Соборный храм Вознесения построен в 1732 году. Здесь находится празднуемая 12 октября чудотворная икона Богоматери, явившаяся в 1687 году в местечке Рудне, Могилевской губернии, и в 1689 году перенесенная в бывший Киево-Печерский женский монастырь, а в 1712 году в Флоровский. На этой иконе изображена Богоматерь с сидящим на Ее левой руке Богомладенцем, благословляющим правою рукою; главы Их увенчаны коронами. При монастыре школа, приют для сирот духовного звания и богадельня для престарелых и больных монахинь. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Впервые обитель упоминается в 1566 г. С 1642 г. монастырь становится самостоятельным. В 1711 г. в обитель были переведены монахини Киево-Печерского женского Вознесенского монастыря, монастырь получил двойное именование – Флоровский Вознесенский. До секуляризации 1786 г. ему принадлежало 12 сел и 8 хуторов. В 1870 г. при обители на собственные средства было открыто училище для девочек из бедных семей различных сословий. Кроме того, с конца XIX в., здесь существовали богадельня на 100 человек и больница на 10 коек. Всех зданий и каменных и деревянных к 1918 г. было 38. 1. Вознесенский собор. Сооружен в 1722-1732 г.г. в стиле барокко. Занимает центральное место в ансамбле. Был поврежден во время пожара 1811 г., а затем отстроен. Кирпичный оштукатуренный трех купольный четырехстолпный. Композиция храма является редким примером сочетания крестовокупольного типа здания с типом трехкупольного храма с характерным для украинской народной архитектуры расположением куполов по продольной оси. Вопреки существовавшим традициям фронтоны сооружения, придающие особую живописность его суровому облику, расположены на северном и южном фасадах, а не на западном, как было принято.С запада, севера и юга к церкви пристроены небольшие паперти, крытые коробовыми сводами. В советское время первоначальные грушевидной формы позолоченные купола были разобраны и заменены существующими ныне. 2. Колокольня со Святыми вратами в нижнем ярусе сооружена в 1740-1821 г.г. Во время пожара 1811 г. два верхних деревянных яруса полностью сгорели. В 1821 г. отстроена по проекту архит. А. Меленского в стиле классицизма. Вместо деревянных ярусов возведены кирпичные. Первый этаж предназначался для проезда, второй украшен двухколонным портиком тосканского ордера, третий этаж представляет собой купол на барабане с высоким шпилем.

http://sobory.ru/article/?object=04340

До 1917 г. в обители было 5 каменных храмов: Вознесенский собор построен в 1722-1732 гг.; Трапезный 2-этажный каменный храм сооружен на месте сгоревшего древнего деревянного Флоровского храма. В нижнем этаже – теплый храм во имя свт. Николая; холодный верхний храм – в честь Тихвинской иконы Богородицы, надстроенный в 1818 г.; Воскресенский храм – в 1811 г. (первый после опустошительного подольского пожара того года); Казанский храм с приделами во имя мчч. Флора и Лавра и во имя Ап. Иоанна Богослова – в 1841 г.; Свято-Троицкий кладбищенский храм с приделом в честь Ахтырской иконы Богородицы – в 1857 г. 3-ярусная колокольня со Святыми вратами в нижнем ярусе появилась в первой половине XVIII в. Первоначально два верхних яруса были деревянными. Они сгорели во время пожара 1811 г.; огонь был такой силы, что плавились колокола. В 1821 г. при реконструкции колокольни ее выполнили полностью каменной. В 1870 г. при обители на собственные средства было открыто училище для девочек из бедных семей различных сословий. Кроме того, с конца XIX в., здесь существовали богадельня (к 1918 г. здесь на полном монастырском обеспечении находились 100 чел.) и больница (на 10 коек). Всех зданий (и каменных, и деревянных) к 1918 г. было 38. В 1929 г. монастырь был закрыт. В 1934 г. был разрушен храм Св. Троицы на монастырском кладбище. В 1942 г. монастырь открылся и более не закрывался. Но в 1960 г. были отобраны Казанский храм (перестроен под пошивочный цех), Воскресенский и трапезный храмы (для мастерской по реставрации икон объединения «Укрреставрация») и много келейных корпусов. Сейчас в обители все богослужения проходят в Вознесенском соборе. Все храмы (кроме разрушенного Свято-Троицкого) возвращены монастырю. Восстанавливается Казанский храм. Как и в былые времена, Флоровский монастырь является своекоштным (необщежительным). http://archiv.orthodox.org.ua Киево-Флоровский Вознесенский монастырь, 1 класса, в Киеве, на Подоле. Основан в 1566 году, протопопом Иаковом Гулькевичем при церкви святых мучеников Флора и Лавра. В 1712 году в него переведены монахини Печерского Вознесенского монастыря. Возобновлен в 1812 году после пожара.

