С. Р Лет I. 188: , всех умудряя телесными и «духовными беседами; часто 6о чтяше книги с прилежанием и творяше все по писанному " 20 Он хвалился Поликарпу, что «может сказать ему полезное от всех книг» (Памятн. XII века, CXXVIII) 28 Правосл. Собесед. 1858, 7, с 253 Монах Кирилл, мон. Гурий Тушин переписал два обширных сборника житий «Нилова потружения» (Изв. Ак. Наук по П отд. 1897, I, 78–80) 33 Татищев, Ист. Рос. II, 105, 138, 144, 181, 280; III, 220, 238–239, 416 и 446, пр. 601–602 Показания Татищева принимают. Бутков (Обор. лет. Нест, 165); Соловьев (Ист. Рос, Ш, 88–89, IV, 272); Н. А. Лавровский (О древн. рус. училищах, Харьк. 1854, с. 19–50); М.И. Сухомлинов, О языкозн. в древн. Рос. (Уч. Зап. Ак II. по II отд, 1, 216–229). См. наше замечание (Оп. рус. историогр., II, 1433–1434) 34 Правосл. Собесед 1858, 4, с. 503 и др. Подробнее см наш Оп. рус. историогр., I, 731–749; II, 1120–1126 (здесь и дальнейшая их судьба). 35 Правосл. Собес. 1859, 1 (Соловец. библ, 31). Подробное описание рукописей, поступивших в Казан. дух. акад., составл. Порфирьевым, 3 вып. Каз 1881–1898. 38 Житие Феодосия в Уч. Зап. Ак. Н., II отд., вып. II, 148 (также в Чтен. Общ. истории и древн. и в изд. В.Яковлева) 40 Сказ Рус. нар. Сахарова II, 53, 54. Некоторые считают это известие позднейшим (Соболевский, Юж. слав, влияние, 11). Другие вполне принимают (Срезневский, Макарий, Филарет). В защиту писал Муретов (Богосл. Вести 1898 г. 1, 2) 41 Опис. рукоп. Синод. библ. I, 221–227; Срезневский, Древн. памятн., 52, 212, 250, 379, Опис. рукоп. Рум. музея, 516–517; Строев, Библ. Словарь, 11, 13, 400, 415; Акты историч. I, 8; Макарий, IV, 270–271, Соболевский, Перевод литер. 6–10, 24–31, список книг, писан русскими в Константинополе (см.приложение 2-е) 42 Прибавл. к Твор. св. отц., год VI, кн. 1. О сношениях рус. мон. с Афон. обит., 130, Чтен. Моск. Общ. ист. г. I, 4, О Пантелеймон. мон., 12; Г.А.Ильинский, Знач. Афона в истории славян. письмен. (Ж. М. Н. Пр. 1908, 11, 41) 43 Прав. Собес. 1859 г., 12, 378 Христ.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

м-рю; строитель Леонтий 1693 г.). 1135. Росткин – Ивановский или Иоанно – Предтечевский и неправильно Константино – Еленовский с Росткины улицы, женский, совсем уничтоженный, в Новгороде, на Софийской стороне, на Забаевской улице, называвшейся Росткиною, недалеко от нынешней церкви св. Феодора Стратилата. Есть указание, что он уже существовал в XII ст.; под 6687 г. (1179 г. по Р. Хр.) в Новгород. летописи говорится: «Того же лета преставися раба Божия Елисава, игумения святого Иоанна, и поставиша на месте ее Фегнию». Но несомненно, он уже существовал в 1396 г., когда «сгоре церковь св. Иоанн, в Росткине монастыре, и иконы и книги сгореша“. Затем он был возобновлен, именно: в 1406 г. поставлена была церковь «Рождество святого Иоанна Предтеча в Росткине монастыре». В 1547 г. «погоре весь монастырь Рождество Иоанна Предтечи, да у Иоанна святого маковица огорела да и плеча, а креста с церкви с каменной не сняли, сгорел, да трапеза новая сгорела Три Святители». «В 1555 г. монастырь на Роскине улице выгорел весь черницкой Рождество