На содержание оного с священно- церковно-служителями определено жалованье против Московского Архангельского Собора с прибавочными по росписи 1764 года. По Именному же Государыни Императрицы ЕКАТЕРИНЫ АЛЕКСЕЕВНЫ II 1786 года Апреля 10 Указу определено ежегодно по 2.058 рублей, да сверх того по Именному Её же 1787 года 15 Марта Указу на ризницу по 300 рублей, и назначено здесь быть главному народному училищу всей Киевской Губернии. (2) ЦЕРКОВЬ каменная во имя Воскресения Лазарева; (3) ЦЕРКОВЬ во имя Воскресения Христова при доме Митрополичьем деревянная. К Киево-Софийскому собору принадлежал ещё ныне уже вовсе упразднённый Трёхсвятительский монастырь. См. о нём в своём месте. Киево-Флоровский Вознесенский монастырь См. Вознесенский Флоровский. Клабуков Николаевский монастырь Мужской заштатный, находящийся Тверской губернии при городе Кашине, когда построен, неизвестно; однако же, существовал он ещё в начале XV века; ибо в оном столетии Преподобный Макарий Колязинский в нём был пострижен. В нём строения: 1) Соборная ЦЕРКОВЬ каменная во имя Живоначальной Троицы, с приделом Святителя Николая и с трапезой. Построена в 1684 году от доброхотных дателей; 2) ЦЕРКОВЬ каменная на святых воротах во имя Покрова Пресвятой Богородицы; 3) ЦЕРКОВЬ каменная тёплая Макария Колязинского; 4) КЕЛЬИ братские каменные; 5) монастырь обнесён каменной ОГРАДОЙ на 196 саженях с тремя башнями. Сему монастырю дана от удельного Князя Юрия Ивановича в 1512 году межевая грамота и приписных к оному крестьян было 221 душа. По Штатам же Духовным в 1764 году оставлен на своём содержании с настоятельством Строительским, которое и доныне продолжается. Кленовская пустынь Мужская, в 1764 году упразднённая. Находилась прежде в Вологодской, а ныне Новгородской Епархии в Кирилловском уезде расстоянием от города Кириллова к северу в 36, от Новгорода в 605 вёрстах. В ней ныне находятся: 1) ЦЕРКОВЬ деревянная во имя С. Николая; 2) ЦЕРКОВЬ деревянная во имя св. Мученицы Параскевы нареченной Пятницы. Приходских дворов 55, земли 94 десятины. Климентовский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

82 «Прасковья Алексеевна Муханова. (По воспоминаниям приходского священника Н. Миловского)». М., Типотр. Г, Лисснера и А. Гешеля. 1899. 85 «Прасковья Алексеевна Муханова». По воспоминаниям приходского священника Н. Миловского. М.,Типор. Г. Лиснера и А. Гешеля. 1899. 88 Питсьмо преподобного Парфения к Т.А. Мухановой с сестрами. Государственный исторический музей, отдел письменных источников, фонд 117, единица хранения 238, лист 61. 90 Государственный исторический музей. Отдел письменных источников: Фонд 117, единица хранения 295, лист 1–4. 92 Протоиерей Н. Флоринский «Филарет митрополит Киевский и иеросхимонах Парфений», Журнал «Душеполезное чтение», 1897, ч. 3, с 543-М5. Николай Иванович Флоринский учился в 1845 1849 годы (выпуск 1849 года, курс IV) вместе с духовным сыном Парфения Иоанникием (Рудневым), будущим митрополитом Киевским, и тоже мог быть в то время духовным сыном Парфения. 96 Приводится (в сокращении) по книге: «Возобновители Новгородского Юрьева монастыря, архимандрит Фотий и Графиня Анна Алексеевна Орлова», Новгород. Тип. М.О. Селиванова. 1908. 98 Г. С. Ш. Старая Москва. II графиня Анна Алексеев на Орлова-Чесменская», Москва. Синодальная Типография. 1915, с, 20. (Г. С. Ш. – так, неполным именем подписывал свои труды граф Сергей Шереметев). 100 Г. С. Ш. Старая Москва. II графиня Анна Алексеев на Орлова-Чесменская», Москва. Синодальная Типография. 1915, с, 28. (Г. С. Ш. – так, неполным именем подписывал свои труды граф Сергей Шереметев). 102 «Возобновитеи Новгородского Юрьева монастыря, архимандрит Фотий и Графиня Анна Алексеевна Орлова». Новгород, Тип. М.О.Селиванова. 1908, с. 49. 103 Келейное Евангелие графини А.А. Орловой-Чесменской храниться в Великом Новгороде в Новгородском Государственном объединенном музее-заповеднике. Главная Опись, 11, 1904 г. 111 Биография Парфении частично спечатана с биографического очерка О. Крайней из книги «Капли из океана», сборник стихов игуменьи Киево-Флоровского монастыря Парфении (Адабаш). Издание Свято-Вознесенского Флоровского монастыря, Киев, 2004; и приводится по книге Ф.А. Маниковского «Истрорически-статистическое описание Киево-Флоросвкого Вознесенского женского монастыря». Киев, 1894.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Kievs...

