3 . В 1819 году убогий Фотий действовал против ересей, расколов, масонов, Лабзина, Хвостовой, Татариновой, секты лжепророков и против всех книг, издаваемых против веры и правительства. 4 . В 1820 году убогий Фотий действовал тоже и за проповедь «Бога бойтесь, Царя чтите», говоренную 27 апреля от тайных обществ через действие Тургенева неизвестно как, но был удален в самый разоренный монастырь, дабы гладом и скорбию уморить его. 5 . В 1821 году убогий Фотий, будучи в Деревяницах в Новгороде, действовал на тайные общества в С.-Петербурге и Москве чрез преданных ему о Христе. 6 . В 1822 году убогий Фотий действовал против Криднер и Татариновой и всех масонов в С.-Петербурге. Познакомился с князем Голицыным и все прилагал средства обратить его на правый путь, жил около четырех месяцев, уча правоверию, и все ереси и расколы, секты и общества обличал в книгах и в людях; но все всячески к Голицыну внушал на словах и в письмах, дабы он престал поддерживать их, но и старался бы их уничтожить. 7 . В 1823 году монастырь Фотия был сожжен огнем и его действие остановилось; но все ему было доносимо в Новгород. 8 . В 1824 году убогий Фотий 1 февраля был вызван в С.Петербург для действия за Церковь , веру и спасение Царя и отечества. Приехал, начал действовать против еретика и вольнодумца Госнера, – его секты, всех ересей, расколов и замыслов, под видом религии распространяемых в книгах, и всячески открывал князю Голицыну, дабы донес Царю. Так действовал Фотий до сего дня по присяге, по любви к Царю, верою и правдою служа и Богу угождая, Ему же буди честь и слава вовеки. Аминь. 14 июня 1824 года». Документы и записка оказались на столе у императора 17 июня 1824 года, после чего Фотий был приглашен Аракчеевым в Грузино, где получил уверение в царском благорасположении и отсутствии претензий со стороны императора за анафематствование князя Голицына. Ввиду государственной важности затрагиваемых Фотием вопросов, которые могли потребовать его незамедлительного прибытия в Санкт-Петербург, архимандриту было позволено, минуя духовное начальство, посещать столицу тогда, когда он сочтет нужным: «Царское Село, 1-го августа 1824 года Почтеннейший мой отец архимандрит Фотий.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Spasskij...

Фотий писал: «…к (Татариновой. – В. У.) собирались духовные и мирские: лестью своей она привлекала к себе даже пустынных монахов; в жилище ее близ дворцовой церкви, и даже почти над местом церковным или близ бывшем, был Святой у нее Дух написан, да видят, что над нею наитие Святого Духа бывает. По ночам собирались у нее и днем девицы и прочие и действовали, как некое священное действо свое, обычай кружения делать, вертелись, падали потом на землю от безумия, демон же входил в них, производил глаголы, предсказания, и потому называлась секта сия пророков и пророчиц, а Татаринова была главою всех. Петы были разные смешные песни, стихи, без толку сочиненные, где духовное с плотским было смешано, и более имелось плотское, любодейное, нежели иное, весьма смешанное составление и понятие». «Корабль» Татариновой принадлежал к секте скопцов, сомнительная честь основания которой принадлежит крестьянину Селиванову, который в царствование Павла I находился в больнице для умалишенных; вероятно, там его посетил Александр I; неоднократные беседы с ним имели министры Кочубей и Голицын. Фотий указывал в автобиографии на то, что серебряные ряды на столичных рынках принадлежали, за редким исключением, скопцам. Общество Татариновой привнесло в Россию неслыханную ересь: оскопление женщин, что не помешало самой Татариновой родить дочь, крестным отцом которой был сам император. Миропомазание младенца совершил священник Малов, духовник и активный участник скопческого общества. Крюденер и Татаринова охарактеризованы Фотием как «жабы, клоктавшие во время оно, дщери дьявола». Неистовый разгул сектантства в столице России не мог не вызвать законного сопротивления. Вероятно, уже к началу 1822 года экуменическому правительственно-общественному курсу противостояла оформившаяся партия православных патриотов, в ряды которой входили митрополит Серафим (Глаголевский), граф Алексей Андреевич Аракчеев, попечитель учебных заведений (впоследствии заставивший жить Казанский университет по монастырскому уставу) Михаил Леонтьевич Магницкий, адмирал Александр Семенович Шишков и графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская. Оппозиции не хватало только хоругви для выступления против еретического засилья на русской земле. Эту хоругвь в их ряды принес игумен Юрьева монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Spasskij...

