Так чего же мы хотим — такой работы, которая была бы совместима с христианским деланием, приносила бы пользу людям, или такой, которая давала бы нам средства к существованию на том уровне достатка, который мы считаем для себя необходимым? И тот и другой путь для христианина возможен, лишь бы во втором случае не приходилось участвовать в делах недостойных или криминальных. Но этот выбор определяет наше поведение. Допустим, человек, на котором лежит обязанность содержать семью, работает ведущим сотрудником крупной фирмы, — вряд ли его работодатели будут счастливы, обнаружив, что он на рабочем месте погружается в чтение “Добротолюбия”; библиотекарше же это не противопоказано. Означает ли это, что низкооплачиваемые работники спасутся скорее и надежнее, чем те, которые получают за свой труд достаточное вознаграждение? — Вовсе нет, потому что путь один: смирение, но проявления этого смирения могут быть разными. Правда, жизнь показывает, что притча о лепте вдовицы (Мк 12:41–44; Лк 21:1–4) продолжает быть актуальной и в наши дни, равно как и утверждение о том, что трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие (Мк 10:23; Лк 18:24). Но Евангелие — книга мужества и бодрости, и не случайно оно дает нам примеры покаяния мытарей, то есть сотрудников налоговой полиции (ср., напр. Лк 18:10–14; 19:2–9 и многочисленные упоминания), и говорит о покаянии у креста Христова не только разбойника, но и центуриона, распоряжавшегося казнью (Лк 23:40–43,47). Заметим, что при этом в притчах не говорится о покаявшихся фарисеях, потому что главная беда фарисеев именно в том, что они считают себя праведными и не видят предмета покаяния — своего греха. Однако в самой Евангельской истории раскаявшиеся фарисеи встречаются: Никодим (Ин 3:1; 7:41–52), апостол Павел (Деян 23:6; 26:5; Флп 3:5). В синедрионе Апостолов защищал уважаемый народом ученый фарисей Гамалиил (Деян 5:33–39), учитель апостола Павла. Очевидно, фарисеями были и праведный Иосиф из Аримафеи (см. Мк 15:43; Лк 23:50), и начальник синагоги, дочь которого воскресил Спаситель (Мф 9:18–26).

http://pravmir.ru/stupeni/

Таким образом, когда Богочеловек проповедал Евангелие спасения, вера в Воскресение мертвых была общим убеждением Иудеев, так что Марфа уже могла сказать воскрешающему мертвых Господу о своем брате Лазаре: «Знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день» ( Ин.11:24 ) нынешнего века, после чего наступит жизнь в славе и вечности. Исключение составляли только саддукеи и, разумеется, язычники. Поэтому, когда Апостолы проповедовали воскресение мертвых, они натолкнулись на сопротивление этих людей. Святой Павел встретил не только иронию афинских философов, которые назвали его «суесловом», но и подобное же отношение со стороны правителей Феликса и Агриппы ( Деян.4:2; 17:18–32; 24:21; 26:8 ). 997 Господь всегда был ясен в Своей божественной проповеди и не оставлял никакого сомнения в Воскресении мертвых. Он сказал пораженным иудеям, что грядет час, в который все умершие и находящиеся в могиле услышат глас Сына Божьего, повелевающий им воскреснуть, и тогда все выйдут из могил. И те, кто прожил на земле согласно святой воле Божьей, воскреснут, чтобы насладиться вечной и блаженной жизнью; те же, кто прожил во грехе, воскреснут, чтобы быть судимыми и осужденными ( Ин.5:28–29 ). Тот факт, что именно тело и есть то, что будет воскрешено «в последний день», удостоверяется и следующим: везде, где Господь говорит о воскресении мертвых, Он имеет в виду воскресение тел. Кроме того, и славное Воскресение Самого Господа было воскресением пресвятого Его тела. Великая и важная истина Общего Воскресения была принята богодухновенными Апостолами, которые разнесли ее во все концы вселенной. Божественный Павел утверждает, что мы становимся едины со Христом в крещении, которое есть подобие Его смерти; естественным следствием этого является то, что мы будем соединены с Ним и в Воскресении Его ( Рим.6:5 ), ибо оно – предвестник и нашего собственного воскресения. Он писал: «...Мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» ( Рим.8:23 ), окончательного и славного явления усыновления, которое обозначает избавление нашего тела от тления. Коринфянам он сообщал, что когда прозвучит не постижимая для нашего разумения труба Ангела, то мертвые воскреснут нетленными ( 1Кор.15:52 ; Фес.4:16–17). И добавлял: «Ибо знаем, что когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный» ( 2Кор.5:1 ), наше новое, нетленное тело. Ибо Господь и Спаситель наш во время Общего Воскресения даст новый, славный образ нашему уничиженному и униженному телу, которое сейчас тленно и подвластно страданиям и болезням ( Флп.3:20–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

