– После заключения Переяславского договора 1654 года и воссоединения Украины с Россией царское правительство предоставило самым большим украинским монастырям, в частности и Лавре, жалованные грамоты, средства, земли и имения. Лавра стала «ставропигионом царским и патриаршим московским». В течение почти 100 лет (1688–1786) архимандриту Лавры было дано первенство перед всеми русскими митрополитами. Кроме того, в конце XVII – начале XVIII веков хозяйство Лавры достигло наибольших размеров. В XVII веке в Лавре были проведены большие ремонтно-реставрационные и строительные работы. Архитектурный ансамбль пополнился каменными церквями: святого Николая в Больничном монастыре, над пещерами появились Аннозачатиевская, Рождества Богородицы и Крестовоздвиженская церкви. Весьма активной в этот период была и социальная, благотворительная деятельность обители. Старая открытка с видом на Киево-Печерскую Лавру      – Некрополь Лавры является одним из самых крупных христианских некрополей Европы. Какие исторические и государственные деятели похоронены в Лавре? – Действительно, в Лавре сложился уникальный некрополь. Древнейшие части его начали формироваться уже во второй половине века. Первым документально зафиксированным захоронением в Великой церкви стало захоронение сына варяжского князя Шимона (в крещении Симона). В земле святой обители, в ее храмах и пещерах почивают выдающиеся иерархи, церковные и государственные деятели. Например, здесь покоятся первый Киевский митрополит Михаил, князь Феодор Острожский, архимандриты Елисей (Плетенецкий), Иннокентий (Гизель). У стен Успенского собора Лавры находилась могила почившей в 1771 году Наталии Долгоруковой (в монашестве – Нектарии), дочери сподвижника Петра Великого, генерал-фельдмаршала Б.П. Долгорукова. Этой самоотверженной и прекрасной женщине известные поэты посвящали стихи, о ней ходили легенды. Она была щедрой благотворительницей Лавры. Также здесь похоронен выдающийся военачальник Петр Александрович Румянцев-Задунайский. Он сам завещал похоронить себя в Киево-Печерской Лавре, что и было исполнено у клироса соборной Успенской церкви. В Крестовоздвиженском храме похоронен выдающийся церковный деятель митрополит Флавиан (Городецкий), сыгравший значительную роль в жизни Лавры. В 1911 году земля обители приняла останки выдающегося государственного деятеля Петра Аркадьевича Столыпина. Весьма символично, что рядом с Лаврой, в храме Спаса на Берестове (это древний город, который был летней резиденцией Киевских князей), похоронен основатель Москвы князь Юрий Долгорукий.

http://pravoslavie.ru/79300.html

Во 2-й пол. XIX в. П. м. был небольшим, здесь проживали миссионеры архимандриты Палладий (Кафаров), Флавиан (Городецкий) , иеромонахи Алексий (Виноградов) и Николай (Адоратский) . Еп. Ревельский св. Николай (Касаткин) после встречи в 1896 г. с главой 17-й миссии архим. Амфилохием (Лутовиным) отметил в дневнике: «Печальный рассказ о Пекинской духовной миссии. Ничего там нет…» ( Николай Японский, св. Дневники/Сост.: К. Никамура. СПб., 2004. Т. 3. С. 490). К нач. 1902 г. П. м. продолжал «на бумаге существовать» как «монастырь, с широкими правами, как бы лаврскими, которого настоятель считался в идее начальником миссии». Но «архимандрит не мог бы даже и воспользоваться широкою самостоятельностью монастыря, в идее рассчитанного на управление епископом» (Американский правосл. вестн. 1902. 5. С. 114). Церковь во имя Всех св. мучеников Китайских. 1903 г. Фотография. Нач. XX в. Церковь во имя Всех св. мучеников Китайских. 1903 г. Фотография. Нач. XX в. Новый этап развития П. м. связан с деятельностью главы 18-й миссии архим. Иннокентия (Фигуровского) . В нач. марта 1897 г. он прибыл в Пекин и в первую очередь «не без труда» ввел в Успенской ц. обязательные ежедневные богослужения на кит. языке. Современники отмечали, что «при довольно стройном пении поют, по-прежнему за небольшое вознаграждение, окончившие учение в миссионерской школе и школьники,- богослужение на родном языке весьма благотворно влияет на китайцев и привлекает многих в церковь… теперь наша церковь бывает полна и в воскресные дни, а в большие праздники не вмещает всего числа молящихся» (РНБ ОР. Ф. 1457. Оп. 1. Д. 218. Л. 5 об.- 6 об.). Архим. Иннокентий полагал, что П. м. «необходимо преобразовать в общежительный», «чтобы он существовал не по имени, как было доселе, а имел хотя бы небольшое число братии». Успенская трапезная церковь в Пекине (кафедральный собор Пекинской епархии). 1902 г. Разрушена во 2-й пол. 50-х гг. ХХ в. Успенская трапезная церковь в Пекине (кафедральный собор Пекинской епархии). 1902 г. Разрушена во 2-й пол. 50-х гг. ХХ в. Предпринятые архим. Иннокентием усилия начали приносить благие плоды, однако события (1899-1901), связанные с восстанием ихэтуаней (см.: Китайские мученики ), нанесли тяжелый удар по Российской духовной миссии. П. м. был разрушен, большинство правосл. китайцев, проживавших рядом с обителью, убиты. После подавления восстания ихэтуаней в 1901 г. архим. Иннокентий выехал в С.-Петербург для решения вопросов дальнейшего развития Православия в Китае. Правительство поддержало идею сохранения обители и миссии, выделило дополнительные средства на их содержание. 3 июня 1902 г. архим. Иннокентий был хиротонисан во епископа Переславского, викария Владимирской епархии, с поручением окормления православных Китая, Монголии и Тибета и вскоре вернулся в Пекин. С первых дней миссионеры занялись восстановлением обители.