С. 519). В сер. XVIII в., при настоятеле (1744-1756) Юрьева мон-ря архим. св. Павле (Конюскевиче) , по сторонам ц. Рождества Пресв. Богородицы возведен комплекс деревянных построек. В 1750 г. к северо-западу от церкви была построена надвратная деревянная колокольня с 3 колоколами. В 1751 г. к западу от собора возвели деревянные одноэтажные братские кельи, к юго-востоку, над Волховом, в сторону Ильменя,- настоятельские кельи со службами. Мон-рь был окружен оградой, за к-рой располагались постройки конюшенного двора. По штатам 1764 г. П. Р. м. был упразднен, на его месте при Юрьевской слободе возник приход ц. Рождества Пресв. Богородицы с 2 дворами причта. По распоряжению митр. Новгородского и Великолуцкого Димитрия (Сеченова) все деревянные постройки были разобраны и перевезены в Юрьев мон-рь, где они, согласно описям 1764 и 1768 гг., частично сгнили ( Секретарь. 2011. С. 279). Рождественской ц. принадлежали 171 четв. пахотной земли, сенной покос на 652 копны. В 1813 г. у нее осталось 88 дес. 1201 саж. земли, в т. ч. «неудобной» - 6 дес. (ИРИ. Ч. 5. С. 520). Согласно церковной ведомости 1819 г., к приходу Рождественского храма относилось 26 дворов крестьян экономического ведомства, служители Юрьева мон-ря, жившие в Юрьевской слободе, а также 2 отставных солдата - всего 62 чел. К 1827 г. рядом с каменной церковью появилось неск. деревянных строений: 2 крытых соломой двора церковного причта, диаконский и пономарский, а также невысокая колокольня на 2 деревянных столбах с 3 небольшими колоколами. Эти постройки вместе с церковью с 3 сторон окружала фашинная изгородь. Храму принадлежало 88 дес. 1201 саж. земли ( Секретарь. 2011. С. 279). В 1827 г. по прошению архим. Фотия (Спасского) церковь была вновь приписана к Юрьеву мон-рю. На Перыни устроили скит с составленным самим архим. Фотием строгим уставом по примеру древних палестинских скитов, когда «ежедневно совершаются утреня, часы и вечерня, неумолкно читается псалтирь с поминовением усопших, а литургия бывает только по субботам, воскресным и праздничным дням» ( Макарий (Миролюбов).