Это оправдание жизни, понимаемой в высочайшем значении слова Ин.14:6; 17:3 , началось с того, что «Слово плоть бысть» Ин.1:14 , т.е., что Господь Иисус Христос «сшел с небес, воплотился и вочеловечился нашего ради спасения» 18 . Совершилось великое таинство! Пять тысяч лет находившееся в отчуждении от Бога, падшее и греховное, подверженное тяжким последствиям греха и проклятия, исстрадавшееся и по страдании делавшееся данником тления и смерти, человечество дождалось, наконец, обетованного Мессии – Примирителя между Собою и Богом Быт.49:10 . «Камень нерукосечный, краеугольный, Христос Мф.21:42 , совокупил разстоящаяся естества» Ирм. гл. 4, п. 9. Совокупил, соединил их в Своей Ипостаси, и, не преставая быть истинным человеком, поставил человеческое естество в служебное отношение к Божественной Своей природе. В новом Адаме исполнилось беспрекословное послушание Его Богу Отцу, осуществилась та добродетель, по неимению которой ветхий Адам был изгнан из рая Рим.5:19 . Во всей Своей жизни и, особенно, в крестных страданиях Господь проявил беспримерную преданность и послушание Отчей воле Евр.5:7–9 . Человеческая природа в Лиде Христа Спасителя служила послушнейшим орудием Божественной воли, в такой степени, что узы смерти не могли уже удержать погребенного «во гробе плотски», и Он воскрес Деян.2:24 , как победитель ада и смерти, сделавшись «источником нашего воскресения» 1Кор.15:22.55 . «Темже и Бог Его превознесе, и дарова Ему имя, еже паче всякаго имене, да о имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних» Флп.2:9.10 . Чрез Боговоплощение чувственная материя и греховное человечество стали в служебное отношение к Духу Божию Рим.6:22 ; 1Кор.12:6. 11 . «Чрез то, что Бог – Слово облекся в наше естество», пишет св. И. Златоуст 19 , «человеку вся сотворенная сила соделалась служебною». В лице воплотившегося Бога-Слова и в единении с Ним человечество опять начало жить истинною жизнью. Но как нам приобщиться этой жизни? Как мы, потомки ветхого Адама, можем сделаться чадами нового? «Еда может» человек «второе внити во утробу матери своея и родитися» Ин.3:4 ? Так возникает вопрос о наилучшем способе, посредством которого Господь делает нас причастниками истинной жизни, носителем которой для нас явился Сам Он, воплотившийся, пострадавший, воскресший и вознесшийся па небо.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

«Но во всяцем дерзновении, якоже всегда, и ныне возвеличится Христос в теле моем, аще животом, аще ли смертию». Сказал: «возвеличится», то есть окажется, кто Он, явным соделается величие силы Его. Говорит же: «Избегну ли опасности смертной или подвергнусь смерти, одинаково будет явлено могущество Владыки Христа. Ибо, если преодолею опасности, все удивятся Исхитившему меня из таких многих сетей; а если буду предан смерти, изумит всех сила проповеди , заставляющая проповедников презирать смерть». Флп.1:21 .  Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение. «Мне бо еже жити, Христос, и еже умрети, приобретение есть». Мне полезно то и другое, и жизнь, и смерть, потому что и жизнь украшаю Христовыми законами, и смерть за Христа приемлю с удовольствием. Флп.1:22 .  Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Флп.1:23 .  Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, по­тому что это несравненно лучше. Флп.1:24 .  А оставаться во плоти нужнее для вас. «Аще же, еже жити ми телом, сие плод дела: и что изволю, не вем. Обдержимь же есмь от обою, желание имый разрешитися и со Христом быти, много паче лучше: а еже пребывати во плоти, нужнейше есть вас ради». Желаю себе и жизни, чтобы оказать пользу вам, и смерти, чтобы мне быть со Христом. Посему выбор для меня затруднителен, потому что знаю и пользу жизни, и неизреченную приятность освобождения от здешней жизни. Удивления же достойно в божественном Апостоле, что ради спасения людей он предпочитал эту жизнь с ее трудами и опасностями. Флп.1:25 .  