http://pravenc.ru/text/2579900.html

Граффити в пещерной церкви во имя арх. Михаила Граффити в пещерной церкви во имя арх. Михаила В нояб. 1913 г. митр. Флавиан (Городецкий) получил от киевского генерал-губернатора письмо с просьбой об освящении церкви на Зверинце. Под церковью подразумевался деревянный дом, построенный на склоне над пещерами. В резолюции на это письмо митрополит поручал преосвященному Никодиму «22 ноября 1913 года... осуществить освящение храма, с зачислением его и пещер к Киево-Печерской лавре, которые ей должны быть переданы (формальным порядком), хотя бы временно и на арендных правах, чтобы лавра была там полноправным и единственным хозяином» (Там же. Л. 69). 1 дек. 1913 г. еп. Чигиринский Никодим (Кротков) освятил ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы (Там же. Л. 71). В марте 1914 г. был освящен придел во имя свт. Иоасафа Белгородского. Пещерная церковь во имя арх. Михаила. Фотография. 2013 г. Пещерная церковь во имя арх. Михаила. Фотография. 2013 г. В февр. 1914 г. в письме киевскому генерал-губернатору имп. Николай II Александрович выразил благодарность всем работникам «Зверинецкого дела», наградив их иконой Спаса Вседержителя и напрестольным крестом. Царские дары были размещены в Успенском соборе Киево-Печерской лавры, а 23 апр. 1914 г. перенесены в ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы. Весной 1915 г. кн. Жевахов обратился в Киевскую духовную консисторию с просьбой разрешить именовать образ Богородицы, обнаруженный в пещере, Зверинецкой иконой Божией Матери . В июне был получен ответ: «Духовная Консистория сообщает, что указом Синода от 24 апреля за 5333 вследствие прошения позволяет именовать изображение Божией Матери Зверинецкою иконою Божьей Матери». После полученного разрешения икону на металлической пластине украсили дорогим обрамлением и укрепили над царскими вратами иконостаса ц. Рождества Пресв. Богородицы. От иконы были зафиксированы чудеса (Там же. Д. 312. Л. 191). В 1934 г., после разорения скита и уничтожения храма, икона исчезла. Неопознанные мощи в Зверинецком мон-ре (т. н. Алтарная улица)

