Больше того, увенчанная довольно высоким шпилем Покровская колокольня так же имела вытянутые пилястры и рустованные лопатки, четко выделявшиеся на плоскостях её стен. В 1938 г. колокольня была разобрана на кирпичи. До наших дней сохранился лишь фрагмент фундамента. Источник: сайт монастыря, http://st-tihon.ru/architecture/belltower/ Город Торопец, где провёл своё детство и куда часто приезжал Святейший Патриарх Тихон (Белавин), является одним из старейших городов России. Это город-крепость, страж на границе Руси. Список имён, связанных с Торопцом, обширен. Это и Исаакий Торопецкий, Киево-Печёрский затворник, и преподобный Харитон Кудинский, и преподобная Евфросиния Полоцкая, и благоверный князь Александр Невский, а также побывавшие в разные годы царствующие особы: Михаил Феодорович, Алексей Михайлович, Пётр I, Елизавета Петровна, Екатерина II, Павел I, Александр I, Александр II. Торопчане уважают и глубоко почитают своего земляка, великого защитника Православной веры Святейшего Патриарха Тихона. В городе сохранился дом, где он жил, храм, где служили будущий Патриарх и его отец - иерей Иоанн Белавин, могила родителей и братьев святителя, где в 1997 году была установлена часовня, а в 2001 году - гранитное надгробие и распятие. В 2005 году на территории бывшего Свято-Никольского монастыря решением Священного Синода и по благословению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора был основан Свято-Тихоновский женский монастырь - во имя святителя Тихона. В исследованных документах данные о времени создания и имени основателя Никольского монастыря города Торопца отсутствуют, но можно предположить, что он возник вслед за основанием города - после 1074 года. На основании сохранившихся материалов можно заключить, что Никольский монастырь, так называемый " Николаевский особный " , был достаточно процветающим, имел земли, получал пожертования, как от местных жителей, так и от усердных богомольцев. Он был расположен на берегу озера Заликовье, но после перенесения города на новое место в XVI веке изменил своё местоположение.

http://sobory.ru/article/?object=07066

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ХАРИТОН КУДИНСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Харитон, игумен Кудинский Редакция текста от: 12.12.2021 20:53:53 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13680789.h...

Святитель, предположив в начале 1729 г. послать для ревизии доверенное лицо в Иркутскую десятину, в которую входили церкви от Иркутска до Балаганска по ту и другую стороны Ангары, а на восток до Верхоленска на Лене, от 30 января приказал предварительно обвестить о сем все причты той десятины, чтоб они к приезду посланного приготовили Исповедные и Метрические книги и данные деньги. К причтам послан был прочетный указ, который от священника до священника должен был пересылаться в возможной скорости. Поводом к предварению служило то, что мало тогда было искусных писцов, способных вести церковную отчетность, и причты, особенно церковные старосты, вынуждались приискивать таковых заблаговременно. 17 марта ревизором назначен ключарь, соборный священник Иван Дмитриев, и получил инструкцию, которая отлична от прошлогодней, данной поповскому старосте Петрову, некоторыми особенностями и большею полнотою. Вот список с последней: «Указ наш архиерейский честному отцу Ключарю священнику Ивану Дмитриеву. Ехать тебе во всю Иркутскую десятину, а имянно: в Кудинск, на Урик, на Оек, на Олонки, в Усолье, в Верхоленск, на Бирюльку, на Манзурку, на Ангу, в Балаганск, на Каменку, на Бадай, на Китой, в Бельск, в Верхъиркутскую Слободу к церквам, а в действиях поступать по нижеследующим пунктом: 1. Во всех вышеозначенных церквах осмотреть Престолы Святые, Антиминсы, Дароносицы, и в них честный освященный Дары, не заплесневели ль и чисто ли хранятся, Жертвенник чисто ли содержится, нет ли где паутин; також все благочиние и украшение церковное; и свечи восковыя везде ль делаются по формам. 2. Крепко выведывать, не обретаются ль раскольники и суеверцы, церкви православной противнии, и ежели где сыщутся, таковых записывать имя и чин; а священников допросить с подтверждением: не ведают ли где в своих приходах тайных или явных раскольников, и не таятся ли оные. 3. Старост церковных сочесть за 728 год по приходным и расходным книгам в денежной казне, и сочинить краткие выписки, где и сколько что от прежняго старосты принято, и что в приходе и расходе будет, також что на ком начтено или перечтено будет, и откуда оной перечет сделался; також и в товарной казне усчитать же, что в прикладе, и что в издержке, и что расходом денег и прочаго ныне к 1729 году осталось на лицо, а сочетши и сочинить выписки, привесть и подать в наш архиерейский приказ.