424) Труды древнего монашества в деле распространения христ. веры между язычниками в Аравии, Палестине, Финикии и Сирии, ст. свящ. Симеона Вишнякова, Миссионер 1874, стр. 261, стр. 309. 425) Успехи христианства в Азии в IV веке, статья Н., Миссионер, 1874, стр. 205. 426) Послание митр. Феодосия (Бывальцева), 1464 г., новгородцам и псковичам о милостыне на искупление св. Гроба Господня от неверных, Акты Историч. 1841, т. I, стр. 127–129, 427) Послание патриарха иерус. Иоакима к Геронтию, митрополиту всея России (1480 года, июня, при князе Василии Васильевиче), Велик. Минея м. Макария, авг. 31, стр. 3037; Древн. Росс. Вивлиофика, ч. XIV, стр. 271–272, с пропусками и ошибками; полнее см. Акты Историч. 1841, т. 1, стр. 136–137. 428) Послание от патр. иерус. Иоакима к велик. князю Василию Васильевичу, прощательное все его грехи и клятвы, бывшие на нем, Опис. Рум. Муз., стр. 386; Древн. Росси. Вивлиоф. XIV, 272–273. 429) Германа, патр. иерус., две грамоты к Макарию, митр. Новгородскому (о вспоможении денежными припасами возобновляемой Церкви Гроба Господня, с исчислением посланных к нему подарков). Опис. Рум. Муз. 39, 44 . 430) Послание Германа, патриарха св. града Иерусалима преосв. Макарию, архиепископу Великого Новгорода и Пскова, (исчислены поминки или дары присланные), Рукоп. Царского, л. 235 об., стр. 575. 431) Грамота, посланная от государя и царя Федора Ивановича 1592 года к иерус. патриарху Софронию (с дарами, по поводу утверждения патриаршества в России), Древн. Росс. Вивлиоф. М. 1789, ч. XII, стр. 382. 432) Грамота, посланная в 1592 к иерус. патр. Софронию от слуги и конюшего боярина от Бориса Феодоровича (с дарами государя патриарху, Гробу Господню и Гробу Пресв. Богородицы и особыми дарами от всей семьи Годунова), Древн. Росс. Вивлиоф. М. 1784, ч. XII, с. 408. 433) Стязание, бывшее вкратце в Иерусалиме, при Софронии архиепископе, о вере христианской и законе еврейском, Рукоп. Царского, (стр. 168), л. 350; в Синод. библ., 700; Описан. рукоп. Рум. Муз., стр. 308, 732, Кормчая 233; хронограф 453.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кацеи (от чешского слова – кацати, брызгать водой) принадлежали к числу ручных ладониц. Там же, стр. 96. 429 Вольячное дело в вещах металлических было то же, что и отливное, литое. О металл. произв. в России Забелина, стр. 38. 433 В описи за 1690 г. сказано о ладонице: «весу по подписи 4 ф. 42 золотн.», следовательно, в то время старинные гривенки равняли фунтам. 437 В Юрьеве монастыре было в текущем столетии большое медное паникадило, приложенное царём Михаилом Феодоровичем, о 4-х ярусах, весом в 18 пуд; но оно передано в валдайский Иверский монастырь. Ист. Росс. Иерарх. Ч. VI, стр. 751. 438 В описи Антониева монастыря за 1696 год из двух паникадил, висевших над ракой пр. Антония, одно значится – «паникадило Римское о двунадцати перах, яйцо медное резное, кисть шёлковая с золотом и серебром». Описание одного паникадила пр. Антония помещено в Зап. Отд. Русск. и Слав. Арх. Т. I. Отд. IV, стр. 23 439 Подл. опись Хутынского монастыря л. 52. В той же описи другое большое паникадило значится не с орлом, а с крестом решётчатым и стоящими под ним людьми со службой. 