И в след за резолюциею Преосвященный послал в Кудинскую Церковь грамоту, что сюда определяется Сидоров за невозможностию двум священникам питаться в Идинском селении. В свое время получил священническое место и Иван Захаров при церкви Иоанна Воина, устроенной под соборною колокольнею, так как Здатель Иван Пивоваров пожелал иметь при сей церкви особенный от Собора причет. Общепринятый тогда порядок, чтоб прихожане на церковный должности избирали и представляли от себя кандидатов, дополнялся следующими распоряжениями во дни Святителя Иннокентия: от представленного прихожанами к рукоположению во священника отбиралась в Архиерейском приказе сказка, кто он, откуда, каких лет, и на ком женат, свободен ли от государственных служб и от податного тягла, как и где проводил жизнь напредь сего, будет ли доволен предлагаемым от прихода вознаграждением, которое определялось разными условиями? Если сказка не представляла никаких сомнений, тогда Святитель полагал резолюцию: для научения в школу. Здесь надлежало пробыть испытуемому не менее двух месяцов; в это время он был обязан списать для себя указанный Святителем правила и из Духовного Регламента все пункты, относящиеся к священническому служению, заучить их на память, и ознакомиться с предстоящим ему новым служением. По выпуске из школы ставленник отсылался к экзаменатору, каковым был крестовый иеромонах Лаврентий. Когда все эти обряды бывали кончены, и испытуемый признавался достоиным, тогда, по принятии рукоположения и научившись отправлять церковное служение, получал от Святителя грамоту и отпускался на место, при указе прихожанам. Совершенно тому же процессу подвергались ставленники, являвшиеся и из Тобольской Епархии, из Илимского Ведомства, которым несравненно ближе было ехать для принятия рукоположения в Иркутск, чем в Тобольск. Епископ Иннокентий рукополагал таковых, и от себя снабжал ставленными грамотами, и не видно, чтоб Тобольский Митрополит на это гневался. Известны в этом случае Никифор Иванов Мисорин и Григорий Иванов Дятьков, произведенные Епископом Иннокентием во священников, первый в Усть-идинское село, отстоящее от Иркутска в 273 верстах, и от своего Епархиального города Тобольска в 3000 верстах к Церкви Св. Параскевы Пятницы, a последний в Чечуйский острог. 64

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Первый выразил свое обрадование Иркутского дискрикта Усть-Кудинской слободы Иркутский казачий сотник Осип Федоров Москвитин. 5 апреля поступило от него к Преосвященному прошение, чтоб восстановить упраздненную часовню в селе Усть-Кудинском, которая была начально построена по благословению Тобольского митрополита Иоанна Максимовича , и возвратить в нее взятые в приходскую Уриковскую церковь святые иконы. Преосвященный послал благословение на восстановление часовни. Затем Нерчинского уезда Леурской слободы служилый человек Осип Павлов Корякин от 8 апреля донес Его Преосвященству, что в прошлых годах по указу Тобольского митрополита Филофея в помянутой слободе была построена часовня во имя Святителя и Чудотворца Николая, но в 1723 г. в силу известных узаконений упразднена, а иконы и книги взяты в Нерчинскую соборную Воскресенскую церковь , и просил о восстановлении той часовни и о возвращении ей книг и икон. Преосвященный собственноручно дал резолюцию: делать яко указ Святейшего Правительствующего Синода повелевает. Игуменья Иркутского Знаменского монастыря Акилина от 7 мая просила Преосвященного восстановить Николаевскую часовню, построенную от монастыря в устье Ангары реки у Байкала моря, из которой иконы хранятся в Знаменском монастыре, а часовня пуста, и она-де от Иркутска в сорока верстах тысячных (надобно думать – семисот саженных), а близ ее жилья никакого нет, а оная часовня стоит на дороге, и многие богомольцы имеют усердие молитися Господу Богу и Пресвятой Богоматери, которые ездят за море и из-за моря. И вот список с разрешения: «По указу Преосвященного Иннокентия, Епископа Иркутскаго и Нерчинскаго Иркутскаго архиерейского приказа Иркутскаго Знаменскаго девичьяго монастыря Игуменьи Акилине с сестрами. Прошедшего 1727 года Июля 15 дня, по состоявшемуся Его Императорскаго Величества указу в Святейшем правительствующем Синоде о Часовнях, аще которыя не разобраны, а обретаются в приличных мест, таким для моления быть по прежнему; также которые и разобраны, а будут просители, чтоб возобновить, и взятые из тех Часовен Святыя иконы отдавать паки в них. И по поданному доношению твоему 728 году майя 7 дня, в