Иоанна Крестителя». В 1764 г. он упразднен и инокини переведены в Сырков мон. В ризнице нынешней церкви св. Феодора Стратилата от Росткина монаст. сохранились: крест сребропозлащенный с мощами и надписью: «лета 7199 (1691) года марта Росткина монастыря», и водосвятная медная чаша, сделанная в 1681 г. на память по игуменьи Марфы схимницы и ее родителях. Оставшаяся, по упразднении монастыря, камен. церковь во имя Иоанна Предтечи за ветхостью разобрана в 1848 г. “Полн. Собр. лет.», III, 17, 97, 103, 152, 158, 252; IV, 94, 109, 141; “Ист. Росс. Иер.», 310; V, 717; Ратшин, 393; Толстой, “Свят. и древн. Вел. Новгр.», 93, 238 в примеч.; Макарий, “Археол. опис. церковн. древн. Новгр.», I, 154, 195, 287, 610; II, 118, 182, 243; “Новгор. сборн.», Отд. 6, 70; “Олонец. губ. вед.», 1850 г., 35 (список с писцовых книг 1628–1629 г. о вотчинах сего монастыря); “Ист. разгов. о древн. В. Новгр.», 82; Строев, “Спис. иер. и наст.», 105, 39; “Акты Археогр. Эксп.», III, 145 (Ц. гр. 1623 г. о сборе денег на постр. мостов); “Акты истор.», I, 142 (Ж. гр. 1543 г. Георгиев. церкви в Юсковичах); “Новгород. писцов. кн., 1500 г.», III, 791, 792, 795 (здесь назван Коистантинооленовским м-рем с Росткиной улицы; о таковом м-ре не упоминается в летописях, а на Росткиной улице существовал единственно Иоанновский); Макарий, “Ист. Р. Ц.», III, 77 (делая ссылку на Летоп., III, 17, говорит, что находился на Софийской стороне, в Неровском конце, но в Летописи место не указано, а в “Ист. Росс. Иер.», на которую тоже сделана ссылка, описан два раза и под именем Иоанно-Претечева, IV, 310, и под именем Росткина Ивановского, V, 717); Калачов, “Акты юрид. быта древн. Росс.», II, 185, 139 (Судное дело 1595 г. Первушки Просолова с игум. Мариею о владении землею), 385, 148 (Купчая 1612 г. на келью).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

1152 См. «Чин действия, каким образом совершилась священнейшее коронование Его Императорского Величества, Благочестивейшаго Государя Императора Александра Николаевича, Самодержца Всероссийского, по церковному чиноположению». Спб., 1856 г. Историч. Вестник к 1896 г. Свящ. В. Жмакина – О чине коронования; Церковн. Вести. 1896 г., 19–20: Чин священного коронования. 1153 У Е. Барсова : Древн. рус. памяти, венчания царей. Им. Общ. Ист. и древн. 1883. кн. 1. У Катаева: «О священ. венчании и помазании Царей». Спб. 1847 г., стр. 54, у Ив. Крылова: «Ист. опис. коронаций княз. и царей росс.». М., 1858 г. 1154 Апостол и Евангелие те же, кои читаются при особом молебном пении в дни коронации и восшествия государя императора на престол. 1155 Для коронования (венчания) императора Петра I с братом его Иоанном изготовлены были новые венцы, взамен и по образу шапки Мономаховой, которая, впрочем, как священная древность выносилась и после всегда при короновании, в числе прочих царских принадлежностей. Нынешняя большая императорская корона, стоящая более 3-х миллионов руб. серебр., сделана при Императоре Павле I («О священном венчании и помазании царей на царство», соч. Катаева. Спб., 1847 г., стр. 86). 