Это создавало веру в то, что всем делом должно руководить нечто сверхъестественное. Никто не хотел видеть мелочных споров и ссор вождей Крестовых походов; никто не видел политических расчетов венецианцев, властолюбия Ричарда Львиное Сердце, ничтожества Гуго, гениальности и энергии Саладина, измены византийцев, отчего главным образом борьба между христианством и исламом не могла быть приведена к концу. Религия совершенствовала нравственность людей, поднимала дух, скрепляла воинов воедино. Но из-за этого нельзя было пренебрегать искусной подготовкой войск, улучшением оружия, выбором более искусного предводителя. Припомните Готфрида Бульонского, Фридриха Барбароссу. Они были люди глубоко религиозные, набожные; но они понимали, что человек должен надеяться на Бога, да и сам не плошать, и изо всех сил старались возможно лучше устроить свои войска, вооружить их и подчинить строгой дисциплине. Вот и посмотрите, чем разрешились новые взгляды на дело, что главным образом надо надеяться на одну сверхестественную помощь, не обращая внимания больше ни на что. Это случилось во Франции и Германии. Как-то в июне 1212 года появился в деревне около г. Вандама мальчик-пастух Стефан. Всюду ходил он и везде объявлял, что он послан Богом на то, чтобы собрать ополчение, стать во главе его и завоевать Святую Землю христианам. Куда бы ни приходил этот настроенный монахами до экстазов мальчик, – всюду вызывал он своими детскими речами и описаниями своих видений бурное воодушевление. Все считали его, действительно, святым, посланным от Бога. По взглядам того времени было очень правдоподобно, что Бог благословил и воодушевил чистого, непорочного ребенка на такой великий подвиг. Само собой, появление одного мальчика вскоре вызвало во многих местах Франции подражателей. Стали все чаще и чаще появляться мальчики-проповедники Крестового похода. И все старшие смотрели на это дело так, что Бог хочет крестоносным ополчением детей смягчить свой гнев за грехи взрослых людей, отцов и матерей их. Конечно, находились люди благоразумные, которые решили воспротивиться этому порыву.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 174 году до Р.Х., когда римским консулом был М.Емилий, случилось в Падуе возмущение. Тогда сами падуанцы отправили в Рим посольство и уведомили тамошний сенат, что борьба разных партий у них произвела междоусобие. Сенат послал в ним реченного консула, и он примирил их и возвратился в Рим 291 . Не припоминаю звучных стихов Виргилия (50г. до Р.Х.), в коих он воспел основание Падуи Антенором 292 , поспешая передать известие Страбона о сем городе (в 28–29 году по Р.Х.). «Близ заводей (лагун) находится Падуя. Это – наилучший город в этой стране. По недавней переписи в нем насчитывалось до 500 всадников: а в старые годы он выставлял в поле 20000 войска. Большую населенность сего города и зажиточность доказывает множество товаров и всяких тканей, кои он посылает на рынок Рима. С моря легко доехать до Падуи по реке, которая прорезывает заводи на пространстве 250 стадий. Отправляются туда из порта, называемого Медоакос именем оной реки» 293 . В 182 294 году по Р.Х. жил-был римский сатирик Ювенал. Он, осмеивая тщеславие и хвастовство современников своих, выставлявших у себя портреты и бюсты знаменитых предков своих, запыленные, безносые, безрукие, тогда как житием своим вовсе не походили на них, между прочим подшутил и так: какая слава тебе от портретов стольких витязей, когда ты всю ночь проводишь в игре в кости и ложишься спать в час утренней зари, в который они с знаменами выходили на войну, и когда ты, прихотливый и тщеславный, нежнее падуанской агницы? .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   Effigies quo Tot bellatorum, si luditur alea pernox .   .   .   .   .   .  si dormire incipis ortu luciferi, quo signa duces et castra movebant? .   .   .   .   .   .   .   .   .    