Стремясь к уединенной жизни, постриженик псковского Снетогорского монастыря прп. Евфросин по благословению духовника поселился в лесу на р. Толбе (Толве, в 30 км от Пскова) в небольшой келье. В некоторых списках Васильевской редакции Жития указаны обстоятельства и дата (1424/25) этого события (в ранних списках и др. редакциях даты нет, она была проставлена на полях позднее). Вскоре св. Евфросин «некими христолюбцы зван бысть, владетельми местом тем». Спустя неск. лет «христолюбцы» дали ему грамоту, в к-рой официально обозначали границы жалованной земли: «Се мы пожаловахом шабри Великопольской земли над Толвои рекои и дахом своеи земли уколомъ под монастырь храму святых Трие святитель Оните и Коклине да Настаха шабриная их, да Юрьи, да Иване шабри» (РГАДА. Ф. 1209. Столбцы по Пскову. 23326. Л. 96: «Данная сябров Великопольской земли старцу Евфросину и игумену Игнатию на землю под монастырь»). Первым к прп. Евфросину пришел прп. Серапион Псковский († 1480). Подвижники проводили «нужное, жестокое и трудолюбное житие», через нек-рое время стала собираться братия. Первоначально прп. Евфросин избрал скитское житие. Когда число иноков значительно увеличилось, пустынь преобразовалась в общежительный мон-рь - 1-й в Псковской земле. Однако, согласно Житию в редакции свящ. Василия, всенощные бдения в обители проходили по скитскому уставу. По просьбе братии была построена деревянная ц. во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста с приделом во имя прп. Онуфрия Великого (для Сев. Руси посвящение придела прп. Онуфрию необычно, особое его почитание характерно для Юго-Зап. Руси). При жизни прп. Евфросина в мон-ре также была построена ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы. После возведения Трехсвятительского храма по благословению прп. Евфросина между 1432 и 1434 гг. его ученик, инок Е. м. прп. Игнатий , был рукоположен во иерея. К сер. XV в. в Е. м. было как минимум 3 священника для совершения уставного монастырского богослужения - это буд. игумены родные братья прп. Игнатий, Харалампий и Памфил. Сам прп. Евфросин не принял духовного сана и предоставил настоятельство своему ученику иером. Игнатию, который стал его духовным отцом. В числе учеников прп. Евфросина были также основатель Крыпецкого во имя ап. Иоанна Богослова монастыря прп. Савва Крыпецкий, основатель и игум. Петропавловского Верхнеостровского мон-ря на о-ве Верхнем на Псковском оз. прп. Досифей , преподобные Онуфрий Мальский, Иоаким Опочский, основатель Покровского Озерского мон-ря близ Гдова Иларион Гдовский, основатель мон-ря на оз. Кудино близ Торопца Харитон Кудинский. После кончины прп. Евфросин был погребен в Е. м. между ц. Трех святителей и ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы.