http://pravenc.ru/text/1684563.html

К 1719 г. в Г. м. находилось 5 деревянных келий, окруженных деревянной оградой с рубленой колокольней над св. вратами, к 1763 г.- каменные шатровая колокольня близ собора, хлебопекарня, ограда со св. вратами и 4 башнями. В 1835 г. по инициативе архим. Петра (Каменского) под колокольней был устроен храм во имя вмч. Феодора Стратилата. В нач. XX в. близ Александро-Невского храма по проекту архит. А. К. Никитина была построена 2-я колокольня в 4 яруса; на средства московских купцов Е. А. и Е. И. Козловых - 3-этажный каменный корпус с трапезной и ц. во имя вмч. Пантелеимона (освящена 14 окт. 1908). К 1917 г. в Г. м. кроме храмов и 2 колоколен находилось 5 братских корпусов, обитель окружала каменная ограда с угловыми башнями. Святыни В иконостас Феодоровского собора входили почитаемые Феодоровская икона Божией Матери «в чюдесех» и образ св. кн. Александра Невского с частицей мощей. В 1830 г., во время эпидемии холеры, при настоятеле иером. Флавиане Феодоровскую икону принесли из Г. м. в г. Балахну. Вскоре эпидемия прекратилась, а монастырский образ стал почитаться чудотворным. С этого времени ежегодно во время Петровского поста из Городца в Балахну совершался крестный ход с монастырскими святынями - Феодоровской иконой и образом св. кн. Александра Невского (с 1869/70 крестные ходы совершались уже по неск. уездам Нижегородской губ.). Просветительская и благотворительная деятельность Интерьер собора в честь Феодоровской иконы Божией Матери. Фотография. Нач. XX в. (ГИМ) Интерьер собора в честь Феодоровской иконы Божией Матери. Фотография. Нач. XX в. (ГИМ) К сер. XIX в. Г. м. стал центром духовного просвещения. Проживавший в 1833-1845 гг. в Г. м. на покое миссионер архим. Петр (Каменский) организовал т. н. школу стариков, в к-рой братия изучала творения отцов Церкви, античных философов. Он пополнял монастырскую б-ку книгами из своего собрания, оказывал мон-рю материальную помощь. Архим. Петр был погребен за алтарем Феодоровского собора. В 1867 г. при Г. м. по ходатайству настоятеля иером. Феодосия было открыто уч-ще для малолетних послушников и сельских детей. За обучение крестьянских детей взималась плата 10 р. в год. Почетное звание попечителя уч-ща было присвоено балахнинскому купцу 2-й гильдии И. К. Лазутину, к-рый внес на его первоначальное обзаведение 125 р. и обязался жертвовать ежегодно по 100 р. По ходатайству Лазутина, указом Нижегородской духовной консистории от 31 июля 1867 г. 2-классное уч-ще было наименовано Александро-Невским.

http://pravenc.ru/text/166241.html

В 1901 г. поступил в КДА. Избрал для углубленного изучения историческую группу предметов. 6 авг. 1904 г. обратился к ректору КДА еп. Платону (Рождественскому) с просьбой о монашеском постриге. 24 авг. 1904 г. наместник КПЛ архим. Антоний (Петрушевский) с согласия Киевского митр. Флавиана (Городецкого) совершил постриг о. Нестора с наречением ему имени Назарий в Никольской ц. лаврского Больничного мон-ря (НА Грузии. Ф. 489. Оп. 1. Д. 65141. Л. 72). В 1905 г. иером. Назарий подал в Совет КДА канд. дис. «Грузинская Церковь от ее происхождения до установления в ней автокефалии» (рукопись сохранилась в ИР НБУВ. Ф. 304. Дис. 1861), которая получила положительные отзывы проф. прот. Ф. И. Титова и проф. А. В. Розова (Извлечение из журналов... 1905. С. 383-387). Груз. писатель А. Гацерелия в б-ке Тбилисского гос. ун-та изучал соч. иером. Назария «Каппадокийская богословская школа» (ныне утрачено), к-рое считал его дипломной работой ( Асатиани. 1995. С. 6). 3 июня 1905 г. определением Совета КДА (утверждено резолюцией Киевского митр. Флавиана (Городецкого) от 15 июня 1905 г.) получил степень кандидата богословия с правом получения степени магистра без новых испытаний (Извлечение из журналов... 1905. С. 501-504). Определением Синода от 19 окт.- 5 нояб. 1905 г. назначен преподавателем гомилетики и соединенных с ней предметов в Волынской ДС (находилась в Житомире) (ЦВед. 1905. 47. С. 513). С 3 окт. 1907 г.- смотритель Клеванского ДУ (в мест. Клевань, ныне поселок Ровенского р-на и обл., Украина) (ЦВед. 1907. 42. С. 379). 6 мая 1908 г. награжден наперсным золотым крестом. 10 мая 1910 г. возведен в сан игумена (НА Грузии. Ф. 489. Оп. 1. Д. 65141. Л. 72). 17 нояб. 1911 г. уволен от духовно-учебной службы и был переведен на служение на родину, в Грузинский Экзархат Русской Православной Церкви : его назначили настоятелем муж. мон-ря Натлисмцемели во имя св. Иоанна Предтечи в пуст. Гареджи (ЦВед. 1911. 48. С. 389). 1 дек. 1911 г. возведен в сан архимандрита (ДВГЭ. 1911. Вып. 24. С. 8).