И я верно знаю, что останусь и пребуду со всеми вами для вашего успеха и радости в вере. Флп.1:26 .  Дабы похвала ваша во Христе Иисусе умножилась через меня, при моем вторичном к вам пришествии. «И сие известне вем, яко буду и спребуду вам всем в ваш успех и радость веры, яко да похвала ваша избыточествует о Христе Иисусе во мне, моим пришествием паки к вам». Знаю, что избегну предстоящей опасности, чтобы снова доставить вам обильную пользу и радость, как достигшим желаемого. И предречение сие исполнилось: ибо, во-первых, избежал он ярости Нерона, что дал видеть в посланиях к блаженному Тимофею. Говорит же так: «В первый мой ответ никтоже бысть со мною, но вси мя оставиша: да не вменится им. Господь же мне предста, и укрепи мя: и избавлен бых от уст львов» ( 2Тим. 4, 16–17 ). И история Деяний извещает нас, что в первое пребывание жил он в Риме два лета сам по себе «своею мздою» ( Деян. 28, 30 ). Оттуда же отправившись в Испанию и там пронеся Божественное Евангелие, возвратился в Рим и тогда усечен во главу. Так пересказав о себе, обращает слово к наставлению.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Объясн. Этими словами пророка осуждается то обделанное дерево (обточенный столп), которое для религиозных целей употребляемое было язычниками: ст.2, т.е. осуждаются идолы, но этим осуждается не всякое религиозное употребление обделанного столпа, например, не осуждается употребление придорожных и намогильных крестов, что уже достаточно видно из религиозного употребления обделанного столпа («знамя») Моисеем: Чис.21:8–9 ; ср. Евр.13:13 . Крест не везде разумеется в переносном смысле Мф.10:38 ; ср. Мф.16:24 . «И кто не берёт креста своего и следует за Мной, тот недостоин Меня». Объясн. Если здесь слово «крест» употреблено в переносном смысле, то отсюда не следует, что и в других местах оно употребляется так же, а не в собственном: Ин.19:17–19 ; Мф.27:32 ; Евр.13:13 . Мк.8:34 . «И подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мной, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мной». Объясн. Действительно, здесь слово «крест» употреблено в смысле страданий, но из других мест Писания: Ин.19:16–19 ; Мф.27:32 – можно видеть, что Симон Киринеянин и Сам Иисус Христос несли на себе древо Креста, да и враги Христа об этом свидетельствуют: Мф.27:40 . Это древо послужило орудием нашего спасения: 1Пет.2:24 ; и пренебрегать им могут только «погибающие»: 1Кор.1:18 , и враги Креста: Флп.3:18 . Лк.14:27 . «И кто не несёт креста своего и идёт за Мной, не может быть Моим учеником». Объясн. Здесь разумеется крест духовный – терпение и страдание, но из этого не следует, чтобы слово «крест» и в других местах употреблялось в том же переносном смысле, а не в собственном: Мф.27:40 ; Лк.23:26 . Одно воззрение на крест с верой избавляет от погибели: Ин.3:14–15 . Деян.2:35 ; ср. Пс.109:1 . «Доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих». Объясн. Под подножием не везде разумеется земля, но и дерево: Деян.5:30 ; Флп.2:8–9 ; о прославлении подножия – земли, ничего не сказано; прославление же древесного подножия ясно указано – «прославлю»: Ис.60:13 . Здесь говорится о том подножии, которое попрало врагов Божиих: Мф.22:44 ; Деян.2:35 , т.е. именно Крест Христов назван здесь подножием: Еф.2:16 ; Евр.10:12–13:13:13–15 ; Мф.27:32 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