Патриарх Кирилл выразил соболезнование в связи с убийствами священника и монахини в Киеве 29 июля, 2015. Новостная служба Особенную озабоченность вызывает тот факт, что злодейские убийства священника и инокини совершены в то самое время, когда продолжаются захваты храмов Украинской Православной Церкви 29 июля. ПРАВМИР. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил соболезнование Предстоятелю Украинской Православной Церкви в связи с трагической кончиной клирика Киевской митрополии иерея Романа Николаева и насельницы Флоровского Вознесенского монастыря инокини Алевтины. Текст соболезнования опубликован на официальном сайте Московского Патриархата : Его Блаженству Блаженнейшему Онуфрию, митрополиту Киевскому и всея Украины Ваше Блаженство! С глубоким прискорбием узнал о трагической кончине клирика Киевской митрополии иерея Романа Николаева и насельницы Флоровского Вознесенского монастыря инокини Алевтины. Особенную озабоченность вызывает тот факт, что злодейские убийства священника и инокини совершены в то самое время, когда продолжаются захваты храмов Украинской Православной Церкви, а в общественном пространстве звучат ложные обвинения и угрозы в адрес ее священнослужителей, монашествующих и мирян. Надеюсь на то, что правоохранительными органами будет осуществлено объективное и тщательное расследование совершенных преступлений, а виновные в них будут найдены и привлечены к надлежащей ответственности. Молюсь о том, чтобы Господь упокоил новопреставленных рабов Своих в селениях праведных, укрепил в нынешних испытаниях Украинскую Православную Церковь и сохранил от всякого зла тех, кто избрал жизнь, посвященную служению Ему. Прошу передать мои глубокие соболезнования семье убиенного иерея Романа и настоятельнице Флоровской обители игумении Антонии с сестрами. С любовью о Господе, +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-vyiraz...