http://pravenc.ru/text/2580066.html

Пр. Евфимия , архимандрита суздальского, † 1405 г. Собор 1549. 1625. 1639. †. Служба. (Белоз. 493 авг. 26. 51 сент. 29. Обретение мощей его 4 июля). Мощи в его обители. IV. Муч. Каллиника . Неап. Охр. (сн. 4 апр?). Пр. Евфимия чудотворца. Рум. 240. (Клар. 2 апр. 724 апр. 4. Мед. Тур. 17 апр. Клар. 18 и 19). Муч. Елевферия . Охр. Деч. (Перс 13 апр?). Иоанна архиепископа. Папебр. (патриарх иерус. 30 мар?). Явление Иисуса Христа учеником дверем затворенным. 1370. Пролог. V. Преп. Зосимы . Папебр. (4 апр.). Тита . Мед. (2 апр.). Муч. Поликарпа и дружины. Мед. (2 апр.). Свв. мучч. Агапии, Ирины и Хионии . Екл. (16 апр.). Воскресение Г. Н. I. Христа. 51 (25 мар.). 2 I. Пр. Тита чудотворца пресвитера. Иер. Кал. 43. 240. Рум. и др. МКр. М. 11 и 12 в. Канон Феофана по греч. М. 1870, что и у нас. В некоторых слав. памятниках он называется Фотом и Фотием (Мед. 1 апр. Слепч. 3 апр. Ап. 346 апр. 5). Св. муч. Амфиана в Кесарии, † 306 и брата его Едесия в Александрии († вскоре после брата). Вас. Син. 1. Флор. 1. Ев. 44. Рум. Охр. Нан. 2 и другие. М.Р. М. Порф. М. Феоктистова с каноном Иосифа. (Рум. 240. Сирм. 9 апр., иные 18 мая. Одного Амфиана Мак. 2 марта. Троицк. 2 мая. Иерон. А. У. Н. 5 апр. Амфиан † 2 апр.). Св. муч. Поликарпа в Александрии при Максимине. Неап. Вас. Петр. У. 1398 (Мед. 1 апр. 724 апр. 4). II. Пр. Григория в заливе никомидийском, † 1240. (См. Νεν Εκλγιον. Вероятно об нем говорит Зосима диакон, в 1420 бывший в Царьграде: в монастыре Перивлепте поп Григорий никодимийский). IV. Анастасия . Охр. (Есть 1 апр. муч. Анастасий, в некоторых западных мартирологах – в Армении с Квинтианом. См. Деян. св. I Apr. р. 9). Пр. Евфимия чудотворца. Клар. (См. 1 апр. Может быть епископ мадитский в Гелеспонте, догадываются Боландисты. Apr. II. р. 583). V. Св. Никиты . Мст. Шиш. и др. (3 апр.). Иосифа песнописца. Мст. Ев. 1. Хил. Шиш. (4 апр.). Пр. Феодора сикеота. Готф. (22 апр.). Свв. Епифания и Германа . Муз. 13. Белоз. 36. В Екл. одного Епифания (мая 12). Св. муч. Феодула . Белоз. 36 (5 апр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Характерной чертой врачей-Б. является то, что они действуют как двоица, связанные друг с другом родственными или дружескими узами (если этих связей в жизни не было, то Б. объединяются в двоицы типологически: Сампсон и Диомид, Мокий и Аникита, Фалалей и Трифон). Образ двоицы сближает Б.-исцелителей с апостолами, к-рых Христос посылал проповедовать «по два» (Мк 6. 7). Эта духовная связь выявляется в евангельских чтениях на полиелейной утрене (Мк, зач. 23) и литургии (Мф, зач. 34) службы Б. Косме и Дамиану (1 нояб.): «И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. ...и заповедал им, говоря... ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте» (Мф 10. 1, 5, 7, 8; из зач. 34). «Они пошли и проповедовали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк 6. 12-13; из зач. 23). Ср. также: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф 18. 19-20). Исп. Лука (Войно-Ясенецкий), архиеп. Симферопольский и Крымский. Фотография. 50-е гг. XX в. Исп. Лука (Войно-Ясенецкий), архиеп. Симферопольский и Крымский. Фотография. 50-е гг. XX в. Вслед., вероятно, малочисленности Б.-исцелителей, а также принадлежности к различным ликам мучеников, священномучеников и преподобных характера общепризнанного лика и единой службы им в Минее общей не было. Но известна попытка осмыслить чин Б.-исцелителей как единый лик. Архиеп. Сергий (Спасский) сообщал, что «Венедикт из русской киновии на Афоне составил службу всем бессребренникам вообще» ( Сергий (Спасский). Т. 3. С. 241). Служба эта была составлена, вероятно, в XIX в., впервые опубликована в 1980 г., после того как она была прислана из Русского вмч.

