Вашу предшествующую открытку от 10/23 июля я получил еще раньше. Грустно, что мои закрытые письма 18-IV/I-V и 26-V/8-VI и открытки от 12/25-V, а также открытка Елис[авете] Ив[ановне] и Жене от 12/25-V не дошли. Вам я послал письмо 9/22-VI, Фросе поздравление к именинам и открытку Марии Косминичне о получении от нее посылки 153 от 21-VI. Грустно, что не пришлось повидаться, – но не без Божией воли это было. Потерпим все Господа ради... А духовного, молитвенного общения никто нас лишить не может... Как вчера мы пели в честь первоверховных апостолов: «разделенные телесы, и соединенные духом» 143 ... 5-го поздравляю милого Сереженьку и всех, кто бывал в нашем Троицком храме. 11-го и 25-го помянем незабвенную матушку игуменью. Как здоровье Володи Малышкина? 15-го поздравьте его, а 11 Ол[ьгу] Алек[сандровну] 144 , Олю Боголюб[скую] 145 , Олю Посум[?]. Что-то давно ничего не слышу о Харитонушке 146 . Напишите ей, чтобы она не заботилась о посылках мне, – она сама не обеспечена, – но чтобы почаще присылала мне письма, может быть, какое-либо и проскочит. Я ей писал 12/25 мая, поздравлял с ангелом. Другое письмо послал 17/30 июня. Ничего не получаю от Наташи Питерской 147 , которой тоже послал два письма в мае и июне. Я по милости Божией чувствую себя вполне удовлетворительно. Слава Богу за все, слава Богу и за скорби. «В мире скорбни будете» 148 , предрек нам Спаситель наш... За скорби здесь, утешение там... Я думал при свидании с Вами попросить Вас поискать и здесь какого-либо доброго человека, который на оставленные Вами средства делал бы изредка от Вашего имени мне передачи: свежие овощи, картофель, зелень, ягоды, молочные продукты. Я думаю, это разрешат. Тогда не надо бы было по почте присылать картофель. Простите, мои дорогие, что все обременяю вас разными заказами и поручениями. Только никогда не считайте мои поручения обязательными к исполнению. Всех, всех приветствую. Не обижайтесь, что не называю по именам. К Ведущему все имена о всех всегда воздыхаю. Господь да хранит вас всех. На всех призываю Божие благословение. Спасайтесь о Господе. С любовию, богомолец Ваш Е[пископ] А[фанасий].

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

В одном из своих «Писем с Востока в 1849-50 годах (СПб., 1851), а именно: в письме от 19 декабря 1849 г., Муравьев писал: «На половине дороги Иерихонской... мы поворотили узкою стезею влево, в глубокий овраг, по направлению к лавре Св. Евфимия... (Видимо, дорога, в отличие от современной, проходила к югу от потока Ог, и, поворотив влево, т.е. на север, Муравьев спустился в каньон этого потока. – С.) С большим трудом спустились мы в тесное ущелие; более часа пролегала стезя наша между песчаными утесами (т.е. он пошел вверх по потоку Ог, на северо-запад, и вскоре вышел из каньона, после чего продвигался на север. – С.), когда внезапно пересекла ее низкая арка полуразрушенного водопровода (т.е уже в потоке Прат: кельи Хозевита? Эйн-Фауар? – С.); за нею зашумели свежие воды потока, в более широкой долине, ознаменованной развалинами. Арабы называют это место Фара (верховья потока Прат на протяжении километров десяти называются Вади-Фара; Муравьев, по-видимому не дошел до лавры несколько километров, двигаясь с востока. – С.), но мне не взошло сперва на мысль, искать тут развалин древней знаменитой лавры Фаранской великого Харитония, основной для всех Палестинских обителей, потому что я предполагал ее на Мертвом море. Однако, по соображению с житием его и великого Евфимия, она необходимо должна была находиться на этом месте, так как святой Харитоний схвачен был разбойниками, на пути из Сирии в Иерусалим, и увлечен в их пещеру, вероятно недалеко от большой дороги; да и лавра Св. Евфимия находилась по соседству (в отличие от своих современников, например, А. С. Норова, а позднее арх. Леонида (Кавелина), считавших, что лавра св. Евфимия находилась в Наби-Муса, Муравьев, видимо, отождествлял ее с развалинами обители аввы Феоктиста в потоке Ог; ошибались все. – С.). Впоследствии посылал я отыскивать пещеру и следы обители; но посланные не умели их найти; однако остатки водопровода и мельниц и груды камней по всей долине свидетельствуют, что тут было население большое, какое можно предполагать для лавры Фаранской, а между тем история не указывает тут никакого города(история указывает деревню Фаран – см.

