Благодатный Огонь 7: Франциск Ассизский и католическая святость ПРАВОСЛАВИЕ.RU   БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ 7,  2001   PAX LATINA   ФРАНЦИСК АССИЗСКИЙ И КАТОЛИЧЕСКАЯ СВЯТОСТЬ Хотя начало отступления произошло через раскол, но отступившие от Церкви уже не имели на себе благодати Святого Духа. Святитель Василий Великий Франциск Ассизский и католическая святость. Издание Сретенского монастыря, 2001       В последние годы в России все чаще слышатся голоса иностранных проповедников и миссионеров, предлагающих нам свое миропонимание, свое религиозное воззрение, свой путь спасения. Среди них наиболее весомо выглядит проповедь представителей римо-католической церкви, имеющей, в отличие от «новорожденных» сект, многовековую историю. Автор этих строк, наблюдая постоянно возрастающие масштабы прозелитизма католиков в России и странах бывшего Союза, решил исследовать вопрос: как понимается в католицизме спасение, причем не с догматической точки зрения, а именно с практической стороны. Какие средства предлагает католическая церковь для достижения спасения? Как человек использует эти средства? Как понимается «святость» с точки зрения католической церкви? Насколько сопоставим образ святого православного и святого католического? Попыткой ответить на эти вопросы и явилась данная работа, которая, надеюсь, сможет утвердить в Православии некоторые сомневающиеся сердца, а иным — явиться подспорьем в вопросах полемики и апологетики. Причины разрыва молитвенных и евхаристических отношений, происшедшего между православной и католической Церквами около десяти столетий назад, имеют не только догматическую, каноническую и обрядовую сторону, но и внутреннюю, духовную, которая называется аскетикой и прямо вытекает из догматической системы той или иной христианской конфессии. И даже если нам, православным, удастся согласовать с католиками все основные разноречащие или даже противоречащие друг другу определения в области догматики, канонического и церковного права (что, впрочем, если и возможно, то лишь на словах, о чем свидетельствует весь опыт церковной истории), то как раз с внутренней, духовной жизнью все обстоит гораздо сложнее.

http://pravoslavie.ru/press/blagogon/07/...

Форт Росс: Православная крепость в Калифорнии (+ фото) Мы отправляемся в ФОТОпутешествие на север США, где когда-то начиналась русская история Калифорнии — в крепость на берегу Тихого океана. 29 августа, 2011 Мы отправляемся в ФОТОпутешествие на север США, где когда-то начиналась русская история Калифорнии — в крепость на берегу Тихого океана. Город святого Франциска прятался в тумане. Туман размывал верхушки маячивших на горизонте гор, силуэты просыпавшихся домов, неспешную желтизну трамваев. Этот столь привычный для местных жителей туман, когда сталкиваются дыхание холодного океана и теплый прибрежный воздух, случается, на целый день скрывает город и окрестности. Из русского храма, названного в честь святителя и чудотворца Николая, что на углу улицы Церковной, я шагнула в просыпавшийся город. Хорошая трава В 1776 году на Тихоокеанском побережье у Залива Сан-Франциско испанцы основали Миссия Святого Франциска Ассизского (известная также как Миссия Долорес), занимающую сегодня не один квартал совсем рядом с русским православным Николаевским собором. Документально не зафиксировано, но считается, что именно здесь, во дворе белоснежного каменного комплекса в братской могиле, похоронен один из первых святых американского континента — замученный испанцами отрок Петр Алеут, прославленный в 1980 году как местночтимый святой Аляскинской епархии. В годы мексиканского правления миссия святого Франциска Ассизского получила новое имя — Йерба-Буена, что в переводе с испанского означает «Хорошая трава». И только по окончании Американо-мексиканской войны, в 1847 году, когда город и вся Калифорния стали официально американскими, город обрел свое нынешнее название. http://www.cherylannestapp.com/fort-ross/ Первая волна русской эмиграции прибыла в Калифорнию после 1917 года, но большинство приехали в конце 1940-х годов из Китая . И те, и другие потихоньку обживались и надеялись со временем вернуться на родину. Сейчас в Тихоокеанском районе США проживают около 600 тысяч русских, а в самом Сан-Франциско, по разным данным — от 40 до 60 тысяч наших соотечественников. В крупнейшем в стране Русском центре Сан-Франциско действует штаб-квартира общенациональной организации «Конгресс русских американцев», музей и самый богатый независимый архив русской эмиграции, издается одна из старейших в мире русскоязычных газет «Русская жизнь».