котором ты просила его архиерейство, чтоб, за дальностию от церкви, для моления на Никольской заставе проезжих людей пока возобновить Часовню во имя Николая Чудотворца, которая построена была в прошлых годех, и взятый из той Часовни святые Иконы в ваш монастырь, паки бы возвратить. И по указу Его Императорскаго Величества, и по благословению Преосвященнаго Иннокентия, Епископа Иркутскаго и Нерчинского, велено оную Часовню во имя Николая Чудотворца на устье ангары реки и Байкала моря, за дальностию от церкви, для моления паки возобновить, и Святыя иконы бывшия в ней поставить, а дань с нея пойдет по прежнему. Маия 7дня 1728 году» 77 . Под отпуском с указа следующая отметка: с сего указа точию пошлины двадцати пять копеек взято, а дань Преосвященный архиерей брать не приказал, и никем небрана.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

97 И Дух. Регл. о Епископах, пункт 16, сказано: Естьли уже и по сем (т е. после многих увещании, кто) не преклонен и упрям пребудет преступник, то Епископ и тогда не приступит еще к анафеме но прежде о всем том, как деялось, напишет к духовному Коллегиум; а от Коллегиум получив соизволение на письме, предаст явно грешника анафеме (с предварительным провозглашением от Протодиакона и с прибитом акта отлучении к дверям церковным). Есть же в церкви святой и меньшее наказание, нарицаемое отлучение или запрещение. Вина меньшой казни, то есть отлучения достойная, есть некий великий и явный грех, но не самое большое явногрешие. Например, когда кто явно бесчинствует, надолзе от церковнаго пения удаляется, явно изобидев или обесчестив лице честное, прощения не просит. Таковых епископ сам собою или чрез духовника поучив, да покаяние явственное принесут: аще того не похотят сотворить, хотя не являя великой гордости и презорства, может смирить отлучением без оных великих чрез протодиакона предвозвещений, но токмо на малой хартийке написать вину преступника и отлучение его. 98 Из этого дома и из этого семейства был кафедральный протоиерей Иоанн Стефанович Затопляев, должно думать, внук Андрея. 99 Ныне известный под именем священника Александра, по семинарскому прозвищу Виноградова, а по родовому Шангина. 102 Стало быть, с октября устанавливалась уже зимняя дорога, тогда как ныне начинают ездить на полозьях в конце ноября и даже в декабре. Климат в Иркутской губернии значительно изменился на памяти нашей. Прежде снег начинал покрывать землю с 14 сент. и к Покрову устанавливалась зимняя дорога; зато и весна начиналась рано. В феврале значительно пригревало (последними морозами считались Сретенские 2 февр.); в марте бывало тепло, в апреле жарко, а в мае невыносимо знойно. Учившись в семинарии в первых классах и не ознакомленные еще ни с латинским языком, ни с историею, мы месяц май производили по-своему от глагола маяться, т. е. томиться от жара. В этом месяце какие-то золотистые большие мухи роями жужжали в воздухе и покрывали землю, которых ныне не видно. Даже в 1834 г., когда 2 мая поехал я в Камчатку – миновав несколько станций, мы встретили поля, испещренные жаркими цветками и колокольчиками, так что должны были на некоторое время остановиться, чтоб дети налюбовались этими дивными красотами и нарвали цветов. А ныне? В это время едва-едва показалась зелень. Итак, напрасно приезжие из других мест России упрекают Иркутск в неровности климата и в позднем наступлении весны. Не сами ли они тому причиною, что навозят с собою много веселостей своедельных, и за это Господь перестает веселить лице земли. Разразившиеся 10 числа мая сего 1864 г. над Иркутском и его окрестностями гром и молния, зажегшие в Кудинском селении (от Ирк. 18 в.) каменную церковь , событие из ряда вон. Никто не помнит, чтоб так рано были здесь грозы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

16 марта возвратился иеродиакон с ревизии и подал Преосвященному отчет. Раскольников, как и прежде, в Иркутской десятине ни тайных ни явных опять, благодарение Богу! не оказалось. Неодобрительными в поведении найдены двое: кудинский священник Федор Сидоров Шастин и китойский пономарь Никита Рудометкин. Последний, кроме других поступков, являлся неуважительным к местному священнику Григорью Иванову. И Шастин и Рудометкин по приказанию Преосвященного штрафованы телесно. Но при этой ревизии открылся беспорядок особенной важности. Каменного острогу (Идинского тож) священник Григорий Борисов Смагин самовольно открыл две часовни, тогда как это предоставлялось исключительно власти архиерея. Взято от