Е.П. Белохвостиков Содержание Митрополит Платон (Левшин) Митрополит Амвросий (Подобедов) Митрополит Михаил (Десницкий) Архимандрит Фотий (Спасский) Князь А.Н. Голицын Князь П.С. Мещерский Княгиня С.С. Мещерская Графиня А.А. Орлова-Чесменская     За два столетия, прошедшие со времени кончины святителя Иннокентия (Смирнова) , епископа Пензенского и Саратовского, написано о нем было немало. Однако практически все биографы и авторы статей о подвижнике проходили мимо такого важного аспекта его жизни, как круг общения; то же, что написано, зачастую очень субъективно и тенденциозно. К примеру, описывать отношения с архимандритом Фотием (Спасским) или князем А.Н. Голицыным, опираясь исключительно на свидетельства первого из них, для историка, нам кажется, проявлением непозволительной доверчивости. Известно, как много в жизни каждого человека, особенно в молодости, значит его окружение. А поскольку святитель Иннокентий отошел ко Господу совсем молодым, в 35 лет, то можно говорить о том, что формирование его личности продолжалось в течение всей жизни, и не последнюю роль играли люди, с которыми он соприкасался. За свою недолгую жизнь преосвященный в разной степени близко общался с сотнями, если не тысячами людей: родными и односельчанами; учителями и учениками Перервинской и Лаврской семинарий, а затем Санкт-Петербургских духовных школ; духовенством Московской, Петербургской и Пензенской епархий; членами различных комитетов и обществ, в которых состоял... Среди них были люди выдающиеся, оставившие след в истории Церкви и Отечества, были и те, имена которых нам сейчас не скажут ничего. Не ставя своей целью упомянуть и охарактеризовать все окружение святителя Иннокентия, в настоящей статье постараемся описать его отношения с архиереями, под началом которых он трудился (митрополиты Платон, Амвросий, Михаил); с представителями высшего общества – князем П.С. Мещерским, княгиней С.С. Мещерской, графиней А.А. Орловой-Чесменской; а также попытаемся разобраться с самыми одиозными его знакомствами – с Фотием (Спасским) и князем А.Н. Голицыным. Поскольку его отношениям со святителем Филаретом (Дроздовым) была посвящена наша статья в предыдущем выпуске «Филаретовского альманаха», то здесь мы не будем их касаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

III. Огласительное богословие В Дусе Святе чаду моему возлюбленному, всечестной девице Анне Алексеевне Орловой-Чесменской в назидание души и во спасение дарствует крупицы духовного брашна духовник ея Фотий. Во славу Святыя, Единосущныя, Животворящия и Неразделимыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, в познание же, во спасение и в живот вечный Православныя Восточныя Церкви чадам, благородным и благочестивым отрокам воспитывающимся при 2-м кадетском корпусе в Санкт-Петербурге и для испытания на публичных экзаменах изложено сие Божественное законоучение, сиречь святое огласительное богословие веры кафолическия и апостольския, Церкви Восточныя законоучителем и настоятелем онаго корпуса, – а ныне первокл. Юрьева монастыря архимандритом Фотием. Слушано и смотрено трикратно митрополитом Михаилом Новгородским и Санкт-Петербургским и на публичном экзамене в 1824 году 6 сентября, в 1818 – 17 сентября, в 1819–1820 годах окончательно слушано и одобрено. 1820-го года сентября 23 дня Господи, к кому идем, глаголы живота вечнаго имаши; и мы веровахом, и познахом, яко Ты еси Христос Сын Бога Живаго. ( Ин. 6:68–69 ) Огласительное богословие веры кафолическия и апостольския Церкви восточныя Вопрос 1. Что особенно и непрестанно в житии сем должен делать человек? Человек особенно и непрестанно должен в житии сем познавать Бога и соблюдать Его святую волю. Ибо в сем состоит все спасение его и живот вечный, как глаголет святый Апостол и Евангелист: Се же есть живот вечный ( Ин. 17:3 ), да знают Тебя единаго истиннаго Бога, и Его же послал еси Иисус Христа. Вопрос 2. Что к тому ведет человека? Ведет к сему человека самое естество ( Рим. 1:19–20 ) и Откровение Божие ( Ин. 5:35 ). Бог с начала вел человека к себе, более действуя на внутреннее его естество, а чрез сие и на внешнее: но когда внутреннее большей части людей заключалось чрез погружение в чувствительность, то Бог дух небесного Своего учения заключил в письмена священных книг и начал более действовать чрез Откровение воли Своея вне человека и таким образом вести его к Себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Spasskij...