http://sobory.ru/article/?object=04340

Киселя. Тогда же замок был сожжен и гора опустела. Со временем она отошла во владение монастыря и стала называться еще и Флоровской. В 1854-1857 гг. здесь возвели каменную церковь Св. Троицы (сохранились только фундаменты) и основали при ней монашеское кладбище (с XIX в. до 1960 г. на горе действовало и гражданское). В юго-восточной части обители восстанавливается перестроенный в советское время под фабрику одноглавый храм во имя Казанской иконы Божией Матери (1841-1844 гг.). Как и в былые времена, Флоровский монастырь является своекоштным (необщежительным). На месте сгоревшей в 1718 г. деревянной церкви в 1722 г. был заложен большой каменный храм во имя Вознесения Господня, который был закончен постройкой в 1732 г. и тогда же освящен Рафаилом Заборовским. Церковь одноэтажная, трехкупольная, типичной украинской архитектуры; купола имеют просторные, круглые в плане, световые барабаны, из коих средний покоится на четырех столбах. Двухъярусные главы, благодаря необычайно высокому поясу, имеют необыкновенно праздничный вид. Снаружи храм оштукатурен; живопись иконостаса и стенопись испорчены подновлением в конце XIX века. Церковь имеет три придела; главный иконостас барочный, пятиярусный (10х20 арш.), деревянный, крашеный, с золоченой резьбой; возобновлен в 1901 г.; иконостасы приделов также деревянные, четырехярусные. Колокольня «ампирная», трехъярусная, построена архитектором Меленским; проект, хранящийся в монастыре, помечен 1818 г. Колоколов десять. Лукомский Г.К. «Киев: церковная архитектура XI-XIX века; византийское зодчество; украинское барокко». Описание некоторых церквей (Составлено по материалам церковных описей выполненных архитектурной секцией «отдела искусств» Народного комиссариата просвещения в 1919 г.). - Мюнхен, 1923 г. Комментарии и обсуждение 8 декабря 2012 года в Вознесенский Флоровский женский монастырь на Подоле в Киеве перенесен некрополь Вознесенского девичьего монастыря, который до начала XVIII века располагался на Печерской горе вблизи Киево-Печерской лавры. Захоронения были обнаружены во время археологических раскопок на территории Национального культурно-музейного комплекса «Художественный Арсенал». Церемонию перезахоронения останков 65-и монахинь возглавил Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир, который совершил заупокойную литию на месте нового захоронения рядом с соборным храмом Флоровского монастыря. Источник: сайт Украинской Православной Церкви --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=05837