si cupidus, si Vanus, et Euganea (Patavina) quantumvis mollior agna? 295 Не знаю, когда Падуя впервые оглашена была евангельским учением. Бич Божий, Аттила, разорил сей город в 452 году, а в 601 лонгобардский король Агилолф после долгой осады взял ее приступом и сожег. В правление немецкого короля Фридриха Барбароссы в ломбардских городах проявилось сильное стремление к независимости от него и к республиканскому самоуправлению. Тогда и Падуя со всем околотком ее восстала против королевского наместника Пагано. Лично обиженные семейства господ Долеслама и Альберта Баоне подняли знамя восстания 28 июня 1164г. Падуя присоединилась к ломбардскому союзу и установила у себя самоуправление. С той поры городские стены ее были отодвинуты далее, возникла знаменитая дума – Pallazo della Ragione, город после пожара, истребившего в 1174 году 2614 деревянных домов, вновь выстроился в лучшем виде. В 1222 году основан был университет по причине упразднения высшего училища в Болоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Несомненно, как мы уже заметили, при этом столкновении двух цивилизаций франки многое позаимствовали у нового мира, куда их закинула судьба, и тот отпечаток, какой наложила Византия на латинские княжества Востока, служит немаловажным доказательством силы ассимиляции, которую греческая империя сохраняла еще в XII веке. Но было и обратное действие Запада на Восток, сказавшееся в политике, а равно и религии, и еще больше в общественной организации, вплоть до литературы. С тех пор, как в 800 году Карл Великий восстановил западную римскую империю, и даже раньше, Византия все больше переставала быть европейской державой и становилась исключительно восточным государством. В XII веке она вновь заняла выдающееся место при решении всех важных дел европейского и христианского мира. Как некогда Юстиниан, так теперь Мануил Комнин мечтал о восстановлении всемирной империи. Его честолюбивая и деятельная политика, переходя тесные пределы Балканского полуострова, простиралась до Венгрии, вплоть до восточного побережья Адриатики, выражала претензию на обладание Италией, оспаривая у самого Фридриха Барбароссы его императорский титул. Его дипломаты работали в Генуе, в Пизе, в Анконе и Венеции; его эмиссары интриговали в Германии и в Италии; его послы вели одинаково переговоры, как при французском, так и при папском дворе. И если его широкие замыслы, в конце концов, не привели ни к чему, тем не менее, надо признать, что в течение всего XII века Константинополь оставался одним из главных центров общей европейской политики. Вопрос о соединении церквей, постоянная мечта и желанье пап, со своей стороны затягивал Византию в дела Запада в течение XIII и XIV века. Как ни слаба была тогда греческая империя, тем не менее, союзом с ней не приходилось пренебрегать. Противники Рима, как например Фридрих II, домогались его для противодействия римскому первосвященнику; в свою очередь, папы прибегали к нему в целях обуздания честолюбия королей неаполитанских. Предмет вожделений латинских князей, а также корыстных посяганий пап, Византия времен Палеологов и Комнинов, непрестанно, и не без тревоги, обращала свой взор на Запад.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Однако Мария и ее муж должны были первыми искупить то преступление, что «прибегли, как говорит Никита, к насилию и возмутили государство». Оба, как известно, погибли в 1183 году, жертвами адского искусства в отравлении, каким обладал Андроник Комнин. В 1186 году другой сын маркиза Монферратского, Конрад, в свою очередь прибыл в Константинополь. Еще при Мануиле он прославился, сражаясь от имени императора с полководцами Фридриха Барбароссы, и своей доблестью, а также своим умом и верностью он заслужил уважение и любовь царя. Поэтому, задолго до его появления на Востоке имя его уже было там известно, и Исаак Ангел, чувствовавший потребность в латинских союзниках, чтобы упрочить свой престол, с