Званка, урочище. Званский Знаменский женский монастырь. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты ... Званский Знаменский монастырь Новгородской губернии, основанный в 1869 г. по завещанию вдовы русского поэта Гаврилы Романовича Державина Дарьи Алексеевны в память мужа на месте державинского имения Званка. Имение на Званской горе было приобретено Дарьей Алексеевной у своей матери в 1797 г. на средства, полученные в приданное. Усадебный ансамбль был создан другом и родственником Г.Р. Державина, одним из крупнейших мастеров усадебного строительства XVIII в., архитектором Николаем Александровичем Львовым. Это уединенное тихое место так понравилось Гаврилу Романовичу, что он проводил в имении каждое лето, здесь он и скончался 8 июля 1816 г. При усадьбе первоначально не было церкви, и все жители окрестных деревень ездили за 5 верст в Никольскую церковь в селе Спасская Полисть. Судя по воспоминаниям, Гавриил Романович очень любил церковные службы и часто приглашал священника Никольской церкви послужить в доме молебен или всенощную. Об этом пишет автор путевых заметок, скрывшийся под инициалами «В.С.»: «... Я проезжал через Новгород. Здесь я вспомнил рассказ званского священника, что в девяти верстах от Новгорода в монастыре Варлаама Хутынского живет девяностолетний священник, отец Никифор, который погребал Державина. На другой день утром я был в келье отца Никифора, но к несчастью нашел его больным; он был так слаб, и от болезни, и от старости, что с трудом мог говорить. Отец Никифор был священником какого-то села, недалеко от Званки; в последствии его перевели в самую Званку, когда, после смерти Державина, супруга его построила там церковь. Державин часто приглашал к себе отца Никифора, просил его служить в своем дому всенощные, молебны...». Священник А. Ваучский, описавший историю Званского монастыря, сообщал, что Державин еще при жизни своей заготовил в своем имении материал для постройки храма во имя Обновления храма Воскресения Христова, но Дарья Алексеевна не хотела строить церковь по какому-то предрассудку, и построен храм был уже после кончины Г.Р. Державина, но согласно его желанию. Строительство было начато в 1817 г., а в 1821 г. церковь была освящена архимандритом Новгородского Юрьевского монастыря Фотием и была сделана приходскою для жителей всех деревень, принадлежащих Державиной, Дымно, Залозье, Антушево и Званка. Приход назывался Званка или Воскресенско-Тож, о чем свидетельствует церковная печать, оттиск которой хранится в Новгородском архиве. На содержание Званской церкви и священника при ней Дарья Алексеевна еще при жизни внесла капитал в 50 тысяч, а также выделила на содержание Никольской церкви 5 тысяч. Как писал А. Ваучский, храм отличался изящной архитектурой и художественной живописью (особенно хороша икона, изображающая Воскресение Христово).