http://pravenc.ru/text/2564632.html

27. Никодим (Ротов) 1963–1978 (Ленинградский). 28. Антоний (Мельников) 1978–1986 (Ленинградский). 29. Алексий (Ридигер) 1986–1990 (Ленинградский). 30. Иоанн (Снычев) 1990–1995. 31. Владимир (Котляров) с 1995 г. в) митрополиты Московские 1. Иосиф (Волчанский) 1742–1745 (архиепископ). 2. Платон (Малиновский) 1748–1754 (архиепископ). 3. Тимофей (Щербацкий) 1757–1767. 4. Амвросий (Зертис-Каменский) 1768–1771 (архиепископ). 5. Платон (Левшин) 1775–1812 (1775–1787 гг. – архиепископ, с 1787 г. – митрополит). 6. Августин (Виноградский) 1818–1819 (архиепископ). 7. Серафим (Глаголевский) 1819–1821. 8. Святитель Филарет (Дроздов) 1821–1867 (1821–1826 гг. – архиепископ, с 1826 г. – митрополит). 9. Святитель Иннокентий (Вениаминов) 1868–1879. 10. Макарий (Булгаков) 1879–1882. 11. Иоанникий (Руднев) 1882–1891. 12. Леонтий (Либединский) 1891–1893. 13. Сергий (Ляпидевский) 1893–1898. 14. Священномученик Владимир (Богоявленский) 1898–1912. 15. Святитель Макарий (Невский) 1912–1917. 16. Святитель Тихон (Беллавин) 1917. 17. Сергий (Страгородский) 1934–1944. г) митрополиты Киевские 1. Варлаам (Ясинский) 1690–1707. 2. Иоасаф (Краковский) 1708–1718. 3. Варлаам (Вонатович) 1722–1730 (архиепископ). 4. Рафаил (Заборовский) 1731–1747 (1731–1743 гг. – архиепископ, с 1743 г. – митрополит). 5. Тимофей (Щербацкий) 1748–1757. 6. Арсений (Могилянский) 1757–1770. 7. Гавриил (Кременецкий) 1770–1783. 8. Самуил (Миславский) 1783–1796. 9. Иерофей (Малицкий) 1796–1799. 10. Гавриил (Бодони-Бонулеско) 1799–1803. 11. Серапион (Александровский) 1803–1822. 12. Евгений (Болховитинов) 1822–1837. 13. Филарет (Амфитеатров) 1837–1857. 14. Исидор (Никольский) 1858–1860. 15. Арсений (Москвин) 1860–1876. 16. Филофей (Успенский) 1876–1882. 17. Платон (Городецкий) 1882–1891. 18. Иоанникий (Руднев) 1891–1900 (первенствующий в Синоде с 1898 г.). 19. Феогност (Лебедев) 1900–1903. 20. Флавиан (Городецкий) 1903–1915. 21. Святитель Владимир (Богоявленский) 1915–1918 (первенствующий в Синоде с 1915 г.). 22. Антоний (Храповицкий) 1918–1924 (в РПЦЗ титул митрополита Киевского до † 1936 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В 1871 году нес обязанности инспектора классов и законоучителя Таврического епархиального женского училища, где безвозмездно преподавал географию и был духовником при архиерейском доме. 16 апреля 1873 года определен настоятелем Бахчисарайского Успенского скита. 6 июня того же года назначен членом Пекинской миссии. С апостольской ревностью в течение десяти лет проходил он здесь свое миссионерское служение. Прежде всего он с рвением занялся изучением китайского языка, как разговорного, так и письменного. Затем, по поручению начальника миссии, принял на себя труд перевода на китайский язык богослужебных книг и книг религиознонравственного содержания, составляя в то же время и самостоятельные сочинения, полезные для дела миссии. Много потрудился он и над приведением в порядок оставленных ему архимандритом Палладием материалов для китайско-русского словаря, впоследствии изданного. Помимо этих работ, ознакомившись с китайскими нравами и верованиями, он вел беседы с язычниками-китайцами. 2 января 1879 года назначен был начальником Пекинской духовной миссии и возведен в сан архимандрита. Благодаря его неусыпным трудам и стараниям, богослужение стало совершаться на китайском языке. Православная паства в Китае стала увеличиваться с каждым годом. В 1882 году архимандрит Флавиан был в Японии у епископа Николая для представления одного китайца к рукоположению в священный сан. Десятилетнее миссионерское служение, полное всяких невзгод и лишений, утомило, однако саоотверженного труженика, и он просил у Святейшего Синода необходимого отдыха. В 1884 году по возвращении в Россию был зачислен в число братии Александро-Невской Лавры. 2 февраля 1885 года хиротонисан во епископа Аксайского, вик. Донской епархии. (В БЭС т.1, стб.768, ошибочно указан год пребывания на этой кафедре 1880-й). С 29 июня 1885 года – епископ Люблинский, вик.Холмско-Варшавской епархии. С 14 дек.1891 года – епископ Холмский и Варшавский. Здесь он вел борьбу с воинствующим католицизмом, высоко держа знамя православия.