радостью предложил ему руку своей сестры Феодоры. Конрад, как раз перед тем потерявший жену, легко поддался соблазну сделанных ему блестящих предложений. Он явился в Византию и, вступив в императорскую семью, получил титул кесаря. Он не замедлил оправдать сделанный в лице его выбор, оказав своему зятю важную услугу. Случилось так, что в этом самом 1186 году Алексей Врана возмутился против Исаака. Это был лучший полководец в империи и самый популярный, он не замедлил осадить Константинополь с моря и с суши. Царь, в полном отчаянии, терял голову; надеясь только на Бога, он собирал во дворце толпы монахов, прося их молиться, чтобы Господь отстранил междоусобную войну и сохранил ему престол. Конрад Монферратский был другого рода человек: защите молитвы он предпочитал кольчугу и меч и энергично убеждал зятя встряхнуться, уговаривая его прогнать к черту « всех этих нищих», собрать войско и драться. «Дай Бог, резко сказал он ему однажды, застав его за обедом, чтобы ты с таким же увлечением готовился к войне, с каким садишься за стол, чтобы смаковать подаваемые тебе кушанья, и так глубоко задумываться потом над пустыми чашами». Сам он покуда не терял времени: собрал двести пятьдесят латинских рыцарей, навербовал немного пехоты в то время, как Исаак коснел в своей бездеятельности, и предстал перед всеми, «как истинный посланец Божий».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Весть о том, что совершилось на Востоке, получена была в Европе не сразу, и движение началось на Западе не раньше 1188 г. Первые известия о событиях в Святой Земле пришли в Италию. Для римского папы [ 15 ] в то время не оставалось возможности колебаться. Вся церковная политика в XII столетии оказалась ложною, все средства, употребленные христианами для удержания Святой Земли, были напрасны. Необходимо было поддержать и честь церкви, и дух всего западного христианства. Невзирая ни на какие затруднения и препятствия, папа принял под свое покровительство идею поднятия Третьего крестового похода. В ближайшее время было составлено несколько определений, имевших целью распространить мысль о крестовом походе по всем западным государствам. Кардиналы, пораженные событиями на Востоке, дали папе слово принять участие в поднятии похода и проповедуя его пройти босыми ногами по Германии, Франции и Англии. Папа же решился употребить все церковные средства к тому, чтобы облегчить участие в походе по возможности всем сословиям. Для этого было сделано распоряжение о прекращении внутренних войн, рыцарям облегчена была продажа ленов, отсрочено взыскание долгов, объявлено, что всякое содействие освобождению христианского Востока будет сопровождаться отпущением грехов. Часть 2 Известно, что Третий поход осуществился при обстоятельствах более благоприятных, чем первые два. В нем принимали участие три коронованные особы — император германский Фридрих I Барбаросса [ 1 ], французский король Филипп II Август [ 2 ] и английский — Ричард Львиное Сердце. Не было в походе только общей руководящей идеи. Движение крестоносцев в Святую Землю направлялось разными путями, да и самые цели вождей, участвовавших в походе, были далеко не одинаковы. Вследствие этого история Третьего похода распадается на отдельные эпизоды: движение англо-французское, движение германское и осада Акры. Существенный вопрос, долго препятствовавший французскому и английскому королям прийти к соглашению насчет похода, зависел от взаимных отношений Франции и Англии в XII столетии.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

