чего не было бы в результате его мученической кончины. Согласно царскому указу ему была дарована полная свобода. Хотя святой и не принял за Христа мученической смерти, однако на выносливом его теле остались победные знаки и раны. Почти умерев для этой временной жизни и желая отныне служить только Единому Богу, он вступил на узкий и скорбный путь, ведущий, по словам Самого Господа, человека в жизнь вечную ( Мф. 7:14 ). После освобождения из заключения, Харитон принял решение пойти в Иерусалим. По дороге в Святую Землю он попал к звероподобным разбойникам, которые связали ему за спиной руки, надели на шею железную цепь и привели треблаженного в пещеру, где обитали сами. Оставив его там связанным, они вышли на проезжую дорогу подстерегать других путников. А божественный Харитон, размыслив, что нашедшее на него искушение попущено Богом на пользу его души, вначале премного возблагодарил Создателя, и, обратившись к злобному диаволу, стал поносить его таким образом: «О, мерзкий и нечистый, за что ты предал меня этим разбойникам – чтобы они убили меня, или чтобы помешать мне достигнуть цели? Хотя бы ты и усердно старался умертвить меня, напрасно трудишься, потому что ты ясно видел, что я, по благодати Христа моего, презираю любую смерть. А если ты и хочешь сбить меня с пути, чтобы я жил, не подражая Господу, ничего у тебя не выйдет. Потому что, будучи милосердным по природе, Творец ищет всякий самый малый предлог, чтобы щедро даровать Свои блага тем, кто желает жить богоугодно».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

В 1884 году стал одним из организаторов «Общества любителей донской старины». Его известность, как историка и археолога, перешагнула границы Донской области: выступать с докладами по донской истории и археологии его приглашали в Вильно (1893), Москву (1896), Харьков (1902). Имел гражданский чин статского советника (полковник), был награжден рядом орденов Российской империи, в том числе орденом Св. Владимира 4 ст. С февраля 1899 года статский советник Х.И. Попов исполнял должность заведующего Новочеркасским музеем. За девять месяцев пребывания в этой должности он подготовил музей к открытию: собранный им археологический материал, коллекция оружия и другие экспонаты послужили для этого основой. Он продумал всё до мелочей и составил подробную программу открытия музея, утвержденную войсковым наказным атаманом К.К. Максимовичем. 22 ноября 1899 года состоялась торжественная церемония открытия нового музея. Супруги Харитон Иванович и Александра Петровна Поповы, на даче, около 1910 г. На посту заведующего Донским музеем Попов вёл большую исследовательскую работу. Им проводилось описание предметов, выявление и описание так называемых «каменных баб» на территории области. Была составлена и разослана во все учебные заведения области специальная анкета о «каменных бабах». И это получило отклик на местах, в архиве в личном фонде Попова имеются многочисленные сообщения с мест и рисунки каменных баб. В январе 1913 года Попов подготовил сведения о материалах и портретах участников войны 1812-14 годов. Список на 23 живописных работ, сюда же вошли гравюры, литографии, все это говорило о богатом материале по Отечественной войне 1812 года собранном в музее. В 1913 году, обобщив многолетние собирательские и исследовательские труды, Х.И. Попов составил каталог на 5000 предметов. Наряду с многочисленными газетными и журнальными статьями Харитон Иванович опубликовал и ряд отдельных изданий. Большое место в изыскательской деятельности Попова занимала археологическая проблематика. Его доклад «Сведения о древних памятниках, находящихся в земле Войска Донского» был представлен на Первом археологическом съезде в Москве. Он же точно определил по археологическим остаткам местонахождение хазарской крепости Саркела (Белой Вежи), указав её у станицы Цимлянской. Об этом был его доклад на археологическом съезде в Вильно в 1893 году. В 1902 году в Харькове, уже, будучи директором Донского музея, выступал с «Сообщением о Донском музее и взгляде о происхождении донских казаков».

http://drevo-info.ru/articles/13676525.h...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010