Пожар на Подоле 1811 г. погубил эту келью и подтвердил пророчество старца. Из-за слухов, что монастырь восстанавливаться не будет, сестры ушли в Воронеж, но, получив известия о восстановлении обители и приглашение в нее, вернулись в Киев и привезли с собой гроб свт. Тихона. По прошествии времени новая келья сестер сгорела, и им вновь довелось снять жилье за городом. Однажды в Лавре м. Елену встретил знакомый ей знатный житель Воронежа. Он уговорил Киевского митрополита Серапиона помочь двум инокиням получить новую келью в монастыре. Но прямым исполнителем просьбы стал уже преемник владыки Серапиона – митрополит Евгений (Болховитинов) , дальний родственник м. Елены. Так окончились многолетние испытания – клевета, скитания, нищета, голод, жизнь вдали от желанных обителей, – все, что подвижница претерпела со смирением и верой. В 1834 г. прп. Елена почила. Согласно завещанию, ее похоронили во гробе свт. Тихона. Этот примечательный факт был указан в эпитафии на надгробной плите. В 1890 г. со слов флоровской старицы-инокини Евгении Ткачевой было составлено и издано жизнеописание прп. Елены (недавно опубликованы и дополнительные данные о подвижнице). В 1913 г. над могилой прп. Елены установили застекленную сень. Память подвижницы почиталась служением заказных панихид. На стыке 80-90-х гг. ХХ в. внутри сени была установлена икона прп. Елены письма Алексея Суровикина. В 2009 г. мощи прп. Елены обретены и перенесены в Вознесенский собор монастыря. 9 июля 2009 г. Свящ. Синод УПЦ принял решение о канонизации прп. Елены, 17 авг. того же года мощи подвижницы были обретены и перенесены в Вознесенский собор монастыря, 8 окт. состоялось ее торжественное прославление в лике святых. В нач. XIX в. в обители приняла постриг и 9 лет подвязалась блаженная Ирина Зеленогорская (Лазарева, †22 апреля 1843 г.) – духовная дочь прп. Серафима Саровского, ставшая по его благословению основательницей женского монастыря в честь иконы Спаса Нерукотворного в Зеленых горах Нижегородской губернии (была из числа 1-х насельниц Дивеевской Мельничной девической общины, 3-й по счету ее настоятельницей).

http://azbyka.ru/palomnik/Вознесенский_(...

В Сибири у Ивана и Наталии Долгоруких родились дети, однако к скорбям Наталии Борисовны прибавилось то, что Иван Алексеевич, заведя знакомства, как-то по неосторожности помянул недобрым словом в разговоре с ненадежными людьми императрицу Анну Иоанновну. Последовал донос, после жестоких и продолжительных пыток в Тобольске Иван был доставлен в Шлиссельбург, где продолжилось следствие, определившее судьбу других членов семейства, а затем был жестоко казнен в Нижнем Новгороде. По преданию, бывший щеголь и мот, Иван Алексеевич в смерти явил необыкновенную силу характера. В муках он славил и призывал Бога, как разбойник на кресте, уповая на Его милосердие. А его вдова, которой предстояло в одиночестве нести тяготы ссылки, ни единым словом не упрекнула его, а наоборот, подчеркивала: «Во всех злополучиях я была своему мужу верна и теперь скажу сущую правду, что, будучи во всех бедах, никогда не раскаивалась, для чего за него пошла» . Ей даже не сообщили о казни супруга. Ивана Алексеевича уже не было в живых, а она еще долго ожидала ответа на свое прошение – дозволить ей быть рядом с ним, какова бы ни была его участь. Лишь в 1741 году, при вступлении на престол Елизаветы Петровны, Наталии Борисовне Долгорукой было разрешено вернуться из ссылки. Ей вернули свободу, прежнее ее звание и милость, но императрица напрасно надеялась видеть ее среди придворных дам. Наталия Долгорукая жила почти затворницей, выезжая лишь из вежливости по приглашениям и весьма неохотно. Несчастья ее не закончились. Один из ее сыновей, слабый здоровьем, умер в юности, а когда другой вырос, она без колебаний оставила свет и удалилась в Киевский Флоровский монастырь, где, будучи 45 лет от роду, приняла постриг с именем Нектария, а спустя 14 лет – и великую схиму. Свято-Вознесенский Флоровский монастырь в Киеве Сохранилась красивая легенда, будто перед пострижением Наталия Долгорукая бросила в воды Днепра свое обручальное кольцо, которое хранила как память о муже. Ее не оставляли без внимания. Необычайная судьба ее привлекала к ней сочувствием множество людей, а ее внук Иван Михайлович Долгорукий на всю жизнь сохранил воспоминания о глубоком мире, который всегда царил вокруг нее.