1156 Обычай приобщать священному коронованию и миропомазанию императриц был издавна в Греции. В России же, собственно, начался с императрицы Екатерины II, которая, как сказано в манифесте императора Петра I была ему великой помощницей и во многих воинских действиях, отложа немощь женскую, волею с ним присутствовала, и елико возможно вспомогала, а наипаче в Прутской баталии с Турки, почитай отчаянном времени, как мужески, а не женски поступала (Полн. Собр. Зак., τ. VII, 4366). 1157 Этот сосуд есть небольшая сердоликовая чаша с поддоном, украшенная эмалью, и с крышкой, на коей -- финифтяный змей, связанный узлом, как символ мудрости и здравия. Чаша почитается за упоминаемую в летописях и грамотах сердоликовую Августову крабийцу, или крабию, которую вместе с царскою утварью прислал Мономаху Алексей Комнин и которую завещал большему сыну своему. Великие князя, начиная с Иоанна Иоанновича (Древн. Росс. Библиофика, I, 67, 107, 151; Карамаз. История Государ. Росс., VI, пр. 221; Памятники Моск. древности, Ив. Снегирева. Москва, 1842–45 гг., стр. 37. См. там и рисунок чаши. Достопамятн. Москов. Кремля, Александра Вельтм. Москва, 1843 г., стр. 26) Древн. Росс. Госуд. Отд. 1, стр. 67).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ДАНИИЛОВИЧ (кон. 70-х или нач. 80-х гг. XIII в.- 21.11.1325), кн. московский (1303-1325), вел. кн. владимирский (1317-1322), старший сын блгв. кн. московского Даниила Александровича . Впервые в источниках упоминается в 1297 г. в связи с женитьбой на ростовской княжне. Весной 1303 г. Г. Д. находился в Переяславле Залесском, в кон. 1302 г. занятом кн. Даниилом Александровичем, к-рый изгнал из города наместников владимирского вел. кн. Андрея Александровича; по-видимому, предполагалось, что Г. Д. при жизни отца займет переяславский стол. Соперничество за Переяславль-Залесское княжество было частью давней борьбы, к-рую с кн. Даниилом вел его старший брат вел. кн. Андрей Городецкий. Правитель Твери св. кн. Михаил Ярославич , двоюродный брат и бывш. союзник Даниила Александровича, в первые годы XIV в. перешел на сторону кн. Андрея. После кончины кн. Даниила (5 марта 1303) московский стол занял Г. Д. Сыновья Даниила Александровича, не имевшие в это время сильных союзников, ожидали возвращения из Орды вел. кн. Андрея, ездившего туда за ярлыком на переяславль-залесское княжение. Этим попытались воспользоваться смоленские князья, чтобы вернуть Можайск, вероятно незадолго до этого отошедший к владениям Даниила. Однако Г. Д. с братьями выступил в поход, занял Можайск и захватил в плен Святослава Глебовича - брата смоленского князя. Осенью 1303 г. вел. кн. Андрей Александрович вернулся из Орды и в спорном Переяславле состоялся княжеский съезд. Согласно оглашенному на нем решению хана Тохты, Переяславль остался за Даниловичами, но, по-видимому, с условием, что после смерти вел. князя он отойдет его преемнику. Вел. кн. Георгий Даниилович. Гравюра. 1819 г. (РГБ) Вел. кн. Георгий Даниилович. Гравюра. 1819 г. (РГБ) 27 июля следующего года вел. кн. Андрей Александрович скончался. Старшим среди князей Сев.-Вост. Руси стал св. Михаил Тверской - сын блгв. кн. Ярослава Ярославича , одного из младших братьев блгв.