http://sobory.ru/article/?object=37796

Иеросхимонах Иероним (1765–1847) Старец Иероним (в миру Иерофей Лукин) принял монашество в 1799 году в Новгородском Хутынском монастыре. В 1808 году отец Иероним был рукоположен в иеромонаха в Московском Новоспасском монастыре, после чего был поставлен на служение при Московском Синодальном доме. Во время Отечественной войны 1812 года, перед оставлением Москвы, отец Иероним вывозил патриаршую ризницу. Спасая церквовные сокровища, он растерял все свое имущество... После окончания войны отец Иероним перешел в Черноморскую Николаевскую пустынь Екатеринославской епархии, а чрез четыре года – в Новгородскую епархию, в которой и начинал свой монашеский путь. Он был близко знаком с иеромонахом Фотием (Спасским) , в ту пору законоучителем кадетского корпуса в Санкт-Петербурге. Отец Фотий резко выступал против господствовавших в то время в дворянском обществе мистических учений, или, как он сам писал, «против масонов, иллюминатов, методистов, Лабзина, Сионского Вестника и прочих». Через своих учеников и почитателей отец Фотий собирал разнообразную информацию о деятельности масонских лож и о различных мистических изданиях. Он составил список из множества мистических и масонских книг, которые он поделил на «бесовские», «еретические и антихристианские», «революционные» и «масонские». Такие книги тогда наводнили Россию... Отец Фотий был убежден, что сам император Александр I попал под влияние масонов, которые окружали его. Отец Иероним, узнав от отца Фотия о распространении масонства, решился донести об этом правительству. Но за это донесение он был арестован, помещен в Петропавловскую крепость, в которой находился несколько лет, пока в 1830 году не последовал указ о переводе его под строгий надзор в Соловецкую обитель. Отец Иероним со слезами услышал указ о переводе из Петропавловского каземата. «О чем ты плачешь?» – спросил комендант. «Поверьте, – отвечал отец Иероним, – я не нашел лучше сего места для иноческого подвига». В Соловецком монастыре отец Иероним был помещен в Анзерском скиту. Старец не получил образования, но чтение духовных книг, беседы со старцами, с которыми приходилось ему встречаться на жизненном пути, сделали его мудрым, проницательным. Он имел увлекательный дар слова и редкую силу убедительности; советы его были полезны для боримых помыслами и смущаемым совестью. Наставления его, основанные на опыте, были истинным врачевством духовным.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Конференция, посвященная 140- летию Синодального перевода Библии 4 октября 2016 г. 17:20 Митрополит Иларион: За разными текстам, на разных языках, в разных переводах Евангелия стоит единая Благая весть В этом году исполняется 140 лет Синодальному переводу Библии и 60 лет со дня возобновления ее издания в нашей стране (1956 г.). Этим датам была посвящена конференция в Общественной палате РФ. В рамках конференции состоялась также презентация книги «Современная библеистика и предание Церкви. Материалы VII Международной богословской конференции Русской Православной Церкви», подготовленное кафедрой библеистики Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. свв.Кирилла и Мефодия под редакцией митрополита Волоколамского Илариона. Открывая мероприятие митрополит Волоколамский Иларион отметил, что необходимость перевода Ветхого и Нового Завета на разговорный русский язык стала очевидной в связи со сложностью их чтения на церковно-славянском языке.  «К началу XIX века разрыв между церковно-славянским и языком повседневного общения увеличивается настолько, что славянские тексты становятся малопонятны. Многие представители аристократии, в частности, император Александр I или Пушкин читали Библию на французском,- отметил митрополит Иларион. - На русском Библии не было, а славянский был труден для понимания. Уже к концу XVIII века перевод писания на русский язык стал в повестку дня. И в 1794 году было издано подготовленное архиепископом Мефодием (Смирновым) Послание к Римлянам святого Апостола Павла с толкованием. Параллельно со славянским текстом там был дан русский перевод. Это был первый перевод текста на русский язык». Перевод основных текстов Библии начинается, когда 6 декабря 1812 года Александр I утвердил доклад князя А.Н.Голицына, сторонника библейского просвещения о целесообразности открытия Санкт-Петербургского библейского общества. Руководство переводом осуществлял вице-президент Российского библейского общества и ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии архимандрит Филарет (Дроздов). В 1819 году Общество выпустило в свет русский перевод четырех Евангелий, в 1821 — полный текст Нового Завета и 1822 - русский перевод Псалтири. К 1824 году был   напечатан русский перевод Пятикнижия с книгам Иисуса Навина, Судей и Руфи. Однако весь тираж в 9 тыс. экземпляров был сожжен на кирпичном заводе Александро-Невской Лавры. Причиной стали дворцовые интриги, инициированные графом А.А. Аракчеевым и архимандритом Фотием (Спасским), котрые привели к отставке князя Голицина в мае 1824 года. «Новый президент РБО митрополит Серафим (Глаголевский) употребил все усилия, чтобы перевод Библии на русский язык был остановлен, а РБО прекратило работу. 12 апреля 1826 г. под влиянием графа А. А. Аракчеева и его единомышленников император Николай I своим указом приостановил деятельность Общества «впредь до Высочайшего соизволения»,- отметил докладчик.