440 Описание Корсунских врат Аделунга, стр. 93 и 208. О металл. производ. в России Забелина, стр. 28. Рисунок лампады корсунской приложен в Древн. Росс. Государства, стр. 77 под 46 и 47. 441 Древн. Росс. Госуд. Отд. I, стр. 77–79. Здесь предание о лампаде примиряется тем, что она, может быть, посвящена была Новгородом гробу св. благов. князя Владимира Ярославича, в Соф. соборе. 447 Один из рисунков подсвещника приложен в Древн, Рос. Гос. Т. V, стр. 63. В описи архиерейской ризницы в Соф. соборе за 1690 год описаны два подсвещника, названные лампадами: «лампада большая серебряная белая, колена гладкие; на верху блюдо и на средине яблоко и поддон досчаты; верхнее яблоко, что под блюдом, чеканное с каймою; на блюде свечник выймочной; весом по подписи 12 гриненок. Лампада серебряная ж, колена чешуйчатые; блюдо и три яблоки и поддон лосчаты на трёх яблоках 36 камений бирюзы да варовики; на блюде и на яблоках и на поддоне золочено; на поддоне подпись – имя Никона митрополита. Весом по подписи 9 гривенов». Рисунок с подсвещника Питиримова в Древн. Росс. Госуд. Отд. V.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

—35— 2) Чрез начальства духовных семинарий и училищ: В пользу студентов академии Руб. Коп. В пользу бывших воспитанников Руб. Коп. Волоколамского духовного училища – смотрителя Мих. Конст. Казанского Московской духовной Академии Московской дух. семинарии ректора Архим. Анастасия Починковского дух. учил. – смотрителя Дмит. Васил. Лаврова Тамбовской духовн. семин. – ректора Архим. Афанасия Уральского духовного училища – смотрителя Мих. Иван. Беляева Холмского дух. учил. – смотр. священ. Серг. Павл. Косминкова Холмской дух. семин. – ректора, архим. Евлогия 3) Единовременные пожертвования: 1) От Звенигородского Саввино-Сторожевского монастыря 2) От графа Сергия Владимировича Орлова-Давыдова на содержание одного студента 4) От пожизненных членов: От Епископа Волоколамского Арсения, Р. М. Д. А. От Архимандрита Евдокима И. М. Д. А. 1814 С небесе сшедый расстановка слов соотв. греч. в Рейм. и Ал. В век соотв. греч. Остр. Мар. Зогр. Ал. Сей хлеб расст. соотв. греч. у Ал ζσει древнегр. Рейм. живет, – вм. ζσεται. Слав. жив будет, – μου приб. Г и мн. мин. у Св. Кир. только в одном кодексе, но древнейшем (12 в. Барбер.). 1815 Убо Конст. и поздн. вм. же древн. Слово сие согл. древнегр. и древнесл. вм. поздн. греч. и слав: се слово Ал. Слушати древнесл. соотв. греч. ακоυειν вм. Ал. и поздн. послушати. 1817 Животворяй – св. Ал. вм. иже живет Гал. Асс. др. и живит Остр. Юр. др. или: живляет Мар. оживляет – поздн. – Ал. не успеет, Остр. Гал. Мар. др. от плоти несть пользы никоеяже, Юр.: успеха никоегоже. Примеч. Сир. син: «Дух есть (тот или то), что живит тело (sic.), но вы говорите: тело ничем не полезно». 