http://pravenc.ru/text/189691.html

Икона преподобного Харитона Кудинского Через сто лет после смерти Александра Невского Литва усилилась настолько, что смогла занять ряд русских городов и земель. В 1362 году был захвачен Торопец, вошедший в состав Великого княжества Литовского (ВКЛ) . К середине XIV века ВКЛ стало крупнейшим государством Восточной Европы. Его ядром были земли сегодняшней Белоруссии, а в состав вошла большая часть Украины (включая Киев), отдельные районы Молдавии, Польши, Латвии и почти все западные области России: Смоленская, Брянская, Курская, Белгородская, отдельные районы Псковской, Тверской и Новгородской областей. Зависимость признавали отдельные районы Калужской и Орловской областей. Сегодня многие очень удивляются, когда узнают, что северо-восточная граница Великого княжества Литовского проходила всего в ста километрах от Москвы, примерно по границе сегодняшней Московской области! Влияние правителей Литвы на историю Руси было так велико, что Гедемин, Ольгерд и Витовт оказались на знаменитом памятнике «Тысячелетие России» в Новгороде. И неспроста: 90% земель ВКЛ были русскими, а население – православным. Западные источники так и называли страну «Русь Литовская» . Это государство имело все шансы завершить «собирание русских земель». В Великом княжестве Литовском часто видят альтернативный путь развития Руси. Вильнюс мог занять место Москвы В этот момент истории в Великом княжестве Литовском часто видят альтернативный путь развития Руси. Вильнюс мог занять место Москвы. Почему же этого не произошло, а государство ВКЛ так и не стало для русских своим? «Русская партия» (состоявшая из православной знати и духовенства) в верхушке ВКЛ поначалу имела очень серьезное влияние и ратовала за более тесный союз с Москвой. После победы Дмитрия Донского на Куликовом поле эта партия перешла в наступление, добившись в 1384 году подписания двух предварительных союзных договоров между Московским и Литовским Великими княжествами. Договоры предусматривали династический брак литовского правителя Ягайло и дочери Дмитрия Донского — Софьи, признание литовскими князьями старшинства Дмитрия и крещение Литвы по православному обряду . Случись это, Литовская Русь обрусела бы окончательно!

http://pravoslavie.ru/159699.html

Многие ученики преподобного Евфросина разошлись по русской земле, подобно ученикам Сергия Радонежского, и основали собственные обители (всего ученики Евфросина основали девять монастырей) . Искать уединенного места для молитвенного подвига отправился и монах Харитон. Продвигаясь на юго-восток от Пскова, подвижник дошел до пределов Торопецкой земли и «выбрал для жительства красивое место на берегу реки» . Озеро на реке Торопе Выше по течению от Торопца река Торопа делает большую петлю, в основаниях которой находятся озера Соломено и Кудинское. Местность на южном берегу Кудинского озера до сего дня лесистая и болотистая, но «в XVI в. была уже в значительной степени заселена и обработана» . Земли эти больше века находились под контролем Литвы и совсем недавно вернулись в состав Русского государства. Произошло это в результате Русско-литовской войны 1500–1503 гг. Любопытно, что Торопец был освобожден войском под командованием боярина Андрея Федоровича Челяднина. Челяднины возводили свой род к герою Невской битвы Гавриле Олексичу . В предыдущей статье мы рассказывали, как Александр Невский относился к Торопцу . Очень символично, что Торопецкую волость освобождает воевода, чей прапрадед участвовал в битве, будучи дружинником Александра Невского. Торопчане не зря считают святого благоверного князя своим небесным заступником! В результате Благовещенского перемирия 1503 года новая граница проходила в нескольких десятках километров от Торопца. Жизнь на «порубежных землях» предполагала реальную опасность Жизнь на «порубежных землях» предполагала реальную опасность. Польско-литовские отряды совершали нападения на торопецкие земли в 1508 и 1515 годах . Православное духовенство неоднократно угонялось в полон, а церкви разорялись. Вот такое место выбрал для своего подвига преподобный Харитон. «По преданию, жители Торопца долгое время не знали о поселении Харитона вблизи их города, отделенного от пустыни едва проходимыми болотами и лесами. По-видимому, прп. Харитон не был торопчанином по происхождению и, подобно его современнику Нилу Столобенскому, происхождение которого также осталось неизвестным, был пришлым, дотоле неизвестным в той местности человеком» .