http://sobory.ru/article/?object=18570

- Расскажите о своих родителях. - Мои родители вышли из «того» мира. Мой отец, Анатолий Васильевич, родился в 1906 году, мама, Мария Харитоновна, в 1910 году, в еще христианском государстве. Дедушка со стороны мамы был верующим человеком, приучал детей к церкви. Он закончил жизнь преподавателем МГУ. В труде игумена Дамаскина (Орловского) о мучениках и исповедниках XX века рассказывается, как дедушка служил инспектором гимназии и старостой собора в Шуе, когда в 1922 году был издан декрет о конфискации церковных ценностей, он встал перед дверями храма и сказал большевикам: «Только через мой труп». Его повели на трибунал. Но главой тройки оказался бывший ученик дедушки и он, почитая его, помиловал и отпустил на свободу. Моя мама родилась в Уральске. Удивителен русский человек и совмещает в себе многое! Мама была атеисткой и хранила в шкафу газеты с портретами и статьями Сталина. А до революции, обладая абсолютным слухом, пела в церковном хоре. Это была русская Эдит Пиаф, с мощным голосом и удивительной артистичностью. Когда у нас по праздникам собирались гости, и она исполняла песни и романсы, у наших окон собирались люди. Исчерпав свой репертуар, мама пела стихиры Пасхи «Да воскреснет Бог». Самое удивительное: в 76 лет она обратилась к Богу, а в 85 лет умерла блаженной христианской кончиной. Ее отпевали на пасхальной неделе под пение пасхальных стихир. Отец окончил реальное училище для детей состоятельных родителей в Нижнем Новгороде. Он вырос в либеральной среде. Его отец был крупным гидроинженером- строителем, председателем Инженерного общества. Папа рассказывал, как дедушка, зажигая лампадку перед иконой, говорил, что если Бог есть, то во славу Божию, а ежели Его нет, то и так красиво. Нас у родителей четверо детей – мой брат, я и две старшие сестры. Наши родители, к сожалению, не заложили в нас православную веру – мы росли неверующими, но явили нам пример человеческого достоинства и окружили нас любовью, смогли осолить ей наши души. Этот ориентир – поиск любви – не подвел нас и привел к обретению Бога.

http://pravmir.ru/creative/protoierey-vl...

С. 369). 475 Эта фраза ( ε ς δε το χρυπτον χατα τον νον ) противопоставляет начинающееся предложение предыдущему: там говорилось о соблюдении внешнего («открытого», «явного» - ε ς … τ προφανης ) благочиния и четком хранении иерархического строя монашеских общин; здесь же речь идет о «скрытом» (тайном) смирении предстоятелей, на котором и зиждется вся церковная иерархия, в том числе и монашеская. История монашества знает бесчисленное множество примеров такого смирения известнейших настоятелей обителей. Уже основатель египетских киновий св. Пахомий Великий в совершенстве являл образец этого смирения; будучи главой многочисленных иноков, он долго отказывался от пресвитерского сана, говоря: «Хорошо для нас и не просить о подобном деле, чтобы между монахами не было ни зависти, ни спора, ни непослушания, ни разделений вопреки воле Божией. Как огонь на гумне, если бы не поспешили погасить его, погубил бы труд целого года, то же самое представляет помысл гордости в своем начале». Соответственно, «смирение преп. Пахомия располагало и братий Тавеннисийского общежития также к смирению». См.: Палладий, архимандрит. Святый Пахомий Великий. С. 63—65. 476 Ср. предсмертное завещание св. Харитона Исповедника своим духовным чадам: «Жизнь ваша должна быть чистой и непрестанно очищаться; пусть каждый из вас заботится об освящении своего тела, чтобы в нем, как непорочном храме, мог обитать очищенный дух, который наполняет душу освящением и благоуханием. Худое дело гнев, ненависть или что-то другое, могущее оскорбить братскую любовь; посему да будет в вас мир и кротость. Если же среди вас случится соблазн, то тотчас прекращайте его, чтобы солнце не зашло во гневе вашего брата. Избегайте злых помыслов, не дозволяйте им закрадываться в ваши сердца, так как чем дольше они будут находиться в вас, тем труднее будет изгладить их. Оружием монаха в борьбе со злыми помыслами должны быть пост, молитва, слезы, память о смерти и геенне и, что страшнее и сильнее всего для злых помыслов, блаженное смиренномудрие ( μαχαρα ταπενωσις ) и осмотрительность, чтобы не овладели им эти помыслы». Цит. по: Феодосий (Олжаржееский), архимандрит. Палестинское монашество в IV-VI вв. Киев, 1899. С. 39.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2648...