http://e-vestnik.ru/church/140_let_herev...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУСЛИЦКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Церковь в честь Преображения Господня в Гуслицком Спасо-Преображенском мон-ре. 2-я пол. XIX в. Фотография. 2006 г. Церковь в честь Преображения Господня в Гуслицком Спасо-Преображенском мон-ре. 2-я пол. XIX в. Фотография. 2006 г. (Балашихинской епархии Московской митрополии), находится в г. Куровское Орехово-Зуевского р-на Московской обл., на берегу р. Нерской. Основан в 1858 г. по инициативе митр. Московского свт. Филарета (Дроздова) иером. Парфением (Агеевым) . Источником по истории Г. м. является составленное в обители анонимное «Сказание о начале и настоящем положении... Гуслицкого монастыря» (М., 1863). По местному преданию, зафиксированному в «Сказании...», в нач. XV в. в волости Гуслица митр. Московским свт. Фотием была построена деревянная Спасская ц. В 1410 г. свт. Фотий 40 дней скрывался в Гуслицкой вол. от преследования татар. При переправе через р. Нерскую митр. Фотий стал тонуть, но чудесным образом избежал гибели, велел срубить на берегу реки храм, назвав его Спас на Нерской. Согласно Писцовым книгам Приказа Большого дворца 1631-1633 гг., Преображенская ц. «была уничтожена, но когда и по какому случаю - неизвестно», а церковная земля сдавалась в оброк. В 1677 г. на этой земле неким свящ. Григорием была построена новая деревянная церковь, в XVIII в. она горела и отстраивалась вновь. С кон. XVII в. в глухих лесах Гуслицы селились староверы, к сер. XIX в. здесь был один из крупнейших центров старообрядчества, в основном Белокриницкой иерархии,- Гуслицу называли «старообрядческой Палестиной». Находившийся среди старообрядческих селений Спасский храм почти не имел прихожан, при нем в 2 избах жили священник, дьячок и сторож, отставной солдат. В церкви хранилась почитаемая старообрядцами икона Нерукотворного образа Спасителя, обретенная, по преданию, в кон. XVII в. во мху (возможно, с этого времени храм именовался Спас на Мошеве). Со святыней совершались регулярные крестные ходы по окрестностям, что, вероятно, и было основным источником дохода беднейшего прихода.

http://pravenc.ru/text/168424.html

культуры и распространению Библии на польск. языке, созданию школ с обучением польск. грамоте. В авг.-нояб. 1819 г. Г. временно управлял Мин-вом внутренних дел. Вопреки позиции имп. Александра I, связанного договорами Свящ. союза, призывал поддержать единоверных греков, начавших революцию в 1821 г. Деятельности Г. противостояла оппозиция, возглавляемая С.-Петербургским митр. Серафимом (Глаголевским) , архим. Фотием (Спасским) , гр. А. А. Аракчеевым, А. С. Шишковым , М. Л. Магницким , Ф. П. Уваровым. Иерархи были недовольны подчинением Синода «двуединому» мин-ву, Г. обвинялся в крайнем либерализме, потворстве распространению атеизма и вольнодумства. Митр. Амвросий в 1818 г. подал имп. Александру I записку, в к-рой уличал Г. в «нерадении ко благу господствующей Церкви». Митр. Серафим жаловался на публикацию при содействии Г. несовместимых с Православием мистических брошюр. Наиболее резкой была позиция архим. Фотия, к-рый в 1824 г. предал князя анафеме (не имея на это права) за оскорбление Церкви и императора. С др. стороны, против Г. выдвигали обвинения в насаждении обскурантизма и разгроме ун-тов. После столкновения с архим. Фотием Г. подал прошение об увольнении. 15 мая 1824 г. имп. Александр I упразднил «двуединое» мин-во и уволил Г. с поста министра, функции обер-прокуратуры, департамента духовных дел иностранных исповеданий и Мин-ва народного просвещения были распределены по отдельным ведомствам. Президентом Российского библейского об-ва вместо Г. был назначен митр. Серафим, после чего с 1824 г. все издания об-ва были прекращены, а 12 апр. 1826 г. оно было закрыто. Г. сохранил звание статс-секретаря и должность управляющего Почтовым департаментом Мин-ва внутренних дел (последнюю занимал в 1819-1842) и не утратил расположения имп. Александра I, к-рый посвятил его в державшийся в строгом секрете план передачи престола вместо Константина Павловича Николаю Павловичу. С 1830 г. Г.- канцлер российских орденов, в 1839 г. временно председательствовал в Общем собрании Гос.