http://pravoslavie.ru/159699.html

По имени подвижника место было прозвано Харитоновой пустынью. Основной заботой преподобного стало устройство храма. «В 1540 году в Кудине уже существовала одноглавая деревянная церковь во имя Святой Троицы с трапезной и примыкавшей к ней низкой четырехгранной колокольней и одна келья. Харитона в то время именовали строителем, хотя в основанном им монастыре, с ним вместе в келье, жил только один чернец Киприан. Монастырю тогда принадлежало небольшое пространство сенокосной земли, ограниченное рекой Торопицей, Кудинским озером и болотами. Вскоре к этому небольшому участку земли было прибавлено около 100 десятин земли» . Монастырь обретал определенную известность и в 1548 году получил Жалованную грамоту. Возможно, преподобный дожил до этого времени. Во время длительной Ливонской войны вспыхивают моровые эпидемии 1566–1567 годов, которые, вероятно, затрагивают и Кудинский монастырь. Летописец так описывает это тяжелое время: «В Торопце и Луках на посадах и уездах все попы померли и не было кому мертвых погребати, и посланы попы в те города из других городов» . Троицкий храм Кудинского монастыря Второй расцвет обители произошел в начале XVIII века, когда был возведен каменный Троицкий храм с пределами преподобного Харитона и «Усекновения честныя главы Иоанна Предтечи» . Вероятно, строительству поспособствовали богатые торопецкие купцы, которые к этому моменту находились на пике своих возможностей. Среди святынь обители числились «гроб прп. Исаакия Печерского, уроженца Торопецкого, привезенный сюда из Киева купцом Петром Абоконовым, и часть мощей сего святого, принесенная в 1711 г. игуменом Кудинского мон. Иосифом» . В 1764 году в результате Секуляризационной реформы Екатерины II монастырь был ликвидирован, а храм стал приходским. В 1879 году прихожан числилось – 630 мужчин и 742 женщины . К сожалению, храм не пережил первые годы советской власти. Сегодня о месте нахождения храма напоминают лишь остатки фундамента, но именно под ними, по преданию, и находятся мощи св. Харитона

http://pravoslavie.ru/159699.html

Противостояние было не только военным, но и духовным. Именно в это время по границам русского православного мира станут духовные твердыни-монастыри: Соловецкий, Псково-Печерский, Пафнутьево-Боровский, Оптина пустынь… Появится монастырь и на Торопецкой земле. Его возникновение будет связано с именем преподобного Харитона Кудинского. Сторожевая башня – символ Торопца Хотя сведения о житии святого весьма скудные, мы можем отметить тот факт, что преподобный Харитон жил в эпоху рассвета русского монашества и был современником таких великих подвижников, как архиепископ Геннадий Новгородский, Корнилий Комельский, Нил Столобенский, Александр Свирский, Нил Сорский, Иосиф Волоцкий… Удивительные рассказы о жизни святых угодников передавались из уст в уста, уходили в народ, и их пример воодушевлял. Наставником Харитона стал преподобный Евфросин Псковский . Годы жизни Евфросина известны: 1386–1481. На этом основании можно сделать предположение, что Харитон родился в середине XV века. Вероятно, не позже 1460-х годов . Постриг Харитона, вернее всего, совершился в Спасо-Елиазаровском монастыре, основанном преподобным Евфросином. Обитель эта сохранилась и находится в 25-киллометрах к северу от Пскова . История не сохранила мирского имени преподобного. Харитоном он мог быть наречен в честь святого Харитона Палестинского, исповедника (день памяти обоих святых приходится на 11 октября ). Древнегреческое слово «Харис» переводится как «радость» или «благодать», а имя Харитон переводится как «благосклонный», «доброжелательный». Сохранился монастырский устав преподобного Евфросина, представляющий собой общее наставление инокам: Насельником Спасо-Елиазаровского монастыря и современником Харитона Кудинского был старец Филофей, впервые обстоятельно развивший концепцию «Москва — третий Рим» («…два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти») . Концепция сыграла огромную роль в развитии политической, юридической и богословской мысли того времени и в итоге способствовала радикальному изменению статуса Русской Церкви – учреждению Московского Патриархата .