http://pravoslavie.ru/39153.html

В 1757 г. в обители приняла постриг с именем Нектарии и до самой кончины в 1771 г. жила княгиня Наталия Долгорукова. Дочь сподвижника Петра I фельдмаршала Бориса Шереметьева, она родилась в г. Лубнах в 1714 г. В 1729 г. Наталия была обручена с другом Петра II князем Иваном Алексеевичем Долгоруковым. Вскоре Петр II умер, и на престол взошла Анна Иоанновна, а Долгоруковы оказались в опале. Многие советовали Наталии расторгнуть помолвку, но девушка, по искренней любви к Ивану Алексеевичу и по совести («честная ли это совесть, когда он был велик, так я с радостью за него шла, а когда он стал несчастлив, отказать ему»), вступила с ним в брак (1730). На следующий день после венчания, супругов известили о ссылке. В Сибири у них родились дети Михаил (1731) и Димитрий (1738). Перед рождением младшего, Ивана Алексеевича увезли в Новгород, где в 1739 г. четвертовали. С разрешения царицы в 1740 г. Наталия поселилась в Москве и посвятила себя воспитанию детей. Когда старший сын поступил на военную службу и женился, она удалилась во Флоровский монастырь, а младший сын поселился в Киево-Печерской Лавре. В 1767 г. м. Нектария описала для сына Михаила и его жены свою жизнь с детства до приезда в Сибирь, а также приняла схиму. В 1769 г. на руках подвижницы умер тяжело больной сын Димитрий. Его похоронили у входа в Успенский собор Лавры. Там же впоследствии было предано погребению и тело м. Нектарии. В 1810 г. внук Иван Михайлович напечатал ее «Своеручные записки», которые сделали княгиню 1-й мемуаристкой России и неоднократно переиздавались. «Не хвалюсь своим терпением, но от милости Божией похвалюсь, что Он мне дал столько силы, что я перенесла… Невозможно бы человеку смертному такие удары понести, когда не свыше сила Господня подкрепляла… Я доказала свету, что я в любви верна: во всех злополучиях я была своему мужу товарищ… Во всех бедах, никогда не раскаивалась, для чего я за него пошла… Не тужу, что мой век пропал, но благодарю Бога моего, что Он мне дал знать такого человека, который того стоил, чтоб мне за любовь жизнью своею заплатить», – писала м. Нектария. Подвиг ее жертвенной любви воспели в стихах Кондратий Рылеев, Иван Козлов (в его поэме о княгине отражено предание, что перед постригом она бросила венчальное кольцо в Днепр), Николай Некрасов (поэма «Русские женщины»: «Пускай долговечнее мрамор могил,/Чем крест деревянный в пустыне,/Но мир Долгорукой еще не забыл,/а Бирона нет и в помине»).

http://azbyka.ru/palomnik/Вознесенский_(...

В повести рассказывается, что во время " варварского нахождения " на Православие весь русский народ встал на молитву. Тогда же " дивный нагоходец праведный Василей " (Блаженный), проводивший ночи в усердных тайных молитвах, в одну из ночей пришел к соборной церкви, " идеже стояше самый чюдотворный образ Богоматери, еже есть икона Володимерьская, идеже чюдотворныия мощи почиваху святых великих русских святителей Петра и Ионы и прочих " . Он встал у закрытых северных дверей, и, " восхитися умом " , удостоился необычайного видения — " не яко во сне… но наяве истинно… " . Он увидел открывшиеся церковные врата и " чюдотворный образ Пречистая икона Владимерская, на своем месте стоя " . От иконы слышался глас: " Тако людие прогневаша безлобиваго Бога, яко Аз повелением Сына Своего с рускими чюдотворцы хощем изыти из града сего " , и тотчас внутри церкви послышался великий шум. Блаженный Василий и те праведники, которым Бог открыл духовные очи, созерцали страшное видение. Чудотворная икона Богоматери сошла со своего места; вся церковь наполнилась огнем, пламя выходило в двери и окна; потом огонь исчез. За этим видением последовали и другие. Некая слепая инокиня из Вознесенского монастыря, много лет проведшая в добродетельной жизни и достигшая глубокой старости, усердно молилась об избавлении от беды. Она сподобилась слышать и видеть " преславное чюдо " : внезапно услышала великий шум, " яко вихорь страшен " , и звон великий, как от многих кремлевских колоколов. Она была " восхищена некоим Божественным мановением " посреди монастыря и увидела открывшимися " мысленными " и одновременно " чювственными " очами, и " не яко во сне, но наяве " , как во Флоровские (Спасские) ворота Кремля идет " световидный собор достолепных муж во освященных одежах: многие митрополиты и с ними ины святителей и прочий священный собор и причет, — и с ними же зрится, якоже несом ими и самый чюдотворный образ Богоматери, и честныя кресты, и прочия святыя иконы… " , как будто действо на литии. Святители уходили с образом Богоматери из города во Флоровские ворота. Среди них инокиня узнала святителей Петра, Алексея, Иону, Леонтия Ростовского и с ними многих других святителей и чудотворцев — " якоже на иконах пишутся велицыи рустии собори " .