1818 Глаголах – λελληκα древн. и автор. и Остр. Мар. Загр. вм. λαλ – др. и Гал, Мст. Ал.: глаголю. Есть – Ал. вм. суть др. 1821 Ал. из вас. Гал. и Ал. нецыи, др.: друзии, едини, етери. Ал. изначала – точно вм. исперва Остр. искони др. Вм. тепер. кии Ал. которыи, – древн.: кто. Ал: предаяй – соотв. чт. παραδιδος. Du нек. вм. древн.: хотяй предати – παραδσων – один и св. Кир. или μλλων παραδδναι и нек.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1277 Ср. олицетворение одного моря в виде женщины с распущенными волосами, также в слабых контурах на иконе того же собр. 121. 1279 Didron, Annales archéol., t. XX, p. 164 sq. Sommerard, Alb., 10-e sér., pl. XXXIII. Labarte, II, pl. CIV. Strzygowski, III, 2. Labarte, Récherches, p. 17. 1281 Древн. Росс. госуд., ч. VI, 30. Г. Стриговский напрасно относит к числу византийско-русских памятников новгородские корсунские врата (S. 29): они западного происхождения. Неверна также и их дата 1336 г. См. цит. соч. Аделунга. Суздальские врата автор отнес к XI в. (S. 21), между тем они едва ли древнее XIII-XIV вв. Сборн. Общ. древне-русск. иск., 1866 г., стр. 72. Опис. их в соч. иером. Иоасафа: Церковно-историч. опис. суздальских достопам., стр. 102 и след, Чугуев, 1857. 1282 Сборн. Общ. древне-русск. иск., 1866 г., табл. XVI-XVII. Крест, изд. Пачиоди см. у Крауза (R. Е., II, S. 843; fig. 490). 1283 Описание их: свящ. Богословский, Опис. музея новгор. земства. Д.И. Прозоровский, Опись музея Импер. русск. археол. общ., СПб, 1869. Д.П. Сонцов, Роспись древн. утвари, Москва, 1857. ЮД Филимонов, Опис. памятн. древн. музея Карабанова, табл. VI. Gori, Thesaur., III, p. 32. Древности Росс. госуд., отд. I, 33. Леопардов и Чернев, Сборн. снимков с предм. древн. табл. 4, 23, Киев, 1890. 1286 У Стриговского изображение это ошибочно отнесено к псалтирным иллюстрациям: VII, 7, cf., S. 34. Изд. Моск. худож. – промышл. музея, 1869: под 6 Января. 1290 На рис. Стриговского из Ев. Раввулы благословляющая десница Христа есть, по всей вероятности, ошибка. 1291 Относящиеся к иконографии Иоанна Предтечи сочинения указаны выше. Изображение явления ангела Захарии составлено под влиянием композиции благовещения, рождество Иоанна Предтечи по образцу рождества Христова. В иконографии встречаются нередко и другие эпизоды из истории Иоанна Предтечи: ангел отводит Иоанна Предтечу в пустыню для приготовления к проповеди о Христе ( Мф. 11:7 ; Лк. 1:80 ; ср. Niceph. hist. eccles. 1., I, с. XIV. Migne, t. CXLV, col. 676), причем он изображается чаще в виде дитяти (Ев. нац. библ. 74, л. 107; елисаветгр. Ев., мозаика Св. Марка в Венеции: Куглер, Руков. к истор. жив., стр. 179; сийское Ев., л. 50 и 887; икона в Предтеч. параклисе Афонопантел. мон. и др.); Иоанн Предтеча в пустыне, в черной власянице со свитком (гелат. Ев., л. 153; Ев. нац. библ. 914, л. 96); является на проповедь, иногда в сопровождении ангела, вестника слова Божия ( Лк. 3:2 . Ев. нац. библ. 74, л. 110); проповедует и крестит И. Х. и народ; подвергается заключению в темнице (ibid., л. 75 об., 111 об.) и претерпевает мученическую кончину (Ев. нац. библ. 74, л. 28 об., 75 об., гелат. Ев., л. 18; ср. наше опис. гел. Ев. и табл. IV, 2; Ев. нац. библ. 914; минолог. нац. библ. 1528, л. 197. Афоноивер. стеноп. Ср. R. de Fleury, I, pl. LIII. Западные изображения: Beissel, Taf. IX; франц. Библия нац. библ. 2, л. 406 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