http://pravenc.ru/text/164459.html

299 . – О Московском Никольском греческом монастыре (Сведения за первые 30 лет, 1647–1676 гг.). Там же, кн. II, стр. 1–5. 300 . – Сказка дмитровца о ссоре Васильевского попа Евдокима с тяглецом Конюшенной слободы Ив. Остудою. 1687 г. ноябрь. Там же, кн. II, стр. 5. 301 . – Отписка гор. Дмитрова архим. Симеона патриарху Адриану с жалобой на соборных попа и дьякона о бесчестье. 1697 г. Там же, кн. II, стр. 5–7. 302 . – О бывшей в Москве на Воздвиженке церкви св. Димитрия Селунского. Там же, кн. II, стр. 7–16. 303 . – Грамота вел. кн. Василия Васильевича в Аргуново по жалобе игумена Войновского монастыря на сборы с монастырских людей. Там же, кн. II, стр. 16. 304 . – Житие преп. Иосифа Волоколамского, составленное «неизвестным». По двум рукописям собрания П. А. Овчинникова. Там же, кн. III, стр. 1–48. 305 . – Из актов собрания Н. Ф. Самарина (13 Там же, кн. III, стр. 1–17. 306 . – Собственноручная памятная записка царя Алексея Михаиловича. Там же, кн. III, стр. 17–18. 307 . – К истории Коломенской епархии. Сообщил М. Руднев. (Напечатано под наблюдением С. А. Б.). Там же, кн. IV, стр. 13–52. 308 . – К вопросу о месяцеслове канонизованных русских святых. Архим. Никодим. (Напечатано под наблюдением С. А. Б.). Там же, кн. IV, стр. 53–57. 309 . – К вопросу о церковно-народном почитании святых русских Москвы и Владимира. Архим. Никодим. (Напечатано под наблюдением С. А. Б.). Там же, кн. IV, стр. 57–62. 310 . – Графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская, как ревнительница христианского просвещения инородцев – чуваш. Свящ. А. Иванов . (Напечатано под наблюдением С. А. Б.). Там же, кн. IV, стр. 62–67. 311 . – О поручной записи по подьячем Новгородского митрополита раскольнике Прокофьеве. Там же, кн. IV, стр. 68. 312 . – Протоколы заседаний Императорского Общества Истории и Древностей Российских за 1901 и 1902 гг. Там же, кн. II, стр. 1–36. 313 – 316 . – Напечатаны под его наблюдением: Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских за 1903 г. кн. I–IV. «Императорская Академия Наук, желая выразить своё глубокое уважение к учёным заслугам в области русской литературы избрала в свои Члены-Корреспонденты» (1903 г.) 1904 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

В браке с кн. Васильком Константиновичем у М. М. родилось 2 сына: ростовский кн. Борис Василькович (24 июля 1231 - 16 сент. 1277) и ростовский и белозерский св. блгв. кн. Глеб Васильевич (2.05.1236 (или 1237) - 13 дек. 1278). В 1238 г. новый Владимирский св. блгв. вел. кн. Ярослав (Феодор) Всеволодович закрепил за ними права на Ростовское княжество, включавшее помимо Ростова города Белоозеро, Гледен и Устюг. Поскольку княжичи были еще малолетними, то опеку над ними осуществляли М., св. блгв. вел. кн. Ярослав Всеволодович, угличский св. блгв. кн. Владимир (Димитрий) Константинович и еп. Кирилл II. В 1244 и 1246 гг. вместе с ближайшими родственниками кн. Борис Василькович посещал Орду, где получил от царевича Батыя ярлык на Ростовское княжение. По-видимому, в 40-х гг. XIII в. М. М. еще поддерживала связи с Черниговом. Осенью 1246 г. ее старший сын сопровождал в Орду своего деда Черниговского св. блг. вел. кн. Михаила Всеволодовича, где стал свидетелем его мученической кончины. В 1248 г. с целью укрепить связи с Киевским и Новгородским св. блгв. вел. кн. Александром Ярославичем Невским и его младшим братом Владимирским вел. кн. Андреем Ярославичем М. М. женила своего сына ростовского кн. Бориса Васильковича на кнж. Марии (нач. 30-х гг. XIII в.- 1297), дочери муромского кн. Ярослава Юрьевича († после 1248). По матери невестка М. М. являлась двоюродной сестрой детей св. блгв. вел. кн. Ярослава Всеволодовича от 2-го брака. Венчание молодых состоялось в ростовском Успенском соборе ( Кузьмин А. В. Генеалогия муромских князей в XIII - сер. XIV вв.: факты и гипотезы//Уваровские чт., VIII: Древнерус. города: история и судьбы: Мат-лы Всерос. науч. конф. Владимир, 2012. С. 164-168). В 1249 г. в Орду к царевичу Сартаку, наследнику Батыя, был отправлен младший сын М. М.- Глеб Василькович, который оттуда проследовал в Монголию. В 1251 г. он вернулся на Русь с ярлыком на Белозерское княжение. Е. В. Плешанов необоснованно приписывает М. М. участие в заключении брака между Владимирским вел. кн. Андреем Ярославичем и дочерью Галицкого вел. кн. Даниила Романовича , не принимая в расчет их близкое родство по жен. линии ( Плешанов. 2003. С. 115). Придерживаясь ордынской политики св. блгв. вел. кн. Александра Ярославича Невского, М. М. добилась того, что в мае 1252 г. владения ее семьи не были разграблены ратью монг. нойона Неврюя, внука Бурундая, с войсками которого на р. Сить 4 марта 1238 г. сражался ее покойный муж.