http://pravmir.ru/fort-ross-istoriya-lyu...

Франциск Ассизский (1181––1226) [лат] – святой Римско–католической церкви. Проповедник святой бедности как формы любви к Богу, называвший себя скоморохом Бога. Основатель ордена францисканцев. Ф.А. родился в богатой семье, но оказался совершенно чужд той среде, из которой вышел. Перемена образа мысли и образа жизни произошла радикальная – Ф.А. " сочетался браком " с нищетой. Вместе с тем негативный принцип " ничего не иметь " получил у Ф.А. позитивный смысл через призыв к покаянию, через попечение о душах. Жить по Евангелию, то есть пребывать в нищете и проповедовать покаяние, – основополагающий принцип для Ф.А. и его учеников. В 1209 г. Франциск с двенадцатью своими последователями прибыл в Рим, и папа утвердил программу братства Ф.А. – Сделав францисканцев клириками и взяв с них клятву послушания папе. Ф.А. не стал священником; он считал себя недостойным этого, поэтому остался диаконом. Последователи Ф.А. называли себя миноритами, то есть меньшими. Этому слову родственно по смыслу и слово " министр " ; так назывались участники  миссий,  распространившихся по Европе. Последователи Ф.А. пытались  проповедовать даже в Северной Африке. Сам Ф.А. побывал с миссией в Египте, где к его словам прислушивался сам султан, затем в Сирии, но в целом попытка миссионерства провалилась. В дальнейшие времена традиция миссионерства стала ведущей в жизни францисканцев. Очень сильный численный рост последователей Ф.А. привел к некоторому несогласованию первоначальных замыслов Ф.А. с реальной ситуацией. Количество поставило под угрозу возвышенный идеал. Утвержденный папой Римским устав преобразовал братство в монашеский орден, и это случилось незадолго до смерти Ф.А. В 1224 г. Ф.А. заболел. Он страдал от сильных болей в желудке; в это же время, по словам биографов, он пережил часы величайшего счастья, ибо у него появились знаки ран Господних (стигматы). После этого, несмотря на боли, Ф.А. сочинил исполненную света и  благодарности Песнь Солнцу. Спустя два года после смерти Ф.А. был причислен его к лику святых. 