В половом общении блудник и блудница образуют одно тело (σμα) 1Кор.6:16 : «или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело (ν σμα) с нею?» Ибо два тела, из которых каждое имеет в себе свой собственный принцип, вступают здесь в теснейшее общение, вполне подчиняются новой общей цели и принципу. Однако чаще всего Ап. Павел употребляет слово «σμα» о теле отдельного человека, и в этом смысле понятие по преимуществу имеет психологическую важность. Но мы должны остерегаться отожествления слова «σμα» (если не прибавлено пояснения) с видимым телом человека в настоящей земной жизни. И в загробной, небесной жизни человек будет облечен в тело – «тело духовное» (σμα πνευματικν) 1Кор.15:44 или «тело славы» (σμα τς δξης) Флп.3:21 , в противоположность настоящему земному телу – «телу плоти» (σμα τς σαρκς) Кол.2:11 , – «телу душевному» (σμα ψυχικν) 1Кор.15:44 , – «телу смирения» (σμα τς ταπεινσεως) Флп.3:21 . Смерть есть выход из тела 2Кор.5:8 : «желаем лучше выйти (переселиться) из тела (κ το σματος), и при воскресении получает человек небесное тело. Теперь спрашивается, это воскресшее тело будет ли тожественным с настоящим земным телом человека иди нет? Многое как бы говорит за нетожество. Так, прежде всего это видно из классического места 1Кор.15:35–37 , где Ап. Павел на интересующей нас здесь вопрос: «как воскреснут мертвые и в каком теле (σματι) придут?» ясно и отчетливо учит при посредстве сравнения с семенем, что воскресшее тело будет другим сравнительно с телом, которое предается земле для истления: «что сеешь, не тело (σμα) будущее сеешь» (ст. 37), «Бог дает ему тело (σμα), как хочет» (ст. 38). Стебель, вырастающий из гроба земли, есть другое тело (σμα) сравнительно с телом семени, которое полагается в землю. Это кратко и ясно высказано в ст. 44: «сеется тело (σμα) душевное, востает тело духовное; есть тело (σμα) душевное и есть тело духовное». Ясность этого места может затемняться только искусственным толкованием. Ап. Павел здесь очень далек от того, чтобы рассматривать настоящее тело и тело загробное, как тожественные. Если Ап. Павел восклицает в Рим.7:24 : «кто избавить меня от сего тела смерти» (κ το σματος το ϑαντου τοτου), то он молчаливо предполагает, что имеющее быть данным ему, им ожидаемое, новое тело, будет другим – другого высшего качества. Еще яснее земное тело, как тело иное, противопоставляется небесному в 2Кор.5:1 : «знаем, что когда земной наш дом разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный». Из дома земного тела мы переходим в другой дом – в небесное тело; земное и небесное тело – не одно и тоже.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/psih...

Первым творческим действием Божиим в произведении вселенной было сотворение неба и земли. Но что должно разуметь под небом и землею в бытописании? Словами небо и земля, вместе взятыми, обыкновенно обозначается в ветхозаветном Писании понятие о мире, вселенной, т. е. земля и воздушные пространства со всеми видимыми и невидимыми небесными телами (напр. Быт.2:1 ; Втор.4:19, 30 ; Неем.9:6 ; Пс.101:26–27 и др.), для которого в еврейском языке не существует особого слова. Но так как видимое небо и все украшение его, равно и земля со всеми населяющими ее существами, по указанию бытописания, произошли позднее, то, следовательно, под небом и землею – начальными произведениями Творца, нельзя разуметь ни надземный, – звездный мир, ни земной шар, нашу планету. Дальнейшее описание первоначального состояние земли показывает, что под «землею» бытописатель разумел не землю в собственном смысле, а находившееся первоначально в состоянии смешанности и неустроенности вещество, из которого последовало дальнейшее мирообразование. Но что должно разуметь под небом? Слова «небо, небеса», кроме значение космического – (т. е. употребление оных в Писании для обозначения неба атмосферического и астрономического), имеют в ветхом завете еще значение символическое, переносное. Под небом нередко разумеется в Писании мир горний, вышечувственный ( 2Кор.12:2 ), место пребывания Бога ( Пс.67:34; 113:24 : 3Цар.8:27, 30 ; Мф.6:9 ; Ин.6:38 ; Деян.1:11 ; Евр.8:1 ; Откр.4:2 и др.), ангелов ( Пс.148:1–2 ; Мф.18:10; 24:36 ; Еф.1:20 и др.), называемых воинством небесным ( 3Цар.22:19–21 ; Пс.148:2 ; Иов.25:3; 15:15 ; Лк.2:13 ; Откр.19:14 и др.) и святых Божиих ( 4Цар.2:11 ; Мф.6:20; 19:21 , Евр.10:31 ; Флп.3:20 ; 1Пет.1:4 и др.). Есть мнение, что в переносном смысле употреблено слово «небо» и в начал кн. Бытия, именно, под небом разумеют здесь небо небес ( 3Цар.8:27, 30, 39 ), или мир невидимый, ангельский, созданный прежде мира видимого. При этом предполагается, что из безвидной и неустроенной земли, вследствие творческого действия Божия, произошла не только наша планета, со всеми своими существами, но и все прочие мировые тела.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