„Чтен. в общ. ист. и древн. Росс.“. 1872 г. 3. 84 стр. – Кто такова была «девица редкой красоты» по своему происхождению, мнения исследователей расходятся. По мнению Надеждина («Сборник... » В. И. Кельсиева. III. 108 стр.) и Мельникова („Чтен. в общ. ист. и древн. Росс.“. 1672 г. 3. 68 стр. 30 примеч. и 89 стр. 32 примеч.) она есть не кто иная, как дочь известного первоскопленника Сафона Попова, бывшая в замужестве с лебедянским мещанином и потом с ним разошедшаяся; по мнению же Реутского она дочь лебедянского купца Николая Гонева и жена лебедянского мещанина Катасонова (Исслед. Реутского, 161 стр.). Чье мнение справедливее – трудно определить. «Девица редкой красоты» замечательная авантюристка в истории скопчества. Она первоначально жила в Москве в доме Колесникова. Принявши на себя двойное самозванство – религиозное и политическое, она приобрела обширную популярность и уважение в среде московских скопцов. Слух о ней достиг даже до Петербурга и Селиванов, всегда искавший и привлекавший к себе людей способных и искусных, решился вызвать ее в себе. Она действительно прибыла в Петербург и жила некоторое время при лжеискупителе. Однако, последний скоро принужден был раскаяться в своем поступке, так как девица эта, при редкой физической красоте, обладала значительным самолюбием, честолюбием и властолюбием, что уже прямо противно было характеру Селиванова. При том, последний находился даже в опасности потерять чрез нее влияние на окружающих. Поэтому он постарался удалить ее от себя и она после этого жила в доме Васильева до 1819 г. («Сборник... » В. И. Кельсиева. III. 108 стр.). Оставив Петербург, она, вероятно, прежде всего прибыла в Москву. Отсюда разъезжала она по рязанской губернии и в 1827 году была поймана в Раненбурге и посажена в острог под именем московской мещанки Елены Павловой („Чтен. в общ. ист. и древн. Росс.“. 1872 г. 3. 82 и 87–88 стр. показание Будылина). Ей, однако, скоро удалось убежать из острога и в 30-х годах она является действующею в Москве и в серпуховском уезде, но снова была поймана и посажена в Серпуховскую тюрьму под именем Ирины Николаевой, иначе Елены Павловой (там же, 107 и 112 стр.). Что стало с этой авантюристкой впоследствии – неизвестно. Если держаться мнения о происхождении ее Надеждина и Мельникова, то нужно допустить, что она последние дни жизни провела в доме моршанского мещанина Артема Познякова и умерла в глубокой старости (более 90 лет) обеспамятевшую старухою (исслед. Надеждина. «Сборник... » В. И. Кельсиева. III. 108 стр. 137 примеч.). Об этой «девице редкой красоты» упоминает Андреянов в своем донесении под именем Елены Савельевой („Чтен. в общ. ист. и древн. Росс.“. 1872 г. 3, 300 стр.) и архим. Досифей в своем сочинении «Открытие тайностей скопцов» под именем «непотребной девки» (там же, 1. 155–156 стр.).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sekty-hl...