http://pravoslavie.ru/put/060602125917.h...

В Киеве умерла настоятельница Флоровского монастыря игумения Антония (Филькина) 19 апреля, 2018. Новостная служба По ее благословению монастырь помогал больницам, детским домам, тюрьмам и многим нуждающимся 19 апреля. ПРАВМИР. Отошла ко Господу настоятельница киевского Вознесенского Флоровского монастыря игумения Антония (Филькина). Она умерла 16 апреля после продолжительной болезни, сообщает пресс-служба Украинской Православной Церкви. Чин отпевания настоятельницы совершил Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий. Похоронили игуменью Антонию на территории Свято-Вознесенской Флоровской обители, которой она отдала 65 лет своей жизни. « Годы ее игуменства стали периодом расцвета обители после десятилетий атеистического лихолетья. Память о ней всегда будет храниться не только в сердцах сотен флоровских монахинь, но и у многих людей, которые находили у матушки Антонии духовное утешение и поддержку», – говорится в сообщении о ее смерти. Игуменья Антония родилась 27 сентября 1934 года, на праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, в селе Бояны Брянской области. В 1952 году она пришла на послушание во Флоровский монастырь и всю жизнь посвятила этой обители. Приняла пострил в 1972 году. В должности настоятельницы была утверждена в 1985 году. « Под руководством игуменьи Антонии прошли масштабные работы по восстановлению обители, реставрация храмов и корпусов. Ее стараниями было открыто несколько скитов. За годы ее игуменства постриг в обители приняла целая плеяда монахинь. Особой заботой матушки Антонии были дела милосердия. С ее благословения Флоровский монастырь обильно благотворив больницам, детским домам, тюрьмам и многим нуждающимся», – сообщает пресс-служба УПЦ МП. За свое служение Церкви игуменья Антония (Филькина) была удостоена многих церковных наград. Имела право ношения второго креста с украшением. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/v-kieve-umerla-nastoya...

