Некрополь бывшего Вознесенского монастыря в Киеве перенесен во Флоровский монастырь на Подоле 9 декабря 2012 г. 19:05 8 декабря 2012 года в Вознесенский Флоровский женский монастырь на Подоле в Киеве перенесен некрополь Вознесенского девичьего монастыря, который до начала XVIII века располагался на Печерской горе вблизи Киево-Печерской лавры . Захоронения были обнаружены во время археологических раскопок на территории Национального культурно-музейного комплекса «Художественный Арсенал». Церемонию перезахоронения останков 65-и монахинь возглавил Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир , который совершил заупокойную литию на месте нового захоронения рядом с соборным храмом Флоровского монастыря. Его Блаженству сослужили: наместник Свято-Успенской Киево-Печерской лавры митрополит Чернобыльский и Вышгородский Павел , управляющий делами Украинской Православной Церкви архиепископ Бориспольский Антоний , архиепископ Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр ; епископы Васильковский Пантелеимон , Броварской Феодосий , Обуховский Иона , Бородянский Варсонофий , Фастовский Дамиан ; духовенство обители. За богослужением молились настоятельница Флоровского монастыря игумения Антония (Филькина), насельницы обители, прихожане монастырских храмов. На церемонии присутствовали заместитель главы Киевской городской государственной администрации Александр Мазурчак, представители общественности, генеральный директор культурно-музейного комплекса «Художественный Арсенала» Наталья Заболотная, которая ранее обратилась к Блаженнейшему митрополиту Владимиру с просьбой благословить перезахоронение во Флоровском монастыре останков, обнаруженных Архитектурно-археологической экспедицией Института археологии Национальной Академии наук Украины в 2005-2008 годах в ходе раскопок на территории «Художественного Арсенала».   По окончании богослужения Блаженнейший владыка обратился к собравшимся со словом проповеди. Знаменательно, что в 2012 году исполнилось ровно 300 лет со времени переселения монахинь Печерского Вознесенского женского монастыря во Флоровскую обитель.

http://patriarchia.ru/db/text/2641235.ht...

Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир посетил Свято-Вознесенский Флоровский женский монастырь в Киеве, где за Божественной литургией им было совершено прославление в лике местночтимых святых инокини Елены (Бехтеевой) Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир посетил Свято-Вознесенский Флоровский женский монастырь в Киеве, где за Божественной литургией им было совершено прославление в лике местночтимых святых инокини Елены (Бехтеевой), сообщает Патриархия.ru . Его Блаженству сослужили архиепископ Белогородский Николай, архиепископ Овручский и Коростенский Виссарион, епископы Нежинский и Прилукский Ириней, Макаровский Иларий, Яготинский Серафим, Васильковский Пантелеимон, Городницкий Александр, Кременчугский и Лубенский Владимир. Совершив последнюю заупокойную литию по инокине Елене, епископ Пантелеимон огласил решение Священного Синода Украинской Православной Церкви от 9 июля 2009 г. (журнал о причислении к лику местночтимых святых Киевской епархии подвижницы благочестия монахини Елены (Бехтеевой) (†23 марта/5 апреля 1834); затем епископ Иларий прочел житие преподобной. По окончании чина прославления Блаженнейший митрополит Владимир благословил всех присутствующих иконой преподобной, после чего Предстоятель Украинской Православной Церкви и духовенство поклонились мощам святой Елены Флоровской. Настоятельница обители игумения Антония (Филькина) преподнесла Его Блаженству на молитвенную память образ новопрославленной угодницы Божией с частицей ее честных мощей. В этом году исполняется 175 лет со дня кончины блаженной памяти подвижницы Киевского монастыря во имя святых Флора и Лавра инокини Елены Бехтеевой (или, согласно ошибочной надписи на ее могиле, Бахтеевой). Инокиня Елена, в миру Екатерина Алексеевна Бехтеева, родилась в 1756 г. в г. Задонске Воронежской губернии и происходила из богатой и знатной семьи. Отцом ее был отставной генерал-майор Задонского уезда Алексей Димитриевич Бехтеев. Семья Бехтеевых была очень дружна со святителем Тихоном, который часто бывал и даже жил у них в имении. Дружба с великим святым, Российским Златоустом, оказала благотворное влияние не только на членов семьи Бехтеевых, но и на их далеких потомков.

http://pravmir.ru/v-kieve-proslavlena-v-...