А вот и не мелочь. В списке: «Молченский Рождество-Богородицкий женский монастырь, г. Глухов, Сумская обл». Но Молченский Рождество-Богородицкий женский монастырь расположен в г. Путив ле, что в 42 км от Глухова. Желающие могут найти и другие несоответствия «перечня» жизни. В списке 12 объектов. Сообщают, что вопрос передачи храмовых строений «находится на контроле у советника президента Ростислава Павленко», который «редактирует этот список с учетом интересов и пожеланий Варфоломея и его экзархов». Вещь, конечно, удивительная. Итак, список. И наш комментарий. 1. «Киево-братский Богоявленский монастырь (в Киево-Могилянской академии)...» Сказано громко, но монастыря в наличие нет. В храмовом здании с 2007 года располагался раскольничий академический «храм» «УПЦ КП». «УПЦ КП» - самоупразднённая структура 15 декабря на собрании в музее «София Киевская». Заметим, что после самоупразднения на строение мог бы претендовать и Иерусалимский патриархат: в 1620 году Иерусалимский патриарх Феофан учредил в монастыре братство, почему монастырь и назывался братским. 2. «Свято-Вознесенский Фроловский (?) женский монастырь в Киеве (Киевская епархия УПЦ)...» Если речь о Флоровском монастыре канонической УПЦ, то это известная святыня и «передача» её - рейдерство в пользу Стамбула и его закулисы - действо глумливое и кощунственное, призванное к разжиганию межрелигиозных волнений. Кроме прочего, обитель связана с мировым православием: здесь приняла постриг преподобная Александра (Мельгунова), основательница Дивеевской монашеской общины. Неслучайно на наружной стене одного из храмов изображен знаменитый подвиг молитвенного стояния святого Серафима Саровского. 3. «Межигорский Спасо-Преображенский монастырь...» Речь о резиденции Януковича, которая в иные времена являлась резиденцией Брежнева и Щербицкого. От древнего монастыря Спаса Белого на территории остался колодец. Если Порошенко решил подарить Варфоломею не только колодец, то будет занятно, когда Янек через международные суды вернёт себе имение, подаренное ему Ющенко, а Варфоломей двинется оттуда «с вещами».

http://ruskline.ru/opp/2018/dekabr/30/sp...

Суть в том, что с «ПЦУ» за право пользоваться «торговой маркой» Константинопольского патриархата Фанар потребовал неподъемной ежемесячной дани - минимум млн. Фанару-то - тоже надобно харчеваться, а паствы в Стамбуле - крайне мало. Стало известно об электронном письме на имя Епифания, в котором Варфоломей четко обозначил: «ПЦУ» должна будет перечислять Вселенскому патриархату «десятину», размеры которой были означены совершенно конкретно; «счет» от Варфоломея включает в себя 7100 раскольнических общин на Украине, которые должны каждый месяц перечислять в Константинополь от четырех до 20 тыс. долл. А это, как мы знаем, в подавляющем большинстве, общины «киевского патриархата». О финансовом характере конфликта между ПЦУ и УПЦ КП говорит и тот факт, что сразу шесть пунктов решения Синода Филарета были посвящены имущественным вопросам. «Филарет - пожилой человек, он не умеет камуфлировать истинные намерения. По его мнению, деньги " зависли " , оказались под угрозой, - считает политолог Павел Рудяков. - Варфоломей же ввязался в " украинскую " историю под давлением со стороны США, однако вскоре также понял, что может получить выгоду в виде ставропигий и дани с епархий ПЦУ». Аналитик поясняет: митрополит ПЦУ Епифаний в этой ситуации выступает скорее как агент Варфоломея, чьи юридические позиции упрочает наличие договоренности с Порошенко (читай - государством) о ставропигиях. А вот Филарет желает сохранить влияние и церковное имущество. Демарш «почетного патриарха ПЦУ» Филарета с восстановлением УПЦ КП и проведением Поместного собора может иметь под собой чисто меркантильный интерес. По данным одного информагентства, еще в начале мая экзарх Вселенского патриархата на Украине Эммануил Галльский начал активно требовать от людей экс-президента Ростислава Павленко и Андрея Юраша организовать встречу митрополита «ПЦУ» Епифания с Владимиром Зеленским. Целью встречи было получение подтверждения о готовности передать ставропигии, обещанные Петром Порошенко, Вселенскому патриархату. Речь идет о секретном соглашении между экс-президентом и Вселенским патриархатом, подписанном 3 ноября в Стамбуле, в ст. 3 которого говорилось об «обретении... Миссией " Ставропигия Вселенского патриархата на Украине " строений, помещений и др. объектов». Тогда в список вошли Киево-братский Богоявленский монастырь («УПЦ КП»), Свято-Вознесенский Флоровский женский монастырь в Киеве (УПЦ), Успенская церковь во Львове («УАПЦ»), Манявский скит («УПЦ КП»), Свято-Троицкий Корецкий ставропигиальный женский монастырь, Спасо-Преображенский монастырь в Новгороде-Северском (УПЦ), и др. храмы. Те из них, что числятся за УПЦ, были переданы в пользование государством еще в 1990-х.

http://ruskline.ru/opp/2019/iyun/26/shva...

