Библиография работ о персоне: Бонавентура из Баньореджо. Большая легенда//Истоки францисканства. – Assisi: Movimento Francescano, 1996.    Деяния Франциска и его товарищей//Сабатье П. Жизнь Франциска Ассизского. – М., 1895. Житие св. Франциска Ассизского//Христианос. – Рига, 1994. Иннокентий III. О презрении к миру [Фрагмент]//Хрестоматия по истории средних веков/Под ред. Н.П.Грацианского и С.Д.Сказкина. – М., 1949. – Т. 1.  – Т. 2. Салимбене де Адам. Хроника/  Пер. с лат.:  – М.: РОССПЭН, 2004.   Сказания о бедняке Христовом. – М., 1911. Фома Челанский. Житие первое Франциска Ассизского//Истоки францисканства. – Assisi: Movimento Francescano, 1996.     Фома Челанский. Второе житие Франциска Ассизского: [Фрагменты]/Пер. с лат.: О.Седакова//Литературное обозрение. М., 1994. – 3/4. Августин (Никитин), архимандрит. А.С.Пушкин и св. Франциск Ассизский: Францисканские мотивы мотивы в русской поэзии//Страницы. – 1998. – Т. 3. – Вып. 2. Августин(Никитин), архимандрит. Жизнь и деяния святого Франциска Ассизского в оценке русской православной мысли//Начало. – СПб., 1996. – 3/4. Августин (Никитин), архимандрит. Св. Франциск Ассизский в русской культуре/Отв. ред. В. А. Котельников//Христианство и русская литература/Рос. акад. наук. Ин–т рус. лит. (Пушк. Дом). – СПб. : Наука, 2002. – Сб. 4. С.497–534. Аверинцев С.С. Введение//Истоки францисканства. – Assisi: Movimento Francescano, 1996. Аверинцев С.С. Вступительная статья//Идеи эстетического воспитания. – Т.1: Античность. Средние века. Возрождение. – М.: Искусство, 1973. Аверинцев С.С. " Цветики милые брата Франциска " : итальянский католицизм – русскими глазами//Православная община. – М., 1997. – 2 (38). Аверинцев С.С. Франциск Ассизский//Философская энциклопедия/Гл. ред. Ф.В.Константинов. – М.: Советская энциклопедия, 1960–1970. – Т. 5.  Андреев А. Монашеские ордена. – М.: Евросинец; Кучково поле, 2002. С.228–251. Арсеньев Н. Единый поток жизни. (К проблеме единства христиан). – Брюссель: Жизнь с Богом, 1993. С.64–74. Ауэрбах Э. Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе.  –М.: Университетская книга, 2000. 

http://bogoslov.ru/person/3177073

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Изменить ФРАНЦИСК АССИЗСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Франциск Ассизский (лат. Franciscus Assisiensis, итал. Francesco d " Assisi) (ок. 1182 - 1226 ), римо-католический святой, основатель ордена францисканцев . Родился в г. Ассизи ( Умбрия ), в зажиточной семье торговца тканями. В 1206 г., отказавшись от богатства и поссорившись с отцом, ушел из дома и посвятил себя проповеди " святой бедности " как совершенной формы любви к Богу. Бедность, возведенная в жизненный идеал следования " нищему Христу " , позволяла, по Франциску Ассизскому, освободиться от многих тягот мирской жизни и ставила человека в условия полного смирения, устраняющего отчужденность личности от окружающего мира. Став бродячим проповедником, живущим за счет подаяния, Франциск Ассизский в 1207 - 1209 гг. вместе с несколькими последователями основал братство миноритов ( " меньших братьев " или " братцев " ) и составил его " Древнейший устав " , предусматривавший обеты бедности, целомудрия и послушания. После утверждения устава папой Иннокентием III братство было преобразовано в орден францисканцев , который вскоре уже насчитывал тысячи приверженцев. Огромный моральный авторитет Франциска Ассизского, которого называли " зерцалом Христа " , притягивал к нему множество верующих. Как странствующий проповедник, он побывал в Испании , Южной Франции , участвовал в крестовом походе 1219 г. в Египет, где пытался обратить в христианство султана. Вернувшись в 1220 г. в Италию , отошел от руководства орденом, которое из братства бессребреников превращалось в обычный монашеский орден. Трудность для братства следовать идеалу бедности и нестяжания, попытки некоторых монахов (при поддержке курии) смягчить суровый устав ордена вызывали напряженность в отношениях Франциска Ассизского с Римом. Последние годы жизни он провел в уединенных молитвах на горе Альверио (Апеннины). Здесь, по католическому преданию, ему явился ангел, после чего на ступнях и ладонях Франциска Ассизского открылись стигматы .