От недостатка пищи и питья, соединенного со скорбями душевными является оскудение жизненных соков и сухость во всем составе телесном в особенности же в полости рта и горла, язык тогда высыхает и втягивается внутрь, как бы прилипает к гортани, что и выражено словами: язык мой прильпе гортани моему. Словами в персть смерти свел мя еси – ясно указывается на то, что Христос Спаситель, ради спасения всего рода человеческого, не только жестокие муки и страдания претерпел, но и умер за нас и был погребен, предан земле, сведен в персть земную, куда обычно и низводятся все умершие. Пс.21:17–18 Яко обыдоша мя пси мнози, сонм лукавых одержаша мя: ископаша руце мои и нозе мои. Исчетоша вся кости моя: тии же смотриша и презреша мя. Тех же врагов своих, которых выше (ст. 13) называет тельцами и юнцами тучными, пророк, в лице того же Страждущего Спасителя, именует здесь псами. Последним наименованием, т.е. псами, современные Христу иудеи называли язычников, и Сам Он в речах Своих, сообразуясь часто с понятиями и воззрениями окружающего Его народа, название псов прилагал к язычникам ( Мф.15:26 ). А впоследствии это название перенесено и на еретиков, лживых пророков и самозванных апостолов ( Флп.3:2:2 ; Кор.11:13) , и вообще на неверующих иудеев ( Лк.20:20 ), которые, подобно псам, нападали на Господа Иисуса, чтобы обольстить и оклеветать Его словом. А сонмом лукавых названы здесь правители и вожди народа иудейского ( Мк.15:1 ), которые на собраниях своих совещались о том, как бы обольстить Иисуса, осудить Его на смерть и предать Пилату, чего они вполне и достигли. Добившись от великого правителя утверждения смертного приговора, враги Христа – этот сонм лукавых – распяли Его на кресте, к которому пригвоздили Его руки и ноги, причем измученное и истомленное тело Божественного Страдальца до такой степени было утончено, что все кости в нем обнаружились и представлялась полная возможность сосчитать их. Это и выражено словами настоящего псалма: ископаша руце мои и нозе мои, исчетоша вся кости моя. Сами распинатели Господа и большая часть присутствующих при совершении распятия смотрели злобно и с пренебрежением к распятому Иисусу: тии же смотриша и презреша мя. Пс.21:19 Разделиша ризы моя себе, и о одежди моей меташа жребий. Ни на ком другом с буквальною точностью не исполнились эти слова псалмопевца, как только на Иисусе Христе, когда, по распятии Его на кресте, воины взяли одежды Его и разделили между собою на четыре части, а о хитоне, или нижней рубашке Его, которая, по замечанию евангелиста, не сшита, а соткана была вся сверху донизу, они решили не раздирать его на части, а взять его тому, кому достанется по жребию. Что они и сделали, как свидетельствуют все св. евангелисты, яснее же всех говорит о том св. Иоанн Богослов, упомянув, что это совершилось во исполнение слов Писания: «Разделиша ризы Моя себе, и о иматисме (нижней одежде) Моей меташа жребий» ( Ин.19:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

«Для чего Господь попустил быть нищим? для твоего блага, чтобы ты мог очистить и загладить грехи свои, ибо милостыня очищает всякий грех [ Тов. 12:9 ], чтобы стяжать тебе молитвенников за себя в лице их, чтобы милостивым к тебе сделать Господа твоего, ибо милостивии помилованы будут [ Мф. 5:7 ]» т. 1, 168]. «Нищие ежедневно преследуют тебя: это значит – милость Божия непрестанно преследует тебя. Блажении милостивии, яко тии помилованы будут [ Мф. 5:7 ]. Кто же будет убегать от милости Божией» т. 1, 246]. «Два живота, две жизни человеку предназначены Богом; избранным человекам: временная – земная, и вечная – небесная. Эта жизнь [земная] дана нам независимо от нас; будущая же, вечная, без нас, без нашей веры и желания, без добрых дел – никому не может быть дана. Нужно веровать твердо и постоянно в будущее воскресение мертвых и в будущую бесконечную жизнь, нужно воспитать себя для нее, запастись елеем добрых дел (См.: Мф. 25:1–13 ) или милостынею: ибо милостивии помиловани будут ( Мф. 5:7 ). Потому в нынешнем Евангелии Господь указал богатому юноше, желавшему знать о пути в Царство Божие, на милостыню, и