Когда оно было прочтено в церкви, то они вознегодовали на вновь прибывшего к ним авву, ослепились злобою к нему и все шестьдесят, единодушно составив толпу, ополчились против св. отца. Вооружившись топорами, баграми, заступами, они сперва разрушили главный оплот лавры – башню, а затем оставили великую лавру и направились к древней лавре Харитона-Исповедника, но настоятель её Св. Акилин, узнав о делах, совершенных ими в прежней лавре, не принял их к себе. 230 Продолжительный (с 486 по 509 г.) 231 и упорный характер восстания некоторых из братий великой лавры заставляет предположить, что в нем было нечто большее обычного протеста против строгости аввы. Считать такое предположение весьма вероятным, дает основание и биограф Св. Саввы, когда говорит, что, будучи отвергнуты Св. Акилином, недовольные монахи основали собственную лавру, названную «новою», вблизи Фекойского потока, где нашли они следы келий, построенных некогда (πλαι) отщепенцами от веры и в занятии келий первыми видит как бы сродство их с этими отщепенцами. Дальнейшая история новой лавры вполне подтверждает еретическое направление мыслей монахов, оставивших Савву Освященного. Из неё, именно, вышли главные вожди, достигших в VI в. особой силы, оригенистских волнений в Палестине. 232 Впрочем Савва Освященный, как архимандрит всех палестинских лавр, не мог оставить без руководства вновь устроившуюся общину. Когда внутреннее состояние его собственной лавры было приведено в порядок и оставшиеся под руководством Св. Саввы подвижники стали по-прежнему «беспрепятственно приносить Богу чистоту сердца», то он, навьючивши рабочий скот лавры и Кастеллию припасами, направился туда, где поселились его беглые ученики. Стесненное их положение, несогласия, ссоры и безначалие побудили Савву Освященного обратить внимание патриарха на такой нежелательный и опасный образ жизни новой общины. Патриарх дал Савве власть над тем местом, где жили отделившиеся от общения с ним монахи и вручил материальные средства на устройство лавры по общему типу всех палестинских лавр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В глазах современного Евфимия палестинского монашества его лавра была образцовой формой жилища аскетов; ей стараются подражать ктиторы других монастырей иудейской пустыни. Мартирий и Илья – подвижники лавры Св. Евфимия, впоследствии Иерусалимские патриархи, устроили в этой пустыне лавры по образцу Евфимиевой. 156 Если та форма жизни монашества, которую Св. Евфимий считал наиболее уместной в Палестине, не представляла в себе ничего нового в сравнении с общинами Харитона Исповедника, то очевидно, что причина того громадного влияния, какого достиг Св. Евфимий не только среди палестинских монахов, но и во всей Византийской империи, нужно искать в самой личности великого подвижника, в его нравственно-аскетической высоте. Прославляя три добродетели Св. Евфимия – воздержание, молчаливость и бодрствование, биограф его говорит, что он прилагал всё старание к тому, чтобы подражать доблестям Арсения, сперва воспитателя детей императора Феодосии: Аркадия и Гонорея, а потом строгого египетского подвижника. С великим удовольствием слушал он рассказы честных отцов, в разное время приходивших к нему из Египта и повествовавших о жизни великого Арсения, и как бы на скрижали души своей старался переписывать его добрые дела. 157 Подражал его уединению, смирению, умеренности как в одеянии, так и в пище, его рачительности и бдительности; повторяя неоднократно вопрос египетского подвижника: Арсение! Зачем ты сюда пришел? и отвечая, как и Арсений: не на покой, но на труды; не на леность, но на подвиг, и потому подвизайся, трудись и не ленись. Этими словами Св. Евфимий хотел возбуждать внимание к самому себе. Подобно египетскому подвижнику, горел Св. Евфимий любовью к пустынничеству и отвращался славы, проводил все ночи в слезах и молитвах. Будучи столь ревностным подражателем жизни св. Арсения, Св. Евфимий во многом, по словам Кирилла, превзошел даже его, именно он достиг такого влияния на современное ему не только христианское, но и языческое население Палестины, какого, насколько мы знаем, никогда не имел Арсений в Египте.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так это и произошло. С 11 февраля я отбываю заключение и нахожусь под следствием, новых материалов следствия не обнаружено, да их и нет. Поэтому прошу Вас освободить меня под расписку или отпустить на поруки нашей общины села Юрьевки…» 20 апреля уполномоченный Саратовского ГПУ составил по»делу»о. Софрония обвинительное заключение:«…являясь священником церкви села Юрьевки, Несмеянов занимался пропагандой и агитацией среди верующих, направленной к возбуждению религиозной вражды, являясь ярым защитником Сергиевской ориентации и непримиримым врагом советской власти… Разъезжая по селам и группируя вокруг себя кулацкий антисоветский элемент и ведя агитацию, направленную к возбуждению религиозной вражды и суеверия среди верующих, он явно подрывал авторитет и политику советской власти в отношении отделения Церкви от государства. Но принимая во внимание, что в деле нет достаточного материала для предания гласному суду на основании приказа ОГПУ No 172 от 2/IV-27 года и положения об органах ОГПУ, п. 7, полагал бы настоящее дело передать через 6–е отделение СО ОГПУ в Особое Совещание при Коллегии ОГПУ для рассмотрения его во внесудебном порядке и применения к Несмеянову административной высылки из пределов Саратовской губернии». Дело было отправлено в Москву на рассмотрение представителя 6–го отделения Секретного отдела ОГПУ, который составил свое заключение:«Дело возникло в Саратовском ОГПУ на основании поступивших сведений о том, что гражданин Несмеянов Софроний Харитонович (священник), 56 лет, ведет антисоветскую деятельность… Произведенным следствием инкриминируемое Несмеянову обвинение не установлено». 17 августа 1928 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ постановило освободить священника из–под стражи,«зачтя в наказание срок предварительного заключения». После освобождения о. Софроний стал служить в храме села Улыбовки Саратовской области. Поднялась новая волна гонений. Советская власть вновь лишала крестьян земли, предоставив им единственную возможность труда на земле — быть рабочими в коллективном хозяйстве.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Сам исповедник впоследствии писал: «Отбывал я наказание, добросовестно относился к труду, получал денежное вознаграждение и был награжден грамотой. Во время блокады Ленинг рада я отдал все свои сбережения на войну и призывал других заключенных последовать моему примеру». После освобождения из лагеря в 1947 году иеромонах Парфений продолжил свою пастырскую деятельность в Архангельской и Тюменской областях. В 1948 году он получил назначение в поселок Шапша. Здесь он стал известен не только как пастырь, но и как искусный плотник. В поселке батюшка был нарасхват. Как совестливого и искусного работника уважал его не только народ, но и местное начальство. Здесь же иеромонах Парфений проявил себя как одаренный миссионер. Благодаря просветительским трудам старца целые семьи язычников-зырян приняли православие. Предметом особой заботы отца Парфения стала община в Ханты-Мансийске, состоявшая как из местных жителей, так и из ссыльных. Оставшись без пастырей и храмов, люди собирались на квартирах и совершали богослужение самостоятельно. Таинства и требы совершал отец Парфений, которому изредка удавалось прийти в Ханты-Мансийск из поселка Шапши, где он служил. И если тайные христиане радовались любой возможности пообщаться с духоносным пастырем, считая само его существование чудом, то иначе относились к нему воинственные атеисты. Батюшке приходилось терпеть оскорбления, насмешки, хамство. В 1958 году отца Парфения направили служить в городе Тобольск. В 1961 году батюшка вернулся на родину. Старец Служил отец Парфений на сельских приходах Житомирской области: в Харитоновке, Берестовке. С 1964 по 1979 год до самого выхода на покой окормлял село Вязовка. В этот период старец по откровению свыше ушел в затвор. Два года подвижник не принимал людей, не топил печь, согреваемый благодатью Божией. Пищу отцу Парфению передавала через форточку его духовная дочь, матушка Мелитина. В затворе старец испытывал особые озарения, проникая духом в глубины Божии. По воспоминаниям современников отец Парфений (Невмержиций) служил в маленьком деревенском храме, однако на его проповеди собиралось огромное количество людей. Проповедовал старец после чтения Евангелия, и проповедь его длилась достаточно долго. Многие прихожане ощущали, что пламенное, обличительное слово подвижника было обращено лично к ним. Отцу Парфению были открыты грехи и немощи каждого слушателя, и он использовал любую возможность для того, чтобы призвать людей к покаянию.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/n...