http://pravenc.ru/text/2562150.html

Помяни Господи князей младенец: Георгия, Андрея, Ивана. Помяни Господи княгинь младенец: Анну, Евдокию, Анастасию, Фетинию, Аксению, Евфимию, Ирину, Марию, Василиссу. Помяни Господи князей младенец: Наума, Ивана, Прова, княгинь младенец: Ульяну, Аксению, Анну, Евфросинию. Род Дмитрия Китаева. Помяни Господи: Василия, (жена его) Евпраксию, (сын его) Димитрия, (жена его) Аксению. Помяни Господи князя Александра (Черкасской) младенца княжну (дочь его) Парасковию. Помяни Господи инока князя Василия, князя Феодора (Алабышев), кн. Михаила (Репнин), кн. Георгия (Гепнин), кн. Андрея (Стригин), кн. Ивана (Бельский), кн. Димитрия (Немой). Род князя Михаила Глинскаго. Помяни Господи кн. Лазаря, (сын его) младенца кн. Петра, кн. Василия (Глинской). Род Льва Салтыкова. Помяни Господи: инока Леванида, (жена его) Анну, (сына его) Михаила, (сына его) Василия, (дочерь его) Генадию, Якова (Салтыкова), (жену его) Анну, (дочерь его) Марию. Помяни Господи кн. Петра, Ивана, Ивана, кн. Василия во иноцех Варлаама (Серебрякова), (жену его) кн. Аксению во инокинях Евпраксию, (сына его) кн. Бориса, кн. Петра (Серебрякова), Даниила (Романов), кн. Алексея, Василия. Помяни Господи князя Владимира, (жену его) кн. Агрипину, (сына его) кн. Василия, инока Сергия, ин. Иосифа, Якова, Ивана, Ирину, Агрипину, Елену. Помяни Господи архимандритов: Якима, Максима. Помяни Господи иереев: Симеона, Павла, Феофана, Давида, Герасима. Помяни Господи инока Иону, Алексея; инокини: Евфросинию, Агрипину, Татьяну, Улиту. Иноков: Даниила, Петра, Алексея, Деомида; инокинь: Марфу, Ирину, Агрипину, Варвару, Марину, Анисию (Павла Губастаго), инокиню Маремьяну, Татьяну; иноков: Георгия, Артемия (Савина), Василия (Баба), Бориса, Петра (Губастой), Георгия, Феодора (Лобанщика), Марью, Андрея, Василия, Никиту, (жену его) Феодору, Димитрия, Ивана, Иосифа, Петра (Петеля), Максима, Илию, Давида (Голодной) Григория, Исаия (меньшей), (сын его) Бориса, Пантелеймона (Фомина), Афанасия, инока Боголепа (Перепечин), инока Козьму (Баграков), Самоила, Артемия (Гневаш), Стефана, инока Давида, инока Захарии (Чертов), Мартирия (Чертов), инока Романа (Басалаев), Ивана (Сыдавной), (сына его) Василия, Наума (Суетин), Ульяну, Василия, Никиту, Никиту, Василия (Часовников), Петра, Ивана, Феодора, Ананию, Михаила, Ивана (Донской). Евфимию (сваю), Анну, Исаия (Губа), Аксению, Евфимию, Прокопия, Парасковию, Пелагию, Ивана, Макария, Георгия (Донской), Бориса, (заяд), Василия, Михаила, Олеферия Феодора (Максимов), Ананию (Пятой), Ирину, Александру, Ферапонта (Фара), Григория (Голодной) Михаила, млад. Ивана, млад. Григория, млад. Василиссу, Петра, Ивана, Феодора, инока Евфимия, Ивана, (Сахаров), Ивана, Феодора, Олеферия (Перепечин), Василия (Гомтюков), Симеона, Ивана инока. Онуфрия, Ивана, Аникия, Алексея, Симеона, Симеона (водовоз), Дея, Льва (Рылов), Петра, Ивана, Ивана (Рылов), Священноинока Варлаама, Ивана (Шемякина), Федора, Василия, Гавриила, Григория (Зыков).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

«Сие же необычное действо нецы, дивящеся, в зазор полагаху». Степ. кн. 1. 217 Степ. кн. 1. 32, 217 Стрыйковский именно говорит, хотя неизвестно, на каком основании, что «przyszli do Kijowa trzej archimendritowie cerncy, ludzie uczeni z Greciej i podnie?sli ko?sci dwu xi¹¿¹t... [в Киев явились три архимандрита-чернеца, ученые мужи из Греции, и подняли [из могилы] кости двух князей...» (польск.)] (Kronik. 1. 163. Warszaw., 1845 См.: Карф. Соб. прав. 26 в новоизд. Книге правил а разные толкования на означенные слова апостола — у Калмета в его коммент. на Св. Писание. Cfr. Bingham. Orig. ecclesiast. Lib. XI. C. 4. § 3, 4 М. Евген. Оп. К.-Соф. соб. С. 42–43 Фундукл. Обозр. Киева. С. 37–39 М. Евген. о древн., найденных в Киеве. Труд. Общ. ист. и древн. росс. 3. Кн. 1. С. 153–160 Снес.: ЖМНП. 1836. Ч. 12. Отд. 2. С. 275–278 ЖМНП. Там же. С. 269 Фундукл. Обозр. Киева. С. 31 и 51 В 1066 г. полоцкий князь Всеслав, взяв Новгород, и колоколы съима у св. Софие, говорит древняя Новгородская летопись, и понекадила съима (Собр. р. лет. 3. 2 Фундукл. Обозр. Киева. С. 38–41 ЖМНП. Ч. 41. Отд. 7, о киев. фреск. XI в. Общ. ист. и древн. росс. 3. Кн. 1. С. 154 О Константинопольском патриархе — Balsamon. Ad Marcum Patriarch. Alexandrin. resp. XXXVII... В одной из Кормчих XVI в., переписанной с Кормчей 1286 г., находится церковный устав Владимиров, где, как мы видели (прим. 13), великий князь говорит: «И прославих Бога, яко сподоби мя прияти таковую благодать преосв. митрополитом Михаилом, и взях его первого митрополита от патриарха и от всего Собора почтенаго лампадою и саком, яко втораго патриарха» (Опис. Рум. муз. С. 310; снес.: 312, 313 Впрочем, и сам патриарх даже в XII в. облачался в саккос только три раза в год: на Пасху, Пятидесятницу и Рождество Христово, как свидетельствует современник Валсамона Димитрий Хоматинский, архиепископ Болгарский (слова его приводятся apud Meursium in Glossario Graeco-barbaro, sub voce: Фундукл. Обозр. Киева. С. 27–29 П. собр. р. лет. 1. 65, 85 и др. Опис.