А вот и не мелочь. В списке: «Молченский Рождество-Богородицкий женский монастырь, г. Глухов, Сумская обл». Но Молченский Рождество-Богородицкий женский монастырь расположен в г. Путив ле, что в 42 км от Глухова. Желающие могут найти и другие несоответствия «перечня» жизни. В списке 12 объектов. Сообщают, что вопрос передачи храмовых строений «находится на контроле у советника президента Ростислава Павленко», который «редактирует этот список с учетом интересов и пожеланий Варфоломея и его экзархов». Вещь, конечно, удивительная. Итак, список. И наш комментарий. 1. «Киево-братский Богоявленский монастырь (в Киево-Могилянской академии)...» Сказано громко, но монастыря в наличие нет. В храмовом здании с 2007 года располагался раскольничий академический «храм» «УПЦ КП». «УПЦ КП» - самоупразднённая структура 15 декабря на собрании в музее «София Киевская». Заметим, что после самоупразднения на строение мог бы претендовать и Иерусалимский патриархат: в 1620 году Иерусалимский патриарх Феофан учредил в монастыре братство, почему монастырь и назывался братским. 2. «Свято-Вознесенский Фроловский (?) женский монастырь в Киеве (Киевская епархия УПЦ)...» Если речь о Флоровском монастыре канонической УПЦ, то это известная святыня и «передача» её - рейдерство в пользу Стамбула и его закулисы - действо глумливое и кощунственное, призванное к разжиганию межрелигиозных волнений. Кроме прочего, обитель связана с мировым православием: здесь приняла постриг преподобная Александра (Мельгунова), основательница Дивеевской монашеской общины. Неслучайно на наружной стене одного из храмов изображен знаменитый подвиг молитвенного стояния святого Серафима Саровского. 3. «Межигорский Спасо-Преображенский монастырь...» Речь о резиденции Януковича, которая в иные времена являлась резиденцией Брежнева и Щербицкого. От древнего монастыря Спаса Белого на территории остался колодец. Если Порошенко решил подарить Варфоломею не только колодец, то будет занятно, когда Янек через международные суды вернёт себе имение, подаренное ему Ющенко, а Варфоломей двинется оттуда «с вещами».

http://ruskline.ru/opp/2018/dekabr/30/sp...