Откуда взялась Тверская епархия? Изъяснение этой исторической притчи очень простое. Рязанская епархия, бывшая частью Черниговской, откуда взялась? Разумеется, от Черниговской и другие также. 12 Лета 6797 (1289) великий князь Михаил Ярославич тверской с матерью своей великой княгиней Оксиньей послал игумена Андрея монастыря общего Пречистыя Богородицы в Киев к Максиму митрополиту и поставлен бысть во епископы в Тверь. Бе же сей литвин родом, сын князя Ердаия литовского. Древн. Лет. С. 64. 15 В 1294 г. поставлен митрополитом Максимом в Суздаль и Нижний Новгород епископ Симеон. И он примирил Андрея Александровича владимирского и Даниила Александровича московского и Михаила тверского 1298 г. 16 Он (Андрей епископ) был с митрополитом Максимом в Новгороде для поставления там Новограду архиепископа Феоктиста. Древн. Лет. I, 78. 18 В лето 6831 преставися Андрей, прежде бысть епископ тверской в сем монастыре на Шеши, у святыя Богородицы, и на утрие владыка Варсонофий со священным собором принесоша его в Свят Спас, и певша над ним, положиша его в святыя Введения Богородицы малой церкви. Древн. Лет. I, 112. 19 Не он ли в 1312 году был посвящен в епископа Сарского на место Исмаила и не переведен ли в Тверь? В летописях: в 1315 г. Андрей епископ Тверской, оставил свой, и на его м есто поставлен Варсонофий, т.е. не переведен ли? 20 В 1330 году Варсонофием, епископом тверским венчан был в церкви св. Спаса князь Димитрий Михайлович, в Твери. Древн. Лет. I, 100. 22 В Троицк. Лет. 6385 (1377 г.) сказано, что Феодор поставлен митроп. Алексием, но это ошибка: митр. Алексий посвящен в этот сан не ранее 1354 года. Посвящение Феодора в епископа приписывает митрополиту Алексию и Древний Летописец, I, 315 26 Житие св. Арсения, как известно из портфелей Археографической Экспедиции (см. Журн. Мин. Народн. Просвещ. 1834 r. Ч. I. С. 152), сочинено было еще в половине XVI столетия неизвестным автором. 28 См. Прибавл. о митроп. Герасиме. В каталоге российских митрополитов сказано, что правоверные россияне литовские, считая Григория нацистом, на место его выбрали Герасима. Вот известие современное, найденное Карамзиным в Псков. Лет. Синодальном: «В лето 6941 (1433) Смоленский вдадыка Герасим иде к Царю граду, и патриарх постави его митрополитом».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/t...

Тот же историк упоминает об обычае иудеев принимать на себя издержки по содержанию Назореев, исполнявших обет очищения, чтобы таким образом иметь участие в заслугах их обета, и что особенно наблюдали этот обычай (Древн., 19:6,1) больные или находившиеся в опасности. Апостолу Павлу советуют сделать то же ( Деян.21:24 ). Книга Деяний говорит, что первосвященник Каиафа принадлежал к секте саддукейской ( Деян.5:37 ). Флавий подтверждает такое показание (Древн., 20:9,1). В Афинах апостол Павел нашёл жертвенник неведомому Богу ( Деян.17:23 ), αγνστω Φεω. О таких богах, или памятниках неведомым богам упоминают Диоген Лаэрций, Павзаний, Филострат. Между другими подробностями нужно указать на то, что Ирод (Агриппа) называется царём ( Деян.12:1 ). Это имя, по свидетельству Флавия (Древн., 18:6.11), он действительно получил от Императора Калигулы и носил его последние 4 года своего правления. Смерть его описана в Деяниях апостольских (12:23), и описание это разительно сходно с описанием Флавия (Древн., 19:8.2). Множество других указаний, подтверждаемых иудейскими и языческими писателями, ведут нас к убеждению в подлинности книги Деяний. При сем нельзя не указать на то обстоятельство, что книга Деяний, занимаясь сначала апостолом Петром, потом перейдя к апостолу Павлу, оканчивает свой рассказ на том именно месте и времени, где писатель вымышленных событий никогда