II, стб. 617 (1180 г.); «помилуй мя, сыне великого царя Владимера», – писал своему адресату Даниил Заточник – Слово Даниила Заточника (указ. изд., стр.11); волынский Роман Мстиславич «бе царь в Роуской земли» (ПСРЛ, т. II, стб. 808); в битве на Руте воины славили Изяслава Мстиславича, «яко царя и князя своего», – стб. 439 (1151 г.); когда он умер, то «плакася по нем вся Руская земля и вси чернии слобуци, яко по цари и господине своем», – стб. 469 (1154 г.). 395 ПСРЛ, т. II, стб. 711 (1199 г.): «великыи князь Рюрик кюр Василий»; НПЛ, стр. 50 (1209 г.); «Кюр Михаил побеже переди ис Пронска»; ср. ПСРЛ, т. II, стб. 524 (1165 г.): «Прибеже ис Царягорода братан царев кюр Андроник»; о Фридрихе Барбароссе «царь немецкий» – стб. 667. 396 В «Слове о законе и благодати» Илариона. – «Памятники древнерусской церковно-учительной литературы», вып. 1. Изд. А. И. Пономарев. СПб., 1894, стр. 59. 397 Суздальский Юрий Долгорукий предлагал волынскому Изяславу Мстиславичу мировую, требуя себе доли – «причастья» в «Русской земле» за согласие уступить тому киевский стол («а ты седи царствуя в Киеве») – ПСРЛ, т. II, стб. 380 (1149 г.). 399 А. И. Неусыхин. Исторический миф третьей империи. – «Ученые записки МГУ», вып. 81. М., 1945, стр. 55 – 116; Н. Ф. Колесницкий. Исследование по истории феодального государства в Германии (IX – первая половина XII b.). М., 1959. 400 См. С. В. Бахрушин. Держава Рюриковичей. – ВДИ, 1938, 2 (3), стр. 88 – 98; А. Н. Насонов. «Русская земля» и образование территории Древнерусского государства. М., 1951; ср. наши соображения о структуре Древнерусского государства: ВИ, 1951, 2, стр. 58; 1953, 8, стр. 167; 1954, 1, стр. 122 – 123; «Вопросы формирования русской народности и нации». М. – Л., 1958, стр. 37 – 38; о древнерусской раннефеодальной империи пишет Б. А. Рыбаков (Древняя Русь. М., 1963, стр. 5). 405 Жители Вятичской земли платили «по беле и веверице от дыма» (ПВЛ, ч. 1, стр. 18), ниже сказано, что они платят «по щьлягу от рала» (стр. 47), так же платили и радимичи (885 г.). 406 Т. Lewicki. Ze studiów nad ródami arabskimi. – «Slavia antiqua», t. III. Pozna, 1952, str. 165. 407 «Adamus Bremensis Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum». Ed. B. Schmeidler. Hannoverae et Lipsiae, 1917, lib. IV, cap. 14. 408 T. Lewicki. Arabskie legendy о kraju Amazonok na pónocy Europy. – «Zeszyty naukowe Universytetu Jagieonkiegó», 13, filologia, zesz. 3. Kraków, 1957, str. 290, 303. 409 Т. Левицкий думает, едва ли справедливо, что Lami – это емь (T. Lewicki. Ze studiów..., str. 172). О ней см. А. Н. Насонов. Указ. соч., стр. 90.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Весной 1147 года Евгений III бежал во Францию. Папство предприняло попытку возместить ущерб, нанесённый его авторитету, организовав большой крестовый поход, превосходящий все прежние. Организация и агитация была возложена на самого выдающегося оратора того времени – Бернара Клервоского. Возглавил второй крестовый поход (1147–1149) германский король Конрад III, в нём принимал участие и французский король Людовик VII. Однако военное предприятие, осуществлённое двумя самыми крупными державами Европы той эпохи, окончилось полной неудачей. Войска крестоносцев были разгромлены ещё на подступах к Иерусалиму. Неблагодарный папа использовал отсутствие государей для того, чтобы укрепить своё влияние как в империи, так и во Франции. В 1148 году Евгений III возвратился в Италию и теперь с помощью норманнов попытался завоевать Рим, где власть уже полностью находилась в руках Арнольда Брешианского. Папа проклял Арнольда, но ни оружие норманнов, ни церковное проклятие не привели к успеху. Римская республика воспрепятствовала и тому, чтобы возвратившегося из Святой земли Конрада папа короновал в императоры. Это был первый случай, когда германский король не получил императорскую корону. Борьба пап с Фридрихом Барбароссой (Вторая половина XII века) Для оказания нажима на изгнанных Римской республикой пап и с целью оттеснения норманнского королевства, которое становилось всё более могущественным на итальянском полуострове, первый настоящий Гогенштауфен, Фридрих I (Барбаросса, или Рыжебородый), вмешался в дальнейшую судьбу папства. Вновь укрепляющаяся имперская власть спасает папу, оказавшегося в