Таким образом, к 1786 году в собственной Киевской епархии было всего 36 монастырей, из них 30 мужских и 6 женских. В 1786 году, с введением духовных штатов, число киевских собственных епархиальных монастырей значительно сократилось, одни из старых монастырей совершенно закрыты, другие были обращены в приходские церкви, после чего в собственной Киевской епархии остались следующие монастыри, мужские: первоклассные – Киево-Николаевский-Пустынный и Киево-Михайловский, второклассные – Киево-греческий Екатерининский, Переяславский-Вознесенский, Лубенский Преображенский, третьеклассные – Киево-Выдубецкий и Козелецкий Георгиевский, всего семь мужских монастырей; женские: первого класса – Киево-Флоровский, второго класса – Киево-Богословский, третьего класса – Козелецкий Богословский и Золотоношский Благовещенский. К ним нужно присоединить три заштатных монастыря – два мужских Киево-Петропавловский и Золотоношский Красногорский и женский Киево-Иорданский. В следующем 1787 году Екатерининский греческий монастырь в Киеве был переведен в Петропавловский, а в 1789 году Киево-Богословский женский монастырь был переведен в Золотоношский Красногорский женский монастырь. В пределах собственной Киевской епархии, как известно, находились Киево-Печерская Успенская Лавра с приписными к ней пустынями – Голосеевской и Китаевской и Киево-Межигорский Преображенский монастырь. Оба монастыря все еще оставались ставропигиальными, но с 1786 г. и они вошли в общую систему Киевского епархиального управления. Так, наконец, со времени учреждения малороссийских духовных штатов Киево-Печерская Лавра поступила в непосредственное ведение Киевского митрополита. Как известно, в конце 60-х годов. XVIII в. 60 церквей, бывших в вотчинах Киево-Печерской Лавры и Киево-Межигорского монастыря, поступили в ведение Киевского епархиального начальства. 1011 С этими церквами в 1770 году в Киевской епархии насчитывалось 1248 церквей, в 1774 году только на две церкви больше – 1250; в 1777 г. – 964 церкви. Такое уменьшение числа церквей Киевской епархии произошло вследствие выделения из нее некоторых протопопий в Славянскую епархию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Суть в том, что с «ПЦУ» за право пользоваться «торговой маркой» Константинопольского патриархата Фанар потребовал неподъемной ежемесячной дани - минимум млн. Фанару-то - тоже надобно харчеваться, а паствы в Стамбуле - крайне мало. Стало известно об электронном письме на имя Епифания, в котором Варфоломей четко обозначил: «ПЦУ» должна будет перечислять Вселенскому патриархату «десятину», размеры которой были означены совершенно конкретно; «счет» от Варфоломея включает в себя 7100 раскольнических общин на Украине, которые должны каждый месяц перечислять в Константинополь от четырех до 20 тыс. долл. А это, как мы знаем, в подавляющем большинстве, общины «киевского патриархата». О финансовом характере конфликта между ПЦУ и УПЦ КП говорит и тот факт, что сразу шесть пунктов решения Синода Филарета были посвящены имущественным вопросам. «Филарет - пожилой человек, он не умеет камуфлировать истинные намерения. По его мнению, деньги " зависли " , оказались под угрозой, - считает политолог Павел Рудяков. - Варфоломей же ввязался в " украинскую " историю под давлением со стороны США, однако вскоре также понял, что может получить выгоду в виде ставропигий и дани с епархий ПЦУ». Аналитик поясняет: митрополит ПЦУ Епифаний в этой ситуации выступает скорее как агент Варфоломея, чьи юридические позиции упрочает наличие договоренности с Порошенко (читай - государством) о ставропигиях. А вот Филарет желает сохранить влияние и церковное имущество. Демарш «почетного патриарха ПЦУ» Филарета с восстановлением УПЦ КП и проведением Поместного собора может иметь под собой чисто меркантильный интерес. По данным одного информагентства, еще в начале мая экзарх Вселенского патриархата на Украине Эммануил Галльский начал активно требовать от людей экс-президента Ростислава Павленко и Андрея Юраша организовать встречу митрополита «ПЦУ» Епифания с Владимиром Зеленским. Целью встречи было получение подтверждения о готовности передать ставропигии, обещанные Петром Порошенко, Вселенскому патриархату. Речь идет о секретном соглашении между экс-президентом и Вселенским патриархатом, подписанном 3 ноября в Стамбуле, в ст. 3 которого говорилось об «обретении... Миссией " Ставропигия Вселенского патриархата на Украине " строений, помещений и др. объектов». Тогда в список вошли Киево-братский Богоявленский монастырь («УПЦ КП»), Свято-Вознесенский Флоровский женский монастырь в Киеве (УПЦ), Успенская церковь во Львове («УАПЦ»), Манявский скит («УПЦ КП»), Свято-Троицкий Корецкий ставропигиальный женский монастырь, Спасо-Преображенский монастырь в Новгороде-Северском (УПЦ), и др. храмы. Те из них, что числятся за УПЦ, были переданы в пользование государством еще в 1990-х.

http://ruskline.ru/opp/2019/iyun/26/shva...