не остановился бы, то есть на приходе апостола Павла в Рим. Подложному писателю естественнее всего было распространиться в этом случае о герое своего рассказа и показать его подвиги в столице мира. Но правдивый писатель умолкает по той, вероятно, причине, что сам был заключён в темницу и лишился свободы. Существование подложных Деяний апостольских, о которых так часто упоминают древние Отцы и Соборы, служит некоторым образом доказательством существования истинных. Повод к написанию Поводом к написанию книги, как видно из первых слов её, было без сомнения то же, что заставило Евангелиста Луку написать своё Евангелие, то есть желание писателя оставить державному Феофилу утверждение в преподанном ему учении веры или, как выражается сам Евангелист, дать ему второе слово – продолжение того, что было им писано в Евангелии, – и, может быть, намерение Евангелиста довести историю христианства до того времени и места, когда и где сам Феофил (по всей вероятности римлянин) мог быть очевидцем и свидетелем жизни и проповеди апостола.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

976. Николаевский – Белый в Неревском конце, мужской, ныне приписная церковь к Зверину монаст. в Новгороде, на Софийской стороне, в самой ограде Зверина м-ря. О нем в летописи имеются следующие известия: Под 6673 (1165) год. «архиеп. Иоанн ходил со кресты по Загородской стороне, около Деревяного города, и у чудотв. Николы Белого, на Софийской стороне, в Неревском конце, обедню служил, и велел игумену Антонию общину сотворити в том монастыре». Под 6820 (1312) год. «владыка Давыд заложи церковь камену, в Неревьском конци, на своем дворищи, во имя св. отца Николы». В следующем 1313 г. «священа бысть церкы каменая св. Николы, в Неревьском конци, юже созда архиеп. Давыд и створи в неи вседеньную службу, и черньци совкупи». В 1521 г. «постави игумен Илья Цветной, во свое имя, св. Илью, на сенех, в Николине монастыре». В 1552 г. «архиепископ ходил со кресты по Загородской стороны, около города Деревяного и у чудотв. Николы у Белого в Неревском концы обедню служил; и велел Антонию Изящному общину заседати в Николине в монастыре, а тот монастырь был разно, промеж себя братья хлеб ели в кельях». В 1572 г. «ездил в монастырь к чудотв. Николи к Билому, в Неревской конец, служить обидни, при игумени Серапионе». В 1673 г. игумены его поставлены выше протопов Софийского собора. В 1685 г. по учреждении в нем больницы приписан к архиер. дому. В 1764 г. упразднен с припискою к Зверину мон., где до сих пор находится древняя икона во имя Иоакима и Анны, бывшая храмовою в приделе Николаевского мон. Оставшаяся церковь существует с XII ст. “Ист. Росс. Иер.», III, 473; Толстой, “Свят. и древн. Вел. Новгор.», 87; Макарий, “Археол. опис. церков. древн. Новгор.», I, 144, 201, 559; II, 104, 114, 115; Неволин, “Пятины, в Зап. И. Р. Геогр. Общ.», VIII, прилож. VI, 141; “Новгор. сборн.», IV, Отд. 6, 9; “Ист. разгов. о древн. В. Новг.», 81; “Новгор губ. в.», 1851 г., 43 (указат. свят. и древн. Новгор.); Строев, “Спис. иер. и наст.», 105, 40; “Акты истор.», IV, 232 (Указ 1673 г. о степенях игуменов); V, 214 (Ц.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Афанасий), 80 (архим. Пахомий был на коронации ц. Феодора Алексеев. в 1676 г.); 1775 г., VIII, 376 (архим. Павел подписался под грам., данною в 1614 г. кн. Дм. Тимоф. Трубецкому); 1789 г., XI, 243 (архим. Иосиф, с 1642 г. патриарх Москов.), 244 (архим. Мисаил, с 1667 г. еписк. Коломен.), 329 (церкви в м-ре); 1791 г., XVII, 134 (архим. Савва, с 1544 г. еписк. Крутицкий), 392 (духовная около 1500 г. кн. Ив. Юрьев. Голицына), 449 (соборное деяние 1681 г. об уничтож. местничества; подписался архим. Гавриил); XIX, 380 (надписи, находящиеся в м-ре); “Продолж. древ. Вивлиоф.”, 1788 г., III, 170 (духовн. 