http://drevo-info.ru/articles/1634.html

поиск:   разделы   рассылка Джаннат Сергей Маркус Франциск Ассизский и Ислам Доклад на конференции " Ислам и Христианство: на пути к диалогу " Источник:  Baznica У современного диалога католиков и мусульман были великие предшественники. Опыт отдельных харизматических личностей, которые, идя наперекор своему времени, указали путь к взаимопониманию, особо важен сегодня. Первым, кого нельзя не вспомнить в этой связи, является Франциск Ассизский (1181-1226 гг.), признанный Католической Церковью святым через два года после кончины и популярнейший вплоть до наших дней. Он родился в разгар крестовых походов, которые продолжались и после него. Прямо Франциск не выступал против этих войн, но его личное чувство по отношению к мусульманам не было агрессивным. Его пронизывало желание понять, вступить в дискуссию, говорить по-человечески. И несомненно написанная 40 лет назад Вторым Ватиканским Собором декларация " Ностра этате " – это плод коллективной работы, вобравший в себя, помимо прочего, личный опыт Бедняка из Ассизи. Чем же этот опыт может быть ценен для мусульман, а также для развития исламо-католического диалога? 1. Вот биографические детали, говорящие о стремлении Франциска познать мир Востока и поделиться с ним – естественно, в режиме дискуссии и проповеди – своим пониманием Бога и человека. В конце 1211 года Франциск отправляется на Восток. Во время шторма корабль терпит крушение у берегов Далматии, и он возвращается в Италию. Позднее он решает идти проповедовать в Марокко, затем в Сирию, но внезапная болезнь глаз заставляет его вернуться. Лишь в 1219 году он вместе с товарищами отплывает в Египет и прибывает в Акру, затем становится свидетелем неудачного штурма Дамиетты крестоносцами. После этого Франциск направляется вместе с братом Иллюминато к султану Египта Мелек Камелю и проводит с ним диспут о вере. В итоге, не переубедив султана и не переубедившись сам, он завоевал уважение властителя Египта и получил от него Охранную грамоту. Это историческое во всех смыслах событие неоднократно изображалось художниками Италии, а общеизвестным шедевром стала фреска Беноццо Гоццоли.