http://bogoslov.ru/person/3177073

Закрыть itemscope itemtype="" > Достоевский и Франциск Ассизский 09.10.2007 733 Время на чтение 10 минут Тема человеческой святости и святого служения в миру очень остро интересовала Ф.М, Достоевского. И рассуждая о ее месте в творчестве писателя нельзя не вспомнить о Франциске Ассизском и той религиозно-социальной традиции, которая восходит к нему и созданному им Ордену. Во-первых, в " Братьях Карамазовых " старец Зосима сопоставлен со средневековым католическим святым из Ассизи. На это указание в самом тексте романа " Братья Карамазовы " , об этом писал в свое время Н. этой же теме посвящена статья В. Ветловской, уже 14-летней давности, " Pater Seraphicus " Во-вторых, в последнее время появилась тенденция связать с францисканской традицией и образ князя Мышкина. Так, в недавнем выпуске " Вопросов литературы " , в статьях И. Поповой и Г. Ребель делается попытка доказать, что в образе князя Мышкина воплощены идеалы и программа францисканского смиренного служения в миру: князь, впитавший эти идеалы " доброй человечности " , " духовной веселости " , " ими излечившийся в Швейцарии " , вернулся их проповедовать в Россию - и потерпел крах вследствие " действия на него России " - доминирующих здесь жестокосердия и грубых нравов, символическим указанием на что может служить, по мнению одной из упомянутых авторов, фраза князя: " Я даже не думал, что у нас так холодно. Отвык " Надо сказать, что первые книги о Франциске на русском языке и, тем более, первые переводы его сочинений, в том числе, знаменитых " Fioretti " ( " Цветочков " ) стали появляться в России уже после смерти Достоевского. Но Достоевский мог познакомиться со всем комплексом этих идей через семью историка Сергея Михайловича Соловьева и его сыновей Владимира и Михаила, живо интересовавшихся судьбой Франциска, почитавших его и даже предполагавших писать его биографию, а также через книги французских авторов, в частности А.Ф. Озанама. Писал о Франциске и Кроме того, первые францисканцы появляются в России еще в XIII веке, а в Москве - в начале XVI века. Они приходили в Россию вместе с войском Лжедимитрия и Марины Мнишек, а позже - во главе различных католических миссий. В царствование Петра Первого они уже открыли свой монастырь. В годы молодости Достоевского в России было около 200 францисканских так что, в общем, информации о францисканских идеях было немало.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

Хуан Карлос КРЕКЛЕР: Большое спасибо, что вы посетили нас в посольстве Аргентины. Как вы знаете, избрание аргентинского кардинала Хорхе Марио Бергольо 115 кардиналами в качестве верховного понтифика растрогало мир. Это историческое событие, которое Аргентина и Латинская Америка переживает с особой радостью и надеждой. Избранный своими коллегами, новый Папа теперь по имени Франциск. Имя он выбрал в честь Франциска Ассизского за его простоту и покровительство бедным. Папа Франциск представляет собой скромного человека, далекого от показного великолепия. Новый Папа родился в районе Буэнос-Айреса под названием Флорес. Он никогда не водил автомобиль. Передвигался на метро или автобусе. Ему очень нравится общаться с людьми. Ему нравятся футбол и танго. Его приверженность межрелигиозному диалогу говорит о широте и возвышенности его духа, который посвящен молитве и постоянному поиску мира. В своих первых словах в адрес людей, собравшихся на площади святого Петра в Риме, Папа Франциск озвучил призыв к людям приложить путь к братству, всеобщей любви и доверию. Восседание Франциска на троне святого Петра представляет собой историческое значение не только для Аргентины, но и для всей нашей дорогой Латинской Америки, на территории которой проживает самое большое количество католиков в мире (42%). Впервые за 16 веков папский престол возглавит не европеец. Тот факт, что речь идет о латиноамериканце, указывает на то, что католическая церковь начинает понимать, что ее будущее в Латинской Америке, не только в Европе. Впервые верховным понтификом становится член ордена иезуитов, для которого характерно интеллигентность членов ордена. Президент Аргентины Кристина Фернандес де Киршнер присутствовала на церемонии. Она была явно взволнована и растрогана, когда приветствовала нового Папу. Папа Франциск начал свое пребывание на престоле с церемонии заряжения энергии в присутствии большого количества людей, представителей 132 иностранных делегаций. Папа Франциск говорил о большой латиноамериканской родине и собирается в июле посетить Рио-де-Жанейро, где пройдет масштабное молодежное мероприятие. Он так же получил приглашение на посещение Буэнос-Айреса. К нам пришел Папа с юга, скромный, простой, бесхитростный, Папа нового поколения. Да просветит его Господь.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава XV. Старчество и аскетизм XVIII–XIX вв. И.К.Смолич. Русское монашество 988—1917. (Оглавление) 8. Св. Тихон Задонский Когда мы всматриваемся в это аскетическое течение, перед нашим взором рядом с чудным образом прп. Серафима Саровского встает еще один удивительный образ — св. Тихона Задонского. Эти святые, Тихон и Серафим, пользуются особым почитанием у верующего русского народа не потому, что они в новейшее время жили в духе подлинного христианства, а потому, что образ их подвижничества и святости особенно близок благочестивому идеалу народа, который ценил смирение, простоту, открытую для мира сердечность и внутреннюю связь с этим миром. Читая жития таких русских подвижников, как прп. Серафим и св. Тихон, и невольно сравнивая их со святыми католической Церкви, мы вспоминаем св. Франциска Ассизского, образ которого весьма близок христианскому идеалу русского благочестия. Недаром некоторые исследователи сравнивали св. Франциска с прп. Серафимом . Св. Тихон родился в 1724 г. в семье бедного сельского псаломщика и очень рано потерял отца, вся семья жила скудным заработком матери, которая за мизерную плату нанималась работать у крестьян. В 1735 г. мальчика привезли в Новгород в духовное училище, а в 1740 г., как один из лучших выпускников училища, он поступил в тамошнюю духовную семинарию. Благодаря своему примерному поведению и прилежанию, он еще до выпускных экзаменов был назначен учителем греческого языка в младших классах, а после экзаменов стал преподавателем риторики. Родственники, жившие в большой бедности, уговаривали его занять место сельского священника, чтобы поправить положение семьи. Но Тимофей Соколовский (мирское имя Тихона) отклонил эту просьбу. Позже он рассказывал о некоторых случившихся с ним событиях, которые были восприняты им как указание свыше избрать иной путь.