http://sedmitza.ru/lib/text/435792/

сожжен поляками. Журавлев, “Пут. по Ярослав. губ.”, 183, 201; Крылов, “Ист. стат. обозр. Яросл. епар.”, 40; “Яросл. губ. в.”, 1855 г., 8 (Междоусобия кн. Рус­ских, в примеч.).      1792. Николаевский – Глинский, мужской, совсем уничтоженный, Новго­родской губ., недалеко от Новгорода, к северу от него. По описи 1615 г. в нем значилась камен. церковь св. Ни­колая. “Ист. Росс. Иер.”, III, 696; Макарий, “Археолог. опис. церковн. древн.”, I, 653; “Новгор. Сборн.”, IV, Отд. 6, 24; “Ист. разгов. о древн. В. Новгр.”, 85. 1793 . Николаевский на Голыневе, в Голпнах или на Холынье, женский, ныне село Холынье, Нов­городской губ. и уезда, Бронницкой во­лости, в 25 вер. к юго-вост. от Нов­города, на лев. берегу р. Мсты. Суще­ствовал в XVI ст. и в 1577–89 г. игуменья его с сестрами получала руги по 1 руб. 2 алт. 4 деньги. О нем упо­минается также в росписи монастырей 1615 г., произведенной после опусто­шения Новгорода шведами. “Ист. Росс. Иер.”, V, 201; “Ист. разгов. о древн. В. Новг.”, 81; “Новгор. сборн.”, IV, Отд. 6, 56; “Памят. кн. Новгор. губ. на 1858 г.”, прилож., 86; Макарий, “И. Р. Ц.”, VII, 31; “Временник Общ. ист.”, 1856 г., смесь, 38 (запись о ружн. церк. и м-рях.). 1794 . Николаевский – Городищенский на Шоше, мужской, ныне село Городище Никольское или Апра­ксино, Тверской губ. и уезда, в 44 вер. к юго-зап. от Твери, при р. Шоше. В писцовых книгах XVI ст., при описа­нии владений Вел. кн. Семиона Бекбула- товича в Никулинском уез., значится: «Село Городище, на р. на Шоше, а в селе монастырек особный, а в монастыре церк. Никола чудотв., древян, верх шатров, да теплая церк. муч. Христ. Парасковиея, обе ветхи, а на монастыре келья игуменская, да келья пономарская, да 12 келей, а в них 5 старцев». Да­лее упоминается игумен Савватий. Кала­чов, “Писцов. кн. XVI ст.”, I, Отд. 2, 341. 1795 . Николаевский, что на Го­родище, мужской, ныне кладбищенская церковь при селе Изборске, Псковской губ. и уезда. Он еще в 1584 г. был приписан к Псково-Печерскому мон. “Псково-Печер. мон.”, 46; изд.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

18. Никифор в 1555 г. был на поставлении Гурия, Архиепископа Казанского. Никон, летоп. ч. 7, стр. 23 и 232. 19. Галактион упоминается в 1561 г. в Июле, и 1562 г. Апреле. Продолжен. Древн. Росс. Вивлиоф. VII, 6, и Собрание Госуд. гр. I. стр. 46 и 89. 20. Афанасий II, духовник Царя Иоанна Васильевича, бывший Протопопом Благовещенского собора, В. Карпинским и сочинителем Истории Росс. Иерархии, изд. I, полагается в числе Настоятелей Новоспасских согласно с Каталогом Киевских Митрополитов, где сказано, что он хиротонисан на Российскую Митрополию 1564 года из Архимандритов монастыря Спаса на Новом, и потом оставя свой престол, уединился в этом монастыре 59 . Но перед посвящением Афанасия в Митрополиты на Новом был Архимандритом Галактион, 8 Апреля, 1565 года, посвящённый им в Епископа Крутицкого. Псковский и Александро-Невский летописцы 60 свидетельствуют нам, что Афанасий хиротонисан прямо из Чудовских монахов и за немощию велиею, оставив Митрополию, сшёл в монастырь к Михайлову чуду на своё постриженье. Это самое показывает, что Афанасий бывший только два года иноком, едва ли принадлежит к числу Настоятелей Новоспасского монастыря. Сам сочинитель иерархии во 2-м издании противоречит первому. Во 2 тетр. Памятн. Моск. Древн. И. Снегирева указано с вероятностью место погребения Афанасия в Успенском соборе. 21. Антоний I упоминается 1565, в Марте; 1566 г. в Апреле и Июле. Продолж. Древн. Росс.· Вивлиоф. ч. 6, стр. 158, 262 и ч. 7, стр. 39. 22. Вассиан II из игуменов Костр. Ипатьевского монастыря, 1572 г. присутствовал на соборе между Митрополиею о четвёртом браке Царя Ивана Васильевича, в 1575 г. Февраля 14 хиротонисан в Архиепископа Казанского, и того же года Мая 21 скончался. 23. Иов в 1575 г. переведён из Архимандритов Симонова монастыря, в 1581 г. Января 15 был на соборе об уложении Судебника; и в том же году хиротонисан в Епископа Коломенского; наконец был Патриархом Всероссийским. Скончался в Старице, 1607 г. Марта 8 дня. 24. Иоаким в 1581 г. а 1589, Июля 20, был на Соборе. Продолж. Древн. Рос. Вивлиоф. ч. 7, стр. 171.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010