стеснённом положении, но тем самым инспирирует против себя новую «столетнюю войну». Борьба пап и императоров из династии Гогенштауфенов представляла собой уже чисто политическую схватку за гегемонию в Европе. За папой стояла духовная власть и ломбардские города, в то время как вокруг императора сплотилась почти вся Германская империя, включая и епископов. Фридриха I в Германии уже поддерживала новая, светски мыслящая, верная императору церковная иерархия, ведущей фигурой которой был рейхсканцлер – граф Дассельский Райнольд, архиепископ Кельна. Целью нового императора было освободить своё государство от опеки со стороны папы и вновь придать ему значение мировой державы, причём папе была уготована роль лишь первого епископа империи.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

В конце концов, все эти неурядицы и неприязненные столкновения главным образом обрушились всей своей тяжестью на самих же греков, которые в частых стычках значительно ослабили свои силы. Войско Фридриха почти не пострадало, и численность его не уменьшилась, так как к ним присоединились запоздавшие в Европе отряды. IX. Дальнейший путь Войско двинулось дальше, от Геллеспонта на юго-восток, по внутренним областям западной Малой Азии. На пути приходилось переносить и трудности перехода по горам, лесам, через реки, приходилось силой добывать провиант, оберегаться от частых нападений разбойничьих отрядов. Чем дальше, тем путь становился труднее, так как он шел через области, страшно разоренные во время войны византийцев с сельджуками. От Лаодикеи войско повернуло на восток внутрь Малой Азии. Здесь, уже на пути, крестоносцев стали часто тревожить отряды сельджуков и туркменов. Приходилось иногда делать большие обходы, когда дорога проходила в опасных местах – через узкие ущелья, чтобы не попасть в засаду. Войско было образцово дисциплинировано и выдержано, поэтому подвигалось вперед успешно, удачно отстраняя неожиданные нападения мусульман. Но все-таки неожиданности подобного рода значительно утомляли его, утомляли и лошадей. Все утешались только надеждой, что скоро можно будет вздохнуть легче в области султана Иконийского, с которым Фридрих находился в дружбе. Но надежда эта в конце концов оказалась тщетной, потому что около того времени Килидж-Арслан отказался от престола в пользу своих сыновей, и Икония находилась под властью Кутбеддина. А последний говорил одно, а делал совершенно другое. На словах он уверял христиан в дружбе, на деле стоял за Саладина, с которым породнился даже, взяв за себя замуж его дочь. Когда открылось это предательство, крестоносцы поняли, что теперь и ждут впереди страшные бедствия и опасности. X. Бедствия христиан Двинулись прямо на Иконию, но совершать поход было более, нежели трудно. Отряды сельджуков, тревожившие их, разрослись до целых скопищ, и бороться с ними становилось день ото дня затруднительнее. Одно нападение шло за другим, а в то же время христиане изнемогали от зноя, голода и жажды. Убивали лошадей и ели их мясо; вместо воды пили кровь; но всех поддерживали любовь и уважение к Фридриху Барбароссе, и прежнее вдохновение конечной целью мучительного похода. Поддерживал в войске бодрость и пример самого Фридриха и его главных рыцарей, которые и в страданиях, и в битвах шли впереди всех, презирая опасность.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