http://sedmitza.ru/lib/text/436696/

VI. Католическая мистика. О католических святых Н. С. Арсеньев Основное единство христианской духовной жизни на Востоке и Западе. Образы святых (св. Франциск Ассизский). Фрагменты Ярким примером того, что есть одна основная стихия христианской жизни на Востоке и Западе, могут послужить хотя бы два следующих эпизода: один – рассказанный Фомой из Челано в его второй биографии Франциска Ассизского, другой – сохраненный нам Иоанном Мосхом (550–619) в его «Луге Духовном», сборнике назидательных рассказов из жизни палестинских подвижников и отшельников. У Фомы из Челано читаем, что раз во время последней болезни Франциска, когда он сам не мог читать, т.к. страдал глазами, один брат предложил почитать ему вслух из Св. Писания. Франциск всю жизнь свою бесконечно любил и чтил Писание, но в этот раз он ответил ему: «Non pluribus indigeo, fill. Scio Christum pauperum, crucifixum» (Мне большего не нужно, сын мой. Я знаю Христа бедного и распятого). И этого ему было достаточно: постоянного устремления духовного взора своего на Распятого. В этом вся мудрость Франциска, красной нитью проходящая через всю его жизнь от видения Распятого в часовне Сан Дамиано до стигматизации на Альвернской горе... Так и у Иоанна Мосха читаем: Пришедшей к праведному старцу Стефану ради поучения братии он, после долгого молчания, наконец сказал: «Что знаю, то скажу вам. Днем и ночью я ни на что более не взираю, кроме Господа нашего Иисуса Христа, пригвожденного к древу крестному» (...) (...) Несмотря на разделения христианских Церквей – не только разделения канонически-юридического характера, но и на некоторые появившиеся разногласия и притом немаловажного характера – основное единство христиан, объединяемых «единым Господом, единой верой, единым крещением, единым Богом и Отцом всех» ( Еф. 4:4–6 ), объединенных одной благой вестью, или вернее, единой реальностью заполнения пропасти между Богом и нами снисхождением Божественной Любви, более того, захваченных и объединенных этой Божественной Любовью – это основное единство оставалось, к сожалению, часто в скрытом виде. Но нередко это единство прорывается, проявляется наружу: в принятии общего благовестил и в следовании по стопам Христа и в приятии Креста Его в повседневной жизни и во взаимном служении любви. Проявлялось оно и в великих святых, сияющих для одного народа, для группы народов, а потом, через ряд веков, воссиявших и для многих других христиан другой культуры, другого исповедания.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