1472 г. кн. Юрия Вас.; а на Симоново к пречистой даю свое село Велино и здеревн.); IV, 97 (духовн. 1486 г. кн. Мих. Андр. Верейского; отказано село Богоявленское), 236 (духовн. 1504 г. кн. Ив. Бор. Волоцкого; на Симоново 10 руб.); 1789 г., V, 11, 13 (межев. грам. 1504 г.; упоминаются дер. Окишева Ваталинского села и сельцо Андомское), 100 (поручн. запись 1506 г. кн. Конст. Ив. Острожского; архим. Варлаам), 106 (духовн. около 1509 г. Дм. Ив. Углицкого), 135 (поручн. запись 1522 г. кн. Вас. Вас. Шуйского; архим. Герасим), 151 (духовн. 1513 г. кн. Фед. Борис. Волоцкого; к Пречистой на Симоново 10 руб.), 203 (поручн. запись 1531 г. кн. Фед. Мих. Мстиславского; архим. Филофей); 1790 г., VI, 13 (поручи. запись 1547 г. кн. Ив. Ив. Пронского; архим. Трифон), 46 (поручн. запись 1561 г. кн. Вас. Мих. Глинского; архим. Филофей), 89 (поручн. зап. 1562 г. кн. Ив. Дм. Бельского, архим. Филофей), 158 (поручн. зап. 1565 г. бояр. Ив. Петр. Яковлева; архим. Феоктист), 260 (поруч. зап. 1566 г. кн. Мих. Ив. Воротынского; архим. Феоктист); 1791 г., VII, 3 (архим. Феоктист в 1566 г. подписал приговорн. грам. о походе войною на Польшу), 67 (поручн. запись 1571 Ив. Фед. Мстиславского; архим. Иов), 144 (приговорн. грам. 1580 г. о монаст. вотчинах; архим. Гермоген), 160 (о том же грам. 1584 г.; архим. Иосиф); “Переписн. книги Москвы”, I, 5 (в 1626 г. м-рь имел подворье в Кремле); “Русск. истор. Библиот.”, I, 203, 232 (памятн.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

1455 А король Гунтрамн повелел Баддону... как мы говорили выше... – явиться к нему... – См. кн. VIII, гл. 44. Из этой главы видно, что Баддон был только арестован, а не отправлен в изгнание. 1456 Если Фредегонда с помощью достойных мужей признает его невиновным... – По германскому праву, через очистительную клятву в присутствии соприсяжников. 1459 Жена Вилиульфа в третий раз вышла замуж, теперь за сына герцога Бепполена. – См. кн. VIII, гл.42. 1462 ...который, как мы упоминали выше, был отстранен от должности герцога. – См. кн. VI, гл. 4. Здесь говорится лишь о том, что Урсион и Бертефред, первые люди при короле Хильдеберте, угрожая расправиться с герцогом Лупом, вынудили его удалиться к королю Гунтрамну. Видимо, в преследовании герцога Лупа повинен и епископ Эгидий, поддерживавший Урсиона и Бертефреда. 1463 ...созвал епископов своей веры... – Т. е. арианского вероисповедания. См. прим. 2 к кн. I и прим.139 к kh.II. 1465 ...еретики привели те доводы, которые, как мы уже не однажды писали... – См. кн. V. гл. 43; кн. VI, гл. 40. Григорий подробно излагает свои прения с арианами по поводу Символа веры в христианстве. См. прим. 139 к кн. II. 1466 Епископы нашей веры – привели те доводы, которыми, как мы показали в предыдущих книгах... – См. кн. V, гл. 43; кн. VI, гл. 40, в которых Григорий защищает догматы вселенской (католической) церкви о единосущности Троицы. См. прим. 139 к кн. II. 1470 ...арианской ереси... – Т. е. арианского вероисповедания. См. прим. 2 к кн. I и прим. 139 к кн. II. 1471 ...как рассказывает историограф Евсевий – О нем см. прим. 7 к кн. I. О кончине Ария упоминается в «Истории Церкви» Руфина (III, 13/PL. T. 21), переводчика и продолжателя «Церковной истории» Евсевия на латинском языке. 1477 ...эти города принадлежат сыновьям короля Хлотаря... – Хлотаря I. Имеются в виду города Нант и Ренн. 1479 Распря между жителями Тура, которая, как мы говорили выше, уже было окончилась... – См. кн. VII, гл. 47. 1480 ...родственников Храмнезинда... – Имеются в виду отец Храмнезинда Авнон, брат и его дядя Эберульф. См. кн. VII, гл. 47.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010