http://pravoslavie.ru/159699.html

Два единокровных брата Ягайло (Андрей и Дмитрий) уже сражались за Дмитрия Донского и были ветеранами Куликовской битвы . Орда и тевтонцы оставались общими противниками. Интересный факт: среди подручных Андрея (старшего брата Ягайло), перешедших на московскую службу, был «некий Гланда-Камбила Дивонович, получивший после крещения имя Иван, а прозвище Кобыла (видимо, от сходства этого слова с Камбилой). С него-то и начался известный каждому из нас боярский род Романовых» . Через два века Романовы окажутся на русском престоле. Город Торопец, Тверская область К сожалению, «Московско-литовский союз так и остался нереализованным в силу ряда обстоятельств и целенаправленных действий соседних держав по его подрыву» . Главной причиной стал «свободный» Польский престол, на котором оказалась молоденькая королева Ядвига. Для нее польские феодалы подыскивали подходящего супруга. В 1385 году была подписана Кревская уния, кинувшая ВКЛ на четыре века в объятия Польши (и католического мира), а Ягайло – в объятия молодой жены. В следующем году он стал польским королем . Последовавшие унии окончательно подчинили ВКЛ культурному и политическому влиянию Польши. ВКЛ уступила Польше 2/3 своей территории (фактически территорию будущей Украины, а на оставшихся под влиянием Литвы землях позже возникнет Белоруссия). С этого момента живое тело русского народа делится границами на три части. Интересно, что северная граница отданных Польше земель точно совпадает с сегодняшней белорусско-украинской границей. Православное большинство ВКЛ в новом государстве оказалось утесняемым меньшинством, подвергшимся жесткой ассимиляции. Часть историков именно в выборе Ягайло видят точку невозврата. Интересно, что северная граница отданных Польше земель точно совпадает с сегодняшней белорусско-украинской границей «Это событие и стало концом Руси литовской, от нее сразу же отделяются Тверское и Смоленское княжества, а позже и другие территории, исповедавшие православную религию» . Москва завершит «собирание русских земель», но на это потребуется 400 лет непрекращающихся войн и пограничных конфликтов. Большую часть этого времени Торопец будет находиться на огненном порубежье.

http://pravoslavie.ru/159699.html

Прп. Евфросин прнимает в Трехсвятительский мон-рь прп. Савву Крыпецкого. Клеймо иконы «Святые Иоанн Богослов, Савва Сербский, Евфросин Псковский и Савва Крыпецкий, с житием прп. Саввы». Псков. Кон. XVI - нач. XVII в. (ПИАМ) Прп. Евфросин прнимает в Трехсвятительский мон-рь прп. Савву Крыпецкого. Клеймо иконы «Святые Иоанн Богослов, Савва Сербский, Евфросин Псковский и Савва Крыпецкий, с житием прп. Саввы». Псков. Кон. XVI - нач. XVII в. (ПИАМ) Стремясь к «пустынному и безмолвному житию», святой с благословения настоятеля Снетогорской обители поселился на р. Толве (в 25 верстах от Пскова). Согласно редакции свящ. Василия, это произошло в 6933 (1424/25) г. Через нек-рое время к Е. присоединился прп. Серапион Псковский († 1480), затем стали приходить др. искавшие иноческого подвига. По признанию Е., сделанному в Уставе, принимать в пустынь монахов его заставило опасение «нахождения злых человек» (грабителей), о чем предупредили его «благовернии людие» ( Серебрянский. 1908. С. 508-509). Пустынь преобразовалась в общежительный мон-рь - 1-й в Псковской земле, однако, как известно из «Повести о сугубой аллилуии» и Жития Е. в редакции свящ. Василия, всенощные бдения в мон-ре совершались по скитскому уставу. Е. удостоился явления ему святителей Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоуста , повелевших устроить в обители посвященный им храм с приделом во имя прп. Онуфрия Великого. Святой исполнил повеление. (Для Сев. Руси посвящение престола прп. Онуфрию Великому необычно, его почитание характерно больше для Полоцкой земли и Юго-Зап. Руси.) При жизни Е. в мон-ре была также построена ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы. Е. считал себя ктитором обители. По всей видимости, строительство в мон-ре велось на его средства, в завещании святого указаны его вотчина, «исады» (рыбные ловли), «клети» в городе, данные им братии в общее владение. По смирению Е. не принял духовного сана («не учитель, ни прозвитер есмь саном» - Там же. С. 510) и предоставил настоятельство своему ученику прп. Игнатию , который стал его духовным отцом. Святой подвизался в уединенной келье в лесу близ мон-ря, на ее месте позднее поставили крест, еще один крест был установлен неподалеку, на месте молитвенных подвигов преподобного. Трехсвятительский мон-рь принимал и кормил странников, помогал хлебом окрестным крестьянам, из-за чего запасы обители зачастую истощались, однако по молитвам Е. чудесным образом восполнялись. В числе учеников Е. были буд. игумены Трехсвятительского мон-ря родные братья Игнатия Харалампий (2-й игумен обители при жизни Е. и духовный отец святого) и Памфил, а также постриженики обители преподобные Савва Крыпецкий , Досифей Верхнеостровский , Онуфрий Мальский , Иоаким Опочский , Иларион Гдовский , Харитон Кудинский , основавший мон-рь на Кудинском оз. рядом с Торопцем.