возрожден. В обители произошло первое чудо (исцеление глухонемой девочки) от хранившейся здесь келейно в 1961-1992 гг. великой киевской святыни - иконы Божией Матери " Призри на смирение " , прославившейся в 1993 г. передачей своего негативного отпечатка на стекло киота. В центральной части монастыря на одной оси расположены (с северо-востока на юго-запад): колокольня над Св. вратами (вход с ул. Притиско-Никольской; возведена в несколько этапов в 1732-1821 гг.; классицизм), Вознесенский храм (1722-1732 гг.; трехглавый, сочетает черты крестовокупольной церкви с характерным для деревянного украинского зодчества расположением куполов по одной продольной оси) с правым приделом во имя Казанской иконы Божией Матери (в прошлом - во имя Собора пресвятой Богородицы) и церковь св. Николая Мирликийского (до 1857 г. - свв. Флора и Лавра; старейшее из сохранившихся зданий обители, прямоугольное в плане, с единственной главой на выступающей вблизи юго-западного угла апсиде; первый ярус- XVII в., второй - 1818 г.). Западнее Николаевского храма - одноглавая церковь-ротонда во имя Воскресения Христова (1824 г., классицизм; после возрождения монастыря престол внутри не восстанавливался). У северо-восточной стены, под застекленным балдахином - могила инокини Елены (Бахтеевой). Гроб, в котором почивает подвижница, изготовил для себя святитель Тихон Задонский. Когда на тело усопшего иерарха возложили праздничные архиерейские облачения, этот гроб оказался тесен и, замененный другим, при раздаче имущества святителя бедным достался инокине Елене. От Воскресенского храма устроен подъем на Замковую гору. Имея со всех сторон крутые склоны, она отделена от соседних высот широкими ярами и в свое время была весьма удобна для строительства крепости. Есть основания предполагать, что именно на этой горе был основан Киев. В XIV в. она снова становится городским детинцем - здесь появляется литовский деревянный замок. В сер. XVII в. гора получила второе название - Киселевка - по имени жившего в замке главы польской администрации города А.

http://sobory.ru/article/?object=05837

В сер. XVIII в. во Флоровском монастыре начала свой монашеский путь прп. Александра Дивеевская (†1789), в миру Агафия Семеновна Мельгунова – основательница Серафимо-Дивеевского женского монастыря в России. Родом из нижегородских дворян, рано овдовевшая рязанская помещица Агафия приехала с 3-хлетней дочерью в Киев, где приняла тайный постриг и удостоилась видения Пресвятой Богородицы, Которая велела Мельгуновой идти странствовать на север России и на указанном свыше месте основать «4-й удел» (после Грузии, Афона, Киева) Божией Матери. Таким местом стало с. Дивеево, где прп. Александра основала женскую общину, взятую позже под опеку прп. Серафимом Саровским – иноком соседней Саровской пустыни. В 1-й пол. XIX в. в монастыре окончила свой земной путь прп. Елена Киево-Флоровская, в миру Екатерина Алексеевна Бехтеева. Она родилась в 1756 г. в знатной семье в г. Задонске. Другом Бехтеевых был свт. Тихон Задонский (†1783), общение с которым повлияло на желание юной Екатерины избрать монашество. В 1774 г. девушка тайно ушла в Воронежский женский монастырь. Генерал Алексей Бехтеев сумел отыскать дочь, но, вняв словам игумении, которую юная подвижница попросила о покровительстве, – простил Екатерину и принял ее выбор. Когда вещи почившего свт. Тихона раздавали, по завещанию, беднякам, инокине Елене (при ее усердных молитвах) достался гроб, не использованный при погребении владыки (приготовленный самим архипастырем, он не вместил его тело в полном архиерейском облачении). Видя особое благочестие м. Елены, к ней за советами о духовной жизни начали обращаться миряне. Это вызвало зависть игумении, и она, оклеветав м. Елену, добилась изгнания ее из монастыря. Укрепляя подвижницу, ей явился во сне свт. Тихон и обещал: «Я тебя за твою потерю вознагражу утешением, которого не ожидаешь». Чтобы поддержать невинную страдалицу, вместе с ней покинула обитель близкая ей инокиня Евгения. Духовные сестры сняли жилье близ Киева и ежедневно посещали Киево-Печерскую Лавру. Когда истек предусмотренный законом срок изгнания за мнимые проступки, сестры приобрели келью во Флоровской обители, но лаврский старец Михаил не благословил поселяться там, сказав, что эта келья неудобна.

http://azbyka.ru/palomnik/Вознесенский_(...