http://religare.ru/2_23342.html

В предисловии Сергея Николаевича Дурылина к «Цветочкам св. Франциска Ассизского» про это прямо и говорится. Там довольно все схематично: вот, было мрачное средневековье, и христианство было мрачное, а потом приходит Франциск Ассизский, и начинается радостное христианство. Это отчасти правда, потому что Франциск Ассизский, несомненно, – это радостное христианство. Насчет средневековья чуть сложнее, но нам неважно. Пастернак воспринимал так. И эта тема – радостной, воскрешающей саму себя жизни – тема русской революции, потому что книга «Сестра моя – жизнь» посвящена революции 1917 года, но не октябрьской, а февральской. Тема лермонтовская, потому что книга «Сестра моя – жизнь» посвящена Лермонтову, первый цикл открывает стихотворение «Памяти Демона». С одной стороны – Франциск Ассизский, христианство, радость, воскрешение, с другой стороны – Демон, Лермонтов и революция. Эти две темы – демоническая, революционная и экстатическая, радостная, воскрешающая саму себя жизнь – переплетаются в сборнике «Сестра моя – жизнь», и это проходит через всю лирическую стихию этого сборника. Там есть вещи, которые могут показаться кощунственными чересчур суровому ревнителю благочестия, например: «Когда поездов расписанье… читаешь в купе, оно грандиозней святого писанья, хотя его сызнова все перечти». Для него это принципиально важно. Та жизнь, которая его окружает, та революционная стихия, которая ворвалась в эту жизнь и воскресила ее, связана с теми переживаниями, которые Пастернак вычитывал у Франциска Ассизского. Если очень грубо, то вот несколько важных вещей. Первое: путь, к которому пришел Пастернак в своем цикле стихотворений Юрия Живаго, начался вовсе даже не когда Пастернак пришел в литературу, а как минимум с Пушкина, с его каменноостровского цикла. В этом цикле впервые судьба поэта и не скажу судьба самого Христа, но как минимум размышления о судьбе Христа тематически связываются, выстраиваются в параллель. У Пушкина не сложилось, но он первым сделал этот шаг. Второе: ритмические, языковые и иные готовые конструкции, которые можно использовать, уходя вглубь, не тратя время на преодоление или на сопротивление, литературного материала.

http://pravmir.ru/boris-pasternak-chelov...

Если, узнав о народном смятении, о призывах к Папе, о толпах нищих, осаждавших престолы владык, о мире, забродившем заново, о слове " брат " , зазвучавшем по всей Европе, вы спросите, почему все это было, мы приблизимся к ответу, хоть косвенно, хоть как-то, услышав один, определенный голос и увидев из-под капюшона одно, определенное лицо. На свете был Франческо Бернардоне, другого ответа нет. Попробуем же представить себе, что он живет на свете одновременно с нами. Теперь, когда мы, пусть кратко и грубо, рассмотрели его жизнь изнутри, попытаемся увидеть его извне, словно незнакомец идет навстречу по дороге, среди холмов Умбрии, меж олив и виноградников. Фрапциск Ассизский был худощав той худобой, которая вместе с подвижностью как бы уменьшает рост. Наверное, он был выше, чем казался; биографы называют его человеком среднего роста. Во всяком случае, хилым он не был; судя по тому, сколько ему довелось вынести, он отличался выносливостью. У него было смуглое лицо южанина и темная бородка клинышком — такая, какие выглядывают на картинках из-под капюшона гномов, а глаза светились огнем, сожигавшим его днем и ночью. Когда читаешь о его словах и делах, чувствуешь, что он ещё больше, чем все итальянцы, питал склонность к пылкой пантомиме жестов. Если это верно, верно и то, что жесты его больше, чем у всех итальянцев, выражали приветливость и радушие. Обе эти черты — и живость, и вежливость — просто внешние знаки того, что четко отличает Франциска от многих, кого можно было бы счесть похожими на него. Вполне справедливо говорят, что ассизский аскет положил начало средневековому, тем самым — и нашему, театру. Его, конечно, никак нельзя назвать театральным, он не любовался собой; но связь его с театром не случайна. Эту его сторону легче всего объяснить, если мы рассмотрим то, что обычно считают свойством спокойным и называют любовью к природе. Придется и нам употреблять этот термин, хотя он совершенно неверен. Словом, он не видел леса из-за деревьев. Он и не хотел видеть леса. Он хотел видеть каждый дуб, каждый тополь, ибо тот сын Богу, и потому — брат человеку.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1977...