Киев. Вознесенский Флоровский женский монастырь. Собор Вознесения Господня. Карта и ближайшие объекты Документально известен с 1566 г. как освященный во имя свв. Флора и Лавра. В 1712 г. в число здешних насельниц вошли инокини упраздненной Вознесенской обители, что стояла напротив Св. врат Киево-Печерской Лавры. Флоровские сестры унаследовали и угодья Вознесенского монастыря, которых тот особенно много получил при игумений Марии Магдалине Мазепиной - матери гетмана Украины Ивана Мазепы. В XVIII-XIX вв. во Флоровской обители жили выдающиеся в русской истории подвижницы благочестия. С 1758 г. здесь до самой кончины трудились, приняв постриг с именем Нектарии, княгиня Наталия Долгорукова (1714-1771 гг.; погребена в Киево-Печерской Лавре), дочь сподвижника Петра I Б. Шереметева. Когда сватавшийся к ней и любимый ею князь И.А. Долгорукий оказался в бироновской опале, она не отказалась стать его супругой и отправилась с мужем в ссылку. В 1739 г. И.А. Долгорукий был казнен. Мужественно перенеся все страдания, княгиня описала их в " Своеручных записках " (изданы в 1810 г.) и стала таким образом первой российской мемуаристкой, чья жизнь была примером великого смирения. Свое обручальное кольцо Н. Долгорукова, по преданию, бросила перед постригом в Днепр. Ок. 1760 г.  В монастыре приняла иночество и в видении получила указание Божией Матери основать в России четвертый удел Пречистой на земле - Серафимо-Дивеевскую обитель- подвижница Александра Мельгунова. Свой монашеский путь начала во Флоровском монастыре и блаженная Ирина Зеленогорская. Подвижницей благочестия была флоровская постриженница (с 1856 г.) и игумения (с 1865 г.) Парфения (Адабаш; 1808-1881 гг., погребена в обители) - духовная дочь и первый биограф преп. иеросхимонаха Парфения Киевского (ум. 1855 г.), духовная поэтесса, автор одобренной Свящ. Синодом Русской Православной Церкви службы свв. Кириллу и Мефодию. К числу флоровских подвижниц относится и инокиня Елена (Бахтеева; +1834 г.). В 1929 г. монастырь был закрыт, а в 1941 г.