В 1711 г. в Нижний город (на Подол и Плоское), в киевские Флоровский и Иорданский во имя св. Николая Чудотворца мон-ри, с Печерского местечка и Верхнего города были переведены монахини 2 жен. обителей - Печерского Вознесенского и киевского Златоверхого во имя арх. Михаила мон-ря , находившихся в подчинении Киево-Печерскому мон-рю (НБУВ ИР. Ф. 301. Д. 216 П. Л. 20 об.- 21 об.). Лаврская земля, на к-рой остались каменные церкви и др. капитальные строения Вознесенской обители, отошла военному ведомству в период Северной войны (1700-1721) в связи с планами возведения Печерской крепости (заложена имп. Петром I в 1706). Встречается также др. датировка перемещения - 1712 г., что могло быть связано со сложностью расселения общины Вознесенского мон-ря в короткие сроки на новом месте. Нек-рые монахини оставались при каменной Вознесенской ц., выстроенной незадолго до отчуждения лаврской земли под Печерскую крепость в 1705 г. игум. Марией Магдалиной (Мазепой) (мать гетмана И. С. Мазепы , в девичестве Мокиевская). Даже при ее преемницах - родственницах, правивших уже в К. м. на Подоле, Марии Магдалине (Мокиевской) (с 1709 игумения Вознесенского, а затем, до 1737,- объединенного Флоровского Вознесенского мон-ря) и Памфилии (Мокиевской) (игумения в 1737-1739) - на территории бывш. Печерского жен. мон-ря хранилась часть его казны и архива. Участок жен. Златоверхо-Михайловской обители с деревянными постройками, примыкавший к одноименному муж. мон-рю, был оставлен в распоряжении последнего. Хотя михайловских сестер перевели на территорию Иорданского Николаевского жен. мон-ря, игумения и наместница, взяв с собой казну и часть ризничных вещей, поселились в К. м. ( Лебединцев. 1884. С. 241-243). Решения по перемещению монашеских общин в Киеве принимались генерал-губернатором Д. М. Голицыным сразу после окончания эпидемии чумы (март 1710 - янв. 1711). Сокращение числа монашествующих стало дополнительным основанием для объединения жен. общин. Сестры, перемещенные из Печерского местечка и Верхнего города, ожидали выделения участков для строительства на новом месте. Михайловские монахини вскоре получили недалеко от Иорданского Николаевского монастыря землю под строительство обители во имя ап. Иоанна Богослова. В то же время решение по поводу Нововознесенского (Вознесенского) монастыря затягивалось. После выхода «Духовного регламента» (1721) и «Прибавлений...» к нему (1722) обозначилась тенденция к объединению мон-рей и сокращению их числа. Вознесенские сестры продолжали проживать на территории К. м., который изначально считали временным пристанищем. Несмотря на трудности, возникшие во взаимоотношениях между старожилами К. м. и вознесенскими монахинями, происходившими из знатных родов и привыкшими к особым привилегиям, объединение общин облегчало их подчинение архимандриту Киево-Печерской лавры. Такое положение изменилось лишь в 1771 г., когда по принципу церковно-адм. деления города К. м. был переведен в юрисдикцию Подольской протопопии ( Крайня. 2012. С. 76-86).