Борисова объяснение, в котором он показал, что действительно Василью, Алексею и Матвею Бейтоновым в 1729 г. дозволил возобновить за рекою Ангарою часовню, внести в нее иконы и нанять каторжника во дьячка, и что та часовня отстоит от церкви только в одной версте; и что также дозволил он восстановить часовню во имя Св. Апостолов Петра и Павла в Евсеевской деревне и из приходской церкви выдал в нее местную икону и колокол, а остальные иконы и колокола снесены в часовню из домов Бейтоновых, у коих хранились. Строгий блюститель порядка и подчиненности Святый Иннокентий за самовольство наказал священника Смагина строго – велел его выстегать и доправить пять рублей штрафу, а из часовен иконы вынести и часовни упразднить по-прежнему. В январе 1730 г. иркутский дворянин Федор Бейтон просил благословения в Удинске к стене церкви Нерукотворенного Образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа пристроить с северной стороны деревянный придел во имя Святителя и Чудотворца Николая да Святого Великомученика Георгия. Преосвященный Иннокентий 27 января послал разрешение – пристроить придел во имя Святителя Христова Николая Чудотворца токмо единого (понеже в приделе двум престолам быть не прилично), храня опасно, дабы большой Спасской церкви от той пристройки вреда не учинилось, и требовал, чтоб когда пристройка будет готова и придел святыми иконами будет украшен, взойти в освящении и антиминсе новым прошением.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Эта просьба представила дело совсем в другом свете, чем писал прежде священник Сидоров, и Святитель положил резолюцию: перевесть в парохию оецкого попа, и послать попам указы. Иннокентий Епископ. На память котинским жителям поместим и самый указ о перечислении их из Кудинского прихода в Оецкий. «Указ Преосвященнаго Иннокентия Епископа Иркутскаго и Нерчинскаго, из Иркутскаго архиерейскаго Приказа, Оецкой слободы, церкви Афанасия и Кирилла священнику Ивану Терентьеву. Нынешняго 1730 года Апреля дня, в поданном доношении присутствия Кудинской слободы, Котинской деревни крестьян Никифора Сергеева и Иосифа Сытина и протчих тоя деревни жителей, к его архиерейству написано: (в указе прописана вся просьба). И сего 730 года Мая 11 дня, по помете на оном доношении Его архиерейства велено к тебе священнику послать Его архиерейства указ, в котором написать, дабы ты оных Котинских обывателей, от получения сего указа, для объявленных в том доношении причин, имел в парохии своей, и со всякими церковными нужными потребами к ним в домы ходил, и в свои Метрики вписал. А ругу брать, якоже и Кудинский священник брал. И священнику Иоанну Терентьеву о вышеписанном ведать, и чинить по сему Его архиерейства указу. А Кудинскому священнику Феодору Сидорову о вышеписанном же указ послан 1730 года Маия 13 дня». Причисление новых прихожан к Оекской церкви напомнило старым, что храм их мал и тесен, и с тем вместе облегчало возможность построить новый. И вот от них к Преосвященному Иннокентию просьба: «В прошлых годех поселены отцы наши и мы нижайшие во оную Оецкую слободу по указу, и построена была у нас Часовня небольшая, и в прошлом же 7205 (1697) году по прошению нашему, а по благословению Преосвященнешаго Игнатия Митрополита Тобольскаго и Сибирскаго, прирублен к оной Часовне Святый олтарь и освящена церковию, о котором пристроении от Его Преосвященства и благословенная грамота дана, которое церкве и поныне действительно божественная служба совершается. А ныне оная Святая церковь за многолетством зело обветшала, и Божественной службы за ветхостию и за утеснением совершать в ней опасно, понеже бо во оной вышеозначенной Оецкой слободе пашенных крестьян и прочих жителей умножилось, и во оную святую церковь во время божественная пения народ невмещается, и чинится не малое утеснение. Того ради всепокорно просим вашего архипастырскаго благословения, чтоб нам нижайшим повелено было вместо оные малые и ветхие церкви построить новую большую церковь близ тоеж церкви на новом месте о двух престолах, един высподи, второй вверху во едином ипостасии, нижнюю во имя Святых Афанасия и Кирилла Александрийских теплую вместо ветхия церкви, а вторую верхнюю холодную вновь во имя Успения Пресвятыя Богородицы для большаго прославления Имени Божия, и для собрания православных христиан на славословие Божие».