http://sobory.ru/article/?object=05837

Так, в Пензенской области в 1966 г. в сельской местности 52% назвали себя атеистами, 21% — колеблющимися и 26% — верующими, но при этом выяснилось, что от 63 до 97% семей держат в своих домах иконы. В Казани в 1967 г. из 4000 человек верующими назвали себя 21% опрошенных. В ряде мест Белоруссии верующими считали себя более 60% населения. В феврале 1967 г. на семинаре по вопросам атеистического воспитания были названы данные о количестве верующих в стране: 20% городского и 30— 35% сельского населения. При населении в 232 млн. это составляло более 60 млн. человек. По характеристике современного исследователя, эти данные были занижены, чтобы не нарушить « душевного спокойствия вождей» , «эту цифру надо было бы как минимум удвоить, чтобы получить более-менее реальную картину» . В большинстве регионов число официально зарегистрированных треб в послехрущевскую эпоху выросло в сравнении с периодом гонений. На Украине с 1964 по 1967 г. процент крещений новорожденных детей вырос с 48 до 51, в Молдавии — до 57. Не менее часто детей крестили на дому, поэтому общий процент крещений приближался, вероятно, к 75, но верно и то, что детей часто крестили по традиции или по настоянию бабушек.    Церковная благотворительность во все времена советской истории оставалась строжайше, под угрозой уголовного наказания запрещена; но она существовала, и не только как личное благодеяние христианина своим ближним, не доступное никакому контролю и запрету, но и в формах общинных. Примеры такой благотворительности, как правило, попадали в поле зрения уполномоченных и отражались в отчетах Совета по делам религий.    После хрущевских гонений у Русской Православной Церкви осталось 18 монастырей внутри страны. Уцелел один мужской монастырь в пределах Российской Федерации — Псково-Печерский Успенский; сохранилось две лавры: Свято-Троицкая и Успенская Почаевская. Большинство монастырей находилось на территории Украины. Это были самые крупные по числу монашествующих монастыри: Покровский со 168 насельницами и Флоровский Вознесенский со 144 насельницами в Киеве, Корецкий Троицкий женский монастырь тоже со 144 насельницами и еще четыре женских монастыря на Украине: Свято-Михайловский в Александровке под Одессой, Свято-Никольский в Мукачеве, Вознесенский под Хустом в Закарпатье и Красногорский монастырь в Золотоноше.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Киево-Печерский монастырь, основан в 1051 г. прп. Антонием Печерским, в 1786 г. получил статус лавры, в 1930 г. ликвидирован, В 1941 г. фашисты взорвали Успенский собор, а в 1942 г. разрешили возобновить монашескую жизнь. В 1961 г. вновь упразднен. В 1988 г. возрожден, с 1990 г. лавра внесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Флавиан (Городецкий; 1840–1915 гг.), 2 февраля 1885 г. хиротонисан во епископа Аксайского, викария Донской епархии, с 29 июня 1885 г. епископ Люблинский, викарий Холмско-Варшавской епархии, с 14 декабря 1891 г. епископ Холмский и Варшавский, с 15 мая 1892 г. архиепископ, с 21 февраля 1898 г. архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии, с 10 ноября 1901 г. архиепископ Харьковский и Ахтырский, 1 февраля 1903 г. митрополит Киевский и Галицкий, священноархимандрит Киево-Печерской лавры. Александра Петровна (1838–1900 гг.), великая княгиня, урожденная Александра–Фредерика–Вильгельмина Ольденбургская, дочь Петра Георгиевича и Терезии–Вильгельмины Ольденбургских, супруга великого князя Николая Николаевича старшего. В 1881 г. уехала в Киев, где в 1889 г. основала Покровский женский монастырь. 3 ноября 1889 г. приняла постриг под именем Анастасия. Свято-Вознесенский Флоровский женский монастырь на Подоле в Киеве, основан предположительно, в начале XVI в. В 1929 г. закрыт, в 1934 г. разрушен храм во имя Святой Троицы. В 1941 г. возрожден с приходом фашистов. В 1960 г. казанский храм перестроен под пошивочный цех, в Воскресенском и Трапезном храмах расположилась мастерская объединения «Укрреставрация». У монастыря были отобраны многие келейные корпуса, в части их разместился протезный завод. В 1962 г. монахинь из монастыря выписали. Ныне действующий. Имеется в виду имение Николая Владимировича Струкова, мужа фрейлины великой княгини Елизаветы Федоровны Екатерины Николаевны Козляниновой (Китти), коллежского асессора, камер-юнкера Двора Его Императорского Величества, управляющего Императорским фарфоровым и стеклянным заводом. Почаевский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь, основан горе близ местечка Новый Почаев около 1240–1241 гг. В 1713–1831 гг. монастырь был униатским. С 1997 г. имеет статус ставропигии.