«1. Возобновляющаяся обитель на развалинах древней Фаранской лавры преподобного Харитона Исповедника в Палестине, открывается под названием пустыни преподобного Харитона Исповедника, которая соблюдает общежительный устав Афонских монастырей. 2. Пустынь преподобного Харитона в Палестине строится на средства Обители Св. Креста на Афоне, дальнейшее же расширение пустыни производится на собственные средства ее с материнской помощью обители Св. Креста на Афоне. 3. Пустынь Преподобного Харитона в Палестине подлежит в отношении поведения ее братии наблюдению, покровительству и защите начальнику Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, а в отношении внутреннего её строя и хозяйственной части Собору старшей братии во главе с своим настоятелем и с представителями одного из членов Русской Миссии 4. Настоятелей новая обитель получает с Афонской обители Св. Креста по выбор братии. Этот порядок должен быть неизменен по крайней мере по отношению к трем первым настоятелям обители и в последующее время братия пустыни Пр. Харитона выбирает настоятелей исключительно из своего братства с согласия начальника духовной миссии в Иерусалиме, а он уведомляет Святейший Синод. 5. Братия в составе новой обители преподобного Харитона определяется из Афонской обители Св. Креста, кроме того принимаются Настоятелем обители пр. Харитона в число братства и из других мест по исключительно русского происхождения, численность определяется, сколько позволят держать братства средства Обители. 6. Если кто либо из братии Обители преподобного Харитона, по необходимости окажется не достойным его звания, то таковой, по отношению Настоятеля Обители с начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме немедленно удаляется из Обители; (в соответствии сему в Обитель эту отнюдь не допускаются; ни те лица, которые подвергнутся епархиальным начальством монастырскому подначалию, ни те, которые приговором светского суда присуждаются к заключению или епитимьи в монастырь). 7. О пострижении и рукоположении братии Обители преп. Харитона должны  представляться Настоятелем Обители письменные прошения с надлежащими документами начальнику Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и с одобрения последнего препровождаться на утверждение в Святейший Синод.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=6&iid=1661