     Итальянцы празднуют Николин день шумными процессиями, парадами, иллюминациями, оркестрами, неудержимым южным весельем… Русский народ чтит Угодника Божия задушевным акафистным пением, длительными и торжественными богослужениями. Более 100 лет назад в итальянском портовом городке Бари неподалеку от папской базилики с мощами Святителя Николая началось строительство русского подворья. Ныне гостеприимный русский дом вновь открыт для паломников. 19 декабря – день памяти Святителя Николая. Мы беседуем с настоятелем Патриаршего подворья в Бари отцом Андреем Бойцовым. – Отец Андрей, каков юридический статус храма, в котором хранятся мощи Святителя Николая? – Юридический статус храма – папская базилика, базилика понтифика. У нас, в Православной Церкви, есть термин «ставропигиальный», то есть подчиняющийся непосредственно Патриарху. В данном случае храм подчиняется Папе, его настоятелем является Папа Римский. Когда мощи были перенесены (фактически похищены) из Мир в Бари, а произошло это 9 мая 1087 г., итальянцы решили, что нужен специальный храм. Возник даже небольшой вооруженный конфликт, потасовка, потому что архиепископ Бари настаивал на том, чтобы мощи находились в кафедральном соборе. При виде первых жертв и многочисленных раненых аббат бенедиктинского монастыря Илья, человек духовный, решил вмешаться в ситуацию и смог погасить конфликт, убедив архиепископа в том, что жители Бари правы. Поэтому бенедиктинскому ордену было поручено возведение базилики. Они очень быстро справились с поставленной задачей, и в течение многих лет этот храм окормлял бенедиктинский орден. В 1951 г. произошли кардинальные изменения – Папа принял решение о передаче базилики в ведение доминиканского ордена. На мой взгляд, это связано с неким кризисом древних монашеских орденов в католической Церкви. Сегодня молодежь не любит вступать в ордена, которые своей целью ставят строгое монашеское делание. А бенедиктинский орден как раз и предписывает oraetlabora (лат.), что означает «молись и работай». Там довольно строгий устав, монахи, например, не имеют права выходить из монастыря без благословения игумена. Поэтому более популярны появившиеся с Франциска Ассизского, с XIII в., общины, где молодежь занимается какими-то видами социальной деятельности, помощью больным, бедным, образованием, проповедью. Девиз доминиканского ордена – восхвалять, благословлять, проповедовать. Доминиканцы всегда отличались тем, что были хорошими профессорами в университетах, успешно занимались преподавательской деятельностью. И Папа, возможно, поэтому передал базилику в ведение доминиканского ордена.