«Блажен будет тот, кто любит другого, ‘находясь рядом с ним или вдали от него’», – цитируя св. Франциска Ассизского, напоминает Епископ Рима: «В этом духе я приглашаю вас вступить в разговор с этими ‘Братскими диалогами’ и не бояться идти вместе, изучая и ценя также наши различия. Пусть эта встреча позволит нам вместе мечтать о социальной дружбе, о достоинстве наших народов, а также о мире без отбросов, в котором не будет недостатка в земле, жилье, хлебе и работе; о мире, где надежда побуждает трудиться на путях к лучшим горизонтам. Работать ради мира, в котором братство выражается не только в глубоких и важных словах, но прежде всего в созидании истории. Пусть эти ‘Братские диалоги’ найдут в нашем воображении настолько сильный отклик, чтобы мы пожелали воплотить их в жизнь. Давайте начнём диалог...». Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Материалы в данном сюжете 12.04.2024 15:06 Обнародован календарь богослужений Папы Франциска на апрель и май 2024 г. 29.03.2024 17:32 La Civiltà Cattolica «Laudate Deum». Экология в свете Евангелия 28.03.2024 16:27 Папа Франциск совершил богослужения Великого четверга 21.03.2024 12:28 Папа Франциск поддержал бразильскую Социальную неделю 04.03.2024 12:27 Папа Франциск встретился с делегатами ассоциации Talità Kum, в которую входят родители, потерявшие детей 31.01.2024 14:02 Папа Франциск призывает в феврале молиться о неизлечимых больных 29.01.2024 12:07 Папа Франциск встретился с послами Мальтийского ордена 24.01.2024 13:34 Благовест-инфо Папа Франциск встретился с аккредитованными в Ватикане журналистами 19.01.2024 16:40 Папа Франциск встретился с экуменической делегацией из Финляндии 16.01.2024 14:31 Папа Франциск встретился с делегатами Францисканской библейской школы 09.01.2024 11:04 Папа Франциск преподал таинство крещения 16 младенцам 25.12.2023 16:49 Vatican News Рождественское послание Папы Франциска «Граду и миру» 18.12.2023 15:11 Папа Франциск отметил 87-й день рождения 15.12.2023 14:18

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

R., 1981. P. 408-432; Bartoli M. Chiara d " Assisi. R., 1989; idem. La pedagogia di S. Chiara//Forma Sororum. 1999. Vol. 36. P. 47-57; idem. L " ideale medioevale della cortesia in Francesco e Chiara d " Assisi//Ibid. 2000. Vol. 37. P. 2-14; idem. La santità di Chiara d " Assisi: Una lettura storica delle fonti. Assisi, 2012; Carney M. The first Franciscan Woman: Clare of Assisi and her Form of Life. Quincy, 1993; Chiara d " Assisi: Atti del XX Convegno intern., Assisi, 15-17 ott. 1992. Spoleto, 1993; Peterson I. J. Clare of Assisi: A Biographical Study. Quincy (Ill.), 1993; Rotzetter A. Clara van Assisi. Averbode, 1993; Godet-Calogeras J.-F. Out of the Shadows: Clare and Franciscan Women. Chicago, 1994; Alberzoni M. P. Chiara e il papato. Mil., 1995; idem. La nascità di un " istituzione: L " ordine di S. Damiano nel XIII sec. Mil., 1996; Sainte Claire d " Assise et sa postérité: Actes du Colloque intern. organisé à l " occasion du VIIIe Centenaire de la naissance de St. Claire: U.N.E.S.C.O., 29 sept.- 1er oct. 1994/Éd. G. Brunel-Lobrichon. Nantes; P., 1995; Maleczek W. Chiara d " Assisi: La questione dell " autenticità del privilegium paupertatis e del testamento. Mil., 1996; Сикари А. Портреты святых. Милан; М., 1998. Т. 3-4. С. 184-207; Kreidler-Kos M. Klara v. Assisi: Schattenfrau und Lichtgestalt. Tüb., 2000; Pasztor E. Donne e sante: Studi sulla religiosità femminile nel Medio Evo. R., 2000; Paolazzi C. Il Testamentum di Chiara d " Assisi: Prove interne di autenticità//Fratre Francesco. R., 2012. Vol. 78. P. 7-50. М. Бартоли Иконография Св. Клара Ассизская. Икона. 80-е гг. XIII в. Неизвестный художник (базилика Санта-Кьяра в Ассизи) Св. Клара Ассизская. Икона. 80-е гг. XIII в. Неизвестный художник (базилика Санта-Кьяра в Ассизи) Первым датированным является изображение К. А. в нижней части алтарного образа в апсиде ц. Санта-Кьяра в Ассизи (худож. Бенвенуто да Фолиньо). Святая стоит подле св. Франциска Ассизского и Бенедикты, аббатисы Сан-Дамиано после К. А. (изображение Бенедикты добавлено после 1260).