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Дела в родовом управлении велись словесно. Несколько улусов, то есть родовых управлений, подчинялись родовой управе в составе головы, выборных и письмоводителя. Многие роды, соединенные в одно ведомство (инородная управа), подчинялись степной думе, состоявшей из главного родоначальника (главный тайша), его помощников, заседателей и голов. Главные родоначальники утверждались генерал-губернатором, остальные – губернатором. В функции инородной управы входило обнародование и исполнение всех предписаний начальства, предупредительные меры против эпидемий, падежа скота, пожаров; сбор ясака и недоимок; заведование хлебными складами и попечительство над нуждающимися семьями. 57 Очевидно, в тексте опечатка и имеется в виду о. Николай Канаровский (Батароев), первый священник, выходец из новокрещенных аларских бурят. О. Николай был священником Кафедрального собора и маститым миссионером, в качестве вероисповедника он вошел в состав первого миссионерского комитета в Иркутске, учрежденного архиепископом Иринеем в 1830 г. (председателем комитета был известный священник прот. П. В. Громов). ([Громов П. П]. Первый, первая, первое в Иркутске//Иркутск. епарх. ведомости. Прибавления. – 1878. – 46. – С. 518–519). 58 Пред самым отправлением Преосвященнейший Архиепископ Ириней дал писанное наставление следующего содержания: Секретно. Ученику Богословия Егору Добросердову. Отправляя тебя Веропроповедником к бурятам Кудинским, Тункинским, Китойским, Аларским, Балаганским, Идинским, Манзурским и Косостепским, с коими познакомят тебя приходские священники, нахожу нужным сказать тебе с спутником твоим в наставлении следующее: 1-е. Отнюдь нигде не именовать себя проповедником, а в виде простого посетителя или гостя предлагать беседу свою посещаемым тобою бурятам, и в особенности их тайшам, шуленгам и старшинам, об обращении ко Христу, на основании Его же словес: Покайтеся и веруйте во Евангелие ( Марк 1, 15 ). Если ты понимаешь смысл оных слов во всем их пространстве, то нет тебе нужды ни в пространном моем наставлении, ни в излишней с твоей стороны заботливости: како или что возглаголешь ( Лук. 21, 14 )? -е.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

Если в русских селениях на каждые 1500 и 2000 душ назначается особый священник, то тем более это требуется в инородческих приходах, где число одних крещенных во многих станах далеко превзошло это число. Ибо эти новокрещенные требуют особливой пастырской заботливости для утверждения их в православной вере, для приучения их к исполнению христианских обрядов и к русской жизни, для уничтожения языческих суеверий, для ограждения их от вредного влияния ламства и шаманства, – и в тоже время миссионер должен оглашать словом истины тех, которые еще не вошли в ограду церкви, которые еще доселе пребывают во тьме шаманских и ламских суеверий. Спрашивается, как велики были успехи Иркутской миссии за время управления Иркутской епархией Высокопреосвященного Вениамина? Из отчетов Иркутской миссии, напечатанных в Трудах православных миссий Иркутской епархии в Иркутских Епархиальных Ведомостях, видно, что число просвещенных св. крещением бурят с 1873 г. по 1885 год было следующее: 1873 г. – 1158 чел., 1874 г. – 1035 чел., 1875 г. – 1827 чел., 1876 г. – 1587 чел., 1877 г. – 2631 чел., 1878 г. – 1800 чел., 1879 г. – 1802 чел., 1880 г. – 1923 чел., 1881 г. – 1827 чел., 1882 г. – 1724 чел., 1883 г. – ? чел., 1884 г. – 1648 чел, 1885 г. – 1444 чел., 1886 г. – 1751 чел. Итак, с 1873 года по 1886 год Иркутской миссией обращено в христианство более 23,000 бурят-язычников 2 . Явление весьма отрадное для всякого истинного христианина. Оно, по-видимому, предвещает в более или менее близком будущем обращение и остальных бурят в христианство. Да, в некоторых ведомствах действительно нивы плавы уже к жатве: это Тункинское, Балаганское, Аларское и Идинское. В этих ведомствах число крещенных значительно превосходит число некрещенных; родовое начальство поголовно почти христианское; здешние буряты-язычники убеждены, что скоро все они должны будут принять христианство, сделаться русскими. Но в других ведомствах – Кудинском, Капсальском, Ленском, Ольхонском и Верхоленском общего обращения бурят в христианство придется ожидать еще не скоро: по большей части, в этих ведомствах крестится в год не более нескольких десятков; сотни крещенных – уже редкое явление.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Blago...