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Селение Каменка раскинутое на прекрасной возвышенности; особенно местоположение церкви живописно. Не много мест можно встретить с такими чудными окрестностями. Здесь один из священников очень рассеян и занят более собою, чем паствой своей, которая жаловалась, при том нам, что при разборе старой церкви, многие железные вещи он перевез к себе на мельницу. С 31-го августа по 3-е сентября: мы осмотрели лежавшие на пути церкви: Олонецкую, Александро-Заводскую и Урикскую. Все они в порядке и с хорошим причтом. Особенного внимание заслуживает священник последнего села: 85-ти летний почти, если я не ошибаюсь, но не небодрый еще старец о.Иоанн, вдовствует лет до 45 уже. Не взирая, однако же, на это, все чувства у него, как у юноши, сохранились в целости: доказательство его жизни примерной, трезвой и целомудренной… Иркутск, 1831 г. сентября 3 дня 1 В настоящее время нашего Архипастыря, Преосвященнейшего Герасима, Епископа Астраханского и Енотаевского. Ред. 2 Перед самым отправлением Преосвященный Архиепископ Ириней дал написанное наставление следующего содержания: Секретно. Ученику Богословия Егору Добросердову. Отправляя тебя веропроповедником к Бурятам Кудинским, Туикинскмь, Кизским, Аларским, Балаганским, Идинским, Манзурским и Косостепским, с коими познакомят тебя приходские священники, нахожу нужным сказать тебе со спутником твоим в наставление следующее: 1–  е. Отнюдь нигде не именовать себя проповедннком, а в виде простого посетителя или гостя предлагать беседу свою посещаемым тобою бурятам, и в особенности их Тайшам, Шулепгам и Старишнам, об обращении ко Христу, на основании Его же словес: Покайтесь и веруйте по Евангелие ( Мк. 1, 16 ). Если ты понимаешь смысл оных слов во всем их пространстве, то нет тебе нужды ни в пространном моем наставлении, ни в излишней с твоей стороны заботливости: како или что возглаголешь? ( Лк.21:14 ). 2–  е. Токмо покажи при сем случае: чистую Христианскую любовь, всю веру и пламенное усердие к спасению их, в неведении живущих племен, исполни на деле и по всех поступках своих то святое учение, которое другим проповедывать и внушать взялся. Ты дос­тигнешь предположенной цели обращения сих племен к вере во Христа не иначе, как кротостью, любовью, терпением и вообще примерно добрыми поступками.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

Однако же, и при такой постановке православной миссии до Преосвященного Парфения, случались не только единичные, но и массовые обращения бурят в христианство. Так в 1842 году в Тункинском ведомстве, по убеждению заседателя Думы Бордой Порушенова, во святом крещении Павла Пятницкого, приняли крещение до 800 бурят. В 1848 г., по убеждению тайши Андреева, заявили желание принять христианство до 300 балаганских бурят и были крещены самим Иркутским Архиепископом Нилом; в 1856 г. Иркутским кафедральным протоиереем Петуховым, носившем звание миссионера, вместе с священниками Тункинской и Ниловой церквей, было крещено в Тункинском крае 1050 бурят. Наконец, в 1857 году крестился и сам родоначальник тункинских бурят, тайша Хомаков, вместе с 200 своих родичей. По случаю значительного обращения бурят в Тункинском ведомстве, здесь в Торской степи устроена была в 1852 г. миссионерская церковь во имя св. Николая, особенно почитаемого бурятами; богослужение положено в ней совершать на монгольском языке, по сему и миссионером назначен был в этой церкви природный бурят протоиерей Доржеев. К сожалению, этот миссионер не жил при самой церкви, среди бурят, а жил в Иркутске, занимаясь переводом Богослужебных книг на монгольский язык с Преосвященным Нилом; приезжал к официальному месту своего служения временно и потом уехал даже из Иркустка в Ярославль с Преосвященным Нилом для окончания своих переводов. Только в 1857 г. назначен был новый миссионер (из русских) к этой церкви, священник Григорий Щапов. В 1850 г. назначен был миссионер и для балаганских бурят, в значительном числе принявших христианство, священник Иннокентий Ливанов, но этот миссионер остался вместе с тем и приходским священником г. Балаганска и благочинным. Не ранее как в 1861 г. назначены были два миссионера, с увольнением от обязанностей приходского священника: один для Балаганского, Индинского и Аларского ведомств (свыше 35 тыс. душ), вышеупомянутый священник И. Ливанов; другой для Капсальского, Кудинского, Верхоленского и Ольхонского ведомств (свыше 50 тыс. душ), священник Иоанн Родионов. Но что могли сделать эти два миссионера при таком громадном числе бурят (свыше 100 тысяч), подлежащих их миссионерской деятельности?

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Blago...