притом щедрую, а юноше показалось невместным слово о раздаче имения бедным, и он ушел от Небесного Учителя с печалью в сердце (См.: Мф. 19:16–26 ). Господь по этому поводу сказал, что трудно богатому войти в Царствие Божие ( Мф. 19:23 ), ибо нельзя работать вместе и Богу и мамоне (Ср.: Мф. 6:24 ). – Страсть к любостяжанию делает человека идолопоклонником; лихоимание есть идолослужение ( Кол. 3:5 ), говорит Апостол. Вспомните, до чего довело Иуду корыстолюбие. Вот какой враг Богу и человеку любостяжание. Бегайте любостяжания – оно делает человека каменносердечным, врагом Бога и людей» «Два живота, две жизни предназначены Богом избранным человекам – временная, земная, и вечная, небесная. Эта жизнь дана нам независимо от нас, будущая жизнь без нас, без нашей веры и желания, без добрых дел никому не может быть дана, нужно веровать твердо и постоянно в будущее воскресение мертвых и в будущую бесконечную жизнь, нужно воспитать себя для нее, запастись елеем добрых дел и милостынею, ибо милостивые помилованы будут ( Мф. 5:7 ). Потому Господь и Евангелие указали богатому юноше, желающему знать о пути в Царствие Божие, на милостыню, и притом щедрую, и юноше показалось невместимо слово о раздаче имения бедным и вечной жизни, и он ушел от небесного Учителя с печалью в сердце. Господь по этому поводу сказал, что трудно богатому войти в Царствие Божие ( Мф. 19:23 ), ибо нельзя упование на бездушное богатство и счастье земное делать своей целью, а не отечество небесное, не нищету духа. Мне вместо всех богатств, почестей, красот и сладостей земных – Христос Бог истинное, вечное, неотъемлемое богатство, говорит верный христианин. Воистину! – достояние человеку верующему и преданному. Ибо для меня жизнь – Христос и смерть – приобретение ( Флп. 1:21 )» 108].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Стих 18. Аще виною (лицемерием), аще истиною, Христос проповедаем есть. Было бы противно чистоте Евангелия смешивать истину его с ложью ересей и заблуждений; и если человеческие мнения и учреждения не свободны от недостатков и в своём развитии часто идут путём ошибок, то это не имеет приложения к христианству в чистом его виде. И потому, по замечанию отцов, в этом месте апостол говорит только о лицемерии и недоброй цели означенных проповедников, а не о том, что их проповедь заключала ереси. Стих 20. Возвеличится Христос в теле моем, аще животом, аще ли смертию. По Феодориту, обстоятельства, сопровождавшие апостола, должны были послужить только к прославлению Христа. Он как бы говорит: избегну ли я опасности, все удивятся исхитившему меня из столь многих сетей; а если буду предан смерти, всех изумит сила проповеди, заставляющая проповедников презирать смерть. Стих 21. Мне бо еже жити, Христос: и еже умрети приобретение. Для апостола в жизни не было другой цели, другого высшего блага, как Христос, и потому он смело мог сказать, что уже не ктому аз живу, но живет во мне Христос ( Гал.2:20 ), и когда угрожала ему смерть, то она не отнимала у него ничего, а напротив составляла для него приобретение, потому что давала возможность разрешиться от уз плоти и от земной суеты, и быть со Христом. Стих 23. Желание имый разрешитися и со Христом быти. Это было естественное желание того, кто давно уже отрешился от своей воли и от всех земных удовольствий, и кто давно был проникнут жизнью Христовой. Тем не менее, польза других, польза самого того дела, которое лежало на ответственности апостола, заставляют его желать продолжения своей жизни во плоти. А еже пребывати во плоти, – говорит он, – нужднейше (есть) вас ради ( Флп.1:24 ). Далеко, поэтому, от мысли апостола то воззрение, что настоящая жизнь есть ссылка духа в темницу плоти за какие-то преждеземные преступления и что, поэтому, нужно стараться об освобождении себя из этой темницы, хотя бы даже насильственным способом. [ Стих 26. Моим пришествием паки к вам. Апостол был несколько раз в Филиппах, и предполагаемый им приход туда будет не первым. И в ожидаемый приход, как в предшествующие, апостол надеется ещё более ободрить филиппийцев и вызвать их на большие подвиги, за которыми последует и большая слава].

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010