Буряты многочисленнее всех других инородцев, обитающих в Восточной Сибири. И в управлении их по преимуществу выражается тип первобытной удельности. Состоя под непосредственным ведением наследственных Тайшей и Шуленг, разделяются они, подобно прочим инородцам, на поколения или роды (оток). Таковых родов в Даурии, иначе за Яблоновым хребтом, числится шестнадцать и все они следуют Буддийскому вероучению. 16 По сю сторону Яблонового хребта, т. е. в Верхнеудинском округе, по рекам Уде и Хилку (Килгу) тянутся кочевья Харинцев. Лет за тридцать, племя это составляло одну семью с Нерчинскими Монголами и ему первому усвоено было наименование Хариата, измененного потом в Бурята. Впрочем, заметим мимоходом: мнение ученых склоняется более к тому, что слово Бурят тождественно со словом Урят, сохранившимся в названии Орды, обитающей у реки Гоанга, выше земли Ортусской (Зап. о Мон. Иак.3:2 ). Кударинцы обитают по Байкальскому прибрежью, близ устья Селенги. Их немного. Баргузинцы на Северо-Восточной оконечности Байкала и по реке Баргузинке. Племя это, равно как и Кударинское невелико; но занимаемые им места очень обширны. Селенгинцы, или Цонголы, делятся на 18 родов и кочуют по Селенге, Чикою Борге. Джиде (дзеде – медь) и Темнику. Цонголы прежде других подверглись обаянию Буддизма, и доныне слепо преданы ему. Тункинские и Окинские, в числе 16 родов, обитают к Северо-западу от Байкала в ложбинах и долинах между Байкальскими и Саянскими горами. Верховья Оки и прибрежья Иркута наиболее покрыты их кочевьями. Идинские Буряты и 27 родов Балаганских размещены ниже Иркутска на степях, прилегающих к Ангаре. Соседи их Аларцы разделяются на девять родов, из коих один считается Тунгусским. Степь Аларская заключена между Московским трактом и Саянским хребтом. Река Иреть есть лучшее украшение этой местности. 17 Кудинские ближе всех других к Иркутску. Кто проезжал до Качугской пристани, тот знает, как живописно пестреются кочевья их по речке Куде и в окрестностях Ордынского озера. Земли Кудинцев тянутся до Байкала. И там граничат с одной стороны с уделом Ольхонцев, помещающихся на Байкальском острове Ольхоне, с другой с уделом Верхоленских Бурят, которых улусы рассыпаны от Восточных высот Байкала до Верхоленского острога, и здесь замыкается ими длинная цепь Бурятского населения. 18

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Isakovich/...