http://pravenc.ru/text/1684559.html

То есть в то лето во Пскове был голод от Ильина дня и до Крещения, а во время пожара, случившегося весной, сгорело 40 дворов, и наконец, в том же году литовский князь Витовт расторг мир со Псковом и пришел с татарами завоевывать псковские волости. Ближайший храм к месту обретения известной чудотворной иконы «Призри на смирение» находится в деревне Бардово Бежаницкого района (бывший Новоржевский уезд) Псковщины — это церковь Тихвинской иконы Божьей Матери (1998), построенная на месте сгоревшей церкви Параскевы Пятницы, закрытой в 1937 г. Погост Бардово — одно из древ­них мест на Псковщине, впервые упоминается в 1406 г.      Сначала икона хранилась в Свято-Троицком соборе — главном храме Пскова, в Довмонтовом городище, но в советское время следы ее затерялись. К сожалению, следует отметить, что о многих иконах, особенно древних, сохранилось очень мало сведений, или же они отсутствуют вовсе. Это связано прежде всего с тем, что летописи или другие источники, в которых могли бы встретиться упоминания об этих иконах, в силу ряда причин не дошли до наших дней. Но, тем не менее, если даже сохранилось хотя бы только одно название, то и в этом случае «...всякая святая икона должна быть благоговейно чтима, по возведению сего почтения к первообразу» — писал святитель московский Филарет (Дроздов). Сегодня же два знаменитых списка иконы «Призри на смирение» находятся в Киеве. Один из них, конца XVII в., — во Флоровской Вознесенской женской обители, а другой, проступивший ныне на стекле, — в Свято-Введенской мужской. Свято-Введенский монастырь в Киеве был учрежден ходатайством капитанской вдовы Матроны Александровны Егоровой, пожертвовавшей в пользу общины свои дома и капитал. Скончалась она в Санкт-Петербурге, тайно приняв перед смертью постриг с именем Димитра (†9 марта 1878 г.). В том же году ее останки были перевезены в нижний храм Введенской общины. В 1878—1879 гг. были освящены оба храма, в 1882 г. построена колокольня. В 1901 г. община была преобразована в общежительный женский монастырь.

http://pravoslavie.ru/142067.html

3. Трапезный храм. Двухэтажный каменный храм XVII-XIX в.в. сооружен на месте сгоревшего древнего деревянного Флоровского храма. Является самым ранним из сохранившихся сооружений ансамбля. Церковь ремонтировали и перестраивали в 1759, 1807-1809 г.г. (стены расписаны масляной живописью) и 1816-1817 г.г. (надстроен второй этаж, сделана новая крыша и перестроен деревянный купол с главкой). В нижнем этаже расположен теплый храм во имя свт. Николая; холодный верхний храм – в честь Тихвинской иконы Богородицы. С южной стороны к зданию примыкают две паперти, с северной - трапезная палата, фасад которой расчленен пилястрами и наличниками окон, близкими по характеру к русской архитектуре XVII в. В комплексе с трапезной палатой - многочисленные разновременные достройки. 4. Воскресенский храм. Сооружен в 1824 г. А. Меленским в стиле классицизма. Представляет собой церковь-ротонду с примыкающими к ней с севера и юга прямоугольными объемами больничных келий, расположенных на крутом рельефе. За счет перепада рельефа со стороны главного фасада здание приподнято на высокий рустованный цоколь, в котором под ротондой размещено купольное подвальное помещение. Фасад ротонды украшает дорического ордера колоннада. На галереи боковых крыльев ведут криволинейные в плане лестницы. 5. Казанский храм с двумя приделами во имя мучеников Флора и Лавра и во имя Иоанна Богослова сооружен в 1841 г. В советское время был разрушен купол, а здание, исключенное из состава монастыря, использовалось, как заводской цех. Ныне полностью восстановлено и возвращено в состав монастыря. 6. Свято-Троицкий кладбищенский храм с приделом в честь Ахтырской иконы Богородицы находился на территории монастырского кладбища. Сооружен в 1857 г. Разрушен в 1934 г. 7. Дом игуменьи. Сооружен в 1821 г. А. Меленским в формах классицизма. Дом одноэтажный прямоугольный в плане с симметрично расположенными прямоугольными крыльями с мансардой и сводчатым подвалом. В доме, кроме центрального входа, сохранился также первоначальный вход на боковом фасаде (юго-восточном). Стены декорированы рустом. В композиции здания существенную роль играет двухколонный входной портик с двумя ионическими колоннами (заложен во второй половине XIX в.). Здание неоднократно перестраивалось с частичной перепланировкой.

http://sobory.ru/article/?object=04340

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010