http://pravenc.ru/text/1841249.html

Если и впрямь существует " искусство жить " , это, по-моему, один из его шедевров. Немногим поэтам дано было вспомнить свои стихи в такую минуту, тем более их исполнить. Даже Уильям Блейк растерялся бы, если бы, читая прекрасные строки " Тигр, о, тигр, светло горящий " , он увидел большую тигриную голову в окне. Он подумал бы, прежде чем поклониться, особенно же прежде чем дочитать тигру стихи. Когда Шелли хотел превратиться в облачко или в листок, гонимый ветром, он мог бы выказать удивление, обнаружив, что медленно кувыркается в воздухе высоко над морем. Даже Китс, знавший, что дни его сочтены, мог бы растеряться, убедившись в том, что источник вдохновенья действительно содержит усыпляющее снадобье, и в полночь он умрет без страданий. Франциска никто не усыплял; Франциска ждали страданья. Но прежде всего он подумал о стихах своей молодости. Он вспомнил время, когда огонь был ярким и веселым цветком в Божьем саду. И когда тот вернулся орудием пытки, Франциск приветствовал его как старого друга и назвал его дружеским, нет — крестным именем. Это только один случай, а было их много. Я выбрал этот отчасти потому, что здесь так отчетлива тень жеста, театрального жеста южан, отчасти же потому, что жест этот вежливый, а сейчас я хочу поговорить о вежливости. Народное чутье св. Франциска и его любовь к идее братства никогда не понять, если мы представим себе то, что зовут панибратством, хлопаньем по плечу. Очень часто от врагов, слишком часто от друзей демократии мы слышим, что панибратство от нее неотделимо. Равенство понимают как равную невежливость, в то время как оно должно означать, что все люди одинаково вежливы друг к другу. Как бы то ни было, св. Франциск Ассизский искал равенства, основанного на вежливости. Даже в волшебной стране его мечтаний о цветах, зверях и неодушевленных предметах он сохранял безукоризненную вежливость. Один мой друг говорил, что кто-то способен попросить прощения у кошки. Франциск действительно попросил бы прощения у кошки. Однажды, собираясь проповедовать в лесу, где пели и чирикали птицы, он вежливо обратился к ним: " Сестрицы мои птички, если вы сказали, что хотели, дайте сказать и мне " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1977...