на Оби – от Кузнецка 523 вер., Белоярская крепость на Оби, Бийская на р. Бии, Катунская при р. Катуни, Ануйская при р. Ануе. Города, слободы и зимовья Енисейской провинции нами уже названы (стр. 659–660). Иркутская провинция – Иркутск на р. Ангаре, – в уезде: Подгородный дистрикт – Вознесенский мон. при Ангаре в 4 вер. от Иркутска, Урик или Уриковская слоб. при р. Куде, Кудинская слобода – при Куде, Аецкая слобода при Уде; – Балаганский дистрикт – Балаганский и Удинский остроги и Оленки – слоб. при реке Ангаре, Бельский остр, при р. Белой; Верхоленский дистриктъ – Верхоленский остр, при Лене, Манзурская слобода при р. Манзурке, Бирюльская слоб. при Бирюльке, Ангинская монастырская слоб. при Ангинке; ясашные остроги и зимовья к Иркутску – Тункинский при р. Тунке, Култушское зимовье при Байкале, Верх-Ангарские нижнее и верхнее зимовья при Верх. Ангаре; города к Иркутску: Селенгинск при р. Селенге, впадающей в Байкал, от Иркутска – 408 вер., от Тобольска – 3317 вер. – в уезде Селенгинска: Кяхтинская торговая слобода, Троицкая крепость, Петропавловская крепость или Стрелка при устье р. Никоя, Удинский пригород при р. Уде, Ильинский острог, Троицкий мон., Тряскова Архангельская слобода, Кабанский острог, Колесникова слоб. – все при р. Селенге, Посольский мон. при Байкале, Баргузинский острог при Баргузине, впадающей в Байкал, Баутовский – при р. Ципе, Кучинский – при Вишиме, г. Нерчинск при р. Нерче, в Нерчинском уез. Успенский мон. при Шилке, Сретенский острог – при Шилке, Аргунский – при Аргуни, Цурухайтуская торговая слобода от Тобольска – 4227 вер., Уруглинская слобода при реке Уругле, Ундинская слобода при р. Унде, Городищенская – при Шилке, Читинский острог, при р. Чите, Телембинский, Еравинский при озере М. Еравине, Итанцинский при р. Селенге. Гор. Илимск при р. Илиме, в его уезде – Тушамская слобода при р. Илиме, Кяжемская слоб. при р. Тунгуске, Брацкий острог при р. Оке, Барлуцкая слобода при той же реке, Яндин- ский острог при Ангаре, Уст-Удинская слобода при р.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Шаманка, оставленная всеми в минуты моего присутствия, не могла не воскипеть гневом. Как истая фурия, оскалив зубы, визжа, прыгая, потрясая и дребезжа шаманским своим конем 7 подбежала она ко мне. Выходка эта, бывши моментальною, не изгладится из моей памяти. Ибо жрице, или точнее мегере, ничто не препятствовало явить себя достойною служительницею черной веры 8 . Но когда ограничилась она лишь лаем: то следует думать, что совесть ее не свосе была черна. Однако ж новых опытов я не решился выжидать, а почел за лучшее убраться поскорее из стана, припоминая правило: Cave multos, si singulos non times – кому один не страшен, бояться должен многих. Вот в какую даль увлечена мысль моя встречею с шаманским праздником у Ордынского озера! Пора же подумать и о пути. Ользоновское стоит у подошвы горы и представляет один непорядок. Дорога от него ровная. Только на 11-й версте встречается гора крутая, длинная и кривая. Проезжающим советую иметь ее в виду из предосторожности. Тем больше, что среди инородческого населения в езду употребляются степные лошади, которых пред упряжью ловят как диких зверей. За спуском, у низменности, пересекает дорогу быстротечная речка Каменка. На долине, ею орошаемой, живописно рассеяны зимовья, едва отличающиеся издали от муравейников. Отсюда же начинается удел Закаменских бурят. Протяжение занимаемой ими местности не уступает Кудинской. Да и вообще инородческие уделы огромны. На душу приходится десятин по тридцати. Но много л пользы приносят эти десятины в руках дряхлой и ленивой кочевой орды? Закаменская степь гораздо больше оразноображена, нежели Кудинская. Холмы, ручьи, кустарники пестрят и живят собою здешнюю природу. Баинтайская деревня – с порядочною станциею и уютным двором. Это удобство редко встречается на путях Сибирских. Замечательно местность и тем, что здесь язык, одежда и весь домашний быт носят тип переходный. Русские пришлецы, безотчетно поддаваясь влиянию туземцев, осибирячиваются, а туземцы кажутся обрусевающими. – Явления этой переходности поучительны. При тщаливом их наблюдении, многое извлечь можно для этнологии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Isakovich/...