http://pravenc.ru/text/165261.html

Митрополит, ставя в пример Василию Дмитриевичу византийских императоров и русских князей из числа его предков, довольно резко упрекал великого князя в том, что он «Церковь Божию уничижил, насилствуя, взимая Но несмотря на указанные обстоятельства, равно, как и на то, что Фотий начал свою деятельность на Руси с контактов с Витовтом, он, вероятно, произвел на великого князя Василия и других князей Московского дома после прибытия в Москву вполне благоприятное впечатление. Подтверждением этому может служить следующий факт: 14 мая 1410 г. скончался знаменитый герой Куликовской битвы удельный князь Серпуховской и Боровский Владимир Андреевич Храбрый, по завещанию которого во владение митрополиту Фотию было передано подмосковное село Кудринское с прилежащими Вскоре между великим князем Василием и свт. Фотием установились не просто дружественные отношения: московский государь стал духовным чадом митрополита, о чем свидетельствует тот факт, что в своих посланиях Фотий именует Василия «сыном», наставляет и поучает О благожелательном отношении Василия Дмитриевича к Фотию говорят и обширные пожалования митрополичьей кафедре, сделанные московским государем: ростовская слобода митрополичьи села Андреевское и Мартемьяновское во Владимирском уезде. Митрополичьему нижегородскому Благовещенскому монастырю были пожалованы земли в Лыскове, Курмыше, Мещерске и Василий Дмитриевич и впоследствии всячески поддерживал Фотия. Скорее всего, именно при содействии митрополита Фотия Московский государь породнился с византийским императорским домом Палеологов: в 1414 г. в Константинополе был заключен брак между дочерью Василия Дмитриевича великой княжной Анной Васильевной и наследником императорского престола Иоанном Палеологом, который стал предпоследним императором ромеев под именем Иоанна Вскоре после своего приезда в Москву, в начале лета 1410 г., свт. Фотий совершил хиротонии новых епископов для епархий Северо-Восточной Руси. Архимандрит московского Спасского монастыря Сергий (Азаков) был поставлен епископом Рязанским и Муромским, а игумен ярославского Спасского монастыря Иоанн стал епископом Продолжением активного администрирования Фотия в церковной жизни Северо-Восточной Руси стала отправка им послания к светским и церковным властям Пскова, датированного 22 июня 1410 Послание содержит наставления по исправлению жизни духовенства и мирян.