http://pravenc.ru/text/149067.html

109 ...яко при Ильи бысть: “Горьсть мукы... не умалится?” – Имеется в виду библейский эпизод. Во время великого голода Илью-пророка по Божьему повелению должна была кормить вдова. Придя в Сарепту Сидоноскую, Илья попросил у встретившейся ему женщины дать ему напиться воды и накормить его. Эта женщина – вдова – ответила: «У меня ничего нет печеного, а только есть горсть муки в кадке и немного масла в кувшине; и вот я наберу полена два дров, и пойду приготовлю это для себя и для сына моего; съедим это и умрем». На это Илья сказал женщине: «...говорит Господь, Бог израилев: мука в кадке не истощится, и масло в кувшине не убудет до того дня, когда Господь даст дождь на землю...» ( 3Цар. 17 ). 110 И от того дне уставися монастырь сей. – Ростовский Петровский монастырь, что на Поле, находился на берегу озера Неро в трех верстах к северо-востоку от Ростова. Согласно «Повести», он был основан в XIII в. при епископе Игнатии. Исторические документы о монастыре сохранились только начиная со второй половины XVII в. Известно, что в монастыре в 1684 г. вместо деревянной была выстроена каменная церковь Петра и Павла. Летописи сохранили известие о существовании в Ростове Петровского монастыря еще в начале XIII в.: ростовский епископ Пахомий, умерший в 1216 г., до поставления в епископы (в 1214 г.) был тринадцать лет игуменом Петровского монастыря. По всей видимости, летописные известия относятся к другому Петровскому монастырю, более древнему. В. В. Зверинский (в кн.: Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. СПб., 1897. Т. III. С. 125) считает, что второй (древнейший) ростовский Петровский монастырь находился не на восточной, а на западной окраине г. Ростова, недалеко от Спасско-Яковлевского монастыря, на улице Петровской. 112 Ахмыл – посол золотоордынского хана Узбека. В 1322 г., как сообшают летописи, он с большим воинским отрядом, сопровождая возвращавшегося из Орды московского князя Ивана Даниловича Калиту, пришел на Русь: «...и много зла учиниша Низовским градом, и Ярославль взяша сожгоша, и много полона безчислено взят» (Никоновская летопись//ПСРЛ. СПб., 1885. Т. Х. С. 188).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

11–14 ст. Таково было таинственное видение пророка. Далее следует его толкование, которое пророк узнает от самого Бога. В объяснение сего видения Бог сказал пророку: «сын человеческий, кости эти означают собою народ Израильский. Так как Израильтяне говорят о себе: «иссохли кости наши (ср. Плач. 4:8 ), погибла надежда наша, мы убиты окончательно» (11 ст. ср. выше 33:10), то пророчествуй и скажи им, сын человеческий, от имени Господня: «вот Я открою гробы ваши, выведу вас, народ Мой, из гробов ваших и введу вас в землю Израилеву (12 ст.). Тогда вы и узнаете, что Я – Господь, когда открою гробы ваши, чтобы вывести вас из этих гробов (ср. Ос. 13:14 ) Я дам дух Мой в вас (ср. Иов. 34:14 ), и вы оживете (13 ст.), поставлю вас на земле своей, и вы узнаете, что Я – Господь. Сказал и сделаю это, говорит Владыка Господь» (14 ст.). Такое объяснение, данное пророку от самого Бога, не оставляет никакого сомнения в том, что под образом сухих костей, по мановению Божию соединившихся сперва в скелеты, а потом оживших, идет речь прежде всего и ближайшим образом о политическом воскресении народа еврейского. 