http://pravoslavie.ru/99562.html

× Настоящий подарок с любовью и заботой! Подарите вашему близкому Именной Сертификат о том, что за него была подана записка и отслужен Молебен о его Здравии и Благополучии всем Святым в Даниловом монастыре. Подать записку на молебен и получить Сертификат . Пример Сертификата можно посмотреть ЗДЕСЬ 27 святынь Камень Помазания — одна из древнейших христианских святынь. Она представляет собой каменную плиту облицованную мрамором, внутри которой заключен непосредственно Святой Камень, на который было возложено Тело Иисуса перед погребением. Когда Иосиф и Никодим (последователи Христа) сняли Его с Креста, положили на Камень, помазали благовониями (миром) и обвили Его Плащаницей. После этого Тело было отнесено отсюда и положено в гробницу. Камень Помазания расположен прямо напротив входа в главный иерусалимский храм - Воскресения Господня, и перед взором входящих, он предстает первым. Размер плиты составляет около 3-х м в длину и почти 1, 5 м в ширину, в толщину камень составляет 0, 3 м. По бокам начертан тропарь св. Иосифу из Аримафеи. Неподалеку от святыни, на стене, находится мозаичное панно, с изображением главнейших евангельских событий. Создана мозайка была в 19 веке с благословения Патриарха Иерусалимского Диодора. Она символизирует собой границу межконфессиональных владений. Во времена Византии (395—1453 гг.) Камень Помазания находился в часовне св. Марии, разрушенной впоследствии крестоносцами, перестраивавшими Храм. В западной стороне от святыни в пределах 12 м находится квадратный киворий, так же как и облицовка Камня из мрамора. До начала позапрошлого века (1810 г.) Камень Помазания принадлежал католическому ордену св. Франциска Ассизского, о чем свидетельствовала метка в виде двух скрещенных кистей рук. В те времена Камень был облицован другим покрытием, но после того как поверхность была обновлена, метки не стало. Сегодня Камень Помазания одновременно принадлежит четырем Церквям: Греческой Православной, Армянской, Римской Католической и Коптской. Любые имущественные и правовые границы, закрепленные за конфессиями, строго оговорены и соблюдаются.

http://elitsy.ru/holy/temple/13268/

Аннотация В статье приводятся принципы отношения свт. Феофана к анализу и идентификации иного религиозного опыта, представлена его оценка западного мистицизма, указаны выявленные им причины заблуждений западных мистиков, и недостатки их духовных практик. Приводится данный свт. Феофаном анализ мистических «откровений» с позиции православной аскетики, критически рассматривается концепция «рождения Христа» в мистиках. Введение Тема сравнения православного мистического опыта с неправославным мистицизмом в трудах свт. Феофана Затворника , в настоящей статье исследуется на примере его «Писем о духовной жизни». Эти «Письма…» (1872) 1 представляют собою своеобразный комментарий к «Письмам» графа М. М. Сперанского (1772–1839), адресованным в 1814–1818 гг. его другу Ф. И. Цейеру, и напечатанным через 36 лет после смерти М. М. Сперанского в «Русском Архиве» за 1870 г. 2 Из этих «Писем» следует, что М. М. Сперанский увлекался Я. Беме, К. Л. Сен-Мартеном, Э. Сведенборгом, Терезой Авильской, Франциском Ассизским. В этот период своей жизни он сделал перевод «Подражания Христу» Фомы Кемпийского, который пожертвовал Библейскому обществу, а Александр I «приказал напечатать перевод за свой счет», а также перевел «Избранные места из творений Таулера». Принимал Сперанский участие и в деятельности масонской ложи под руководством Фесслера, 3 однако впоследствии утверждал, что вошел в ложу с ведома государственных властей, чтобы лучше изучить масонские дела. 4 Интерес М. М. Сперанского к мистицизму определялся, по мнению свт. Феофана, духом той эпохи, когда «в высшем круге нашего общества, в его время, это было почти общим занятием», и «как человек, получивший настоящее христианское образование, [Сперанский] тотчас понял, что в этом движении была своя истинная сторона, которую и в себе раскрыть положил он законом». 5 Как следует из «Писем», М. М. Сперанский отвергал учение масона А. Ф. Лабзина о молитве, и создании «нового храма духовного», 6 т. е. «внутренней церкви», и не верил «истории [свидетельствам]» об учрежденных Лабзиным посвящениях и таинствах. Масонскому мистицизму он предпочитал теософию, 7 которая, по мысли свт. Феофана, походила не на оккультные взгляды Е. Блаватской, а методологически больше на то, что в православном богословии названо богомудрием. После периода увлечения западными мистиками, М. М. Сперанский вспоминал: «Десять лет провел… в ее [теософии] изучении, и когда я думал, что овладел всем, [оказалось, что] я трудился лишь над начатками. Это было преддверие Царствия Божия». 8

http://azbyka.ru/otechnik/Roman-Kon/krit...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010