Куда. Часовня иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " . Кладбищенская часовня Деревянная часовня. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Освящена в честь: " Всех скорбящих Радость " иконы Божией Матери Год постройки:приблизительно не позже 2020. Адрес: Иркутский район, Хомутовский муниципальное образование, д. Куда, Тепличная улица, 1/4 Координаты: 52.44673, 104.408544 Проезд:Часовня находится на Кудинском кладбище Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Статьи Статей пока нет. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=60499

Во время допроса треблаженный бесстрашно признался, что верует во Христа, Истинного Бога. На вопрос, почему он противится царским повелениям и не хочет принести жертву бессмертным богам, исповедник с великим дерзновением отвечал: – Я потому не почитаю ваши святыни, что они не истинные боги, а злобные бесы, которые коварно убедили вас почитать их за богов по двум причинам. Во-первых, чтобы этих лжецов возвеличивали под славным именем божества, а они гордились, что их почитают как богов, а во-вторых, чтобы увлечь вместе с собой в неугасимый огонь мучения всех тех, кто их почитает. – О, Харитон, должно было мне сейчас весьма разгневаться на тебя и тотчас же предать на жесточайшие мучения, потому что ты похулил богов. Но, поскольку они долготерпеливы и незлобивы, то и я хочу им подражать и советую тебе избрать то, что послужит тебе на пользу: принеси жертву богам и будешь иметь великую честь у царя, – попытался уговорить святого наместник императора. – Судья, если эти глухие и бездушные истуканы – боги, то ты худо поступаешь, что терпишь наносимые им мною оскорбления. А если они не боги, как и есть на самом деле, то ты напрасно трудишься, склоняя меня к совершению беззакония, потому что я никоим образом никогда не отрекусь от Живого и Истинного Бога и не буду служить мерзким бесам, поскольку я – последователь и подражатель той знаменитой первомученицы Феклы, которая, как другой Илия, сияет лучами мученичества в этом городе иконийцев. Кроме того, я ученик великого проповедника благочестия Павла, который вдохновенно склонял Феклу претерпевать мучения ради любви Христовой. Поэтому и я сегодня перед всеми говорю словами божественного Павла: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?» ( Рим. 8: 35 ). Нет, ничто не разлучит меня от любви Христовой, – отвечал мужественный воин Христов. – О добрый Харитон, если святыни наши, как ты говоришь, – не боги, как же августейшие наши цари, которые им поклоняются, и мы, правители, веруя в них, имеем от них славу и счастье? – сказал тогда правитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

– Весьма заблуждаетесь вы, еллины, что признаете богами резные изваяния, вышедшие из-под рук человеческих, которые полностью лишены дара речи, ума и живых чувств, как об этом говорит наше Священное Писание : «Идолы язычников – серебро и золото, дело рук человеческих; есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят; есть у них уши, но не слышат, и нет дыхания в устах их. Подобны им (слепы, глухи и бесчувственны) будут делающие их и всякий, кто надеется на них» ( Пс. 134:15–18 ). Может, ты сомневаешься в том, судья, что сказанное мною истинно? Испытай на деле: предай идолов огню, прикажи сокрушить им члены, и тогда самым опытом познаешь, что они совершенно бесчувственны и не могут ни пошевелиться, ни говорить, ни причинить вред уничтожающим их, – ответил Харитон. От этих слов беззаконный судья весьма разгневался и приказал обнажить святого, растянуть по земле за руки и за ноги, и бить воловьими жилами. При этом звероподобный правитель говорил мученику: – Ну что, принесешь жертву богам? Или хочешь, чтобы на твое тело обрушилось еще больше ударов? – Не только удары, но скорее тысячу смертей я бы принял ради любви Христовой, но не согласился бы отречься от Бога и принести жертву идолам, – подтвердил терпеливый подвижник. Услышав это, тиран приказал бить мученика еще сильнее. И так сильно его истязали, что не осталось на нем живого места, но были видны внутренности. От невыносимых побоев Харитон пребывал безгласен. Тогда правитель приказал оставить его, не потому что пожалел святого, но для того, чтобы тот не умер так скоро, избежав, таким образом, больших мук. Слуги подняли полумертвого исповедника и, взвалив на плечи, отнесли и бросили в темницу. Ради краткости и умалчивая о многих подвигах сего доблестного мужа, опуская подробности, скажу, что после того как чудесным образом Господь даровал ему в заключении здравие, мученика Христова снова привели на судилище. И вновь суемудренный властитель пробовал сначала обманчивой лестью, а потом устрашениями сделать Харитона своим единомышленником. Но поскольку тот еще более укрепился в вере Христовой и лишь смеялся над его безумными речами, правитель предал его еще большим мукам и приказал жечь тело исповедника огнем, а потом снова заключить в темницу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010