папе Иннокентию II, – мирским мечом должен был управлять император, а духовный он вверял папе для того, чтобы восстановить единство христианской Церкви и утвердить всемирное господство единой Римской империи 878 . Эту программу требовалось теперь осуществить. Требовалось воплотить неизбывную мечту византийского мира и с помощью папы, ценой церковной унии, обновить всемирную Империю Константина и Юстиниана 879 . Но если даже при Юстиниане дело реставрации оказалось недолговечным, дело Мануила потерпело крах прежде, чем был сделан первый шаг. Еще большим, чем во времена Юстиниана, было несоответствие между целями, которые ставил перед собой император, и средствами, находившимися в его распоряжении. Более сильным было и сопротивление окружающего мира. Выстроившийся сложный мир европейских государств не оставлял места для создания мировой Империи. Все державы, заинтересованные в Италии, объединились против византийского императора. Высадка в Анконе и первоначальный успех византийского наступления заставили не только Фридриха I стать явным врагом византийского императора. Даже Венеция, старый союзник Византийской империи против норманнов и венгров, почувствовала в утверждении Византии в Италии угрозу и отошла от византийского императора. Норманнский король Вильгельм I быстро нанес ответный удар: в 1156 г. он наголову разбил византийцев при Бриндизи, а вскоре и вся завоеванная область вновь вернулась под его власть. Обнаружилась слабость византийского положения в Италии, которая более основывалась на деньгах и дипломатии, чем на силе оружия. Мануил, который углядел противника своих универсалистских устремлений не столько в норманнах, сколько во Фридрихе Барбароссе, при посредстве папы в 1158 г. заключил с Вильгельмом I мирный договор. Идея всемирного владычества очаровывала его по-прежнему и по-прежнему определяла его политику. Но фактически заключение мирного договора с норманнами и эвакуация из Италии византийских войск означали конец византийской мечты о всемирном господстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

То, что Вы сказали, является важной задачей, и я знаю, что во многих епархиях и приходах, в частности, и здесь, на Нижегородской земле, очень близко к сердцу все это люди воспринимают. И есть положительный пример — движение «Вперед». Надеюсь, с Вашей помощью, В вашем лице я хотел бы обратиться к активной церковной молодежи. Такого рода работа в Церкви будет расширяться. — Способствуют ли занятия физическими упражнениями и спортом духовному развитию человека? И еще: как Вы поддерживаете свою высокую физическую активность, занимаетесь ли физкультурой? — Я не очень люблю выдавать тайны Патриаршей жизни, но уж раз Вы спрашиваете, скажу. Занятие физической культурой так же важно, как и овладение духовной культурой. Богу было угодно соединить духовное и физическое в единой человеческой личности — как Божественное и человеческое было соединено в единой богочеловеческой Личности Господа Иисуса Христа. На этом сочетании того и другого строится вся человеческая жизнь. Трагедия советского времени заключалась в том, что духовное отсекли от материального. Трагедия современного, в том числе и западного секулярного мира заключается в том, что духовное оттесняется на периферию общественной жизни, и материальное становится единственно значимой ценностью. Но гармоничное развитие личности предполагает вспахивание — я уже неоднократно употреблял этот образ — того единого поля, которое и есть человеческая жизнь, где есть и духовное, и материальное. Недаром в гимназиях (а само слово «гимназия» означает упражнение, в первую очередь физическое упражнение, отсюда слово «гимнастика») классическое образование предполагало развитие умственное, духовное и физическое. Должен сказать, что вообще создание высших учебных заведений, создание науки в средние века было связано с Церковью. Первые западноевропейские университеты были построены по принципу монашеских общин. И когда в далеком XII веке Фридрих Барбаросса (в нашей истории с его именем связано нечто очень отрицательное, но человек он был очень неглупый) рассуждал о том, какими должны быть университеты, то говорил, что университет должен достигать трех целей: духовного, телесного и общественного, умственного развития человека. Поэтому роль физической культуры — очень важна в человеческой жизни.

http://patriarchia.ru/db/text/739341.htm...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010