http://pravenc.ru/text/187848.html

Больше того, увенчанная довольно высоким шпилем Покровская колокольня так же имела вытянутые пилястры и рустованные лопатки, четко выделявшиеся на плоскостях её стен. В 1938 г. колокольня была разобрана на кирпичи. До наших дней сохранился лишь фрагмент фундамента. Источник: сайт монастыря, http://st-tihon.ru/architecture/belltower/ Город Торопец, где провёл своё детство и куда часто приезжал Святейший Патриарх Тихон (Белавин), является одним из старейших городов России. Это город-крепость, страж на границе Руси. Список имён, связанных с Торопцом, обширен. Это и Исаакий Торопецкий, Киево-Печёрский затворник, и преподобный Харитон Кудинский, и преподобная Евфросиния Полоцкая, и благоверный князь Александр Невский, а также побывавшие в разные годы царствующие особы: Михаил Феодорович, Алексей Михайлович, Пётр I, Елизавета Петровна, Екатерина II, Павел I, Александр I, Александр II. Торопчане уважают и глубоко почитают своего земляка, великого защитника Православной веры Святейшего Патриарха Тихона. В городе сохранился дом, где он жил, храм, где служили будущий Патриарх и его отец - иерей Иоанн Белавин, могила родителей и братьев святителя, где в 1997 году была установлена часовня, а в 2001 году - гранитное надгробие и распятие. В 2005 году на территории бывшего Свято-Никольского монастыря решением Священного Синода и по благословению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора был основан Свято-Тихоновский женский монастырь - во имя святителя Тихона. В исследованных документах данные о времени создания и имени основателя Никольского монастыря города Торопца отсутствуют, но можно предположить, что он возник вслед за основанием города - после 1074 года. На основании сохранившихся материалов можно заключить, что Никольский монастырь, так называемый " Николаевский особный " , был достаточно процветающим, имел земли, получал пожертования, как от местных жителей, так и от усердных богомольцев. Он был расположен на берегу озера Заликовье, но после перенесения города на новое место в XVI веке изменил своё местоположение.