193 Находясь в рассеянии в плену и сознавая, что это бедствие есть праведное наказание Божие за нечестие, «иудеи в собственных глазах своих представлялись как бы мертвыми и погребенными в месте своего заключения» (св. Ефр. Сир.), другими словами они думали, что, раз утратив свою политическую самостоятельность, они уже никогда более не возвратят её (ср. выше 33:10; Плач. 4:8 ), и, дойдя до такого отчаяния, некоторые даже думали, что для них теперь раскаяние и нравственное исправление уже поздно, а следовательно излишне. Для рассеяния таких гибельных мыслей и для ободрения отчаивающихся Бог устами пророка говорит, что если бы израильтяне действительно дошли до такого безнадежного состояния, что представляли бы собою одни сухие и безжизненные кости, то и тогда Он оживил бы их, если бы они даже действительно погибли и лежали в гробах, то Он открыл бы самые гробы их, вывел бы их оттуда и поселил бы в земле Своей. Все это и исполнилось при Кире. Когда вместо вавилонян поработителями евреев стали еще более могущественные персы во главе с Киром, тогда для евреев, по-видимому, всего менее было надежды на избавление от рабства и возвращение в отечество. Между тем тогда-то именно по воле Божией и совершилось их, так сказать, политическое воскресение: воздвиже Бог дух Кира царя Персска, и (он) повеле проповедати всем евреям свободу от плена ( 1Езд. 1:1 ). Это политическое воскресение Израиля сопровождалось вместе и его нравственным обновлением: Израиль, искушенный бедствиями плена, возвратился в свое отечество очищенным подобно металлу в горниле (ср. выше 36:25–29; Ис. 1:25 ; Иер. 6:27–29; 9:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

15 февраля 1868 года жители Благовещенска со слезами провожали любимого архипастыря, с которым расставались теперь навсегда. В последний раз предпринимал преосвященный Иннокентий далекое путешествие и проезжал через города и селения дорогой его сердцу страны, в которой он родился, воспитывался, учился и которой посвятил свои лучшие годы и силы. В последний раз посетил он обитель того Святителя, предстательство молитв которого постоянно помогало ему во всех путях его жизни, и имя которого он носил; в последний раз заехал в родное село Ангинское и поклонился праху близких своему сердцу... В каждом городе, лежащем на пути, его ожидала торжественная встреча, теплое прочувствованное слово. Таким образом, напутствуемый благословениями и добрыми пожеланиями, преосвященный Иннокентий благополучно совершил далекое и трудное путешествие, и 25 мая 1868 года прибыл в Москву. В прекрасный майский день, при колокольном звоне и большом стечении столичного духовенства и народа, Москва радостно встречала своего маститого митрополита, который пленил всех своею приветливостью; он казался как бы патриархом среди своей многочисленной семьи московских священнослужителей, начиная с высших и кончая низшими. 26 мая высокопреосвященный Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский, совершал свое вступление в большой Успенский собор. Торжественное шествие началось из Казанского собора, при вступлении в который, владыка был приветствован речами. По выслушании этих речей, он облачился и, предшествуемый крестным ходом, направился по Красной площади, чрез Спасские ворота в Успенский собор, куда вступил западными вратами. Приложившись к Св. мощам и иконам, он взошел на амвон и, восприяв посох, произнес: «Благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа! Так обыкновенно апостолы, по заповеди Господней, приветствовали церкви, а по примеру их – пастыри церквей приветствовали свои паствы, вступая с ними в духовное общение. По тому же закону и я, недостойнейший преемник их, дерзаю тем же словом приветствовать вас, братие, а отныне возлюбленные о Господе братие, и чада, вступая в общение с вами. Благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа!