http://sedmitza.ru/lib/text/6074373/

По проектам Меленского в монастыре построили дом игумении (1818-1819) на месте сгоревших покоев к юго-востоку от Вознесенской ц., жилой корпус (по совр. нумерации 11), вначале задуманный как «новая трапезная», и гостиницу - в юго-западной части монастырского подворья у подножия горы. Жилой корпус спроектирован в 1824 г., но выстроен с изменениями в 1838-1839 гг. ( Дегтярьов, Крайня. 2011. С. 1696). Его часто называют «дом Чернышевой» по имени благодетельницы, пожертвовавшей средства на строительство. Наряду со старым домом игумении это одно из лучших сооружений гражданской архитектуры на территории мон-ря: 2-этажное здание, прямоугольное в плане, вытянутое с севера на юг, украшенное в северо-вост. части полукружием колоннады, поддерживающей портик. Выполненные в стиле классицизма строения обогатили новыми формами архитектурный ансамбль мон-ря. Дополнением стали 8-колонные ротонды над колодцами, деревянные на каменном фундаменте, симметрично размещенные Меленским в 20-х гг. XIX в. по обе стороны от зап. фасада Вознесенской ц. (не сохр.). В 1841-1844 гг. по проекту архит. П. И. Спарро в центре бывш. хозяйственного подворья был сооружен самый значительный по размерам в ансамбле К. м. Казанский храм в русско-визант. стиле, преобразивший юж. часть территории, т. н. черный двор. Между Вознесенской и Казанской церквами был разбит сквер. Кроме главного престола в церкви были освящены перенесенные из трапезной ц. престолы ап. Иоанна Богослова (северный) и св. мучеников Флора и Лавра (южный). В предалтарной части с правой стороны находилась монастырская ризница. Единственный купол Казанского храма размещен над его вост. частью. В 1906 г. епархиальный архит. Е. Ф. Ермаков составил проект замены деревянного купола железным и смету расходов на проведение этих работ. Обновленный верх церкви был выкрашен медянкой и декорирован золочеными звездами. В позднеклассицистических формах архит. Спарро был сооружен корпус 7 (1847), каменная ограда на Флоровской горе (кон. 40-х - нач. 50-х гг.

http://pravenc.ru/text/1684559.html

Следующее свидетельство замены старых крепей на новые относится ко времени поселения в мон-ре кнг. Наталии Долгоруковой (1758), к-рая финансировала строительство 1-й каменной стены с 3 сторон обители и деревянных укреплений по нижней части горы. Никольско-Тихвинская трапезная церковь. Фотография. 2013 г. Никольско-Тихвинская трапезная церковь. Фотография. 2013 г. Адм. подчинение киево-печерскому архимандриту с сер. XVII в. обусловило связь развития архитектурного ансамбля К. м. со строительными программами лавры. План Киева 1695 г. отображает сходство композиционного решения ансамблей Вознесенского и Флоровского мон-рей. Вероятно, каменное строительство в К. м. не опережало подобную же застройку в границах Печерского местечка, принадлежавшего лавре, поэтому самая ранняя каменная трапезная церковь К. м. скорее всего была построена после появления аналогичных трапезных Никольской ц. Троицкого Больничного мон-ря и Покровской ц. Вознесенского Печерского, возведенных между 1695 и 1700 гг. Нижний и верхний алтари Флоровской трапезной церкви были освящены соответственно во имя ап. Иоанна Богослова и св. блгв. кн. Александра Невского. Масштабное строительство 2-й пол. XVIII в. связано в обители с постригом кнг. Наталии Долгоруковой. В 1758 г. наряду с финансированием строительства ограды она позаботилась о ремонте трапезной церкви и об устройстве там престола мучеников Флора и Лавра (1759), которого не было в мон-ре со времени возведения Вознесенской ц., к-рая заменила главный храм обители, пострадавший от пожара 1718 г. Престол был освящен на месте бывш. Александро-Невского придела; в 1819 г. Флоро-Лаврский престол был перенесен на нижний этаж, а вверху устроен придел в честь Тихвинской иконы Божией Матери. С тех пор за трапезной церковью закрепилось название Флоро-Лаврской, которое употреблялось даже после перенесения этого престола в 1844 г. в боковой придел Казанской ц. Место алтаря мучеников Флора и Лавра нек-рое время использовалось под ризницу. В 50-х гг. XIX в. там был устроен придел свт. Николая Мирликийского и трапезная церковь стала называться Никольско-Тихвинской. После пожара 1811 г. архит. Меленский, восстанавливая храм, сохранил его барочную стилистику. Помещение собственно трапезной под прямым углом примыкает к одноглавому храму с 5-гранной апсидой.

http://pravenc.ru/text/1684559.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010