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Их переписка началась в 1898 году, когда архиепископа Холмско-Варшавского перевели в Грузию, а епископ Люблинский остался в епархии, и закончилась в 1915 году. Сохранились всего лишь 135 писем Тихона к Флавиану, большая часть коих относится к американскому периоду жизни и деятельности святителя Тихона (1898–1907 гг.). К тому же десятилетию относятся другие публикуемые письма св. Тихона: к синодальному обер-прокурору Победоносцеву К.П. (1827–1907), к товарищу обер-прокурора Саблеру В.К. (1845–1929), директору Хозяйственного управления при Святейшем Синоде Остроумову П.И. (1839–1913), управляющему канцелярией Святейшего Синода Керскому С. В. (1831–1903), ректору Холмской духовной семинарии архимандриту Евлогию (1868–1946), ректору Одесской духовной семинарии архимандриту Анатолию (1863–1925), священнику Венедикту Туркевичу (1873–1928), выпускнику Таврической духовной семинарии 1902 года Коханику П. Ю. (1880–1969), российским послам в Вашингтоне Кассини А. П. (1835–1919) и Розену P. P. (1847–1921), также епископам Американской Епископальной Церкви Графтону Ч. Ч. (1830–1912) и Таттлу Д.С. (1837–1923) и пресвитерианскому миссионеру и чиновнику Джексону Ш. (1834–1909). В дополнение к этим документам перепечатываются письма, впервые опубликованные Глебом Викторовичем Петровым в журнале «Псков» [письма Тихона настоятелю Великолукского Троице-Сергиева монастыря игумену Аркадию (1848–1926)], Наталией Александровной Кривошеевой в «Вестнике ПСТГУ» [письма Булгакову П.И. (1859–1931)], в журнале «Американский православный вестник» и газете «Свет», также некоторые телеграммы. Поскольку настоящая публикация не является научной, постольку нами сохранены стилистические и орфографические особенности писем и телеграмм (написания с большой буквы, сокращения, подчеркивания, отточия и т.д.), документы-приложения не публикуются, церковные и пр. термины не разъясняются, сведения об упомянутых в письмах лицах приводятся выборочно. 1 Письмо Экзарху Грузии Флавиану (Городецкому) от 5 Сентября 1898 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Несмотря на подобного рода безотрадные явления, свидетельствующие о том, насколько дух времени проник в среду церковной молодежи, отец Амвросий деятельно выступал в деле вспомоществования материально необеспеченным студентам и состоял постоянным членом Общества вспомоществования нуждающимся воспитанникам Киево-Подольского духовного училища, также председателем совета Петропавловского попечи­тельства о недостаточных воспитанниках Киевской Духовной семинарии. В 1915 году за усердное служение на епархиальных послушаниях архимандрит Амвросий был награжден орденом Святого Владимира 3й степени. Архимандрит Амвросий отличался глубоким благочестием и смирением и был любим как учениками семинарии, так и священноначалием в лице митрополита Киевского и Галицкого Флавиана (Городецкого). Не раз под­нимался вопрос о хиротонии архимандрита Амвросия в сан епископа, но очень ценивший благочестивого священноинока и ревностного труженика на поприще подготовки юношей к церковному служению митрополит Флавиан каждый раз в таких случаях говорил: «Он мне нужен». Сам мит­ро­полит Флавиан был миссионером, подвижником, человеком, отличавшим­ся исключительным милосердием: он никому не отказывал в материальной помощи. В Киеве у него были назначены определенные дни для приема бедных, и к нему с утра стекался народ для получения щедрых пожертвований. Будучи сам благочестивым, он ценил благочестие и в своих сотрудниках. 22 октября 1918 года архимандрит Амвросий был хиротонисан во епископа Винницкого, викария Каменец-Подольской епархии. В 1922 году он был перемещен на кафедру Каменец-Подольскую и Брацлавскую, но здесь ему пришлось служить недолго. После окончания гражданской войны на Украине и образования обновленчества советские власти повели беспощадную борьбу с Православной Церковью. Обновленческий архиепископ Каменец-Подольской епархии Пи­мен (Пегов) предложил епископу Амвросию вступить в обновленческую организацию. Святитель отказался, о чем обновленцы сообщили в ОГПУ, и епископ был арестован. Его обвинили в том, что он будто бы укрывал бывших офицеров царской армии через рукоположение их в сан священни­ка. Обвинение не соответствовало действительности, так как люди, о ко­торых шла речь, давно уволились с военной службы и служили учителями. Избрав в советских условиях крестный путь священнослужителя, они выдержали экзамен для принятия сана и были рукоположены епископом Амвросием.