http://sobory.ru/article/?object=07066

Словенской иконы Божией Матери, сент. 23. Слово плоть бысть – иконы Божией Матери, 9 марта. Смоленской иконы Божией Матери, 12 окт. Сокольской иконы Божией Матери, 23 февр. Сосновской иконы Богоматери. Прилож. I, стр. 7. Софии освящение, 4 нояб. София-Соломонида , великая княгиня, 16 дек. Софроний , затворник печерский, 28 авг. Софроний мучен., 28 мая. Сохомской Богородичн. Прилож. I, стр. 7. Спасительницы утопающих иконы Богоматери. Прилож. I, стр. 7. Спиридон , патр. сербский, 20 авг. Споручницы грешных – иконы Богоматери. Прил. I, стр. 7. Старорусской иконы Божией Матери, 4 мая. Стефан , краль сербский, 24 сент, и 30 окт. Стефан грузин, 4 нояб. Стефан дечанский, краль сербс., 11 нояб. Стефан Бранкович, серб., 10 дек. Стефан Щилянович, 4 окт. Стефан , казанский мученик, 24 мар. Стефан , комельский преп., 12 июня. Стефан хирский, груз., 7 мая. Страстной иконы Божией Матери, 13 авг. Сухий , мученик грузинский, 15 апр. Тамара , царица грузинская, † 1201. Память в неделю мироносиц. Т амбовской иконы Божией Матери, 16 апр. Тарасий , преподобный глушицкий, 12 окт. Таричан грузин, 18 мая. Т еребинской иконы Божией Матери, 14 мая. Тимофей , игумен. печерский, 23 авг. Тимофей святогорский, псковский юродивый. Тит , печерский воин, 28 авг. Тихон , медынский преподобный, 16 июня. Трифон вятский, 8 окт. Трифон печенгский, 15 дек. Троеручицы иконы Божией Матери, 28 июня и 12 июля. Умиления иконы Божией Матери, 19 мар. и прилож. 1. стр. 7. Умягчение злых сердец иконы Богоматерн. Прилож. 1. стран. 7. Урош , царь сербский, 2 дек. Феликс корельский, 18 апр. Филарет печерский, 21 сент. Филермской иконы Божией Матери, 12 окт. Филипп преподобный ирапский, 14 нояб. Филипп рабангский, 15 нояб. Филипп устюжский, 17 авг. Харитина преподобная, 5 окт. Харитон преподобный сянжемский, 11 апр. Харитон кудинский, близ Торопца. Хитон Господень, 1 окт. Хлебной иконы Богоматери. Прилож. I. стр. 7 Холмской иконы Богоматери. Прилож. I, стран. 7. Христофор пр. коряжеский, 25 июля. Христ албанец мученик, 28 нояб.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Около 1425 года в поисках более глубокой сосредоточенности в молитве преподобный Евфросин с благословения настоятеля поселился в одинокой келлии на реке Толве, недалеко от Пскова. Но забота о спасении ближних заставила преподобного нарушить свое пустынножительство, и он стал принимать всех, кто нуждался в опытном старце-наставнике. Приходивших к нему преподобный Евфросин благословлял жить по скитскому уставу, составленному им самим. Устав преподобного Евфросина представляет собой общее наставление инокам о достойном прохождении монашеского пути «како подобает инокам пребывати». Он не содержит строгого распорядка всей жизни монастыря, как, например, устав преподобного Иосифа Волоцкого ; богослужебной части в нем нет совсем. В 1447 году по просьбе братии преподобный устроил храм в честь трех святителей: Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о, которые удостоили его своего явления, и в честь преподобного Онуфрия Великого (память 12 июня). Обитель впоследствии получила название Спасо-Елеазаровской. По смирению и из любви к уединенному подвигу преподобный не принял звания игумена и, предоставив настоятельство своему ученику преподобному Игнатию, жил в лесу близ озера. Скончался преподобный Евфросин в глубокой старости, 95-ти лет, 15 мая 1481 года. На его гробнице по повелению Новгородского архиепископа Геннадия был поставлен образ, написанный еще при жизни преподобного его учеником Игнатием, и положено завещание преподобного братии на лоскутке пергамента, скрепленное свинцовой печатью Новгородского архиепископа Феофила. Это одно из очень немногих духовных завещаний, написанных собственноручно подвижниками. Преподобный Евфросин, начальник Псковских пустынножителей, возрастил многих славных учеников, которые также создавали монастыри и несли благодатные семена подвижничества по всей Псковской земле. В числе учеников преподобного Евфросина Савва Крыпецкий (28 августа), Досифей Верхнеостровский († 8 октября), преподобный Онуфрий Мальский († 12 июня), Иоаким Опочский († 9 сентября), Иларион Гдовский († 21 октября), Харитон Кудинский – основатель и игумен монастыря на озере Кудине, рядом с Торопцем (XVI); местнопочитаемые родные братья из Пскова Игнатий, Харалампий и Памфил, погребенные в Спасо-Елеазаровском монастыре, преподобный Серапион († 8 сентября 1480 или 1481, память 7 сентября).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010