В тоже время Святитель разослал по Епархии предписания, чтоб Священно-церковнослужительские дети от 7 до 15 летнего возраста высланы были в училище не позднее Марта того 1728 года, под опасением за ослушание 15 рублевого штрафа за каждого мальчика и высылки таковых чрез начальство насчет родителей. И этою мерою к 1730 году собрано в училище до 35 человек. Правда, не обошлось и без противодействия. Один Церковник отказался и от службы, и согласился снова подчиниться тяглу крестьянскому, только бы сынка избавить от школы. Из-за Байкала некий священник донес Преосвященному, что его сын, требуемый в школу, уже пристроен к причетнической должности. Святитель отвечал: нужды нет, пусть приедет и поучится, тогда еще лучше узнает причетническую должность! – Что же отец? – он поспешил женить недоросля. Новоженец поехал в июле, упал с верховой лошади, и убился. – Но взамен детей духовенства, уклонявшихся от школы, принимались в нее дети других сословий, только не иначе, как с письменным обязательством родителей, что дети их пока не выучатся, не отойдут и не убегут без ведома архиерейского. В такой силе читаем подписку Поручика Изотова данную в архиерейском приказе. В числе 35 учеников могли бы быть и неспособные. Но честь и хвала наставникам! безуспешным видим только одного, сына Кудинского Священника Федора Шастина Матвея, поступившего при самом открытии Платковским монгольской школы, конечно без малейшего испытания способностей и даже здоровья мальчика. Учитель Норицын объяснил Преосвященному, что Матвей туп и немощен и учится с великою трудностию. Владыка приказал уволить его домой для вспоможения, по силам, отцу в хозяйстве. Вот и форма бумаги, которую бы ныне назвали училищным свидетельством, а тогда именовалась она пашпортом – «По указу Преосвящевнного Иннокентия Епископа Иркутского и Нерчинского, а по доношению Кудинской слободы священника Феодора Сидорова, и по помете на оном доношении его архиерейства, и по допросу школьного русской грамоты учителя Лалетина Ивана Павлова, оный священнический сын Матвей от школьного учения уволен, так как поступил в школу в 1725 году Октября дня, и оказался весьма туп и немощен. Того ради и отпускается в дом к отцу своему, и впредь его в школу архиерейскую не требовать. И дан ему сей пашпорт из Иркутского архиерейского приказа по приказанию его архиерейства во свидетельство, 1730 года Генваря 23 дня». В самом деле до того был туп Матвей Шастин, что в течение четырех лет не выучился подписать свое имя; в получении Пашпорта за него по просьбе его росписался Иркутский житель Иван Лисицын.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Замечательно по этому случаю простодушное письмо, переступившего на второе столетие старца, Селенгинского архимандрита Мисаила, писанное к Святителю в Июле 1729 года. «Игумен Нафанаил будучи у нас в монастьтре, – так начал Мисаил, – сказал нам, что твое Преосвяшенство болишь головною болезнию, и о том нам вельми печально. Пожалуй, вели знающему человеку главу свою посмотреть и измерять, не мозг ли стрясся? то бывает и видел я такие болезни много. Эй, эй, на твою к нам милость надеяся, тако писать дерзнул.» Но полагавший душу свою за паству, не щадил своя; и из представленного нами только что поверхностного обзора управления Святителя Иннокентия Иркутскою паствою, мы видим, как много он сделал по всем частям сего управления, и все это разнородное делание совершалось не более как в течении четырех лет. Такая усиленная деятельность не могла не послужить к дальнейшему упадку сил Его. А возмем еще во внимание, что иерархические заботы составляли только часть многотрудного делания Иннокентия, и в то же время доставляли труженику по крайней мере сердечную отраду в верном выполнении своего долга; самою же тяжелою стороною администрации Иркутского Первосвятителя были: разбирательство дел по сбору податей с монастырских крестьян, податей, при трех переменных царствованиях чрезвычайно оразнообразившихся в количестве раскладки, влекшей за собою страшную запутанность; преследование неизбежных при этом случае злоупотреблений сборщиков; рекрутские наборы, сопрягавшиеся с побегами очередных монастырских крестьян, не только до забрития, но часто и с рекрутского двора после принятия в службу, при чем розыски таковых возлагались на Епархиальное же начальство; а всего безвременнее отягчали Святителя частные просьбы и жалобы, от рассмотрения которых он никогда не отказывался, как бы ни были ничтожны. Например, по жалобе церковного старосты призывает Он пред лице свое каменщика, который неисправно сложил в Кудинском селении церковную печь, чтоб привести его к сознанию недобросовестности; не тяготится писать увещание больше вкладчицам Посольского монастыря, чтоб они не обижали недостаточных вкладчиц, которые жаловались на это Ему же Святителю; в Его правосудии ищет защиты учитель Лапсан против напраслины, будто бы его гнедые лошади сделали потраву на чужом покосе, – и Святитель удостоверяет, по строгом обследовании, претендателя, что у Лапсана нет и не было ни одной гнедой лошади; словом Праведный Иннокентий привлекавший на свой нелицеприятный суд, очень редкий тогда в Сибири, людей всех сословий, был всем вся, и судиею, и советником, и увещателем, и утешителем и миротворцем, жертвуя этому и покоем и последним здравием.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010