http://fond.ru/foto/1456/Aleksandr/

Новый ректор прибыл в Ардон 13 июня 1911 года и был торжественно встречен в Покровской церкви Семинарии корпорацией преподавателей и воспитанниками. Приезд совпал с торжественным актом по случаю окончания учебного года и еще одним весьма неординарным событием: семинарист-магометанин (!) выразил желание присоединиться к Православию. Ректор сам совершил перед литургией Таинство Крещения, а после отпуста произнес первую в новой должности речь. Так начался ардонский год жизни будущего семиреченского и верненского епископа. Этот год не затерялся для нас в огромном потоке событий жизни Русской Православной Церкви того времени, в скоплениях имен и судеб, благодаря сохранившимся шести письмам отца Пимена своему духовному отцу митрополиту Киевскому Флавиану (Городецкому). Кое-что добавила хроника церковной жизни периодически публикуемая во «Владикавказских епархиальных ведомостях». Первое ардонское письмо митрополиту Флавиану: «Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыко, Милостивый Архипастырь и Отец. Прежде всего, поздравляю Вас с Монаршим вниманием и милостью. Да усладят они труды Ваши, да дадут Вам сил еще много лет трудиться на благо нашей Матери Св[ятой] Церкви Православной. Радуюсь тому, что удостоилась царского посещения моя вторая купель – Киево-Печерская Лавра. Да не оскудевают в ней разного рода православные поклонники и да не перестанет она быть источником воды живой для русского народа. Печалюсь, однако, как и все русские люди, что светлые киевские дни омрачились неожиданным злодеянием, стоившим жизни одного из первейших слуг Царя. Дай Бог поскорее успокоиться взволнованному русскому народу и найти в руководители достойного заместителя Столыпину. Молитвами Вашего Высокопреосвященства работаю в Ардонской Семинарии с 13-го июня. Страна здесь по условиям существования в ней и по окружающему Семинарию населению очень похожа на Урмию: та же отдаленность от культурного и промышленного центра края; та же дикость и вместе красота природы; те же выступления осетин (как и мусульман Урмии) против русского влияния. Тем не менее, удалось кое-что сделать. Прежде всего, удалось собрать вокруг себя преподавателей. Их немного, потому что свободны кафедры Гражданской, Церковной истории, древних языков, Св[ященного] Писания Ветхого Завета и философских предметов; но и те преподаватели жили между собой немирно.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010