19 ноября исполнилось 46 лет со дня блаженной кончины инокини Ольги (Качановской; † 19.11.1971), более 60 лет несшей подвиг юродства во Флоровском монастыре г. Киева. Ее имя ежедневно поминается в монастырских синодиках, в алтаре и на неусыпаемой Псалтири, круглосуточно читаемой насельницами этой древней киевской Свято-Вознесенской обители на Подоле. В этот день бывает особенно многолюдно у ее могилы на старинном Зверинецком кладбище, где покоится множество почивших флоровских монахинь и представителей киевского духовенства. Во Флоровском монастыре еще живы некоторые сестры, помнящие Христа ради юродивую Ольгу как прозорливую святую подвижницу. Память о ней живет и далеко за пределами Киева: блаженная молитвенно помогала многим паломникам, обращавшимся к ней из других городов Украины и России в тяжелое послевоенное время и в хрущевский период гонений на Церковь, указывала путь спасения, молитвами испрашивала исцеления тяжко больным. Блаженная Ольга Флоровская, Христа ради юродивая Нужно отметить, что в период атеистических гонений почти в каждом городе СССР появлялись всякого рода «блаженненькие», «Христа ради юродивые страннички» – на Украине их называли рабами Божими», – под видом сумасшествия обличавшие безбожный режим. Сегодня готовятся материалы для канонизации блаженной монахини Алипии (Авдеевой; † 1988), мощами почивающей в Голосеевском Покровском мужском монастыре – поблизости развалин этой обители в 1970-е годы стояла ее хижина; матушка Алипия прославилась многочисленными чудесами помощи Божией. Неизвестно, общались ли при жизни обе подвижницы, но наверняка знали друг о друге, и, возможно, блаженная Ольга, умирая в 1971 году, передала эстафету блаженной Алипии, которая последующие 17 лет снискала известность как духоносная старица и молитвенница за весь мир. Но доподлинно известно, что братия закрывшейся в 1961 году Киево-Печерской Лавры прибегала за советами к обеим старицам. Так, отбывший пятилетнее заключение в лагерях при Хрущеве монах Руф (Резвых; † 2009) рассказывал, что блаженные матушки пророчествовали ему тюремные испытания и последующую странническую жизнь без крыши над головой, «пока квартиры не дождешься». Отец Руф 18 лет после заключения жил в коморке общественного туалета возле Лавры и незадолго до открытия обители как ветеран войны – летчик-истребитель – получил однокомнатную «гостинку» на Оболони. О Флоровской инокине рассказывал неоднократно автору этих строк и настоятель Демеевского Вознесенского храма светлой памяти протоиерей Мефодий Финкевич († 2015), закончивший свою жизнь насельником Почаевской Лавры в день празднования иконы Почаевской Божией Матери. Он при жизни знал обеих подвижниц, а после их кончины молился Ольге и Алипии, испрашивая молитвенной помощи в различных сложных обстоятельствах.

http://pravoslavie.ru/108704.html

Травлю остановило вмешательство Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I, который, после обращения к нему игумении Анимаисы, вошел в переписку с Председателем Совета по делам Русской Православной Церкви при Совмине СССР. Описание [ править править код ] Усадьба обители протянулась с северо-запада на юго-восток, вдоль северо-восточного склона Замковой горы. На поперечной оси монастыря расположены его главные здания: в порядке с северо-востока на юго-запад, это – св. врата с 4-ярусной колокольней над ними, Вознесенский собор (в самом сердце обители), теплая Николо-Тихвинская церковь. Западнее последней, у подошвы крутого лесистого склона горы – Воскресенская церковь, в юго-восточной половине монастыря – храм Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Юго-восточнее Вознесенского собора – 1-этажный игуменский корпус. Другие постройки обители – 2-этажные корпуса келий. Каменное строительство в обители началось на стыке XVII-XVIII вв. с сооружения части нынешней Николо-Тихвинской церкви, а вскоре был возведен Вознесенский собор. Когда 9 июля 1811 г. Подол выгорел дотла, монастырь утратил деревянные строения, каменные сильно пострадали, при этом задохнулось много насельниц, укрывшихся в Вознесенском соборе (по разным источникам: 23, более 30, 40). Отстраивалась обитель преимущественно в камне. В 1740-1741 гг. над Св. вратами обители возвели колокольню (архивное дело 1744 г. упоминает ее как «звонницу муровану», но ряд историков утверждают, что каменным был лишь нижний ярус, а 2 верхних были деревянными). После пожара 1811 г. колокольню перестроил (по одним данным – вновь возвел на старых фундаментах, по иным – заменил сгоревшие деревянные ярусы каменными) в стиле классицизма зодчий Андрей Меленский (в литературе указаны разные даты: 1817-1818, 1821). По состоянию на 1682 г. обитель имела 2 деревянные церкви – св. мч. Флора и св. мч. Лавра. На плане Киева 1695 г. показан один деревянный храм, сгоревший при городском пожаре 1718 г. (архивные данные 1759 г. указывают, что он имел приделы Вознесения Господня и св.

http://azbyka.ru/palomnik/Вознесенский_(...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010