http://sedmitza.ru/lib/text/4591481/

21 мая 1822 года в Лавре Фотий лично познакомился с Обер-прокурором Синода князем А.Н. Голицыным, который пригласил его в свой дом. После неоднократных свиданий с князем, во время которых архимандрит преподавал Голицыну «слово и дело Божие по три, по шести и по девяти часов в день», был назван князем «духовным учителем» и «златоустом». 5 июня 1822 года князь Голицын устроил Фотию свидание с Государем. Этому свиданию митрополит Серафим придавал особое значение: он благословил Фотия иконой Нерукотворенного Спаса. При входе во дворец Фотий крестил все входы и выходы, «помышляя, что тьмы здесь живут и действуют сил вражиих». Беседа с Государем велась в течение трех часов о вреде деятельности тайных обществ, о подготовке ими государственного переворота, и государь понял, к какой пропасти толкает страну их деятельность. Фотий доложил царю об «опасности, угрожающей Церкви со стороны её врагов, явных и тайных». После беседы Император 1-го (14) августа издал «Указ о уничтожении масонских лож и всяких тайных обществ на территории Российской империи», а высокопоставленных масонов отправил в отставку. Это была первая победа русской оппозиции. В день выхода указа Фотий получил из кабинета Его Величества наперсный крест и панагию с драгоценными украшениями. Влияние архимандрита Фотия на царя продолжалось и дальше. В августе того же, 1822 года, Фотий был назначен настоятелем первоклассного Юрьевского монастыря в Новгородской епархии. Рекомендуя его Синоду, митрополит Серафим выставлял на вид, что им исправлены в короткое время два монастыря без пособия со стороны казны, поэтому есть надежда, что им будет восстановлен и Юрьев монастырь. Перед отъездом он был приглашен к Императрице и в разговоре с ней коснулся, как он выразился, «до князя Голицына и прочих врагов веры, сынов беззакония». Полтора года, проведенные Фотием в Юрьевском монастыре, были временем, когда сильно укрепился его авторитет. Сочетая в себе качества монаха и одновременно политика, архимандрит боролся с тайными антирусскими силами и, водимый благодатью Божией и помощью нескольких православных мирян, победил тайных беззаконников. Когда в феврале 1824 года он снова появился в Петербурге, то 20 апреля был приглашен явиться в кабинет Государя тайно, с секретного входа и беседовал с ним 3 часа. «Бог любит Церковь нашу, Тебя – Царя и народ…, а потому открываю: можно весь план (составленный для свержения Самодержавия и уничтожения Православной Церкви) разрушить», - писал архимандрит Государю. Фотий был первым, кто отправлял царю послания, в которых обличалась неверная политика в религиозной сфере, которую Александр I проводил в течение почти всего своего царствования – и царь прислушался к архимандриту. После этого Фотий порвал всякие отношения с Голицыным, даже предал его анафеме, не стесняясь всем о том рассказывать.

http://ruskline.ru/analitika/2023/05/02/...

– И святые, Равноапостольные Кирилл и Мефодий на апостольское служение свое изошли, быв посланы на великое дело сие двумя властями верховными – Царем и Первосвятителем – сими главными орудиями воли Господней, коими Господь, Вседержитель Мира и Глава Церкви, приводит в исполнение благие намерения и начинания свои. «Иди философ, говорит Царь Константину (в иночестве Кириллу), посылая его на дело служения церкви, – тебе предлежит этот подвиг.» – Подобное призывание обращено потом и к брату Константина, Мефодию, подвизавшемуся, Господа ради, в глубине уединения; и это же призывание повторено и усугублено и первосвятителем церкви Константинопольской Фотием приснопамятным, благословившим послушных избранников, от самого Христа, на великое служение равноапостольское. – Посылаются на сие служение оба вместе, два брата – Кирилл и Мефодий. И – не мало достозамечательно, – как Промысл Божий приводит их, во всём, в точное согласие и сходство с Апостолами и другими великими избранниками своими, орудиями воли Его. Еще до вознесения своего, Господь Спаситель, посылая учеников по Иудее, как бы на приготовительное служение слову, – посылает их по двое ( Лк.10:1 ), по сказанию Евангелия. И, потом, когда св. Апостолы уже посланы были Господом в мир весь благовестити Евангелие всей твари, – видим – также, что Петр идет на дело служения слову благовестия с Марком, одним из четырех Евангелистов, – идет, конечно, не без Божией воли, ибо у них всё, – все дела, все их пути и шаги были под особенным управлением и водительством Господним. Видим, что Ап. Павел путешествует по вселенной, сея учение благовестия и насаждая церкви, с благочестивым Варнавою сопутником своим; – и это делается ими, по явной Божией воле, – по открытому вещанию самого Духа Святаго: рече Дух Святый (Собору верующих или учеников Христовых, во время их молитвы): отделите Ми Варнаву и Савла (прежнее имя Апостола Павла) на дело, на неже призвах их ( Деян.13:2 ). Так и сию двоицу Богоугодную, Кирилла и Мефодия, братий по плоти и духу, – не Сам ли Дух Святый, чрез царское и святительское призывание, отделил на служение равноапостольское? По истине, Он живущий в Церкви и ею, купно со Христом, управлявший и в ней всё благоустрояющий.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Spasskij...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010