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ХАРИТОН ИСПОВЕДНИК Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Преподобный Харитон Исповедник, икона с житием в 22 клеймах Харитон Исповедник, Иконийский (+ ок. 350 ), преподобный . Память 28 сентября . Пострадал в Иконии во время одного из гонений на христиан при императорах Галерии (305 - 311), Максимиане (286-305 и 307-310) или Ликинии (311 - 324). В исповедническом подвиге его укреплял благодатный пример святой первомученицы Феклы , уроженки его родного города, память которой он особенно глубоко чтил. Святой Харитон мужественно обличил языческих богов и твердо исповедал веру в Единого Истинного Бога - Христа-Спасителя. Святой исповедник претерпел жестокие мучения, но, по Промыслу Божию, остался жив. Когда гонения утихли, святой был освобожден из заключения и всю свою жизнь посвятил служению Господу. Направляясь в Иерусалим на поклонение святым местам, он попал в руки разбойников. Они связали его и бросили в пещеру, намереваясь затем убить, а сами поспешили на промысел. В ожидании смерти святой горячо молился, благодарил Бога и просил Его сотворить с ним по воле Своей. В это время в пещеру заползла змея и стала пить вино из стоявшего там сосуда, отравила его своим смертоносным ядом. Вернувшись в пещеру, разбойники напились отравленного вина и все до одного погибли. Преподобный Харитон, воздав благодарение Богу, стал подвизаться на месте своего чудесного спасения. Награбленное разбойниками золото он раздал нищим и в монастыри, а в разбойничьей пещере устроил церковь, вокруг которой со временем образовался монастырь - знаменитая в Палестине Фаранская Лавра . Преподобный Харитон сам составил строгий устав для своей обители. Стремясь к уединению, преподобный ушел дальше в пустыню, но и там не отвергал тех, кто нуждался в его духовном руководстве, и основал еще две обители - Иерихонскую и Сукийскую , именуемую " Ветхой Лаврой " .

http://drevo-info.ru/articles/7360.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010