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

—167— в собирании винограда и по благословению Господа успел и наполнил точило. Поймите, что я трудился не для себя одного, но и для всех ищущих наставления... ( Сир.33:15–17 ). Он оставил наследство – не только дом в этой веси для родных, но и для всех нас – наследство духовное, примеры своей учено-учебной работы. Это – знаменательный след его обильной днями жизни. В дни давно минувшие один еврейский наставник сказал: Блаженны дети Иафета, если они придут в шатры Сима (Megilla Jerus). Пред нами славянин русский, вошедший в шатры Сима, сделавший себе из них не временный этап на своём учёном поприще, но пребывший в них до конца своей учёно-учебной деятельности. О если бы этот пример Павла Ивановича вдохновил молодых богословов дарить своё внимание древнееврейскому языку! На дереве одни листья спадают, другие вырастают: – о если бы древо семитологической науки не оставалось никогда в нашем отечестве безлистным! – Почивший в своём делании имел, конечно, и скорби, хотя бы и от учеников своих, но по слову Псалмопевца, с плачем несущий семена возратится с радостью, неся снопы свои ( Пс.125:6 ). Всем своим видом почивший являл человека, пути которого не обливаются молоком, и для которого скалы не источают ручьёв елея ( Иов.29:61 ), но, верим, что и проходя узкой стезёй, Павел Иванович открывал в своих учёных трудах и педагогической работе цельбоносные источники в пустыне людской ( Ис.83:7 ). Теперь всё это мимоиде, он в доме собрания всех живущих ( Иов.30:23 ), он приложился к народу своему ( Быт.49:33 ). В этот дом молитвы он уже не войдёт со всесожжением ( Пс.65:13 ), – принесём за него и о нём молитвы к Тому, пред Кем благоговеют все люди и трепещут мудрые сердцем ( Иов.37:24 ), помолимся, дабы Он, отпечатлевающий на лице книжника славу Свою ( Сир.10:5 ), даровал почившему причастие благ Своих среди сынов света. —168— Речь ординарного профессора Московской Духовной Академии И. А. Заозерского Благ закон Твой (Господи), Поучуся во оправданиях Твоих. Жива будет душа моя И восхвалит Тя (Господи).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1–3 ст. Среди описанных выше бедствий церковь Божия в народе избранном подвергнется не только тяжкому испытанию, но даже великой опасности – совсем погибнуть и, только благодаря помощи Божией, избегнет этой опасности: бедствия коснутся главным образом тех, которые по суду Божию заслужат того; все же записанные в книге спасутся. «В то время восстанет Михаил, великий князь, стоящий (заступник) за народ твой: наступит тогда время такой скорби, каковой не было еще со времени создания человека на земле до того времени, и тогда спасутся только те все, которые найдены будут записанными в книге (1 ст.). И многие из спящих в прахе земном восстанут, одни – для жизни вечной, а другие – на вечное поругание (на укоризну) и посрамление (2 ст.). После этого разумные (смыслящии) просветятся как сияние (светлость) тверди небесной, а другие из многочисленных праведников – как звезды небесные (будут сиять) во веки и навсегда» (3 ст.). Бедствия народа Божия во времена гонений Антиоха, как уже замечено выше, были самые ужасные, о которых действительно можно было сказать, что подобных им не было еще от создания человека. И если не все иудеи погибли среди этих бедствий, то потому только, что это не входило в планы Божественного промышления. Сам Господь охранял избранных Своих рукою арх. Михаила, и поэтому погибли только те, которые достойны были этой участи, все же записанные в книге спаслись. Эти последние после смерти Антиоха, своего злейшего врага, как бы воспрянули из праха земного, как бы из мертвых воскресли и продолжали благоденствовать; а те, которые во время гонений Антиоха оказались отступниками, подверглись вечному сраму и поруганию (Св. Ефр. Сир.). Но все бывшее тогда служит лишь тенью и прообразом того, что имеет быть при конце мира во времена антихриста. Бедствия того времени, по свидетельству Св. Писания, будут действительно беспримерными, каких от создания человека на земле не было и не будет до того дня, и прекратятся они только силою Божией избранных ради, ибо антихрист поражен будет духом уст Иисуса Христа ( Мф. 24:21–22 ; 2Сол. 2:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010