А для евангельской лирики разработанного ритма нет. И Мей первым закрепляет за амфибрахием, разностопным причем амфибрахием, эту тему, и возникает семантический шлейф, который вызывает внутреннюю ассоциацию не просто с библейскими, а с евангельскими событиями. На горе первозданной стояли они, И над ними, бездонны и сини, Поднялись небосводы пустыни. А под ними земля – вся в тумане, в тени. И Один был блистательней неба: Благодать изливалась из кротких очей, И сиял над главою венец из лучей. А другой был мрачнее эреба… Теперь прочитаю сразу, чтобы показать, что Пастернак в этом смысле Мея читал внимательно и слышал отголоски. Он шел из Вифании в Ерусалим, Заранее грустью предчувствий томим. Колючий кустарник на круче был выжжен, Над хижиной ближней не двигался дым, Был воздух горяч, и камыш неподвижен, И Мертвого моря покой недвижим. И в горечи, спорившей с горечью моря… И так далее. Понятно, что в этом смысле Пастернак приходит на готовенькое. Он уже на той вершине, куда привел огромный путь, начавшийся еще в пушкинскую эпоху, путь проработки языка, проработки ритма, высвобождения внутренней литературной энергии. Пастернак уже может говорить абсолютно свободно. Если бы этот путь не был пройден, то, несомненно, великий лирический цикл стихотворений доктора Юрия Живаго, к которому мы сейчас перейдем, не был бы реализован. Но до этого и помимо этого нужно было пройти еще одну стадию в старом, антично-библейском смысле слова – это тематические проработки, проработки тематических ассоциаций. Сам Пастернак, не будучи человеком церковно-укорененным, не ассоциируя себя внутренне с церковью, тем не менее, одну из ранних своих книг (книгу, которая, собственно, и сделала его большим лирическим поэтом) не случайно назвал «Сестра моя – жизнь». Понятное дело, что это «Цветочки св. Франциска Ассизского», которые были изданы по-русски незадолго до этой книги с предисловием его доброго товарища Сергея Дурылина. Сергей Дурылин позже станет священником, через какое-то время то ли снимет с себя сан, то ли нет (до сих пор мы точно не знаем, снял ли он с себя сан или нет), станет историком Малого театра и автором книги о Нестерове, это была сложная фигура. Пастернак, прочитав «Цветочки св. Франциска Ассизского», называет свою книгу «Сестра моя – жизнь» – словами Франциска. Но смыкает несколько тем – тема радостного христианства.

http://pravmir.ru/boris-pasternak-chelov...

Лит. Юшкевич А. П., Алексеев П. В., Юшкевич П. С. Личность и философские взгляды/Философские науки. М., 1990. С. 77–84. О современных философско-религиозных исканиях (1908) Печатается по первой публикации: Литературный распад. СПб., 1908. 1. О страхе смерти как форсированной эмоции горожанина см. очерк Н. Я. Абрамовича «Смерть и художники слова» (1910), публикуемый в настоящем сборнике. Характерные для начала ХХ в. катастрофизм и «апокалипсис культуры» в сознании петербуржцев усиливались специфической связью с репутацией Невской столицы как Града Обреченного (подробнее см.: Исупов К. Г. Памфлет Г. П. Федотова «Три столицы» в истории московско-петербургского диалога//Человек в культурно-исторической традиции (Тверь, 1991). С другой стороны, урбанистическая тематика в творчестве Верхарна и Брюсова, Уитмена и Блока, Маяковского и Волошина неизменно связывалась с гибельными аспектами цивилизации как внечеловеческого оборотня культуры. На начало века приходится в истории русской философии разделение понятий «культура» и «цивилизация»; чуть позже дериватом этого процесса станет тема техники, активно обсуждаемая в течении «технологического детерминизма» (П. Б. Струве), прагматизма (Дж. Дьюи), философии техники (Н. Бердяев). См. критику города как источника небратского состояния у Н. Федорова, Л. Толстого; образы городской апокалиптики у А. Белого, Д. Мережковского, Е. Замятина. См. образ агонизирующего города: Криницкий Марк. Ангел Страха//Северные цветы. М., 1902. 2. Франциск Ассизский (1182–1226) – итальянский мыслитель, идеолог всеобщей приязни к миру, основатель ордена странствующих монахов-проповедников, автор религиозно-поэтических текстов; см.: Франциск Ассизский. Цветочки. М., 1913; Сказания о бедняке Христове. М., 1911; Соч. М., 1995. См. о нем: Честертон Г. К. Святой Франциск//Честертон Г. К. Вечный человек. М., 1991. С. 265–365; Исупов К. Г. Франциск из Ассизи в памяти русской культуры//Филологические исследования. Донецк, 2001. Вып. 3. С. 50–79; San Francesco e la cultura Russa. Venezia, 2001; Истоки францисканства. М., 1996.

http://predanie.ru/book/219472-russkaya-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010